Для чего нужен камаз самосвал

Обновлено: 05.07.2024

Самосвалы являются самыми универсальными перевозчиками всех стройматериалов, навалочных и сыпучих грузов, таких как, песок, щебень, гравий и строительный мусор. Одним словом, всего, для чего пригодна выгрузка, производящаяся опрокидыванием из кузова. Без автомобилей-самосвалов не обходится ни одно строительство.

Эти машины выгодны в силу сокращения времени на разгрузку, которая может производиться четырьмя способами: задним, боковым, двусторонним или универсальным на все стороны. Однако, есть у них и недостатки: например, грузоподъемность самосвала меньше, чем у грузовика с фиксированной грузовой платформой.

Кроме классификации по типу выгрузки, самосвалы можно разделять также по типу кузова (бункер, платформа, съезжающий бункер, съезжающая платформа). Помимо этого существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников.

В России самосвалы производятся компаниями "КАМАЗ", "УРАЛ", "ГАЗ", "Яровит". Но, несмотря на распад Советского Союза и превращение бывших братских республик в зарубежные государства, на российском рынке успешно конкурируют между собой модели самосвалов, разработанные в Белоруссии и Украине.

Для нашего сравнения мы выбрали три наиболее яркие новые модели от представителей российского, украинского и белорусского автопрома. Это КамАЗ 6520-26020-73, МАЗ 6501В9-8420-000, КрАЗ C20.2R. Все они принадлежат к категории тяжелых трехосных самосвалов грузоподъемностью 20 тонн, и имеют колесную конфигурацию 6х4.

Давайте посмотрим, на что они способны.

Самосвал КамАЗ 6520-26020-73

КамАЗ 6520-26020-73

Начнем с отечественного образца, выпускаемого лидером среди российских производителей самосвалов — Камским автомобильным заводом.

КАМАЗ 6520-26020-73 — последняя модель в серии 6520, разработанная с учетом требований экостандарта Евро-4, на территории России вступивших в силу с начала 2013 года. Помимо законодательных требований при разработке данной модели были учтены и пожелания непосредственных потребителей самосвалов КАМАЗ.

Самосвал комплектуется мощным двигателем отечественного производства КАМАЗ 740.73-400 в 400 л.с., механической 16-ступенчатой КПП – ZF и топливной аппаратурой от BOSCH.

Установленный на машине, кузов объемом 16 м3, позиционируется производителем в качестве оптимального, поскольку с ним можно смело передвигаться на трассах, оборудованных стационарными и передвижными пунктами весового контроля, не опасаясь при этом за превышение нагрузки на ось.

Благодаря тягово-сцепному устройству КАМАЗа (типа шкворень-петля или беззазорная сцепка) самосвал может трудиться и в качестве автопоезда, что поможет существенно снизить затраты на грузоперевозки.

Из новшеств у модели — рестайлинговая цельнометаллическая кабина, правда, без спального места. Машина имеет шумо- и термоизоляцию, а также систему нейтрализации отработавших газов (AdBlue).

Заявленный межсервисный интервал самосвала составляет 25 тысяч км. Таким образом, за 100 тысяч км. пробега техническое обслуживание необходимо будет пройти 4 раза. Средняя стоимость прохождения сервиса на КамАЗе составляет 25 тысяч рублей. Учитывая то, в среднем за год самосвал проходит 40-50 тысяч км, обслуживание машины в год обойдется не менее 50 тысяч рублей.

«Основными преимуществами самосвала по сравнению с предыдущими моделями, выпускаемыми заводом, можно назвать прежде всего увеличение периодичности технического обслуживания до 25 000 - 50 000 км, а также продление гарантии на машину с 75 000 км и 18 месяцев до 100 000 км и 24 месяцев.

Самосвал МАЗ 6501В9-8420-000

МАЗ 6501В9-8420-000

Самосвал от Минского Автомобильного Завода — новинка для российского рынка (он поступил в продажу осенью 2013 года). Машина предназначена для использования в сферах, традиционных для самосвалов с задней разгрузкой. Она наиболее удобна для работы при дорожном строительстве и в карьерах.

Двигатель ЯМЗ-651.10 (Renault Dci11) хорошо зарекомендовал себя на автомобилях МАЗ с 2009 года. Данный агрегат отличается выносливостью и работоспособностью и используется в разных видах грузового транспорта, помимо самосвалов: тягачи, бортовые автомобили и другая спецтехника. Коробка передач ZF16 немецкого производства, установленная на машине, рассчитана на большие нагрузки.

МАЗ укомплектован кузовом с впечатляющим объёмом 20 м 3 , что позволит перевозить грузы не только большой тяжести, но и крупногабаритные. Также машина оснащена горным тормозом, межосевой и межколёсной блокировкой мостов.

Обновлен и внешний вид самосвала, и кабина, которая оборудована полноценным спальным местом.

Что касается сервиса машины, техническое обслуживание на данный самосвал по подсчету экспертов обойдется в 30 000 - 40 000 рублей за одно техническое обслуживание. Периодичность межсервисных интервалов, заявленная производителем, составляет каждые 25 000 км, а, по рекомендации специалистов, она должна быть несколько уменьшена и составлять в идеале каждые 15 000 км. Таким образом, по средним подсчетам, обслуживание самосвала в год обойдется потребителю не менее чем в 70 тысяч рублей.

«Машина поступила в продажу недавно, но спрос на нее уже достаточно высокий. С точки зрения потребителя цена его вполне приемлема; другие достоинства модели — большой кузов и мощный двигатель.

Самосвал КрАЗ C20.2R

КрАЗ C20.2R

Самосвал от Кременчугского автомобильного завода также является новинкой для российского рынка (он поступил в продажу зимой 2012-2013 г.г.). КрАЗ C20.2R характеризуется широким привлечением разработок иностранных (французских, австрийских, хорватских) компаний, что является синонимом качества для потребителей.

Самосвал позиционируется производителями как особенный проект их конструкторского бюро, который не похож на все остальные модели, известные российскому рынку. Машина обладает шестицилинровым двигателем ЯМЗ-6511 с дизельной топливной системой и механической двухдиапазонной коробкой передач zf 16s151.

От предыдущих моделей производителя C20.2R отличает использование новой кабины французской фирмы Renault Kerax, которая имеет улучшенную шумоизоляцию а также эргономичную компоновку приборов управления и хорошая обзорность.

Специальный сплав стали, из которой изготавливается кузов автомобиля, был разработан австрийской фирмой Voestalpine. Его номинальный объем составляет 14 м3. С привлечением разработок зарубежных производителей был создан и телескопический механизм для работы с грузом — над ним трудились специалисты известной фирмы Binotto.

Что касается технического обслуживания, при обычных условиях эксплуатации КрАЗа, по расчетам экспертов, первую замену масла, масляных и топливных фильтров необходимо будет сделать после 20 000 - 30 000 км пробега, последующие — через каждые 40 000 км; первую замену масла в КПП — после обкатки 1000 км, затем каждые 60 000 км; замена масел в мостах автомобиля - каждые 40 000 км. При среднегодовом пробеге в 50 000 км в год необходимо будет пройти техобслуживание всего 1-2 раза, а при средних затратах на сервис машины в 35-40 тысяч рублей среднегодовые траты будут составлять от 35 до 80 тысяч рублей.

«Этот самосвал не просто новый, он качественно отличается от предыдущих. Машина сверхнадежная: не подведет не только на работах в городе, но и на традиционных для КрАЗа просторах бездорожья, в труднопроходимых местностях, на карьерных работах или лесозаготовках. Кабина комфортная, шум практически отсутствует.

Модель Двигатель Мощность двигателя,
л.с.
Грузоподъемность, кг
Объем кузова, м3 КПП Средний расход топлива,
л/100 км
Периодичность
межсервисного интервала, км
Количество ТО на 100 000 км
Средняя стоимость ТО, тыс.руб.
Цена новой модели, руб.
КамАЗ 6520-26020-73

Судя по цене, разница между МАЗом и КамАЗом, с учетом ее варьирования в зависимости от региона и дилера, не является существенной. Что касается самой дорогой из представленных моделей – КрАЗа, справедливости ради стоит отметить, что уже с 1 января будущего года, утилизационный сбор, который сейчас платит украинский поставщик, будет распространен на всех автопроизводителей. Следовательно, отрыв в цене между тремя моделями будет не таким разительным. Помимо этого, несправедливо будет не отметить явные преимущества редкой для России на данный момент модели КрАЗа: кроме традиционного применения самосвалов, машина способна работать и в коммунальном хозяйстве, а увеличение межсервисных интервалов позволит несколько сократить затраты на техобслуживание.

Кто не видел на дороге эту добрую шайтан-арбу из Татарстана? Все видели. И нет, пожалуй, такого водителя, который ни разу в жизни не плёлся бы с тоской за этим автомобилем, ожидая конца сплошной разметки, тихо ругаясь про себя на КамАЗ, водителя КамАЗа, создателя дымного дизеля этой машины, правила дорожного движения, встречный транспорт и свою горькую судьбу. А тем временем есть повод не только терпимо относиться к этому чуду на дороге, но даже и любить его суровой мужской любовью, знакомой только владельцам КамАЗов. Пусть даже дымных, не самых совершенных, зато своих, сделанных аскетично, но ремонтопригодно.

Не узнать на дороге КамАЗ нельзя. Долгое время он был одним из основных автомобилей на дорогах нашей Родины, перевозящих в своём кузове более десяти тонн груза. А всё же он мало знаком большинству автолюбителей: рядовой трудяга, которого нужно как можно быстрее обогнать. Какой уж там интерес… А ведь, наверное, зря, граждане, мы снизу смотрим на КамАЗ свысока. Машине есть чем похвастаться, главное – разглядеть его природу. Как раз этим мы сейчас и займёмся на примере далеко не нового, двадцать с лишним лет назад снятого с производства, автомобиля КамАЗ 55111.

DSC_0008.jpg

Не задумывались, почему у грузовиков такие длинные цифровые индексы? 55111 – это не модель, если быть точнее – не только модель. Согласно отраслевой нормали ОН 025270 66, принятой в 1966 году, первая цифра в маркировке грузовика означает полную массу грузовика. В нашем случае – цифра 5, говорящая о том, что вес машины находится в пределах от 15 до 20 тонн (полная масса нашей машины по паспорту составляет 17,4 тонны). Вторая цифра – вид автомобиля. У нас опять пятёрка, что значит – самосвал. Третья и четвёртая цифры – порядковый номер модели, они указываются производителем. Иногда встречаются пятая или шестая цифра, обозначающие модификацию и вариант исполнения. Последняя единица в нашем случае – исполнение для холодного климата. Подковавшись теоретически, можно почти смело залезать в кабину самосвала.

DSC_0023.jpg

Педаль сцепления торчит над полом на уровне голени. Мне это показалось странным, но хозяин говорит, что ему так удобнее. Что ж, поверим на слово. Педали тормоза и акселератора прячутся от педали сцепления за массивной рулевой колонкой, уходящей в пол. Они показались более удобными, и мне с моим 45-м размером обуви не удалось в них запутаться, как это бывало в старом Hyundai Accent с педальным узлом для корейской ноги 35-го размера. На КамАЗе с этим полный порядок: нажать не ту, равно как и промазать, тяжело. Мы их ещё надавим, сначала надо осмотреться и проанализировать возникающие в кабине КамАЗа ощущения.

DSC_0031.jpg

На приборной панели всё знакомо по тем же советским автомобилям: амперметр, указатели температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива и давления масла, спидометр и тахометр. Если приглядеться и включить фантазию, то можно уловить некоторое изящество в расположении приборов: центральное место занимают спидометр с тахометром, относительно которых почти симметрично располагаются все остальные приборы. Непривычным может показаться только манометр, но без него никак: он показывает давление в пневматической (а не гидравлической, как на легковушках, – прим. ред.) системе тормозов. Другой нетипичный элемент – рукоятка гидравлики для поднятия кузова. Самосвал всё-таки! Из пластиковых деталей на панели только пепельница и некоторые кнопки. Остальное – металл, что полностью исключает сверчки и прочие неприятные мелочи, с которыми с переменным успехом бьются владельцы некоторых более современных автомобилей.

Кстати, опрокинуть КамАЗ достаточно несложно. Особенно умеючи.

DSC_00471.jpg

А обзор из кабины хорош! Видно всё и во все стороны, габариты немаленькой машины тоже чувствуются замечательно.

Едем на КамАЗе

Надо очень постараться, чтобы описать чувства, возникающие при поездке на этом самосвале. Вроде грузовик, но запредельного шока от больших размеров не испытываешь. Двести десять лошадей есть, а ощущения мощи нет. Кажется, что большой, но проезжать через дворы несложно. Грузовик просто прёт, что, собственно, и должен делать КамАЗ.

DSC_0006.jpg


Самосва́л — грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком). Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников.

Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих, или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидывания из кузова.

  • По типу выгрузки (наклоном или принудительной)
  • По направлению выгрузки (вбок, назад)
  • По типу кузова (бункер, платформа, съезжающий бункер, съезжающая платформа)

Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку. Самосвалы различают по способу разгрузки — задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны. В России самосвалы производят компании КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ, Яровит.

Содержание

Дорожные самосвалы

Самосвал ЗИЛ.jpg




Внедорожные (карьерные) самосвалы



Карьерные (внедорожные) самосвалы используются на открытой разработке полезных ископаемых. Из-за их габаритов и веса, эксплуатация на дорогах общего пользования не представляется возможной. Крупные модели доставляются до места работы по частям и собираются уже на месте.

Наиболее целесообразной, для тяжёлых самосвалов, признана схема с двумя осями, с задним или полным приводом и разгрузкой кузова назад. В 1970-е годы пытались использовать трёхосные самосвалы, как например Terex Titan и WABCO 3200B, но такие схемы в карьерах не прижились. Компания Kress предлагает самосвалы с донной разгрузкой, но это требует использования специального разгрузочного комплекса.

На современных сверхтяжёлых самосвалах обычно применяется гибридная силовая установка — дизельный двигатель приводит в действие генератор переменного тока, который питает тяговые электродвигатели, вращающие колёса (см. Электрическая передача). Тормозная система, так же совмещённое действие гидравлики и электромоторов, которые в режиме торможения вырабатывают энергию. Над созданием электропривода трудятся совместно — General Atomics (Terex), General Electric (Komatsu), Siemens (Hitachi, Liebherr, БелАЗ).

Особняком стоит Caterpillar 797B, который обходится без лишних элементов (генератора и электродвигателей). Этому способствует самый большой в мире двигатель, из тех, что устанавливаются на грузовики — CAT 3524B (два совмещённых CAT 3512B), 24 цилиндра, объёмом 117 литров, крутящий момент переваливает за 16000 Нм (запас 22 %). Машина имеет 7-ми ступенчатую гидромеханическую трансмиссию. Тормоза гидравлические. Однако, в настоящее время, компания готовит к производству новое поколение самосвалов, которые, будут иметь дизель-электрический привод, разработанный совместно с Mitsubishi Electric.

Наибольшая эффективность подобных гигантов, достигается при использовании в паре с гидравлическим или тросовым экскаватором, осуществляющим загрузку за 3-5 циклов. Учитывая, что уже есть экскаваторы, оборудованные ковшом, вмещающим более 76 кубометров породы (более 100 тонн), и всё возрастающий спрос на сырьё, вполне вероятно появление самосвалов, способных перевозить более 400 тонн, разработка которых, по некоторым данным, уже ведется.

Сейчас выпуском карьерных самосвалов занимаются более 20 компаний. Основную часть рынка, более 95 %, составляют самосвалы грузоподъёмностью до 40 тонн.

Самые грузоподъёмные модели ведущих производителей:

Производитель Модель Грузоподъёмность, тонн Полная масса, тонн Двигатель Мощность, л.с. Максимальная скорость, км/ч Год выпуска Ссылка
Caterpillar 797F 363 623 Caterpillar 4000 67 2009 [2]
Liebherr T 282 C 363 600 MTU 3755 / 4023 64 2010 [3]
Unit Rig (Terex) MT 6300AC 363 598 MTU 3750 64 2008 [4]
Liebherr T 282 B 363 600 MTU 3650 64 2004 [5]
БелАЗ 75601 360 610 MTU 2800/3807 64 2010 [6]
Caterpillar 797В 345 623 Caterpillar 3550 67 1998 [7]
Komatsu 960E 327 576 Komatsu 3500 65 2008 [8]
Unit Rig (Terex) MT 5500 326 543 MTU/Cummins 2700 64 2006 [9]
БелАЗ 75600 320 560 Cummins 2610/3549 64 2006 [10]
Terex 33-19 Titan 317,5 550 Electro-Motive 3300 48 1974
Caterpillar 795F AC 313 570 Caterpillar 3400 64 2009
Euclid-Hitachi EH 5000 286-315 528 MTU 2700 67 ? [11]
Liebherr TI 274 290 ? MTU 3000 64 2007 [12]
Komatsu 930E 290 502 Komatsu 2700 / 3500 64 1996 [13]
Euclid-Hitachi EH 4500 282 435 MTU/Cummins 2700 67 ? [14]
Komatsu 860E 254 ? Komatsu 2700 64 2008
БелАЗ 75310 240 401 Cummins 1864/2535 64 [15]
Euclid R260 238 387 Detroit Diesel 2500 49 1997
Caterpillar 793F 226,8 390 Caterpillar 2650 60 2009
Komatsu 830E 222 385 Komatsu 2500 49 ? [16]
БелАЗ 75307 220 376 Cummins 1715/2330 64 ? [17]
БелАЗ 75306 220 376 Cummins 1715/2330 43 ? [18]
БелАЗ 75302 220 376 MTU 1715/2330 43 ? [19]
Kress 200C 220 342 Caterpillar 1700 73 ? [20]
Unit Rig (Terex) MT 4400AC 218 392 MTU/Cummins 2700 64 ? [21]
Liebherr T 262 218 390 MTU 2500 51 ? [22]
Caterpillar 793В 218 383 Caterpillar 2415 54 ?
WABCO 3200В 214 383 GM 2475 ? 1978

Сочленённые самосвалы

Самосвал с шарнирно-сочленённой рамой (землевоз, сочленённый самосвал, англ. articulated hauler, articulated dump truck, dumper ), используется на строительных и карьерных работах, там где требуется повышенная проходимость и манёвренность. Трёхосные модели сочленённых самосвалов имеют шесть ведущих колёс. Более того, современные модели самосвалов оснащаются выключателем межколёсного дифференциала.

Bell, может предложить самосвалы с гусеничным ходом.

Hydrema, имеет поворотный механизм кузова, это даёт возможность разгружаться, не только назад, но и в любую из боковых сторон.

Самые грузоподъёмные модели:

Самосвалы для подземных работ

Самосвалы для подземных работ предназначены для транспортирования и выгрузки взорванных или разрыхлённых механическим способом пород в стеснённых условиях подземных шахт, при добыче полезных ископаемых и строительстве тоннелей. Конструкция позволяет использовать их и на открытых разработках, но не столь эффективно.

Подземные самосвалы выпускают компании Atlas Copco, Caterpillar, DUX Machinery, Paus, Sandvik, БелАЗ, МоАЗ

Самосвал, пожалуй, один из самых популярных запросов среди грузовиков и спец-техники. Самосвал нужен везде и всегда

Самосвалы бывают с односторонней, двусторонней, трехсторонней и даже- четырехсторонней разгрузкой. И вообще, что это за самосвал такой? Чем он, самосвал, отличается от бортового грузовика? Все очень просто, и ответ на данный вопрос знает даже попуас в Новой Гвинее. В отличии от бортового грузовика, самосвал — это грузовой автомобиль, способный самостоятельно разгружаться, читай- саморазгружающийся. Самосвал чаще всего используется для перевозки так называемых навалочных или сыпучих грузов. Так же существуют самосвалы, для разгрузки которых используют наклон всего автомобиля. Основное преимущество самосвала перед бортовым грузовиком на одном и том-же шасси состоит в том, что не надо тратить время на разгрузку, хотя грузоподъемность самосвала немного ниже, чем у бортового автомобиля, повторимся, при условии что они оба установлены на одинаковых ШАССИ.

Самосвалы можно классифицировать:

Самосвалы основного назначения. (строительный самосвал, сельскохозяйственный самосвал, карьерный самосвал и, особый тип, — самосвал узкоспециализированный (бетоноперевозной самосвал, минералоперевозной самосвал).

  • Самосвалы различной грузоподъемности. (малый самосвал (грузоподъемность самосвала до 2 тонн), средний самосвал (грузоподъемность самосвала от 2 до 6 тонн), большой самосвал (грузоподъемность такого самосвала будет находиться между 6 и 14 тоннами) и, наконец, особо большой самосвал или большегрузный самосвал (такой самосвал способен разгружать, вмещать и перевозить более 14 тонн).
  • Самосвалы различного типа подвижного состава. (грузовик-самосвал (одиночный самосвал, одиночный автомобиль, он без прицепа), или самосвал-автопоезд (самосвальный автопоезд, то есть сам самосвал и ряд прицепов или одного прицепа, которые тоже способны к самостоятельной разгрузке, бывают самосвал-прицеп и самосвал-полуприцеп)).
  • Самосвалы, соответствующие или не соответствующие тому или иному типу дорог. (проще говоря, можно или запрещено эксплоатировать самосвал на данной дороге/ пересеченной местности).
  • Самосвалы бывают разной проходимости. (существуют дорожные самосвалы с колесной формулой 4х2 и 6х4, так же есть самосвалы повышенной проходимости, колесная формула у таких самосвалов 4х4 или 6х6 или 8х8, и, самые дорогие, — внедорожные большегрузные самосвалы типа БЕЛАЗ).

Самосвалы бывают с различной разгрузкой грузовой платформы. (одностороняя разгрузка самосвала, самосвал с двусторонней разгрузкой, самосвалы с трехсторонней разгрузкой)

Самосвалы различной приспособленности для работы с полуприцепом или прицепом. (существуют одиночные самосвалы, без прицепного устройства, а есть самосвалы тягачи со всем необходимым оборудованием и более мощным и тяговитым мотором).

Самосвалы можно классифицировать по общему обилию качеств, влияющих на эксплуатацию самосвала в общем.

Классификация самосвала по определенному набору качеств. В этой классификации самосвалов будет семь разделов:

Серийное производство нового семейства тяжелых самосвалов КАМАЗ К5 должно начаться уже в первой половине 2022 года – в Набережных Челнах торопятся с запуском, и на это есть причины.

Рынок самосвалов в настоящее время активно растет, в том числе и премиум-сегмент. Поэтому КАМАЗ рассчитывает воспользоваться этой ситуацией, чтобы предъявить потребителю свои мощные и комфортабельные автомобили нового поколения, которые должны составить серьезную конкуренцию европейским MAN, Mercedes-Benz, Iveco, Scania и Volvo. Да, именно так, ведь КАМАЗ К5 – это уже совершенно новый технический уровень.


Напомним: Камский автозавод уже несколько лет выпускает тяжелые самосвалы семейства К4, которое использует агрегатную базу Daimler (в том числе двигатель) и кабину от Mercedes-Benz Axor.


Пожалуй, самые известные его представители в Беларуси – это трехосный КАМАЗ-6580 (6х4) с полной массой 41.000 кг и четырехосный КАМАЗ-65801 (8х4) с полной массой 50.000 кг. Есть еще и полноприводный КАМАЗ-65802 (6х6). Но уже в 2023 году производство всего семейства К4 (во главе с флагманом КАМАЗ-5490) будет прекращено, чтобы расчистить дорогу на рынок поколению КАМАЗ К5.


"К4 закончит свою жизнь в 2023 году, – объявил генеральный директор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин, выступая перед СМИ на выставке "Комтранс-2021", и объяснил почему: – Во-первых, нам не нужен каннибализм внутри одного семейства премиум-класса: поедать друг друга – это ни к чему. Во-вторых, вы знаете, что Axor давно снят с производства Mercedes, поставка комплектующих вызывает довольно большие сложности".


Поколение КАМАЗ К5 также использует кабину Mercedes (вернее, ее каркас), но уже более современную – Actros MP4. При этом самосвальная кабина К5 заметно отличается от кабины "магистральника" КАМАЗ-54901: она короткая, меньше по высоте и на 200 мм уже.



Приборная панель отличается совсем незначительно. Однако в кабине строительного самосвала имеется ярко выраженный тоннель между сиденьями водителя и пассажира. Его появление обусловлено стремлением конструкторов обеспечить самосвалу оптимальное расположение центра тяжести для лучшей устойчивости и предотвращения опрокидывания.



Кабины на всех тяжелых самосвалах К5 должны быть одинаковыми. В стандартной комплектации – без спального места. Но по желанию заказчика в автомобиле может быть предусмотрено место для сна и отдыха водителя. Подвеска кабины – 4-точечная пружинная.


Бампер состоит из трех частей для упрощения ремонта. Ведущие в кабину ступеньки – открытые (при этом нижняя – на гибком подвесе). Основная оптика и противотуманные фары закрыты защитными решетками. В общем, кабина вполне приспособлена к эксплуатации в тяжелых условиях.

Что касается двигателя, то на всех грузовиках поколения К5 это будет КАМАЗ-910 – рядный 6-цилидровый дизель с турбонаддувом рабочим объемом 11,9 л, который проектировался совместно с компанией Liebherr. В зависимости от модификации его мощность может варьироваться в пределах 450-550 л.с.

Принципиальных отличий у двигателей для магистрального тягача КАМАЗ-54901 и тяжелых самосвалов К5 в части механизмов и систем не имеется: базовые узлы и механизмы одни и те же. Однако на двигателях для самосвалов уточнена калибровка рабочего процесса. Сделано это с целью достижения требуемых тягово-динамических и экономических характеристик, а также с учетом характерных режимов работы тяжелого семейства автомобилей. Кроме того, есть отличия в навесном оборудовании.


На сегодняшний день семейство тяжелых самосвалов К5 включает пять моделей: базовый КАМАЗ-6595 с колесной формулой 6х4, четырехосный КАМАЗ-65951 (8х4) и полноприводные КАМАЗ-65952 (6х6), КАМАЗ-65953 (8х8), КАМАЗ-65959 (6х6). Первые три модели уже сертифицированы и получили ОТТС. Старт их производства намечен на первую половину 2022 года. Начало серийного выпуска моделей КАМАЗ-65953 и КАМАЗ-65959 пока не определено.


КАМАЗ-6595 (6х4) можно рассматривать в качестве аналога нынешнего КАМАЗ-6580. Он также рассчитан на полную массу 41.000 кг, но развивает большую мощность и имеет более высокий крутящий момент. Так, модификация 6595-90 будет оснащаться 550-сильным двигателем КАМАЗ-910.10-550 (максимальный крутящий момент – 2551 Н·м), модификации 6595-92 и 6595-94 – 450-сильными двигателями 910.12-450 (2060 Н·м) и 910.15-450 (2300 Н·м) соответственно.

Коробка передач – механическая ZF 16S 2220 TO / 16S 2520 TO или автоматизированная ZF Trakson 12TX 2820 TO / 12TX 2825 TO с возможностью ручного управления (предусмотрен подрулевой переключатель).

Объем самосвальной платформы НЕФАЗ – 16 куб.м. Она имеет прямоугольное сечение, обогрев выхлопными газами и механический задний борт. Грузоподъемность КАМАЗ-6595, по данным ОТТС, составляет 25.250 кг или 24.900 кг в зависимости от варианта колесной базы (3810+1440 или 4410 +1440 мм). Мосты усиленные, производства китайской компании Hande (впереди – 9-тонный, ведущие – 16-тонные). Кроме того, самосвал может буксировать прицеп полной массой 30.000 кг. Максимальная скорость одиночного автомобиля с грузом – 90 км/ч.


КАМАЗ-65952 (6х6) – это полноприводная модификация базового самосвала с двускатной задней ошиновкой и такой же полной массой. Будет оснащаться такими же двигателями и коробками передач. Грузоподъемность – 24.400 кг или 23.950 кг. Он также способен буксировать 30-тонный прицеп.


КАМАЗ-65951 (8х4) с двумя передними управляемыми осями рассчитан на полную массу 50.000 кг. Самосвальная платформа имеет объем 20 куб.м. Грузоподъемность составляет 32.500 кг или 32.080 кг в зависимости от варианта колесной базы (2000+2870+1440 или 2000+3170 +1440 мм).


Полноприводный КАМАЗ-65953 (8х8) имеет большую снаряженную массу за счет двух дополнительных ведущих мостов, соответственно его грузоподъемность несколько меньше – 32.000 кг или 31.300 кг.

Способность буксировать 30-тонный прицеп сохраняется для обоих четырехосников (полная масса автопоезда – до 80 тонн). Гамма двигателей и коробок передач – аналогична базовому КАМАЗ-6595.


КАМАЗ-65959 (6х6) с односкатной задней ошиновкой рассчитан на полную массу 36.000 кг. При этом передний ведущий мост допускает нагрузку 10 тонн, средний и задний – 14 тонн. Грузоподъемность – 19.825 кг. Объем платформы – 16 куб.м. Варианты двигателей и коробок передач те же, что и у базовой модели. КАМАЗ-65959 оборудован системой подкачки и контроля шин. Управление – дистанционное, с монитора БИС кабины. Предусмотрены режимы "Топь", "Целина", "Песок", "Твердое покрытие". Раздаточная коробка – КАМАЗ-6522.10.

Самосвалы нового семейства К5 впечатляют не меньше, чем флагманский "магистральник" КАМАЗ-54901. Удастся ли им потеснить "европейцев" на стройках и в карьерах? Время покажет. Но уже сегодня можно точно сказать, что от самосвалов К5 будут требовать качество, надежность и выносливость, соответствующие европейскому уровню.

Сумеет ли Минский автозавод использовать с выгодой для себя уход главного конкурента в "премиум" и скорые "похороны" семейства К4? Возможно. По крайней мере МАЗ уже начал серийное производство собственной линейки тяжелых грузовиков, пусть пока только с кабинами четвертого поколения. Но самосвалы получили новые усиленные рамы, а также управляемые оси, ведущие мосты и подвески, рассчитанные на увеличенную грузоподъемность.


Так, Минский автозавод впервые в своей новейшей истории создал полноприводный самосвал с колесной формулой 8х8 – МАЗ-65262L. В начале 2020 года был представлен первый опытный образец. А летом нынешнего года на выставке Bauma CTT RUSSIA 2021 в Москве демонстрировался уже серийный автомобиль с самосвальной надстройкой АО "Бецема".


Фото АО "Бецема"

Новейший МАЗ-65262L имеет раму из лонжеронов постоянного сечения по высоте – так называемый С-образный швеллер. Для изготовления применена высокопрочная сталь марки S600. Толщина основного лонжерона и усилительной вставки на всю длину – 8 мм. Технически допустимая максимальная масса автомобиля по паспорту – 50.000 кг, грузоподъемность – 31.200 кг. При этом реально передние мосты рассчитаны на нагрузку 10.000 кг, задняя тележка – 36.000 кг. Самосвал оснащен 460-сильным двигателем Wechai WP12.460E50 и автоматической (гидромеханической) коробкой передач.


Еще одна серийная новинка тяжелого класса – трехосный самосвал МАЗ-651328 с колесной формулой 6х4. Он имеет технически допустимую полную массу 41.000 кг, грузоподъемность – 25.000 кг. Самосвал комплектуется 430-сильным двигателем Wechai WP12.430E50 и механической коробкой передач Fast Gear 12JSDX240TA.

Читайте также: