Как снять двигатель с уаз хантер 409

Обновлено: 05.07.2024

Ну а дальше все как по плану перед тем как снимать двигатель мы решили немножко прибраться в автомобиле и вот такая .

Отмыли мы двигатель снимаю высоковольтные провода вместе с наконечниками. Среднем 4. Отворачиваем крыльчатку .

Проект "БОБРИК" -это установка инжекторного 409 ЗМЗ двигателя в старенький УАЗ 3303, купив его я вообще не понимал .

При помощи коловорота установка двигателя в уаз "буханка" заняла не более часа и потребовала 3 человека народа.

Первая часть установки дизельного двигателя Mercedes om617, 3 литра, 88 л.с., на УАЗ 452, он-же "Головастик".

Обычная жизнь обычного человека и с чем можно столкнуться.это первый ролик о начале ремонта авто для себя.по .

Поскольку двигатель был перегрет, и тосол (или даже вода) побывал(а) в масле, есть некоторые трудности при снятии .

Небольшое видео о замене треснувшего поршня на УАЗ 452 "буханка". Попала гайка при сборке мотора в 3-й цилиндр.

Попробую вытащить на подъемнике конечно снизу буду и таскать двигатель интернете посмотрел как бы есть снятие .

Всем привет кто нас смотрит, это третья часть о нашем Уаз-469, разбираем подкапотку и снимаем сердце этого монстра.

Всем привет друзья! В этом выпуске вы увидите как снять двигатель своими руками одному человеку. Будем поэтапно .

Как снять гильзы с 402, 417 двигателя Демонтаж выпрессовка гильз 402 двигателя. Все народная Группа по ремонту Волги .

Генератор – неотъемлемая часть любого автомобиля, благодаря которой организуется его стабильная эксплуатация и передвижение. Генератор отвечает за подпитку электрических систем, преобразуя механическую энергию в электрическую. Данный агрегат питает аккумулятор, различные устройства и датчики в автомобиле.

В случае с УАЗом Хантер заводом-производителем установлен генератор с артикулом 9422.3701. Стоимость оригинальной модели колеблется в пределах от 5 до 8 тысяч рублей.


В случае замены автовладелец может установить аналог генератора, который ничуть не уступает по качеству оригиналу. В таблицу сведены популярные генераторы, их артикулы и цены.

Генератор Артикул Стоимость, в рублях
УАЗ дв.УМЗ-4213,421 14В 65А ПРАМО-Электро 16.3771 4910
ГАЗ,УАЗ дв.УМЗ-4216,4219,4213 14В 72А 3282.3771000 5730
УАЗ дв.ЗМЗ-4021.10 14В 65А ПРАМО-Электро 164.3771 4580

Аналоги значительно дешевле штатного генератора, поэтому при необходимости можно выполнить бюджетную замену.

Виды неисправностей генератора

Процесс эксплуатации любого транспортного средства связан с возникновением различных проблем, и УАЗ Хантер с 409 двигателем не стал в этом случае исключением. Часто в модели страдает именно генератор, и среди распространенных неисправностей можно выделить следующие:

  • проскальзывание ремня привода генератора;
  • неисправность регулятора напряжения;
  • обрыв обмотки или ее короткое замыкание;
  • износ щеток генератора или их зависание;
  • окисление контактных колец.

Любой из перечисленных случаев требует проведения полного осмотра автомобиля, а также ремонта или замены вышедшего из строя элемента.


За чем нужно следить?

В процессе эксплуатации владелец УАЗ Хантер должен следить за:

  • Состоянием проводов электрической цепи, за надежностью их соединений, чистотой. Это важно, ведь, например, при плохих контактах может резко увеличиться напряжение в генераторе, и он выйдет из строя.
  • Правильным натяжением приводного ремня. Если ремень слабо натянут, работа генератора будет неэффективной, а сильное натяжение способно привести к разрушению подшипников узла.

При обнаружении проблем в проводке или в конструкции генератора рекомендуется как можно быстрее приступить к ремонту или замене. Обычно за проведением ремонтных работ обращаются в специализированные СТО, но иногда можно выполнить замену генератора своими руками. Для этого стоит ознакомиться с особенностями его конструкции.

Особенность конструкции

Генераторы представляют собой сложный узел, состоящий из нескольких элементов. Помимо выпрямительного блока и регулятора напряжения в некоторых моделях генераторов встроен вакуумный насос. Регулятор предназначен для поддержания напряжения на необходимом уровне, а насос регулирует создание вакуума в тормозной системе и системе отработавших газов.

Чтобы работы по замене генератора прошли успешно, рекомендуется выполнять их максимально осторожно. Это позволит сохранить целостность проводов и других элементов, которые потребуется впоследствии подключить к новому генератору.


Замена генератора

Подготовительный этап

В этом случае автовладельцу следует подготовить необходимые для работы инструменты. К ним относятся:

Также потребуется заранее приобрести новый генератор, чтобы было, чем заменять вышедший из строя.

Основной этап

Данный этап подразделяется на несколько шагов:

  • Сначала необходимо позаботиться о безопасности проводимых работ. Для этого потребуется установить автомобиль на ремонтное место, зафиксировав колеса противооткатными упорами. После этого нужно заглушить двигатель и отсоединить клеммы от аккумулятора.
  • Следующий шаг – это демонтаж колодки с проводами. Для этого потребуется отсоединить колодку от вывода обмотки возбуждения генератора и открутить гайку, отвечающую за ее крепление.



  • Последний шаг – извлечение генератора из конструкции. Доставать его нужно постепенно, медленно покачивая из стороны в сторону, чтобы соединение разболталось. После того, как генератор будет демонтирован, потребуется очистить освободившееся пространство от грязи и установить новый генератор.


Окончательным действием станет сборка конструкции в обратной последовательности.

Проверка работоспособности

На последнем этапе следует проверить работоспособность нового генератора. Для этого потребуется подсоединить клеммы к аккумулятору и завести двигатель.

Если в процессе работы двигателя нет никаких посторонних шумов со стороны генератора, лампы света работают без подмигиваний и на приборной панели не загорается лампочка разряда аккумулятора, значит, замена проведена правильно.

Снятие, ремонт и замена генератора и ремня приводя УАЗ Hunter

Обрыв ремня генератора – вещь довольно неприятная, поскольку случается всегда внезапно. В лучшем случае вы останетесь без генератора, в худшем – ещё и без ГУР и/или кондиционера. Случись такое где-то вдали от дома, и проблемы обеспечены. Поэтому так важно предупреждать возникновение проблем с генератором и уметь их самостоятельно устранять.


Признаки растянувшегося приводного ремня

О том, что ремень находится в состоянии, близком к критическому, требующему его немедленной замены, можно догадаться по следующим симптомам:

  • на его внутренней поверхности имеются поперечные трещины. Такой дефект – явный признак того, что поликлиновый ремень может порваться именно в таких местах. Подобные трещины можно заметить на тех изгибах, которые огибают ролик внешней стороной;
  • сквозные дыры в ремне. Если это единичный случай, то это не страшно, а вот множественные сквозные повреждения свидетельствуют о том, что внутренняя структура ремня, включая корд, нарушена, и он может начать рваться;
  • свист ремня – признак того, что он растянулся и провисает больше нужного. А раз так, то, если ситуация запущена, ремень начинает проскальзывать, что сказывается на мощности генератора и его способности заряжать АКБ;
  • износ ролика. Не обязательно натяжного – на современных автомобилях роликов много, как и шкивов. Чем грозит такая неприятность? Более быстрым износом ремня, вероятностью его спадания со шкивов, и если это случилось на ходу, ремень может наделать немало неприятных дел в моторном отсеке;
  • о необходимости замены ремня свидетельствуют и дефекты на его внешней стороне – растрескивания, обширные пятна, отличающиеся другим цветом, распушивание внешнего слоя.

Какие приводные ремни нужны для УАЗ Hunter

Поскольку автомобиль в зависимости от года выпуска и комплектации снабжался разными двигателями, отличаются длиной и шириной и приводные ремни.


Так, для УАЗ Hunter с мотором 409 (Евро 0-2) нужен ремень генератора с каталожным номером 6РК1220, для ремня ГУР подходит изделие 1210/1220. Если нужно поменять и натяжной ролик, то его артикул – 406-1308080.


Размер ремня генератора того же двигателя, но соответствующего стандарту Евро 3, немного больше. Каталожный номер – 6РК1275, ремня ГУР – 6РК1195, артикул натяжного ролика такой же, 406-1308080.

Для мотора ЗМЗ-514 требуется ремень генератора с номером 6РК1220, ГУР– 6РК923, натяжной ролик – 514.1308080, направляющий ролик – 514.3407070.

Как подтянуть ремень генератора УАЗ Hunter

Запищал ремень – выполняйте эту процедуру, особо не затягивая. Тем более, что она несложная, из инструментов понадобится только ключ на 13, рожковый и торцовый.


  • ослабляем болт натяжного ролика, осуществляем натяжку ремня с помощью регулировочного болта;
  • нормальным прогибом приводного ремня считается провисание на 16-18 мм, если проверять надавливанием на участок ремня между помпой и генератором с усилием 80 Н;
  • затягиваем болт натяжителя.

[advice] Если динамометра под руками нет, пригодится безмен, крюком которого нужно оттягивать ремень с усилием 8 кг. [/advice]

Замена ремня генератора УАЗ Hunter

Эта процедура сложнее, но ненамного:


  • демонтируем ремень привода насоса рулевого гидроусилителя и шкива коленвала;
  • откручиваем на 2-3 полных оборота болт натяжного ролика;
  • начинаем откручивать регулировочный болт, добиваясь ослабления ремня, при котором его можно будет снять;
  • устанавливаем новый ремень и производим его натяжку в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе;
  • затягиваем болт натяжителя;
  • надеваем ремень ГУР.

Замена ролика натяжителя УАЗ Hunter


  • ослабляем гайку крепления ролика;
  • откручиваем регулировочный болт, снимаем ремень;
  • полностью откручиваем гайку натяжителя, под которой имеется пружинная шайба;
  • демонтируем ролик, следим, чтобы дистанционное кольцо под роликом не потерялось (лучше его снять);
  • проверяем, насколько легко крутится ролик. Если имеются заедания, или заметный люфт, или видны следы смазки – ролик подлежит безусловной замене;
  • устанавливаем новый ролик в порядке, обратном снятию, выполнив при этом натяжку ремня.

Обычно ролик меняют вместе с ремнём – если он изношен, то и ролик, скорее всего, тоже.

Ремонт, замена генератора

Если с приводным ремнём всё в порядке, но зарядки АКБ нет – очевидно, что проблема кроется в самом генераторе. Рассмотрим, как его можно снять:


  • отсоединяем минусовую клемму аккумулятора;
  • то же проделываем с проводами, идущими к обмотке возбуждения генератора;
  • отсоединяем также плюсовую клемму генератора;
  • снимаем приводной ремень;
  • откручиваем болты крепления генератора (один нижний и два верхних)
  • аккуратно снимаем его и отправляем для диагностики и ремонта.

Установка генератора производится в обратном порядке.

Можно ли самостоятельно определить, что не так с генератором УАЗ Hunter и выполнить его ремонт? Ответ будет положительным, чего не скажешь о генераторах на иномарках – там эта процедура затруднена или невозможна.

  • перед разборкой очищаем генератор от грязи;
  • откручиваем шпильки крепления задней крышки, демонтируем её;
  • теперь можно снять регулятор вместе со щёткодержателем, для чего откручиваем винт и гайки крепления щёткодержателя;
  • используя паяльник, отпаиваем провода от диодного моста, откручиваем шпильки его крепления и снимаем выпрямительный блок;
  • открутив четыре бота передней крышки, вытаскиваем её вместе с ротором;
  • надеваем головку соответствующего размера на гайку шкива, фиксируем её пассатижами, в отверстие головки продеваем шестигранник и откручиваем гайку, после чего можно снять шкив с якоря (фиксировать гайку и шкив от проворачивания можно и любым другим способом);
  • приступаем к диагностике реле генератора УАЗ Hunter. Если подать 12 В на плюсовую клемму щёткодержателя, а минусовую соединить с массой и включить в цепь 12-вольтовую лампочку, то при исправном регуляторе она должна загореться. В противном случае реле нужно заменить;
  • проверяем износ щёток генератора УАЗ Hunter, в случае необходимости заменяем их;
  • с контактными кольцами немного сложнее, но и они поддаются ремонту (шлифовке или расточке с последующей шлифовкой), если на них имеются царапины и задиры;
  • неисправность генератора может быть вызвана обрывом обмотки якоря. Проверить это можно тестером или омметром, подключив его выводы к контактным кольцам. Если показания прибора зашкалят, то обрыв-таки имеется, и ротор придётся заменить;
  • такую же процедуру следует проделать с якорем, для чего один вывод омметра подключить к корпусу якоря, другой – сначала к одному кольцу, затем к другому. Норма – бесконечность, если это не так, значит, обмотка якоря закорочена;
  • теперь можно произвести визуальный осмотр статора на предмет наличия на его внутренней поверхности задиров и потёртостей, свидетельствующих о том, что якорь трётся о статор. Если они имеются, нужно заменить один из подшипников (крышки генератора или вала якоря);
  • если предыдущие процедуры не выявили отклонений, следует проверить обмотку статора на предмет её КЗ на корпус генератора. Для этого подаём 12 В (можно от аккумулятора) к корпусу статора, 12-вольтовую лампу подключаем к обмотке статора. Если она загорается, тогда имеет место замыкание обмотки статора, и его нужно заменить (или заменить обмотку, но это работа для квалифицированного электрика);
  • если КЗ отсутствует, проверяем обмотку статора на обрыв, для чего подключаем концы омметра к выводам обмотки статора. Если показания прибора – бесконечность, значит, обрыв есть;
  • неисправность может заключаться в перегоревшем диодном мосту. Для его проверки один вывод омметра подключаем к массе, другой – к выводу выпрямительного блока, затем меняем выводы местами. В одном случае прибор должен показывать бесконечность, в другом – какое-то значение. Если показания в обоих случаях одинаковы, диодный мост нужно заменить;
  • наконец, проверяем подшипник задней крышки генератора (которая находится со стороны привода). Если, вращая подшипник, вы чувствуете наличие люфта между кольцами или его заедания, подшипник нуждается в замене. При наличии трещин на крышке – вместе с ней;
  • для этого демонтируем пластину крепления подшипника, выкрутив 4 винта;
  • с помощью отвёртки и молотка выпрессовываем подшипник, действуя аккуратно, чтобы не повредить её;
  • устанавливаем новый подшипник и проверяем, насколько легко он вращается;
  • теперь проверяем таким же способом подшипник с другой стороны генератора;
  • при наличии люфта и заеданий его тоже нужно заменить, выпрессовав его с вала ротора;
  • одеваем новый, используя оправку подходящего диаметра;
  • осмотрите крышку, находящуюся со стороны контактных колец, при наличии трещин – заменимте её;
  • последняя операция – проверка целостности уплотнительной прокладки передней крышки. При наличии потёртостей и дефектов резиновый уплотнитель подлежит замене.

После окончания ревизии собираем генератор в обратном порядке. Если проблем с генератором выявлено не было, нужно проверить предохранитель генератора (вернее, это нужно было сделать в первую очередь). Его перегорание возможно, если суммарная мощность потребителей превышает мощность генератора или при неправильном подключении одного из потребителей.

Отметим, что УАЗ Hunter – машина, которую легко и обслуживать, и ремонтировать, чего не скажешь о большинстве иномарок.

УАЗ Hunter змз-514, дизель капут) › Бортжурнал › отзыв о змз514



А вот и мой отзыв о змз-514.
Плюсы. Очень хорошо едет, а жрёт, по сравнению с 409 мотором, вообще ничего! Работает достаточно тихо, так тихо, что иногда шум разбитого подшипника первичного вала его перебивает. Не работает он, как на тракторе, не врите. Если работает аки мтз — пора приводить его в порядок, чистить форсунки, двигать тнвд. Звук турбины приятен и радует слух. Да и вообще, дизельный стрекот ко второй неделе езды становится очень привычным, и ты перестаёшь понимать, как раньше ездил на бензиновых уазиках. Да, несомненно, это именно то, что уазику нужно. При этом не нужно платить за 100++ лошадей, которые двухтонный танк едва разгоняют. У нас на е3 сил всего 90, хотя момента всё так же очень много. Причём там много, где он нужен.
Простота дизельной аппаратуры е3 выше всяких похвал. Сними колодку с мозгов, выброси егр — и аппаратура становится абсолютно надёжной! ТНВД переживёт не один такой движок, а помешать аппаратуре работать может лишь несколько причин — кончилась солярка, замёрзла солярка, порвался ремень от десятки) Последнее, хотя и случается, устраняется с помощью нового ремня, набора инструмента и какой то матери — благо, ремень от 16клапанной десятки есть на каждом углу. Я не обнаружил на е3 моторе проблем евровторого. Топливопроводы форсунок почему то не рвутся, бошки не лопаются, натяжные ролики не отваливаются)
Остальная часть 514 мотора — давно всеми изученный 406 мотор. Бояться нечего — цепи и прочее чинить уже умеем, не впервой.

Ну вот и всё. Сладкий нектар закончился.
Минусы. В части надёжности всего, кроме топливной аппаратуры — это полный ужас. Вакуумный насос в любом исполнении(кроме насоса на генераторе) способен нанести непоправимый вред! Двигатель по ШПГ, по-моему, абсолютно неремонтопригоден. Ремонтных поршней нет, а замена блока по деньгам равноценна замене двигателя на человеческий. Попытки перегильзовать его гильзами от ом-шестьсотчегототам приводили так или иначе к замене двигателя на ом или тд27…

Кстати, буду честен. И это можно отнести к плюсам. Проблемы с турбиной, если они есть, поправимы. Рабочий форд выпивает литрами масло с помощью убитой насмерть турбины, а новая стоит от 70к.
Что до уазика — на сайте Турботехники ценник ТКР 50.01.03 = 13 тысяч рублей(на момент написания записи). Всего 13 косарей — и следующие 50 тысяч масло можно заливать только во время замены, а мотор ответит великолепной работой.

Выводы. ЗМЗ514 — некоторое чудо, на котором я сам очень рад ездить, но никому его не порекомендовал бы. Очень мало людей по звуку двигателя и показателям приборов могут оценить правильность его работы… А для 514 двигателя скорость определения неисправности водителем имеет решающее значение. Ведь от момента, когда у Вас вклинил вакуумный насос до замены двигателя могут быть считанные секунды! Тоже и с внезапно вышедшим из строя говняным натяжителем цепи. Несколько минут, обрыв цепи и что дальше? На змз409 это обошлось бы в замену гнутых клапанов. На 514 двигателе это гибель двигателя с огромной вероятностью) Расскажу лишь пример — я полез осматривать двигатель, сняв поддон. Чувствовал ведь, что где-то косяк. А он был — открутилась заглушка от колена. Открутись вторая — и всё, гибель двигателя с гарантией 100%. Кстати, турбина оттого и погибла. Лишь могучий масляный насос 514 двигателя спас от беды коленвал — ему, к счастью, масла хватило. Вы закритикуете меня, мол как я мог не заметить низкое давление масла? А оно и не было низкое. Единицу на холостых я посчитал нормальным для этого двигателя. Эта ошибка менее опытному водителю обошлась бы во что? Правильно, замену двигателя.
Повторюсь. Хороший двигатель. Но кому угодно я посоветую однозначно бензиновый, здорового сна с змз514 не бывает…

УАЗ Hunter Русиш BRABUS › Бортжурнал › ЗМЗ-514 плохой?


Чуть перегрелся – и увело головку. Раз в неделю не заглянул под днище – распрощался с опорами силового агрегата, подержал высокие обороты – оборвал ремень, загнул клапаны… Избави бог прицеп потянуть и нагрузить его покрепче: дизелек вкладыши раздавит!

Итак, проверим как страшен черт с именем ЗМЗ 514
Снимаем поддон



Тут же проверяем интернет-страшилки №1 — пробки коленвала. Все на месте и вредить нам не собирались даже. Шевелить их не стали, ибо некуй (ударение на Е)… Стоят на фиксаторе резьбы, закернены — не шолохнутся.
Идем дальше — что у нас в поддоне?
Внутри поддона было совсем чуть-чуть грязи в виде семечки подсолнечника 1шт, пару кожурок все тех же семечек (любил все-таки старый хозяин их) и один гровер. Никакого нагара и закоксовавшихся отложений не было


Проверяем следующую страшилку №2 — трещина маслоуспокоителя поддона
Тут мы не отличились трещина есть как у всех.


Снятие двигателя уаз хантер двигатель змз 514

Кризис среднего возраста

Вскоре на ЗМЗ наладили конвейерную сборку дизелей и уже было собрались начать поставки на первичную комплектацию УАЗа и ГАЗа. Но серийное производство уперлось в резкое падение качества новых моторов. Старому производственному оборудованию завода просто не хватало возможностей для поддержания надлежащего качества металла и соблюдения точности обработки деталей. И дизель, в отличие от бензиновых агрегатов, этого не простил. Плюс к этому и поставщики комплектующих внесли свою лепту в увеличение потока некондиции. Наладить стабильное серийное производство не удавалось, из-за чего автозаводы продолжали отказываться от ЗМЗ514. А нестабильность качества начала отпугивать и частных покупателей, поначалу бодро расхватывавших новые турбодизели на замену карбюраторным моторам. В результате к началу 2004 года дизельное производство на ЗМЗ было практически свернуто.

Краткий курс истории

Причина смены головы

Такие показатели здоровья дизеля, как мощность, тяга и способность заводиться в мороз, по субъективным ощущениям, тоже не ухудшились. Наиболее неприятным моментом стало постепенное падение давления масла, первые признаки которого появились после 75 тысяч. Впрочем, этот процесс развивался столь медленно, что до самого последнего момента я не считал его достаточным поводом, чтобы вскрывать мотор. Но раз уж жизнь подкинула другой повод, я все-таки вытащил двигатель из УАЗа, отвез его к другу-мотористу, нашел у него на верстаке место для блокнота и фотоаппарата, и мы начали разбирать агрегат, подробно фиксируя состояние деталей.

Первые внешние наблюдения: диск сцепления требует замены, поскольку на нем лопнула одна из пружин. Надо отметить, это уже второй диск (из трех), заканчивающий свою жизнь подобным образом. При этом корзина и маховик в полном порядке. Кроме того, лопнуло крепление трубки системы охлаждения, огибающей блок под выпускным коллектором, треснул теплоизоляционный экран над этим самым коллектором, и начали подтекать оба сальника коленвала. Все остальное в порядке. Разбираем!

Превратив двигатель в аккуратно разложенный на верстаке набор деталей, мы оказались перед дилеммой. С одной стороны, не отломись кусок от головки блока, мотор вроде бы не нуждался в ремонте и накрутил бы еще не один десяток тысяч километров, пока… не развалились бы поршни или окончательно не вывернулись бы пробки коленвала. Какие внутренние разрушения эти события повлекли бы за собой, сказать сложно. С другой стороны, раз уж мотор полностью разобрали, не собирать же его обратно на изношенных запчастях?! В итоге привод ГРМ, свечи накаливания, прокладки, сальники и всякую другую мелочовку решено было заменить.

P.S. Загружая запчасти в багажник, я обратил внимание на новую головку блока и обнаружил, что ее отливка отличается и от той, что стояла на моем двигателе изначально, и от тех, что ставили серийно полтора года назад. Помимо того, что район крепления кронштейна ТНВД здесь усилен дополнительными ребрами, на головке есть и другие отличия, очевидно, увеличивающие ее жесткость. Впрочем, при сборке двигателя на свое место она встала легко и непринужденно. Но один промах конструкторы все же допустили. Так, теперь, после увеличения толщины передней стенки головки в районе цепей ГРМ, верхний успокоитель цепи ставится на свое место с трудом. А проще говоря, требует доработки напильником в прямом смысле этого слова. Во всем остальном сборка двигателя не доставила сложностей, и он благополучно завелся. Теперь дело осталось за установкой интеркулера. Но это совсем другая история и, скорее всего, тема для отдельного материала.

текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Сергей АФИНЕЕВСКИЙ, Заведующий лабораторией деталей двигателей НАМИ

Надо ставить интеркулер

Двигатель хороший, очистка топлива, масла и воздуха производилась как надо. Цилиндры и коленчатый вал практически в номинале, распредвалы тоже в пределах допуска. Вкладыши подшипников имеют небольшой износ, но требуют замены. Общее состояние агрегата в целом можно считать хорошим. Трещины в поршнях – это результат высокой термической напряженности. ЗМЗ-514 считается высокофорсированным турбодизелем, а потому требует применять охлаждение наддувочного воздуха, тем более что это конструкторами предусмотрено. Но дело в том, что установку теплообменников на автомобиль должен производить не моторный, а автомобильный завод, и тут, видимо, возникли какие-то сложности. С другой стороны, вы не измерили треснувшие поршни. При сборке могли поставить поршни с повышенным зазором, из-за чего при прогреве двигателя имели место удары поршня по цилиндру, происходящие до выхода мотора на рабочую температуру. Что касается облома кронштейна на головке блока, то мне кажется, в данной ситуации дело в браке литья, но в любом случае это место требует усиления.


Честный обзор мы посвятили отечественному бензиновому атмосферному двигателю ЗМЗ 409 (40906) 2.7 MPI мощностью 135 лошадиных сил на 16 клапанов, который в большей степени предназначен для моделей УАЗ Хантер и УАЗ Патриот. В статье рассказано о технических характеристиках, хронических болячках, предельном ресурсе, реальном расходе топлива, динамических качествах, интервалах обслуживания, конструкции, надежности, преимуществах и недостатках российского “атмосферника”.


Международная премьера 16-ти клапанного бензинового атмосферного силового агрегата объемом 2.7 литра заводской серии ЗМЗ 409 (модификация — 40906), разработанная инженерами Заволжского моторного завода состоялась на Московском автосалоне (“ММАС”) летом 2000 года. Обозреваемым двигателем первое время компоновали только две модели компании УАЗ – “Симбир” в кузове 3162 и “Буханка” в кузове 452, а по прошествии пяти лет данным мотором стали также оснащать довольно востребованные на российском рынке полноприводный джип “Хантер” в кузове 31519 и универсальный внедорожник “Патриот” в кузове 3163.



Бензиновый двигатель с индексом ЗМЗ 409 (версия 40906.10) предназначается для комплектования моделей УАЗ, которые обладают повышенной проходимостью с колесной формулой 4х4 и снаряженной массой до 2 500 килограмм. Стоит отметить, что технические показатели силового агрегата модификации ЗМЗ 40906 были существенно доработаны по сравнению с предшествующей серией ЗМЗ 40905, при этом оба силовых агрегата построены на базе чугунного блока от ЗМЗ 405 (справочно: применяются однотипные компоненты цилиндропоршневой группы), однако у данных моторов разная величина поршневого хода (длина хода поршня у ЗМЗ 40906 — 94 миллиметра, а у ЗМЗ 40905 — 86 миллиметров).

Семейство бензиновых атмосферных двигателей “УАЗ ЗМЗ” состоит из следующих серий двс: ЗМЗ 402 2.2, ЗМЗ 405 2.5, ЗМЗ 406 2.3 и ЗМЗ ПРО 409 2.7.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОРА ЗМЗ 409 (40906)2.7 MPI

Краткая справочная информация по силовому агрегату ЗМЗ 409 (40906) 2.7 MPI:

— атмосферный четырехцилиндровый (четырехтактный) бензиновый двигатель с механизмом управления высотой подъема клапанов DOHC (стоит шестнадцать клапанов и два распредвала (первый, из которых предназначен для впускных клапанов, а второй для выпускных));

— тип впрыска: распределенный (управление впрыском осуществляется комплексной микропроцессорной системой);

— тип зажигания: от искры (установлены индивидуальные трансформаторные катушки зажигания). Управление зажиганием осуществляется при помощи микропроцессорного электронного блока (установлены искровые свечи зажигания с помехоподавляющим резистором, зазор между электродами в которых составляет 0.70-0.85 миллиметров);

— гамма силовых установок: “УАЗ—ЗМЗ”;

— заводская серия: ЗМЗ 409 (версия 40906.10);

— объем цилиндров: 2693 кубических сантиметра (рабочий ход поршня – 94.0 миллиметра, диаметр цилиндра — 95.5 миллиметров);

— предельная мощность: 135 лошадиных сил (при 4 600 оборотах в минуту);

— крутящий момент: 217 Ньютон на метр (при 3 900 оборотах в минуту);

— максимальная скорость: 135 км/ч, время разгона от нуля до “сотни” занимает 13,5 секунд;

— механизм фазорегуляции газораспределения: не предусмотрен (фазовращатели не устанавливаются).

Подробное описание конструкции двигателя ЗМЗ 409 (40906.10) 2.7 MPI 16v 135 л.с:

— Блок цилиндров: опущен ниже оси коленчатого вала и отливается из жаропрочного серого чугуна. Блок цилиндров оснащается четырьмя не гильзованными цилиндрами с рядной схемой в формате R4 и изготавливается в конфигурации единого моноблока, в который включена картерная часть (порядок работы цилиндров: 1-3-4-2). В свою очередь, в нижней части блока цилиндров устанавливается пять гнезд коренных подшипников, которые являются не взаимозаменяемыми (справочно: крышки коренных подшипников изготавливаются из чугуна жаропрочного типа и обрабатываются в сборе с блоком).

— ГБЦ (голова блока цилиндров): отливается из легкосплавного алюминия и компонуется 2-мя впускными и 2-мя выпускными стальными клапанами, установленные над каждым отдельным цилиндром (в сумме 16 клапанов). Верхняя часть ГБЦ компонуется 2-мя распределительными валами, которые отливаются из легированного чугуна, а крышки опор распредвалов (не взаимозаменяемые) обрабатываются в сборе с головкой блока. Свечные отверстия в головке находятся в самом центре цилиндров, а именно в их камерах сгорания. Для справки заметим, что между головкой и блоком стоит стальная прокладка, состоящая из двух слоев (справочно: прокладка обладает высокими уплотняющими свойствами и оптимальной термической стойкостью).

— Механизм охлаждения: закрытая контурная система с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (механизм состоит из: двухлапанного термостата с дренажным клапаном (температура открытия равна 80-82 градуса по Цельсию); рубашки охлаждения; центробежной водяной помпы и терморезистивного датчика температуры).

— Топливная аппаратура: управление инжектором и впрыском осуществляет электронный микропроцессорный механизм. Подача топлива происходит при помощи распределенного впрыска, функционирующего по принципу MPI (горючее подается во впускные каналы головки блока цилиндров в непосредственную область впускных клапанов с помощью электромагнитных форсунок, которые включаются по команде от микропроцессорного электронного блока управления). Величина степени сжатия системы – 9.1:1.

— Приводной механизм распредвалов: двойная двухрядная цепь ГРМ втулочного типа с гидравлическим натяжителем (реальный ресурс – 150 тысяч километров пробега до возможного вытягивания (справочно: в случае перескока и/или обрыва цепи – клапана не гнутся);

— Расход топлива, на примере, полноприводного джипа УАЗ Хантер 2021 с механической коробкой переключения передач в смешанном формате эксплуатации составляет 13.2 литра (в городе – 15.9 литра, на трассе – 11.1 литра) бензина марки АИ-92 на сотню километров пути.

— Система смазки: комбинированная (работает под давлением, по технологии разбрызгивания), управление которой осуществляет масляный насос шестеренчатого типа, установленный внутри масляного картера. Объем моторного масла, необходимый для замены — 6.7 литра (завод-изготовитель советует заливать только оригинальную полностью синтетическую смазку с допусками по SAE: 5W-30 или 5W-40 и по API: SG и выше.

— Экологический класс: Евро-4.

— Реальный предельный срок службы двс: 280-300 тысяч километров пробега (допускается частичный и полный капитальный ремонт узлов).

— Страна изготовления: Российская Федерация, предприятие “ЗМЗ” (Заволжский моторный завод), расположенный в городе Заволжье.


На какие модели (кузов, поколение, годы выпуска) устанавливается мотор ЗМЗ 40906 2.7 MPI?

— УАЗ Симбир в кузове 3162, первое поколение (годы выпуска: с 2000 по 2005).


— УАЗ Буханка в кузове 452, первое поколение до и после рестайлинга (годы выпуска: с 2000 по 2020).


— УАЗ Хантер в кузове 31519, первое поколение (годы выпуска: с 2003 по сегодняшний день).


— УАЗ Патриот в кузове 3163, первое поколение до и после рестайлинга (годы выпуска: с 2005 по 2020).


— УАЗ Карго в кузове 23222, первое поколение (годы выпуска: с 2008 по 2017).


— УАЗ Пикап в кузове 23632, первое поколение (годы выпуска: с 2008 по сегодняшний день).


Какими сильными и слабыми сторонами славится двигатель серии ЗМЗ 40906?

Плюсы отечественного “атмосферника”:

— Обозреваемый атмосферник совершенно неприхотлив к заливаемому топливу, моторному маслу, тосолу (антифризу) и другим техническим жидкостям.

— Также стоит отдать должное рассматриваемому мотору касательно более быстрого нагрева узла до необходимой рабочей температуры по сравнению с предшественниками.

— Современная закрытая система охлаждения двигателя, которая в большинстве случаев эффективно выполняет свои основные функции.

— Обозреваемый силовой агрегат производят уже более 20-ти лет к ряду, и он уже настолько изучен инженерами, что критических хронических болячек в нем попросту не осталось.

— Массивный чугунный блок цилиндров в современном мире моторов является редкостью, потому что мало, кто из производителей заинтересован в долговечности двигателя, однако завод ЗМЗ думает иначе и не собирается отказываться от этого надежного материала. Чугунный блок обладает большой устойчивостью к вибрациям, однородную структуру, отличную теплопроводность и способен прощать множество ошибок в процессе эксплуатации при частом нарушении температурного режима. Кроме того, ресурс силовых агрегатов с чугунным блоком значительно больше, нежели с алюминиевым.

— Долговечная двойная двухрядная цепь ГРМ втулочного типа, способная ходить 150 тысяч километров пробега и даже более (при должной эксплуатации и своевременном обслуживании автомобиля).

— После модернизации двигателя в 2016 году, мотор подвергли серьезным конструкторским изменениям, например, оснастили новыми поршнями и обновлённой более крепкой двойной газораспределительной цепью, благодаря чему силовая установка стала безвтыковой (клапана не гнутся при встрече с поршнями, так как между ними теперь имеется запас пространства, поэтому при обрыве цепи двс просто глохнет и на этом все заканчивается).

— Установлены достаточно надежные, вполне качественные и продуманные детали ЦПГ (поршни, шатуны, пальцы, поршневые кольца, втулки, вкладыши и прочие компоненты).

— Рассматриваемый бензомотор компонуется гидравлическими компенсаторами, благодаря которым больше нет надобности прибегать к периодической регулировке тепловых зазоров клапанов.

— Хорошая тяга, как на низких, так и средних оборотах, при этом стоит учитывать, что атмосферный силовой агрегат не компонуется механизмом турбонаддува.

— Отечественная силовая установка почти полностью лишена проблемы, связанной с повышенным расходом смазки (масложор), по крайней мере до 100-120 тысяч километров пробега, правда при условии соблюдения владельцем автомобиля техрегламента завода-изготовителя по обслуживанию двс.

— Запчасти, расходники, ключевые детали для двигателя всегда имеются в наличии, причем как у дилеров, так и на вторичке. Кроме того, расходники (фильтры, жидкости, свечи зажигания, прокладки и другие компоненты) стоят относительно недорого.

— В целом, рассматриваемый силовой узел в конструктивном плане считается довольно простым, причем эта простота отражается, как в обслуживании, так и ремонте (большинство автовладельцев до сих пор по старинке чинят свои “змз-шные” моторы в гаражных условиях).


Минусы отечественного “атмосферника”:

— Частые течи масла из-под заднего сальника коленвала. Основной причиной течи считается недоработанный заводом-изготовителем подшипник коленчатого вала.

— Самым слабым местом системы охлаждения считается водяная помпа, которая имеет свойство ломаться на смешных пробегах (до 50 тысяч километров), однако плюс в том, что стоимость детали невелика, да и заменить насос можно своими руками в гаражных условиях (при наличии необходимого инструмента).

— Также к слабому месту системы охлаждения можно вполне заслуженно отнести термостат, имеющий свойство приходить в негодность даже в процессе обкатки новенького УАЗа (заводской брак детали заложен в перепускном клапане).

— Очень прожорливый силовой агрегат, поэтому многие автовладельцы практически сразу после покупки автомобиля с данным двигателем переводят его на газобаллонные оборудования (ГБО).

— Очень хлипкая система зажигания, в особенности очень ненадёжны датчики, выводящие из строя индивидуальные катушки зажигания, которые в последствии довольно быстро перегорают.

— Достаточно часто сбоит реле регулятора напряжения генератора, из-за чего зачастую страдают свечи зажигания (увеличиваются зазоры).

— Недолговечные свечи зажигания по причине неверно отрегулированных зазоров непосредственно самим производителем (важно: проверяйте зазоры на свечах сразу после покупки автомобиля у дилера).

— Пробои высоковольтных проводов относятся считаются одним из самых распространённых недостатков “змзшного” двигателя. Как правило, подобная проблема появляется у большинства автовладельцев после 80 тысяч километров пробега.

— Вспомогательный ремень, он же ремень генератора, считается недолговечным, его срок службы редко переваливает за 60 тысяч километров пробега, хотя стоит заметить, что именно на этом пробеге производителем заявлена его регламентная замена.

— Обозреваемая силовая установка считается достаточно шумной в процессе эксплуатации, особо хорошо этот недостаток проявляется на холодную.

— Гидронатяжитель системы газораспределения выделяется своей недолговечностью и зачастую он выходит из строя до 90-100 тысяч километров пробега, после чего в большинстве случаев может происходить перескок и/или обрыв приводной цепи, однако проблема на приводит к сгибанию клапанов, благодаря продуманной конструкции деталей ЦПГ.

— Другие недостатки: низкое качество резинотехнических деталей; высокая предрасположенность к перегревам из-за недолговечного термостата, воздушных пробок и не всегда эффективной в работе системы охлаждения; частые вибрации и подтраивания на холостых оборотах (чаще всего этот недуг проявляется в морозную погоду).


Самые распространенные болячки бензомотора серии ЗМЗ 40906 объемом 2.7 литра

1. Троит на холостых оборотах. Если обозреваемый двигатель начинает троить на холостых оборотах, то зачастую причиной подобной проблемы является датчик регулятора давления холостого хода, который быстрее всего вышел из строя. Причина поломки данного датчика заключается в ускоренном износе направляющей иглы и/или окислении контактов внутри самого компонента.

2. Залегание маслосъемных колец и поломка лямбда-зонда. Как правило, залегание маслосъемных колец поршней и выход из строя кислородного датчика имеет свойство наступать ближе к 100 тысячам километров пробега, после чего резко вырастает расход топлива, появляется масложор и, как следствие увеличивается дымность с токсичностью отработанных газов. В большинстве случаев неполадка разрешается заменой изношенных колец и неисправного датчика.

4. Стучат гидрокомпенсаторы. В большинстве случаев гидрокомпенсаторы у рассматриваемого мотора начинают стучать на холостых оборотах и происходит эта неприятность по причине использования низкокачественной смазки, которая не обладает соответствующими допусками. Кроме того, стучать гидрокомпенсаторы могут также из-за сильно загрязненного масляного фильтра, а также чрезмерно изношенного маслонасоса (не справляется с перекачкой смазки и не обеспечивает должное давление в системе). В том случае, если неполадка заложена в моторном масле, то необходимо по возможности заменить смазку на ту, которая предписана производителем мотора. Если причина заложена в маслонасосе, то придется раскошелится и заменить его на сторонний.

5. Частая течь охлаждайки. Течи охлаждающей жидкости у обозреваемого двигателя происходят по причине хронической болячки, которая заключается в хлипких патрубках и соединениях системы охлаждения. Как мы говорили ранее, резинотехнические детали российского производства не отличаются высоким качеством, поэтому течи у мотора происходят с завидным постоянством, причем даже у нового автомобиля. Как правило, проблема разрешается самостоятельным усовершенствованием заводских патрубков и соединений с помощью более надежных сторонних шлангов с хомутами.

6. Вибрация и гул на холодную. При появлении гула и/или вибрации на холостых оборотах, которые исходят от газораспределительной приводной цепи, то в первую очередь необходимо проверить гидравлический натяжитель ГРМ. Дело в том, подобные симптомы являются косвенными признаками сильного износа гидронатяжителя, с заменой которого не стоит затягивать, а то в придачу придется менять еще и саму цепь ГРМ.


Межсервисные интервалы технического обслуживания двигателя ЗМЗ 40906 2.7 MPI 135 л.с

По мнению автоспециалистов, при систематичной эксплуатации атмосферного мотора 2.7 MPI серии ЗМЗ 409 (модификация — 40906) на бездорожье (в тяжелых дорожных или климатических условиях), а также на высоких скоростях и повышенных оборотах, рекомендуется осуществлять периодическую замену моторного масла с фильтрами каждые 7-9 тысяч километров пробега, что позволит снизить риск наступления преждевременных критических помолок тех или иных узлов силовой установки. По большому счету, российский двигатель славится достаточно большим запасом прочности, но при этом требует к себе особого внимания и немалых затрат на заправку. Стоимость нового бензомотора ЗМЗ 40906 у дилера на сегодня оценивается в 150 тысяч российских рублей (примерно 2 000$), а на вторичном рынке этот агрегат можно купить за 55-90 тысяч российских рублей (около 700 — 1 200$), в зависимости от пробега и состояния двс.

Как итог добавим, что по заверениям завода-изготовителя, завода “ЗМЗ”, примерный минимальный ресурс бензинового силового агрегата 2.7 MPI серии ЗМЗ 409 (40906), которым по умолчанию оснащаются популярные на российском рынке модели УАЗ Патриот и УАЗ Хантер составляет порядка 250 тысяч километров пробега до появления первых серьезных неполадок. Реальный же срок службы атмосферного двигателя ЗМЗ 40906 при соблюдении автовладельцем техрегламента производителя по эксплуатации и обслуживанию транспортного средства зачастую превышает 300 тысяч километров пробега.

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА — НАШ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!

Читайте также: