Как проверить датчик уровня топлива ваз

Обновлено: 08.07.2024

Датчик уровня топлива (ДУТ), как следует из названия, выполняет единственную функцию – определяет количество горючего, находящегося в топливном баке автомобиля. Размещается он непосредственно внутри бака, а показания передаются на указатель уровня топлива, расположенный на приборной панели, который показывает остаток горючего.

Существует несколько разновидностей ДУТ, самым современным является ультразвуковой, самым массовым – потенциометрический. Автомобили отечественного производства, в частности, ВАЗ-2107, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и ВАЗ-2115 оснащаются потенциометрическими ДУТ поплавкового типа.

Устройство датчика уровня топлива

Наиболее распространенный датчик уровня топлива – потенциометрический – имеет много достоинств, обусловивших его массовое распространение. В первую очередь, это простое устройство, низкая стоимость и высокая надежность измерений. Среди основных недостатков следует отметить достаточно быстрый износ и окисление контактных дорожек под действием трения и горючего в баке. Датчики уровня топлива данного вида, по типу конструктивного исполнения, делятся на:

устройство датчика уровня топлива

Независимо от конструктивного исполнения, основным элементом устройства является поплавок, изготовленный из легкого материала, такого как пенопласт или пластмасса (встречаются также тонкостенные металлические поплавки), плавающий на поверхности топлива. У рычажного ДУТ (например, на автомобилях ВАЗ-2110 или ВАЗ-2107) поплавок и подвижный контакт потенциометра соединяются посредством тонкого металлического рычага.

Непосредственно потенциометр – это резистор с нанесенными на его поверхность металлическими полосами, имеющий подвижный контакт, принцип работы которого состоит в создании переменного сопротивления проходящему по нему электрическому току. Такой датчик полностью универсален, его можно установить в абсолютно любой топливный бак. Основным его недостатком является то, что он чувствителен к тому, как топливо плещется в баке, из-за чего при подъемах и спусках показывает оставшееся количество неправильно.

ДУТ трубчатого типа представляет собой цилиндр с поплавком, перемещающимся внутри. Поплавок имеет контактные кольца, которые замыкаются на контакты сопротивления, проложенные по стенкам цилиндра. Принцип его работы тот же, что и у рычажного датчика. Главное достоинство датчика уровня топлива данного типа, перед описанным выше – меньшая восприимчивость к колебаниям уровня горючего в баке, связанным с условиями движения автомобиля (подъемы, спуски, крены), т.е. оставшееся количество он показывает точнее. Однако в силу геометрических размеров, такое устройство может быть установлено далеко не во всякий топливный бак.

дут трубчатого типа

Другие варианты датчиков уровня топлива

Потенциометрический ДУТ имеет ряд ограничений по сфере применения. Так, он не может применяться на автомобилях, у которых в качестве топлива для двигателя используется метиловый, этиловый спирты или биодизель. Это связано с тем, что такое горючее более агрессивно действует на электрические контакты и ведет к их преждевременному износу.

В качестве альтернативного варианта, для измерения количества топлива в баке автомобиля, применяются всевозможные бесконтактные датчики, такие как MAAPS или неактивный магнитный датчик положения. Чувствительный элемент MAAPS не контактирует с топливом.

Он имеет следующий принцип работы. Количество оставшегося в баке горючего такой датчик определяет при помощи поплавка, соединенного с постоянным магнитом посредством рычага. Магнит передвигается по сектору, на котором лучами нанесено большое количество пластин различной длины. В пластинах под действием магнитного поля формируются электрические сигналы (в каждой пластине разный), в зависимости от того, какой сигнал подает датчик, определяется остаток топлива.

Описание работы датчика уровня топлива

Принцип работы любого ДУТ сводится к тому, что определенному уровню горючего в баке соответствует свой вполне определенный сигнал. Но для корректной работы этого недостаточно.

Для борьбы с погрешностью измерений инженеры нашли действенное средство. Все датчики по виду передаваемого сигнала делятся на:

Аналоговый сигнал – это изменение напряжения на потенциометре. Уменьшить погрешность можно путем преобразования такого сигнала в цифровой. Для этого ДУТ оснащается микропроцессором, который не только преобразует сигнал, но и корректирует погрешность.

принцип работы дут

Неисправности датчика

Несмотря на то, что конструкция ДУТ довольно проста, у него тоже могут возникнуть неполадки в работе, особенно у старых автомобилей. По тому, какие показания он дает, можно судить о возникшей неисправности и о том, требуется ли замена датчика уровня топлива или можно ограничиться ремонтом.

В работе ДУТ могут возникать перебои. Автовладельцы характеризуют это явление как глючит датчик уровня топлива. Это происходит из-за износа или окисления контактных пластин. Когда контакт пропадает, ДУТ перестает работать, при появлении контакта он дает правильные показания.

В такой ситуации можно попытаться произвести ремонт датчика уровня топлива. Для этого нужно очистить контактные полоски, если они окислились, после чего проверить, показывает ли изменение уровня стрелка указателя на панели приборов при перемещении подвижного контакта. Если же они стерлись, можно попробовать их пропаять. У автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, ВАЗ-2107, ВАЗ-2114 строение ДУТ довольно простое, и осуществить такие процедуры по силам даже автовладельцу, не имеющему большого опыта.

неисправности датчика

В случае если совсем не работает датчик уровня топлива, его необходимо менять. Особенно это касается отечественных автомобилей, т.к. стоимость датчика невысока и не соизмерима с тем, сколько времени и сил придется потратить на поиск и устранение неисправности.

Как проверить работоспособность датчика?

Чтобы проверить, работает ДУТ или нет, не имея под рукой измерительных приборов, нужно вынуть его из топливного бака и подключить к бортовой сети автомобиля. Затем нужно включить зажигание и подвигать рычаг с поплавком. Если показания указателя уровня топлива меняются, датчик исправен. Особенно нужно обратить внимание на показания указателя при крайних положениях подвижного контакта. Если уровень отображается неправильно, датчик лучше заменить.

При наличии мультиметра проверить показания датчика еще проще. Необходимо всего лишь замерить сопротивление при разных положениях подвижного контакта. Если оно меняется, значит, ДУТ работает.
" alt="">

Замена датчика уровня топлива и его проверка на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

Примечание!
Для того чтобы произвести замену датчика уровня топлива, нужны будут инструменты, а именно: Гаечные ключи чтобы отвернуть гайки крепления топливных трубок, ещё понадобиться отвёртка, а так же рекомендуем запастись тряпкой чтобы вытереть бензин который попадёт на вас и не рекомендуем вам во время работы курить или пользоваться огнём (Зажигалкой к примеру)!

Где находится датчик уровня топлива?
Он располагается в самом бензобаке, вернее он одно целое с бензонасосам и поэтому увидеть вам его так просто не получиться, начнём во-первых с того как мы уже сказали ранее то что бензобак находиться внизу, он располагается на передне приводных автомобилях сразу же под подушкой заднего сиденья, поэтому чтобы вы смогли увидеть бензонасос внутри которого и находиться сам датчик, вам придётся сперва откинуть подушку заднего сиденья и только после этого отвернув два винта которые крепят крышку (Об этой крышке будет сказано в другой статье на которую будет дана ссылка по ходу прочтения) вы увидите местонахождение бензонасоса (Он обведён в красный круг), его то вам и нужно будет снять.

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

Как заменить датчик уровня топлива и как его проверить на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?

Примечание!
При замене старого датчика на новый, старайтесь покупать такого же образца который и был установлен, всё дело в том что датчике все по виду похожи между собой но они разные и если вы купите не с той маркировкой, то есть вероятность то что он у вас работать не будет, или будет не так как надо!

2) Когда бензонасос у вас будет снят, переходите к его разборке и снятию датчика, для этого при помощи отвёртки (Тонкой отвёртки) переместите стопорное кольцо (Указано красной стрелкой) из верхней проточки в нижнюю которая указана синей стрелкой, тем самым вы предоставите себе возможность приподнять крышку у топливного насоса, а после того как она будет приподнята, отсоедините проводок от вывода регулятора давления топлива как это показано на фото 2.

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

Примечание!
Данное стопорное кольцо находиться всего лишь на одной направляющей, всего направляющих по сути две, но на одной из них располагается пружинка и стопорное кольцо, поэтому когда стопорное кольцо будет перемещено в самой низ, приподнимите до самого верхнего уровня крышку!

3) Теперь нужно будет заняться проводами, а именно всех отсоединить чтобы они не мешали снятию датчика, приступаем к отсоединению первой колодки проводов, для этого просто отожмите у неё фиксатор который её крепит (Он указан стрелкой) и после чего отсоедините колодку и сделайте так чтобы она повисла.

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

4) Затем переходите ко второй колодки проводов, она крепиться немного по другому, но отсоединить её так же не составит никакого труда, для этого отвёрткой нажмите на фиксатор (Он указан стрелкой) и после этого отсоедините колодку как это показано на маленьком рисунке.

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

5) И в завершение вам нужно будет сдвинуть датчик по пазам (Он перемещается в них) и освободив два фиксатора которые его крепят (см. фото 1), полностью снимите датчик с бензонасоса как показано на фото 2.

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

Установка:
Устанавливается новый датчик точно так же как и снимается, только в обратном порядке снятию это всё нужно будет проделать.

Проверка датчика уровня топлива на исправность:

1. При помощи омметра проверить датчик не составит никакого труда, но и без специального прибора это тоже можно сделать, сперва поговорим о том как проверить при помощи прибора, в начале вам нужно будет подсоединить выводы от омметра к датчику как это показано на рисунке ниже, а когда выводы будут подсоединены вам придётся по перемещать поплавок этого датчика, в самом нижнем положение поплавка прибор должен будет показать результат 285–385 Ом (Это говорит о том что бак пуст), на средних положениях поплавка то есть когда бак будет заполнен наполовину, прибор должен будет выдать значение 100–135 Ом и соответственно в самом верху он должен будет показать 7–25 Ом, если будут другие значения то датчик неисправен.

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

Примечание!
Если вы хотите наглядно увидеть как нужно перемещать поплавок и какое значение будет выдавать прибор, тогда просмотрите видео-ролик чуть ниже, в котором показано всё наглядно!

2. А что же делать тем у кого нет прибора спросите вы? Объясняем! Без прибора тоже можно проверить датчик, в этом случае не снимая датчик (Нужно будет просто вынуть бензонасос на столько на сколько это возможно) включите зажигание на автомобиле и после этого переводите поплавок датчика в разные положения, соответственно если поплавок будет находиться на самом верху то и стрелка указателя уровня топлива тоже должна будет показать то что бак полон, после того как она это показала, опустите поплавок и убедитесь то что стрелка указателя упала в самый низ, если на каких то значений стрелка показывает неверное значение, то в таком случае подогните тягу и снова всё проверьте, тем самым вы отрегулируете датчик и он будет у вас нормально работать.

Дополнительный видео-ролик:
Более подробно о том как поменять датчик, вы можете увидеть в ролике ниже, в нём и разборка бензонасоса показана и замена датчика подробно объяснена.

Как обслуживать, выявлять неисправности и проводить замену датчика уровня топлива на ВАЗ 2110

Приборная панель автомобиля изобилует различными датчиками, приборами и указателями. Один из аксессуаров, который позволяет облегчить работу водителя по планированию маршрута движения по трассе и контролировать запас хода автомобиля – датчик уровня топлива, который показывает реальный остаток горючего в топливном баке.

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

Это весьма полезный прибор. Если не врёт датчик топлива, то водитель может планировать свои дальнейшие действия по пополнению запасов горючего, особенно если количество АЗС в этом районе невелико. Поэтому не требуется пояснения, почему все водители должны иметь принципиальное представление о датчике расхода топлива ВАЗ 2110, принципах его эксплуатации, основных дефектах, способах проверки на функционал и вариантах устранения неисправностей.

Ведь такой прибор, как датчик топлива ВАЗ 2110, цена которого не такая и низкая, иногда проще и дешевле отремонтировать, чем приобрести в специализированных автомобильных магазинах.

Устройство и принцип действия датчика расхода топлива

Конструктивно датчик подачи топлива является ничем иным, как реостатом с нихромным сопротивлением. Движение перемещаемого регулируемого контакта проводится посредством рычага поплавка, консоль которого оборудована добавочной контактной точкой. Этот дополнительный контакт, находясь в конкретной позиции, замыкает цепь контроля, тем самым показывая на необходимость использования объема горючего резервной группы, которая включает объем от 4 до 6,5 л. бензина.

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

Некоторые дефекты и возможные способы их устранения

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

Достаточно часто случается так, что датчик давления топлива ВАЗ 2110, точнее, его стрелка индикации, указывает неточный объем оставшегося в баке горячего. В этом случае, необходимо провести его сервисное обслуживание и регулировку. Для этого требуется его снять и, меняя позицию рычага от одной границы параметров до другой, контролировать корректность установки индикационной стрелки указателя уровня горючего.

Существуют другой вариант коррекции параметров датчика уровня топлива с помощью позиционной коррекции стрелки индикатора. Для этого придется затратить значительное количество времени, т. к. следует демонтировать панель приборов.

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

В случае, когда топливный бак заполнен наполовину, а датчик расхода топлива ВАЗ 2110 показывает нулевое значение наполняемости резервуара, необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Протестировать технические кондиции контактной группы с тыловой части панели приборов и, если требуется, подтянуть крепеж электрической проводки.
  2. Осуществить проверку плавности перемещения поплавковой спицы, делая основной упор на устранение несанкционированных остановок в промежуточных позициях.
  3. Заодно потребуется тест датчика давления топлива на общую функциональность.
  4. Взять под контроль качество контакта проводов силового провода от АКБ, а также участка проводки, проходящей под ручкой стояночного тормоза.

Замена датчика топлива

Второй вариант предназначен для версии VDO. Чтобы не вдаваться в технические подробности, необходимо дать следующую рекомендацию производить установку датчика уровня топлива ВАЗ 2110 такого же типа, который был установлен ранее.

Как проверить датчик уровня топлива ваз 2110

Главное, чтобы в маркировках демонтируемого и нового прибора наблюдалось совпадение первых цифр, что будет указывать на их взаимозаменяемость.

доброго времени суток! помогите с проблемой. после заправки топлива стрелка указателя может остаться на месте, может подняться, но до нужного уровня не доходит. по указателю показывает меньше полбака, а при заправке входит литров 12-15. автомобиль ваз 21104 2009г.в. 1.6, 16 кл. приборка калины. поплавок с датчиком менял, но проблема осталась. массу обтягивал. хотя заметил такую особенность: если после запрвки снять "-" клемму с аккумулятора, то показания правильные, но ненадолго. и еще: стрелка никогда не показывает полный бак (всегда полделения не доходит), хотя заправлен под пробку.

есть три вида дута (датчик уровня топлива) со своими специальными маркировками (1-01, 2-01, 3-01 — кажется так, но точно не помню),каждый датчик имеет свои показания тарировки и согласованную работу со стрелкой на панели приборов.
ты себе такойже заменил вместо старого?

дут поставил такой же как и снял, о том что они разные я знал, но проблема была и до замены.

проверка датчика и указателя уровня топлива ваз 2110

стрелка указателя не отклоняется от начала шкалы независимо от количества бензина в топливном баке.

– стрелка указателя отклонилась – неисправен датчик (замените);

– стрелка указателя не отклоняется – продолжите поиск неисправности.

выньте комбинацию приборов из панели, не отсоединяя от нее колодки. включите зажигание. соедините проводом правый контакт 4 указателя уровня топлива (который соединяется с контактом 10 красной колодки):

– стрелка указателя отклонилась – обрыв в проводе, соединяющем указатель и датчик;

– стрелка указателя не отклоняется – замените указатель.

отсоедините красную колодку с проводами от колодки 3 комбинации приборов. включите зажигание:

– стрелка указателя отклонилась в начало шкалы – указатель исправен;

– стрелка указателя не отклоняется – неисправен указатель (замените).

для проверки датчика подсоедините омметр к контактам датчика и проверьте его сопротивление при трех различных положениях поплавка. в крайнем нижнем положении (пустой бак) сопротивление должно быть 285–385 ом, в среднем положении (бак заполнен наполовину) – 100–135 ом, в крайнем верхнем положении (полный бак) – 7–25 ом. если сопротивление отличается от указанного, замените датчик.

Принцип работы датчика уровня топлива, почему не показывает и как проверить

Датчик уровня топлива (ДУТ), как следует из названия, выполняет единственную функцию – определяет количество горючего, находящегося в топливном баке автомобиля. Размещается он непосредственно внутри бака, а показания передаются на указатель уровня топлива, расположенный на приборной панели, который показывает остаток горючего.

Существует несколько разновидностей ДУТ, самым современным является ультразвуковой, самым массовым – потенциометрический. Автомобили отечественного производства, в частности, ВАЗ-2107, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и ВАЗ-2115 оснащаются потенциометрическими ДУТ поплавкового типа.

  1. Устройство датчика уровня топлива
  2. Другие варианты датчиков уровня топлива
  3. Описание работы датчика уровня топлива
  4. Неисправности датчика
  5. Как проверить работоспособность датчика?

Не работает указатель уровня топлива в щитке приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Стрелка указателя уровня топлива постоянно отклонена влево, вправо или показывает неверную информацию о количестве топлива в бензобаке.

Такая ситуация на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 свидетельствует в первую очередь о неисправности датчика уровня топлива (ДУТ) в бензобаке или неисправности его электрической цепи, в последнюю очередь о неисправности стрелочного указателя уровня топлива на щитке приборов. Именно в такой последовательности следует неисправность.

Не работает указатель уровня топлива в щитке приборов автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099, перечень причин и рекомендаций по устранению неисправности

Неисправен датчик уровня топлива в топливном баке

В случае, если стрелка указателя постоянно на нуле, хотя в баке есть достаточно топлива, скорее всего поплавок прохудился и утонул или заклинил в нижнем положении, или неисправна обмотка реостата датчика уровня топлива (возможно просто подвижный контакт ее не касается). При этом контрольная лампа резерва топлива может как гореть так и не гореть.

В случае, если стрелка постоянно показывает полный бак, скорее всего, заклинил в верхнем положении рычаг поплавка датчика. Необходимо снять заборник топлива вместе с датчиком и определить причину заклинивания рычага поплавка.

При иных неверных или неточных показаниях указателя уровня топлива на щитке приборов причиной неисправности будет вышедшая из строя обмотка реостата датчика. Заменяем датчик уровня топлива новым.


Датчик уровня топлива ВАЗ 2108, 2109, 21099

Неисправна электрическая цепь, соединяющая датчик уровня топлива и указатель уровня топлива
Неисправен указатель уровня топлива в щитке приборов


Работа датчика уровня топлива ВАЗ 21083 при пустом бензобаке

Примечания и дополнения

Проверка работоспособности

Датчик топлива ВАЗ 2109 можно проверить на работоспособность благодаря омметру или мультиметру. После того как устройство извлечено из бензобака, его контакты стоит подключить к тестеру. Фиксируем поплавок в одном положении и смотрим на показатели. В итоге должно получиться 275-320 Ом в верхнем положении поплавка или 5-20 Ом в нижнем. Посредине показатель сопротивления 100-130 Ом. Эти показатели для низкой панели приборов.


Для высокой панели эти значения отличаются:

  • 260-280 Ом в нижнем положении;
  • 60-70 Ом — среднее значение;
  • 15-20 Ом — верхнее предельное положение поплавка.

В случае если показатели устройства соответствуют приведенным примерам — прибор работает, с датчиком все в порядке, ремонт или замена ему не нужны. Когда присутствуют значительные отклонения, стоит проверить целостность проводов. Если они в порядке — неисправен сам датчик и его необходимо заменить.

ДУТ исправен. Что делать?

Попробуйте провести следующие мероприятия.

В замене датчика нет совершенно ничего сложного. Демонтажные работы вполне можно провести за 30-60 минут при наличии даже небольшого опыта. Что же касается самого ДУТ, то он выходит из строя не так часто, но знать об особенностях его замены должен каждый владелец ВАЗ 2109 и не только.

Ремонт датчика уровня топлива ВАЗ-2109

Если показания бензина неправильно отображаются на приборной панели, то это еще не повод приобретать новую деталь. Порой достаточно лишь отрегулировать работу старого прибора. Изначально, для того чтобы проверить работоспособность, используем мультиметр.

Отгибаем сидение, подбираемся к люку топлива и откручиваем его с помощью отвертки. Отсоединяем ДУТ от подключенных проводов и ослабляем хомуты на шлангах. Откручиваем трубки с помощью ключа на 10 и выворачиваем 7 креплений, которые крепят ДУТ. Достаем устройство, стараясь не повредить.

Подключаем прибор и смотрим на сопротивление. Если не воздействовать на поплавок, то мультиметр должен показывать сопротивление 290–320 Ом. Пробуем поднять его вверх и смотрим на значения. К этому моменту они должны показывать от 8 до 20 Ом.

Сверяем показания с нормами. Если показания имеют отклонения, то выбрасываем механизм. Может быть, что сопротивление остается на нуле и мультиметр не показывает его. В таком случае устройство не пригодно к работе и подлежит только утилизации.


Если же сопротивление в пределах нормы, то механизм исправен и первым делом будем рассматривать провод, который выходит на массу автомобиля. Необходимо проверить его целостность, а также осмотреть наличие ржавчины. Если провод окисляется, то это также не позволяет проводить хороший контакт. В таком случае его необходимо зачистить. Если же зачистка провода массы прошла успешно, но ситуация не изменилась, то продолжаем искать причину дальше.

Рассмотрим провода, которые походят к ДУТ. Один из них имеет красный цвет, другой синий. Красный отвечает за указатель на приборной панели водителя, синий — за зажигающуюся лампочку на приборной панели.

Теперь возьмем обычную проволоку и красный провод с помощью нее подсоединяем к массе автомобиля. Смотрим на показания на приборной панели, если при замыкании мы видим, что стрелка поднялась до упора, то все так и должно быть. Если от замыкания не поступила реакция, то проблема может быть в самой стрелке. Также не исключается проблемы с проводкой, поэтому рекомендуется прозвонить каждый провод на входе и на выходе.


После этого проводим те же манипуляции с синим проводом. Если в это время загорается лампочка, то проверка успешна.

Проверка работоспособности

Не спешите выкидывать старый датчик и менять его на новый регулятор. Сначала можно попробовать проверить, действительно ли он не работает.


Проверка состояния

Обратная сборка

Следовать необходимо по обратному принципу демонтажа. Но тут есть свои нюансы.

  1. Установите на шпильки прокладку бензобака.
  2. Поставьте на место новый или отремонтированный старый датчик.
  3. На одну из шпилек наденьте проводок массы от регулятора уровня топлива, после чего можно закручивать все демонтированные шесть крепежных гаек датчика.
  4. На обе трубки наденьте шланги отвода и подвода топлива. Затем вы сможете до конца закрутить винты хомутов топливопроводных шлангов.
  5. Подключите питающую колодку проводов к регулятору уровня горючего и верните на место крышку люка. Только не забудьте про уплотнительные прокладки. Все они меняются в большинстве случаев на новые. Даже если состояние старых удовлетворительное.

Увы, не всегда замена ДУТ дает необходимый результат. После проведенных работ может оказаться, что с датчиком все хорошо, однако указатель уровня топлива на приборной панели упорно продолжает вести себя неадекватно или вовсе не реагирует.


Отключаем и меняем

Диагностика своими руками

Чтобы найти причину, по которой не работает датчик уровня топлива, вам потребуется мультиметр (рекомендуем прочитать, ) и контролька. Первым делом необходимо определить – причина поломки в датчике, расположенном в баке, либо в указателе. Для этого снимите разъем, подключаемый к топливной секции (находится у лючка бензобака, доступ к которому в большинстве случае есть с салона). По схеме электропроводки вашей модели авто определите, какой из проводов идет на указатель приборной панели. Включите зажигание, после чего через контрольную лампу подайте в соответствующий пин разъема минусовой потенциал. Если стрелка указателя стремительно направилась вверх, значит, проблема в датчике. Для дальнейшей диагностики необходимо доставать топливную секцию. Мультиметр позволит измерить сопротивление потенциометра.

Проверка работоспособности

Датчик топлива ВАЗ 2109 можно проверить на работоспособность благодаря омметру или мультиметру. После того как устройство извлечено из бензобака, его контакты стоит подключить к тестеру. Фиксируем поплавок в одном положении и смотрим на показатели. В итоге должно получиться 275-320 Ом в верхнем положении поплавка или 5-20 Ом в нижнем. Посредине показатель сопротивления 100-130 Ом. Эти показатели для низкой панели приборов.


Для высокой панели эти значения отличаются:

В случае если показатели устройства соответствуют приведенным примерам — прибор работает, с датчиком все в порядке, ремонт или замена ему не нужны. Когда присутствуют значительные отклонения, стоит проверить целостность проводов. Если они в порядке — неисправен сам датчик и его необходимо заменить.

Ошибки на панели

ВАЗовские версии бортовых компьютеров имеют опцию самодиагностики, что позволяет считывать коды самостоятельно без применения дополнительного оборудования. Далее приведен список распространенных неполадок, встречающихся на авто.

НомерРасшифровка
1Неисправность блока управления мотора.
2Слишком высокое напряжение в бортовой цепи. Обычно возникает при КЗ.
3Датчик уровня топлива – обрыв цепи или повреждение проводки.
4Контроллер уровня антифриза неисправен.
5Регулятор внешней температуры неисправен.
6Двигатель перегрелся, следует остановиться и дать мотору остыть.
7Давление моторного масла меньше минимального. Здесь может быть две причины. Падение уровня смазки или отказ насоса.
8Критическое падение напряжения в бортовой сети.
9Аккумулятор разряжен. Следует проверить исправность генератора и его магистрали.
ЕОшибка пакета данных EEPROM
12Диагностическая лампа неисправна.
13Обрыв цепи лямбда зонда.
14Повышенный сигнал, идущий от датчика температуры антирфиза.
15Контроллер температуры охлаждающей жидкости неисправен.
16/17Неправильное напряжение в бортовой сети.
19ДПКВ отказал.
21Регулятор положения дроссельной заслонки неисправен.
24Датчик скорости неисправен.
27/28Датчики системы отработанных газов посылают неправильные сигналы.
35Холостые обороты выставлены неправильно.
41Регулятор фаз работает некорректно.
44/45Чрезмерно обедненная или обогащенная смесь в цилиндрах.
49Потеря герметичности в магистралях двигателя.
61Лямбда зонд неисправен.

Регулировка холостого хода

Вторая настройка карбюратора ВАЗ-2109 – оборотов холостого хода, бывает частичной и полной. Первая для незначительной корректировки оборотов, вторая – с регулировкой количества воздуха (установка выбросов СО в выхлопных газах).

Алгоритм этой регулировки состоит из таких этапов:

После регулировочных операций проверяем правильность их проведения. Делается это путем резкого нажатия на педаль газа с последующим быстрым отпусканием. При правильно настроенном карбюраторе двигатель должен быстро реагировать на нажатие, без всяких провалов и заминок. А после отпускания педали обороты снизятся до уровня холостого хода, без просадок или проявления неустойчивости работы мотора.

Обзор датчика уровня топлива на десятке


Датчик уровня топлива ВАЗ 2110 является одним из самых важных элементов приборной панели автомобиля. Если степень прогрева мотора и давление на тахометре можно определить интуитивно, то выявить количество оставшегося топлива без этого прибора невозможно.

При использовании личного транспорта для передвижения в пределах городской местности без указателя уровня топлива можно вполне обойтись, поскольку бензоколонки, как правило, расположены неподалеку. Но выезжать с неисправным индикатором на природу или в загородное путешествие недопустимо, так как вероятность застрять в глухой местности довольно велика.

В этом случае придется рассчитывать на проезжающие мимо автомобили, в надежде раздобыть у их владельцев хоть немного бензина. По этой причине нужно всегда уделять внимание индикаторам приборной панели, в особенности датчику расхода топлива. Ниже подробно описывается принцип работы и выявление неисправностей датчика бензина, а также процесс ремонта бензобака ВАЗ 2110.

Указатель уровня топлива и его неисправности

Рассматриваемая система измерения работает при помощи реостата с резистором, изготовленным на основе нихромовых частиц. Подвижная часть реостата, которая опущена в бензин, передвигается под воздействием рычага с поплавком. Другая сторона рычага представляет собой добавочный контакт. Если он размещается в конкретном положении, цепь регулировки процесса подпитки резервным топливом замыкается.

При этом под запас выделяется от 4 до 6,5 л топлива. Несмотря на всю важность устройства, на автомобилях ВАЗ 2110 датчик топлива довольно часто приходит в неисправное состояние. Но не во всех ситуациях требуется обязательная замена. Хватает лишь небольшой настройки, которая вернет указатель уровня топлива в работоспособное состояние.

Следующей распространенной неисправностью указателя являются неверные показания, то есть датчик указывает значение, не соответствующее действительности. В этом случае прибор нуждается в грамотной подстройке. Для того чтобы устранить эту проблему, необходимо отсоединить датчик от бензобака ВАЗ 2110, а затем отрегулировать индикатор расхода бензина. Положение стрелки подстраивается вручную, ее необходимо перевести из застрявшего положения в исходное, то есть к нулю.

Если стрелка перемещается с трудом и не достигает нужного положения, потребуется слегка согнуть язычок для подстройки, увеличив интервал хода стрелки. Нередко случается так, что топливный бак наполнен более чем наполовину, но индикатор указывает на его полную пустоту. В такой ситуации потребуется изучить все контакты указателя на предмет разрывов или отхода. Прежде всего нужно проверить проводку под приборной панелью.

Есть вероятность, что там ослабли крепления, удерживающие провода, и их нужно затянуть. Если приборная панель полностью исправна, необходимо исследовать промежуточные пути на предмет замыкания. Важно проверить всю проводку, начиная от приборной панели и заканчивая соединениями проводов массы и рукоятки ручника. Отсутствие каких-либо результатов будет свидетельствовать о том, что требуется замена датчика бензина.

Приобретая новое устройство, необходимо уточнить его серийный номер и модель, чтобы подобрать идентичное. Эту информацию можно найти в руководстве к автомобилю. На ВАЗ 2110 устанавливаются датчики с различным сопротивлением, поэтому нельзя назвать конкретную модель, которая подойдет именно к вашему автомобилю.


Выбор нового

Приобрести датчик топлива для ВАЗ 2110 вовсе не проблема, если вы уже извлекли старый элемент из своего автомобиля.

Просто так идти и покупать первый попавшийся, пусть даже высококачественный, не рекомендуется, поскольку он может банально не подойти.


Есть два пути решения этого вопроса.

Замена датчика бензина на ВАЗ 2110

Обновление указателя уровня топлива — это элементарный процесс, не требующий профессиональных знаний и опыта. Чтобы заменить это устройство, достаточно ознакомиться с методом разборки и сборки топливного узла автомобиля. В первую очередь потребуется демонтировать топливный насос, поскольку без этого не удастся добраться до самого датчика. Перед тем как приступить к работе, убедитесь, что бак ВАЗ 2110 содержит минимальное количество бензина. Лучше всего, чтобы его было не более половины на весь объем бензобака. Для замены топливного датчика потребуются следующие инструменты:

  • отвертка;
  • молоток;
  • набор гаечных ключей.

Процесс демонтажа насоса

Снимите напольное покрытие в багажном отделении и открутите прямоугольную крышку черного цвета при помощи отвертки. Разъедините клемму аккумулятора с минусовым зарядом и разметьте трубки бензопровода в зависимости от того, какая из них идет на подачу, а какая — на возврат бензина. Направление топлива указывается на трубках при помощи стрелок. Гаечным ключом на 17 нужно раскрутить штуцер, а затем отвести патрубок, подающий горючее. После этого нужно отсоединить второй патрубок аналогичным способом.

При помощи торцевого ключа на 7 раскрутите гайки, фиксирующие нажимной ободок. В большинстве случаев эти метизы хорошо закреплены, поэтому рекомендуется воспользоваться небольшим молотком. Необходимо разместить конец плоской отвертки на реберной части гайки и слегка ударить молотком по ее рукоятке. Как только ободок высвободится, нужно приподнять узел и вывести поплавок указателя из проема топливного бака, а затем снять насос. Теперь необходимо снять сам указатель.






Замена датчика уровня топлива (детальный тест)

Как мы уже знаем, датчик смонтирован в топливном модуле, в который помимо датчика, входит бензонасос и фильтры. Для демонтажа выполняем следующее:

  1. Снимаем минусовую клемму АКБ.
  2. Снимаем подушку заднего сиденья.


Под подушкой расположен лючок бензонасоса.


Лучше всё пропылесосить.


Отсоединяем клеммную колодку и снова беремся за пылесос – как правило, здесь пыли хватает.


Прижимная шайба фиксируется шпильками небольшого диаметра. Постарайтесь не сорвать резьбу как при откручивании, так и при установке деталей на место.


Вытаскиваем бензонасос и производим внешний осмотр.


Отщелкиваем разъемы датчика тонкой отверткой, а крестообразной выкручиваем винты крепления.


Так бензонасос выглядит без указателя уровня топлива.

Теперь можно протестировать датчик более детально. Рабочий прибор должен иметь сопротивление от 270 до 320 Ом в самой нижней точке (поплавок висит). В самой верхней точке сопротивление датчика должно быть в пределах 7–19 Ом . Снимаем эти данные с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления.

Если при перемещении поплавка значение сопротивления не изменяется или изменяется скачкообразно, датчик подлежит замене.


При уровне бензина в баке равном половине его объема сопротивление должно быть около 118 Ом.

Сборка топливного модуля с новым датчиком проводится в обратном порядке. При сборке желательно смазать бензостойким герметиком уплотнительное кольцо прижимной шайбы.

Конечно, необходимо помнить, что мы работаем в непосредственной близости от бензиновых паров, поэтому не должно быть и намёка на искру, открытый огонь или включённые в сеть электроприборы.

Пособие по замене

Как поменять датчик уровня топлива ВАЗ 2110 инжектор в домашних условиях?

Подробная инструкция представлена ниже:

  1. В первую очередь, следует обесточить электроцепь авто. Для этого нужно откинуть минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Далее, откройте задние двери и демонтируйте с фиксатором заднее сиденье. Осторожно вытащите кресло из автомобиля и отложите в сторону. Используя отвертку с крестовым наконечником, вам нужно будет открутить болты, на которых закреплен специальный люк. Сделав это, вы можете демонтировать крышку.
  3. Далее, необходимо отключить и отсоединить проводку, которая подводится к разъему — просто извлеките штекер.
  4. Используя гаечный ключ на 17, необходимо открутить все шланги, после чего магистрали, по которым передается бензин, надо развернуть по сторонам. Эти действия позволят с большим комфортом заняться снятием бензонасоса.
  5. Сделав это, можно открутить гайки, с помощью которых крепится прижимное кольцо. В этом нет ничего сложного — вам потребуется только ключ на 7. Бывает такое, что бензонасос давно не снимался, поэтому гайки крепления могут заржаветь. Если это так, то обработайте их средством WD-40 — оно позволит удалить ржавчину и без проблем выкрутить гайки. Когда крепление будет демонтировано, нужно осторожно поддеть колечко и извлечь из бензобака топливный насос, вместе с ним должны выйти рычаг, а также поплавок. На этом этапе вам необходимо действовать максимально аккуратно, в противном случае вы рискуете повредить узел.
  6. Следующим шагом будет откручивание болтов, который фиксируют непосредственно сам контроллер на узле. Выкрутив их, вы можете снять электрический штекер с регулятора. Далее, из кожуха бензонасоса необходимо извлечь все направляющие, при этом не забудьте о креплениях — их можно отогнуть с использованием отвертки.
  7. Выполнив эти действия, открутите винты, которые находятся на крышке насоса, при этом необходимо проследить, чтобы гайка не вращалась. Для этого ее можно зафиксировать ключом на 5. Демонтируйте саму крышку, так вы сможете увидеть контроллер. Внимательно осмотрите его — вам нужно понять принцип функционирования, чтобы вынести вердикт — рабочий датчик или нет. Если при диагностике были обнаружены неисправности, то устройство нужно будет поменять. Дальнейшая сборка осуществляется в обратном порядке, только не забудьте обработать площадь соприкосновения прижимного кольца и прокладки герметиком.

Как снять ДУТ?

Если прибор перестал показывать правильную информацию или вообще не реагирует на изменение объемов топлива в баке, то его необходимо снять, проверить и заменить (в случае выхода из строя).

Работа по демонтажу датчика уровня топлива ВАЗ 2110 проводится так:

2. Открывайте задние двери и снимайте с креплений заднее сидение. Аккуратно доставайте его из машины и откладывайте в сторону.

3. С помощью крестообразной отвертки выкручивайте винты, которые держат специальный люк. Снимайте крышку.

4. Отбрасывайте провода, которые подходят к разъему.

7. После снятия крепежа аккуратно поддевайте колечко и доставайте из топливного бака весь узел в сборе (поплавок и рычаг также должны выйти). Постарайтесь действовать осторожно, чтобы не согнуть и не повредить конструкцию.

8. Далее выкручивайте винты, которые крепят сам датчик уровня топлива (используйте крестообразную отвертку) и снимайте электрический разъем с устройства.

9. Доставайте из кожуха насоса все направляющие. Не забывайте о наличии фиксаторов – их можно отогнуть с помощью отвертки.

12. Выполняйте проверку узла и в случае неисправности выполняйте его замену.

13. Сборку производите по обратной процедуре с единственной лишь разницей, что место соединения прокладки и прижимного кольца стоит обработать специальным бензостойким герметиком.

Неправильно показывает уровень топлива в бензобаке на ВАЗ-2112, что делать?


Автомобиль: ВАЗ-2112. Спрашивает: Петров Виктор. Суть вопроса: Неправильно показывает уровень топлива в бензобаке или вообще ничего не показывает, сидит в нуле.

Здравствуйте! У меня такая проблема, что стрелка неправильно показывает уровень топлива, которое находится в бензобаке. Бывает, что стрелка, то повышает, то понижает реальное наличие бензина, а недавно и вовсе начала указывать на пустой бак, хотя я точно знаю, что там ещё больше половины. Что делать?

Самые основные причины не верного отображения уровня топлива на панели приборов ВАЗ-2112

Бывает, что датчик уровня топлива выходит из строя, однако причин того, что стрелка уровня топлива врёт может быть много, и в этой статье мы рассмотрим из них самые основные.

Скачки уровня топлива


Часть дорожек на плате стёрлись.

Обратите внимание, что если вы собираетесь заменить ДУТ (датчик уровня топлива – прим.), то обязательно посмотрите на его маркировку. Так как аналогов для ВАЗ-2112 продаётся много, и значения сопротивления на них все разные. И если датчик будет отличаться от предыдущего, проблема никак не исчезнет, так как показания будут тоже неверными.

Не показывает уровень топлива ВООБЩЕ

Неисправности датчика

Несмотря на то, что конструкция ДУТ довольно проста, у него тоже могут возникнуть неполадки в работе, особенно у старых автомобилей. По тому, какие показания он дает, можно судить о возникшей неисправности и о том, требуется ли замена датчика уровня топлива или можно ограничиться ремонтом.

В такой ситуации можно попытаться произвести ремонт датчика уровня топлива. Для этого нужно очистить контактные полоски, если они окислились, после чего проверить, показывает ли изменение уровня стрелка указателя на панели приборов при перемещении подвижного контакта. Если же они стерлись, можно попробовать их пропаять. У автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, ВАЗ-2107, ВАЗ-2114 строение ДУТ довольно простое, и осуществить такие процедуры по силам даже автовладельцу, не имеющему большого опыта.


В случае если совсем не работает датчик уровня топлива, его необходимо менять. Особенно это касается отечественных автомобилей, т.к. стоимость датчика невысока и не соизмерима с тем, сколько времени и сил придется потратить на поиск и устранение неисправности.

Регулировка показаний

Если стрелка периодически повышает и понижает значения, то в этом случае поможет регулировка.

Регулировка датчика топлива (ДУТ) — снятие бензонасоса

  1. Поднимаем задний диван.
  2. Снимаем топливный насос, очищаем всё от грязи. (Подробнее о снятии бензонасоса здесь).


Подготовка к снятию бензонасоса


Если же в каком-либо положении стрелка указывает неверные значения, то необходимо с этой стороны подогнуть регулировочные языки, для того чтобы штанга поплавка смогла передвигаться вправо или влево свободно, в зависимости от своего расположения.

Регулировка контрольной стрелки на панели приборов

Если проблема заключается в стрелке на панели приборов, то необходимо снять панель приборов, и в ручную отрегулировать её.

Как самостоятельно поменять датчик топлива на ВАЗ десятой модели?


Датчик уровня топлива ВАЗ 2110 инжектор представляет собой устройство, предназначенное для контроля объема горючего в бензобаке. Этот элемент очень важен для топливной системы, ведь без него водитель не сможет узнать, сколько топлива осталось, соответственно, может случиться проблема, когда бензин просто закончится. Подробнее об устройстве контроллера, его неисправностях и замене вы сможете узнать из этого материала.

Как проверить работоспособность датчика?

Чтобы проверить, работает ДУТ или нет, не имея под рукой измерительных приборов, нужно вынуть его из топливного бака и подключить к бортовой сети автомобиля. Затем нужно включить зажигание и подвигать рычаг с поплавком. Если показания указателя уровня топлива меняются, датчик исправен. Особенно нужно обратить внимание на показания указателя при крайних положениях подвижного контакта. Если уровень отображается неправильно, датчик лучше заменить.

При наличии мультиметра проверить показания датчика еще проще. Необходимо всего лишь замерить сопротивление при разных положениях подвижного контакта. Если оно меняется, значит, ДУТ работает. ” alt=””>

Читайте также: