Где находится потенциометр со на ваз 21099

Обновлено: 05.07.2024

В данной статье речь пойдет именно о датчиках системы инжектора на автомобиле ВАЗ 2109, а именно рассказывается об их назначении, расположении и признаках неисправности.

Электронный блок управления двигателем


Расположение

Расположен блок управления двигателем на ВАЗ 2109 под бардачком у ног переднего пассажира. Увидеть его можно заглянув под панель, блок закрыт специальной пластиковой крышкой.

Признаки неисправности:

Проблемы с работой датчика чаще всего связаны с повреждением микросхемы, например с выгоранием дорожки или повреждением одной из радиодеталей из-за которой может отказать один из цилиндров и т.п. Судить о поломке ЭБУ по признакам довольно сложно, так как они все похожи на поломку какого-либо из датчиков, поэтому определить неисправность блока можно только диагностикой, разборкой или подменой его на заведомо исправный.

Датчик скорости


С переходом девятки на инжектор измерение скорости автомобиля стало производиться не механически, с помощью специального датчика, который считывает показания с вращения шестерней КПП, передавая показания на ЭБУ. Блок же обрабатывает показания с датчика и посылает сигналы на спидометр.

Расположение

Находится датчик скорости ВАЗ 2109 на корпусе КПП, увидеть его можно заглянув под термостат и рядом со щупом КПП можно обнаружить данный датчик.

Признаки неисправности:

  • Не работает спидометр;
  • Спидометр неправильно показывает скорость;
  • Не работает одометр;

Датчик детонации


Датчик детонации на девятке служит для улавливания детонаций в двигателе, которые возникают из-за некачественного топлива. Данные детонации могут вызвать серьезное повреждение мотора, если их вовремя не устранить, этим как раз и занимается датчик детонации. Он улавливает детонации, затем посылает сигнал на ЭБУ, а тот корректирует угол опережения зажигания, тем самым снижая детонацию в двигателе.

Расположение

Находится датчик детонации на блоке посередине, его можно увидеть между 2 и 3 цилиндром.

Признаки неисправности:

  • Стук пальцев;
  • Потеря динамики автомобиля;
  • Большой расход топлива;

Датчик расхода воздуха


Датчик массового расхода воздуха, он же ДМРВ, наверное, самый знаменитый и самый узнаваемый датчик из всех датчиков в автомобиле. Его назначение – это подсчет воздуха поступившего в двигатель. Подсчет воздуха необходим для составления топливовоздушной смеси в правильных пропорциях.

Расположение

Находится ДМРВ ВАЗ 2109 на впускной гофре между дроссельной заслонкой и корпусом воздушного фильтра.

Признаки неисправности:

  • Плавают обороты холостого хода;
  • Машина плохо тянет;
  • Двигатель самопроизвольно глохнет;

Датчик положения дроссельной заслонки


Данный датчик необходим для определения угла открытия заслонки в дросселе. Данные показания необходимы для правильного определения подачи воздуха в двигатель. ДПДЗ работает в паре с РХХ и ДМРВ. Так как датчик выполнен по реостатному типу, то есть меняет свое сопротивление с каждым открытием дросселя, он довольно часто выходит из строя.

Расположение

Находится ДПДЗ на дроссельной заслонке ВАЗ 2109.

Признаки неисправности:

  • Плавают обороты от 500 до 2500 об/мин;
  • Плохо запускается мотор;
  • Нет холостого хода;

Регулятор холостого хода


Расположение

Находится регулятор холостого хода ВАЗ 2109 на дроссельной заслонке с обратной стороны.

Признаки неисправности:

  • Плавают обороты холостого хода;
  • Двигатель глохнет на ХХ;

Датчик положения коленчатого вала


Датчик коленвала (ДПКВ) один из главных датчиков в системе автомобиля, при его поломке двигатель даже не запустится. Он считывает показания с положения коленвала, а именно определяет верхнюю мертвую точку поршня. Это необходимо, чтобы ЭБУ понимал, когда посылать сигнал о подаче искры в камеру сгорания определенного цилиндра.

Расположение

Находится ДПКВ на ВАЗ 2109 вблизи шкива привода генератора, обнаружить датчик можно заглянув за маслянный фильтр, рядом с ним находится датчик коленчатого вала.

Признаки неисправности:

  • Двигатель не запускается;
  • Отсутствует искра;
  • Заливает свечи зажигания;
  • Троит мотор;

Датчик температуры охлаждающей жидкости


Для измерения температуры охлаждающей жидкости в ВАЗ 2109 применяется специальный датчик, который служит для определения температуры жидкости и корректировки топливной смеси. Датчик меняет свое сопротивление в зависимости от температуры жидкости и передает показания на ЭБУ, а блок подает сигналы на форсунки для подачи необходимого количества топлива для прогрева автомобиля.

Расположение

Находится ДТОЖ на ВАЗ 2109 в корпусе термостата, найти его можно сняв бокс воздушного фильтра.

Признаки неисправности:

  • Двигатель плохо запускается;
  • Не запускается мотор на горячую;
  • Повышенный расход топлива;

Видео


СО потенциометр является элементом электронной системы управления двигателем (ЭСУД) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Он устанавливался на автомобили до 2000 г. в., без каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда (датчика кислорода).

Назначение СО потенциометра

СО потенциометр на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 предназначен для ручной регулировки содержания СО в отработанных газах на холостом ходу.

Расположение на автомобиле

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 СО потенциометр располагался на щите моторного отсека, слева по ходу движения автомобиля.

Устройство СО потенциометра

СО потенциометр является переменным резистором, то есть прибором, меняющим поданное на него напряжения в зависимости от положения ползунка.

Принцип действия СО потенциометра

Блок управления ЭСУД подает на СО потенциометр напряжение 5 В. Вращением регулировочного винта на СО потенциометре можно добиться выхода этого напряжения в пределах 1 – 4,6 В. По величине выходного напряжения с СО потенциометра блок управления либо обогащает, либо обедняет топливную смесь на холостом ходу. Выше напряжение – смесь беднее и наоборот ниже — богаче. Соответственно содержание СО в отработанных газах меняется.

Положение винта потенциометра, при котором содержание СО в отработанных газах соответствует норме регулируется на прогретом работающем двигателе с помощью газоанализатора.

Применяемость СО потенциометра на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с контроллерами ЭСУД: Январь 4.1, BOSH 1.5.4 применяется СО потенциометр 2112-1413120.

Неисправности СО потенциометра

Примечания и дополнения

— После заводской регулировки винт СО потенциометра запломбирован.

Еще статьи по ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Снятие и регулировка CO-потенциометра ВАЗ-2110, 2111, 2112

Установлен в салоне на левом щитке облицовки тоннеля пола и представляет собой переменный резистор.

СО-потенциометр служит для регулировки уровня СО в отработавших газах двигателей, не оснащенных каталитическим нейтрализатором.

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления левого щитка облицовки тоннеля пола.

Снимаем щиток.
Сжав пружинный фиксатор, отсоединяем разъем СО-потенциометра.
Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления потенциометра к щитку.
Снимаем СО-потенциометр.

Устанавливаем СО-потенциометр в обратной последовательности.
Регулируется содержание СО в отработавших газах (с помощью газоанализатора) вращением потенциометра.

Как делается регулировка зажигания ВАЗ-2109 карбюратор

Регулировка зажигания ВАЗ-2109 карбюратор

В зависимости от угла опережения, выставленного в трамблере, зажигание может быть поздним, ранним или же нормальным. Для переднеприводных автомобилей этот процесс имеет особое значение.

Признаки неверной настройки зажигания

Признаки того, то необходима регулировка зажигания на карбюраторном ВАЗ-2109, могут быть разными. Первый симптом сбитого угла зажигания – снижение мощности автомобиля. Это часто происходит в том случае, когда карбюратор засорен и в камеру сгорании не попадает нужное количество топлива.

Второй признак, по которому удастся заподозрить неправильную работу зажигания – провал педали газа в пол, при ее нажатии.

Третий – неустойчивая работа автомобиля на холостом ходу. Часто это происходит из-за засорения жиклеров или неправильной смеси, подающейся карбюратором.

Четвертым признаком является повышенный расход топлива. Его впору выделить как главный симптом неправильной работы системы зажигания. Естественно, он может проявляться и при других неисправностях, но, как показывает практика, сбитый угол трамблера становится причиной большого расхода топлива.

Пятый признак – проблемный запуск двигателя. Столкнувшись с такой проблемой, не стоит винить карбюратор, он не причем, причину необходимо искать в системе зажигания.

Чтобы избежать ложных признаков, необходимо настроить карбюратор, перед тем как искать неисправности системы зажигания.

Регулировка зажигания

Схема

Перед тем как начать регулировку зажигания, необходимо подготовить двигатель. Для этого его следует прогреть несколько минут. После этого на работающем на минимальном холостом ходу, двигателе нужно снять силиконовую трубку со стороны карбюратора, чтобы она осталась прикрепленной к вакуумному регулятору опережения зажигания, и проверьте, разряжена ли она. Если нет вакуума, можно выключить двигатель. Далее следует заглушить отверстие в трубке. Для этого желательно воспользоваться обычным болтом. После этого можно приступать к регулировке системы зажигания.

Маховик ВАЗа нужно расположить так, чтобы поперечная метка была напротив треугольника, расположенного на шкале. Это положение маховика рассчитано на пребывание поршней первого и четвертого цилиндра в верхней мертвой точке, с углом опережения зажигания равным нулю.

Дальше понадобится стробоскоп. Его нужно подключить к цепи, согласно схеме, применяемой к модели устройства. Обычная схема подключения следующая: Красный провод от стробоскопа нужно подключить к плюсовой клемме АКБ, а черный – к знаку минус, а металлический зажим должен быть установлен на провод четвертого цилиндра.

Далее можно проверять установку. Для этого заведите двигатель и наведите устройство определения на лючок со шкалой. Метка, расположенная на маховике, обязана соответствовать правильному делению на шкале, а треугольник должен указывать на нулевое положение. Не спеша проворачивайте трамблер по часовой стрелке, пока метка на шкале не сдвинется на 2 градуса (92 бензин) или на 6 градусов (для 95-го).

После установки зажигания отсоедините стробоскоп и последовательно снимите: провода с четвертого цилиндра, аккумулятора и катушки. Силиконовую трубку подключите обратно, к карбюратору.

Регулировка зажигания ВАЗ-2109 карбюратор

Далее необходимо проверить, насколько правильно выставлена система зажигания. Для этого заводите мотор и прогревайте его до рабочего температурного показателя. Если все сделано правильно, симптомы, присутствующие до этого пропадут. Если все по-прежнему – искать проблему нужно в карбюраторе.

Иногда, например, на безлюдной проселочной дороге, не всегда есть возможность найти стробоскоп. В этом случае можно отрегулировать без стробоскопа, воспользовавшись лампочкой. Для этого необходимо:


СО потенциометр является элементом электронной системы управления двигателем (ЭСУД) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Он устанавливался на автомобили до 2000 г. в., без каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда (датчика кислорода).

Назначение СО потенциометра

СО потенциометр на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 предназначен для ручной регулировки содержания СО в отработанных газах на холостом ходу.

Расположение на автомобиле

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 СО потенциометр располагался на щите моторного отсека, слева по ходу движения автомобиля.

Устройство СО потенциометра

СО потенциометр является переменным резистором, то есть прибором, меняющим поданное на него напряжения в зависимости от положения ползунка.

Принцип действия СО потенциометра

Блок управления ЭСУД подает на СО потенциометр напряжение 5 В. Вращением регулировочного винта на СО потенциометре можно добиться выхода этого напряжения в пределах 1 – 4,6 В. По величине выходного напряжения с СО потенциометра блок управления либо обогащает, либо обедняет топливную смесь на холостом ходу. Выше напряжение – смесь беднее и наоборот ниже — богаче. Соответственно содержание СО в отработанных газах меняется.

Положение винта потенциометра, при котором содержание СО в отработанных газах соответствует норме регулируется на прогретом работающем двигателе с помощью газоанализатора.

Применяемость СО потенциометра на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с контроллерами ЭСУД: Январь 4.1, BOSH 1.5.4 применяется СО потенциометр 2112-1413120.

Неисправности СО потенциометра

Примечания и дополнения

— После заводской регулировки винт СО потенциометра запломбирован.

Еще статьи по ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Снятие и регулировка CO-потенциометра ВАЗ-2110, 2111, 2112

Установлен в салоне на левом щитке облицовки тоннеля пола и представляет собой переменный резистор.

СО-потенциометр служит для регулировки уровня СО в отработавших газах двигателей, не оснащенных каталитическим нейтрализатором.

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления левого щитка облицовки тоннеля пола.

Снимаем щиток.
Сжав пружинный фиксатор, отсоединяем разъем СО-потенциометра.
Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления потенциометра к щитку.
Снимаем СО-потенциометр.

Устанавливаем СО-потенциометр в обратной последовательности.
Регулируется содержание СО в отработавших газах (с помощью газоанализатора) вращением потенциометра.

Как делается регулировка зажигания ВАЗ-2109 карбюратор

Регулировка зажигания ВАЗ-2109 карбюратор

В зависимости от угла опережения, выставленного в трамблере, зажигание может быть поздним, ранним или же нормальным. Для переднеприводных автомобилей этот процесс имеет особое значение.

Признаки неверной настройки зажигания

Признаки того, то необходима регулировка зажигания на карбюраторном ВАЗ-2109, могут быть разными. Первый симптом сбитого угла зажигания – снижение мощности автомобиля. Это часто происходит в том случае, когда карбюратор засорен и в камеру сгорании не попадает нужное количество топлива.

Второй признак, по которому удастся заподозрить неправильную работу зажигания – провал педали газа в пол, при ее нажатии.

Третий – неустойчивая работа автомобиля на холостом ходу. Часто это происходит из-за засорения жиклеров или неправильной смеси, подающейся карбюратором.

Четвертым признаком является повышенный расход топлива. Его впору выделить как главный симптом неправильной работы системы зажигания. Естественно, он может проявляться и при других неисправностях, но, как показывает практика, сбитый угол трамблера становится причиной большого расхода топлива.

Пятый признак – проблемный запуск двигателя. Столкнувшись с такой проблемой, не стоит винить карбюратор, он не причем, причину необходимо искать в системе зажигания.

Чтобы избежать ложных признаков, необходимо настроить карбюратор, перед тем как искать неисправности системы зажигания.

Регулировка зажигания

Схема

Перед тем как начать регулировку зажигания, необходимо подготовить двигатель. Для этого его следует прогреть несколько минут. После этого на работающем на минимальном холостом ходу, двигателе нужно снять силиконовую трубку со стороны карбюратора, чтобы она осталась прикрепленной к вакуумному регулятору опережения зажигания, и проверьте, разряжена ли она. Если нет вакуума, можно выключить двигатель. Далее следует заглушить отверстие в трубке. Для этого желательно воспользоваться обычным болтом. После этого можно приступать к регулировке системы зажигания.

Маховик ВАЗа нужно расположить так, чтобы поперечная метка была напротив треугольника, расположенного на шкале. Это положение маховика рассчитано на пребывание поршней первого и четвертого цилиндра в верхней мертвой точке, с углом опережения зажигания равным нулю.

Дальше понадобится стробоскоп. Его нужно подключить к цепи, согласно схеме, применяемой к модели устройства. Обычная схема подключения следующая: Красный провод от стробоскопа нужно подключить к плюсовой клемме АКБ, а черный – к знаку минус, а металлический зажим должен быть установлен на провод четвертого цилиндра.

Далее можно проверять установку. Для этого заведите двигатель и наведите устройство определения на лючок со шкалой. Метка, расположенная на маховике, обязана соответствовать правильному делению на шкале, а треугольник должен указывать на нулевое положение. Не спеша проворачивайте трамблер по часовой стрелке, пока метка на шкале не сдвинется на 2 градуса (92 бензин) или на 6 градусов (для 95-го).

После установки зажигания отсоедините стробоскоп и последовательно снимите: провода с четвертого цилиндра, аккумулятора и катушки. Силиконовую трубку подключите обратно, к карбюратору.

Регулировка зажигания ВАЗ-2109 карбюратор

Далее необходимо проверить, насколько правильно выставлена система зажигания. Для этого заводите мотор и прогревайте его до рабочего температурного показателя. Если все сделано правильно, симптомы, присутствующие до этого пропадут. Если все по-прежнему – искать проблему нужно в карбюраторе.

Иногда, например, на безлюдной проселочной дороге, не всегда есть возможность найти стробоскоп. В этом случае можно отрегулировать без стробоскопа, воспользовавшись лампочкой. Для этого необходимо:

Читайте также: