Где находится первый лад

Обновлено: 08.07.2024

Привет! В этой статье я хочу собрать и систематизировать некоторую информацию по ладам для бас гитары. Мы сейчас говорим про маленькие металлические полоски, что торчат из накладки грифа, а не про лады народной музыки. О них тоже будет статья, но потом. Собственно, здесь будет информация и для новичков, и для любителей поумничать на басовые темы. Как-то так. Погнали!

Зачем нужны лады на гитаре?

Каждый лад на грифе отвечает за одну ноту (высоту звука).

Я — новичок. Сколько ладов на грифе мне нужно?

Почему нужна замена ладов на гитаре?

Состояние ладов на гитаре на прямую влияет на комфорт игры и интонацию. Каждый раз, когда вы прижимаете струну к ладу, различные потусторонние силы воздействуют на металл лада. Поскольку часто сплав, из которого сделаны лады, мягче чем струна на нем появляются канавки и лад изнашивается. Также ладам больно, когда вы играете слепом, а особенно им плохо если вы гитарист, который пользуется каподастром. Но, в любом случае рано или поздно лады придется поменять.

Для вас важно научиться понимать в каком состоянии находятся лады и какие у вас есть варианты их коррекции.

Из чего делаются лады?

Есть несколько распространенных сплавов из которых делают гитарные лады.

Нейзильбер (Nickel-Silver)

Самый популярный сплав для гитарных ладов — nickel-silver (нейзильбер). Но, если вы подумали что в нем есть серебро, то вы ошиблись. На самом деле это сплав никеля (18%), меди (80%) и небольшого количества цинка, свинца или кадмия. В более качественных ладах этого типа больше цинка (до 20%) и меньше меди. Таким образом получается более твердый сплав и лады служат дольше.

Нержавеющая сталь (Stainless steel)

Другой вариант — нержавейка. С ней очень трудно работать, но лады живут значительно дольше, чем предыдущий вариант. Стоят эти лады дороже, и любой гитарный мастер возьмет минимум вдвое больше за установку таких ладов на гитару. Нержавейка сильно убивает инструмент гитарного мастера и сама работа занимает значительно больше времени.

В долгосрочной перспективе это может быть хорошим решением — вы поменяете лады один раз и навсегда.

Медный сплав (Copper alloy)

Некоторые производители используют специальный медный сплав золотистого цвета. По их заверениям (небезосновательным) эти лады по прочности сопоставимы нержавейке, но очень хорошо полируются в стекло для безпроблемной игры бендов. Кроме того, они гипоалергенны, что хорошо для людей с аллергией на никель (у кого аллергия на никель пишите в комментах!)

Какие размеры ладов бывают?

Есть несколько распространенных размеров/форм ладов и названий для них. На Ex.1 вы можете видеть основные параметры лада, а именно ширина (A), высота (B), высота ножки (D) и размер шипа (C).

физические параметры лада

Ex. 1 — Основные параметры гитарного лада

Размер шипа определяет ширину пропила под лад и фикирует лад, а высота ножки определяет глубину пропила.

Размер и форма этих четырех элементов разработана специально под различные игровые предпочтения музыкантов и типы инструментов. Ширина лада может изменяться от очень узкого (.053″) до очень широкого (.118″). Высота лада обычно изменятся от .032″ до .060″. Ширина шипа и высота ножки также изменяются от .019″ до .040″.

Эти размеры служат определенным целям и важно их понимать при выборе ладов.

Широкие или узкие лады на гитаре

Например более широкие лады дадут более плотный звук, но с их износом интонация начнет заметно плавать в сравнении с узкими ладами. Но, узкие лады изнашиваются гораздо быстрее.

Высокие или низкие лады на гитаре

Глубина и ширина пропила

Размер шипа и ножки имеют большое значение при замене ладов. Если эти параметры будут меньше чем у старых ладов, то лад не будет плотно сидеть на своем месте. Это приведет к тому, что лад может вылезать при смене погоды, на грифе будет много дребезга струн или мертвых зон, где струне недостаточно места для вибрации. Если шип и ножка больше, то это может привести к сколам древесины во время установки и даже искривлению грифа.

Подводя итог, на гриф нужно ставить лады, которые подходят под данный гриф, а также подходят владельцу инструмента.

Популярные размеры ладов

На рисунке (Ex. 2) приведены визуальные отличия популярных ладов для бас гитары.

Размеры ладов для бас гитары

Ex. 2 — Популярные размеры ладов для бас гитары

В следующей таблице описаны популярные размеры ладов и их различия.

Ну, а на сегодня пока что все. Комментируйте запись, делитесь ей в своих соц сетях!

Ионийский лад — это первый лад из 7 диатонических ладов, который начинается и заканчивается с первой ноты натуральной мажорной гаммы, другими словами, ионийский лад — это и есть натуральная мажорная гамма. Ионийский лад звучит торжественно, бодро, по детски, порой даже пафосно .

Строение ионийского лада

Для большей наглядности возьмём за тонику ноту C (До) и построим До-ионийский лад:

Тоны Тон Тон Полутон Тон Тон Тон Полутон
Ноты (Аккорды) C (Cmaj7) D (Dm7) E (Em7) F (mai7) G (Gmaj7) A (Am7) B (Bmin7b5) C (Cmaj7)
Ступени лада 1 2 3 4 5 6 7 8
(Тоника) (Октава)

Запомнив формулу тонов и полутонов, вы сможете построить ионийский лад от любой ноты на грифе гитары.

Аккорды ионийского лада

Как видно в таблице выше, ионийский лад так же можно сыграть аккордами (в нашем случае септ-аккордами):

Cmaj7 Dm7 Em7 Fmai7 Gmaj7 Am7 Bmin7b5

Но для того, чтобы вы услышали окраску ионийского лада, я буду использовать стандартные аккорды или как их ещё называют трезвучия.

Возьмите 1, 4 и 5 ступени лада и сыграйте стандартные мажорные аккорды этих ступеней:




Для того чтобы получить звучание ионийского лада сыграйте аккорды F и G заменив на ноту До в басу:



Аппликатуры ионийского лада на гитаре

Гитаристы чаще всего мыслят аппликатурами, ведь намного проще запомнить одни раз аппликатуру на грифе гитары и пользоваться ею, чем постоянно по формуле выстраивать одни и тот же лад.

Ионийский лад от тоники на 6 струне:



Ионийский лад по всему грифу:

Советы

  • Выучите все пять позиций ионийского лада.
  • Используйте октавы (чёрные точки) для визуализации всего грифа и создания опорных точек на грифе гитары.
  • Импровизируйте в удобной для вас позиции (я бы посоветовал выбрать 5-ю) под музыкальное сопровождение:


Нулевой лад - гораздо менее интересная штука, чем думается людям (если судить по тому, как часто меня о нем спрашивают). Поэтому ответ на вопрос из заголовка будет коротким.

Какая задача у стандартного верхнего порожка, который без нулевого лада? На самом деле, их две:
1) держать струны на некоторой высоте над накладкой;
2) держать струны на некотором расстоянии друг от друга и от краев грифа.

Гитара с нулевым ладом вместо одного элемента для достижения этих целей использует два разных - по одному на каждую задачу. Собственно нулевой лад определяет высоту струн, а верхний порожек, стоящий чуть ближе к колкам, распределяет струны по ширине грифа.

(я намеренно ничего не написал о расположении порожка по мензуре - этот параметр можно вынести за скобки при сравнении)

Я не вижу ситуаций, когда система "нулевой лад + порожек" лучше простого верхнего порожка. Должно быть, потому нулевой лад и вымер, оставшись только на псевдовинтажных инструментах.

Вопреки распространенному мнению, верхний порожек при нулевом ладу требует примерно столько же возни, что и самостоятельный верхний порожек. А нулевой лад, в свою очередь, в идеальном случае должен быть чуть выше остальных ладов и поэтому требует отдельного внимания. Таким образом, никакого выигрыша по трудозатратам эта система также не дает. При условии, конечно, что вы все делаете на совесть.

Единственный сценарий, в котором нулевой лад полезнее, чем отсутствие такового - гитара с топ-локом. Регулировать топ-лок по высоте сложно, а по радиусу практически невозможно. Нулевой лад решает обе эти проблемы, однако я не знаю ни одной серийной гитары с топ-локом и нулевым ладом одновременно.

— Я ставлю лады на гриф с нулевым ладом. Какого размера должен быть нулевой лад относительно остальных?
— Поставьте либо следующий по высоте размер (например, вместо 2,5*1,2 поставьте 2,8*1,4, если мы говорим о модельном ряде Sintoms), либо такой же - но тогда придется чуть-чуть пошлифовать остальные лады, даже если они идеально сели и не требуют выравнивания. Нулевой лад должен получиться чуть выше.

— А дальше с ним что делать?
— После того, как все лады, кроме нулевого, вышлифованы вровень друг с другом, надо взять лекальную линеечку и погонять ее по нулевому и второму ладу, следя за зазором над первым. При необходимости доведите нулевой лад напильником до нужной высоты. Зазор выставляется примерно такой же, какой вы бы выставили на обычном верхнем порожке. Далее все лады закатываются и полируются стандартным образом.


— Есть ли смысл ставить нулевой лад из особо прочного сплава?
— Это хорошая идея. Нейзильберовый нулевой лад нередко протирается сильнее, чем лады в целом, особенно если гитара оснащена тремоло. Поэтому есть смысл ставить что-то посерьезнее. Бронза не всегда подходит из-за желтого оттенка. Остается нержавейка.

— Хочу нулевой лад на гитару, потому что звукзвукзвук.
— Прочтите текст о металлических верхних порожках. Если желание не пропало, давайте поставим вам латунный или бронзовый порожек, а не нулевой лад. Это проще, дешевле и меньше портит гитару.

zerofrets.jpg

— Почему нулевой лад из нейзильбера изнашивается, а латунный порожек вы описываете как "вечный"? Сплавы ведь похожи.
— Потому что на порожке струна опирается на несколько миллиметров его ширины. А на нулевом ладу она опирается на точку. Удельное давление выше, износ больше. В идеальном случае это не совсем так (см. картинку), но идеала от серийной гитары не дождешься.

— А вот на стюмаке продается "ZerO Glide" - верхний порожек, объединенный с нулевым ладом. Что скажете?


— Скажу, что цельнометаллический верхний порожек всегда будет лучше. Во-первых, удельное давление на кромку лада гораздо выше, чем на нормальный порог. Во-вторых, стюмак рекламирует "зероглайд" как простое решение с постоянной высотой струн над грифом(making a traditional nut is tricky: it means cutting six string slots, each to a perfect depth. The ZerO Glide is so much easier: the built-in zero fret sets all the string heights at once, uniformly). Однако на идеальном нулевом ладу, как и на идеальном верхнем порожке, тонкие струны стоят чуть пониже, а толстые - чуть повыше. Таким образом, при штатной установке зероглайда струны стоят не оптимально, а нештатная требует массу усилий: подпилить и закатать лад, вплотную к которому стоит порожек, довольно сложно. Уже по этим причинам zero glide не нужен.

— Нулевой лад на моей гитаре износился, под струнами ямки. Что делать?
— Если открытые струны не звенят, а гитара строит по ладам, можно не делать ничего. В противном случае придется его заменить, это несложно и недорого.

— Гитара с нулевым ладом плохо строит на первых позициях, в чем может быть причина?
— Что-то из следующего, в порядке убывания вероятности:
нулевой лад слишком высокий;
струна проходит над нулевым ладом;
старая или бракованная струна;
нулевой лад стоит не по мензуре;
нулевой лад истрепался настолько, что точка перегиба струны существенно сместилась вперед или назад.

— Нужно ли смазывать нулевой лад?
— Не нужно, потому что пятно контакта очень маленькое и вряд ли там задержится хоть какая-то смазка. Кроме того, выступившая на "мензурную" часть струны смазка ощутимо глушит струну, а контролировать это на нулевом ладу сложно. Если очень хочется, пройдитесь по нему мягким карандашом, прежде чем ставить струны. А вот верхний порожек за нулевым ладом лучше смазать.

Всем привет! Сегодняшняя статья войдет в серию постов о разных гаммах на гитаре. Лады есть на любом музыкальном инструменте, который играет в системе семинотной гармонии. Сегодняшний герой – лидийский лад. Узнаем всю базу, нужную для использования этого приема, и поймем, где его применять.

Лидийский лад. Общая информация

С него начинают знакомство с ладовой системой именно на гитаре, с другими инструментами последовательность несколько иная.

Лидийский лад выстроен почти как классический ионийский, но с повышенной на полтона четвертой ступенью.

Табы

Отличия от обычного мажора

От обычного ионийского мажора лидийский отличается повышенной четвертой ступенью, а также дополнительной тоникой. Лад находится в сфере действия 2 мажоров, поэтому становится максимально мажорным. Он звучит радостно и приподнято.

Некоторые исследователи говорят, что для слуха человека, привыкшего к современному (последние 300-400 лет) европейскому звучанию, эта гамма приятнее и привычнее стандартной.

Она параллельна дорийскому ладу, минорному.

Как построить лидийский лад

Стандартный лад, ионийский – это мажорная гамма, которую просто узнать на слух.

Аппликатуры лада

На картинке красным отмечены тоники. Чтобы сыграть лад, начинайте с ноты, которая помечена красным и двигайтесь дальше по цифрам. Например, если мы начнем со второй тоники, последовательность будет выглядеть так:

Спойлер: возможно, вы догадались, что для того, чтобы сыграть классическую гамму, нужно понизить четвертую ноту на один лад. В разобранном нами варианте, к примеру, сыграть четвертый на третьей струне вместо первого на второй.


Аккорды от лидийского лада

А обыгрывают maj-аккорды. Поэтому самый близкий ладу аккорд – Fmaj.

Самый простой способ построить лидийский аккорд – заменить обычную субдоминанту повышенной. Например, аккорд F становится аккордом Flyd, когда ноту A заменяют на B. Из изначального F-A-C получается F-B-C.

Но можно составить трезвучие по-другому. Например, заменить доминанту лидийской нотой. В таком случае из F-A-C получается трезвучие F-A-B.

Попрактикуйтесь в самостоятельном составлении аккордов.

Лады народной музыки и примеры их построения. Об этом можно почитать в нашей статье по ссылке.

Музыка лидийского лада

Стив Вай

Примеры использования в музыке

Первым активно его применять начал Джимми Хендрикс. В его время такая гармония не была распространенной, но в 21 в. ее используют более часто. С ней экспериментируют музыканты в жанрах фьюжн, прогрессив.

Среди известных композиций можно назвать:

Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в том, как устроен лидийский лад. Вы сможете использовать его в соло и импровизациях. Звучание будет непривычным, но при этом приятным слуху.

Читайте также: