Как разобрать генератор газель

Обновлено: 05.07.2024

1. нужно снять шланг или трубу (не знаю, как правильно называется) подачи воздуха в двигатель

2. Снимаем разъем датчика дмрв

3. Теперь нужно снять ремень. Берем ключ на 15 и вешаем его болт ролика натяжителя. И тянем по часовой стрелке вверх, скидываем ремень. Но чтобы удобно было подлезть, для начала нужно скинуть железную панель, но это, я думаю и так все знают.

4. Когда скинули ремень, можно начать снимать генератор. Генератор крепится в двух местах. Откручиваем верхнее крепление головкой на 13.

5. Теперь необходимо открутить нижнее крепление. Я делал это снизу, снизу мне удобнее. У меня защиты картера нет, как подбираться к этому болту сверху, я не знаю, т.к. не пробовал. Там не просто болт, там длинная шпилька. Для того чтобы её открутить необходим 1 накидной ключ на 17, и головка тоже на 17 с удлинителем, я также использовал карданчик. Все открутилось легко.

6. Когда открутил шпильку, нужно её вытащить, но это невозможно, так как мешает ролик натяжителя. Нужно снять не только ролик, а всю конструкцию целиком. Снимается она ключом на 17, там идут 2 гайки, снимать его нужно тоже снизу.

7. Когда сняли ролик натяжителя, можно вылезать из-под машины и вытаскивть гену. Там идут еще две клемы, с одной скидываем фишку, со второй откручиваем гайку на 10. Защитный кожух может не отлипать, так как от времени прикипел и высох.

8. Когда гена на столе, нужно снять с него черный защитный кожух, открутив гаечки.

9. Сняв защитный кожух, мы видим щетки, которые встроены в регулятор напряжения.

10. Откурчиваем две гайки и 1 винтик. Снимаем щетки и ставим новые

Своих фотографий не сделал, поэтому показываю всё на фото из инета. Но так даже нагляднее. Надеюсь, что ничего не забыл.

Гайки крепления кронштейна гене­ратора (для наглядности показаны на снятом двигателе)

и вынимаем болт с прижимной скобой. Снимаем кронштейн с генератором со шпилек и, повернув генератор ко­жухом вверх.

отсоединяем колодку провода от вывода D генератора.

Вынимаем генератор из моторного отсека.

При необходимости отворачиваем гайки болтов нижнего крепления генератора и снимаем кронштейн с ге­нератора. Устанавливаем генератор в обрат­ной последовательности. Регулируем натяжение ремня при­вода генератора и насоса охлаж­дающей жидкости.

Учитывая то, что мощность штатного генератора не ахти, ремонтопригодность в условиях села и поля ниже плинтуса, а так же его достаточную капризность… короче хотелось его поменять. В итоге посидев подумав, посчитав сколько будет стоить перебрать родной геныч, я решил ставить НОВЫЙ. Ну и мощность надо бы по максимуму с перспективой на лебёдки, музычки и прочие радости.

Возможные неисправности

К основным неисправностям генератора можно отнести следующие: нарушение целостности проводов зарядной цепи, выход из строя подшипников, повреждение диодного моста, замыкание витковой обмотки статора, поломку регулятора напряжения, износ токосъемных колец, чрезмерный износ щеток.


К механическим повреждениям можно отнести износ и повреждение подшипников качения, пружин, нарушение целостности корпуса, шкива и ремня привода.

К неисправностям, которые называются электрическим, можно причислить обрыв обмотки статора, трещины и износ щеток, поломку реле-регулятора, подплавление изоляционного покрытия витков, межвитковые замыкания.

При любом из этих видов поломок генератор автомобиля не в полной мере выполняет свои функции или же полностью выходит из строя, что сказывается на работе всех электронных приборов и двигателя в целом.

Газель генератор и его неисправность. Установка генератора на газели. Как поменять генератор на Газель?

Электрооборудование этого транспортного средства изготовлено по однопроводной схеме: отрицательные клеммы для устройств и оборудования подключены к земле. Кузов и другие механизмы автомобиля, которые играют роль второго привода. Бортовая сеть Газель рассчитана на 12 В постоянного тока. Выключатель зажигания, состоящий из контактного привода и противоугонной блокировки, используется для активации электронной схемы. В офисе, когда двигатель не работает, наш клиент остается потребителем электроники для снятия энергии с аккумулятора, а когда двигатель работает, питание подается от генератора генератора. Хотя пункт работает. батарея заряжается, а печатная плата питается от двух предохранителей.

Цепь освещения снабжена предохранителем на 40 А, а вспомогательная цепь устройства. предохранитель 60 А. Они расположены в блоке предохранителей под капотом. Также все потребительские цепи защищены дополнительными предохранителями с наименьшим рабочим током. Они расположены под приборной панелью со стороны водителя.

Генератор Газель представляет собой синхронную трехфазную электрическую машину возбуждения, предназначенную для преобразования вращательного движения в электронную энергию. Автомобиль оснащен моделями 2502.3771 или 9422.3701, мощность которых составляет около 1000 Вт. Установка генератора на газели в кустарных условиях осуществляется путем монтажа кронштейна с правой стороны блока. Его привод выполнен коническим ремнем с храповым механизмом коленчатого вала. Он соединен со встроенным стабилизатором напряжения Ya212A11E, который поддерживает выходное напряжение в этом режиме работы.

Если генератор Газель не работает, все электрические устройства сломаны и аккумулятор не заряжается. Специальный индикатор на приборной панели информирует о поломке этой части водителя. При такой неисправности двигатель запускается и двигается автомобильные темы Не менее вероятно, к сожалению, до полной разрядки аккумулятора. Нереально вести такой автомобиль обычным способом.

К основным неисправностям генератора относятся следующие: нарушение целостности проводов зарядной цепи, повреждение подшипников, повреждение диодного моста, замыкание обмотки статора, выход из строя регулятора напряжения, износ скользящих колец, избыточный износ кисти.

Генератор Газель, как и любой автомобильный механизм, содержит как механические, так и электронные повреждения. Поэтому метод ремонта и виды операций различны.

Демонтаж штатного генератора на Газели Бизнес

При выявлении неисправности генератор на Газели Бизнес придется демонтировать. К счастью данная процедура не является сложной и может выполняться одной парой рук в домашних условиях. Для обслуживания понадобится только набор гаечных ключей, пара из шлицевой и крестовой отверток, а также пассатижи и изоляционный материал.

Демонтаж генератора на Газели Бизнес состоит из следующих действий:

  1. В первую очередь открываем капот автомобиля и обесточиваем электропитание. Для этого необходимо откинуть обе клеммы от аккумулятора;
  2. Далее отсоединяем провода, ведущие к устройству. Силовые провода перед демонтажем обязательно требуется снять с фиксирующих болтов;
  3. Затем находим натяжное устройство и аккуратно ослабляем приводной ремень, после чего производит его снятие и извлечение. На данном этапе стоит обратить внимание на состояние детали и при необходимости заказать новый ремкомплект – наличие повреждений на ремне может привести к его разрыву и повреждению натяжного устройства, а также самого генератора;
  4. Теперь находим кронштейн, фиксирующий генератор и откручиваем все фиксирующие соединения. В завершение процедуры производим демонтаж генератора.



В случае установки нового генератора просто производим монтаж устройства по данной инструкции в обратном порядке.

Процесс снятия

При выходе из строя щеток провести их замену не составит особого труда.


Необходимо лишь выкрутить два шурупа крепления щеток и снять их с корпуса. Но при более серьезных неисправностях элемент подлежит разборке и детальному анализу неисправностей.

Разборка

Итак, для начала необходимо снять с корпуса пластиковую защитную крышку. Затем открутить блок щеток и регулятор напряжения, предварительно отсоединив от него проводку. Далее следует выкрутить четыре стяжных шпильки корпуса генератора и демонтировать крышку корпуса совместно со статором. Затем, отсоединив клеммы обмотки от диодного моста, нужно снять статор, а при надобности и сам диодный мост.


Далее снимаем с вала приводной шкив и крышку с подшипником ротора.

Осуществить процесс диагностики деталей генератора можно при помощи измерительных приборов: Э236 или специальной контрольной лампочки.

Генератор Газель БИЗНЕС 90А

генератор газель бизнес


Электрическая машина Газель БИЗНЕС 90А Двигатель УМЗ 4219-4213-4216. Шкив генератора — под клиновидный ремень шириной 8х8,5 мм.

На самом деле на фото выше генератор Газель Бизнес 3282.3771. Это разумеется электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением. Устройство к тому же трёхфазное, со встроенным выпрямительным ограничительным блоком. Машина в частности снабжена регулятором напряжения. Соответственно машина предназначена только для работы в качестве источника генерации электрической энергии. Хотя подключена она параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобилей ГАЗ, УАЗ. Которые в свою очередь оборудованы двигателями семейства УМЗ-4219, УМЗ-4213 и Газели с двигателями УМЗ-4216.

Электрическая машина Газель 4216

Цена 4000 руб.

Проверка состояния деталей

Щетки генератора не должны иметь сколов и трещин, при нажатии на них пальцем руки они должны беспрепятственно утопать в каналах щеткодержателя, а под воздействием пружины возвращаться в исходное положение.


Длина щеток не должна быть менее 4 мм, а при наличии сильного износа их заменяют новыми.

Статор проверяют на наличие замыкания витковых обмоток на корпус.


Это осуществляется путем подсоединения одной клеммы контрольной лампочки к корпусу, а вторую поочередно подсоединяют к одному из трех выводов витков. При этом, если имеется наличие факта замыкания на корпус, контрольная лампочка загорится. Обнаружив такой вид неисправности, ее устраняют или же полностью заменяют статор.

Для проверки статора на наличие замыкания между витками контрольную лампу поочередно подсоединяют к двум выводам обмоток. При этом если лампочка загорится, то обрыва витков нет.

Выпрямительный блок генератора следует очистить от пыли и грязевых отложений. Далее следует осуществить проверку диодов, используя контрольную лампу. Из-за того, что диоды различной полярности размещены в каждой секции, проверку таковых осуществляют при различной полярности подключения аккумулятора. В том случае, если обнаружен неисправный диод, выпрямительный блок заменяется.

Проверка генератора после ремонта

Установка динамо на двигатель

Монтаж на двигатель осуществляется с соблюдением определенного технологического процесса.

Сначала выкручиваем крепежные гайки кронштейнов генератора к картеру. Далее устанавливаем динамо и закрепляем передний крепежный болт. Затем передвигаем передний кронштейн и добиваемся соосности храповика коленвала с приводным маховиком детали и приводом помпы. Перемещая кронштейн, добиваемся устранения зазора между петлей генератора. Устанавливаем задний болт крепления и прочно закручиваем крепежные гайки кронштейнов к картеру двигателя. Далее надеваем ремень привода на шкивы и натягиваем его при помощи натяжительной скобы. Осуществляем контрольную проверку затяжки всех резьбовых соединений. Подключаем деталь к электросети авто и надеваем клеммы на аккумулятор.

Потому решить подобный вопрос не составляет особого труда, и к тому же сам процесс занимает небольшое количество времени. Можно ощутимо сэкономить на услугах автомеханика.

Проверка генератора на автомобиле

Установив деталь на место, необходимо запустить двигатель автомобиля. Далее нужно включить максимальное количество электроприборов, имеющихся в наличии в вашем транпортном средстве (вентилятор обогревателя салона, дворники, автомагнитолу, освещение салона) и включить свет фар. При этом даже на холостых оборотах двигателя напряжение в бортовой сети должно составлять 13,8 В. При таком показателе эксплуатация авто не будет доставлять никаких проблем.

Снимаем генератор ГАЗель

Чтобы проводить ремонтные операции, следует знать, как правильно снять генератор на ГАЗели, ничего при этом не поломав. Прежде всего, потребуется обесточить автомобильные сети. Для этого с аккумулятора снимается отрицательная клемма. Затем специальным механизмом ослабляется ремень, после чего снимается. Только после этого откручиваются болты и можно снять генератор на ГАЗели.

Теперь потребуется разобрать деталь для определения проблемы. Для этого с корпуса снимается защитная крышка и откручивается блок щёток. Отсоединив проводку, обесточивают регулятор напряжения, после чего его также снимают. Крышка корпуса демонтируется одновременно со стартёром. Затем отсоединяются с диодного моста клеммы, а при необходимости снимается сам мост. Чтобы проверить генератор на ГАЗели, можно использовать контрольную лампочку либо специализированный прибор измерения.

Для того чтобы убедиться в неисправности регулятора напряжения – отключаем, все потребители кроме габаритного света и замеряем напряжение при 1000…1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,5…14,2 В.

Проверка исправности регулятора напряжения

Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам.

При этом контрольная лампа должна гореть.

Если контрольная лампа не горит, регулятор напряжения необходимо заменить.

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Регулятор напряжения выполнен в едином корпусе со щеткодержателем.

Отключаем аккумуляторную батарею.

Отсоединяем провода от выводов генератора, снимаем штекер со штепсельного вывода генератора.

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Снимаем штекерную колодку с вывода регулятора напряжения.

Короткой отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора к генератору

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Снимаем регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем

Устанавливаем новый регулятор в обратной последовательности.

Проверка исправности щеток и щеткодержателя

Проверка исправности щеток и щеткодержателя

Щеткодержатель с изношенными щетками заменяем в сборе.

Проверка и замена щеток и регулятора напряжения автомобиля с двигателем типа ЗМЗ-402

На автомобили с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 устанавливают генераторы 16.3701 или 191.3701, неоснащенные встроенным регулятором напряжения.

Эти генераторы работают совместно с выносным транзисторным регулятором напряжения типа 13.3702-01 или 50.3702, имеющим электронную защиту от короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора.

Регулятор установлен в подкапотном пространстве и прикреплен к брызговику моторного отсека двумя гайками.

Регулятор обеспечивает напряжение зарядки аккумуляторной батареи 13,4 - 14,7 В при частоте вращения генератора 2800 - 12 000 мин -1 , соответствующей частоте вращения коленчатого вала двигателя 1400 - 6000 мин-1, нагрузке 5 - 40 А и температуре от -20 до +80 °С.

Не следует подключать дополнительные потребители электроэнергии к цепи питания обмотки возбуждения генератора, так как в этом случае напряжение генератора сильно возрастает.

1. Перед проверкой регулятора напряжения проверьте состояние проводов и надежность соединений между генератором, регулятором напряжения и аккумуляторной батареей.

Следует учесть, что отсутствие зарядного тока может быть вызвано срабатыванием схемы защиты регулятора при коротком замыкании в цепи обмотки возбуждения генератора. При устранении короткого замыкания работа регулятора напряжения восстанавливается.

2. Регулятор напряжения можно проверить на автомобиле. Для этого нужен вольтметр постоянного тока с пределом измерения до 20 - 30 В и ценой деления 0,1 - 0,2 В.

Пустите двигатель и, поддерживая частоту вращения коленчатого вала двигателя 1700-2000 мин -1 , включите ближний свет фар. При этом сила тока зарядки по амперметру должна быть не более 10 А.

Если амперметр показывает силу зарядного тока выше 10 А, выключите ближний свет фар и габаритные огни.

Замена регулятора напряжения генератора

Замена регулятора напряжения генератора

1. Отсоединяем штекерную колодку от регулятора напряжения.

Снимаем и заменяем регулятор. Новый регулятор устанавливаем в обратной последовательности.

Снятие и проверка щеток генератора

1. Отключаем аккумуляторную батарею.

Снятие и проверка щеток генератора

Снятие и проверка щеток генератора

2. Отсоединяем штекерную колодку от щеткодержателя.

3. Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления щеткодержателя

Снятие и проверка щеток генератора

4. Снимаем щеткодержатель. Новый щеткодержатель устанавливаем в обратной последовательности

Снятие и проверка щеток генератора

Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе. Если щетки заклинило, выньте два крепежных винта и снимите крышку щеткодержателя.

Очистите щетки и прочистите отверстия в щеткодержателе. Если не удается добиться требуемого результата, замените щеткодержатель в сборе или щетки


Первоначальную экспресс-проверку генератора можно выполнить непосредственно на автомобиле.

На автомобили с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 устанавливают генераторы 16.3701 или 191.3701, неоснащенные встроенным регулятором напряжения. Эти генераторы работают совместно с выносным транзисторным регулятором напряжения типа 13.3702-01 или 50.3702, имеющим электронную защиту от короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора.

Работу удобнее выполнять вдвоем.

1. Для проверки цепи возбуждения генератора отсоединяем соединительную колодку от регулятора.

Видео (кликните для воспроизведения).

На двигатели семейств ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 устанавливают генераторы 9422.3701 или 5122.3771 со встроенными интегральными регуляторами напряжения.

Для того чтобы убедиться в неисправности регулятора напряжения – отключаем, все потребители кроме габаритного света и замеряем напряжение при 1000…1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,5…14,2 В.

Проверку диодов выпрямительного блока и дополнительных диодов см. Генератор 9422.3701 ГАЗ-2705

Выпрямительный блок при выходе из строя его элементов рекомендуем менять в сборе. Допускается замена отдельных диодов, однако потребуется их перепрессовка в держатель – операция, требующая аккуратности и навыка.

Работоспособность генераторного устройства в первую очередь отражается на работе всего электрооборудования в автомобиле. Этот узел состоит из множества частей, поэтому даже поломка одной детали может стать причиной неработоспособности целого агрегата. Как правильно обслуживать генератор Газель, что нужно знать о диагностике и как правильно поменять щетки? Об этом мы расскажем ниже.

Автомобили Газель 402 и 406 оснащаются генераторными установками, представляющими собой синхронный трехфазный электродвигатель с электромагнитным возбуждением. Назначение этого устройства заключается в преобразовании вращательного движения в электроэнергию, которая впоследствии питает аккумулятор и все электрооборудование авто. Газели Бизнес или Cummins оборудуются генераторными установками моделей 2502.3771 либо 9422.3701, параметр их мощности составляет в районе 1000 Вт.

Вкратце о технических характеристиках устройства:

  • в агрегате реализовано правое направление вращения вала;
  • уровень напряжения, выдаваемого устройством, составляет 14 вольт;
  • значение максимального тока составляет 72 ампера;
  • возбуждение агрегата при температуре воздуха 25 градусов составляет 1400 оборотов в минуту;
  • при частоте вращения 1800 оборотов в минуту генераторный узел сможет отдавать не более 40 ампер тока, при 5000 — около 70 ампер;
  • значение сопротивления в обмотке возбуждения при температуре воздуха 35 градусов составляет около 2.3-2.7 Ом;
  • в устройстве используются щетки марки М1;
  • число вспомогательны диодных элементов составляет 3, а силовых ограничителей для них — 6.

Что касается принципа действия, то он основан на электромагнитной индукции. В частности, когда магнитный поток проходит через установленную внутри медную катушку, на ее выводах появляется напряжение. Значения напряжения пропорционально скорости, с которой данный поток меняется. Затем необходимо, чтобы этот поток прошел через катушку, это позволит ему преобразоваться.

В качестве источника переменного поля используется роторное устройство, которое состоит из вала, контактных колец, а также полюсной системы. Не менее важным компонентом является и статор, который используется для формирования переменного тока. Последний конструктивно состоит из обмотки, а также сердечника.

Основные нюансы технического обслуживания:

Рассмотрим процесс диагностики на примере двигателя ЗМЗ-402, процедура проверки должна осуществляться с помощником:

По каким признакам можно определить неправильную работу генераторной установки:

  • пропадает зарядка на устройстве;
  • нехватка заряда, оборудование не может питаться нормально током;
  • в бортовой сети образуется слишком высокое напряжение, составляющее больше 14.7 вольт;
  • сам агрегат стал работать слишком шумно.

В соответствии со схемой подключения, процедура замены щеток выглядит следующим образом:

  1. Сначала отключаются клеммы АКБ.
  2. Далее, нужно отключить разъем от щеткодержателя.
  3. Используя отвертку с плоским наконечником, нужно выкрутить два болта, фиксирующих крепление держателя.
  4. Затем сам держатель можно демонтировать и проверить выступ щеток из него. Если выступ меньше 8 мм, то сам держатель либо щетки подлежат замене. Процедура установки осуществляется в обратной последовательности. Также необходимо убедиться в том, что щетки без проблем перемещаются по держателю.

Что касается замены ремня, то эта процедура также не особо сложная, выполняется она следующим образом:

  1. Сначала вам потребуется гаечный ключ на 12, им необходимо ослабить затяжку винта, фиксирующего натяжной ролик. Могут возникнуть трудности из-за расположенного рядом радиатора. Если радиатор вам мешает, то его можно снять.
  2. Далее, необходимо ослабить натяжку ремешка, для этого, используя гаечный ключ на 10, нужно провернуть винт натяжного ролика против часовой стрелки.
  3. После выполнения этих действий сам ремень можно снять со шкива.
  4. Затем производится установка нового ремешка. При помощи гаечного ключа надо вращать винт ролика до того момента, пока прогиб ремешка составит 15 мм под нагрузкой 8 кгс. При этом сама нагрузка должна быть приложена к центру ветви привода, то есть между шкивами генераторного устройства и насоса. Если натяжка вас устраивает, то нужно затянуть винт, который крепит ролик.

Чтобы поменять подшипниковые элементы, нужно выполнить такие действия:

  1. Сначала сама генераторная установка снимается с автомобиля.
  2. Далее, с корпуса агрегата надодемонтировать пластмассовую крышку.
  3. После этого выкручивается щеткодержатель с реле регулятора, перед этим от него нужно отключить разъем с проводами.
  4. Затем следует будет снять четыре стяжных шпильки корпуса агрегата, а также крышку вместе со статорным механизмом.
  5. Далее, отключаются клеммы обмотки от диодного моста, демонтируется статор, а если нужно, то и сам мост.
  6. Теперь с вала можно демонтировать приводной шкив, а также крышку с подшипниковым устройством. Сам подшипник запрессован, поэтому он извлекается с помощью специального съемника. Установка подшипника производится путем его запрессовки, сборка осуществляется в обратном порядке.

Как своими руками произвести проверку и ремонт агрегата — в ролике ниже представлена подробная инструкция с обозначением основных моментов этого процесса (автор видео — 13 канал).

От работоспособности источника энергии зависит очень многое – с неисправным генератором автомобиль эксплуатировать невозможно.

Генератор на автомобилях Газель – это синхронная трехфазная электромашина, в обмотках возбуждения которой вырабатывается электрический ток. Ротор (якорь) вращается в корпусе и находится внутри постоянного магнитного поля, которое создается статором (обмоткой). Электричество здесь вырабатывается следующим образом:

  • с запуском двигателя от коленчатого вала через приводной ремень движение передается на шкив генераторной установки;
  • вместе со шкивом начинает вращаться ротор, между статорной и якорной обмоткой возникает магнитное поле;
  • за счет электромагнитной индукции вырабатывается ЭДС, появляется переменный ток;
  • диодный мост, состоящий из диодов разной полярности, выпрямляет электрический ток, делая его постоянным;
  • затем ток с коллектора ротора передается на щетки и подается на реле-регулятор;
  • регулятор ограничивает напряжение, обеспечивая безопасную работу потребителей.
  • корпуса, он из двух половинок – алюминиевых передней и задней крышки;
  • неподвижной обмотки – статора;
  • вращающегося вала – ротора (якоря);
  • шкива и крыльчатки;
  • диодного (выпрямительного) моста;
  • двух подшипников, на которых вращается якорь;
  • щеточного узла;
  • реле-регулятора (регулятор напряжения).

Генераторы бывают разными по мощности, и способны вырабатывать разный по величине ток. Стандартный источник тока рассчитывается с небольшим запасом по мощности, но здесь не берется во внимание дополнительное потребление электроэнергии. Дополнительными потребителями энергии могут быть:

  • электростеклоподъемники;
  • электроантенна:
  • аудиосистема;
  • кондиционер;
  • дополнительный вентилятор охлаждения в салоне;
  • дополнительный моторчик печки.
  • у такой электрической машины более высокая цена;
  • габаритный узел не всегда может подойти по размерам.

Генератор, как и любая другая деталь в автомобиле, имеет свойство ломаться, всего существует несколько видов неисправностей:

Причин возникновения шума может быть несколько:

  • изношены или установлены дефектные подшипники;
  • имеет дефекты приводной ремень;
  • натяжка ремня слабая, и поэтому возникает свист;
  • крыльчатка задевает за ремень или корпус генератора;
  • поврежден шкив;
  • открутился генераторный крепеж.

Если напряжение в бортовой сети автомобиля выше допустимой нормы, причина неисправности здесь одна – вышел из строя реле регулятор. По этой же причине может быть и недозаряд – регулятор напряжения не справляется со своими функциями.

Если зарядки не хватает, или она полностью отсутствует, причин возникновения таких неполадок может быть несколько:

  • изношены щетки в щеточном узле;
  • присутствуют обрывы или замыкание в обмотке якоря;
  • эти же самые дефекты имеются в статорной обмотке;
  • неисправен диодный мост.

На автомобилях Газель генераторный ремень приводит в движение генератор, тем самым обеспечивая вращение ротора, за счет чего вырабатывается необходимый для бортовой сети электроток. Различные модели двигателей комплектуются разными типами и размерами ремней:

  • ЗМЗ-402 – зубчатый или гладкий поликлиновый ремень, размер – 10х1030 мм;
  • УМЗ-4216 – такого же типа, как и на моторе ЗМЗ-402, размер – 13х1040;
  • ЗМЗ-406 (405) с гидроусилителем руля – многоручейкового типа, длина – 1420 мм;
  • ЗМЗ-406 (405) без ГУР – многоручейкового типа, 1220 мм;
  • Chrysler – поликлинового типа, 1750 мм;
  • Cummins 2.8 – многоручейкового типа, 1226 мм.

В зависимости от модели двигателя и производителя генераторные ремни могут быть разными по цене, со временем они изнашиваются, и подлежат замене. Так как ременная передача обеспечивает еще вращение водяного насоса, при слишком сильной натяжке генераторного ремня появляется шум подшипников помпы и самого генератора. Очень слабую натяжку тоже делать нельзя:

  • пропадает зарядка;
  • слабо качает водяной насос, соответственно, начинает перегреваться двигатель;
  • появляется очень неприятный свист ремня.
  • ELDIX (Болгария);
  • ПРАМО-ИСКРА (город Ржев);
  • КЗАТЭ (старое название КАТЭК, Самара);
  • БАТЭ (Белоруссия).

Изображение - Ремонт генератора газель 406 своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Favtobrands.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2F3-27

В 2016 году генераторы на коммерческие автомобили ГАЗ в среднем стоят от 4000 до 9000 рублей, стоимость узла во многом зависит от завода-изготовителя, модели двигателя и мощности самого генератора. Наиболее дорогими являются детали для турбодизеля Cummins, цены на запчасти находятся в пределах от 8 до 15 тысяч рублей, наиболее дорогими являются детали оригинального производства. Генератор ЗМЗ-402 производства КЗАТЭ на 65 Ампер стоит относительно недорого – в среднем 4,5-5 тыс. руб.

Генераторный узел целиком на автомобиле меняют в следующих случаях:

  • если много деталей в устройстве требуют замены, и ремонт узла экономически не выгоден – проще и дешевле купить новый генератор;
  • нужно срочно ехать в рейс, и нет времени заниматься ремонтом;
  • новый генератор устанавливается, а старый ремонтируется и убирается про запас – он является резервным.

  • ставим автомобиль на ровную площадку, без ямы или автоподъемника в данном случае можно запросто обойтись;
  • обесточиваем электрическую цепь – снимаем клемму с аккумулятора (лучше массовую);
  • отворачиваем сзади генератора гайку крепления питающего провода (под ключ 10 мм);
  • вытаскиваем разъем генераторных щеток;
  • отворачиваем болт натяжной планки генераторного ремня (под ключ 12 мм);
  • придвигаем генератор руками сначала к движку, вынимаем генераторный ремень;
  • затем оттягиваем его от двигателя, раскручиваем болты с гайками (2 шт.) – крепления генераторного узла к кронштейнам;
  • демонтируем узел, ставим новый генератор, наживляя его на болты с гайками;
  • до конца крепеж не закручиваем, прижимаем генераторный корпус к двигателю, накидываем ремень;
  • с помощью воротка или монтировки производим натяжку ремня, затягиваем болт растяжки;
  • после произведенной натяжки ремня крепим до конца болты с гайками – они находятся теперь под генератором, и добраться до них уже несколько сложнее.

Чтобы закрепить генератор надежно, необходимо на болты установить по две гайки, и обязательно проложить между болтом и гайкой по граверу – на моторах ЗМЗ-402 (впрочем, как и на УМЗ-4216) крепеж от вибрации имеет склонность к откручиванию.

Изображение - Ремонт генератора газель 406 своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Favtobrands.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2F6-19

Если в генераторе изнашиваются подшипники, в генераторном узле появляется шум (гул). Некоторое время с таким шумом ездить можно, но нежелательно, а затягивать с ремонтом надолго нельзя – подшипники могут заклинить и сгореть. Меняются подшипники всегда на снятом генераторе, и чтобы произвести замену, генераторный узел необходимо разобрать. Подобную работу можно произвести самостоятельно, но следует учитывать, что подшипники запрессовываются, и для демонтажа их потребуется специальный съемник. Задний подшипник жестко напрессовывается на вал ротора, и без съемника здесь практически не обойтись.

В некоторых случаях в передней крышке корпуса подшипник закипает намертво, и в таком случае его легче заменить в сборе с крышкой.

Отключаем аккумуляторную батарею.
Снимаем брызговик двигателя (см. Снятие брызговика двигателя).
Ослабляем натяжение ремня…


Работоспособность генераторного устройства в первую очередь отражается на работе всего электрооборудования в автомобиле. Этот узел состоит из множества частей, поэтому даже поломка одной детали может стать причиной неработоспособности целого агрегата. Как правильно обслуживать генератор Газель, что нужно знать о диагностике и как правильно поменять щетки? Об этом мы расскажем ниже.

Технические характеристики и принцип работы генераторной установки

Автомобили Газель 402 и 406 оснащаются генераторными установками, представляющими собой синхронный трехфазный электродвигатель с электромагнитным возбуждением. Назначение этого устройства заключается в преобразовании вращательного движения в электроэнергию, которая впоследствии питает аккумулятор и все электрооборудование авто. Газели Бизнес или Cummins оборудуются генераторными установками моделей 2502.3771 либо 9422.3701, параметр их мощности составляет в районе 1000 Вт.


Вкратце о технических характеристиках устройства:

  • в агрегате реализовано правое направление вращения вала;
  • уровень напряжения, выдаваемого устройством, составляет 14 вольт;
  • значение максимального тока составляет 72 ампера;
  • возбуждение агрегата при температуре воздуха 25 градусов составляет 1400 оборотов в минуту;
  • при частоте вращения 1800 оборотов в минуту генераторный узел сможет отдавать не более 40 ампер тока, при 5000 — около 70 ампер;
  • значение сопротивления в обмотке возбуждения при температуре воздуха 35 градусов составляет около 2.3-2.7 Ом;
  • в устройстве используются щетки марки М1;
  • число вспомогательны диодных элементов составляет 3, а силовых ограничителей для них — 6.

Что касается принципа действия, то он основан на электромагнитной индукции. В частности, когда магнитный поток проходит через установленную внутри медную катушку, на ее выводах появляется напряжение. Значения напряжения пропорционально скорости, с которой данный поток меняется. Затем необходимо, чтобы этот поток прошел через катушку, это позволит ему преобразоваться.

В качестве источника переменного поля используется роторное устройство, которое состоит из вала, контактных колец, а также полюсной системы. Не менее важным компонентом является и статор, который используется для формирования переменного тока. Последний конструктивно состоит из обмотки, а также сердечника.


Особенности обслуживания

Основные нюансы технического обслуживания:

  1. Время от времени необходимо проверять натяжение ремня. Если ремень плохо натянут, это приведет к неэффективной работе установки. Напряжение в системе будет прыгать, в работе электрооборудования могут проявиться проблемы. Если же ремешок будет перетянут, это со временем приведет к его ускоренному износу.
  2. Также при проведении техобслуживания необходимо проверить крепление агрегата, а также регулятора напряжения. Если агрегат будет плохо закреплен, это приведет к воздействию вибраций на него, что, в свою очередь, также отразится на ресурсе эксплуатации.
  3. Помимо этого, периодически нужно очищать корпус агрегата от загрязнений, проверять состояние щеточного узла (для этого его нужно демонтировать). То же самое касается и давления пружин, а также контактных колес. Все обнаруженные неполадки необходимо своевременно устранять. Если есть возможность, также можно продуть с помощью сжатого воздуха внутренние поверхности устройства.
  4. Если речь идет о подготовке узла к зиме, то в рамках технического обслуживания нужно снимать устройство и диагностировать его техническое состояние в целом. Если нужно, агрегат разбирается, более тщательно проверяются его механизмы и обмотки. Все выявленные неполадки нужно обязательно устранять. А прежде чем осуществить сборку устройства, его также рекомендуется продуть сжатым воздухом, в частности, нужно уделить внимание ротору. В подшипниковых элементах лучше заменить смазочный материал, для этого демонтируется защитное кольцо, а сама деталь промывается.
    Что касается непосредственно смазки, то она заполняется примерно на 70% от общего объема, после чего устройство собирается. В закрытые подшипники смазочное вещество добавлять не нужно (автор видео — канал prosto gazelle).

Диагностика узла

Рассмотрим процесс диагностики на примере двигателя ЗМЗ-402, процедура проверки должна осуществляться с помощником:

Возможные неисправности и способы их устранения

По каким признакам можно определить неправильную работу генераторной установки:

  • пропадает зарядка на устройстве;
  • нехватка заряда, оборудование не может питаться нормально током;
  • в бортовой сети образуется слишком высокое напряжение, составляющее больше 14.7 вольт;
  • сам агрегат стал работать слишком шумно.

Процедура замены щеток

В соответствии со схемой подключения, процедура замены щеток выглядит следующим образом:

  1. Сначала отключаются клеммы АКБ.
  2. Далее, нужно отключить разъем от щеткодержателя.
  3. Используя отвертку с плоским наконечником, нужно выкрутить два болта, фиксирующих крепление держателя.
  4. Затем сам держатель можно демонтировать и проверить выступ щеток из него. Если выступ меньше 8 мм, то сам держатель либо щетки подлежат замене. Процедура установки осуществляется в обратной последовательности. Также необходимо убедиться в том, что щетки без проблем перемещаются по держателю.

Нюансы замены ремня

Что касается замены ремня, то эта процедура также не особо сложная, выполняется она следующим образом:

  1. Сначала вам потребуется гаечный ключ на 12, им необходимо ослабить затяжку винта, фиксирующего натяжной ролик. Могут возникнуть трудности из-за расположенного рядом радиатора. Если радиатор вам мешает, то его можно снять.
  2. Далее, необходимо ослабить натяжку ремешка, для этого, используя гаечный ключ на 10, нужно провернуть винт натяжного ролика против часовой стрелки.
  3. После выполнения этих действий сам ремень можно снять со шкива.
  4. Затем производится установка нового ремешка. При помощи гаечного ключа надо вращать винт ролика до того момента, пока прогиб ремешка составит 15 мм под нагрузкой 8 кгс. При этом сама нагрузка должна быть приложена к центру ветви привода, то есть между шкивами генераторного устройства и насоса. Если натяжка вас устраивает, то нужно затянуть винт, который крепит ролик.


Как поменять подшипники самостоятельно?

Чтобы поменять подшипниковые элементы, нужно выполнить такие действия:

  1. Сначала сама генераторная установка снимается с автомобиля.
  2. Далее, с корпуса агрегата надодемонтировать пластмассовую крышку.
  3. После этого выкручивается щеткодержатель с реле регулятора, перед этим от него нужно отключить разъем с проводами.
  4. Затем следует будет снять четыре стяжных шпильки корпуса агрегата, а также крышку вместе со статорным механизмом.
  5. Далее, отключаются клеммы обмотки от диодного моста, демонтируется статор, а если нужно, то и сам мост.
  6. Теперь с вала можно демонтировать приводной шкив, а также крышку с подшипниковым устройством. Сам подшипник запрессован, поэтому он извлекается с помощью специального съемника. Установка подшипника производится путем его запрессовки, сборка осуществляется в обратном порядке.

Как своими руками произвести проверку и ремонт агрегата — в ролике ниже представлена подробная инструкция с обозначением основных моментов этого процесса (автор видео — 13 канал).

Эксплуатация автомобиля без генератора невозможна, так как он отвечает за бортовое электроснабжение и выработку электричества. Ремонт генератора ГАЗели относится к наиболее распространённым восстановительным работам у этих автомобилей. Неисправность этого узла легко определяется нарушением работы транспорта и постоянными разрядками аккумулятора. Это является основной причиной необходимости обращения в сервис. Самостоятельно отремонтировать генератор сложно, но при желании вполне реально.

Возможные неисправности и их причины

Основными проблемами генератора считаются:

Как другие механизмы транспорта, генератор ГАЗели обречён получать не только механические повреждения, но и электрические. Исходя из этого, способы устранения неисправностей отличаются. Механическими считаются повреждения пружин, также подшипников качели, ремня привода либо шкива и корпуса. К электрическим относятся поломка регулятора, обрыв обмотки в стартёре, подплавление изоляции, межвитковое замыкание, износ щёток.

Снимаем генератор ГАЗель

Чтобы проводить ремонтные операции, следует знать, как правильно снять генератор на ГАЗели, ничего при этом не поломав. Прежде всего, потребуется обесточить автомобильные сети. Для этого с аккумулятора снимается отрицательная клемма. Затем специальным механизмом ослабляется ремень, после чего снимается. Только после этого откручиваются болты и можно снять генератор на ГАЗели.

Теперь потребуется разобрать деталь для определения проблемы. Для этого с корпуса снимается защитная крышка и откручивается блок щёток. Отсоединив проводку, обесточивают регулятор напряжения, после чего его также снимают. Крышка корпуса демонтируется одновременно со стартёром. Затем отсоединяются с диодного моста клеммы, а при необходимости снимается сам мост. Чтобы проверить генератор на ГАЗели, можно использовать контрольную лампочку либо специализированный прибор измерения.

Устранение неисправностей

Обрыв либо послабление ремня привода

В этой ситуации потребуется поменять ремень генератора или его натяжка, которую легко осуществить, ослабляя гайку крепления, а натянув ремень, её закручивания. Регулировку натяжения выполняют, наклоняя сам узел от мотора в другом направлении. Зафиксировав в нужном положении агрегат, гайку затягивают. Чтобы облегчить поворот узла, потребуется ослабить гайку осевого крепления. При обрыве понадобится замена ремня генератора ГАЗели, для чего ослабляют гайки крепления, узел слегка наклоняют и надевают новый ремень.

Даже если ремень генератора нормально натянут, нужно пощупать, не капнула ли на него жидкость, антифриз либо моторное масло. Это приводит к проскальзыванию, что способствует нарушение нормальной передачи вращающего момента шкиву.

Износ щёток

Эти элементы способствуют снятию либо напротив подведению напряжения с роторных контактных колец. Изношенные щётки нарушают контакт с кольцами, что провоцирует пропадание зарядного тока генератора. Чтобы решить проблему, потребуется скинуть аккумуляторную клемму, вытащить из разъёма штекер и выкрутить шурупы крепления щёток. Изъяв неисправные элементы, их следует поменять на новые.

Повреждение обмотки возбуждения

Тут придётся разбирать извлечённый из машины генератор. Изначально с него снимаются щётки и откручиваются на корпусе гайки. Затем вытаскиваются крепёжные шпильки и разъединяются части стартёра, вытаскивая наружу ротор. Обнаружив обмотку, замеряют её сопротивление, параметры которого можно сверить с технической таблицей для определённой модели. Отклонения от нормы свидетельствуют о необходимости замены обмотки.

Проблемы диодного моста

Это один из уязвимых участков генератора, поэтому замену элемента или его восстановление следует проводить на изъятом из машины и полностью разобранном узле. Деталь осматривают для обнаружения отвалившихся контактов, нуждающихся в пайке. Если проблема только в этом, после припаивания деталь устанавливается обратно. Но если на диодах присутствуют следы горения, придётся целиком заменить мост, с установкой нового элемента.

Стоит отметить, что диоды способны проводить напряжение только в одном направлении. Нарушение этой функции означает неисправность полупроводника, и необходимость его замены. Для обнаружения проблемы придётся воспользоваться тестером, последовательно проверяя все диоды моста.

Это все проблемы, связанные поломкой генератора. Если их устранение не принесло результатов, то их решение придётся искать в других узлах.


Цепь осветительных приборов оснащена предохранителем на 40 А, а цепь дополнительного оборудования и механизмов – предохранителем на 60 А. Они размещены в блоке предохранителей, который установлен в подкапотном пространстве. Также цепи всех потребителей имеют защиту благодаря дополнительным предохранителям с меньшим токовым срабатыванием. Размещаются они под приборной панелью с водительской стороны.

Возможные неисправности

К основным неисправностям генератора можно отнести следующие: нарушение целостности проводов зарядной цепи, выход из строя подшипников, повреждение диодного моста, замыкание витковой обмотки статора, поломку регулятора напряжения, износ токосъемных колец, чрезмерный износ щеток.


К механическим повреждениям можно отнести износ и повреждение подшипников качения, пружин, нарушение целостности корпуса, шкива и ремня привода.

К неисправностям, которые называются электрическим, можно причислить обрыв обмотки статора, трещины и износ щеток, поломку реле-регулятора, подплавление изоляционного покрытия витков, межвитковые замыкания.

При любом из этих видов поломок генератор автомобиля не в полной мере выполняет свои функции или же полностью выходит из строя, что сказывается на работе всех электронных приборов и двигателя в целом.

Причины неисправностей

Обычная коррозия, износ и влага могут стать причиной разнообразных неисправностей. Поломки механического характера зачастую происходят по причине длительного использования транспортного средства и усталости материала, применения при изготовлении генератора материалов низкого качества, несоблюдении условий эксплуатации изделия и нарушении нормального рабочего режима, при влиянии внешних факторов, таких как пыль, влага, повышенная температура и соли.

Процесс снятия

При выходе из строя щеток провести их замену не составит особого труда.


Необходимо лишь выкрутить два шурупа крепления щеток и снять их с корпуса. Но при более серьезных неисправностях элемент подлежит разборке и детальному анализу неисправностей.

Взаимозаменяемость

Разборка

Итак, для начала необходимо снять с корпуса пластиковую защитную крышку. Затем открутить блок щеток и регулятор напряжения, предварительно отсоединив от него проводку. Далее следует выкрутить четыре стяжных шпильки корпуса генератора и демонтировать крышку корпуса совместно со статором. Затем, отсоединив клеммы обмотки от диодного моста, нужно снять статор, а при надобности и сам диодный мост.


Далее снимаем с вала приводной шкив и крышку с подшипником ротора.

Осуществить процесс диагностики деталей генератора можно при помощи измерительных приборов: Э236 или специальной контрольной лампочки.

Проверка состояния деталей

Щетки генератора не должны иметь сколов и трещин, при нажатии на них пальцем руки они должны беспрепятственно утопать в каналах щеткодержателя, а под воздействием пружины возвращаться в исходное положение.


Длина щеток не должна быть менее 4 мм, а при наличии сильного износа их заменяют новыми.

Статор проверяют на наличие замыкания витковых обмоток на корпус.


Это осуществляется путем подсоединения одной клеммы контрольной лампочки к корпусу, а вторую поочередно подсоединяют к одному из трех выводов витков. При этом, если имеется наличие факта замыкания на корпус, контрольная лампочка загорится. Обнаружив такой вид неисправности, ее устраняют или же полностью заменяют статор.

Для проверки статора на наличие замыкания между витками контрольную лампу поочередно подсоединяют к двум выводам обмоток. При этом если лампочка загорится, то обрыва витков нет.

Выпрямительный блок генератора следует очистить от пыли и грязевых отложений. Далее следует осуществить проверку диодов, используя контрольную лампу. Из-за того, что диоды различной полярности размещены в каждой секции, проверку таковых осуществляют при различной полярности подключения аккумулятора. В том случае, если обнаружен неисправный диод, выпрямительный блок заменяется.

Проверка генератора после ремонта

Установка динамо на двигатель

Монтаж на двигатель осуществляется с соблюдением определенного технологического процесса.


Сначала выкручиваем крепежные гайки кронштейнов генератора к картеру. Далее устанавливаем динамо и закрепляем передний крепежный болт. Затем передвигаем передний кронштейн и добиваемся соосности храповика коленвала с приводным маховиком детали и приводом помпы. Перемещая кронштейн, добиваемся устранения зазора между петлей генератора. Устанавливаем задний болт крепления и прочно закручиваем крепежные гайки кронштейнов к картеру двигателя. Далее надеваем ремень привода на шкивы и натягиваем его при помощи натяжительной скобы. Осуществляем контрольную проверку затяжки всех резьбовых соединений. Подключаем деталь к электросети авто и надеваем клеммы на аккумулятор.

Потому решить подобный вопрос не составляет особого труда, и к тому же сам процесс занимает небольшое количество времени. Можно ощутимо сэкономить на услугах автомеханика.

Проверка генератора на автомобиле

Установив деталь на место, необходимо запустить двигатель автомобиля. Далее нужно включить максимальное количество электроприборов, имеющихся в наличии в вашем транпортном средстве (вентилятор обогревателя салона, дворники, автомагнитолу, освещение салона) и включить свет фар. При этом даже на холостых оборотах двигателя напряжение в бортовой сети должно составлять 13,8 В. При таком показателе эксплуатация авто не будет доставлять никаких проблем.

Читайте также: