Доработка бегунка ваз 2106

Обновлено: 02.07.2024

Целое тридцатилетие Волжский Автомобильный Завод производил легендарную модель автомобиля Ваз 2106. Последний экземпляр был выпущен в далеком 2006 году. Сегодня этот авто можно по праву считать устаревшим. Однако на просторах бывшего СНГ он по-прежнему эксплуатируется в огромных количествах.

Что такое БСЗ и каков принцип ее работы

Система состоит из следующих компонентов:

  • Датчик-распределитель зажигания. В народе его называют трамблером. В отличие от контактной системы, этот механизм снабжен датчиком Холла.
  • Коммутатор. Создает импульсный ток, который передается на катушку зажигания.
  • Катушка зажигания. Принимает импульсный ток в низком напряжении и преобразует его в ток с высоким напряжением. В алюминиевом корпусе установлены две обмотки: первичная и вторичная.
  • Свечи.
  • Свечные провода.

Cхема, которая поможет понять принцип действия и установки бесконтактного зажигания на Ваз 2106:

Первичный контакт на катушке соединен с генератором, а вторичный – с управляющим блоком. С трамблером катушка соединяется проводом высокого напряжения. Трамблер, в свою очередь, с помощью проводов соединяется со свечами и с коммутатором. Принцип действия системы следующий:

  1. После того как водитель проворачивает ключ зажигания, на катушку поступает низкое напряжение.
  2. После выхода в мертвую точку одного из поршней коммутатор получает сигнал и прекращает подачу напряжения к катушке от генератора или аккумулятора.
  3. В этот момент в катушке образуется ток высокого напряжения, который поступает на бегунок распределителя.
  4. Импульс передается к свече, которая связана с поршнем, находящимся в мертвой точке. Возникает искра, которая зажигает топливную смесь в цилиндре.

Отличие контактной системы от бесконтактной заключается в том, что подача энергии от источника напряжения к катушке прекращается механическим способом. На распределителе имеется кулачек вала, который нажимает физически на контактную группу.

Правильная регулировка зажигания

Следует отметить один момент. Установленное зажигание – это только лишь половина дела. Чтобы двигатель работал, как часы, нужно еще кое-что сделать. Речь идет о регулировке зажигания. Давайте рассмотрим классический способ – с помощью 12-вольтовой лампы. Ничего особо сложного в данной процедуре здесь тоже нет – главное, все сделать правильно.

Итак, берем лампочку на 12 вольт и присоединяем к ней два провода. Большого сечения здесь не нужно. Далее один провод бросьте на массу, второй – подключите к выводу катушки зажигания. Теперь проворачиваем ключ в замке зажигания – он должен оказаться в положении I. Далее смотрим на лампочку – если она не горит, значит, больше делать ничего не нужно. Однако так бывает далеко не всегда. Если лампочка все-таки горит, значит, нужно поворачивать распределитель по ходу часовой стрелки, пока она не погаснет. После этого не спеша поворачиваем корпус трамблера в обратную сторону. Делать это нужно до тех пор, пока лампочка снова не засветится. Зафиксировав данный момент, закручиваем крепление – в этот раз делать это нужно уже до конца.

В чем преимущество электронной системы

От контактной системы ведущие мировые производители отказались еще в восьмидесятых годах XX века. Компания Автоваз устанавливала эти механизмы до девяностых годов. Сегодня их уже не ставят ни на один современный автомобиль. И на это есть четыре веские причины:

  1. Контакты нуждались в регулярном обслуживании. В результате действия искры они подгорали, и их нужно было тщательно зачищать.
  2. Классическая система была подвержена износу. Приходилось производить замену на новые детали каждые 15 тысяч километров.
  3. Из за износа подшипника двигатель работал нестабильно.
  4. Контактная система приводила к растягиванию пружин балансиров.

Эти проблемы возникали одна за другой, не давая продуху автовладельцу. Регулярно снижалась мощность искры, мотор начинал работать хуже, а расход значительно увеличивался. Современные системы электронного зажигания ваз 2106 работают значительно стабильнее и долговечнее. Искра получается мощная, топливная смесь лучше воспламеняется.

Заметка: выбирая конкретный комплект БСЗ, внимательно читайте на коробке для какого автомобиля он предназначен. А также нужно следить за тем, чтобы трамблер мог обеспечить работу именно вашего мотора. Разные модели распределителя могут быть очень похожи друг на друга внешне. Но ни в коем случае нельзя ставить трамблер, предназначенный для другого движка.

Опытные автолюбители считают, что наиболее надежными для Жигулей являются комплекты бесконтактной системы зажигания на ваз 2106 от фирмы СОАТЭ. Подробнее о выборе конкретного комплекта вы можете узнать в следующем видео:

Процесс замены и настройка

Обязательно приготовьте следующий набор инструментов для монтажа:

  • Пассатижи
  • Два вида отверток
  • Дрель и сверло, диаметр которого совпадает с диаметром саморезов для фиксации коммутатора
  • Ключи на 8 и на 10
  • Рожковый ключ на 13 миллиметров.

Кстати, гораздо удобнее будет вращать коленчатый вал с помощью вот такого ключа с длинной ручкой:

Сначала производим разборку:

Что делать тем, кто не смог найти специальный ключ для прокрутки вала? Из положения можно выйти, вывесив заднее колесо автомобиля. Вращайте это колесо, и коленчатый вал также будет крутиться.

Теперь демонтируем старую систему:

  • Снимаем провод высокого напряжения с катушки и крышку распределителя. Обратите внимание, в каком положении находится бегунок. Чтобы лучше запомнить, лучше сделать отметку с помощью мела.
  • Снимаем с трамблера провода и вакуумную трубку. Отворачиваем гайки крепления и вынимаем распределитель.
  • Снимаем провода с контактов катушки, отмечая при этом где должны подключаться жилы реле замка и тахометра.
  • Вынимаем катушку.

Постарайтесь сохранить прокладку, которая находится в посадочном месте распределителя на блоке.

Процесс установки электронного зажигания на Ваз 2106:

  • Поставьте прокладку на новый трамблер. Уберите крышку. Бегунок разверните в то направление, которое отметили с помощью мела. Поместите распределитель на место и закрепите его с помощью гайки. Не закручивайте ее до упора пока что.
  • Зафиксируйте на место свечи с правильно выставленным зазором. Установите крышку трамблера, подсоедините провода высокого напряжения в соответствии с номерами цилиндров.
  • Установите катушку зажигания. Если на ней неправильно установлены контакты, ослабив крепление разверните корпус на пол оборота.
  • Поставьте на место коммутатор. Придется повозиться с дрелью. Нужно снять бак омывателя, проделать два отверстия в лонжероне для крепления коммутатора. Некоторые модели, кстати, уже имеют проделанные отверстия. Так что перед тем, как начать сверлить, просмотрите внимательно левую сторону лонжерона. Электронный элемент ставьте не ниже бачка, чтобы случайно не намочить жидкостью в случае протекания.
  • Присоедините все провода на свои места. Для этого нужно воспользоваться схемой, которая помещена в упаковку комплекта электронного зажигания.
  • Соедините вакуумной трубкой штуцер распределителя с карбюратором.

Необходимые инструменты:

Выставить зажигание можно на первом или четвертом цилиндре. На нашем сайте можете увидеть описание установки зажигания на первом цилиндре.

Короткой, средней и длинной меткой на крышке
показывается момент зажигания ВАЗ 2106
.

Как выставить зажигание ВАЗ 2106 своими силами

  1. Короткая метка с углом опережения равным 10°.
  2. Средняя — 5°.
  3. Длинная — 0°.

Верхняя мертвая точка указана на ободе шкива, напротив ВМТ имеется специальный наплыв на шкива.

Первый запуск

Иногда после установки электронного зажигания на Ваз 2106 автомобиль отказывается завестись. Это говорит о том, что нужно проверить, все ли правильно было поставлено. Обратите внимание на подключение проводов высокого напряжения. Проблема может возникнуть и из-за того, что бегунок в результате поворота крышки распределителя начал подавать импульс не в первый, а в четвертый цилиндр.

Отрегулировать систему лучше всего с помощью стробоскопа. Не у каждого он имеется в наличии. А покупать в магазине ради одного раза не стоит. Лучше всего съездить в автосервис и заказать услугу первичной регулировки там.

Как только бесконтактное зажигание установлено, вы почувствуете значительный прирост динамики в процессе езды. Мотор будет работать ровно и стабильно, расход топлива понизится. Заниматься починкой системы зажигания придется реже. Однако будет нелишним на всякий случай возить с собой резервный датчик Холла.

Цепь ГРМ ВАЗ 2106: характеристики

  1. Снимаете корпус воздушного фильтра, ветошью закрываете карбюратор, чтобы в него не попало ничего лишнего. На этом же этапе можно слить масло из двигателя.
  2. Отсоединяете тросик подсоса и центральный провод с трамблера.
  3. Отсоединяете трубки и уводите их в сторону, чтобы не мешали.
  4. Демонтируете кожух вентилятора.
  5. Если крыльчатка находится на помпе, то выкручиваете болты ее крепления и снимаете вместе с ремнем привода генератора и шкивом.
  6. Снимаете защиту картера.
  7. Очищаете всю переднюю часть мотора от грязи, промываете растворителем или бензином.
  8. Устанавливаете под задние колеса упоры, включаете максимальную передачу (четвертую или пятую), вытягиваете ручник.
  9. Чтобы ослабить гайку на храповике, необходимо нанести по ней резкий удар молотком.
  10. Демонтируете крышку с головки блока, выкрутив все гайки ее крепления.
  11. Отгибаете шайбу, которая находится под болтом звездочки распределительного вала. Резко ударив по нему молотком, ослабляете затяжку.
  12. Снимаете автомобиль со скорости.
  13. Проворачиваете шкив коленчатого вала до тех пор, покуда не сместится метка на его шкиве с риской на передней крышке. Вместе с этим должны совместиться метка на звездочке распревала и отлив на пастели.
  14. Отверните гайку на храповике и снимите шкив.
  15. Выкрутите гайки и болты, которыми произведено крепление передней крышки двигателя. Всего 9 точек крепления. Снимите крышку.
  16. Отогните стопорную пластину и выкрутите болт со звездочки привода вспомогательных механизмов.
  17. Ослабляете гайку на натяжителе цепи ГРМ ВАЗ 2106. Монтажной лопаткой отжимаете натяжитель и фиксируете его, затянув гайку.
  18. Выкручиваете болт на распределительном валу.
  19. Выкручиваете возле маленькой звездочки коленчатого вала ограничительный палец.
  20. Отпускаете цепь и снимаете эту звездочку с коленчатого вала.
  21. Стараясь не провернуть, снимаете звездочку привода вспомогательных механизмов и цепь ГРМ 2106.

Читать далее: Как правильно выбрать подержанный автомобиль с пробегом

На этом снятие можно считать завершенным, теперь нужно установить новую. Но обязательно перед началом всех работ обильно смажьте цепь свежим моторным маслом.

Метки на распределительном валу ВАЗ 2106

Даже больше скажу – желательно проводить замену цепи ГРМ тогда же, когда и меняете масло в двигателе ВАЗ 2106. В целом же последовательность строго обратная:

  1. Наживляете все болты, которыми крепятся звездочки. Проворачиваете коленчатый вал на два оборота, чтобы проверить, совмещаются ли метки на звездочках коленчатого и распределительного валов. Если все верно установлено, то все метки должны совпасть (на звездочке коленвала напротив отлива в блоке, а на звездочке распределительного напротив отлива крышки подшипников).
  2. Все болты затягиваются только динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть в интервале 41,2-51 Н*м.
  3. Производите натяжку цепи.
  4. Протираете все посадочные места и устанавливаете прокладки (новые).
  5. Устанавливаете привод генератора и крыльчатку.
  6. Проверяете угол опережения зажигания. Если нужно, производите его регулировку.
  1. Ослабления и выкручивания двух болтов крепления корпуса успокоителя цепи ГРМ 2106.
  2. Выкручиваете обе гайки крепления натяжителя.
  3. Отворачиваете крепеж башмака, вытаскиваете его (причем вместе с самим башмаком).
  4. Первым устанавливаете успокоитель.
  5. На новом натяжителе ослабляете колпачковую гайку. Вдавливаете до конца шток и затягиваете эту гайку. Тем самым шток фиксируется и натяжитель без проблем ставится на свое место.
  6. Выбиваете сальник, при помощи подходящей оправки ставите вместо него новый.
  1. Отворачиваете колпачковую гайку и снимате ее. Шток натяжителя ГРМ при этом выдвигается и цепь натягивается посредством башмака.
  2. Проворачиваете коленчатый вал на один-полтора оборота. При этом пружина на башмаке должна сама отрегулировать силу натяжения. Обратите внимание, что провернуть коленвал можно тремя способами: ключом храповика, кривым стартером, либо же если поддомкратить одно заднее колесо и включить максимальную передачу. Конечно, удобнее всего делать это ключом храповика, так как следующий шаг самому будет проблематично выполнить.
  3. Нащупайте шток натяжителя и проворачивайте коленчатый вал. Остановитесь в тот момент, когда шток уйдет на максимальную глубину в корпус.
  4. Поставьте на место колпачковую гайку и затяните ее.

Этот способ имеет шанс на существование лишь в одном случае – если поломка настигла вас в дороге, вдали от населенных пунктов, и вам нужно кровь из носу проехать сто, пятьсот, тысячу километров, чтобы после этого провести качественный и правильный ремонт.

Но если же вы располагаете всеми инструментами и возможностями, то не стоит делать ремонт сразу же некачественно, абы как. На этом, пожалуй, можно и закончить небольшой экскурс в теорию двигателей, а конкретно – в конструкцию цепного привода ГРМ на автомобиле ВАЗ 2106.

Как вы смогли понять, все работы без труда можно выполнить своими руками и довольно быстро.

Замена цепи ГРМ ВАЗ 2106 установка по меткам инструкции с фото и видео

Цепь обладает практически нулевой способностью растягиваться и сжиматься, и достаточно ограниченной гибкостью. Поэтому для того, чтобы обеспечить ей постоянное натяжение во время работы на своем месте при любых оборотах, ее приходится в буквальном смысле заковывать в оковы, применяя систему из натяжителей и успокоителей.

Эту задачу на ВАЗ 2106/2107 решают успокоитель — дополнительные подпружиненная прижимная планка. Она имеют стальной каркас, покрытый слоем прочной резины. Натяжители и успокоители достаточно эффективно гасят вибрацию и шум. Спадание цепи предотвращает ограничительный палец, который ввинчивается в блок или головку блока цилиндров. При нормальной работе цепь его не касается.

  • Fenox PC2103C3 — 519 руб.
  • Kraft KT 017736 — 620 руб.

Читать далее: Какая машина у мартыненко андрея — подборка фото

Оригинальный номер натяжителя цепи ГРМ 2101-1006060, средняя цена 364 руб.

  • TSN 671 — 254 руб.
  • Riginal RG2101-1006060 — 230 руб.
  • Trialli MT 151 — 407 руб.

Периодичность замены — каждые 200 тыс.км.

Для начала снимаем крышку головки блока.

Теперь проворачиваем коленчатый вал до того момента, пока метка на звездочке распределительного вала не сойдется с меткой на корпусе.

Метка на коленчатом вале также должна будет сойтись с меткой на крышке распредвала.

Далее отгибаем стопорную шайбу болта звездочки распределительного вала. После чего включаем четвертую передачу и ставим автомобиль на ручной тормоз.

Затем ослабляем болт крепления звездочки распределительного вала.

Замена цепи ГРМ ВАЗ 2106 установка по меткам инструкции с фото и видео

Снимаем крышку привода распределительного вала.

… и снимаем башмак.

Зубилом отгибаем край стопорной шайбы болта крепления звездочки привода масляного насоса.

Снимаем болт с шайбами.

Снимаем звездочку. Вынимаем цепь привода распределительного вала. Затем приподняв цепь, снимаем звездочку распределительного вала.

Перед установкой цепи совмещаем метку на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров.

В процессе эксплуатации автомобиля цепной привод медленно растягивается. Деформации металлических сочленений не происходит — причина явления кроется в истирании шарниров каждого звена, образовании зазоров и люфта. В пределах 1—2 втулок выработка невелика, но умножьте величину зазора на 116 и получите заметное удлинение элемента в целом.

Как определить неисправность и степень изношенности цепи:

  1. Первый симптом — посторонний шум, доносящийся из-под клапанной крышки. В особо запущенных случаях звук переходит в громкое тарахтение.
  2. Снимите крышку клапанов и проверьте совпадение меток на звёздочке распределительного вала и шкиве коленвала с соответствующими выступами на корпусе. Если наблюдается сдвиг 10 мм и более, элемент однозначно растянут.

Статей на данную тему в интернете много, я все прочитал и обобщил, затем сделал следующее.

1. Так как решил "родной" ВР не трогать, на рынке купил ВР для "классики не разборный" (на 21213 аналогичный) и приступил к переделке того, что не "доделано" на заводе - изготовителе.

2. Итак, берём "неразборный" ВР и на точильном круге по внешнему периметру корпуса снимаем металл, пока корпус ВР не развалится на две половинки (предварительно советую пометить химическим маркером взаимное положение этих половинок). Отвалившийся кусок завальцовки корпуса ВР выкидываем. Отделяем мембрану ВР от корпуса ВР и протачиваем нужный размер паза полного хода ВР (5 мм):

3. Берём обе половинки корпуса, вставляем туда пока только одну мембрану со штоком, ориентируем нанесённые нами метки для правильной сборки корпуса и, зажав корпус в тисках, просверливаем 8 диагонально расположенных отверстий диаметром 3,2-3,5 мм, отступив от края корпуса 3,5-4,0 мм (для удобства сначала необходимо разметить и накернить указанные отверстия).

4. Слегка обработав на том же абразивном круге все заусенцы, собираем ВР уже вместе с пружинами: основной и дополнительной (вставляется внутрь основной с обратными витками, но я такой не нашел). Дополнительная выполняет роль "подрессорника" для более корректной работы увеличившегося хода штока ВР ), подходит пружина от ускорительного насоса ДААЗ "ОЗОН". Можно закрепить с помощью 8 винтов и гаек М3, но я использовал заклепки (дешево и сердито). Для надёжности соприкасающиеся элементы (корпус - мембрана - корпус) можно поставить на герметик, а я использовал клей "Момент" (всё равно ведь соединение будет неразъёмным), а сверху я обмотал по окружности изолентой. Установливаем ВР на трамблёр.

Теперь при достаточном разрежении (вакууме) от двигателя получится оптимальное опережение УОЗ на малых и средних оборотах, и при резком открытии дроссельных заслонок карбюратора ВР в большей степени сможет "задержать" УОЗ, и детонационное сгорание топлива нам не грозит. Также увеличатся обороты х/х (необходимо произвести регулировку х/х) и потребуется корректировка начального УОЗ. Общий вклад ВР в УОЗ составит около как раз +15…..+18 гр. (у штатного +10….+12 гр.) лишь на оборотах до 2500, а на максимальных оборотах двигателя лишь 4-5 гр. (для штатного 3706 ВР., тюнингованный до 6-8гр.) УОЗ.

Эффект от тюнинга ВР чувствуется в том, что более ранняя настройка начального УОЗ позволяет экономить топливо на х/х, низких и средних оборотах (до 2500 об/мин), исключать детонационное сгорание топлива при резких разгонах с места. Также улучшается запуск и холодного (плюс ускорение прогрева двигателя) и горячего двигателя.

На практике, езжу так 1 месяц, выводы:

1. Двигатель прогревается быстрее.
2. С места, по ощущениям ускоряется очень резво.
3. В городе при скорости 60 км/ч после переключения на 5 передачу машина уверенно разгоняется на 1 камере.
4. Небольшая экономия топлива присутствует, но я пока ее не замерял.
5. В горку "бежит" веселей.
6. Детонации не обнаружил ни при каких режимах работы двигателя.

Вот моя реализация этого проекта.





В корпусе вакуумника сначала просверлил 8 отверстий диаметром 3,2 мм, после обточил завальцовку и разобрал его.





Надфилем расширил паз, который ограничивает перемещение тяги.

При такой доработке рекомендуется добавить ещё одну пружинку от карбюратора ОЗОН. Я не нашел такой, поэтому все собрано с одной штатной пружинкой. Фланцы корпуса смазаны герметиком и соединены тяговыми заклепками диаметром 3,2 мм.





Каких-то изменений в работе двигателя я не почувствовал, потому что у меня стоит автоматический октан-корректор с датчиком детонации. Но на машинах, не оснащенных такими приблудами, по отзывам с форумов, улучшается разгонная динамика.

 ВАЗ 2106: Трамблер без бегунка

Здрасте. Короче, увидел я у одного дядьки автомобиль Москвич 2140, а там- догадайтесь с одного раза.

Короче такая система, стоит трамблер бесконтактный с датчиком холла, две катушки зажигания от 406-го двигателя ЗМЗ, коммутатор 6420.3734 (двухканальный) и в трамблере, как он сказал, шторка датчика хола не с четырьмя окошками, а с двумя, т.е. два окна которые расположены друг против друга, и занимают пространство по 90 градусов.

Система работает так: идет импульс при появлении шторки перед датчиком холла, этот импульс коммутируется в коммутаторе и поступает на первую катушку и эта катушка дает искру сразу в два цилиндра, в первый и четвертый, в первом цилиндре конец такта "сжатие", во втором конец такта "выхлоп". Поэтому возгорание происходит только в первом цилиндре.
Потом при исчезновении шторки, коммутатор дает импульс уже на вторую катушку, вторая катушка дает искру в третьем и втором цилиндре, в третьем конец такта "сжатие", а во втором конец такта "выпуск".
Этот цикл продолжается и повторяется.

Идея интересная, только сомнения есть. Чтобы искра появилась нужно большое количество энергии. Но энергии затратися меньше в том цилиндре где давление газов будет меньше. Не будет ли искра проскакивать в том цилиндре, где идет выпуск.
свернуть ветку

Вот, нашел полную статью.

Влад Ковтун ответ на твой вопрос есть в этой статье.
свернуть ветку

Не, просто как бы у меня все материалы есть, кроме шторки, поэтому я думаю целесообразно будет сделать.
свернуть ветку

Лучше полуинж делать. Гораздо важнее не мощная искра, а момент когда она появится, важнее момент зажигания. А центробежный и вакуумный регуляторы, не могут обеспечить точную характеристику УОЗ
свернуть ветку

Да а вот что-то похожее мне предлагал сделать однокласник-алхимик. Я токо ща догнал что он там мне про Теслу втирал, т.н. генератор Тесла))

Инженеры американской компании Etatech предлагают использовать принцип, предложенный в свое время Николой Теслой, - использовать ток не только высокого напряжения, но и высокой частоты. Исследования в 2003-2005 годах изобретателя Пола Фрина собственной системы зажигания, показали, что высоковольтный ток частотой от 50 кГц до 2 МГц при подаче на электроды свечи зажигания вместо стандартной искры дает мощный коронный разряд. Он распространяется до стенок цилиндра и надежно поджигает смесь по всему объему камеры сгорания, что повышает мощность двигателя, при этом токсичность отработавших газов, что интересно, снижается более чем в два раза.
свернуть ветку

Так я и хочу сделать с одним ДХ. Тольно шторку ДХ поменять и двухканальный коммутатор поставить который реагирует и на закрытие, и на открытие шторки, только когда шторка открывается идет импульс на одну катушку, а когда закрывается- на другую.
свернуть ветку

Давай тогда попробуй сделать хочу взглянуть. мало че соображаю в зажигании но могу инжак воткнуть со впрыском или просто управление на мозгах поставить. хочется посмотреть прям на машине че эт такое
свернуть ветку

Я скоро начну, просто сейчас не могу, у меня 24-го февраля гос экзамен. Сниму на видео, кину в группу.
свернуть ветку

Добавлю пожалуй свои "три копейки"
Мотор работал нормально, заводился хорошо и т.п.
Но как говорится дурная голова - ногам покоя не даёт.
Прочитав тему решил все проверить.
Короче снял я сегодня свечи, провода, крышку, бегунок.
Свечи почистил, что никогда не делал вообще. Предпочитаю менять весной, осенью.
Провода прозвонил, везде 4,7 кОм. Тоже нормально вроде.
В бегунок подложил 2 копейки, предварительно подточив т.к не влазят. Собрал обратно, завел.
Вроде все также, никаких изменений, по крайней мере на холостых.
Ну и хрен с ним, подумал, за то всё проверил.
А вот когда поехал тут всё и началось.
Пилять подменили "дракона". Как капиталку сделал прям.
Рвёт собака шокапец! Аж приседает на 2-3 ей передачах, затыков/провалов не стало, отклик на педальку газа моментальный!
Щито это? Последствия чистых свечек?
Трамблёр не трогал, не крутил, карб тоже.
Неужели копейки такую лепту внесли?
Наблюдения продолжу.

Читайте также: