Что находится внутри катализатора ваз

Обновлено: 05.07.2024

Состав автомобильного катализатора

Катализатор или каталитический нейтрализатор – это специальное приспособление, вмонтированное в выхлопную систему, оно используется для минимизации выбросов в атмосферу токсичных веществ посредством восстановления оксидов азота до кислорода и азота, дожига углеводородов и угарного газа. В химической промышленности катализатор – это компонент, который вызывает либо значительно ускоряет реакцию других веществ, но сам не расходуется. Подобными элементами стали никель, медь, золото, родий, палладий, хром, большинство редких и драгоценных металлов. Автомобильный катализатор с металлом в составе работает по аналогичному принципу: каталитический компонент способствует ускоренной химической реакции. Он обычно размещается за приемной трубой.

Особенности

В выхлопных газах присутствует несколько веществ, которые оказываются безвредными: азот, вода и углекислый газ. Но при функционировании мотора происходит выделение и других веществ, которые являются чрезвычайно токсичными, канцерогенными, несут определенный вред для человека: оксиды азота, углеводороды, окись углерода.

Каталитические нейтрализаторы являются трехкомпонентными, то есть в них есть три преобразователя, по одному на вещество, подлежащее снижению. Элемент изготовлен в виде корпуса из нержавейки, внутри которого размещена керамическая или металлическая структура в формате сот. Элементы покрыты каталитическими веществами, в качестве которых традиционно выступают родий, палладий и платина.

Сильнее распространена конструкция из керамики, что объясняется ее более низкой ценой при производстве, но она достаточно хрупкая. При любых ударах соты трескаются и осыпаются, превращаясь в мельчайшую пыль.

Разновидности

Катализаторы могут работать за счет двух типов процессов: окислительного и восстанавливающего.

Восстанавливающий базируется на использовании родия и платины для уменьшения содержания оксидов азота в выхлопе. При встрече молекул оксида или двуокиси азота с катализатором от нее отделяется азот, высвобождается кислород. Атомы азота объединяются между собой, формируя газообразное соединение N2.

В оксидном нейтрализаторе снижается объем недогоревшего топлива CH и окиси углерода посредством их окисления под воздействием палладия и платины. Этот компонент помогает оксиду углерода прореагировать с несгоревшим кислородом, при этом формируется углекислый газ. Реакции вызывают окисление или восстановление компонентов в безопасные соединения: воду, углекислый газ и азот.

В дизельных автомобилях катализаторы недостаточно справляются с выбросами оксида азота. Это связано с пониженными температурами работы таких моторов, а для преобразователей нужна определенная температура. Решение проблемы было придумано учеными: в новой системе выхлопа впрыскивается водный раствор мочевины в выхлопную трубу еще до преобразователя, куда потом подаются газы. В результате химической реакции снижается объем оксидов азота на 90% и более.

Причины выхода катализатора из строя

Состав катализатора автомобильного изучен, теперь можно определить причины, по которым он может выйти из строя.

Если речь идет о керамическом катализаторе, то он может выйти из строя в результате:

  • Удара, например, о камень. Для повреждения керамических сот иногда достаточно небольшого удара.
  • Попадание воды на разогретый катализатор, например, если на прогретой машине заехать в лужу. Это может стать причиной того, что соты рассыпятся.
  • Неисправность в системе зажигания. Если не происходит воспламенения при пуске мотора, то топливо может попасть в приемную трубу, а потом в катализатор. В результате этого бензин взрывается в катализаторе. Из-за многократных пропусков зажигания нейтрализаторы быстро разрушаются и оплавляются.

Есть несколько причин, которые для всех типов катализаторов вне зависимости от состава способны стать разрушающими:

  • Бензин низкого качества или этилированный;
  • Проникновение частиц и паров несгоревшего масла стремительно забивает соты;
  • Проникновение в катализатор антифриза и сторонних жидкостей, которые могут использоваться для промывки топливной системы;
  • Переобогащенная топливно-воздушная смесь, которая покрывает катализатор сажей, что приводит к его забиванию;
  • Длительная работа мотора на холостом ходу, езда в пробках, постоянные прогревы и автозапуски.

Признаки неисправного катализатора

Уже известно, что входит в состав автомобильного катализатора, поэтому можно разобраться с вопросами, которые касаются неисправностей этого узла. Есть несколько признаков, по которым владелец может заключить, что компонент неисправен:

Каталитические нейтрализаторы нельзя отремонтировать, а требуется только заменять на подходящую модель. Можно установить вместо катализатора пламегаситель, но это приведет к ухудшению норм экологичности и невозможности выехать ни в одну европейскую страну.

Есть несколько причин, по которым рекомендуется установить универсальный катализатор:

  • Если возраст автомобиля менее 5-10 лет;
  • Если не хочется загрязнять атмосферу;
  • Если в планах выезд за границу;
  • Если техосмотр проходится самостоятельно;
  • Если двигатель без катализатора работает хуже.

В остальных случаях предпочтительнее недорогой вариант с пламегасителем, обманка и перепрошивка ЭБУ.

Мифы вокруг катализаторов

Существует мнение, что катализатор способен навредить мотору, когда начинает разваливаться, так как его частицы проникают внутрь, приводят к абразивному износу. Подсос мелкодисперсной пыли в мотор не происходит, так как выпускные клапаны постоянно закрыты на стадии выпуска, когда давление в системе выхлопа выше, чем в камере сгорания. Именно поэтому пыль просто не способна проникнуть в камеру сгорания, повредить там что-то.

Катализатор разрушается постепенно, а его частицы будут вылетать в атмосферу, что вредит людям и экологии, так как микрочастицы пыли проникают везде. При попадании в легкие человека они там остаются навсегда, что постепенно приводит к силикозу, рубцеванию и разрушению легочных тканей. Именно поэтому при признаках повреждения нейтрализатора требуется удалять его, заменять на пламегаситель или новый катализатор.

При разогреве мотора катализатор не включается в работу, а чтобы прогреть его быстрее бортовой компьютер старается сильнее обогатить топливную смесь. Это приводит к тому, что атмосфера загрязняется еще сильнее, чем при отсутствии нейтрализатора вовсе.

Если мотор с инжекторным впрыском рассчитан правильно, имеет широкополосную лямбду, либо это мотор с непосредственным впрыском, то катализатор ему не требуется. В их выхлопах в обычном рабочем режиме нет ничего лишнего, так и при прогреве. За исключением режима прогрева самого нейтрализатора. Совершенно бесполезен этот компонент для ДВС с непосредственным впрыском, так как его режим работы предполагает практически постоянное обеднение смеси, что минимизирует вредные выбросы.

Выводы

Получается, что автомобильный катализатор со всем, что входит в его состав, полезен при работе карбюраторных моторов с постоянно богатой смесью, но для современных двигателей, в которых точно регулируется смесь до десятых долей процентов, оснащенных высокоточными форсунками и непосредственным впрыском использование катализаторов становится только условием для получения сертификата Евро.

Силовой агрегат доработали, чтобы он соответствовал новым экологическим требованиям. Но одного этого было недостаточно, требовалось устройство, дожигающее выхлопные газы и снижающее в них содержание токсичных веществ.

Замена катализатора

Катализатор (каталитический нейтрализатор, каталитический преобразователь, каталитический конвертер) – это устройство, снижающее токсичность выхлопа легкового автомобиля, благодаря чему он становится более экологичным. Катализатор в автомобиле ВАЗ 2114 находится в подкапотном пространстве, поэтому при необходимости его можно снять и заменить самостоятельно.

Для чего нужен катализатор

Силовой агрегат доработали, чтобы он соответствовал новым экологическим требованиям. Но одного этого было недостаточно, требовалось устройство, дожигающее выхлопные газы и снижающее в них содержание токсичных веществ.

Самым опасным токсичным веществом был угарный газ (окись углерода), который для превращения в безобидный углекислый газ необходимо еще раз сжечь, иными словами, смешать его с кислородом при высокой температуре.

Для этого и предназначен катализатор в автомобиле ВАЗ 2110 и других моделях – он дожигает угарный газ, превращая его в безвредный углекислый газ, а также дожигает другие недогоревшие остатки моторного топлива, например, смолы или различные масла.

Как устроена эта деталь

Бочкообразный корпус катализатора изготовлен из нержавеющей жаропрочной стали, благодаря чему выдерживает высокие температуры (500–800 градусов). С передней стороны в него входят четыре патрубка выпускного коллектора, через которые продукты сгорания топлива поступают в выхлопную систему.

С задней стороны вварен патрубок, к которому подключают выхлопную трубу (трубу глушителя). Внутри корпуса расположен сам катализатор, он изготовлен из керамики и пронизан проходящими вдоль сквозными отверстиями, через которые проходит выхлоп.

Зачем нужен катализатор

Зачем нужен катализатор

Спереди и сзади извлеченный катализирующий элемент похож на мелкоячеистые пчелиные соты, отверстия в которых можно увидеть, если посмотреть через него на свет, однако это работает лишь с новыми катализаторами.

Кроме того, в передней и задней частях корпуса сделаны отверстия для датчиков кислорода, которые также называют лямбда-зондами. Они оценивают количество кислорода в выхлопных газах до и после катализатора, затем передают данные электронному блоку управления (ЭБУ, контролеру), который, ориентируясь на эту информацию, корректирует количество подаваемого в цилиндры топлива.

Как работает каталитический нейтрализатор

Выхлопные газы, проходя через отверстия сот катализатора нагревают его. Когда температура достигает нескольких сотен градусов, тонкое покрытие из платины и других металлов начинает оказывать каталитический эффект, вынуждая молекулы угарного газа и других остатков недогоревшего топлива, вступает в реакцию с кислородом. Такая реакция приводит к выделению еще большего количества тепла, из-за чего конвертер нагревается до температуры 500–700 градусов.

Даже абсолютно чистый нейтрализатор оказывает значительное сопротивление движению потока выхлопных газов, из-за чего двигатель часть выработанной энергии тратит на продавливание дыма через катализатор.

Любая неполадка топливной системы, двигателя или зажигания, а также частые резкие старты, приводят к увеличению впрыска топлива в цилиндры, а значит, недогоревших остатков становится также больше. Из-за этого не все молекулы связываются с молекулами кислорода, часть из них оседает на стенках отверстий каталитического конвертора, причем особо сильно этот процесс идет во время прогрева мотора.

В какой-то мере прочистить каналы помогает езда на высоких оборотах двигателя при минимально нажатой педали газа, когда количество недогоревших частиц минимально, а количество кислорода и температура выхлопа максимальны. В таких условиях даже отложенные на стенках остатки вступают в реакцию с кислородом, превращаясь в углекислый газ, однако часть шлаков все же остается на месте.

Чем катализатор отличается от пламегасителя

Задачей пламегасителя является снижение громкости выхлопа и дожиг излишков топлива, не сгоревших в цилиндре, поэтому снизить токсичность он не может. Если установить его вместо каталитического нейтрализатора, то не только повысится токсичность выхлопа, но и двигатель будет работать неправильно, ведь ЭБУ будет снижать подачу топлива, чтобы количество кислорода на выходе устройства приближалось к норме.

Ранние модели этих автомобилей выпускали с карбюраторными моторами, для работы которых эта деталь не требуется. Затем появились первые инжекторные модели, на которых устанавливали катализатор с одним датчиком кислорода. По мере освоения технологии инжекторных силовых агрегатов начинали устанавливать катализаторы с двумя лямбда-зондами.

Как узнать стоит ли катализатор

Как узнать стоит ли катализатор

Поэтому катализатор в машине ВАЗ 2114 нужен, если транспортное средство оснащено инжектором, карбюраторные же авто не подпадают под действие европейских экологических требований, а значит, ставить дорогую деталь нет никакого смысла.

Где находится каталитический нейтрализатор

Кроме того, нередки переделки машин других серий с восьмиклапанных на шестнадцатиклапанные моторы. После каждой такой переделки необходимо менять катализатор на более подходящий, то есть под Евро-4 и 2 датчика кислорода.

Артикулы и цены

На ВАЗ 2108–2115 устанавливают 3 вида каталитических конвертеров: под

  • Евро-2 8 клапанов;
  • под Евро-3 и Евро-4 8 клапанов;
  • под Евро-3 и Евро-4 16 клапанов.

Артикул детали под Евро-2 21100120601011, средняя стоимость 4 тысячи рублей. Основное отличие – одно отверстие под датчик кислорода. Эту деталь нельзя ставить на автомобили с двигателями норм Евро-3 и Евро-4, потому что некуда ставить второй лямбда-зонд. Нейтрализаторы под Евро-3 и Евро-4 для восьмиклапанных моторов по конструкции похожи на предыдущие, но оснащены двумя отверстиями под датчики кислорода, их артикул 11183-1203008, средняя стоимость 6 тысяч рублей.

Неисправности

Вот неисправности каталитического преобразователя:

  • забились отверстия;
  • фильтрующие элементы оторвались от корпуса;
  • прогорел корпус.

Основным признаком того, что забились отверстия, является снижение мощности силового агрегата, ведь мотору приходится тратить гораздо больше энергии на продавливание выхлопных газов через нейтрализатор.

Транспортное средство плохо набирает скорость, тяжело едет в гору, а иногда не заводится. В таких ситуациях автовладельцы нередко задают вопрос – нужен ли катализатор в выхлопной системе автомобиля ВАЗ 2114 или других моделях, раз они негативно влияют на поведение транспортного средства. Они забывают, что каталитический преобразователь служит лишь определенное время, после чего его нужно менять.

Главным признаком того, что фильтрующие элементы оторвались от кузова, является увеличивающийся уровень шума, к которому добавляются едва слышные гремящие звуки. Эта неисправность немного снижает эффективность устройства, ведь часть выхлопных газов идет в обход керамической начинки, кроме того, резко возрастает риск прогорания корпуса.

Признаками прогорания корпуса являются:

  • резко возросшая громкость работы двигателя;
  • неприятный запах в салоне;
  • повышение токсичности выхлопа.

Почти всегда прогорание корпуса происходит после появления обоих предыдущих неисправностей, поэтому полноценно восстановить деталь невозможно, а заплатка, наложенная на место прогара, только снизит уровень шума и неприятный запах в салоне.

Как проверить

Если у вас появилось подозрение, что каталитический преобразователь неисправен, то сделайте следующее:

  • снимите его с машины (для этого на восьмиклапанных машинах придется снять выпускной коллектор);
  • посмотрите на просвет, если не удается разглядеть свет из-за формы устройства, то в темном помещении приставьте к выходному отверстию яркий фонарь так, чтобы свет шел только внутрь устройства, если отражение света от стенок коллектора тусклое, катализатор забит;
  • потрусите его и слушайте, не гремят ли керамические вставки, если гремят, то они оторвались от корпуса;
  • переверните деталь задней стороной к себе и осмотрите поверхность керамического наполнителя, если он целый, все нормально, если же потрескался или развалился, нейтрализатор необходимо менять;
  • осмотрите корпус в происках прогаров и темных пятен, если они есть, устройство нужно менять.

Помните, этот элемент не подлежит полноценному ремонту, поэтому попытка починить неисправную деталь не вернет ей возможность эффективно дожигать выхлопные газы.

Неисправности катализатора

Существует еще один довольно спорный способ проверки этой детали на забитость каналов с помощью проверки давления в выхлопной системе, ведь катализатор в автомобиле ВАЗ 2114 находится на пути выхлопных газов. Чтобы воспользоваться им, сделайте следующее:

  1. Заведите двигатель и послушайте, как он работает на холостых, затем заглушите.
  2. На выключенном двигателе выкрутите свечу любого цилиндра и положите так, чтобы резьба касалась заземленного металла.
  3. Отключите форсунку этого цилиндра, затем заведите мотор и послушайте, как он работает. Если обороты чуть упали, а мотор начал вибрировать, то с катализатором все в порядке. Если же мотор, несмотря на троение, стал работать лучше, значит, катализатор забит.

Но этот способ спорный, поэтому его результаты не стоит использовать для принятия каких-либо решений по дальнейшей судьбе каталитического преобразователя.

Есть еще один надежный, но сложный в исполнении способ проверки, для него до прогрева мотора выкрутите первый датчик кислорода (это сделать непросто, ведь он почти всегда сильно прикипает к резьбе), затем вкрутите в отверстие компрессометр или манометр. Сделав это, заведите мотор и прогрейте двигатель, затем попросите помощника плавно нажимать на газ, чтобы скорость его работы менялась в пределах 2–5 тысяч об/мин. Если давление не поднимается выше 0,5 атм, то катализатор не забит, если же выше, деталь нужно заменить.

Ремонт и замена

Как мы уже говорили выше, полноценный ремонт этой детали невозможен, поэтому если вам важна экологичность, то при любом дефекте каталитический нейтрализатор необходимо менять. Тем не менее, большая часть водителей, не понимающая, для чего нужен катализатор в автомобиле ВАЗ 2114 или любом другом, а также считающая не важной его основную функцию (дожиг выхлопных газов), предпочитают ремонтировать его или ставить какую-нибудь замену.

Вот наиболее популярные способы ремонта:

  • выбивание керамического наполнителя;
  • заполнение пустоты металлической сеткой;
  • наваривание заплаток на места прогара.

Все эти способы подразумевают вскрытие корпуса снятой детали, ведь катализатор в автомобиле ВАЗ 2110 находится в таком месте, где невозможно выполнять с ним любые ремонтные действия.

Чтобы отремонтировать нейтрализатор, сделайте следующее:

  • болгаркой (углошлифовальной машинкой, УШМ) прорежьте 2 идущие поперек корпуса линии возле переднего и заднего края;
  • прорежьте 2 линии вдоль корпуса, чтобы вырезать прямоугольник;
  • вытащите через него керамическое наполнение, если необходимо, сначала разбейте его;
  • заполните пустоту внутри корпуса металлической мочалкой для посуды или любым другим подобным материалом из стали; вставьте в отверстие вырезанную пластину и приварите ее.

Помните, что нержавейку желательно варить в аргоновой или углекислотной среде.

Что можно поставить вместо катализатора

Если вы не хотите ремонтировать нейтрализатор, то вместо него можно установить:

  • катализатор другого типа или размера;
  • различные пламегасители или резонаторы;
  • трубу из нержавейки.

Даже на автомобили класса Евро-4 технически можно поставить нейтрализатор под Евро-2, однако для этого придется менять прошивку ЭБУ, ведь блок управления перестанет получать информацию со второго датчика кислорода. Также можно ставить катализаторы, изначально предназначенные для других автомобилей с такими же или большими по объему силовыми агрегатами, причем, если агрегат подходит по классу (Евро-2 или Евро-4), то даже менять прошивку не придется.

Пламегасители и резонаторы выполняют одинаковую функцию, однако первые лучше переносят высокие температуры, поэтому на месте катализатора прослужат дольше. Труба из нержавейки обойдется гораздо дешевле, но прослужит в несколько раз меньше, ведь из-за отсутствия теплоизолирующего слоя она сильней подвержена коррозии.

В любом случае, такая замена подразумевает серьезное вмешательство в выхлопную систему, ведь катализатор в автомобиле ВАЗ 2112 находится на пути движения выхлопных газов. Поэтому что бы вы ни установили вместо нее, сменная деталь должна быть изготовлена из материала, выдерживающего высокую температуру и хорошо противостоящего коррозии.

Помните, выбор сменной детали зависит от того, где катализатор в автомобиле ваз 2114 находится, если позади двигателя, то подойдет новый нейтрализатор или пламегаситель, если же под днищем, то можно ставить что угодно.

Перепрошивка ЭБУ

Неопытные автолюбители, которые не понимают, как работает инжектор, задают вопрос – нужно прошивать машину после удаления катализатора ВАЗ 2114, или можно обойтись без этого? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть работу блока управления инжекторного силового агрегата.

Датчики, включая один или оба лямбда-зонда, поставляют ЭБУ информацию о работе двигателя и командах водителя, затем блок управления анализирует их в соответствие с залитой в него программой (прошивкой) и посылает сигналы различным исполнительным устройствам.

Что такое катализатор в автомобиле

Что такое катализатор в автомобиле

Перепрошивка ЭБУ меняет программу действий контролера, а также исключает датчики кислорода из списка опрашиваемых устройств, благодаря чему блок управления перестает учитывать информацию с них.

Заключение

Катализатор снижает токсичность выхлопа инжекторных автомобилей, однако из-за высокой стоимости новой детали, каталитический конвертор после выхода из строя меняют не часто, ограничиваясь ремонтом или установкой какой-нибудь замены. Теперь вы знаете, где находится нейтрализатор, а также каковы последствия его ремонта или замены на пламегаситель и нержавеющую трубу.

Что происходит внутри каталитического нейтрализатора в автомобиле: пример


Каталитический нейтрализатор – одна из тех частей автомобиля, о работе которой вы знаете лишь в теории, но никогда не сможете увидеть ее в действии, если у вас нет рентгеновского зрения. Но теперь у вас появилась такая возможность благодаря техноблогеру, который, разрезав катализатор пополам, решил показать всем, что происходит внутри этого автокомпонента, когда он выполняет свою работу.

Проще говоря, каталитический нейтрализатор предназначен для улавливания и сжигания всех видов вредных загрязняющих веществ, прежде чем ваш автомобиль выплюнет их в окружающую природу. Речь идет о таких вещах, как окись углерода, углеводород и окись азота, – это вещества в выхлопной системе автомобиля, образующиеся от сгорания топлива, которыми никто не должен дышать. За счет нейтрализации всех этих вредных химических веществ и несгоревшего топлива (они подвергаются воздействию сотен градусов температуры) вредные выбросы автомобилей серьезно сокращаются.

Мы уже рассказывали более подробно о том, что именно и как делает каталитический нейтрализатор в автомобилях. Те, кому интересно, могут прочитать нашу статью. Здесь же кратко напомним простыми словами принцип работы автомобильного катализатора:

Автомобильный катализатор врезан в выхлопную систему автомобиля. Располагается, как правило, в первой трети выхлопной системы, ближе к двигателю. Автокомпонент представляет собой металлическую камеру, которая, принимая выхлопные газы, изменяет их химический состав с целью уменьшения объема вредных веществ в выбросах автомобиля, получаемых при сгорании топлива (поступают из выпускного коллектора двигателя).

Внутри катализатора находится сотовая структура на керамической основе, покрытая драгоценными металлами. Причем каждый вид металлов выполняет свою функцию по сокращению выбросов (каждый вид драгоценного металла нейтрализует только определенный тип химических веществ)

По всему Интернету сегодня есть различные диаграммы и видео с пояснениями принципа работы автомобильного катализатора, но вы вряд ли до сегодняшнего дня могли увидеть, как работает катализатор внутри, когда стоит на автомобиле. Благодаря интересному видео с канала Warped Perception теперь у вас есть такая возможность:

В ролике вы увидите, как техноблогер разрезал катализатор пополам, оснастив его прозрачным корпусом. Затем модифицированный нейтрализатор был подключен к двигателю. Как видно в видео, сначала соты внутри катализатора начинают светиться красным, а затем начинается горение. Это наглядный пример, почему на современных автомобилях с небольшим клиренсом не стоит парковаться на куче сухих листьев или на скошенной сухой траве.

Правда, обратим внимание, что этот ролик дает нам общее представление о работе катализатора в выхлопной системе автомобиля. Все равно это приблизительная симуляция работы системы нейтрализации вредных веществ в выхлопной системе. Так что разрезание катализатора пополам, установка в гараже прозрачного защитного экрана не имитирует реальных условий, и, следовательно, этот пример может стать объектом пристального внимания автоэкспертов и специалистов, которые обязательно укажут на то, что в реальных условиях все работает иначе.

Но цель этого видео на самом деле – не приблизить работу катализатора в реальных условиях. Видеоблогер снял этот ролик для того, чтобы появилось понимание, как выглядит каталитический нейтрализатор внутри и как именно он работает. Согласитесь, наличие реальных визуальных изображений всегда увлекательнее, чем просто скучный просмотр диаграмм.

Видео YouTube-канала Warped Perception дает нам отличное представление о том, как выглядит автомобильный катализатор после того, как мы завершили долгую поездку на своем автомобиле. Теперь вы будете знать, что после того, как вы припарковали свой автомобиль, его катализатор имеет высокую температуру. Вот почему вы часто можете слышать щелчки из-под машины, когда выключили двигатель. Эти щелчки идут не только от выхлопной системы, но и от катализатора, который резко начинает остывать сразу после того, как вы заглушили двигатель авто.

Из чего состоит катализатор автомобиля?

Выхлопные газы автомобиля всегда были очень токсичными, но на сегодняшний день, благодаря достижениям в автопромышленности, данная ситуация нашла своё решение. Чтобы в атмосферу не попадали столь опасные для экологии и здоровья человека вещества, в современных транспортных средствах устанавливается специально разработанное устройство. Называется такое оборудование каталитический нейтрализатор (КН) и устанавливается он на ТС, которые функционируют на бензине или дизельном топливе.

Особенности и принципы функционирования современного катализатора

Каталитический преобразователь является неотъемлемой частью выхлопной системы современных моделей авто. В основном, устройство устанавливается после приёмной трубы, но есть случаи монтажа катализатора и непосредственно на данной трубе. Такая установка позволяет максимально быстро прогреть КН, ведь эффективно он способен работать только при температурном режиме более 300 о С. Приобретая автомобиль с катализатором, расположенным на приёмной трубе, не стоит забывать о негативном влиянии значительных температур на изделие, а как результат и ограниченному сроку службы..

Основное предназначение КН заключается в минимизации количества токсичных выбросов, которые загрязняют экологию. Выполнение возложенных функций система реализовывает посредством восстановления оксидов азота и дожигания угарного газа, а так же недогоревших до конца углеводов.

На самом деле катализатор вызывает (ускоряет) химические реакции, но сам не является их частью. Все необходимые процессы возможны благодаря таким веществам, как:

В основу принципа функционирования катализатора как раз и заложена способность данных элементов к ускорению химической реакции.

Конструкция КН и причины его преждевременного выхода из строя

Двигатель ТС вырабатывает такие безопасные и безвредные вещества, как азот, воду, углекислый газ в допустимых пределах. Небезопасным является именно сам процесс горения данных веществ, которые в процессе становятся очень токсичными.

Из чего состоит катализатор, учитывая вышесказанное, предположить не так трудно, а именно из трёх каталитических преобразователей, каждый из которых рассчитан на вышеуказанное вещество, количественный показатель которого стоит снизить. Независимо от того, какого типа или вида катализатор будет установлен на вашем ТС, все они будут трёхкомпонентными. Рассмотрев конструкцию катализатора по фото, найти значительные отличия среди и разновидностей очень трудно.

Внешне такой прибор имеет вид металлического корпуса из нержавеющей стали. Внутренность катализатора состоит из сот или в некоторых случаях может иметь вид керамических бусин. Соты могут быть изготовлены из металла или керамики, но при этом в любом случае покрываются специальными веществами (перечислены выше). На практике, чаще всего, используется палладий, родий, платина, а так же золото, которое последнее время стало очень популярным среди производителей по причине своей доступности.

Именно благодаря столь ценному наполнению катализатор способен не только выполнять все возложенные на него функции, но может выгодно быть проданным по истечению отведённого срока службы или по причине преждевременного выхода из строя. Владелец таких устройств может получить приличное вознаграждение, если сможет найти достойную компанию для сотрудничества.

Что касается конструкций КН, то керамическая модификация фильтра распространена больше из-за приемлемой цены, но при этом на прочность рассчитывать не стоит, ведь керамика очень хрупкая. Керамические соты могут рассыпаться даже от незначительного удара.

На сегодняшний день в конструкции каталитического преобразователя применятся 2-а вида катализаторов:

  • восстанавливающий: при его создании используют платину, родий, основная цель при этом заключается в достижении минимальных показателей выбросов оксидов азота;
  • окислительный: с его помощью уменьшается количество несгоревшего топлива и окиси углерода посредством их окисления и воздействия палладия и платины.

К основным причинам преждевременной поломки катализатора, изготовленного из керамики можно отнести:

  • ДТП, наезд на камень, удар;
  • езда по лужам на прогретой машине, ведь в такой ситуации не исключено попадание воды на работающий катализатор;
  • поломка в системе зажигания (отсутствие процесса воспламенения может привести к попаданию топлива в приёмную трубу, далее в катализатор, где может взорваться).

Некачественный и этилированный бензин, достаточно длительное функционирование мотора на холостом ходу, так же как и переобогащенная топливно-воздушная смесь могут негативно отразиться на работе катализатора и преждевременно вывести его из строя. Это касается всех разновидностей КН.

Именно поэтому очень важно следить и за состоянием маслосъёмных колпачков, которые по допускают попадание масла на прибор. Так же стоит минимизировать возможность попадания на нейтрализатор жидкостей для промывки топливной системы.

Выгодно сдать вышедший из строя авто катализатор не составит труда, ведь рынок данных услуг переполнен самыми различными предложениями. только работающие легально, имеющие все необходимые документы и сертификаты компании могут предложить самые выгодные условия сотрудничества и высокую цену за ваш материал.

Читайте также: