Как изменить температуру включения вентилятора уаз патриот

Обновлено: 04.07.2024

На внедорожниках УАЗ Патриот с бензиновым мотором ЗМЗ-409 используется замкнутый контур охлаждения с радиатором, расположенным в передней части кузова. Для подачи воздуха через соты теплообменника установлен вентилятор с вязкостной муфтой, позволяющей регулировать производительность в зависимости от степени нагрева антифриза. Для заправки применяется жидкость типа Тосол-А40М или аналоги, имеющие температуру кристаллизации не выше -40°С. Для арктических условий предназначены антифризы с температурой застывания от -65°С (например, Тосол-А65М).

Для соединения рубашки двигателя с радиатором и теплообменником отопителя салона используются армированные эластичные шланги, закрепленные хомутами.

На машинах Патриот ранних серий устанавливались теплообменники из меди, но после цикла испытаний конструкция стала алюминиевой. В радиаторе и расширительном бачке предусмотрены пробки с паровыми клапанами, которые срабатывают при перегреве силового агрегата. Пары антифриза выбрасываются в атмосферу, предотвращая разрыв шлангов или теплообменников под воздействием избыточного давления.

Особенности конструкции системы охлаждения двигателя ЗМЗ-409

Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.

Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора, водяного насоса, термостата, расширительного бачка, вязкостной муфты привода вентилятора, электровентилятора, соединительных шлангов и трубок.


К системе охлаждения также подсоединены радиаторы отопителей и электронасос дополнительного отопителя салона.

Давление в системе создается водяным насосом, который приводится в действие ремнем от коленчатого вала. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, а из рубашки поступает в термостат.

В зависимости от температуры жидкость проходит затем в водяной насос (при низкой температуре) или в радиатор (при высокой температуре), откуда, охладившись, поступает в водяной насос.

Радиатор системы охлаждения трубчато-ленточный, алюминиевый, по бокам с кронштейнами для крепления радиатора к облицовке радиатора кузова.

Расширительный бачок пластмассовый, соединен патрубками радиатора с термостатом и закрыт резьбовой пробкой с клапаном, поддерживающим избыточное давление в системе.

Кран слива охлаждающей жидкости расположен с левой стороны блока цилиндров двигателя.

Система охлаждения заполнена охлаждающей жидкостью Тосол-А40М. При температуре окружающего воздуха ниже –40°С необходимо применять низкозамерзающую жидкость Тосол-А65М.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.

В случае загорания сигнализатора перегрева двигателя необходимо немедленно остановить двигатель и устранить причину перегрева.

Так как охлаждающая жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения, и ее уровень в расширительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры, то проверку уровня производите при температуре в системе плюс 15-20 °С.

В тех случаях, когда снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке произошло за короткий промежуток времени или после небольших пробегов (до 500 км), проверьте герметичность системы охлаждения и, устранив негерметичность, долейте в радиатор или в расширительный бачок охлаждающую жидкость.

Через каждые три года или каждые 60 000 км (в зависимости от того, что раньше наступит) промойте систему охлаждения и охлаждающую жидкость замените новой.

Промывайте систему охлаждения следующим образом:

— заполните систему чистой водой, пустите двигатель, дайте ему поработать до прогрева, заглушите двигатель и слейте воду;

— повторите указанную выше операцию.

Из-за наличия воздуха в отопителя салона и соединительных шлангах всю норму заправки жидкости залить без пуска двигателя невозможно. Заправку системы производите в следующем порядке:

— заверните сливную пробку радиатора и закройте сливной краник блока цилиндров;

— пустите двигатель, после уменьшения уровня жидкости в верхнем бачке радиатора долейте в него охлаждающую жидкость и закройте пробку радиатора;

— заглушите двигатель, дайте ему остыть, доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и закройте пробку расширительного бачка;

— выполните 2-3 цикла прогрева – охлаждения двигателя и снова доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы.

Схема и принцип работы

После запуска холодного двигателя начинает работать помпа, установленная на блоке цилиндров. Для передачи крутящего момента используется ременной привод, вентилятор радиатора (расположен в моторном отсеке) не работает.

С ростом температуры клапан открывается полностью, при достижении критического значения происходит включение вязкостной муфты и вентилятора. Созданный поток воздуха проходит через соты теплообменника, снижая температуру жидкости.

На фронтальной части радиатора есть дополнительный вентилятор с электрическим приводом, который включается по сигналу от датчика температуры. Информация от сенсора считывается контроллером управления двигателем, который подает команды на включение и отключение электрического вентилятора и корректирует состав топливной смеси в зависимости от температуры жидкости.

Поскольку антифриз при нагреве расширяется, то в конструкции контура охлаждения предусмотрен компенсационный бачок. На боковине резервуара имеются насечки минимального и максимального уровней, позволяющие контролировать количество жидкости в системе охлаждения УАЗ Патриот. Не допускается эксплуатация автомобиля с повышенным или сниженным уровнем антифриза в системе охлаждения. Рекомендуемый уровень должен находиться на 30-40 мм выше отсечки минимума (проверяется при холодном силовом агрегате).

Возможность доработки

В конструкции ЗМЗ-409 предусмотрен масляный радиатор, обеспечивающий снижение температуры смазки в поддоне мотора. Недостатком конструкции является падение давления масла и чрезмерное охлаждение масла в зимнее время. Для обеспечения равномерности температур вместо радиатора ставится жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) от легковых автомобилей импортного производства. Для доработки необходимо докупить штуцер масляного фильтра от дизельного агрегата ЗМЗ-514.


Штуцер дорабатывается в соответствии с размерами отверстия в ЖМТ, для прижатия теплообменника к блоку цилиндров необходимо накатать резьбу на поверхности штуцера. Радиатор монтируется на место штатного масляного температурного клапана, а затем крепится корпус сменного фильтра тонкой очистки. Антифриз к ЖМТ подается от теплообменников системы отопления (или от газового редуктора, если на машине смонтировано газобаллонное оборудование).

Поскольку модернизация предусматривает отключение штатного забора жидкости для обогрева салона от блока цилиндров, то отверстие глушится металлической крышкой с 2 болтами.

Из термостата извлекается клапан сброса воздуха и растачивается отверстие, через которое происходит циркуляция антифриза через основной радиатор. Тарелка клапана уменьшается в размерах, что позволяет подавать больший объем жидкости. В корпус термостата вворачивается датчик температуры, резьбовые соединения герметизируются синтетическим уплотнителем, выдерживающим нагрев до +110…+115°С.

Из контура охлаждения удаляется дополнительная трубка, связывающая термостат и расширительный бачок (используется для отвода паров и части антифриза). Оставшиеся отверстия в металлическом корпусе и пластиковом резервуаре глушатся, доработка позволяет устранить места постоянной течи антифриза на УАЗ Патриот с пробегом.

Если машина эксплуатируется при низких температурах на малой частоте вращения коленчатого вала, то необходимо увеличить интенсивность подачи антифриза к теплообменникам отопителя. Штатный шкив помпы требуется заменить деталью с уменьшенным диаметром (например, от ). При падении оборотов до холостого режима при движении в пробках температура воздуха, подаваемого в салон, не снижается.

Рабочая температура двигателя змз 409 уаз патриот

почему необратимые? Голову можно фрезернуть. Хотя греть как раз смертельно опасно 405-й мотор почему-то.
это будет уже другая голова

Коллеги, подскажите, где на 409-м двигателе находится сабж. В букваре пишут, что он установлен с левой стороны радиатора, на половине его высоты, но там ничего нет. Есть два датчика на корпусе термостата, подозреваю, что один из них и есть искомый выключатель, но не уверен.
Заранее спасибо.

ЗЫ. И что за датчик вкручен в левую часть верхней банки радиатора?


minor Участник форума Повідомлення: 149 З нами з: П'ят вересня 28, 2012 13:13 Звідки: Одесса Машина: Патриот

minor написав: Коллеги, подскажите, где на 409-м двигателе находится сабж. В букваре пишут, что он установлен с левой стороны радиатора, на половине его высоты, но там ничего нет. Есть два датчика на корпусе термостата, подозреваю, что один из них и есть искомый выключатель, но не уверен.
Заранее спасибо.

ЗЫ. И что за датчик вкручен в левую часть верхней банки радиатора?

Вентилятор включает ЭБУ.

На радиаторе аварийный.

Зображення

Это понятно, но ЭБУ не может догадываться о температуре жидкости, ему об этом должен рассказать искомый датчик. Насколько я понимаю, датчик должен быть двухконтактный, т.е. биметаллический выключатель. А датчик на радиаторе - это одноконтактный переменный резистор. В букваре пишут, что это должен быть датчик ТМ-108 82-87. Вот такой:

Зображення


minor Участник форума Повідомлення: 149 З нами з: П'ят вересня 28, 2012 13:13 Звідки: Одесса Машина: Патриот

Voditel написав:
Вентилятор включает ЭБУ.

На радиаторе аварийный.


аналогично считаю, что на 409 ЭБУ берет данные с датчика температуры ОЖ и включает вентилятор когда нужно. Датчик этот расположен на корпусе термостата (левый, если смотреть со стороны левого крыла).
ПС: а ТМ-108 82-87 случайно не на 406 устанавливается?

Патровод написав: аналогично считаю, что на 409 ЭБУ берет данные с датчика температуры ОЖ и включает вентилятор когда нужно. Датчик этот расположен на корпусе термостата (левый, если смотреть со стороны левого крыла).

В общем, какая-то неведомая хрень, а не датчик.


minor Участник форума Повідомлення: 149 З нами з: П'ят вересня 28, 2012 13:13 Звідки: Одесса Машина: Патриот

На УАЗ-3163 устанавливались разные датчики в зависимости от типа ЭБУ. Если МИКАС 7.Х то датчики соответствовали ему, не важно на какой машине он установлен. Если ЭБУ МИКАС 11 или БОШ то свои.

Зображення

minor написав: Коллеги, подскажите, где на 409-м двигателе находится сабж. В букваре пишут, что он установлен с левой стороны радиатора, на половине его высоты, но там ничего нет. Есть два датчика на корпусе термостата, подозреваю, что один из них и есть искомый выключатель, но не уверен.
Заранее спасибо.

ЗЫ. И что за датчик вкручен в левую часть верхней банки радиатора?


На моделях с Микас 7,2 ЭБУ берёт данные с двухконтактного датчика температуры, расположенного на корпусе термостата. При 93* вентилятор включается, при 90* выключается. На моделях с Бошем датчик один, параметры включения-выключения не знаю, честно, но принцип управления вентилятором тот же.
Датчик на радиаторе - аварийный, включает лампочку на приборке при перегреве.

Voditel написав: На УАЗ-3163 устанавливались разные датчики в зависимости от типа ЭБУ. Если МИКАС 7.Х то датчики соответствовали ему, не важно на какой машине он установлен. Если ЭБУ МИКАС 11 или БОШ то свои.


minor Участник форума Повідомлення: 149 З нами з: П'ят вересня 28, 2012 13:13 Звідки: Одесса Машина: Патриот

Voditel написав: На УАЗ-3163 устанавливались разные датчики в зависимости от типа ЭБУ. Если МИКАС 7.Х то датчики соответствовали ему, не важно на какой машине он установлен. Если ЭБУ МИКАС 11 или БОШ то свои.

Зображення


minor Участник форума Повідомлення: 149 З нами з: П'ят вересня 28, 2012 13:13 Звідки: Одесса Машина: Патриот

По УАЗу натыкаться не надо,нам повезло, есть один сайт (uazbuka) со всеми ответами. А так пожалуйста.

Зображення

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Majestic-12 [Bot] і 1 гість

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group (блог о phpBB)
Український переклад © 2005-2011 Українська підтримка phpBB

Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления, затем, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части. Дайте двигателю поработать пару минут при нормальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, с включенным на полную мощность отопителем.

Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие — сохранение герметичности системы охлаждения. Если лопнул или соскочил шланг либо образовалось другое место утечки, кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно.

После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется тепловым ударом.


2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите, откуда вырывается пар. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора, термостата.

Никогда не открывайте сразу пробку расширительного бачка. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит, и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите снять пробку расширительного бачка на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку.



3. Загляните под панель приборов со стороны переднего пассажира — нет ли под ней течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора отопителя…

4. …или дополнительного отопителя, предварительно вытащив корпус вещевого ящика облицовки тоннеля пола.

Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты.

Особенно хорошо для этой цели подходит армированная (например, серебристого цвета) липкая лента, которую можно приобрести в автомагазинах.

Течь радиатора или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.

Длительное использование воды вместо антифриза приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, к сокращению ресурса.

Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Двигатель должен остывать с открытым капотом не менее 30 мин.



5. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя). Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру верхнего шланга, соединяющего термостат с двигателем. Если верхний шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет.


8. Пустите двигатель, следите за температурой и обратите внимание, включается ли при перегреве двигателя вентилятор системы охлаждения. Если он не включается, то причинами могут быть перегоревший предохранитель, неисправные реле включения, окисленные контакты в колодке жгута проводов или сгоревший электродвигатель.


Номера реле и предохранителей, расположенных в дополнительном монтажном блоке в моторном отсеке

Рис. 10.2 . Номера реле и предохранителей, расположенных в дополнительном монтажном блоке в моторном отсеке

Замените плавкие вставки 1 и 2 (поз. 4 на рис. 10.2) в монтажном блоке предохранителей и реле, установленном в подкапотном пространстве. Если после их замены вентилятор так и не начал работать, замените реле 3 и 4 в этом же монтажном блоке. Если после замены плавких вставок и реле вентилятор не начал работать, проверьте электродвигатель, для чего возьмите два дополнительных провода и подайте на вентилятор питание непосредственно от аккумуляторной батареи. Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.

Обратите внимание на полярность подключения: электродвигатель должен вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на двигатель, а направления образуемого и набегающего (путевого) потоков воздуха совпадали.

В радиаторе установлена пробка с двумя клапанами — впускным и выпускным. Выпускной клапан играет большую роль в обеспечении оптимального температурного режима двигателя. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,13–0,15 МПа (1,3–1,5 кгс/см 2 ), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование.


Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Нарушение герметичности выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Раз в год продувайте ячейки радиатора струей сжатого воздуха (например, от компрессора), направляя струю сначала навстречу набегающему воздушному потоку, а затем по его направлению для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора. Так можно частично восстановить эффективность радиатора.

При запуске включаются электро вентиляторы прибор показания температуры перестал работать предохранители все целые. В чем причина .

4 ответа

Лучшие

Проверь фишку на термостате, возможно, что она обломилась, или провод оборвался. Т. е. как дела в соединении.
Если всё нормально - скорее всего вышел из строя термостат.

Все ответы

Проверь фишку на термостате, возможно, что она обломилась, или провод оборвался. Т. е. как дела в соединении.
Если всё нормально - скорее всего вышел из строя термостат.

Надо внимательно осмотреть проводку от ЭБУ на датчик температуры. Возможен обрыв цепи датчика температуры. Похоже, что дело, всё-таки в электрике. Не спешите менять термостат, оставьте его напоследок, если с проводкой всё в порядке.

Проверь фишку на термостате, возможно, что она обломилась, или провод оборвался. Т. е. как дела в соединении.
Если всё нормально - скорее всего вышел из строя термостат.

С проводами все в норме фишка целая заменил датчик, и еще перестал работать прибор на температуры на панели предохранители все целые. буду пробовать менять термостат. СпС. И все равно не пойму как механический термостат может влиять при запуске холодного двигателя через 2 секунды включаются электро вентиляторы.

С проводами все в норме фишка целая заменил датчик, и еще перестал работать прибор на температуры на панели предохранители все целые. буду пробовать менять термостат. СпС. И все равно не пойму как механический.

Читайте также: