Где на ваз стоит датчик кислорода на

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня разберем, как можно в домашних условиях продиагностировать и заменить неисправный лямбда-зонд от Bosch 0 258 006 537 на ВАЗ-2107.

Для начала, немного теории:

Датчик кислорода (Лямбда-зонд) служит для определения уровня содержания кислорода в отработавших газах, на основе его показаний электронный блок управления двигателем (ЭБУ) регулирует состав и пропорции топливо-воздушной смеси.

На автомобилях ВАЗ наибольшее распространенные получили циркониевые датчики кислорода. В старых модификациях (1,5 л.) в системах Евро‑2 применялся датчик BOSCH 0 258 005 133. В системах Евро‑3 он применялся в качестве первого ДК, устанавливаемого до катализатора. В новых автомобилях 1,5/1,6 л., с системой впрыска Bosch M7.9.7 и Январь 7.2, выпускаемых с октября 2004 г. устанавливается датчик BOSCH 0 258 006 537, о котором и пойдет речь.

Для ускорения прогрева датчика до рабочей температуры и быстрейшего вступления в работу он снабжен электрическим нагревательным элементом. Поэтому датчик имеет 4 вывода: два белых провода – питание подогревателя (+12В), черный провод – сигнальный (+0.45В), серый – масса.

ЭБУ постоянно подаёт на сигнальную цепь датчика стабильное опорное напряжение 0.45 Вольт, а на цепь подогрева поступает напряжение от бортовой сети - 12 Вольт.

Если кислорода в газах, омывающих датчик, много, то напряжение на нем упадет ниже опорного 0.45 В, примерно до 0.1В и ниже. Если кислорода мало, напряжение вырастет до 0.8 – 0.9 В. Датчик, сигнал которого продолжительное время находится вне диапазона скорее всего неисправен.

На практике, сигнал датчика кислорода представляет собой быстро изменяющееся напряжение, колеблющееся между 0,05 и 0,9 Вольт. Эти колебания вызваны тем, что ЭБУ постоянно изменяет состав смеси вблизи стехиометрической точки.

Основными симптомами неисправности датчика кислорода являются:

  • Резко увеличившееся потребление топлива
  • Рывки во время движения, отсутствие реакции на нажатие педали акселератора
  • Резкое снижение мощности, "удушение" двигателя
  • Неустойчивый холостой ход, двигатель "троит"
  • Появление резкого, токсичного запаха в отработанных газах.

При неисправности ЭБУ может показать следующие ошибки в работе двигателя:

  • Неисправность нагревателя
  • Пропуски зажигания
  • Бедная, богатая смесь
  • Высокий, низкий уровень выходящего сигнала, отсутствие изменений сигнала

При этом, неисправность датчика не всегда может сопровождаться появлением ошибок и индикацией "Check engine".

Проверить работу датчика кислорода можно с помощью диагностического сканера , мультиметра или мотортестера с самописцем (осциллографа). В нашем случае рассмотрим первые два способа.

Перед началом работы визуально проверяем целостность проводки и разъема датчика.

1. Проверка целостности проводки к датчику.

При проверке сканером, если неисправна цепь подогрева, он должен показать ошибку: "P0135 Датчик кислорода, нагреватель неисправен" (см. выше). При этом, причиной неисправности может служить как обрыв проводки, так и неисправность самого датчика.

Опорное напряжение при исправной проводке и элементов ЭБУ должно составлять 0,45В.

На старых автомобилях оно может "уплывать" вследствие "старения" электронных компонентов ЭБУ.

Датчик кислорода

Датчик кислорода (ДК) устанавливается на инжекторные ВАЗы (кроме первых моделей с контролером Bosch 1.5.4).

Это неотъемлемая часть системы питания двигателя. Данный датчик предназначен для оценки состояния выхлопа (наличие кислорода в выхлопе). Иными словами, он, ориентируясь по количеству кислорода в выхлопе, регулирует рабочую смесь.

Принцип работы ДК (лямбда-зонда)

Рабочая поверхность датчика представляет собой керамический материал, покрытый платиной.

Рабочая температура поверхности составляет 350 градусов по Цельсию и выше. Поэтому до нагрева лямбда-зонда первые 5 минут после запуска двигателя рабочая смесь регулируется по показаниям других датчиков системы питания двигателя. Чтобы ускорить прогрев детали до рабочей температуры, в него монтируют электронагреватель.

Принцип работы заключается в следующем: выхлопные газы покрывают рабочую поверхность лямбд-зонда, который в свою очередь реагирует на разность уровня кислорода в выхлопных газах и окружающей среде. Затем он посылает сигнал ЭБУ, который регулирует рабочую смесь.

Где находится датчик кислорода (лямбда-зонд)?

Для двигателя 1,5 л

Лямбда зонд (под номером 11) устанавливается в выхлопной системе на приемной трубе. Вкручивается сверху, перед резонатором или проставкой (если резонатора нет). Иными словами: ставьте автомобиль на яму и ищите по всей системе выхлопа датчик, торчащий вверх. ДК — единственный датчик, который устанавливается в систему выхлопа, поэтому не промахнетесь.

Выхлопная система для двигателя 1,5л

Для двигателя 1,6 л

Система выхлопа данного двигателя немного отличается от 1,5 л. Обратите внимание на рисунок: В данной системе выхлопа запланированы 2 ДК (по номером 2) — оба находятся на катоколлекторе. На данные двигатели устанавливается как 1, так и 2 датчика концентрации кислорода: Норма токсичности Евро-2 — 1 ДК, Евро-3 — 2 ДК.

Как часто менять датчик кислорода?

Ресурс ВАЗовского лямбд-зонда составляет 80-160 тыс. км, в зависимости от качества бензина и других немаловажных моментов. Сервисная замена ДК на ВАЗах по мануалу должна проходить на отметке 60-70 тыс. км.

Как правило, в повседневной эксплуатации автомобиля хозяева отключают ДК, прошивая мозги (Чип-тюннинг).

Можно ли просто отключить датчик?

Многие спрашивают: а можно ли отключить датчик, отсоединив разъем? И к чему это приведет?

Ответ: После отсоединения разъема датчика ЭБУ переходит на примерные параметры, поэтому смесь будет то богатая, то бедная, расход возрастет, пропадет динамика. Если делать по уму, то можно отключить его, перепрошив мозги с помощью чип-тюннинга, или просто заменить датчик на новый.

Признаки неисправности ДК

  1. Большой расход бензина (от 12 л и более). Но такая проблема может быть и по другим причинам (Причины большого расхода топлива)
  2. Нестабильный холостой ход. Также причинами данной неисправности могут быть: мертвый РХХ, ДМРВ, ДПДЗ и т. д.
  3. Провалы при ускорении, падение динамики и мощности двигателя. Также причинами низкой динамики могут служить неисправности в следующих элементах: ДД, ДС, ДФ, низкая компрессия и т. д.

Ошибки ДК

Ошибка Р0130 Неверный сигнал ДК 1
Ошибка Р0131 Низкий уровень сигнала ДК 1
Ошибка Р0132 Высокий уровень сигнала датчика коленвала 1
Ошибка Р0133 Медленный отклик ДК 1
Ошибка Р0134 Отсутствие сигнала ДК 1
Ошибка Р0135 Неисправность нагревателя ДК 1
Ошибка Р0136 Замыкание на землю ДК 2
Ошибка Р0137 Низкий уровень сигнала ДК 2
Ошибка Р0138 Высокий уровень сигнала ДК 2
Ошибка Р0140 Обрыв ДК 2
Ошибка Р0141 Неисправность нагревателя ДК 2
Ошибка Р1102 Низкое сопротивление нагревателя ДК 2
Ошибка Р1115 Неисправная цепь нагрева ДК 2

Чаще всего ошибки, связанные с ДК, появляются в связи с неисправностью цепи подогрева, вследствие чего датчик даёт неверные параметры.

В данном случае нужно искать обрыв провода или же заменить датчик.

Почему умирает лямбда-зонд?

Выше мы уже уточнили, что ресурс кислородного датчика составляет 80-160 тыс. км. Наверное, у вас возник вопрос: почему же такой разброс в ресурсе, целых 80 тыс. км? На самом деле, это зависит от условий, в которых эксплуатировался автомобиль:

  1. Плохой бензин, в выхлопе которого содержится много свинца и железа, забивает электроды датчика за несколько заправок.
  2. Плохое состояние маслосъемных колец, колпачков. Из-за них масло может попадать в смесь, а вместе с ним и в выхлопную систему.
  3. Из-за зажатых клапанов, в систему выхлопа вырываются хлопки, которые разрушают рабочую поверхность датчика.
  4. Из-за неправильной смеси, угла опережения зажигания, вследствие чего датчик перегревается, треск от высокой температуры нейтрализатора или катализатора.

Сколько стоит ДК?

Стоимость лямбда-зонда варьируется от региона и модели от 1000 до 2000 р.

Лямбда-зонд (датчик кислорода) — это датчик, который находится в выхлопной системе и измеряет коэффициент избытка кислорода в смеси атмосферного воздуха и жидкого топлива.

Где находится и как поменять датчик кислорода на ВАЗ 2110

Зачем нужен датчик воздуха (лямбда-зонд)?

Существует немалое количество факторов, которые влияют на необходимое количество топлива для двигателя, например, температура воздуха, положение дроссельной заслонки и прочее. Датчик проверяет, сколько остается кислорода в выхлопных газах и передает сигнал ЭБУ. Электронный блок управления подстраивает состав смеси, изменяя количество топлива, которое подает в цилиндры. В этот момент осуществляется изменение режима работы двигателя под текущую ситуацию. Цель изменения — достижения максимальной экономии топливной смеси и сокращения вредных выбросов.

На восьми клапанных ВАЗ 2110 применяются датчики с артикулом 2112385001020. Их цена колеблется от 1400 до 2000 тысяч рублей. Шестнадцати клапанные ВАЗ 2110 имеют другой датчик. Его артикул — 21120385001030. Стоимость такой детали — в пределах 4000-7000. Датчики восьми клапанных и шестнадцати клапанных ВАЗ 2110 не взаимозаменяемы, потому что их распиновка отличается.

Причины и признаки неисправности датчика кислорода

Существует несколько основных причин неисправной работы датчика.

К ним относятся:

  • Перегревание;
  • Повреждение механическим путем;
  • Неправильное подключение;
  • Установка бракованной детали;
  • Износ.

Признаки поломки датчика кислорода:

  • Сигнал от датчика начинает поступать с перебоями, диапазон полученных данных увеличивается. Из-за этого становится хуже качество топливной консистенции. Автомобиль начинает резко дергаться, а двигатель — испускать хлопки. Расход топлива постепенно растет.
  • Функционирование лямбды-зонда прекращается, вследствие чего, признаки поломки из первого пункта усиливаются. Мощность двигателя снижается, и замедляется действие педали акселератора. Возможно перегревание двигателя, приводящее его поломке.
  • Полный выход из строя лямбда-зонда. Этот этап характеризуется снижением мощности авто и резкой выдачей неприятного запаха из выхлопной трубы.

Расположение датчика кислорода

Расположение датчика кислорода

На автомобилях с 2-мя датчиками кислорода для замены диагностического лямбды-зонда требуется иметь доступ снизу машины. Поэтому для проведения работ необходимо иметь подъемник, смотровую яму или же эстакаду.

Проверка датчика кислорода (лямбда-зонда)

Если признаки поломки присутствуют, следует проверить датчик. Лучше всего это сделать в СТО, так как самостоятельная проверка с помощью вольтметра может дать неправильные данные в случае, если датчик будет недостаточно прогрет.

Если вы решили, что причина нарушения работы автомобиля заключалась в неисправности лямбды-зонда, то для начала проведите осмотр детали.

Инструкция по осмотру датчика кислорода:

  • Обратите внимание на провода. На них не должно быть повреждений и дефектов.
  • Выясните, крепко ли соединены разъемы.
  • Осмотрите лямбду-зонд на присутствие копоти. Если она есть, то это означает неправильную работу нагревателя, либо лишнюю обогащенностью топливовоздушной смеси.
  • Взгляните, есть ли на детали блестящий налет. Он может сигнализировать об избыточном содержании свинца в залитом в бак топливе.

Самый простой и удобный способ самостоятельной проверки датчика воздуха — проверка с помощью мультиметра. Эти приспособления помогают оценить напряжение в датчике. Если на кислородном датчике есть сажа, копоть или механические повреждения, то проверять датчик нет нужды — его в любом случае будет необходимо заменить.

Этапы проверки лямбды-зонда:

  • Прогрейте автомобиль, включив двигатель.
  • Если после осмотра не было обнаружено дефектов, то можете подключать вольтметр или мультиметр и приступить к проверке.
  • Доберитесь 2-х тысяч оборотов, нажав на педаль газа на нейтральной передаче. После этого уберите ногу с педали.
  • Вытащите вакуумную трубку из регулятора давления горючего.
  • Оцените показания вольтметра. Они должны быть выше 0.8 Вольт. Если результат меньше, то лямбда-зонд неисправен.

Пробег для лямбды-зонда на ВАЗ 2110 ограничен. Максимальное значение пробега находится в районе 100-150-ти тысяч километров. Однако специалисты советуют проводить замену датчика чаще — каждые 60-80 тысяч километров. Своевременная замена лямбды-зонда позволит сократить количество токсичных выхлопных газов и продлить срок службы катализатора.

Датчик кислорода на ваз 2110 обладает высокой чувствительностью к починке, поэтому нужно быть максимально осторожными с заменой неисправной детали. Хрупкий керамический элемент легко разрушается от механического воздействия, и, как следствие, требует полной замены неисправной детали на новую. Ниже представлена подробная инструкция по замене датчика.

Замена датчика кислорода на 2110

Замена датчика кислорода на 2110

Снятие неисправного датчика:

  • Зафиксируйте автомобиль стоячим тормозом.
  • Откройте крышку капота и обеспечьте доступ к мотору.
  • Дождитесь того момента, когда двигатель остынет. Удостоверьтесь, что зажигание выключено.
  • Скиньте клемму аккумуляторной батареи со знаком “-”. Так отключится электропитание автомобиля.
  • Отсоедините клеммный зажим датчика кислорода.
  • Открутите и вытащите лямбду-зонд.

Установка нового датчика осуществляется в обратном порядке снятию. Однако перед этим следует смазать его резьбовое соединение проникающей смазкой, дабы гарантировать герметичность в выхлопной системе.

Прийти в непригодность датчик кислорода может в любое время. Покупая не оригинальный лямбда-зонд, важно понимать, что он может сломаться раньше оригинальной детали. При верном подходе выявить неисправность не представляет сложности, тем более, что замена датчика — достаточно легкий процесс, если следовать рекомендациям из этой статьи.

Общий вид датчика кислорода

Датчик кислорода – он же лямбда-зонд. Устройство призванное замерять уровень кислорода в смеси отработанных газов.

В автомобиле он нужен для достижения правильного сочетания пропорции кислорода и топлива в рабочей смеси. При правильной пропорции кислорода и топлива в смеси, двигатель работает максимально эффективно и что немаловажно уменьшается расход самого топлива.

Виды датчиков и принцип работы

Лямбда-зонд устанавливается в выхлопной системе. Делятся датчики на два вида: двухточечный и широкополосный.

Двухточечный датчик состоит из керамики, элементы которого с двух сторон покрыты диоксидом циркония. Устанавливается перед каталитическим нейтрализатором либо за ним.

Принцип работы – измерение уровня концентрации кислорода в окружающей среде и выхлопных газах. Если уровень меняется и становится разным, на концах элементов датчика создается напряжение, от низкого до высокого. Низкое напряжение создается, если кислорода в системе с избытком.

В противном случае если в системе не хватает нужного уровня кислорода, то создастся высокое напряжение. Эти сигналы поступают в блок управления двигателем, который различает их по силе тока.

Лямбда-зонд на автомобилях ВАЗ

На ВАЗах используется несколько типов датчиков:

2. Bosch № 0 258 006537 устанавливался на автомобилях, выпущенных с октября 2004 года.имеют в своем строении нагревательный элемент.

Неисправности датчика кислорода и коды ошибок

Из возможных поломок лямбда – зонда можно выделить такие: потеря чувствительности, неработающий подогрев. Как правило, бортовой компьютер не покажет вам поломку, если проблема в потере чувствительности. Другое дело, если оборвалась цепь подогрева – тогда неисправность будет зафиксирована.

Замена датчика кислорода

Если возникает какая–либо поломка, датчик нужно заменить. Можно попробовать сделать это самостоятельно. Рассмотрим ситуацию замены лямбда-зонда на ВАЗе 2114:

На остальных моделях машин замена датчика будет происходить идентично.

Проблемы при замене

При замене старый датчик может прикипеть к трубе. В этом случае действуйте так:

Цена на датчик кислорода

Цена на датчик кислорода будет зависеть от региона и модели. Колеблется она от 1000 до 3000 р. Покупайте лямбда–зонд в специализируемых магазинах и только с гарантией.

Причины поломки датчика кислорода

  • На корпус датчика попала охлаждающая, либо тормозная жидкость
  • В используемом топливе большое содержание свинца
  • Сильный перегрев датчика, вызванный неочищенным топливом (засорение фильтров очистки)
  • Датчик просто выработал свой ресурс
  • Механическое повреждение датчика во время движения автомобиля.

Вышедший из строя датчик скажется на работе автомобиля в целом и повлечет за собой дополнительные проблемы. Но по ним Вы сможете сразу определить возможную поломку датчика и провести своевременную его замену.

Сопутствующие проблемы при выходе из строя датчика кислорода

  • Автомобиль стал потреблять больше топлива, чем обычно
  • Автомобиль стал двигаться рывками
  • Двигатель стал работать нестабильно
  • Нарушилась нормальная работа катализатора
  • При проверке на токсичность выхлопных газов — результат дает завышенные показатели.

В завершение хочется дать совет: чтобы в будущем избежать изложенных проблем – следите за работоспособностью лямбда-зонда. Проверяйте его состояние через каждые пять – десять тысяч километров пробега.

На самом деле датчик кислорода на ВАЗ 2110 играет одну из важнейших ролей в функционировании двигателя и выхлопной системы.

Датчик кислорода

При этом далеко не все автовладельцы знают, что это за устройство, какие задачи оно выполняет, как проводится проверка на предмет работоспособности датчика кислорода. Сегодня мы поговорим про это и не только.

Что это?

Датчик кислорода или лямбда зонд для ВАЗ 2110 является устройством, которое расположена на выпускном коллекторе в выхлопной системе вашего автомобиля.

Расположение лямбды зонд

Данные, передаваемые с устройства, позволяют электронному блоку управления оптимизировать состав топливовоздушной смеси. Если смесь, идущая в камеру сгорания, оказывается бедной или чрезмерно обогащенной, датчик сообщает об этом, после чего начинается корректировка смеси.

Устройство

Схема устройства

В конструкцию лямбда зонда входят следующие элементы:

  • Корпус, выполненный из металла;
  • Изолятор, материалом для изготовления которого служит керамика;
  • Уплотнительное кольцо с манжетами и проводкой;
  • Защитный чехол с вентиляционными отверстиями;
  • Контакт цепи, через который проводится ток;
  • Наконечник из керамики;
  • Спираль накаливания;
  • Защитные щиток с отверстиями, выводящими газы.

Как вы могли заметить, конструкция предусматривает применение термостойких материалов. Не удивительно, ведь датчику кислорода приходится работать при экстремальных температурных нагрузках.

При этом устройства бывают от однопроводных до четырехпроводных.

Причины поломки

Старого и нового образца

Старого и нового образца

Прежде чем приступить к проверке, необходимо определить причины, по которых датчик перестал корректно работать.

  1. Внутрь устройства попала охлаждающая жидкость.
  2. Были использованы неподходящие чистящие средства для чистки корпуса устройства.
  3. В бензине, которым вы заправляете свой автомобиль, имеется большое количество свинца. Популярная поломка, характерная для автомобилей тех владельцев, кто предпочитает дешевые заправки.
  4. Банальный перегрев термостойкого датчика, который возникает опять же по причине некачественного горючего.

Симптомы неисправности

Где он установлен

Где он установлен

По поведению автомобиля можно достаточно легко определить, что лямбда зонд пришел в негодность:

  • Автомобиль дергается во время движения;
  • Обороты плавают;
  • Катализатор работает неправильно;
  • Расход топлива заметно растет;
  • В выхлопных газах наблюдается большое количество токсинов.

За работой этого датчика требуется постоянный контроль. Согласно руководству по эксплуатации, проверка выполняется каждые 10 тысяч пройденных километров. Но если условия эксплуатации машины трудные, приходится регулярно ездить в сложных условиях, двигатель перегружается, тогда проверку лучше проводить чаще.

Визуальный осмотр

Осмотр

Начинать проверку всегда следует с визуального изучения состояния датчика кислорода.

  1. Осмотрите провода. Они должны быть целыми, без следов повреждений, дефектов. Все разъемы проверьте на прочность соединений.
  2. Сажа на лямбда зонде говорит о неисправности нагревателя устройства. Также подобные отложения вызваны чрезмерно обогащенной топливовоздушной смесью.
  3. Если на поверхности элемента вы заметили блестящие отложения, это свидетельствует об избытке свинца в топливе, который заливаете бак. Подобная ситуация требует обязательной замены датчика кислорода, поскольку свинец мог повредить внутреннее устройство.
  4. Серые или белые отложения — это результат воздействия на датчик разного рода присадок из топлива. Они часто становятся причиной поломки зонда, который придется заменить.

Проверка приборами

Для подобных работ можно использовать тестер, осциллограф или цифровой вольтметр. Учитывая особенности этих устройств, оптимальным решением станет именно вольтметр.

Последовательность проверки будет следующей:

  1. Запустите двигатель, дайте автомобилю прогреться.
  2. Далее находим интересующий нас элемент. При наличии отложений сажи или прочих внешних признаках неисправности, проводить дальнейшую проверку приборами не имеет смысла. И так видно, что он вышел из строя и нуждается в замене.
  3. Также проверьте состояние проводки, наличие или отсутствие механических повреждений на устройстве.
  4. Если с виду все нормально, отключите разъем и подключите вольтметр.
  5. Теперь можно заводить мотор.
  6. Нажмите на педаль газа на нейтральной передаче, чтобы добраться до отметки в 2500 оборотов. После этого педаль отпустите.
  7. Извлеките вакуумную трубку из регулятора давления горючего.
  8. Проверяем на предмет функциональности датчик кислорода. Для этого посмотрите, что показывает вольтметр. Если показания составляют 0,8 Вольт и меньше, зонд не работает.
  9. Не лишним будет проверить прибор на бедноту смеси. Для этого нужно включить подсос воздуха, используя вакуумную трубку.
  10. Если вольтметр показывает 0,2 Вт или меньше, датчик кислорода работает нормально. Отклонение от этих показателей свидетельствует о поломке устройства. Следовательно, его нужно заменить.

Замена

Провод подключения

Провод подключения

Выполнить замену лямбда зонда вовсе не трудно. Здесь главное отыскать устройство, идентичное старому. Для этого на датчиках имеется соответствующая маркировка, по которой вы легко найдете аналог.

  • Дождитесь полного остывания двигателя. Убедитесь, что зажигание выключено;
  • Старый датчик демонтируется обычным гаечным ключом. Только перед этим обязательно отключаются провода, идущие на лямбда зонд;
  • Далее монтируется новый прибор;
  • Вкручивать новый датчик следует аккуратно, поскольку чрезмерное усилие на гаечный ключ может привести к тому, что резьба сорвется;
  • Подключите обратно провода и проверьте новый зонд в работе.

Как видите, проверить и заменить датчик кислорода на ВАЗ 2110 достаточно просто. Профессионалом быть не обязательно. Следуйте инструкции и применяйте только аналогичный зонд, поскольку устройство с другой маркировкой попросту не будет функционировать.

Читайте также: