Для создания музыкальной картины осенней пасмурной дождливой какой лад использует композитор

Обновлено: 30.06.2024

Абсолютно каждый композитор использует средства музыкальной выразительности. Смотря какой образ хочет показать и раскрыть композитор, он делает акцент на нескольких из них. Такими средствами является: лад , гармония , ритм , темп , динамика , тембр , артикуляция и интонация. Например, чтобы показать бурю, композитор в своем произведении использует быстрый темп, четкий ритм, форте (динамика), также тембр ярких и мощных инструментов.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Симфоническая поэма венгерского композитора-романтика Ференца Листа, созданная по мотивам исторической картины Вильгельма фон Каульбаха. Творчество Каульбаха так увлекло Листа, что он планировал сделать целый цикл симфонических поэм по работам этого художника.

"Обручение"

Программная фортепианная пьеса Ф. Листа написана по картине Рафаэля "Обручение Девы Марии", пьеса вошла во второй том знаменитого цикла композитора "Годы странствий". Другие сочинения, составившие второй том, также посвящены образам итальянского искусства и литературы.

"Рафаэль"

Опера композитора Антона Аренского , главным героем которой стал гений Высокого Возрождения. Опера была написана по случаю Первого всероссийского съезда художников (1894 г.), в ее основу легла легенда о любви Рафаэля к его натурщице Форнарине. Одним из самых известных фрагментов этого сочинения Аренского является "Песня певца за сценой".

"Художник Матис"

Программная симфония немецкого композитора Пауля Хиндемита посвящена художнику, жившему на рубеже 15-16 веков - Матису Грюневальду (у Хиндемита также есть опера "Художник Матис"). В основу симфонии легли впечатления от Изенгеймского алтаря, расписанного Матисом.

"Остров мертвых"

Симфоническая поэма Сергея Рахманинова . Толчком к созданию этого произведения для Рахманинова послужила черно-белая репродукция картины Арнольда Бёклина "Остров мертвых".

"Картинки с выставки"

Фортепианная сюита Модеста Мусоргского , созданная в 1874 г. под впечатлением от посмертной выставки работ друга композитора художника В. Гартмана.

Здравствуйте ребята, у нас с Вами есть музыкальное приветствие и мы его сейчас споём.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми для вас понятиями:

- будем слушать музыкальные произведения;

-поиграем в музыкальную игру;

-познакомимся с новой песней.

Любое музыкальное произведение, песня, состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно.

Ребята, сколько существует нот в музыке? Как называются эти ноты? Слайд3

Давайте посмотрим на экран, перед Вами музыкальный ребус. Я Вам загадаю, а Вы попробуете отгадать, вставляя название нот, получится слово.

Молодцы, ребята, хорошо получается у Вас!

Обратите внимание, как дружат между собой дети,

также и нотки, звуки ладят между собой и составляет музыкальное понятие – ЛАД. Слайд 6

Лад, ребята бывает двух видов: Мажор и минор

2а).В ладовом царстве, в музыкальном государстве, жили два брата правителя. Познакомимся с ними:

-Первый правитель вот такой

-Как вы думаете, какой у него характер?

Также он очень любит слушать музыку. Как вы думаете какую?

Зовут этого правителя МАЖОР. Слайд 8

(все вместе сказали ). А музыка, которую он любил слушать написана в мажорном ладу

Этот лад придает музыке радостный, светлый оттенок.

3б) В этом же ладовом государстве жил его брат – правитель. И был он вот таким

-А какой характер был у этого правителя, как вы думаете?

-Какую музыку он любил слушать?

Зовут его МИНОР. Слайд 9

(все вместе сказали ). - А музыку, которую он любил слушать написана в минорном ладу. Этот лад придает музыке грустный, печальный оттенок.

-Мажорный и минорный лады находятся абсолютно во всех муз. произведениях.

Ребята, сейчас ещё раз повторим, с какими двумя братьями мы с вами познакомились? (мажор, минор).

Посмотрим на экран и выберем нужное слово

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?( яркий, солнечный, весёлый)

-Какой оттенок придает музыке минорный лад?(печальный, тоскливый, грустный)

Слайд 12

Ребята, Вы наверное устали? Давайте проведём весёлую Физкультминутку:

Молодцы, очень хорошо мы повеселились.

- Ответы: Когда мы рисуем.

- О рисовании я заговорила не просто так. Сейчас вашему вниманию, я предоставляю картину.

-Ребята, давайте представим, что мы композиторы. Мы создаем, глядя на эту картину муз. произведение.

В каком ладу мы создадим это муз. произведение?

Слайд 14

Прослушаем произведение и постараемся определить, какой характер и в каком ладу оно написано.

Какой характер? В каком ладу написано?

1. И еще одну картину я вам предложу рассмотреть.(1мин).

Какое у вас сейчас создалось настроение, глядя на эту картину? (мрачное, тоскливое, унылое).

Давайте сочиним музыку к этой картине.

В каком ладу оно будет звучать? Почему?

-Что повлияло на наше настроение? (цвета, которые использовал художник: мрачные, тусклые, тёмные)

Послушаем произведение и постараемся определить, какой характер? Лад, в котором написано произведение.

-Какой характер музыки?

-В каком ладу звучит произведение?

- Ребята, скажите, а от чего же зависит будущее муз. произведение?

Ответы: (от настроения, в котором находится композитор).

-Композитор передает своё настроение чем? (музыкой)

-Художникпередаёт кистью.

-Ребята, а можно словом передать настроение? Как?

Ответы: - Поэты передают своё настроение словом, т.е. стихотворением.

-Сейчас я вам прочитаю стих.-е А.С.Пушкина, а вы мне скажите, в каком он находился настроении, когда создавал его.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама Проказам матушки-зимы.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

-Какое же было настроение у А.С.?(бодрое, радостное).

- В течение урока мы не раз с вами говорили, что мажорный лад придаёт музыке…(радостный, весёлый характер)

А минорный лад – задумчивый, печальный оттенок. Вы запомнили?

-Чтобы усвоить всё хорошо, мы с вами поиграем в игру «Солнышко и тучка".

Я Вам раздала карточки по одному комплекту и предлагаю прослушать 3 музыкальных произведения. Вы определяете характер каждого произведения и показываете карточку с изображением, соответствующим характеру музыки.

-Молодцы, ребята, все хорошо усвоили, как на слух различать тот или иной вид лада.

-Ребята, а в песне присутствует тот или иной лад, как вы думаете?

Ответы: (Конечно же)

Перед началом пения давайте поработаем над дыханием.

Дыхательная гимнастика:

1.Спокойный вдох – спокойный выдох (нюхаем цветок)

2.Короткий бесшумный вдох – на выдохе произносим короткий звук с-с-с-с.

Артикуляция:

Распевание:

-какой характер песни?

-в каком ладу написана песня?

-о чём говорится в песне? (про снег, про зиму)

Давайте споём 1 куплет, затем попробуем 2 куплет спеть и соединим.

-Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы поёте.

Закрепление урока.

-А теперь вспомним, чем мы с вами занимались на уроке.

-Познакомились с музыкальными понятиями. Какими?

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?

-Какой оттенок придаёт минорный лад?

-С каким композитором познакомились? Какие произведения его слушали?

-Чем ещё занимались на уроке?

Домашнее задание: 1)Придумать свой небольшой рассказ о музыкальных ладах: мажоре и миноре.

-У каждого из вас, в течение урока создалось какое-то настроение (мажорное или минорное).

-Я прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

-Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке!

А теперь мы с Вами попрощаемся (звучит музыкальное прощание)

На этом урок наш окончен. До свидания!

1. Что роднит музыку с изобразительным искусством

Все художественные произведения - и музыка, и литература, и изобразительное искусство - рождаются из единого источника. Источник этот - сама жизнь. По-настоящему понять произведение искусства - значит проникнуться его содержанием, понять на какой жизненной почве оно возникло и выросло.

Есть множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей и тем самым создающих образ музыки разных эпох.


" Камерное трио" картина итальянского художника Р.Турньера , послушай музыку И.С.Баха, немецкого композитора эпохи Барокко "Шутка" для флейты.СЛУШАТЬ ЗДЕСЬ.


"Услышать " музыку этих картин, найти сочинения, созвучные им, - значит почувствовать почерк, стиль выдающегося Мастера, вступить в диалог с Художником любой эпохи. Обрати внимание на картину Р.Турньера "Камерное трио эпохи Барокко". В этой картине изображена эпоха конца 16-17 веков Западной Европы. Эпоха называлась "странной, причудливой", т.е. эпохой Барокко.


Картина В.Ермилова "Гитара" переносит нас в эпоху

20 века. Инструмент гитара изображён на картине абстрактно, т.е. мы не видим реальный инструмент, так как гитара изображена на картине геометрическими фигурами. Этот стиль в живописи называется абстракционизм.

2. Живописная музыка

Сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таким жанрам, которые характерны для изобразительного искусства: портрет, пейзаж, батальное полотно, орнамент, гравюра и др. Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка словно рисует картину. И есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими.

Ренуар. Большая вода


В.Боровиковский. Портрет сестёр Гагариных


что роднит музыку

с картиной В.Боровиковского?

Композитор Д.Кабалевский писал, что живописной музыкой называют такую, которая настолько ярко передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно видеть эти картины, а музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтической мелодией. Часто мы говорим о музыкальной песенности русского пейзажа.

Поленов. Золотая осень


3. Средства выразительности в музыке и живописи

Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, можно обратить внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности. В изобразительном искусстве, рассматривая рисунок, обращаем внимание на его линию, штрих, можно сказать, вслушиваемся в них. А в музыке как бы всматриваемся в МЕЛОДИЧЕСКУЮ ЛИНИЮ, ЗВУКОВЫСОТНЫЙ И РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНКИ , запечатлённые в нотной записи. И любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию.

Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, по­кой; ниспадающие, нисходящие линии - ус­покоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устре­мленность. Соединение разных мелодий, ин­тонаций, линий рисунка влечет за собой на­пряженность, драматизм образа.

Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых,изобразительных и др.), которое происходит с определенной последовательностью.

С по­мощью ритмического повтора или контраста художник, композитор, писатель соединя­ют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.


В картине нидерландского художника эпохи Барокко (17 век) Яна Брейгеля "Чувство звука" всё пространство на полу вокруг Музыки занято самыми различными музыкальными инструментами и нотами. Их список весьма внушителен : орган-позитив, клавесин, тромбон, большой барабан, виолоне, ребек, сопрановая лютня, басовая виола, набор поперечных флейт в футляре, теноровая виола, скрипка, корнет, шалмей, лира да браччо, ручной колокол, еще одна теноровая виола, блок-флейта, прямой корнет, колокол, арфа, маленькие колокольчики и всевозможные охотничьи рожки, французский рожок, другие шумовые инструменты.


Кроме инструментов, большой интерес представляет и музыка, записанная в нотах, расставленных на пюпитрах и разбросанных на полу.

Если произведения изобразительного ис­кусства (живописи, скульптуры, графики) зритель охватывает взглядом сразу, цели­ком, то литературные и музыкальные произ­ведения разворачиваются перед читателем, слушателем во времени, их содержание рас­крывается последовательно, постепенно. По­этому,только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор, т. е. сделать их своими.

И композитора, и поэта, и писателя, и художника живописца, и скульптора часто называют художником, мастером.

музыкальные произведения о природе

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

антонио вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

йозеф гайдн

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

Гайдн Симфония № 103 – финал

Пётр Чайковский

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

Камиль Сен-Санс

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

Модест Мусоргский

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

Читайте также: