Интерактивная схема ваз 2109

Обновлено: 05.07.2024


Тут нет датчика износа тормозных колодок (раньше лампа ручного тормоза мигала при поднятом рычаге, и загоралась постоянно при срабатывании датчиков на тормозных колодках).


Схема ВАЗ-21099 с европанелью


Схема комбинации приборов для низкой панели


Схемы комбинаций приборов для высокой панели



Схема подключения фароочистителей


Схема подключения фароочистителей на низкой и высокой панелях автомобилей выпуска после 1989 года

Электрооборудование с роторным двигателем


Схема проводки ВАЗ-2109 карбюратор




Электросхема ВАЗ-2109 карбюратор — полный вид:



Характерная для девятки поломка блока управления электроникой возникает из-за того, что корпус пропускает воду, пыль и влагу в виде конденсата. Завод предусмотрел крошечную канавку для стока воды из корпуса, но она постоянно забивается, корпус наполняется водой, и блок управления медленно выходит из строя.

Схема оборудования ВАЗ-2109 инжектор


Электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет множество разъемов для подключения датчиков к ЭБУ.

  1. ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
  2. ДПКВ (датчик положения коленчатого вала);
  3. ДТ (датчик температуры);
  4. ДСА (датчик скорости автомобиля);
  5. Клапан продувки адсорбера;
  6. ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
  7. ДД (датчик детонации) и другие.

Слабое место жгутов — силовая проводка на нижней полке радиатора, что постоянно подвергается воздействию высоких температур и в этом месте она никак не защищена от воды и грязи. Другая проблема — жгут под ковриком рядом с сиденьем водителя. Там постоянно накапливается влага, а чтобы ее удалить, нужно просушивать пол, неизбежно дергая этот жгут.

С середины 90-х годов на ВАЗ 2109 стали применяться двигатели с системой впрыска, что сильно изменило электрический план моторного отсека и панели приборов. Ниже представлена схема электрики машины 1999 года с ЭСУД типа GM ISFI-2S и Январь 4/4.1.


  • 1 — система форсунок;
  • 2 — свечи;
  • 3 — управляющий модуль зажигания;
  • 4 — диагностический разъем;
  • 5 — контроллер Дженерал Моторс или Январь;
  • 6 — разъем для подключения комбинации приборов;
  • 7 — главное реле системы;
  • 8 — предохранитель проводки питания контроллера и модуля системы зажигания;
  • 9 — защита цепей датчиков замера скорости и расходомера воздуха;
  • 10 — защита питания насоса подачи топлива;
  • 11 — контроллер бензонасоса;
  • 12 — измеритель температуры двигателя;
  • 13 — система холостого хода;
  • 14 — измеритель детонации;
  • 15 — система продувки емкости для улавливания паров топлива;
  • 16 — измеритель положения коленчатого вала;
  • 17 — измеритель скорости;
  • 18 — измеритель расхода воздуха;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — измеритель угла положения дроссельной заслонки;
  • 21 — электрический насос топлива в комплекте с датчиком уровня топлива;
  • 22 — подключение системы зажигания;
  • 23 — контрольная лампа;
  • 24 — замок зажигания;
  • 25 — коммутационный блок;
  • 26 — вентилятор охлаждения радиатора.

Начиная с 2002 года все ВАЗ 2109 стали комплектоваться только моторами с системой впрыска. На схеме представлена разводка жгутов электрики ЭСУД Bosch MP7.0 (нормы Евро 2) на машине 2003 года с двигателем ВАЗ 2111.


  • 1 — четыре форсунки;
  • 2 — свечи 2109;
  • 3 — модуль распределения зажигания;
  • 4 — диагностический разъем, выведенный в салон автомобиля;
  • 5 — разъем контроллера Бош;
  • 6 — разъем комбинации ламп и приборов;
  • 7 — основной коммутационный прибор системы;
  • 8 — плавкая вставка основного прибора;
  • 9 — контроллер управления параметрами работы вентилятора на радиаторе охлаждения;
  • 10 — предохранитель контроллера вентилятора;
  • 11 — управляющее реле бензонасоса;
  • 12 — предохранитель электропроводки бензонасоса;
  • 13 — датчик замера расхода воздуха на впуске;
  • 14 — датчик угла открытия дросселя;
  • 15 — измеритель температуры двигателя;
  • 16 — регулятор параметров холостого хода;
  • 17 — датчик замера детонации в цилиндрах;
  • 18 — датчик положения коленчатого вала;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — блок управления иммобилайзером;
  • 21 — индикатор состояния иммобилайзера;
  • 22 — датчик замера скорости;
  • 23 — электрический мотор привода бензонасоса, в одном модуле с ним находится прибор для замера остатка топлива в баке;
  • 24 — клапан продувки системы улавливания паров бензина;
  • 25 — разъем косы системы зажигания;
  • 26 — комбинация приборов с контрольной и предупредительной лампой Check Engine;
  • 27 — реле запуска системы зажигания;
  • 28 — замок;
  • 29 — монтажный и коммутационный блок;
  • 30 — вентилятор системы охлаждения.

Схема блока реле и предохранителей 2109

Блоки предохранителей не зависят от используемой системы впрыска топлива — карбюратор или инжектор. БП будут отличаться только по году выпуска авто. То есть монтажные блоки у карбюратора и инжектора одинаковые. Блок предохранителей ВАЗ 2109-099 (карбюратор, инжектор) расположен под капотом, в отсеке перед ветровым стеклом с левой стороны.

Блок предохранителей 2114-3722010-18


Блок предохранителей 2114-3722010-60


K1 — Реле включения очистителей фар, K2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, K3 — Реле очистителя ветрового стекла, K4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней, K5 — Реле включения стеклоподъёмников, K6 — Реле включения звукового сигнала, K7 — Реле включения обогрева заднего стекла, K8 — Реле включения дальнего света фар, K9 — Реле включения ближнего света фар, F1 — F16 — Плавкие предохранители, F1 — F20 — Запасные предохранители.


Внимание! Силовые клеммы на генераторе часто разбалтываются, нагреваются, искрят и плавят проводку. Уделите внимание этому моменту при самостоятельном поиске возможных неисправностей.

Схема электрооборудования ВАЗ-2108, 21083, 2109









Схема системы управления двигателем ваз-2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности России (контроллер М 1.5.4) автомобилей ваз 21083 -21093 -21099

Схема системы управления двигателем ваз-2111 с распределенным впрыском топлива под гормы токсичности ЕВРО 2 (контроллеры М 1.5.4 N, Январь 5.1, МР 7.0)

Схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ 2108, 21083, 2109, 21093, 21099 (с обычной панелью приборов, с монтажным блоком типа 17.3722)

Схемы электрооборудования автомобилей исполнения типа ЛЮКС с высокой панелью, и современным исполнением



1 - блок-фара; 2 - электродвигатель очистителя фар*; 3 - выключатель подкапотной лампы ВАЗ-2108 ; 4 - звуковой сигнал; 5 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 - датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 - генератор; 8 - электромагнитный клапан включения омыва фар*; 9-электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла*; 10-электро¬магнитный клапан включения омывателя ветрового стекла ВАЗ-2108 ; 11 - свечи зажигания; 12 - дат- ч и к-распределитель зажигания; 13 - катушка зажигания; 14 - выключатель света заднего хода; 15 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 - стартер; 17 - аккумуляторная батарея; 18 - датчик уровня тормозной жидкости; 19 - коммутатор: 20 - датчик верхней мертвой точки 1 - го цилиндра: 21 - колодка диагностики; 22 - блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 23 - реле включения стартера; 24-концевой выключатель карбюратора; 25 - электромагнитный клапан карбюратора; 26-датчик контрольной лампы давления масла; 27 - электродвигатель омывателя стекол; 28 - электродвигатель вентилятора отопителя; 29 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 30 - переключатель вентилятора отопителя; 31 - электродвигатель очистителя ветрового стекла; 32 - прикуриватель; 33 - лампа подсветки рычагов отопителя; 34 - штепсель ная розетка для переносной лампы ВАЗ-2108 ; 35 - подкапотная лампа; 36 - лампа освещения вещевого ящика; 37 - монтажный блок; 38 - выключатель освещения приборов; 39 - выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 40 - выключатель стоп-сигнала; 41 - подрулевой переключатель ВАЗ-2108 ; 42 - выключатель наружного освещения; 43 - выключатель аварий-ной сигнализации; 44 - выключатель заднего противотуманного света; 45 - предохранитель цепи противотуманного света; 46 - выключатель обогрева заднего стекла; 47 - боковые указатели поворота; 48 - плафон; 49 - разъем для подключения к плафону индивидуального освещения; 50- выключатели плафона на стойках дверей ВАЗ-2108 ; 51 - реле зажигания; 52 - выключатель зажигания; 53 - комбинация приборов; 54 - выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора ВАЗ-2108 ; 55 - задние фонари; 56 - датчик указателя уровня и резерва топлива; 57 - элемент обогрева заднего стекла ВАЗ-2108 ; 58 - электродвигатель очистителя заднего стекла; 59 - фонари освещения номерного знака; А - порядок условной нумерации штекеров в колодке выключателя зажигания; Б - порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя ветрового стекла



1 - блок-фара ВАЗ-2109; 2 - электродвигатель очистителя фар*; 3 - выключатель подкапотной лампы; 4 - звуковой сигнал; 5 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 - датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 - генератор; 8 - электромагнитный клапан включения омыватель фар*; 9-электромагнитный клапан включения омыватель заднего стекла*; 10-электромагнитный клапан включения омывателя ветрового стекла ВАЗ-2109; 11 - свечи зажигания ВАЗ-2109; 12 - датчик-распределитель зажигания; 13 - катушка зажигания ВАЗ-2109; 14 - выключатель света заднего хода; 15 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 - стартер; 17 - аккумуляторная батарея; 18 - датчик уровня тормозной жидкости; 19 - коммутатор: 20 - датчик верхней мертвой точки 1 - го цилиндра: 21 - колодка диагностики; 22 - блок управления электромагнитным клапаном карбюратора ВАЗ-2109 ; 23 - реле включения стартера; 24 - концевой выключатель карбюратора; 25 - электромагнитный клапан карбюратора; 26 - датчик контрольной лампы давления масла; 27 - электродвигатель омывателя стекол; 28 - электро¬двигатель вентилятора отопителя ВАЗ-2109; 29 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 30 - переключатель вентилятора отопителя; 31 - электродвигатель очистителя ветрового стекла; 32 - прикуриватель; 33 - лампа подсветки рычагов отопителя; 34 - штепсель ная розетка для переносной лампы; 35 - подкапотная лампа; 36 - лампа освещения вещевого ящика ВАЗ-2109; 37 - монтажный блок; 38 - выключатель освещения приборов; 39 - выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 40 - выключатель стоп-сигнала; 41 - подрулевой переключатель; 42 - выключатель наружного освещения; 43 - выключатель аварий-ной сигнализации; 44 - выключатель заднего противотуманного света; 45 - предохранитель цепи противотуманного света; 46 - выключатель обогрева заднего стекла; 47 - боковые указатели поворота; 48 - плафон; 49 - разъем для подключения к плафону индивидуального освещения; 50- выключатели плафона на стойках дверей; 51 - реле зажигания; 52 - выключатель зажигания; 53 - комбинация приборов; 54 - выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 55 - задние фонари; 56 - датчик указателя уровня и резерва топлива; 57 - элемент обогрева заднего стекла; 58 - электродвигатель очистителя заднего стекла ВАЗ-2109; 59 - фонари освещения номерного знака; А - порядок условной нумерации штекеров в колодке выключателя зажигания; Б - порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя ветрового стекла



Порядок условной нумерации штекеров в колодках: А — задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз); Б — блок-фара, очистителей фар и заднего стекла; В — моторедукторов электростеклопоъем ников и моторедукторов блокировки замков дверей; Г — плафона освещения салона; Д — монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания, очистителя ветрового стекла, и блока управления блокировки замков дверей (у колодок с другим числом штекеров — порядок нумерации аналогичный) ; Е — датчика-распределителя зажигания; Ж — датчика уровня топлива; 3 — коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора.



1 - блок-фары; 2 - звуковой сигнал; 3 - выключатель подкапотной лампы; 4 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 5 - датчик включения электродвигателя вентилятора; 6* - наконечники проводов, подключавшиеся к датчику 5 при установке монтажного блока типа 17.3722; 7 - разъемы для подключения к датчикам износа передних тормозов; 8 - датчик уровня омывающей жидкости; 9* - наконечники проводов для подключения к электромагнитному клапану омыватель заднего стекла; 10 - электромагнитный клапан омыва ветрового стекла; 11 - электродвигатель омывателя ветрового стекла; 12 - датчик контрольной лампы давления масла; 13 - электромагнитный клапан карбюратора концевой выключатель карбюратора; 14 - концевой выключатель карбюратора; 15 - датчик уровня масла; 16 - генератор 9402.3701; 17 - свечи зажигания; 18 - подкапотная лампа; 19 - датчик распределитель зажигания; 20 - блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 21 - моторедуктор очистителя ветрового стекла; 22 - катушка зажигания; 23 - стартер; 24 - коммутатор; 25 - реле включения стартера; 26 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 27 - датчик скорости автомобиля; 28 - выключатель света заднего хода; 29 - аккумуляторная батарея; 30 - датчик уровня тормозной жидкости; 31* - наконечник провода, присоединявшегося к датчику 30 на автомобилях с панелью приборов типа 2108 или 21083; 32 - датчик уровня охлаждающей жидкости; 33 - монтажный блок; 34 - выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 35 - выключатель стоп-сигнала; 36* - предохранитель цепи обогрева передних сидений; 37 - предохранитель цепи блокировки замков дверей; 38 - переключатель электростеклоподъемника правой передней двери (расположен в правой двери); 39 - прикуриватель; 40 - лампа подсветки передней пепельницы; 41 - лампа освещения вещевого ящика; 42 - выключатель лампы освещения вещевого ящика; 43 - электродвигатель вентилятора отопителя; 44 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 45 - переключатель вентилятора отопителя; 46 - лампа подсветки переключателя отопителя; 47 - лампа подсветки рычагов отопите¬ля; 48 - моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 49 - моторедукторы блокировки замков передних дверей; 50 - моторедукторы блокировки замков задних дверей; 51 - блок управления блокировкой замков дверей; 52* - колодка для подключения к жгуту проводов обогрева передних сидений; 53* - колодка для подключения к выключателю очистителей фар; 54 - колодка для подключения к реле обогрева передних сидений; 55 - реле зажигания; 56 - выключатель зажигания; 57* - колодка для подключения к вы ключателю противотуманных фар; 58 - выключатель обогрева заднего стекла; 59 - выключатель аварийной сигнализации; 60 - подрулевой переключатель; 61 - выключатель заднего противотуманного света; 62 - выключатель наружного освещения; 63 - выключатель освещения приборов; 64 - переключатель электростеклоподъемника правой передней двери (расположен в левой двери); 65 - переключатель электростеклоподъемника левой передней двери (расположен в левой двери); 66 - колодка для подключения лампы подсветки; 67 - лампа подсветки шкалы гидрокорректора фар; 68 - штепсельная розетка для переносной лампы; 69 - боковые указатели поворота; 70 - выключатели плафона на стойках передних дверей; 71 - плафон индивидуального освещения салона; 72 - выключатели плафона на стойках задних дверей; 73 - плафон; 74 - комбинация приборов; 75 - блок индикации бортовой системы контроля; 76* - колодка для подключения к часам; 77* - колод¬ка для подключения жгута проводов системы впрыска топлива; 78* - колодка для подключения к маршрутному компьютеру; 79 - задние фонари; 80 - колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 81 - фонари освещения номерного знака; 82 - дат¬чик указателя уровня и резерва топлива

Порядок условной нумерации штекеров в колодках: А— монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания, очистителя ветрового стекла и блока управления блокировкой замков дверей (у колодок с другим числом штекеров — порядок нумерации аналогичный); Б — блок-фар; В —датчика-распределителя зажигания и датчика скорости; Г — м ото редукторов электростеклоподъемников и м ото редукторов блоки¬ровки замков дверей; Д — прикуривателя; Е — коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора; Ж — плафона освещения салона; 3 — датчика уровня топлива.



1 - блок-фара; 2 - электродвигатели очистителей фар; 3 - противотуманные фары; 4 - выключатель подкапотной лампы; 5 - звуковой сигнал; 6 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 7 - датчик включения электродвигателя вентилятора; 8 - датчик износа колодок передних тормозов; 9 - генератор; 10 - электромагнитный клапан включения омыватель фар; 11 - электромагнитный клапан включения омыватель заднего стекла*; 12 - электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла; 13 - электродвигатель омывателя стекол; 14-датчик контрольной лампы давления масла; 15-датчик уровня масла; 16 - датчик уровня омывающей жидкости; 17 - датчик расхода топлива; 18 - электромагнитный клапан карбюратора; 19 - концевой выключатель карбюратора; 20 - реле включения стартера; 21 - свечи зажигания; 22 - датчик-распределитель зажигания; 23 - датчик скорости автомобиля; 24 - блоку правления электромагнитным клапаном карбюратора; 25 - колодка диагностики; 26 - катушка зажигания; 27 - выключатель света заднего хода; 28 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 29 - стартер; 30 - датчик верхней мертвой точки 1 -го цилиндра; 31 - коммутатор; 32 - аккумуляторная батарея; 33 - датчик уровня охлаждающей жидкости; 34- реле включения противотуманных фар; 35-датчик уровня тормоз¬ной жидкости; 36 - монтажный блок; 37 - штепсельная розетка для переносной лампы; 38 - блоку правления блокировкой замков дверей; 39 - подкапотная лампа; 40 - электродвигатель очистителя ветрового стекла; 41 - лампа освещения вещевого ящика; 42 - электродвигатель вентилятора отопителя; 43 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 44 - переключатель вентилятора отопителя; 45 - лампа подсветки рычагов отопителя; 46 - моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 47 - моторедукторы блокировки замков передних дверей; 48 - моторедукторы блокировки замков

задних дверей; 49 - выключатель зажигания; 50 - переключатель электростеклоподъемника правой двери; 51 - переключатель электростеклоподъемника левой двери; 52 - реле зажигания; 53 - подрулевой переключатель; 54 - маршрутный компьютер; 55 - прикуриватель; 56 - регулятор освещения приборов; 57 - выключатель контрольной лампы стоя-ночного тормоза; 58 - выключатель стоп-сигнала; 59 - контрольная лампа включения обогрева заднего стекла; 60 - выключатель обогрева заднего стекла; 61 - выключатель про-тивотуманных фар; 62 - контрольная лампа включения противотуманных фар; 63 - контрольная лампа включения заднего противотуманного света; 64 - выключатель заднего противотуманного света; 65 - боковые указатели поворота; 66 - выключатели плафона на стойках дверей (на BA3-21093 и ВАЗ-21099 — четыре); 67 - предохранитель цепи противотуманного света; 68 - выключатель наружного освещения; 69 - комбинация приборов; 70 - выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 71 - выключатель аварийной сигнализации; 72 - плафон; 73 - разъем для подключения к плафону индивидуального освещения; 74 - задние фонари; 75 - фонари освещения номерного знака; 76 - электродвигатель очистителя заднего стекла ; 77 - элемент обогрева заднего стекла; 78 - датчик указателя уровня и резерва топлива

На автомобилях ВАЗ-21099 не устанавливается. А - порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока, комбинации приборов, подрулевого переключателя, выключателя зажигания и очистителя ветрового стекла; Б - по¬рядок условной нумерации штекеров в колодках очистителей фар и заднего стекла; В - порядок условной нумерации штекеров в колодках датчиков скорости и расхода топлива и в датчике-распределителе зажигания; Г - порядок условной нумера¬ции штекеров в колодках моторедукторов электростеклоподъемников и моторедукторов блокировки замков дверей.

В жгуте проводов панели приборов вторые концы белых проводов сведены в одну точку, которая соединена с выключателем освещения приборов. Вторые концы черных тонких проводов также сведены в точки, соединенные с массой. На схеме показано подключение дополнительного электрооборудования, которое может быть установлено на автомобили, но на автомобилей конкретной комплектации может отсутствовать тот или иной вспомогательный узел или система.

Но далеко не все водители имеют глубокие познания в области электрики. И порой, столкнувшись с какой-то неисправностью, трудно считать со схемы нужную информацию. Поэтому нужно разобраться, как читается схема электрооборудования ВАЗ 2109. Для безопасного использования и ремонта проводки своими руками необходимо знать расположение приборов, условные обозначения, а также основные правила безопасности.

Проводка девятки

Как читается электрическая схема ВАЗ 2109

В инструкции по эксплуатации и ремонту приведена общая электросхема, а также альбом схем соединения отдельных участков. Первая страница описывает перечень всех жгутов проводов автомобиля, каждый жгут имеет свой номер. На последующих страницах представлены отдельные схемы жгутов:

  • соединения АКБ и стартера;
  • отдельно аккумулятора с корпусом;
  • проводов коробки воздухопритока;
  • системы зажигания;
  • системы освещения;
  • форсунок (если описывается проводка ВАЗ 2109 инжектор);
  • датчиков;
  • проводов панели приборов;
  • проводки правой и левой передней двери;
  • задней двери;
  • освещения номерного знака.

Читать схему — означает понимать, от какого элемента идет провод и куда он подводится. Для наглядности вся электропроводка представлена в разных цветах в соответствии к реальным проводам автомобиля. Также схематически изображено и пронумеровано электрооборудование, которое входит в схему. На отдельных страницах представлены перечни пронумерованных элементов с их названиями. На схемах жгутов возле каждого прибора обозначено, какие колодки к нему подходят. Каждая колодка имеет пронумерованные гнезда, чтобы водитель понимал, откуда что идет и куда приходит.

К каждой колодке подходят цветные провода. Все проводники цветные, все пронумерованы. К примеру, зелёный 9/5: 9 — номер электроприбора, к которому подведён провод, 5 — номер разъёма под этот провод. Ищем девятую колодку, пятый разъём и видим там этот же зелёный провод. Обозначение на проводе типа S1 показывает, что он соединен с другими проводами. Находим соединение S1 и видим там тот самый проводник. Таким образом, можно полностью прослеживать все соединения. Чтобы уже на автомобиле проверять правильность подключения, понадобится мультиметр. Если это устройство отсутствует, подойдёт и индикаторная отвертка.

Вся электрика ремонтируется при отключенной минусовой клемме от аккумулятора. После ремонтных работ, перед тем как подсоединить клемму обратно, проверьте еще раз правильность всех подключений.

Всегда в первую очередь проверяем предохранители

Если у вас вдруг перестала светить какая-то из фар, не работает указатель поворота или другой потребитель, не обязательно проблема кроется в сложности соединения схемы или повреждении проводки. Зачастую это вызвано скачком напряжения, вследствие чего сгорает предохранитель, который отвечает за ваш неработающий элемент. Это — нормальное явление, ведь в сохранении цепи от перегрузок и заключается работа предохранителей.

Этапы проверки Ваши действия
Для проверки этих защитных элементов на целостность сначала открывается электрическая схема проводки ВАЗ 2109, а именно раздел, в котором приведен список предохранителей монтажного блока. В этом разделе указано, за безопасность какого из приборов отвечает тот или иной предохранитель. Так же указаны названия защитных элементов, чтобы вы знали какой предохранитель нужно проверить, а также максимально допустимый ампераж.
Обеспечиваем доступ к предохранительному блоку. Открываем капот. В левом углу возле лобового стекла расположен этот блок. Снимаем крышку и находим нужный предохранитель.
Затем берем специальные щипцы, вытягиваем защитный элемент. Проверяем его на целостность.

Проверить защитный элемент лучше не на глаз, а при помощи светового или звукового индикатора. Ведь будет обидно, если причина поломки была все-таки в предохранителе, а вы не заметили.

Наблюдайте за подкапотной проводкой

Подкапотная проводка ВАЗ 2109 включает в себя такие элементы.

  1. Жгуты проводки системы зажигания.
  2. Жгуты с проводами осветительной системы.
  3. Провода соединений разнообразных датчиков с электронным блоком управления.
  4. Проводка управления электродвигателями: радиатора, омывателя вар, стеклоочистителей.

Под капотом пространство ограничено, а проводка находится бок о бок с элементами двигателя внутреннего сгорания. Детали мотора работают в режимах высоких температур и давлений. В такой среде провода могут ослабнуть или потерять изоляцию. На них могут появляться потертости или, возможно, даже оголения жилы. В таком случае опасности подвергается вся схема электропроводки ВАЗ 2109. Работа схемы продолжается, но в небезопасном режиме. Это может привести к короткому замыканию, и как следствие, — к пожару.

Устранить пробой изоляции и восстановить проводку нужно немедленно. Причем просто перемотав изолентой повреждённый участок провода, вы не решите проблему. Максимум, можно поступить так в качестве временной меры. По инструкции необходима замена проводки на повреждённом участке. Укладывать проводку после замены необходимо в изоляционную гофру.

Особого внимания под капотом заслуживают высоковольтные провода, подводимые к свечам зажигания. Ведь это самая мощная проводка во всем автомобиле. Состояние бронепроводов нужно оценивать не только на глаз — на наличие внешних повреждений. Высоковольтный провод по паспорту должен иметь сопротивление 2,55 кОм. Напряжение импульсов, что передаются на свечи, должно находиться в пределах 20 кВ. Еще одно важное условие: не должно превышаться напряжение пробоя бронепровода. Его нормальная величина — 50 кВ. Первые два параметра измеряем при помощи мультиметра.

Проверку проводов на пробой можно выполнить в темноте. Наличие блуждающих искр говорит о том, что провода пробиты.

Общая схема электрооборудования ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099 с высокой панелью, "Люкс".

Общая схема электрооборудования ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099 с высокой панелью,

Описание электрической схемы.

1 – блок-фара;
2 – моторедуктор очистителя фары;
3 – противотуманная фара;
4 – звуковой сигнал;
5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
6 – выключатель подкапотной лампы;
7 – датчик включения электродвигателя вентилятора;
8 – разъемы для подключения к датчикам износа колодок передних тормозов;
9 – датчик уровня омывающей жидкости;
10 – электромагнитный клапан включения омывателя фар;
11 – электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла (на ВАЗ-21099 не устанавливался);
12 – электромагнитный клапан включения омывателя ветрового стекла;
13 – электродвигатель омывателя стекол;
14 – датчик контрольной лампы давления масла;
15 – концевой выключатель карбюратора;
16 – электромагнитный клапан карбюратора;
17 – датчик уровня масла;
18 – генератор 37.3701;
19 – свечи зажигания;
20 – штепсельная розетка для переносной лампы;
21 – подкапотная лампа;
22 – датчик расхода топлива;
23 – датчик скорости автомобиля;
24 – датчик-распределитель зажигания;
25 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора;
26 – моторедуктор очистителя ветрового стекла;
27 – коммутатор;
28 – катушка зажигания;
29 – стартер;
30 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра*;
31 – колодка диагностики*;
32 – реле включения стартера;
33 – выключатель света заднего хода;
34 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
35 – аккумуляторная батарея;
36 – реле включения противотуманных фар;
37 – датчик уровня тормозной жидкости;
38 – датчик уровня охлаждающей жидкости;
39 – монтажный блок;
40 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
41 – выключатель стоп-сигнала;
42 – прикуриватель;
43 – лампа освещения вещевого ящика;
44 – электро-двигатель вентилятора отопителя;
45 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
46 – переключатель вентилятора отопителя;
47 – лампа подсветки рычагов отопителя;
48 – моторедуктор электростеклоподъемника правой передней двери;
49 – моторедуктор блокировки замка правой передней двери;
50 – моторедуктор блокировки замка правой задней двери;
51 – блок управления блокировкой замков дверей;
52 – выключатель зажигания;
53 – маршрутный компьютер;
54 – реле зажигания;
55 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;
56 – выключатель электростеклоподъемника правой передней двери;
57 – выключатель электростеклоподъемника левой передней двери;
58 – подрулевой переключатель;
59 – выключатель освещения приборов;
60 – предохранитель цепи противотуманного света;
61 – выключатель заднего противотуманного света;
62 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света;
63 – выключатель противотуманных фар;
64 – контрольная лампа включения противотуманных фар;
65 – выключатель обогрева заднего стекла;
66 – контрольная лампа включения обогрева заднего стекла;
67 – моторедуктор электростеклоподъемника левой передней двери;
68 – моторедуктор блокировки замка левой передней двери;
69 – моторедуктор блокировки замка левой задней двери;
70 – боковые указатели поворота;
71 – выключатель плафона на стойке передней двери;
72 – выключатель плафона на стойке задней двери (на ВАЗ-21083 – не устанавливались);
73 – плафон;
74 – плафон индивидуального освещения салона;
75 – выключатель наружного освещения;
76 – комбинация приборов;
77 – выключатель аварийной сигнализации;
78 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации;
79 – задний фонарь;
80 – колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла;
81 – моторедуктор очистителя заднего стекла (на ВАЗ-21099 не устанавливался);
82 – фонари освещения номерного знака;
83 – датчик указателя уровня и резерва топлива

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:
а – блок-фар, очистителей фар и заднего стекла;
б – коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора;
в – датчика-распределителя зажигания, датчика скорости и датчика расхода топлива;
г – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания, очистителя ветрового стекла и блока управления блокировкой замков дверей (у колодок с другим числом штекеров – порядок нумерации аналогичный);
д – моторедукторов электростеклоподъемников и моторедукторов блокировки замков дверей;
е – задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз);
ж – плафона освещения салона;
з – датчика уровня топлива

В жгуте проводов панели приборов вторые концы белых проводов сведены в одну точку, которая соединена с выключателем освещения приборов. Вторые концы тонких черных проводов также сведены в точки, соединенные с массой. На схеме показано подключение всего дополнительного электрооборудования, но на автомобиле конкретной комплектации может отсутствовать тот или иной вспомогательный узел или система.

Читайте также: