Что лучше татра или камаз

Обновлено: 06.07.2024

В середине 90-х "КАМАЗ" подписал соглашение с компанией Tatra" о выпуске гибрида челнинского и словацкого грузовиков.

Сразу после распада Чехословакии машиностроительный завод из словацкого города Бановце-над-Бебравой вышел из состава "Tatra Koprivnice" и стал называться "Tatra SIPOX". На заводе в серийном производстве были хребтовые рамы, мосты и самосвальные кузова, но для законченного грузовика не хватало силового агрегата и кабины.

Словацкие производственники сделали ставку на известный бренд в Восточной Европе - "КАМАЗ". И не прогадали. Как пишет автоэксперт Николай Марков на портале drive2.ru , в результате в Набережные Челны из Бановце-над-Бебравой с предложением о сотрудничестве отправилась делегация фирмы. Переговоры прошли успешно: камазовцы, не имевшие в своей производственной программе полноприводных 16-тонных самосвалов, заинтересовались проектом, и стороны договорились о совместной разработке гибрида "КАМАЗа" и "Tatra".

В надежде оживить интерес к машине, словаки реконструировали один из самосвалов, оснастив его кабиной от чешского грузовика LIAZ 200-й серии и представив под брендом "Tatra SIPOX". Но ситуацию это уже не изменило: вскоре в судьбе проекта "КамАЗ-Tatra" была поставлена точка.

Чешская компания Tatra широко известна своими грузовыми автомобилями. На прошедшей недавно международной выставке вооружений и военной техники Eurosatory-2014 чешское предприятие впервые представило две новые машины, предназначенные для выполнения вспомогательных функций в вооруженных силах страны-заказчика. Одна из них представляет собой контейнеровоз для перевозки различных грузов в стандартных контейнерах, другая – бронированный грузовик для работы в сложных условиях.

Компания Tatra показала две новые машины

Первая из представленных машин – контейнеровоз T815-7. На выставке была представлена машина с медицинским модулем компании Karbox s.r.o. в форм-факторе стандартного ISO-контейнера. Эта машина представляет собой дальнейшее развитие идей, заложенных в семействе грузовиков T815. Как и множество других машин марки Tatra, контейнеровоз T815-7 имеет т.н. хребтовую раму, основой которой является трубчатая конструкция. Внутри центральной трубы расположены все необходимые агрегаты трансмиссии, а по бокам к ней крепятся полуоси колес. Такая конструкция рамы и шасси разрабатывалась для повышения проходимости машин. Для демонстрации подобных возможностей на выставке Eurosatory-2014 контейнеровоз с колесной формулой 8х8 стоял на специально подготовленной площадке. Под несколькими его колесами были сделаны возвышенности разной высоты. Шасси уверено стояло на такой сложной поверхности.

Основываясь на идеях семейства T815, новый проект HMHD имеет ряд черт, характерных для этих грузовиков. Все агрегаты машины монтируются на хребтовой раме с центральной балкой, к которой крепятся полуоси колес. Утверждается, что такая конструкция машины позволяет достичь оптимального баланса скорости, грузоподъемности и проходимости. Кроме того, машины семейства T815 получили достаточно широкое распространение, что должно упростить эксплуатацию новейшего бронированного грузовика.




Наиболее интересная часть нового проекта фирмы Tatra – кабина экипажа и комплекс средств защиты от стрелкового оружия и мин. Бронирование грузовика HMHD создавалось в сотрудничестве с израильскими специалистами из компании Plasan Sasa. На имеющихся фото видно, что кабина экипажа полностью закрыта броней и защищает экипаж от обстрела с любого направления. В кабине имеются три сиденья для водителя и двух пассажиров. Интересной особенностью этой кабины являются сиденья, поглощающие энергию взрыва под машиной.
















Для обеспечения столь высокого уровня защиты конструкторы компаний Tatra и Plasan Sasa использовали многослойную конструкцию брони и систему поглощения энергии взрыва. Основным компонентом последней являются специальные сиденья экипажа. Комфорт и безопасность экипажа дополнительно обеспечиваются различными деталями и системами. К примеру, во избежание травмирования пассажиров приборная доска перед их местами оснащена длинным поручнем. Тяжелые двери кабины, несущие многослойную броню, оборудованы усилителями.

Бронированный грузовик HMHD компании Tatra впервые был показан на выставке Eurosatory-2014. По этой причине информация о заказах на эту машину пока отсутствует. Потенциальные заказчики узнали об этом грузовике лишь несколько дней назад и еще не успели даже инициировать переговорный процесс, по результатам которого может быть подписан контракт на поставку техники. Перспективы проекта станут известны позже.

Tatra Phoenix c кабиной и двигателем от модели DAF CF85: наши первые впечатления


Федор Лапшин

Я думал, что уже никогда не встречу живьем Татру 613 — ан нет. Когда мы испытывали грузовики на татровском полигоне, там дежурила скорая помощь — и знаете, какая? Уникальный реанимобиль Tatra 613RZP, созданный двадцать лет назад! До сих пор я знал о его существовании только из подслеповатой ксерокопии рекламного проспекта (помните, какими были ксероксы в девяностых?) и вырезок из давно не существующей газеты Авто. С 1991 по 1995 год Tatra 613RZP была построена только в 23 экземплярах, и этот, похоже, чувствует себя великолепно.



Впрочем, нет, живут — при условии, что маленькая фирма идет на поклон к крупному производителю, который предоставляет свои кабины и силовой агрегат. Так произошло с финской фирмой Sisu (ее партнером стал Mercedes), и тем же путем пошла Tatra: 19% ее акций купил голландский DAF.

Кстати, кому принадлежит Tatra? Сами татровцы отвечают уклончиво: мол, часть акций принадлежит американцу Брайану Адамсу, другие акции — разным бизнесменам, только 5—10% которых из самой Чехии.

На территории Советского Союза в карьерах использовались не только отечественные грузовики, но и иностранная техника. Дело в том, что наши производители не могли в краткие сроки организовать производство и сборку необходимых для проведения работ моделей. Поэтому СССР закупал импортные транспортные средства за рубежом. Если рассматривать их полный список, наиболее популярными стали модели, которые производились под маркой Tatra. Особую популярность носил грузовой автомобиль с индексом 815.

96f324448cd04310c5a7ba03e48a27d1_w650.jpg

История создания данной модели таит в себе много тайн и интересных фактов. Но ещё больше интересует автомобилистов, почему у грузовика колеса стояли под наклоном

Большинство советских водителей укажет на то, что лучшим грузовиком на территории Советского Союза был Tatra 815. Эта модель сумела заслужить прочную репутацию, так как славилась повышенной надёжностью и отменной проходимостью даже в самых трудных участках и карьерах. Чешский грузовик мог без проблем передвигаться не просто по неровной дороге, а по настоящему бездорожью.

История создания данной модели таит в себе много тайн и интересных фактов. Но ещё больше интересует автомобилистов, почему у грузовика колеса стояли под наклоном. При этом такой дефект был особенно заметен, если техника передвигалась без груза. При полной загрузке колеса волшебным образом выравнивались, поэтому заметить угол наклона было невозможно.

244bf05e7332012a4596822423e144e1_w650.jpg

Главная причина необычного положение колёс заключается в наличии хребтовой рамы. На ней закреплялись все элементы

Tatra 815 впервые была выпущена с конвейера в Чехословакии в 1983 году. Всего за несколько лет она получила высокий спрос и понравилась абсолютно всем водителям, которые приступали к эксплуатации. Если сравнивать данную модель с привычными советскими грузовиками вроде КамАЗа или МАЗ, можно выделить несколько преимуществ. В конструкции находилась хребтовая рама, внутри которой располагался кардан. Полный привод шел на все оси. Производитель предлагал независимую подвеску с качающимися полуосями. Передние колеса дополнялись независимой торсионной подвеской.

Главная причина необычного положение колёс заключается в наличии хребтовой рамы. На ней закреплялись все элементы. Такая конструкция позволяла устанавливать разрезные мосты с независимой подвеской. В результате производитель получал большое преимущество – большой диапазон перемещения полостей в вертикальной плоскости и повышенная проходимость.

ac5e4146a8c4a4227764e96a76fb4e08_w650.jpg

Однако даже в такой конструкции находились недостатки. Главный из них – сложный капитальный ремонт

Рама такого типа отличается дополнительной жёсткостью и сопротивлением на скручивание. Это позволяло моделям марки добиваться превосходных показателей по грузоподъемности. Так как центральная балка удлинилась, можно было создавать самосвалы с разной колёсной формулой. Использование хребтовой рамы позволяло увеличить ресурс двигателя. Он защищался от посторонних внешних воздействий. При эксплуатации было невозможно повредить мотор, коробку передач или другой узел.

Однако даже в такой конструкции находились недостатки. Главный из них – сложный капитальный ремонт. Валы находятся внутри трансмиссионной трубы, поэтому доступ к ним был затруднен. Так как колеса стояли под наклоном, это приводило к неравномерному износу шин. Приходилось разворачивать их на 180°. Ещё одна частая проблема – перегрев двигателя. Он дополнялся воздушным охлаждением. Однако специалисты из Чехии объяснили, что нужно держать силовой агрегат на высоких оборотах, тогда он не будет закипать.

fd9f3b8bcc59bada8a56876a8599c77e_w650.jpg

История компании Tatra началась еще в 19 веке. С 1882 года производитель выпускает ж/д вагоны для внутренних и внешних заказчиков

Чешские грузовые автомобили в современности избавились от косолапости. Производитель разработал новую подвеску с пневматическими элементами. Поэтому теперь колеса всегда стоят в нормальном положении. Кроме того обновлённая подвеска позволяет повышать нагрузку на ось до 15 т.

История компании Tatra началась еще в 19 веке. С 1882 года производитель выпускает ж/д вагоны для внутренних и внешних заказчиков. Очень быстро заводы марки распространились по Восточной Европе. В 1897 году собрали первый легковой автомобиль "Президент", который даже сегодня хранится в национальном музее Чехии.

f58a720a64936bdb7ee8361566a566ba_w650.jpg

Первый этап краха компании — развал СССР. В 1989 году Чехословакию раздробили на части

Только в конце 1950 годов компания приступила к производству грузовых автомобилей. Этот ход позволил вывести продукцию марки за пределы Чехии. Первый этап краха компании — развал СССР. В 1989 году Чехословакию раздробили на части. Завод оказался не подготовлен к новым экономическим условиям.

647577320e8cef4340d23205b3288edf_w650.jpg

На ее базе было построено большое количество модификаций, которые используются и сейчас

Сборочные площадки после этого распределились по разным странам, что отрицательно сказалось на качестве сборки. В 2001 году акции предприятия были выкуплены американцами. Только в 2010 году представили модель Navistar. На ее базе было построено большое количество модификаций, которые используются и сейчас.

На данный момент Tatra занимается выпуском военной техники, которую собирает совместно с американцами. Фирма уже давно утратила независимость и получила идентичность в 21 веке.

8aa15af8c28addcf7afbdf9452af397f_w650.jpg

На данный момент Tatra занимается выпуском военной техники, которую собирает совместно с американцами

Итог. Грузовой автомобиль Tatra 815 активно использовался на территории Советского Союза. Он имел свои особенности в конструкции, в том числе косолапость. Такое расположение колёс объяснялось наличием хребтовой рамы.

Читайте также: