Как усилить механизм выбора передач ваз 2108

Обновлено: 04.07.2024

Первые восьмерки сошли с конвеера в далеком 1984 году. На этих машинах были установлены двухвальные КПП объединенные в одном корпусе с дифференциалом. С тех пор КПП неоднократно подвергались модернизации, тем не менее на всех переднеприводных ВАЗах установлена в принципе все та же восьмерочная коробка. Но в связи с некоторыми изменениями конструкции они не полностью взаимозаменяемы. Поэтому давайте рассмотрим все то многообразие что было выпущено за 30 с небольшим лет и что куда можно поставить. Первые ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 комплектовались 4-х и 5-и ступенчатыми КПП без щупа. Сейчас таких коробок почти не осталось. В 4-х ступках устанавливались главные пары 4,1 и 3,9. В пятиступках 3,9 и 3,7. Хочу предупредить, если кто надумает по дешевке купить такого типа 5-и ступку с разборки будьте осторожны - нормальных практически нет. Как правило изношены до предела, и почти во всех гудящие 5-е передачи. В 90-е на смену этим КПП пришла пятиступенчатая КПП со щупом. И с тех пор выпускаются исключительно 5-и ступенчатые со щупом. За исключением совсем новых "тросовых" в которых нет щупа. Разнообразием выбора на автовазе решили не баловать и стали применять главную пару только одну - 3,7. Ну а передаточные числа самой коробки как были так и остаются по сей день только одни для всех машин. КПП ВАЗ 2109 со щупом и КПП ВАЗ 2108 без, по установке на машину полностью идентичны, отличия только в самом корпусе. Детали корпуса не взаимозаменяемы, а вот внутринние детали одинаковые. Эти КПП устанавливаются на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115 до 2010 года выпуска. Обратите внимание на крепление стартера: на 3 шпильки с передним подшипником стартера в картере сцепления (колоколе). На остальные модели ВАЗа они не подходят, потому что не налезают на увеличенный маховик. Кроме того на ВАЗ 2110 самых первых годов выпуска устанавливались КПП внешне такие же. Отличие было в механизме выбора передач, вилке сцепления и кронштейнов. На те десятки можно без проблем ставить эти коробки, только нужно поменять вилку, кронштейны, все это снаружи и меняется за несколько минут. А вот наоборот такие десятые КП ставить на ВАЗ 2109-15 нельзя, если поставить первая передача будет путаться с задней, потому что в механизме выбора нет фиксатора. На более поздние десятки стали устанавливать маховики увеличенного диаметра, поэтому эти коробки не подходят, для них выпустили КПП с немного увеличенным внутренним диаметром колокола.

КПП ВАЗ 2170. Приора с девяточным приводом спидометра и механизмом выбора, устанавливают на а/м ВИС, и изредка на ВАЗ 2113-15.

Следующая модель вазовской КПП устанавливалась на ВАЗ 2110 и их модификации, изменения претерпели колокол, он стал чуть шире и стартер крепится на две более толстые шпильки. Кроме этого добавилось крепление для кронштейна реактивной штанги. Внутри применили вторичный вал полый со съемной ведущей шестерней. Механизм выбора силуминовый без блокировки заднего хода. Эти КПП не рекомендуется ставить на ВАЗ 2113 -2115 даже если на них установлен увеличенный маховик, из за отсутствия блокировки заднего хода. При включении первая будет путаться с задней. На такие автомобили с 10 года устанавливали эти коробки со стальным девяточным механизмом выбора передач. Если поменять механизм выбора и стартер, то на девятку можно ставить, наоборот естественно нельзя. Эти коробки устанавливаются на все автомобили десятого семейства. С 2010 года на ВАЗ 2113-15 устанавливают десяточные коробки (стартер на две шпильки), но у них в отличии от десятки установлен механизм выбора передач от ВАЗ 21083 (с блокировкой заднего хода). Поэтому на такие машины десяточные коробки можно ставить только после замены механизма выбора.

Далее появилась у нас Приора с Калиной. На всех перечисленных выше коробках привод спидометра осуществлялся с помощью пластиковых шестеренок установленных в коробке. На автомобилях Приора ВАЗ 2170 был применен электронный привод спидометра и установлен калиновский колокол, в котором крепление реактивной штанги осуществляется более толстыми болтами. Эти колоколы взаимозаменяемы с десяточными (если КПП предпологается ставить на десятку или Приору). Для Калины нужен только калиновский колокол, в нем три резьбовых отверстия для крепления задней опоры. Электронные датчики спидометра могут быть двух типов: черные калиновские и серые приоровские. Они в работе абсолютно одинаковые, вот только правильно работают если к черному кольцу на дифференциале устанавливают черный датчик, и соответственно также с серым. То есть при замене, датчик меняется на такой же. Иногда я встречал, десяточные коробки ставят на Приоры. При этом переделывают контактную колодку датчика спидометра. Родную приоровскую отрезают, присоединяют от десятки. Нужно только согласовать провода.

На автомобилях Приора после 2010 года стали применять КПП после очередной модернизации. На них изменили форму колокола, применили крепление стартера на трех маленьких шпильках, только в отличии от ВАЗ 2108 уже без втулки подшипника стартера в колоколе. Внутри появились вторичные валы новой конструкции, тоже полые как и на ВАЗ 2110, только цельные с ведущей шестерней. Десяточные часто ломались именно по проточке под стопорное кольцо для фиксации ведущей шестерни. Так же на некоторых коробках стали устанавливать двухконусные синхронизаторы второй передачи (но далеко не на всех).

Ну и осталась у нас Калина. На Калинах устанавливаются только оригинальные калиновские кпп, никакие другие на нее не поставить. Самое главное, на калиновских КПП к колоколу крепится на трех болтах силуминовый кронштейн крепления силового агрегата. И вторая особенность соленоид блокировки включения заднего хода. КПП могут быть всех трех типов (по конструкции колокола). На три шпильки как у девятки, на две, как у десятки и на три без втулки в колоколе.

Да, еще, на Грантах устанавливают КПП, этакую помесь Приоры с Калиной. Обычная приоровская кпп на три шпильки, только к ней прикручивается силуминовый кронштейн крепления агрегата, типа калиновского, кронштейн вилки сцепления и датчик включения заднего хода тоже калиновский (точнее девяточный).

С конца 12 года Автоваз наладил выпуск нескольких новых коробок передач которые устанавливают на часть автомобилей Лада Гранта, Лада Калина, Приора 2, те самые которые часто называют тросовые или тросиковые. Еще часто их называют по марке автомобиля: ВАЗ 2190, 2192 и т. д., что вообще то не очень правильно. Эти коробки имеют индекс ВАЗ 2180, 2181, 21816. По сути это одна коробка с незначительными изменениями. Заводчане о них много писали хвалебных отзывов, и коробка действительно получше прежних. Но как у нас обычно бывает, многие слабые узлы так и перекочевали в новую кпп без изменений. На мой взгляд кардинальное улучшение это новый механизм выбора. И все. Все остальные изменения не существенны. Посмотрите фото:

Щупа теперь нет, для проверки масла нужно лезть под машину и выкручивать пробку как в первых восьмерочных кпп. А конструкция осталась таже, чуть уровень понизился пятая передача умрет первой. Причем вилки применили силуминовые с пластиковыми накладками на лапки. Теперь не только 5-ю передачу в сборе на выброс, а и вилку. Пластик от перегрева мгновенно слазит. (К слову, вилка дороже прежней раза в три). А что там за валы? Да, да, старый знакомый, полый десяточный, тот самый который так любит лопаться по канавке под стопорное кольцо. Первичный вал восьмерочный (точнее он имеет индекс 2110, но они одинаковые). Справедливости ради отмечу, на часть этих коробок ставят валы 21120, они понадежней будут. Первая и вторая передача действительно немного легче включается за счет новых муфт со ступицами и двухконусных синхронизаторов. А вот ресурс второй передачи ничуть не вырос. Так же как и на старых кпп вторая очень не долговечная. Подшипники валов старые, задние 305 очень слабенькие, часто заводских хватает тысяч на 50-70. Дифференциал все тот же восьмерочный. Если раньше на карбюраторных машинах он надежно служил, с ростом мощности двигателя превратился в головную боль. Лопаются сателлиты, срезает ось, все это сопровождается разрывом картера кпп. Уже пошли эти новые коробки с пробитыми картерами. Правда, на старых пробивало дыру снизу, теперь на этих новых пробивает сверху. Конечно очень много зависит от стиля езды. Если очень аккуратно, спокойно ездить как "папик" то прослужит довольно долго. А гоцать не долго получится.

Тема находится в архиве. Это значит, что в нее нельзя ответить.

Люди, помогите. У меня такая проблема - Началось все с позвякивания где-то снизу. Взял, залез под машину, покачал рычаг переключения передач. Оказалось, стук был от него - люфтит, зараза :-)) Спецы на сервисе сделали заключение, что это, по их словам ., "кулиса, типа, неисправна". У меня вопрос" Что делать и как быть? Как будет выглядеть процесс - с разборкой коробка или нет? Подскажите плз, что это за зверь такой - кулиса КПП? Заранее благодарствую.


В сегодняшнем БЖ расскажем о нашей коробке передач и дадим советы начинающим пилотам. Вариант нашей коробки можно отнести к бюджетному, но при этом можно показывать хорошие результаты. Есть варианты КПП намного дороже.



При мощности двигателя, который мы имеем на данный период времени, стандартных корпусов для спортивных результатов нам хватает. Т.е. на стандартных корпусах можно ехать если ваш мотор не более 140 сил. О нашем моторе в следующих БЖ.

Мы используем 5-ти ступ кпп. Стоит 7-й ряд, пара 4,9, дифференциал дисковый самоблокирующийся.


Доработки по коробке:

— Ряд. 7-й синхронный ряд самый универсальный ряд для автогонок, он позволяет быстро ехать за бюджетные деньги. С этим рядом нам очень комфортно ехать. Напомним, что мы говорим о спорте.
Есть желание попробовать более лучший ряд, например – 746-й кулачковый. Но такие ряды стоят от 2 – 4 тысячи долларов. 7-й ряд можно купить от 300 – 500 долларов.
Если кто-то вам будем говорить, что на 7-м ряду нельзя ехать, не верьте! Мы доказали что на этом ряду можно добиваться отличных результатов.
Был период, когда Вася стеснялся говорить на каком ряду мы едим. Все равно бы не поверили. ))


— Главная пара 4,9

Есть ряды прямозубые и косозубые. У нас косозубые.
Нужно подбирать под свой вид соревнований. Во время кросса Василий использовал пару 5,3, так как специфика кроссовой трассы, это наличие большого количества поворотов и не очень скоростная (в сравнении с ралли), в ралли мы пришли к паре 4,9.



— Дифференциал.

Этот дифф. имеет определенный преднатяг. Этот преднатяг регулируется с помощью шайб. Есть специальные больший и маленькие шайбы. Эти шайбы имеют разную толщину.


Мы используем преднатяг в районе 5 кг. Каждый пилот используем свои настройки. Если дифф. будет перетянут, то идет большая нагрузка на детали. Если маленький, машина становится не такая отзывчивая. Мы определили для себя золотую середину. И еще, если ломает привод, то 5-ти кг хватает, чтобы доехать на одном колесе.



— Доработка механизма выбора передач.


— Еще одна важная доработка для надежности. Был случай, когда откручивался болт вилки переключения передач. Включились две передачи… гонку мы не доехали. Хотя шли с хорошим результатом.
В болты засверлили шляпку болта и обвязали проволокой. Болты коленные, поэтому сверлили у токарей. Диаметр отверстия 1,5 мм. Вяжем простой проволокой от полуавтомата. Один раз сделали, и проблем нет ))



— Очень важная доработка. Более глубокое включение передач.
Если собирать муфты и шестерни в обычном исполнении. То в гонке передачи долго не живут, особенно 2-я и 3-я. Они начинают выбивать. Т.к. ряды не дешевые советуем сделать нужную доработку.
Мы доработали муфту, в ней мы сошлефовали заводской упор, соответственно муфта стала заходит глубже. И чтобы она фиксировалась необходимо на штоках передач, где шарик заходит в упоры, старые упоры заварить, а новые разнести на 3 мм. Что-бы муфта фиксировалась.
Даже изношенные шестерни передачи будут включатся. За годы кросса Василий проехали на одном ряде и одних шестернях не меняя, благодаря этой доработке. В ралли мы тоже используем эту доработку.

-Кардан который подсоединяется к штоку выбора передач. От штатного лучше избавится много люфтов, и он не надежный в креплении. Самый бюджетный вариант это карданчик от рулевого ВАЗ 5-ки. Они надежные, но их нужно немножко доработать. Карданчики можно купить на разборке за 50 грн. Четыре года карданчик в отличном состоянии.

Регулировка привода управления механизмом переключения передач может потребоваться после снятия и обратной установки коробки передач, а также при нечетком переключении передач во время эксплуатации автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.

1. Снизу автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 ослабьте и отверните на 3-5 оборотов гайку стяжного болта хомута на тяге управления коробки передач.


2. Немного расширьте отверткой паз хомута и паз на конце тяги, чтобы обеспечить свободное перемещение тяги относительно штока переключения передач, и установите шток в нейтральное положение.


3. В салоне автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 снимите чехол рычага переключения передач с кожуха туннеля пола, поднимите чехол по рычагу вверх и установите рычаг переключения передач так, чтобы его нижний (неизогнутый) конец расположился примерно вертикально.


4. Снизу автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 легкими движениями руки (чтобы не переместить рычаги механизма переключения передач) выберите осевой люфт штока в направлении назад и его угловой люфт в направлении против часовой стрелки.


5. Затяните гайку стяжного болта хомута, установив хомут на расстоянии 1-3 мм от конца тяги.

Читайте также: