Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром ваз

Обновлено: 05.07.2024

Состояние контактных клеммных колодок и клемм аккумуляторной батареи - это первое, на что следует обратить внимание, если вы сталкиваетесь с регулярным разрядом. Они могли окислиться с совершенно очевидными последствиями. Диагностика непременно требуется генератору, который подвергается атаке грязи и воды, а также его проводке. Кстати, как чувствует себя стартер? В случае заклинивания подшипника, он может брать на себя много электричества. Бывает, что утечку создает аудиосистема, штатная сигнализация и даже электропривод сиденья.

Как не допустить утечку тока

Электричество и все, что с ним связано – сфера, покрытая мраком тайны для многих автомобилистов. Тем не менее, каждый в силах снизить риски появления утечек тока – для этого достаточно соблюдать простые правила и периодически проводить нехитрые процедуры. Установку незаводского оснащения доверяйте только проверенным сервисам. Если вы инсталлируете дополнительное оборудование самостоятельно, пользуйтесь схемами и инструкциями, обращая особое внимание на размещение проводов — они должны быть проложены и не перетираться.

Обязательно поддерживайте чистоту аккумуляторных клемм и в местах электрических соединений. Снизить вероятность появления коррозии позволяет пластичная смазка, которую рекомендуется использовать для клемм, соединений и фишек. Продиагностируйте цепь, за которую отвечал перегоревший предохранитель — не исключено, что он вышел из строя из-за короткого замыкания.

Как проверить утечку тока

Обычное среднее значение потребления тока варьируется от 15 до 70-80 мА. Напомним, что к постоянным потребителям относится противоугонная система, память электронного управляющего блока и часы. Показатели нормальных значений могут отличаться в зависимости от модели и опций, которым требуется электричество. Для поиска утечки вам понадобится прибор мультиметр. Переключите его в режим измерения тока, а затем на заглушенном двигателе подключите в разрыв массы или плюсового участка. Так вы узнаете объем потребления электроэнергии.

Вариант с массой считается более безопасным. Настройте мультиметр на показание тока, отключите с аккумуляторной батареи минусовую клемму и подключите к контакту АКБ один из шнуров прибора, а второй — к снятой клемме. Принято считать, что потребление электричества не должно превышать 80 мА или хотя бы измеряться в миллиамперах, а не в амперах.

Также можно воспользоваться проверкой плюсового провода. Для этого также укажите на мультиметре показания в амперах, снимите плюсовую клемму с АКБ. Подключите к ней минусовой шнур прибора, а к минусовой клемме – плюсовой шнур.

Проверка утечки тока лампочкой

Определение источника утечки

Такие потребители, как генератор и электронный блок управления двигателем запитаны напрямую от аккумуляторной батареи в обход блока предохранителей. Генератор проверяется следующим образом – отсоединяется плюсовая клемма и питающий провод генератора, конец которого обматывается любым диэлектриком во избежание короткого замыкания. После этого в разрыв цепи АКБ подключаем мультиметр. Если вышел из строя диодный мост, прибор покажет нормальное потребление.

Мотокаталог на Quto


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Бывалые автолюбители, да и не только они, знают то чувство досады, которое охватывает автовладельца при проблемах с электропроводкой автомобиля. Вроде как темная лошадка, неизвестно где и что искать. Автомобиль между тем не заводится, потому что аккумулятор почти без заряда. Далее мы поведаем, как проверить утечку тока на своем авто.

Сама неприятность обычно возникает из-за распространенных предпосылок:

  • повышенная влажность и загрязненность там, где проходят жгуты проводов;
  • прохудившаяся от старости изоляция проводов;
  • постоянное подключение множества лишних потребителей;
  • неправильное подключение дополнительного оборудования;
  • некачественный ремонт электропроводки.


Поэтому нужно стараться всего этого избегать. Иначе недалеко и до пожара в машине! Однако если все-таки появилась утечка в автомобиле, как же её проверить? Конечно, лучше сразу обзавестись простым тестером. Тем более что стоит он недорого. Самый дешевый мультиметр потянет всего на пару сотен рублей, правда, прослужит недолго.

Если под рукой нет тестера, а проверку нужно сделать срочно на месте, то можно попробовать поступить так.

  1. Осмотреть клеммы АКБ – не ослабло ли крепление кабеля к одной из них?
  2. Далее осмотреть все электроприборы в салоне – исправно ли они работают? В первую очередь подозрение должны вызывать приборы, установленные в автомобиле внештатно. Как правило, их электропроводка плохо защищена.
  3. Затем нужно на кроткое время включить и выключить все световые приборы. Везде ли исправна электропроводка?Если что-то не зажигается, возможно, в цепи этого осветителя или электроприбора есть замыкание.
  4. Осмотреть всю линию подозрительного электропотребителя – от аккумулятора до него самого.

как проверить утечку тока в автомобиле тестером

Также почитайте про признаки неисправности диодного моста генератора и замену подушек безопасности своими руками.

Наиболее часто встречается характерное, особенно для старых автомобилей, разрушение изоляции проводки и соответственно замыкание ее на кузов автомобиля.

Существует также способ диагностики недуга простой лампочкой. Расскажем, как определить утечку тока на автомобиле двенадцативольтной лампочкой.

  1. Отсоединяем провод от плюсовой клеммы аккумулятора.
  2. Подсоединяем один проводок от лампочки к плюсовой клемме аккумулятора, второй проводок – к отсоединенному только что кабелю.
  3. Выключаем все приборы, закрываем все двери.
  4. Если все нормально, лампочка не должна гореть.
  5. Если лампочка горит, где-то уходит ток.
  6. Начинаем искать это место.

Мы изложили сейчас этакий кустарный метод, объясняющий, как можно проверить ток аккумулятора, если нет универсального измерителя под рукой. Но, конечно, лучше все-таки иметь тестирующий аппарат. В крайнем случае, его можно попросить у кого-нибудь.

Как сделать грамотную проверку с тестером

Теперь разберем, как именно определить утечку мультиметром. Нам пригодятся:

  • универсальный измеритель параметров тока;
  • ключи гаечные;
  • пассатижи.

мультиметром

в цепи на ваз 2110

Всю эту последовательность, как определить утечку на автомобиле, можно также изучить по видео.

Кстати, при этих работах с электропроводкой не забывайте об элементарных правилах безопасности:

  • во-первых, наденьте резиновые перчатки;
  • во-вторых, опустите окна в автомобиле – вдруг сработает центральный замок.

Ну и вообще: во всем соблюдаем осторожность.

Конкретный пример с ВАЗ

  • мультиметр;
  • ключи;
  • плоскогубцы.
  1. Допустим, мы извлекли поочередно все предохранители, одновременно проверяя показания, но мультиметр все время выдавал повышенный расход амперов.
  2. Определяем дальше утечку тока в цепи автомобиля. Смотрим генератор.
  3. Для проверки генератора заводим двигатель, включаем все электроприборы, габариты, противотуманки, затем проверяем измерителем в режиме вольтажа напряжение на выводах электродвигателя. Оно должно быть не меньше 12 вольт.
  4. При исправности генератора проверяем стартер. Отсоединив его провода, смотрим, не исчезли ли потери электротока в разрыве клемма батареи – электропроводка.
  5. Наконец, тестируем сигнализацию. Постоянно производим замер амперметром, при наступлении режима охраны смотрим на изменения показаний.

на аккумуляторе

Таковы основные принципы, объясняющие, как определить утечку в собственном автомобиле тестером.

Как нельзя делать

В заключение укажем неправильные способы диагностики электрооборудования автомобиля, которые приводят к печальным последствиям. Для наглядности информация разложена по полочкам в следующей таблице.

Способ В чем заключается Чем опасен
Подключение амперметра к клеммам аккумулятора Тестер в режиме амперметра подключают красным выводом к плюсу аккумулятора, а черным выводом – к минусу. Происходит короткое замыкание внутри мультиметра, сгорает его предохранитель.
Установка нештатного предохранителя В цепь, у которой перегорает предохранитель, вставляют другой предохранитель с увеличенным предельно допустимым амперажем – для дальнейшей диагностики цепи. Чревато выгоранием всей проводки нескольких звеньев, возможен пожар.

Здесь приведены наиболее распространенные ошибочные варианты диагностики при описанной проблеме. Ну а как правильно определить утечку тока на своем автомобиле, мы уже расписали выше.


К тому же, мы описали все возможные алгоритмы, помогающие проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля электрическим мультиметром. Приведенная информация наверняка окажется кстати столкнувшимся с такой проблемой автолюбителям.

Нередко происходит такая ситуация, что вы приходите утром к своему автомобилю, садитесь в него и не можете завести. Притом что аккумулятор исправный, свежий и вчера вечером все было нормально, машина заводилась и никаких неисправностей не было. Проблема может быть связана с утечкой тока аккумулятора. Это совершенно нормальное явление которое присутствует на любом АКБ, однако, уровень утечки не должен превышать определенных параметров.

Ток утечки автомобильной АКБ

При превышении аккумулятор может быстро разряжаться, что может быть неприятной неожиданностью, если автомобиль простоял несколько дней и заряд просел до нуля. В данной статье мы рассмотрим причины данной неисправности, методы диагностики и способы устранения. Что такое ток утечки, как его измерить и нормальный показатель? Причины неисправностей и способы их устранения? Об этом и пойдет речь дальше.

Нормальное значение тока утечки АКБ

В современном автотранспортном средстве есть много электроприборов, которые так или иначе будут разряжать батарею при выключенном двигателе. Это могут быть электронные часы, магнитола, бортовой компьютер, сигнализация и так далее. Они функционируют постоянно и при правильном подключении, а также отсутствии неисправностей не создают проблем с утечкой тока.

Выше приведена сводная таблица энергопотребления некоторых агрегатов автомобиля. Как правило, допустимый ток утечки аккумулятора автомобиля в данном случае составляет 15-80 мА при полностью выключенных и обесточенных штатных приборах.

Как измерить ток утечки мультиметром?

Схема подключения мультиметра для измерения тока утечки

Для измерения утечки тока из АКБ вашего автомобиля вам потребуется три вещи – мультиметр, ключ на 10 и резиновые перчатки. Порядок действий следующий:

  1. заглушите авто, выключите всю электронику в салоне (все лампочки в салоне, багажнике, бардачке, прикуриватель, магнитолу);
  2. выньте ключи из зажигания, опустите стекла (чтобы был доступ в салон без ключа);
  3. закройте все двери.
  4. подождите минут 10-15 пока обнулится все статическое напряжение в электросети.
  5. откройте капот и при помощи ключа скиньте минусовую клемму с АКБ.
  6. установите мультиметр в режим измерения тока и подключите один щуп к минусу аккумулятора, а второй к клемме, прибор должен показать вам определенное значение – это и будет ток утечки АКБ.

Важно: Не подключайте мультиметр к плюсу обоими щупами. Это может привести к короткому замыканию и перегоранию предохранителя мультиметра.

Поиск и устранение утечки

Поиск и устранение утечки

Если значение, полученное в процессе измерения, превышает 80 мА, то утечка серьезная и нуждается в устранении. Если же проблема не была выявлена, то стоит также провести диагностику генератора подобным образом. Для этого:

    – глушим двигатель, скидываем обе клеммы с аккумулятора и подключаем черный щуп к минусу, красный к плюсу, при этом прибор должен выдать показания от 12.5 до 12.9 вольт при полностью заряженной, исправной и свежей батарее.
  • Затем возвращаем клеммы на место, заводим двигатель и включаем обогрев стекла, климат-контроль, габаритные фонари для дополнительной нагрузки на генератор.
  • Подключаем щупы к АКБ (красный – плюс, черный – минус) и снимаем показания. В идеале должно быть примерно 13 -13.3 вольт, однако в зависимости от нагрузки пиковое напряжение может достигать отметки в 14.3 вольт.

Если напряжение не поднимается выше 12.8 вольт, то скорее всего неисправность кроется здесь. В таком случае самым правильным будет обратиться в сервисный центр, где вам проведут полную диагностику и предложат либо отремонтировать генератор (диодный мост или стертые щетки), либо заменить, если ремонт нецелесообразен.

В случае когда ток на генераторе находится в заданном диапазоне и аккумулятор показывает корректное напряжение, причина почти наверняка кроется в самой электросети.

Отчего возникает ток утечки?

Как правило, если двигатель не запускается нужно поменять аккумулятор. В 90 % случаев изношенная АКБ является причиной того, что ваш автомобиль упорно не желает заводиться с утра. Ну а если все-таки запускается, но плохо и работает с перебоями на холостых, то причина в свечах зажигания, но это отдельная история.

Однако если вы удостоверились, что аккумулятор исправен (при помощи мультиметра), но проблема имеется то причину нужно искать в подключенных электроприборах.

Плохой контакт клемм АКБ - одна из причин ее быстрого разряда

Даже в выключенном состоянии магнитола потребляет определенное количество энергии, поэтому за ночь она может существенно просадить аккумулятор. За один день — это не будет очевидно, но, если автомобиль простоит 4-5 дней без движения, то есть высокая вероятность что он не заведется.

Другой не менее распространенной причиной утечки тока из АКБ является грязная окислившаяся или поврежденная электропроводка. Чаще всего это происходит при внештатном подключении электроприборов – провода располагаются неправильно и либо греются (отчего происходит расплавление изоляции и как следствие короткое замыкание при контакте с корпусом авто) либо загрязняются, окисляются и начинают давать сбои в электросети.

Важно: Если вы в процессе диагностики выявили, что это все-таки генератор, то лучше всего будет его заменить, поскольку зачастую это гораздо выгоднее нежели ремонтировать изношенный агрегат.


Однако если вы проверили все системы, и проблема не найдена, то стоит посетить СТО обратиться к автоэлектрику, который проведет полный технический осмотр электросети автомобиля, проверит правильность подключения сигнализации, магнитолы или штатных электроприборов.

Чем грозит утечка тока из АКБ?

Если у вас наблюдается данная проблема, но она не критична (например, вы используете автомобиль каждый день и батарея не успевает просесть за ночь), то затягивать с поездкой на сервис не стоит, потому что это достаточно серьезная неисправность, которая может вылиться в лучшем случае в короткое замыкание, которое сожжет все предохранители, а в худшем может привести к возгоранию вашего транспортного средства.

Однако, если вы не можете обратиться в СТО есть пара простых правил, как сохранить заряд в АКБ и завести ваш авто в любом случае.

Вот, лишь некоторые из них:

Эти нехитрые способы позволят вам завести двигатель, даже если у вас наблюдается значительная утечка тока из АКБ. Ток утечки аккумулятора автомобиля – норма от 15 до 80 миллиампер.

Подводя итог


Как проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля с помощью мультиметра? Точной инструкции действий не существует. Вне зависимости от того, почему происходит утечка заряда. Не стоит оставлять без внимания эту проблему, даже если у вас все в порядке. Для спокойствия и уверенной эксплуатации автомобиля приобретите мультиметр, пусковые провода и комплект автомобильных ключей.

Эти недорогие приспособления помогут вам существенно сэкономить в время, нервы и финансы, так как любая проблема проще всего решается, если знать о ней заранее. Периодически проверяйте АКБ и генератор, и вы не попадете в ситуацию, когда нужно срочно завести автомобиль, а это невозможно по определенным техническим причинам. Удачи на дорогах и не забывайте о Правилах дорожного движения.


Если аккумулятор вашего авто регулярно разряжается в течение относительно непродолжительной стоянки (за ночь), и вы уже проверили саму батарею и уверены в её качестве, то, значит, имеет место самопроизвольная утечка тока.

Такое положение дел однажды приведёт к тому, что батарея будет не в состоянии прокрутить стартер. При глубоком же разряде АКБ произойдёт сульфатация пластин, и источник тока придётся утилизировать.

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром или другими доступными средствами, расскажем ниже.

Принцип подключения потребителей к бортовой сети авто


Электрическая схема подключения фар

Для того, чтобы не вести поиск неисправности вслепую, возьмём для наглядности схему, представленную на рисунке выше.


Перед проверкой утечки тока мультиметр ставят в режим амперметра

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

Прежде всего, нужно констатировать сам факт утечки. Для того, чтобы выявить и замерить утечку тока в автомобиле мультиметром, нужно подключить прибор, установленный в режим амперметра, между положительной клеммой, отсоединённой от АКБ, и соответствующим выводом батареи. Наличие тока в данном случае будет свидетельствовать об утечке.

Допустимый максимальный ток утечки для легкового автомобиля составляет 75 – 80 мА (1мА = 0,001 А). На иномарках эта цифра ниже в два раза (примерно). Норма утечки тока для отечественного легкового автомобиля колеблется в пределах от 15 до 50 мА.

Для того, чтобы вы имели наглядное представление о величинах токов, протекающих в различных цепях авто, можете сопоставлять их значения, сравнивая их с потреблением электроэнергии каким-нибудь привычным прибором – например, лампочкой.


Сделать это несложно. Допустим, обычная лампа габаритов передних фар или повторителей указателей поворота имеет мощность 4 Вт. Следовательно, ток, протекающий через её спираль, будет равен приблизительно 0,33 А – то есть 330 мА. Это нетрудно вычислить по исходной формуле, известной из школьной физики: Р = UI, где P – мощность в ваттах, U – напряжение в вольтах, I – сила тока в амперах.

Кроме того, следует учитывать средние значения тока, которые необходимы для функционирования охранной сигнализации и устройств, для которых нежелательно отключение питания. Это устройства, имеющие оперативную память – контроллер (ЭБУ) впрыскового двигателя, магнитола и т.п. Суммарный ток, ими потребляемый, составляет 20 – 40 мА.

Как найти утечку тока в автомобиле


Концевой выключатель в дверке автомобиля

Косвенными признаками возможной утечки через сигнализацию могут быть грязь на концевых выключателях, их малый ход включения-выключения; также может быть замыкание в самом модуле из-за влаги, попавшей внутрь корпуса. Модуль в таком случае можно аккуратно вскрыть и обильно смочить спиртом – так, чтобы грязь и вода стекли с платы. Разумеется, эту процедуру необходимо производить при снятой клемме АКБ. Если нет спирта, можно воспользоваться средством вроде WD 40, но учтите, что в дальнейшем на плате может образоваться слой грязи – из-за налипшей пыли.

Если вы не обнаружили утечки через дополнительное оборудование, приступайте к проверке штатной бортовой сети автомобиля. Проще всего проверку осуществлять, замеряя ток между контактами, предназначенными для предохранителя в монтажном блоке – можно изготовить самодельный адаптер из перегоревшего предохранителя, для подключения щупов мультиметра. Действуйте так же – методом исключения, проверяя различные цепи поодиночке.

Устранение утечки тока в автомобиле

Поэтому способ, каким можно устранить утечку тока в автомобиле, приходится выбирать в зависимости от причин – изолировать провода, удалять грязь, просушивать воду. Кроме того, можно сразу и предпринять меры, благодаря которым ситуация не повторится – где надо, можно защитить провода от перетирания или перегрева, надев на них шланги подходящего диаметра, предотвратить попадание воды в приборы.

Читайте также: