Как включить насос на пожарной машине камаз

Обновлено: 05.07.2024

Автоцистернами можно подавать воду на тушение пожара из цистерны, от водопроводной сети и из от­крытых водоемов, а также с помощью гидроэлеватора. Автоцистерны приспособлены подавать пену в очаги по­жара, а также перекачивать воду на большие расстоя­ния.

Установка ПА на водоисточник

На месте пожара ПА устанавливают на ровной площадке. Место установ­ки должно выбираться с таким расчетом, чтобы обеспе­чить удобную подачу огнетушащих веществ, не мешать движению транспорта и, в случае надобности, быстро отвести ПА на новое место.

Способ использования ПА определяется обстановкой на пожаре. ПА могут подавать воду или воздушно-ме­ханическую пену из цистерны, водопроводной сети или открытых водоемов, В последнем случае, если глубина всасывания больше 7 м, применяют гидроэлеваторы. ПА могут также использоваться для перекачки вода на большие расстояния.

При работе на ПА запрещается без команды пода­вать огнетушащие вещества или прекращать их подачу, переставлять или оставлять без надзора ПА.

Работа ПА с неисправными контрольно-измеритель­ными приборами не допускается. В ночное время долж­ны быть включены освещение в насосном отделении, кабине и сигнальные фонари

На автоцистернах, как правило, используют воду из цистерн. В этом случае ПА устанавливают так, чтобы тепловой поток от пожара не оказал воздействия на ПА.

При установке ПА на водоисточник, особенно от­крытый, необходимо выбирать удобное и безопасное место для подъезда. Оно должно быть таким, чтобы высота всасывания не превышала 7 м и были исключе­ны резкие перегибы всасывающих рукавов.

Установив ПА, необходимо при работающем двига­теле поставить его на ручной тормоз и подготовить по­жарный насос к забору воды. Для этого следует выклю­чить сцепление, включить коробку отбора мощности, а затем плавно включить сцепление. При этом крутя­щий момент будет передаваться на вал насоса. Для по­дачи воды устанавливают частоту вращения вала дви­гателя не более 800. 1000 мин -1 и выключают сцепление рычагом в насосном отделении.

Длительная работа выжимного подшипника сцепле­ния недопустима, так как он, нагревшись, может выйти из строя. Поэтому следует быстро заполнять насос из цистерны. Если тушение пожара будет производиться водой из водопроводной сети или водоема, то сначала собирается всасывающая линия.

Подача воды из цистерны производится следующим образом:

собирают напорную рукавную линию и присоединя­ют ее к напорному патрубку пожарного автомобиля;

открывают вакуумный клапан для выхода воздуха из насоса при заполнении его водой;

открывают задвижку на трубопроводе, соединяющем цистерну со всасывающей полостью насоса.

Контроль заполнения насоса осуществляется через смотровой глазок вакуумного клапана. После заполне­ния насоса водой вакуумный клапан закрывают.

Заполнив насос водой, включают сцепление рычагом в насосном отделении (на ПА со средним расположени­ем насоса сцепление включают педалью сцепления). Создав насосом требуемый напор, открывают задвижку на напорном трубопроводе, к которому присоединена рукавная линия. Поддерживают требуемый напор, из­меняя положение дроссельной заслонки рычагом или педалью газа.

Подача воды насосом от водопроводной сети

По­жарный автомобиль устанавливают вблизи гидранта. Специальным крюком открывают крышку колодца гид­ранта, а затем его крышку. Затем выполняют все по­следующие работы.

Подача воды пожарным насосом из открытого водо­ема обеспечивается в три этапа:

соединяют всасывающие пожарные рукава, присое­диняют к ним всасывающую сетку, присоединяют их к всасывающему патрубку насоса, опускают второй ко­нец всасывающего рукава с сеткой в водоем;

присоединяют к напорным патрубкам насоса напор­ные рукава;

открывают вакуумный клапан и, включив газоструй­ный вакуумный аппарат, заполняют насос водой, вы­ключают вакуумный клапан и газоструйный вакуум-аппарат.

После этого включают в работу пожарный насос, постепенно открывая задвижки, подают воду в рукав­ные линии. Если их открывать быстро, возможен обрыв столба воды во всасывающих рукавах. В этом случае необходимо будет повторно производить забор воды.

При отказе в работе вакуум-аппарата заполнение на­соса и всасывающих рукавов водой можно произвести двумя способами

Первый способ включает такие операции: выклю­чить сцепление, открыть вакуумный клапан и вентиль из цистерны, заполнить насос водой, закрыть вакуумный клапан. После этого плавно включается сцепление и за­крывается вентиль из цистерны. Увеличивая частоту вращения вала насоса, создают напор 200…400 кПа. За­тем плавно открывают задвижку на коллекторе насоса и устанавливают требуемый напор.

Второй способ включает комплекс работ по так называемому кольцеванию цистерны с пожарным насо­сом. Сущность его состоит в следующем. К патрубкам насоса присоединяют напорные и всасывающие рукава. Закрывают все вентили и краны водопенных коммуни­каций. Включив сцепление, открывают вентили в цис­терну и из цистерны и повышают частоту вращения ва­ла насоса до 2000. 2500 мин -1 . Вода будет циркулиро­вать по образовавшемуся контуру. При плавном закрывании вентиля на трубопроводе из цистерны в на­сос по вакуумметру устанавливают разрежение. После заполнения насоса и всасывающего рукава водой за­крывают вентили из цистерны и в цистерну и устанав­ливают заданное давление на насосе.

Работа насоса при заборе воды из водоема с помо­щью гидроэлеватора организуется в случае, когда уро­вень воды в водоеме расположен ниже оси насоса более чем на 7 м. Этот прием используют также в случаях, когда берег реки или водоема заболочен и недоступен для передвижения автомобиля.

Принципиальная схема соединения рукавных линий с гидроэлеватором показана на рисунке. Рассмотрим некоторые особенности развертывания этой системы и ее работы. Всасывающий рукав 1, соединенный с на­сосом 6, вторым концом опускают через люк в цистер­ну 2, заполненную водой. Напорный патрубок насоса рукавами 5 диаметром 66 мм соединяют с входной сое­динительной головкой гидроэлеватора 4. К соединитель­ной головке на выходе воды из гидроэлеватора подсое­диняют рукава 3 диаметром 77 мм. Свободный конец рукавной линии вводят в горловину цистерны. Ко вто­рому напорному патрубку присоединяют напорную ли­нию со стволом 7. После сборки схемы гидроэлеватор опускают в водоем.

Одним из наиболее сложных технологических средств вооружения МЧС являются пожарные насосы. Их главное предназначение — подача составов, тушащих огонь, к очагу пожара. Первые ручные пожарные насосы появились еще в 18 веке, в конце 19-ого уже использовались устройства с приводом от паровых машин. Сегодня в сфере пожаротушения используются несколько видов данного вооружения. Они имеют различную конструкцию, принцип действия, технические возможности, набор режимов, создают давления с разными показателями. Но и теперь разработки не окончены, в ВИПТШ и ВНИИПО продолжаются предлагать новые конструкции устройств.

Насосная станция

Пожарные насосы: устройство, принцип работы, особенности применения

Пожарные насосы – это оборудование, которое преобразует энергию источника питания в механическую, и использует ее для перекачки жидких или газообразных рабочих сред. Этими установками комплектуются автомобили. Основное назначение ПН — обеспечение подачи веществ к очагу возгорания, работы гидравлического оборудования, вакуумных устройств. Функционал ограничен 2-мя операциями: засасывание рабочей среды и ее нагнетание. Каждое устройство характеризуется такими ключевыми параметрами:

  • величина подачи, то есть объем рабочий среды, который проходит через установку за отчетное времени;
  • показатели напора – это разность величины энергии рабочей среды до входа в агрегат и после него;
  • высота всасывания;
  • показатели КПД.

Насос сформирован несколькими рабочими модулями: входной патрубок, задвижка для изменения напора, коллектор, соединительный элемент для пожарного рукава. В подразделениях пожарной охраны преимущественно используются следующие модели: ПН-40У, PN40, ПН-40УА и ПН-40УВ.

Важно! Существует государственный стандарт на пожарные насосы, в нем регламентируется классификация, устройство и принцип действия оборудования. При выборе модели нужно ориентироваться на требования этого ГОСТ.

Классификация ПН

Современные пожарные насосы, назначение и виды предполагают несколько модификаций. На практике преимущественно применяют объемные, струйные, центробежные модификации:

Струйный насос

Этот вид помп классифицируется по двум типам:

  • Водоструйные. Этими установками комплектуется каждая спецмашина. Они разрешают брать воду из водоемов даже с берегами, поросшими водной растительностью, ими же удаляют воду после пожара из помещений. Это оборудование эжекторного типа, в котором потенциал трансформируется в кинетическую энергию.
  • Газоструйные. Агрегаты используются для наполнения центробежных агрегатов и трасс всасывания. Использует отработанные среды ДВС. Проходя по корпусу, рабочая среда создает разряженную зону, которая и осуществляет функционал.

Объемный насос

Передвижение среды в таком агрегате осуществляется посредством изменения объема внутреннего отсека. Объемные устройства классифицируются на несколько групп:

  • Поршневые. В таких модификациях трансформация объема выполняется посредством движений поршневого элемента. Их достоинства — в высоком КПД, отличной всасываемости, а недостаток в том, что подача слаба и ее нельзя регулировать.
  • Пластинчатые. Здесь работает лопатка ротора, вращаясь, она прижимается к гильзе, и формирует полости, изменяющие объем рабочей камеры. Полости движутся в направлении выхода, проталкивая к нему жидкость.
  • Шестеренные. В таких насосах работа выполняется посредством двух колес, одно из которых двигается принудительно, второе — в сцепке с ним свободно.
  • Водокольцевые. Изменения пространства камеры выполняет ротор, ее объем трансформируется до 2 раз. Этот вид характеризует низкий коэффициент полезного действия, а перед началом работы, в насос следует завивать жидкость.

Центробежный насос

Насосы центробежного действия устанавливают на различные виды пожарной техники. Максимально востребованы установки консольного типа с правым вращением. Центробежные агрегаты различаются по показателям давления:

  • до 2,0 МПа;
  • до 5,0 МПа;
  • агрегаты способные создавать и то и другое давление.

Этот тип насосов принято классифицировать по нескольким параметрам:

  • По количеству колес. Насосы бывают 1-ступенчатые, 2-ступенчатые и с большим числом колес.
  • Расположение вала. Элемент может быть расположен под наклоном, вертикально или горизонтально.
  • Максимальный напор. Эта характеристика может быть нормальной – до 100 метров, высокой – до 300 метров, комбинированной – установки способные создавать и нормальный и высокий напор.
  • Размещение в спецмашине. Агрегат может размещаться в автомобиле спереди, посредине и сзади.

На заметку! Какие насосы не используются в пожарной технике, регламентирует ГОСТ. Все устройства, не включенные в перечень, применять запрещено.

Центробежная модификация

Центробежная модификация

Общие схемы ПН

Общие сведения о насосах пожарных предлагают следующие схемы:

Схема объемных насосов

Схема объемных насосов

Схема центробежного насоса

Схема центробежного насоса

Подвиды объемных пожарных насосов могут отличаться схемами, но в целом их функционал тождественен.

Объемная модификация

Объемная модификация

Разновидности

Один из важных критериев, по которым классифицируют ПН – это принцип работы. Этот параметр делит все установки на две больших группы:

  • Объемные. Эти агрегаты в свою очередь подразделяются на две подкатегории: возвратно-поступательные, к которым относятся диафрагменные, поршневые, плунжерные, и роторные – пластинчатые, шестеренные, винтовые.
  • Динамические. Это лопастные насосы и агрегаты трения. У первым относятся осевые, центробежные, диагональные. Насосы трения – это вихревые и струйные.

Технические параметры ПН

Классификация пожарных насосов предполагает, что каждому виду устройств присущи определенные технические характеристики. При выборе модели следует рассматривать такие ТТХ:

  • рабочая подача огнетушащего вещества;
  • напор в рабочем режиме;
  • уровень дозирования образователя пены;
  • мощность в рабочем режиме;
  • наибольшая подача;
  • параметры КПД;
  • кавитационный запас;
  • температурный диапазон рабочей среды;
  • максимальные размеры и концентрация твердых веществ;
  • рабочая частота вращения вала привода;
  • время, за которое насос заполняется рабочей средой;
  • габариты и вес;
  • комплектация.

Эксплуатация и обслуживание пожарного насоса предполагают определенный порядок. Не выполнение требований увеличивает риски появление неисправностей, потерю работоспособности и преждевременную выработку ресурса.

Признаки и причины неисправностей, возможности восстановления работоспособности

Любые виды пожарных насосов могут выйти из строя, или снизить производительность по ряду причин:

  • неправильное подключение к водопроводным коммуникациям;
  • износ рабочих элементов устройства;
  • снижение герметичности соединений.

Если неисправности не критичны, их можно устранить. В таблице ниже приведены признаки неполадок, причины их появления и способы восстановления работоспособности.

1. Открыт кран слива входного патрубка, не закрыта арматура, неплотное прилегание клапанов.

1. Привести арматуру в нужную конфигурацию.

1. Высота всасывания – больше, чем требуется.

2. Расслоение рукава.

1. Снизить высоту.

2. Поменять рукав.

3. Прочистить сетку.

1. Прибор неисправен.

1. Поменять прибор.

1. Появилась кавитация.

2. Ослабли крепления.

3. Износ подшипников.

1. Корректировать настройки.

2. Подтянуть крепления.

3. Поменять подшипники.

1. Засорилась сетка.

2. Нарушена герметичность соединений.

1. Прочистить засор.

2. Поменять кольца.

2. Износ уплотнителей.

3. Попадание воздуха в систему.

1. Устранить загрязнения.

2. Поменять уплотнители.

3. Купировать попадание воздуха.

1. Засор в магистрали.

1. Прочистить магистраль.

Обратите внимание! Выполняя техническое обслуживание насосного оборудования нужно руководствоваться инструкцией по эксплуатации конкретной модели. ТО и проверки должны проводиться регулярно.

Перекачка воды из водоема

Перекачка воды из водоема

Последовательность действий при работе с насосом

Виды пожарных насосов и их классификация важны при техническом обслуживании, но не влияют на порядок работы с оборудованием:

  • поскольку ПН не является самовсасывающим устройством, перед пуском его следует заполнить, из автоцистерны это выполняется без создания разряженного пространства посредством открывания арматуры;
  • при заборе жидкости из водоема потребуется вакуумный насос, чтобы заполнить ПН.

Во втором случае время заполнения измерительный прибор показывает избыточные параметры давления. Затем в агрегате открывается арматура, и вода направляется в напорные рукава. Когда жидкость избавится от воздуха, насос готов к эксплуатации. Всасывание осуществляется с высоты до 7,5 метров. Увеличение параметров чревато нестабильным функционалом, появлением кавитации и срывом потока. Для производительной работы важна герметичность камер, поэтому важно регулярно проверять их. При максимальных значениях разрежённости нужно закрыть кран между ПН и вакуумной помпой.

Коммутация с рукавами

Коммутация с рукавами

Чем отличается НЦПВ от пожарного насоса

Конструкция НЦПВ полностью тождественна пожарному насосу, включая схему и модули управления. При этом конструкторам удалось добиться существенных преимуществ:

  • повышена производительность в полтора раза – до 50 литров в секунду от пожарных гидрантов, до 60 – при заборе из водоема;
  • на 10% увеличен КПД;
  • до 20% увеличен напор;
  • возможность обеспечить функционал 8 генераторов пены;
  • НЦПВ комплектуется расширенным набором измерительных приборов;
  • возможность регулирования концентрации всех типов ПО и их экономия;
  • кардинально изменена конструкция узла сальников, в НЦПВ он не требует техобслуживания, замены расходников, надежен и долговечен.

Чем выше тактико-технические параметры оборудования, тем быстрее заправляется цистерна спецтехники, а, следовательно, оперативно и эффективно локализуются возгорания. Поэтому прежде, чем купить агрегат, внимательно ознакомьтесь со сведениями о нем. Наиболее востребованные модели: НЦПН-40/100 и НЦПН-70.

Правила установки АЦ (автоцистерны) на гидрант, открытый водоем, артезианскую скважину

Установка пожарного автомобиля на водоисточник (гидрант или водоем) производится для подачи огнетушащих веществ пожарным насосом (ПН) машины.

Подавать тушащее вещество (воду) из источников на рукавные линии, доставляющие ее к месту возгорания, – основная задача пожарной техники. Правильное закрепление на точке забора является первым по важности действием.

Как установить АЦ на водоисточник

Установка автоцистерны на гидрант или открытый водоем осуществляется в рамках боевого или учебного применения. Источники по теме:

    учебники по пожарно-строевой подготовке, например, автор Бушмин В. А.;

Подача ОТВ производится из емкости автоцистерны или подключением машины:

Норматив установки АЦ на гидрант

Время фиксируется по моменту окончания: КП навернута до упора, ПР всасывающего типа подключены к ПГ, в скобках – время до момента пуска забор воды из гидранта:

период в сек. для стандартной схемы

постановка АЦ 01

Указан диапазон значений при отработке нормативов, так как временные отрезки отличаются для разных пожарных машин (на шасси КамАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, иностранного производства).

Норматив установки АЦ на водоем

Время фиксируется по моменту – всасывающая линия проложена, веревка ВС закреплена:

время в сек. для схемы с 2 всасывающими рукавами по 4 м

постановка АЦ 02

Схема установки АЦ на водоисточник

Визуализация подключения автоцистерн есть в нормативах по ПСП и ТСП, для ФПС. Стандартные варианты такие:

постановка АЦ 03

Подключение к гидранту с 2 всасывающими ПР.

постановка АЦ 04

У водоема с линией из 2 всасывающих шлангов по 4 м или из 4 по 2 м.

постановка АЦ 05

На площадке (на пирсе), на 1 ств.

постановка АЦ 06

К водоему или ПГ, на 1 брандспойт от одной магистрали.

постановка АЦ 07

постановка АЦ 08

На 2 рабочие линии от 2 магистралей.

постановка АЦ 09

1 брандспойт от 1 магистрали в окно 3 эт.

Требования к подъезду пожарных машин к гидрантам и водоемам

В процессе организации заправки автомобилей водой из открытых водоемов или гидрантов надо соблюдать правила подъезда:

    удобное положение, чтобы не возникало препятствий для прибывающих средств, прокладки рукавных линий;

Как пожарная машина подключается к гидранту

Есть два этапа при подсоединении автоцистерны к ПГ:

Подключение оснащения АЦ стандартно производится шофером и одним из бойцов.

Подключение ПГ к помпе автоцистерны производится через рукав после насаживания колонки (КП). Порядок установки на гидрант (водитель – N 1, пожарный – N 2):

    N 1 снимает с всасывающего конца ПН заглушку, извлекает и подключает водосборник (ВС), берет 4-метровый НВПР, развертывает его к ПГ, подключает к ВС.

Если точка забора удалена и невозможно к ней подъехать, создают линию не только из нескольких 4-метровых всасывающих ПР, но и из напорных шлангов Ø77 мм на 20 м.

Как производится забор воды из водоема

Забор автоцистерной из открытого источника осуществляют 2 чел. (водитель – N 1 и пожарный – N 2). Пример для линии из двух ПР:

Более сложная процедура установки с гидроэлеваторами (подробнее в Методических рекомендациях по ПСП, п. 11.2.1.4), метод применяется, когда:

    вода ниже оси ПН до 20 м (артезианская скважина) или ее слой 50 – 100 мм;

Применяют 1 или 2 гидроэлеватора (ГЭ). Машина в этом случае может служить промежуточным резервуаром, а также может потребоваться один шланг опустить в цистерну. Возможные схемы:

    ПН – гидроэлеватор – АЦ;

Техника безопасности при установке автоцистерны

Правила безопасности при боевом развертывании с подачей воды:

    сбор и выезд по строго установленному порядку;

    начинать развертывания при неостановленной (двигающейся) автоцистерне;


Сегодня в открытой продаже можно найти массу таких устройств (включая насос пожарный пн), которые имеют некоторые отличия как в своей конструкции, как и в принципе работы и создаваемом давлении.

Большой выбор этих приборов обусловлен тем, что их выпуском занимаются разные компании уже много лет подряд и по этой причине пожарные насосы постоянно совершенствуются. Какими же бывают эти насосы и в чём заключаются их главные особенности? На что стоит обратить внимание при покупке такого устройства, как насос пожарный пн?

Назначение специальных агрегатов и устройств

Перечень общепринятых сокращений (пояснения):

  • ПА — пожарный автомобиль;
  • ГВА — газоструйный вакуумный аппарат, предназначен для создания разрежения в полости центробежного насоса при заборе воды из открытого водоисточника. Работает за счет энергии выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, направляемых вместо глушителя ПА в газоструйный насос, вакуум камера которого соединена трубопроводами с полостью центробежного насоса;
  • ПН — пожарный насос;
  • КПП — коробка перемены передач;
  • КОМ — коробка отбора мощности, предназначена для передачи крутящего момента от первичного вала КПП на ПН, включается в кабине водителя отдельным рычагом. Крепится на КПП вместо верхней крышки.
  • Г-600 — гидроэлеватор, предназначен для забора воды из труднодоступных водоисточников и уборке излишне пролитой воды после тушения пожаров, представляет собой водоструйный насос;
  • ПС — пеносмеситель. На насосах серии ПН-40 установлен пеносмеситель марки ПС-5 (обеспечивает 1-5 пеногенераторов ГПС-600), предназначен для введения в поток воды пенообразователя в концентрации 4-6%, расположен между напорным коллектором и всасывающим патрубком ПН, имеет в своей конструкции водоструйный насос и дозатор, может производить забор пенообразователя как из пенобака ПА, так и из посторонней емкости;
  • вакуум-клапан, встречается в литературе под названием вакуум-кран, вакуумный затвор, предназначен для соединения и рассоединения полости центробежного насоса с вакуумной камерой ГВА, устанавливается на напорном коллекторе ПН;
  • манометр — прибор для измерения давления, установлен на напорном коллекторе ПН, отградуирован в кгс/см2;
  • мановакууметр — прибор для измерения давления, как положительного так и отрицательного, установлен на всасывающем патрубке ПН, отградуирован в кгс/см2;
  • сливной краник — краник пробкового типа, установлен в нижней части корпуса ПН для слива воды после работы, кроме того установлены на трубопроводах системы дополнительного охлаждения двигателя ПА;
  • тахометр — прибор для измерения числа оборотов вала ПН, отградуирован в оборотах в минуту (об/мин.), бывают механические и с электрическим приводом.


Пожарные насосы

Насос — это устройство, которое преобразует механическую энергию двигателя в энергию, что способствует перекачиванию жидкости, газов, а также жидкости с твердыми веществами. В машинах, что задействованы в тушении пожаров зачастую используют механические центробежные пожарные насосы, в них энергия жидкости (или сжиженного газа) переходит в энергию механическую.

Все насосы делят на три типа, в зависимости он того с помощью какой силы они перекачивают жидкость (газ, жидкости с твердыми телами):

  1. объемная сила;
  2. вязкость (жидкостное трение);
  3. плоское или двумерное давление (поверхностное).

Первые два типа в свою очередь объединяются в общую группу и относятся к динамическим насосам. А те, которые работают с помощью поверхностного давления относятся к объёмным насосам. Основная особенность насосов пожарных транспортных средств, что они приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания, это стоит учитывать при изготовлении подобных устройств.

Требования, которым должны соответствовать пожарные насосы.

  • Надежность. Так как в случае пожара от насосной установки зависят человеческие жизни.
  • Удобность. Насос можно было просто и удобно эксплуатировать.
  • Автоматизация. По возможности работа пожарного насоса автоматизирована.
  • Тишина. Уровень издаваемого шума, а также вибрации должен быть минимизирован.

Подготовка пожарного автомобиля к работе

Пожарные автомобили содержатся в гаражах пожарных частей в полной боевой готовности: заправлены ГСМ; цистерна заполнена водой, пенобак — пенообразователем; укомплектованы пожарным оборудованием.

При подготовке ПА по прибытию на место работы необходимо:

  1. Установить ПА на ручной тормоз;
  2. Установить под колеса противооткатные упоры.
  3. Присоединить необходимые рукавные линии;
  4. Установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение;
  5. Включить зажигание поворотом ключа вправо до щелчка;
  6. Включить стартер и запустить двигатель.
  7. Нажать педаль сцепления и включить КОМ (для чего переведите рычаг включения коробки на себя и плавно отпустите педаль сцепления);

Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы (подача воды от цистерны, открытого водоема или гидранта). Во избежание выхода из строя выжимного подшипника сцепления не допускается длительная работа силовой передачи с выжатой муфтой сцепления.

Устройство пожарного насоса

Конструкция пожарного насоса состоит из основного массива устройства, рабочего колеса, вала, а также устройство оснащено приспособлениями для подвода жидкости и ее вывода. Рабочее колесо состоит из двух дисков, между дисками есть лопасти. Они выполнены с загибами в сторону противоположную к вращению рабочего колеса.

Начиная с 1983-го года колёса начали изготавливать с лопастями цилиндричной формы, это увеличило напор и подачу насосав до 30%. А также сохранило КПД. До этого 83-го г. лопасти имели двойственный изгиб, что сохраняло высокую кавитацию и минимизировала гидравлическое сопротивление. Но такие лопасти колес вызывали трудности в процессе их изготовления, поэтому от них отказались. Далее рассмотрим некоторые виды центробежных пожарных насосов.

ПН-40 (ПН-40УА)

Пожарный насос ПН-40УА начали выпускать в самом начале восьмидесятых годов как аналог насоса ПН-40У. Это качественный пожарный, унифицированный насос, который и получил хорошие оценки при применении его в деле. Корпус насоса ПН-40УА в отличие от ПН-40У разделили на две части, стало намного удобней его чинить. Также модель УА имеет масляную ванну, которая расположена сзади и снимается при необходимости.

В новом ПН-40УА внедрили инновационный метод фиксации колеса на две шпонки, а не на одну как было в ПН-40У. Из-за этого крепление стало надежней. Обновленный ПН-40УА предназначен для подавляющего большинства техники, что задействована в тушении пожаров, и становиться на шасси ГАЗ, УРАЛ и ЗИЛа.

Масло добавляют через специальное технологическое отверстие, которое плотно закрывается крышкой, вместимость ванны пол литра. Внизу масляной ванный есть отверстие для слива масла, тоже предусмотрено закрывающейся крышкой. Для того, чтобы слить воду необходимо просто повернуть кран, что находится внизу насоса. Рычаг крана удлинён для удобного его использования.


Работа с насосом без установки ПА на водоем

(Подача воды из цистерны)

  1. Присоединить рукавные линии к напорным патрубкам (при этом нужно стремиться, чтобы количество изгибов при прокладке рукавов было минимальным).
  2. Проверить при помощи ключа плотность закрытия заглушки на всасывающем патрубке насоса, а также вентилей, задвижек и краников.
  3. Открыть вакуум — клапан для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса. (Наличие воздушной пробки в верхней части полости насоса не позволяет воде заполнить насос).
  4. Открыть вентиль из цистерны. После появления воды в смотровом глазке вакуум – клапана или из диффузора ГВА, закрыть вакуум-клапан.
  5. Включить сцепление и увеличить обороты до давления на манометре 2 — 3 кгс/см2.
  6. Плавно открыть задвижку в рукавную линию.
  7. Плавно прибавить газ и довести давление до необходимой величины.

Операции по окончании работы:

  1. Снизить обороты двигателя до минимальных.
  2. Выключить сцепление.
  3. Закрыть задвижку подачи воды в напорную линию.
  4. Закрыть вентиль подачи воды из цистерны.
  5. Выключить КОМ и двигатель автомобиля.
  6. Открыть сливной краник из насоса и вакуум -кран.
  7. Отсоединить рукавные линии.
  8. Поставить заглушки на напорные и всасывающий патрубки.
  9. Очистить рукава и рукавное оборудование от грязи и уложить на места с обязательным закреплением.
  10. Надежно закрыть отсеки.

По прибытию в гараж следует:

Характерные ошибки при выполнении упражнения.

  1. Попытка подачи воды в линию без предварительного заполнения насоса водой. (Наличие воздуха в полости насоса может привести к задержке подачи воды на тушение пожара, невозможность создания необходимого давления).
  2. Выпуск воздуха через вакуум — клапан при включении насоса.
  3. Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.

Внешне этот насос повторяет формы модели ПН-40, и особо не выделяется новой конструкцией. Если насос необходимо привести в действие от открытого источника воды, то на всасывающую часть насоса одевается небольшой отрезок трубы с двумя выходами, что позволяет одеть рукава диаметром не больше12,5 сантиметра. Что бы слить воду необходимо открыть кран в нижней части насоса, который направлен четко вниз. А в модели ПН-40УА этот краник находится с боку.

Забор воды из водоема

Характерные ошибки при работе.

  1. Недостаточные обороты двигателя при работе ГВА.
  2. Снижение частоты вращения до закрытия вакуум — клапана.
  3. Высокое давление при открывании напорных задвижек.
  4. Преждевременное закрытие вакуум — клапана.
  5. Попытки включения и выключения ГВА при больших оборотах двигателя.
  6. Включение и выключение сцепления при большой частоте вращения вала двигателя.

Дополнения и пояснения.

Забор воды из водоема при неисправной вакуумной системе


Схема вакуумной системы пожарного автомобиля

Вакуумная система пожарного автомобиля: 1- корпус газоструйного вакуум-аппарата; 2- выхлопная труба двигателя; 3 — резонатор сирены (если сирена газоструйная); 4- заслонки; 5‑трубопровод; 6 — отверстие для продувки системы после работы; 7- корпус вакуумного клапана; 8‑валик кулачковый (эксцентрик); 9- смотровой глазок; 10- клапан; 11- диффузор; 12 – сопло; 13‑патрон и лампочка.

Примечание. Положение рычага в позиции 1а для продувки вакуумной системы в зимнее время; положение в позиции 2а для создания вакуума в полости пожарного насоса.

Характерные ошибки при работе:

Дополнительные рекомендации:

  1. Вероятность обрыва водяного столба уменьшается, если вентиль из цистерны закрыть после подачи воды в линию.
  2. При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сетки должен быть надежно закрыт.

Если это условие выполнить невозможно, воду можно забрать кольцеванием цистерны для чего:

Заполнение цистерны водой из открытого водоисточника

Вместе с тем необходимо помнить, что внутренняя площадь стенок автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б составляет 10 м2. При такой площади даже небольшое избыточное давление (0.5 кгс/см2) создает разрывающее усилие 5000 кг.

Чтобы не разорвать цистерну, заполнение ее должно производиться под небольшим давлением 1,5-2 атм. В этом случае контрольная трубка успевает пропускать избыток воды в момент переполнения цистерны.

ПН-110

Пожарный насос, работающий при нормальном давлении, имеет одну ступень и отводы в форме спиралей. В этой модели прослеживается сходство с насосом ПН-40, а именно похожи основные рабочие детали. ПН-110 отличается размером всасывающие трубы, она составляет 20 сантиметров, а также диаметром напорный отрезков труб, что имеют 10 сантиметров.

Проверка пожарного насоса

Подключить насос, что установлен на пожарном транспортном средстве к открытому источнику водного ресурса. Привести насос в действие и качать воду соблюдая условие, что задвижки полностью открыты. Используя показатели приборов для измерения давления выяснить уровень напора, что создает насос. Сделать сравнительную оценку полученного значения напора с нормативным значением, в условиях что скорость вращения вала была номинальной.

Согласно техническим характеристикам, уменьшение давления воды в насосе в отношении номинального значения не должно быть больше пятнадцати процентов.

Характеристики пожарных насосов

Каждая модель насоса отличается такими характеристикам, как давление пожарного насоса, напор и производительность. Что они обозначают и какие из них можно назвать самыми важными?

Производительность пожарного насоса (включая насосы пожарных автомобилей) — это главный показатель для пожарных. Чем выше производительность, тем больший объём воды может перекачивать насос. Если производительность пожарного насоса маленькая, то потушить большой пожар будет невозможно.

То же самое можно сказать и про напор пожарного насоса. Напор — это давление воды, выражаемое в высоте водного столба, которая подаётся непосредственно из самого насоса. Чем больше напор пожарного насоса, тем большее количество воды может выйти из устройства для пожаротушения.

Давление пожарного насоса аналогично напору и показывает высоту, на которую насос может поднять воду. Для того, чтобы избавиться от огня на большой высоте (на 6-7 этаже многоэтажного дома), придётся воспользоваться насосом с высоким давлением.

Управление и работа пожарных насосов

Эти устройства невозможно заменить при тушении огня. Для того, чтобы выполнять все возложенные на них функции, используются инерционные силы. Эти агрегаты подают воду либо пену, предназначенную для тушения пожара. Также они могут прокачивать воду в трубопроводах и создавать вакуум.

Из-за того, что пожарные насосы не относятся к самовсасывающему оборудованию, перед началом работы их следует заполнить. Работа пожарных насосов зависит от того, в каком состоянии находится оборудование. Если оно давно не проверялось, то велика вероятность, что в самый неподходящий момент насос банально заглохнет и перестанет работать.

Если же речь идёт о работе этого устройства непосредственно от цистерны пожарной машины, то (по причине того, что уровень воды в цистерне может быть значительно выше уровня насоса), заполнение допускается путём открытия запорной арматуры. Для этого даже не придётся создавать вакуум. Стабильная работа пожарных насосов в первую очередь зависит от уровня воды.

В некоторых случаях воду берут из открытого источника. Это может быть как водоём, так и небольшое озеро. В таком случае тоже требуется первоначальное заполнение. По этой причине перед началом работы необходимо включить специальный вакуумный аппарат. Этого будет достаточно для того, чтобы потом можно было запустить и сам насос.

Узнать о том, что насос заполнен, возможно при помощи монометра. В таком случае он будет показывать избыточное давление.

После того, как появляется давление, задвижки открываются и вода поступает в пожарные рукава.

Для того, чтобы избежать нестабильной работы, необходимо внимательно следить за состоянием этого сложного технического оборудования. Тогда ни о каких проблемах не будет идти и речи.

В целях обеспечения нормального режима работы требуется позаботиться и о герметичности всех рабочей полостей. Каждый насос рекомендуется регулярно проверять на герметичность.

Управление пожарным насосом может осуществляться только специалистом. Для этого может использоваться специальная панель, если речь идёт о современной пожарной машине. Управление пожарным насосом представляет собой сложный технический процесс. Оператору необходимо правильно рассчитать все параметры, чтобы попасть водой прямо в цель (помещение или строение, объятое пламенем).

Проверка пожарных насосов

Пожарный насос справится со всеми возложенными на него функциями только при условии, что он будет находиться в рабочем состоянии. Для этого его необходимо проверять. Контроль за состоянием пожарных насосов допускается осуществлять при помощи осмотра комплектации. Также можно пускать воду и производить просушку и перекату пожарных рукавов. Проверка пожарных насосов должна производиться регулярно. Даже мельчайший дефект может стать причиной поломки этого оборудования.

Пожарные насосы также нуждаются и в проверке поддержания определённого уровня напора. Они должны иметь достаточно надёжный переход на резервный насос.

Все указанные процедуры следует выполнять с определённой периодичностью. Если оборудование используется слишком часто, то не будет лишним проверять его хотя бы несколько раз в 6 месяцев. Для того, чтобы узнать точный срок, когда насос подлежит проверке, необходимо изучить инструкцию, ведь для каждой модели этот срок разный.

Насосы пожарных автомобилей — это главный инструмент для тушения пожара как в городе, так и за его пределами, поэтому он должен находиться в идеальном состоянии. Для этого и предназначена такая процедура, как проверка пожарных насосов.

Видео: Как работают центробежные пожарные насосы

Самые первые агрегаты для ликвидации пожаров появились ещё 200 лет назад. Ручной пожарный насос был оснащен возвратно-поступательным механизмом поршневого типа, а устанавливались такие агрегаты на конные повозки. Со временем такое оборудование претерпело ряд модификаций и современные центробежные пожарные насосы отличаются высокими показателями напора и производительности, монтируются в составе пожарных станции на автомобили.

Комбинированные насосы для пожарной техники

К таким насосам относят те модели, что благодаря своим техническим характеристикам имеют возможность перекачивать жидкости под высоким и средним (нормальным) давлением. При Советском Союзе, по приказу Министерства внутренних дел продумали, изготовили и выпустили серию насосов ПНК-40/2, что были самовсасывающими и комбинированными. Вихревая ступень всасывала и перекачивала воду, когда напор был высокий, а при нормальном давлении воды это делало рабочее колесо.

Видео про пожарные насосы

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 24488
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: