Что лучше антифриз или тосол для ваз 2112

Обновлено: 05.07.2024

Что лучше тосол или антифриз

Для поддержания температуры двигателя в заданных пределах и отвода излишков тепла используется специальная жидкость, некристаллизующаяся в мороз до -40°С и ниже. При обслуживании системы охлаждения перед владельцем автомобиля встает вопрос, что лучше — ТОСОЛ или антифриз и какому материалу отдать предпочтение. При подборе учитывают рекомендации изготовителя машины, при ошибочной заправке существует риск перегрева мотора.

Важность охлаждающих жидкостей в автомобиле

При сгорании топлива и работе двигателя часть тепловой энергии затрачивается на нагрев блока и головки цилиндров. Интенсивность теплоотдачи зависит от режима работы и температуры окружающей среды.

Чрезмерный перегрев вызывает нарушение работы системы зажигания и изменение зазоров между подвижными деталями, что приводит к заклиниванию силовой установки авто.

Для отвода излишков тепла используют жидкостный контур охлаждения с отдельным радиатором, центробежной помпой, термостатом и вентилятором с механическим или электрическим приводом.

Описание тосола

Описание тосола

Разновидности

Стандарт ГОСТ 28084-89 предусматривает выпуск нескольких разновидностей материала:

  • концентрата ОЖ-К, или А, предназначенного для разведения дистиллированной водой в требуемой пропорции;
  • раствора ОЖ-40, или А40 (температура кристаллизации -40°С);
  • модификации ОЖ-65, или А65, для регионов Крайнего Севера (отличается сниженной до -65°С температурой замерзания);
  • версия ОИЗ, применяемая для смазки рабочей зоны в металлорежущем оборудовании (не имеет ничего общего по составу и свойствам с автомобильными материалами).

Состав и свойства

В состав раствора входят этиленгликоль, дистиллированная вода и комплекс присадок для снижения скорости коррозии и предотвращения образования в материале пены (для ускорения процедуры заправки в конвейерном режиме). Мелкие компании часто производят материал по собственным техническим условиям, вводя корректировки в оригинальную рецептуру (снижающие себестоимость и характеристики).

Состав и свойства

Характеристики и особенности

Особенностью материала является способность находиться в жидком состоянии в широком диапазоне температур.

Раствор отличается повышенной теплоемкостью, позволяющей отводить излишки тепла от деталей двигателя.

Дополнительным преимуществом является низкий коэффициент объемного расширения при кристаллизации (около 1,5%), затвердевшая жидкость не разрушает патрубки, радиатор и корпуса головки и блока цилиндров.

Характерный цвет

Краситель голубого цвета позволяет определять герметичность контура, а при деградации присадок оттенок меняется на зеленый, а затем на желтый, указывая на необходимость замены (средний срок службы составляет 2 года). Появление зеленого оттенка не является признаком деградации материала (наблюдается при прогреве до +95°С на протяжении 500-600 часов эксплуатации). Встречаются растворы низкого качества, в которых пигмент не меняет окраску в течение всего периода применения.

Характерный цвет

Какова температура замерзания и закипания тосола

Температура кипения жидкости около +110°С, а кристаллизация происходит при охлаждении до -40 или -65°С. При усиленном нагреве наблюдается быстрая деградация присадок, сопровождающаяся изменением цвета. При температуре +170°С материал теряет свойства за 4 часа (при нормальных условиях эксплуатации ресурс составляет от 600 до 1000 часов).

Описание антифриза

Тосол является разновидностью антифриза, поэтому материалы обладают рядом общих характеристик (устойчивостью к замерзанию, способностью выдерживать температуру более +100°С). Вещества отличаются низким коэффициентом температурного расширения, обеспечивающим сохранность охлаждающего контура при замерзании. В состав раствора входит этиленгликоль (изредка применяется пропиленгликоль), дистиллированная вода и присадки (для замедления процессов коррозии, противодействия вспениванию и кавитационному влиянию).

В состав растворов не вводятся специальные смазывающие присадки, повышенная текучесть обеспечивается гликолевой основой (правило верно как для антифризов, так и для тосолов).

Не предусмотрено разделение на зимние или летние сорта, температура кристаллизации зависит от соотношения спирта и воды. Поскольку этиленгликоль обладает повышенным удельным весом, то плотность раствора выше, чем у чистой воды.

Антифриз

Обязательные требования, предъявляемые к незамерзающим жидкостям для контуров охлаждения:

  • температура кипения — не менее +110°С при атмосферном давлении;
  • температура кристаллизации — не ниже -36°С для стандартных растворов и от -60°С для арктических;
  • сниженная вязкость и устойчивость к образованию пены в процессе автоматизированной заливки и подачи под давлением насосом;
  • химическая инертность по отношению к деталям силовых установок, изготовленным из серого чугуна или алюминиевых сплавов;
  • увеличенный срок эксплуатации (минимум 3 года или 60 тыс. км пробега).

Материалы принято разделять на категории по химическому составу присадок:

  • стандартные или традиционные, базирующиеся на солях неорганических кислот (например боратов или силикатов);
  • карбосиликатные, отличающиеся применением солей органических кислот;
  • гибридные, содержащие соли органических кислот с добавкой неорганических ингредиентов (силикатов и фосфатов).

Виды

Классификация

Единой мировой классификации антифриза не существует. Автомобильные концерны разрабатывают собственные рецептуры, которые могут иметь оригинальный состав или пересекаться с растворами других производителей. Кроме того, существуют национальные требования к характеристикам, которые могут не соответствовать нормативам изготовителей техники. Например, на территории РФ действует советский стандарт ГОСТ 28084-89, который не учитывается при сборке машин Volkswagen, Toyota или Hyundai на российских заводах.

Характеристики жидкостей по нормативам концерна VAG приведены в таблице.

КатегорияСостав присадокОсобенностиСрок эксплуатации
G11Силикатные соли неорганических кислотПри работе присадки оседают на стенках контура, обеспечивая защиту от коррозии, но ухудшая теплообмен.2 года
G12Карбоновые соли органических кислотОтличаются высокой теплоемкостью и способны устранять образовавшиеся очаги коррозии.до 5 лет
G12+ или 12++Гибридная (или лобридная) композицияПредотвращают формирование коррозии.до 5 лет
G13Аналогично G12+ или 12++Вместо ядовитого этиленгликоля в состав введен экологически безопасный пропиленгликоль.до 5 лет

Нормативы официально не публикуются, допуск на право использования антифриза в системе охлаждения дает автомобильный концерн.

Сторонние производители могут выпускать концентраты или готовые жидкости, соответствующие стандартам и получившие сертификат от лаборатории (информация указывается на этикетке).

Базовая смесь этиленгликоля с дистиллированной водой и присадками не имеет цвета, но для определения уровня раствора в компенсационном бачке и поиска места течи в состав вводят пигменты (желтый, зеленый или фиолетовый). Некоторые производители применяют добавки, флуоресцирующие при подсветке ультрафиолетовой лампой (позволяет обнаружить трещины на шлангах или трубках радиатора). Цвет не указывает ни на состав смеси, ни на ее физические характеристики.

Цвет

Температура

Температура кипения антифриза, зависящая от состава и концентрации присадок, находится в пределах +110…+115°С (в герметичных контурах с паровым клапаном значение может увеличиваться). Кристаллизация происходит при остывании до -40…-36°С (предлагаются специальные растворы для эксплуатации в арктических условиях, выдерживающие мороз до -65°С).

Где применяются жидкости и сроки использования

Растворы применяются в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания, установленных на гусеничной или колесной технике, а также на летательных аппаратах.

Рекомендации по типу и составу жидкости указываются производителем в технической документации.

Срок эксплуатации зависит от степени нагрева материала, при стандартных условиях применения замена производится через 2-3 года для силикатных составов и через 5 лет для карбоновых или лобридных. Информация о периодичности обслуживания указывается на этикетке или в инструкции к автомобилю.

Каким авто подойдет больше антифриз, а каким тосол

ВАЗ

Можно ли смешивать

В процессе эксплуатации автомобиля владелец может столкнуться с проблемой падения уровня (например из-за повреждения патрубка или сальников помпы). В этом случае необходимо долить жидкость с учетом химического состава, поскольку смешивание разнородных материалов приводит к образованию осадка, засоряющего трубки радиатора и ухудшающего теплообмен.

Допустимо ли смешивание антифриза одного цвета

При смешивании материалов одного цвета необходимо учитывать производителя и состав растворов. Бездумная доливка приводит к падению характеристик полученной смеси и риску образования нерастворимого осадка, вызывающего локальные перегревы и ухудшение условий циркуляции.

Смешивание антифриза

Допустимо ли смешивание жидкости разных цветов

Цветовая окраска раствора не влияет на химический состав, допускается смешивание материалов в соответствии с ним. Даже соединение раствора стандарта G-11 с российским тосолом может привести к падению температуры кипения и образованию взвесей или твердого осадка.

Допустимо ли смешивание антифриза с водой

Используемый в контурах раствор состоит из смеси антифриза и очищенной от солей воды (например, некоторые производители поставляют концентрат, который разводится в требуемой пропорции перед заливкой). Допускается введение дополнительной порции дистиллированной воды вместо испарившейся, но следует учитывать риск изменения характеристик материала. Категорически запрещено использовать водопроводную воду, содержащую примеси, негативно влияющие на присадки.

Смешивание антифриза с водой

Особенности перехода с тосола на антифриз

При переходе на новый тип жидкости необходимо слить имеющийся раствор и промыть контур дистиллированной водой. Для удаления отложений можно воспользоваться специальным препаратом (например очистителем Hi-Gear). Некоторые владельцы повторяют процедуру 2-3 раза или подключают к контуру шланг с водопроводной водой (с последующей промывкой дистиллированной). После окончания очистки закрывают сливные краны и заполняют рубашку и радиатор новой жидкостью (контролируя уровень по отметке на корпусе компенсационного бачка).

Ключевые отличия охлаждающих жидкостей

Основные отличия незамерзающих составов для систем охлаждения автомобильных двигателей от воды:

Отличия охлаждающих жидкостей

Как отличить подделку

Для тестирования купленного материала в бытовых условиях необходимо:

  1. Налить порцию жидкости в металлическую тару и поставить на электрическую плиту, одновременно контролируя температуру по термометру или с помощью термопары, подключенной к мультиметру. Качественный материал закипит при нагреве до +105°С (чем выше параметр, тем лучше раствор). Если в распоряжении имеется холодильная установка, то можно поместить жидкость в морозильное отделение и максимально снизить температуру.
  2. Довести раствор до кипения и аккуратно поднести источник открытого огня к поверхности. Периодические вспышки или стабильное горение паров указывают на наличие в антифризе следов органических спиртов, что недопустимо по стандартам.

Достоинства и недостатки

  • устойчивость к перегреву и падению температуры окружающей среды;
  • повышенная теплоемкость раствора;
  • защита металлических поверхностей от кавитационного разрушения и коррозии.
  • повышенная цена, которая оправдывается длительным сроком эксплуатации и снижением затрат на обслуживание системы;
  • сложности при подборе материала для доливки (при условии, что владелец машины не знает тип раствора в теплообменнике силовой установки).

Критерии выбора

При подборе охлаждающей жидкости необходимо учитывать:

  • соответствие категории рекомендациям изготовителя — например, при использовании материала G-11 вместо G-12 возможна ускоренная деградация раствора и ухудшение условий теплоотвода;
  • диапазон рабочих температур — например, заливка в условиях Крайнего Севера материалов, застывающих при -40°С, чревата повреждением ротора водяной помпы или разрывом резиновых патрубков;
  • дату выпуска раствора или концентрата — при хранении на протяжении 3-4 лет происходит естественная деградация присадок, приводящая к снижению характеристик охлаждающей жидкости.

Рекомендуется приобретать материалы в крупных торговых точках, что снижает риск выбора контрафактной продукции. Производители используют оригинальную тару и вводят специальные метки для усложнения подделки. Перед покупкой необходимо ознакомиться с перечнем меток, применяемых изготовителем для защиты продукции. Например, заводы используют голографические этикетки с порядковым номером или специальный светоотражающий слой на них.

Какие еще различия существуют между российским тосолом и импортными материалами и какой раствор лучше залить в радиатор автомобиля, эксплуатируемого в умеренной климатической зоне или в северных регионах?

Тосол или антифриз

Сейчас многие автовладельцы не хотят лить в систему охлаждения привычный тосол, так как его характеристики намного ниже, чем у современных антифризов. Споры о том, какая из этих жидкостей лучше не стихают уже долгие годы. Если вы хотите узнать, что лучше заливать в систему охлаждения – тосол или антифриз, – стоит изучить подробнее свойства каждой из этих жидкостей.

Что собой представляют охлаждающие жидкости

Основа у антифриза и тосола одна – этиленгликоль, смешанный с дистиллированной водой. В натуральном виде этот спирт закипает при температуре 196 градусов и замерзает при -11. При смешивании с дистиллированной водой можно повысить порог замерзания до -35, а то и при -65. Этого достаточно, чтобы использовать жидкости в системе охлаждения на всей территории России.

Тосол

Эта голубая жидкость известна всем советским автолюбителям. Она наиболее часто используется на отечественных автомобилях и представляет собой ничто иное, как антифриз, в котором используются традиционные присадки. Все думают, что эта жидкость бывает лишь одного цвета, но существует два варианта тосола:

  • синий с порогом замерзания около -30;
  • красный (розовый) с рабочей температурой до -50.

Химические присадки помогают жидкости образовывать тонкие пленки на поверхностях. С которыми она соприкасается.

К достоинствам тосола можно отнести низкую цену и популярность на отечественных авто (многие агрегаты работают с ней без сбоев, в том числе и ВАЗ-2110).

  • невозможность использования на высокотемпературных двигателях (закипает при 110 градусах);
  • необходимость менять тосол через два-три года;
  • высокая активность состава.

Отечественные автомобили в большинстве своем работают на нем исправно, а вот иномарки (особенно новые с датчиками состава) могут даже не завестись, если поместить в бачок традиционный тосол.

G11 – зеленый антифриз

По своим свойствам G11 можно приравнять к тосолу. Он имеет еще один небольшой недостаток – со временем осевшие присадки начинают осыпаться и забивают мелкие каналы системы охлаждения. Пленка, которая образуется на стенках узлов, снижает отвод тепла от двигателя, что действует на него более пагубно.

G12 – красный антифриз

  • тепло отводится более эффективно;
  • нет отложений на стенках системы, соответственно ничего не осыпается;
  • длительный срок службы – до 60 месяцев;
  • жидкость борется с очагами коррозии.

При всех этих преимуществах у G12 есть один существенный недостаток – в процессе ее использования не проводится автоматическая профилактика системы охлаждения. Лучше всего защищает этот антифриз системы, в которых части выполнены из латуни и меди, а вот на алюминий он не имеет выраженного положительного действия.

G13 – фиолетовый антифриз

G13

В 2012 году на рынках появился новейший состав антифриза – G13, который окрашен в большинстве случаев в фиолетовый цвет. В качестве основы для него применяют пропиленгликоль – спирт, являющийся менее ядовитым и активным. Формула этого антифриза разработана специально для снижения негативного воздействия на окружающую среду. При этом комплекс присадок оставили без изменения – это карбоновая кислота и силикатные составы.

Советы по выбору охлаждающей жидкости

Если вам не жалко потратить деньги на обслуживание своего ВАЗ-2110, то можно использовать в нем любой из антифризов. Не зря они являются более совершенным составами для системы охлаждения. При этом автослесаря со стажем рекомендуют обращать внимание на металл, из которого изготовлен радиатор охлаждения и трубки:

  • если в системе преобладает медь и латунь, то выбирайте G12;
  • узлы из алюминия и его сплавов хорошо защитит G

Современные антифризы являются своего рода пиком эволюции охлаждающих составов, но стоит учитывать, что отечественные автомобили всегда отлично работали с обычным тосолом. Если у вас нет возможности заплатить больше, то стоит использовать именно его, тем более что между G11 и тосолом для ВАЗ-2110 лучше выбирать вторую жидкость – по своим свойствам они примерно одинаковы.

Что лучше — тосол или антифриз?

В автомобильной индустрии существуют тысячи наименований различных деталей и заправочных жидкостей на разных языках. Именно поэтому, зачастую возникают путаницы при употреблении тех или иных слов для обозначения одних и тех же объектов.

Что лучше - тосол или антифриз? Сравнение тосола и антифриза

Но для понимания того, откуда взялись эти слова, мы решили обратиться к самым корням их появления. В данной статье мы подробно расскажем об истории ТОСОЛ-а, можно ли смешивать его с антифризом, какими присадками снабжаются эти жидкости и многое другое.

Что такое ТОСОЛ

Что лучше - тосол или антифриз? Тосол

В состав тосола добавлялся этиленгликоль, вода и ряд присадок, среди которых можно выделить нитриты, нитраты, силикаты и фосфаты. Присадки отлично справлялись со своими задачами, хотя и имели побочные эффекты на подобии низкой теплоотдачи из-за образования толстого защитного слоя на внутренних поверхностях каналов системы охлаждения двигателя.

Что такое антифриз

Что лучше - тосол или антифриз? Антифриз

Если тосол включает в себя строго определённый набор присадок, то антифризом можно назвать любую охлаждающую жидкость с любым набором присадок. Более современные марки охлаждающих жидкостей имеют ресурс до 200-300 тысяч километров, в отличие от устаревшего тосола, который необходимо заменять каждые 30-40 тыс. км.

Что лучше тосол или антифриз?

Учитывая информацию выше, можно сделать однозначный вывод о том, что тосол, как одна из марок антифриза, имеет не самый лучший набор присадок.

Что лучше - тосол или антифриз? Недостатки тосола

Спасибо за подписку!

К чему может привести использование тосола:

  • Коррозия внутренних элементов системы охлаждения при несвоевременной замене
  • Перегрев двигателя от чрезмерно большого слоя присадок на внутренней поверхности
  • Вспенивание и, как следствие, закипание жидкости, что имеет ряд отдельных последствий

Если не выполнить замену тосола своевременно, то ваш двигатель может серьёзно пострадать. А менять тосол нужно, как сказано выше, каждые 30000-40000 км. Что касается антифриза, то, повторимся, он не является определённой маркой и может содержать различные присадки – как хорошие, так и плохие.

Вывод таков, что лучше заливать любой современный антифриз, чем тосол.

Как правильно выбрать антифриз для ВАЗ

Тосол или антифриз в чём разница – вы уже знаете. Теперь разберемся, как подобрать лучший вариант. При выборе антифриза имеет смысл прочитать достоверные отзывы в интернете, при необходимости изучить тексты, видео и фото – это единственный вариант понять, что лучше использовать в качестве антифриза. Любой авто очень восприимчив к жидкости, заливаемой в систему охлаждения, поэтому лучше подойти к этому вопросу ответственно, тем более антифриз заливается на значительный пробег — четверть миллиона километров.

Если вы хотите сэкономить средства – то дешевле будет приобрести тот же тосол. Но если вдуматься и всё рассчитать, то на одну замену антифриза приходится около 7-8 замен тосола, поэтому экономия получается довольно сомнительная. Многие считают, что автомобили ВАЗ предназначены исключительно для тосола – это ошибка.

Покупайте зарекомендовавший себя антифриз и ваша машина ответит вам надёжностью.


Что такое система охлаждения

Система охлаждения двигателя автомобиля – это устройства, которые обеспечивают охлаждение постоянно нагревающихся деталей авто в процессе работы, при помощи охлаждающих жидкостей.

Когда транспортные средства только появились на дорогах, в них была совершенно непригодная охлаждающая система, которая работала на воде и не обеспечивала нормальной работы мотора. Но, со временем все усовершенствовалось и в наше время используют для этой цели тосол. Современная система охлаждения – жидкостная, которая используется в основном в легковом и грузовом транспорте. А вот, например, в моторах мопедов или мотоциклов чаще всего используется воздушная охладительная система.

Работает она очень просто и понятно: когда работает двигатель, механизмы греются до довольно высокой температуры, и для их охлаждения помпа под давлением толкает в систему охладитель. В зимний период она выполняет функцию обогрева салона автомобиля. Летом, когда слишком высокая температура окружающей среды, включается при помощи специального рычага, вентилятор и охлаждает, тем самым препятствуя закипанию.

Но, за количеством жидкости необходимо периодически следить, чтобы не произошло вытекание тосола или пересыхание расширительного бачка.

Основные функции системы охлаждения

поддерживает оптимальную температуру выхлопных газов, не допуская их перегрева;

наличие системы охлаждения значительно сокращает время, необходимое для прогревания двигателя в холодное время года;

система коробки переключения скоростей не перегревается.

Тосол

Эта голубая жидкость известна всем советским автолюбителям. Она наиболее часто используется на отечественных автомобилях и представляет собой ничто иное, как антифриз, в котором используются традиционные присадки. Все думают, что эта жидкость бывает лишь одного цвета, но существует два варианта тосола:

Химические присадки помогают жидкости образовывать тонкие пленки на поверхностях. С которыми она соприкасается.

К достоинствам тосола можно отнести низкую цену и популярность на отечественных авто (многие агрегаты работают с ней без сбоев, в том числе и ВАЗ-2110).

Отечественные автомобили в большинстве своем работают на нем исправно, а вот иномарки (особенно новые с датчиками состава) могут даже не завестись, если поместить в бачок традиционный тосол.

G11 – зеленый антифриз

По своим свойствам G11 можно приравнять к тосолу. Он имеет еще один небольшой недостаток – со временем осевшие присадки начинают осыпаться и забивают мелкие каналы системы охлаждения. Пленка, которая образуется на стенках узлов, снижает отвод тепла от двигателя, что действует на него более пагубно.

G12 – красный антифриз

При всех этих преимуществах у G12 есть один существенный недостаток – в процессе ее использования не проводится автоматическая профилактика системы охлаждения. Лучше всего защищает этот антифриз системы, в которых части выполнены из латуни и меди, а вот на алюминий он не имеет выраженного положительного действия.

G13 – фиолетовый антифриз

Почему стоит переходить на антифриз?

Импортный продукт имеет массу преимуществ перед отечественным:

  • Высокая эффективность использования. Охлаждающая жидкость, произведенная в России, образует защитный слой на стенках металла. С одной стороны, это плюс. Но с другой, толщина этой поверхности может достигать 0,6 миллиметра, что существенно ухудшает теплоотвод. Таким образом, тосол отличается низкой теплопередачей, что повышает риск перегрева мотора. У антифриза данный параметр составляет 0,0006 миллиметра без потери характеристик.
  • Высокий срок использования. Тосол рекомендуется менять каждые 2 года либо 60 тысяч километров пробега (что раньше наступит). Антифриз же рассчитан на 5 лет эксплуатации либо 150 тысяч километров.
  • Полный набор присадок. Антифриз обладает всеми современными присадками, которые обеспечивают максимальный теплоотвод и препятствуют образованию коррозии. Эти добавки основаны на неорганических кислотах (бораты, нитриты, фосфаты). В тосоле же используются силикаты, которые быстро теряют свои свойства в течении эксплуатации.
  • Защита радиатора. Выполняя на автомобиле ВАЗ-2110 16 клапанов замену тосола, стоит учитывать, из какого материала был изготовлен теплообменник. Радиаторы могут быть алюминиевыми либо медными. Главный недостаток тосола в том, что он не имеет присадок, способных защитить алюминиевые теплообменники при температуре 100 и выше градусов. Антифриз более лоялен в отношении к таким радиаторам.
  • Стойкость к высоким и низким температурам. Тосол замерзает при -35 и кипит при +105 градусах. Антифриз имеет более продвинутые характеристики. Так, концентрат замерзает при -45 и кипит при +135. При этом его можно разбавлять дистиллированной водой практически без потери этих характеристик. Тосол же при разбавлении уже непригоден к использованию в зимнее время, поскольку может замерзнуть уже при -15 градусах, что чревато последствиями.

Советы по выбору охлаждающей жидкости

Если вам не жалко потратить деньги на обслуживание своего ВАЗ-2110, то можно использовать в нем любой из антифризов. Не зря они являются более совершенным составами для системы охлаждения. При этом автослесаря со стажем рекомендуют обращать внимание на металл, из которого изготовлен радиатор охлаждения и трубки:

Современные антифризы являются своего рода пиком эволюции охлаждающих составов, но стоит учитывать, что отечественные автомобили всегда отлично работали с обычным тосолом. Если у вас нет возможности заплатить больше, то стоит использовать именно его, тем более что между G11 и тосолом для ВАЗ-2110 лучше выбирать вторую жидкость – по своим свойствам они примерно одинаковы.

Оптимальный вариант ОЖ

Когда разобрались, как заменить тосол на ВАЗ 2110 (2112), важно подобрать оптимальный вариант жидкости. Многие автолюбители заливают исключительно дорогой антифриз, считая его более качественным. Для автомобилей ВАЗ вполне можно использовать дешевый отечественный продукт — тосол, характеристики которого разрабатывались именно для этих автомобилей.

Положительно отзываются владельцы отечественных авто о тосоле марки Феликс. Он продается в а канистрах по 5 и 10 л, и более мелкой таре. Выгодно приобретать жидкость в таре на 10 кг — это дешевле, и после замены отработанного тосола жидкость остается еще и на доливку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что лучше использовать на ВАЗ-2110: антифриз или тосол


Перед тем как заливать жидкость в систему охлаждения, каждый водитель обязательно озадачится маркой этой самой жидкости. А 90% публики задумаются о том, что лучше для нашей ВАЗ-2110 — тосол или антифриз. Нелепость этого вопроса заключается в том, что Тосол и есть тем самым антифризом, то есть, жидкостью, которая не замерзает на морозе. Разночтения возникли в конце 80-х годов и настолько прочно впитались в автомобильную культуру, что вытравить их сложно. Но мы постараемся это сделать прямо сейчас.

Процедура заливки ОЖ

Предварительно стоит уточнить, сколько в ВАЗ 2110 на 16 клапанов тосола необходимо. После этого можно приступать к работам.

  1. С дроссельной заслонки снимается шланг отвода ОЖ. Для этого предварительно нужно ослабить удерживающий его хомут. Шланг нельзя бросать на землю, его нужно за что-то подвесить рядом.
  2. Жидкость нужно заливать не спеша, и наблюдать, потечет ли она из какого-либо шланга. В случае утечки нужно быстро надеть шланг на место. После этого долить тосол до нужного уровня и закрыть пробку.

После заливки охладителя важно некоторое время понаблюдать за работой мотора. Если он сильно греется, а из включенной печки идет холодный воздух, значит в системе образовалась воздушная пробка, которую обязательно нужно удалить.

Что такое антифриз и при чём тут Тосол?

Как только появилась первая система охлаждения, в неё заливали самую доступную и эффективную охлаждающую жидкость на планете — воду. Всем вода была хороша, но имела один минус. При минусовой температуре она замерзала и, расширяясь, разрывала древние блоки цилиндров, радиаторы и головки. Поэтому ещё в конце 20-х годов в воду стали добавлять этиленгликоль, который не замерзал, а превращался на морозе в пластичную кашу. Хорошего в этом мало, но и беды особой нет — старые чугунные двигатели не страдали от замерзания.

Назвали это дело антифризом, незамерзающей жидкостью.


Тосол или антифриз, что же лучше?

Все бы хорошо, но в начале 60-х годов стали появляться двигатели с алюминиевыми блоками и деталями из сложных сплавов. Именно на эти детали и на алюминий этиленгликоль действовал смертельно — коррозия пожирала не только новые блоки цилиндров, но и крыльчатки помп, медные и латунные элементы системы охлаждения. В СССР по этому поводу особо не переживали, поскольку все автомобили имели чугунные блоки, коррозия им была не страшна.


Тосол был разработан в СССР специально для автомобиля Жигули.

Вывод отсюда один — Тосол это антифриз, который разработали в СССР в 60-х годах специально для ВАЗа и со временем его название стало именем нарицательным.

Видео что лучше, антифриз или тосол

Чем отличается Тосол от остальных антифризов, классификация

Тосол — это антифриз первого поколения с минимумом присадок и он отличается от современных составов, как Жигули от Теслы. Тосол — дешёвый и некачественный антифриз без смазывающих, антипенных, очищающих и других присадок, которые есть в любом другом антифризе. Чаще всего Тосол представляет собой закрашенную синькой воду с минимальным количеством этиленгликоля и его применение на современных автомобилях нельзя оправдать даже мизерной ценой и доступностью на любом авторынке в любом количестве. Чаще всего, о составе Тосола не догадываются даже продавцы, жидкость может быть изготовлена на основе любого антифриза (карбоксилатного, силикатного), о чём этикетка даже не упоминает.


Антифриз в отличии от тосола содержит в своем составе различные присадки.

Современные антифризы отличаются друг от друга исключительно по составу и никак не по цвету.

Цвет — это не присадка, это просто краситель и никакого отношения к составу жидкости он не имеет.

Теперь кратко о классификации современных антифризов.

Антифризы G11


G11 — зеленый антифриз.

Антифризы G12 и G12+


G12 — красный антифриз.

Антифризы G13


G13 — фиолетовый антифриз.

Одно из последних поколений составов на основе пропиленгликоля. Имеет отличную теплопроводность, длительный срок службы и малотоксичен. Используется в высоконагруженных форсированных современных двигателях. В состав входят самые современные присадки для ухода за системой охлаждения.

Начнём с названий – Тосол и Антифриз

Истории наших читателей

«Гребаный таз. «

Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.

Подробнее о маркировках

Класс G11

Антифризы с маркировкой G11 это антифризы на основе силикатов, неорганических присадок. Применялись для автомобилей до 96 года выпуска. И теперь главное – этот же состав имеет и Тосол! Поэтому запомните, охлаждающие жидкости Тосол и Антифриз марки G11 – это ОДНО И ТО ЖЕ!

G11 антифризы (Тосол) рассчитаны на старые автомобили с большим объёмом охлаждающей системы. Они создают по всей охлаждающей системе защитную пленку, которая защищает детали от коррозии, но у этой защиты есть недостаток – эта защитная пленка понижает теплопроводность. Поэтому в современном автомобиле с тонкими каналами охлаждающей системы G11 не подходит, т.к. ухудшается охлаждение двигателя. К тому же температура закипания антифриза G11 составляет 105 градусов. Максимальный срок службы таких ОЖ 2-3 года или до 50-80 тыс. км. пробега.

Класс G12

Антифризы G12 имеют совершенно другой состав присадок, чем у G11 (Тосола) — это карбоксилатные органические соединения. Применяется на высокооборотистых, теплонагруженных автомобилях. Температура закипания – 115-120 градусов. G12 не создают защитную пленку по всей системе, а действуют только на очаги возможной коррозии. Поэтому теплопроводность у антифризов G12 выше, чем у G11. Срок службы у G12 – 5 лет либо 250 тыс. км. пробега.

Класс G12+

Антифризы G12+ немногим отличаются от G12, тот же карбоксилатный органический антифриз. Можно сказать, это следующее поколение после G12, применяется на современных автомобилях. Метод работы и срок службы аналогичен G12.

Класс G13

Антифризы G13 – самое новое поколение ОЖ, в основе её лежит уже не этиленгликоль как у G11, G12, G12+, а пропиленгликоль. Этот антифриз менее ядовитый, быстрее разлагается, т.е. меньше вреда наносит окружающей среде при утилизации или утечке, но и более дорогой. Применяется для форсированных двигателей. Двигателей спортивных автомобилей, мотоциклов, т.е. для двигателей работающих в экстремальных режимах. Говорят в станах СНГ его ещё не делают (на момент написания данной статьи (2014 год)) по причине дороговизны, но в продаже я его уже видел, правда, не обратил внимания на производителя.

Можно ли смешивать

Несмотря на то, что классы G11, G12, G12+ имеют в составе этиленгликоль, но разные производители используют разные типы присадок. Поэтому, все же не рекомендовал бы смешивать даже G12 и G12+. И тем более нельзя смешивать G11 и G12 – пойдет процесс свертывания в результате которого может появится осадок в виде хлопьев. Единственное, что если в дороге у вас случится ЧП и ничего под рукой или в ближайшем магазине не будет, то можно смешать G12 и G12+, а также G11 и G12+, но ни в коем случае нельзя мешать G11 и G12! И при первой возможности ремонтируйте машину, сливайте намешаное, промывайте несколько раз систему водой и потом уже заливайте свежий антифриз. Также, если хотите перейти с одного класса антифриза на другой, то также делайте промывку системы перед заменой. Как промывал систему я, есть запись в моём БЖ

Что в итоге

Как видим, для двигателей ВАЗ-2110 можно теоретически использовать любой вид антифриза. Завод рекомендует для автомобилей выпуска до 1999 года заливать антифризы G11 , на все остальные машины можно смело лить составы G12 и G12+ . Производителя выбираем по своему усмотрению, смешивать же антифризы разных групп категорически не рекомендуется. В противном случае можно получить забитую систему охлаждения, перегретый двигатель и раскошелиться на дорогой ремонт. Удачного всем выбора и добрых дорог!

Тосол в ВАЗ 2110: сколько нужно литров и как его поменять

Тосол — специальная жидкость, предназначенная для охлаждения автомобильного двигателя. Ее заливают в расширительный бачок системы, расположенный под капотом авто. Жидкость требует периодической замены, так как после определенного периода работы двигателя она теряет свои первоначальные свойства. Поэтому молодые автолюбители интересуются, сколько тосола в ВАЗ 2110 системе охлаждения.

После определенного пробега и эксплуатации автомобиля ВАЗ 2110 необходимо проводить его технический осмотр, следить за уровнем масла и охлаждающей жидкости в системе. Все смазочные материалы и ОЖ через определенный период эксплуатации теряют свои первоначальные технико-эксплуатационные характеристики и требуют замены. Поэтому прежде чем произвести замену охлаждающей жидкости, нужно выяснить, сколько антифриза в системе охлаждения ВАЗ 2110.

Многие неопытные автолюбители при замене антифриза или тосола в системе охлаждения автомобиля, залив 5−6 литров жидкости и убедившись, что она достигла максимального уровня в расширительном бачке, считают этого достаточным и закрывают капот автомобиля. Это их большая ошибка, так как антифриз еще не успел полностью заполнить систему. Необходимо подождать минут пять, когда уровень жидкости в бачке значительно упадет. Соответственно, нужно будет еще долить ОЖ.

Такую процедуру надо проделать несколько раз, только тогда будет понятно, сколько литров тосола в ВАЗ 2110 системе охлаждения. Доливать жидкость необходимо до тех пор, пока ее уровень не остановится на одной отметке, которая должна быть выше минимального и ниже максимального уровня. Недолив антифриза или тосола грозит перегревом мотора и выходом его из строя. Переливать ОЖ также нельзя, так как при нагревании она имеет свойство увеличиваться в объеме.

После заливки тосола (антифриза) нужно выполнить следующие мероприятия :

В автомобиль ВАЗ 2110 нужно залить примерно около 8 литров ОЖ. Это довольно важная процедура, от которой зависит продолжительность эксплуатации двигателя автомобиля.

Приступаем к работе

Инструкция по замене охлаждающей жидкости

Большинство владельцев автомобилей отечественного производства предпочитают выполнять ремонт и обслуживание собственного автомобиля самостоятельно. Поэтому еще неопытных автолюбителей интересует, как поменять тосол на ВАЗ 2110. Предварительно нужно слить отработанную жидкость.

Слив отработанного тосола:

Вся отработка из системы охлаждения полностью слита. Теперь нужно поставить все пробки на свои места и тщательно их закрутить. Можно заливать новый тосол или антифриз.

Характеристика жидкостей

  • Противопенную. Для того чтобы в системе не образовывался воздух и не уменьшался теплоотвод.
  • Антикоррозийную. Со временем элементы системы могут ржаветь. Частицы грязи забивают мелкие каналы и препятствуют нормальной циркуляции жидкости. Также эти присадки называют

Также жидкость имеет присадку против накипи.

Обычная вода при закипании образует характерный белый налет на стенках. Это существенно ухудшает теплоотвод. В результате машина греется даже при включенных вентиляторах. Охлаждающая жидкость если и кипит, то при температуре не менее 105 градусов Цельсия и при этом не выделяет налета.

Читайте также: