Как включается раздатка на камазе

Обновлено: 19.05.2024

По просьбе друга из ВК. Раздаточная коробка Камаз 4310, принцип работы.

КАМАЗ , Не включается раздатка )

Система блокировки дифференциалов

Проверка включения делителя на снятой КПП и ее установка! Часть7!

Как правильно пользоваться делителем на камазе

КАМАЗ 43101 УПРАВЛЕНИЕ-ПРИБОРЫ

По просьбе подписчиков. Подробнее о раздатке Камаз 4310. Переделка раздатки 4310. часть 2.

Раздаточная коробка (рис. 64) служит для распределения и передачи крутящего момента к переднему мосту и мостам задней тележки. Она установлена на лонжероне рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами, на кронштейнах с четырьмя резиновыми подушками.

Первая (понижающая) передача

Вторая (повышающая) передача

Управление раздаточной коробкой

Дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач.

Цилиндрический, несимметричный планетарного типа

Привод механизма блокировки дифференциала

Пневматический, с дистанционным управлением.

До 44,12 кВт (60 л. с.) от первичного вала раздаточной коробки. Возможен отбор мощности на ходу. Включение при остановке автомобиля.

Картер раздаточной коробки литой с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 6, для установки коробки отбора мощности. В гнездо заднего торца картера установлена односкоростная коробка 10 отбора мощности.

Редуктор раздаточной коробки состоит из первичного вала 2, промежуточного вала 39, вала 32 привода переднего моста, межосевого дифференциала. Все шестерни редуктора постоянного зацепления со спиральными зубьями.

Первичный и промежуточный валы вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках 4, 8, 13 и 40, дифференциал — на радиальных цилиндрическом 15 и шариковом 29 подшипниках. Шарикоподшипник 3 первичного вала воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором.

К ведущей шестерне 5 первичного вала приварена шестерня 7 отбора мощности.

Шестерня 12 понижающей передачи и шестерня 25 повышающей передачи установлены на роликоподшипниках с алюминиевыми сепараторами.

Дифференциал — планетарного типа с четырьмя сателлитами 16, солнечной шестерней 22 и коронной шестерней 20, соединенной с валом 18 привода мостов задних мостов. Момент вращения от солнечной шестерни передается на вал 32 привода переднего моста. При работающем (разблокированном) дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.

Раздаточная коробка КамАЗ 6x6

Рис. 64. Раздаточная коробка:

1 — фланец первичного вала; 2 — первичный вал; 3, 4, 8, 13, 15, 17, 29 и 40 — подшипники; 5 — ведущая шестерня; 6 — крышка верхнего люка; 7 — шестерня отбора мощности; 9 — муфта включения коробки отбора мощности (только на КамАЗ-4310); 10 — коробка отбора мощности (только на КамАЗ-4310); 11 — маслосборник; 12 — шестерня понижающей передачи; 14 —- маслоуловитель; 16 — сателлит; 18 — вал привода задних мостов; 19 — задняя обойма дифференциала; 20 — коронная шестерня; 21 — ведущая шестерня межосевого дифференциала; 22 — солнечная шестерня; 23 — передняя обойма; 24 — картер раздаточной коробки; 25 — шестерня повышающей передачи; 26 — крышка картера раздаточной коробки; 27 — пробка; 28, 30 и 41 — муфты; 31 — ведущая шестерня привода датчика электрического спидометра; 32 — вал привода переднего моста; 33 — вилка; 34 — пружина; 35 — шток; 36 — диафрагма;

37 — выключатель; 38 — стопорный болт; 39 — промежуточный вал; 42 — промежуточная шестерня

Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется электропневматической системой, состоящей из трехпозиционного переключателя 1 (рис. 65), установленного в кабине, двух электропневмоклапанов 2 и 3, двух механизмов переключения диафрагменного типа 4 и 5, датчика 6 включения, установленного на механизме 4, пневмопроводов 7.

Схема управления передачами раздаточной коробки КамАЗ 6x6

Рис. 65. Схема управления передачами раздаточной коробки:

1 — переключатель; 2 и 3 — электропневмоклапаны; 4 и 5 —механизмы переключения передач; 6 —датчик: 7 — пневмопровод; 8 и 12 — штоки; 9 и 13— нажимные пружины; 10 и И — стаканы; 14 и 15 — возвратные пружины; 16 — шарик; 17 — штифт.

При установке переключателя 1 в положение I включена понижающая передача. В этом случае сжатый воздух в механизмы переключения не поступает. Положение муфт переключения соответствует показанному на рис. 64.

При установке переключателя 1 (рис. 65) в положение I включена повышающая передача. Включается электропневмоклапан 2, в результате воздух из пневмосистемы подводится к механизму 4 переключения, диафрагма которого перемещает шток 8 через нажимную пружину 9 до упора стакана 10 в выступы корпуса механизма. В этом положении срабатывает датчик 6, который включает электропневмоклапан 3, в результате воздух поступает в механизм 5, шток 12 которого перемещается через нажимную пружину 13 до упора стакана И в корпус механизма. При этом муфты 28 (рис. 64) и 41 перемещаются последовательно вправо.

При обратной перестановке переключателя 1 (рис. 65) в положение I возвратные пружины 14 и 15 последовательно посредством механизма блокировки, состоящего из шариков 16 и штифта 17, через нажимные пружины 9 и 13 возвращают штоки механизмов до упора в крышки.

При установке переключателя 1 в положение Н включена нейтральная передача. Срабатывает только электропневмоклапан 2, в результате воздух подается в механизм 4, и муфта 41 (рис. 64) перемещается вправо.

Включение блокировки межосевого дифференциала осуществляется также диафрагменной пневматической камерой, которая отличается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины.

Воздух в камеры переключения передач подается электропневмоклапанами, управляемыми из кабины водителя трехпозиционным переключателем. Механизм блокировки дифференциала включается пневматическим краном, установленным в кабине под приборной панелью. Для предупреждения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке имеется механизм блокировки шарикового типа.

Смазка раздаточной коробки — разбрызгиванием. Для подачи смазки в подшипники шестерни понижающей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки имеется маслосборник 11, соединенный через отверстия в картере, крышке подшипника, маслоуловителе 14, валу 39 с подшипниковой зоной.

Возможные неисправности раздаточной коробки, причины и способы их устранения.

Способ устранения

Повышенный шум

Недостаточное количество масла в раздаточной коробке, износ шестерен, подшипников.

Долейте масло. Замените изношенные детали.

Самовыключение передач

Износ шлицев: муфт переключения, шестерен низшей передачи, втулки обоймы дифференциала.

Замените изношенные детали.

Износ лапок вилки и сопряжения поверхностей муфт переключения.

Замените изношенные детали.

Не включаются передачи

Заедают штоки механизмов переключения.

Устраните причину заедания.

Обрыв электроцепи электропневмоклапана.

Заедает шток электропневмоклапана.

Устраните причину заедания

Не включается блокировка дифференциала

Заедает шток механизма переключения.

Устраните причину заедания

Утечка воздуха в соединениях трубопроводов.

Течь масла через манжеты и разъемы крышек.

Замените изношенные или поврежденные манжеты, подтяните болты крепления крышек и замените прокладки.

1. В раздаточной коробке включена нейтраль.


Рис. 84. Замковое устройство:
1 — шток включения повышающей передачи; 2 — шток включения понижающей передачи; 3— плунжер; 4 — корпус замкового устройства; 5 —шарик

Трехпозиционный переключатель ставится в положение Н. Включается электропневматический клапан, и сжатый воздух подается в пневмокамеру понижающей передачи. Под действием давления сжатого воздуха прогибается диафрагма пневмо-камеры, перемещаются шток с вилкой, муфта и выключается понижающая передача. Крутящий момент на корпус дифференциала не подводится.

Нейтраль в раздаточной коробке включается при работе лебедки автомобиля на месте.

2. Включена повышающая передача, дифференциал разблокирован.

Трехпозиционный переключатель ставится в положение 11. Включаются оба электропневматических клапана, сжатый воздух подводится к обеим пневмокамерам. Сначала выключается понижающая передача, а затем включается повышающая передача. Диафрагма пневмокамеры прогибается, перемещается шток с вилкой и муфта. Муфта соединяет шестерню повышающей передачи с водилом (корпусом дифференциала). Кран включения блокировки дифференциала устанавливают в положение ДИФФЕРЕНЦИАЛ РАЗБЛОКИРОВАН.

Крутящий момент передается от коробки передач через карданную передачу на первичный вал раздаточной коробки, с первичного вала через сегментную шпонку на шестерню первичного вала, через шестерню промежуточного вала на шестерню повышенной передачи, через муфту на водило, с водила на сателлиты, далее на солнечную и эпициклическую шестерни, с солнечной шестерни на вал привода переднего моста, с эпициклической шестерни на вал привода задних мостов. Крутящий момент делится в соотношении 1:2.

3. Включена повышающая передача, дифференциал заблокирован.

При этом кран включения блокировки устанавливают в положение ДИФФЕРЕНЦИАЛ ЗАБЛОКИРОВАН.

Сжатый воздух из пневмосистемы через кран по трубопрово дам поступает в пневмокамеру блокировки дифференциала. Диафрагма прогибается и перемещает шток с вилкой, вилка перемещает муфту. Муфта перемещается назад и соединяет вал привода переднего моста и корпус дифференциала. При этом солнечная шестерня оказывается заблокированной на корпус и дифференциал вращается как одно целое. Крутящий момент делится в зависимости от сцепления колес с дорогой.

4. Включена понижающая передача, дифференциал разблокирован.

Трехпозиционный переключатель устанавливают в положение 1.

При этом отключается ток в катушках электропневматических клапанов, которые действием пружин якоря устанавливаются в исходное положение. Впускной клапан закрывается, выпускной открывается. Сжатый воздух из пневмокамер переключения передач выходит в атмосферу. Под действием возвратных пружин пневмокамер сначала выключается повышающая передача, а затем включается понижающая передача. Муфта соединяет промежуточную шестерню с шестерней понижающей передачи.

Кран включения блокировки дифференциала устанавливают в положение ДИФФЕРЕНЦИАЛ РАЗБЛОКИРОВАН. Крутящий момент передается на первичный вал раздаточной коробки, с первичного вала через сегментную шпонку на шестерню первичного вала, далее через шестерню промежуточного вала и муфту на понижающую шестерню, а затем на ведущую шестерню дифференциала и на водило. С водила на сателлиты, далее на солнечную и эпициклическую шестерни. Дифференциал распределяет крутящий момент в отношении 1 : 2.

5. Включена понижающая передача, дифференциал заблокирован. При этом кран включения блокировки дифференциала устанавливают в положение ДИФФЕРЕНЦИАЛ ЗАБЛОКИРОВАН. Сжатый воздух из пневмосистемы через кран по трубопроводам поступает в пневмокамеру блокировки дифференциала. Диафрагма прогибается, перемещает шток с вилкой, муфту. Муфта соединяет вал привода переднего моста с водилом. При этом солнечная шестерня оказывается заблокированной на корпус дифференциала. Валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое. Крутящий момент распределяется в зависимости от сцепления колес с дорогой. В этом случае автомобиль обладает самой высокой проходимостью.

Раздаточная коробка смазывается разбрызгиванием. Подшипник шестерни понижающей передачи смазывается самотеком из маслосборника, соединенного через каналы в картере, крышке подшипника, штуцере, валу с подшипниковой зоной.

Раздаточная коробка Камаз 4310

Раздаточная коробка

Одна из важных частей автомобиля – это коробка, а именно раздаточная коробка (РК), она рассредоточивает крутящий момент, если дорога плохая, и распределяется она между мостом передней части автомобиля и задней части тележки.

Автомобиль КамАЗ-4310, 43118 машина надежная и проверенная долгими километрами российских дорог. Считается что это машина с повышенными возможностями по проходимости, выпускается на Камском автомобильном заводе с начала 1981 года. Сначала предполагалось использование этих автомобилей для нужд Светской Армии, но потом они надежно закрепились и в народном хозяйстве. Сейчас они уверенно побеждают на соревнованиях, доказывая бесспорное преимущество наших автомобилей.

Камаз 4310

Камаз 4310

Устройство

В создании автомобиля КамАЗ принимали участие и московские конструкторы. На момент создания автомобиля был разработан и внедрен передовой принцип при взаимодействии ведущих мостов. Имеется в виду привод постоянный, который имеет четыре карданных вала.

При этом трансмиссия оснащена межосевым дифференциалом, которая поддерживается электрической и пневматической блокировкой. Существуют несколько модификаций, которые имеют некоторые отличия, но они являются несущественными. На автомобиле КамАЗ 4310, 43118 установлен двигатель КАМАЗ-740.10, который имеет мощности в 210 -220 л.с.

Базовая версия автомобиля КамАЗ 4310 характеризуется более короткой платформой с объемным тентом и задним бортом, который откидывается. В кузове предусмотрены ряд сидений на 30 человек, которые могут трансформироваться, то есть являются откидными. Годы выпуска – 1983-1990г.

КамАЗ-43118 имеет увеличенную платформу, которая имеет существенно большую грузоподъемность. Данная модификация автомобиля КамАЗ стала выпускаться с 1996 года.

Одна из важных частей автомобиля – это коробка, а именно раздаточная коробка КамАЗ, она рассредоточивает крутящий момент, если дорога плохая, и распределяется она между мостом передней части автомобиля и задней части тележки. Какое предназначение у раздаточной коробки?

Раздаточная коробка КАМАЗ-4310,43118

Устройство коробки. Основными составляющими являются следующие детали:

  • Картер;
  • Главный, или ведущий вал;
  • Промежуточный, или второстепенный вал;
  • Вал, расположенный на переднем мосту;
  • Вал для привода мостов в задней части автомобиля;
  • Вал предназначеный для отбора мощности;
  • Межосевой дифференциал;
  • Центральный привод управления;
  • Шестерня, она отвечает за повышенную передачу.

На КАМАЗе 4310, 43118 предусмотрена РК, обычно двухступенчатая, дифференциал на нем как правило блокируемый и имеет электропневматический привод. На первой передаче установлено число 1.692, на второй — 0.917. Крепление коробки обычное, на резиновых подушках и кронштейнах и фиксируется на лонжероне рамы, а также на расположенных между двумя поперечинами.

Картер на РК автомашины КАМАЗ 4310,43118 выполнен как литая конструкция, на которой располагается вертикальный разъем. На верхнем участке картера с помощью люка устанавливается коробка отбора мощности. Таково устройство коробки.

Картер закрыт крышкой, производителем предусмотрена заправка масла через этот разъем, который закрыт пробкой. Водитель легко может проконтролировать уровень израсходованного масла, это можно сделать по нижнему отверстию, которое также снабжено магнитной пробкой. Сверху картер защищен крышечкой, то есть люк картера, и предназначен он для отбора мощности.

В работе ведущего вала задействованы два вида подшипников: шариковый (1 шт), и цилиндрические роликовые (2 шт). На подшипниках, расположенных впереди предусмотрен сальник, а задний подшипник расположен внутри картера, в специальном отделении.

На валу находится шестерня, она не только ведущая, но еще и запрессована, а уже на ступице доваривается шестерня, отвечающая за отбор мощности.

Вал промежуточный двигается благодаря подшипникам, как роликовым, так и цилиндрическим, которые защищены крышками. Промежуточная шестерня, а также шестерня первой передачи, закреплены на валу, и двигаются на нем по-разному. Из маслосборника, который расположен над промежуточным валом, масло попадает на ролики шестерни самотеком. На обоих шестеренках заделаны зубцы, и именно на них крепится муфта, которая отвечает за первую передачу, а конкретно за ее включение.

Как работает межосевой дифференциал? Как известно, колеса переднего моста и колеса на тележке раскручиваются по-разному, особенно если движение происходит на дороге лишенной покрытия, на проселочной, или оснащенной только щебневой подсыпкой. Дифференциал распределяет крутящий момент между ними в процентном отношении 1:2, он устанавливается в самой нижней части картера на двух подшипниках: роликовом и цилиндрическом. Также предусмотрены:

  • Главная, ведущая шестерня;
  • Задняя обойма, и передняя;
  • Солнечная, а также в паре эпициклическая шестерня;
  • Сателлиты.

Обе обоймы фиксируются на ведущей шестерне, при этом солнечная шестерня располагается на шлицах вала переднего моста, а шестерня эпициклическая выполнена в паре с валом тележки. Сателлиты закреплены на втулках, выполненных из бронзы, это в передней обойме дифференциала и опорной шайбе. Их задача быть всегда в сцепке с шестеренками, как было указано выше с солнечной и эпициклической.

На обойме впереди, расположены два роликовых подшипника, и там же вертится шестерня, отвечающая за вторую передачу. Соединиться с передней обоймой помогает зубчатая муфта.Муфта позволяет заблокировать дифференциал, а на переднем валу у привода моста есть шестерня для привода датчика отражающая показания спидометра, который располагается на картере.

При помощи переключателя, который находится в кабине водителя, можно управлять коробкой (РК), отвечает за это действие система, в которую входят из переключателя, электрических пневматических клапанов, двух пневматических камер и пневматических приводов, датчика, отвечающего за включение.

Как работает раздаточная коробка

Схема раздаточной коробки Камаз 4310

Схема раздаточной коробки Камаз 4310

После включения переключателя сжатый воздух не имеет возможности попасть в пневматические камеры, и в связи с этим диафрагмы занимают исходную позицию. Крутящий момент между шестернями вала переходит на обоймы и сателлиты. Шестерни, увлекаемые сателлитами, позволяют двигаться по хорошей, без повреждений дороге единым целым. Если дорога становиться неровной, например, бездорожье, передний мост и тележка идут по-разному, и тогда эпицикла с шестерней солнечной вертятся с разной скоростью, а сателлиты вращаются не только вокруг основной оси, но и вокруг своих собственных осей.

Одновременно могут включиться обе передачи, и чтобы это исключить предполагается замок, который не позволяет этого сделать. Если брать во внимание блокировку дифференциала, то при блокировке пневматическая камера перемещает муфту, которая служит соединительным элементом между обоймой и валом привода на переднем мосте. Это позволяет двигаться по разным по качеству дорогам, как хорошим, так и неважного качества, как единый механизм, крутящий момент пропорционально рассредоточен между передним мостом и тележкой, как и нагрузки на них.

Чтобы исключить нагрузку на трансмиссию дифференциал постоянно действует, то есть разблокирован. Только в ситуации, если движение производится по скользким трассам, стоит использовать блокировку, так как это снижает риск пробуксовки колес и гарантирует безопасное движение транспортного средства.

Смазывать РК довольно просто. Достаточно разбрызгать масло, а в картер заливается около пяти литров масла определенной марки.

Признаки поломки раздаточной коробки на автомобиле КАМАЗ 4310, 43118

Если возникают явные признаки поломки, то РК подлежит замене, это нужно делать в следующих случаях:

Прежде всего это характерный стук, который возникает в связи с повреждением зубцов на колесах, снабженных такими зубцами, и если подшипник перестает функционировать в связи с износом.

В связи с тем, что приходят в негодность зубья на муфтах, на зубчатых колесах и на каретках включения происходит произвольное выключение передач. Также может быть повреждена и лапка вилки переключения.

Если детали, которые находятся в РК изношены, то это приводит к тому, что передачи включаются с трудом, заедают штоки переключения передач, и при блокировке дифференциала. Также может заедать включение коробки отбора мощности на автомобилях КАМАЗ-4310, 43118.

Возможные повреждения РК, например, сколы, трещины. Срыв креплений и другие повреждения, которые можно считать механическими.

Читайте также: