Как выключить блокировку на ниве шевроле

Обновлено: 04.07.2024

Машина повышенной проходимости Нива Шевроле конструктивно создана так, что при движении всегда участвует полный привод. Это хорошо ощущается, если вы попали в зону непроходимости, как грязь, болото или снег. В такой ситуации все четыре колеса автомобиля будут задействованы. Но зачастую для автолюбителей назначение полного привода и его работа становятся не актуальными, особенно, если водитель ездит по городским дорогам без тяжело проходимых путей.

Полный привод при этом будет создавать неудобные ситуации: излишний расход топлива, лишний износ основных запчастей авто, а иногда при работе двух мостов может ощущаться гул на дороге. Поэтому разумным решением при данной ситуации дел будет временно отключить передний мост на Ниве. Сделать это не сложно, если обладать определёнными знаниями на эту тему.

Специфика полного привода

Нива функционально является внедорожником с полным приводом, машина изначально задумывалась для поездок по труднопроходимым дорогам. Поездки по таким зонам рассчитаны на задействование переднего моста. Оба моста всё время пребывают в активированном состоянии, однако одновременность их работы регулируется распределительной системой управления мостами. При остановке одного моста понижается расход топливной смеси. Эксперты полагают, что в задействовании переднего моста на ровной дороге и с минимальными осадками нет острой необходимости.

отключение переднего моста на ниве шевроле

При длительных поездках увеличение расходности топлива будет хорошо чувствоваться, так как такой расход иногда составляет лишних 2,5 л на каждые 100 км. Поэтому многие водители хотят передний мост отключить на Ниве Шевроле при городском движении. Но при запланированной поездке в труднопроходимую зону со снегом, дождём и грязью нужно обязательно включить передний мост и привести машину в готовность к экстренным ситуациям. Поэтому работу этой функции и порядок отключения привода должен знать любой владелец Нивы.

Узел выключения моста

как подключить андроид авто

Регулировать включение блока можно непосредственно из салона машины через рукоятку активирования узла. Если блок выключения моста отсутствует, нейтрализовать передний привод можно только с помощью демонтажа переднего вала, как и поступает большинство автовладельцев. В автомастерских также могут предложить демонтировать задний вал, чтобы получить автомобиль с передним приводом.

Использование Нивы Шевроле без одного из валов технически возможно, однако от этого могут пострадать другие части машины. Быстро приходят в негодность: основа раздаточного узла, поршни выходного кардана, а также сам вал. При демонтаже кардана вы уже не сможете включить в экстренной ситуации силовой агрегат. Поэтому лучшим решением для деактивации переднего моста будет дополнительное приобретение и установка специального блока отключения привода.

Блок выполнен в виде переходника, который совмещает передний вал с поршнем. Данный узел имеет лёгкое управление в виде переключателя, который находится в салоне поблизости коробки переключения скоростей. После покупки узла отключения переднего моста на Ниве, он устанавливается по такому алгоритму:

  1. Открутить 5 болтов кожуха корпуса переднего привода.
  2. Удалить кожух вместе с переходником и карданом.
  3. Поставить блок привода нужно вместо кожуха, который был предварительно отсоединён. Если при закреплении устройства выкручивается переходник, то его надо переставить прорезкой к посадочному месту.
  4. Далее устанавливается на первоначальную позицию раздаточная коробка.
  5. После окончания работы нужно протестировать уровень смазки трансмиссии, при низком уровне произвести доливку.

Стоимость узла выключения моста колеблется в пределах 6-7 тысяч рублей, но его установка вполне оправдана. Данный блок помогает водителю Нивы быть уверенным, что машина защищена от негативных ситуаций на дороге, особенно в труднопроходимых местах. Также положительным моментом является сниженный расход топлива.

как выключить полный привод на ниве шевроле

Отключаем передний мост

Производитель в технических рекомендациях советует производить отключение переднего моста Нива Шевроле по следующему алгоритму:

  1. Отключить передний кардан от раздаточной коробки.
  2. Открутить крышку и вылить масло в контейнер, удалить остатки грязи с раздаточной коробки.
  3. Отключить клемму индикатора, демонтировать рукоятку, регулирующую блокировку.
  4. Демонтировать коробку переднего моста.
  5. Закрепить свежую прокладку, уплотнив её с обоих боков герметиком.
  6. Подсоединить новый кожух привода с блоком выключения привода, индикатором и заглушкой. Собирать механизм следует в порядке, обратном разборке.
  7. Снять крышку ёмкости для масла и произвести залив масла в раздаточную коробку после окончания работ.

В салоне Шевроле обустроены две рукоятки: коробка переключения передач и регулятор раздатки машины. Некоторые автолюбители ошибочно полагают, что рукоятка деактивирует передний привод, но это заключение не соответствует действительности. Заводские установки Нивы Шевроле подразумевают функционирование полного привода на все колёса. А рукоятка рядом с коробкой передач занимается дифференциалом в раздаточной коробке.

Для вывода из работы переднего моста, в том числе для снижения расхода топлива, нужно подключить специальный блок и провести блокировку дифференциала. После установки узла блокировки можно производить отключения переднего моста на Ниве переводом рычага в определённое положение. Удобным моментом является то, что выполнять такое переключение можно во время передвижения машины. При этом активация происходит за пару секунд аналогично перестройке на коробке передач.

Видео 5:00 минут.

Эксплуатация раздаточной коробки на Ниве Шевроле

Крутящий момент от двигателя передаётся на раздатку от коробки передач через промвал. От раздаточной коробки задний кардан идёт на задний привод, и аналогичный кардан идёт на передний привод. После переднего вала крутящий момент передаётся на редуктор переднего моста. Передний редуктор, в свою очередь, крутящий момент передаёт через приводы на колёса.

На каждом этапе передачи крутящего момента происходят сильные механические потери. В том числе приходят в износ крестовины на кардане. В последних моделях Нивы крестовины заменили на шрусовые передачи. Но даже исключив крестовины на карданах, потери всё равно остались. Также потери претерпевает и редуктор. Изнашиваются шестерни и подшипники, зимой возникает проблема замерзания трансмиссионного масла – на этом теряется большое количество энергии.

Аналогичные потери энергии происходят на шарнирах приводов с обеих сторон. Когда вы ставите в коробку механизм, который отключает передачу крутящего момента от раздатки на передний вал, вы можете заметить, что вращение кардана, моста и приводов продолжается. Благодаря тому, что вращение всей трансмиссии происходит и дальше, снижение расхода топлива будет небольшим.

Экономия топлива на Ниве Шевроле – так ли она существенна

Снижения топливных затрат можно достичь благодаря отключению одной группы шестерен в раздатке. Именно благодаря потерям трения на эти шестерёнки и происходит экономия топлива. Для Нивы Шевроле подобная доработка в виде изменённой раздатки обойдётся примерно в 7-8 тысяч рублей. Производитель заявляет об экономии топлива до 2-х литров горючего на 100 км. То есть такие затраты окупаются через 9000 км. Однако эксперты оспаривают такой размер экономии, ведь в раздатке отключается всего одна группа шестерёнок.

При установке данного дополнительного блока весь крутящий момент от двигателя переходит с формулы 4х4 полностью на заднюю часть трансмиссии. В этом случае на задний мост, кардан, крестовины и полуоси приходится двойная нагрузка, отчего значительно сокращается срок службы задней трансмиссии. Некоторые автолюбители придерживаются мнения, что формула 4х4 нужна не только на труднопроходимых трассах.

Видео 12:00 минут. Отключение переднего моста на ниве 21214

Полный привод часто улучшает поездки по городским, ежедневным дорогам, когда машина на скорости может сталкиваться с препятствиями, на скользких и заснеженных участках. Иногда полный привод может выручить водителя в трудной, экстренной ситуации, например, при необходимости объезда авто на заснеженной обочине. Некоторые машины имеют в своих заводских установках отключение в раздатке переднего моста, без отключения хабов.

Но при этом задняя трансмиссия у них рассчитана на полных крутящий момент от двигателя. Нужен ли дополнительный апгрейд в виде блока выключения переднего моста – такое решение остаётся за каждым владельцем Нивы Шевроле. Но подходить к этому вопросу надо индивидуально, с учётом планирования мест своих поездок, а также температурных показателей для передвижения. Также будет иметь значение сложность трасс.

Читайте так же: Как узнать калильное число свечей зажигания

В каких случаях пользоваться блокировкой дифференциала

Нива Шевроле производилась с целью обеспечения водителю и пассажирам высокого уровня проходимости на трудных трассах и в горных районах. Машина хорошо осваивает пути, где присутствует слякоть, грязь, снег и неровное дорожное покрытие. Особенно хорошо такие препятствия проходятся с включенным заблокированным дифференциалом. Этот режим производитель советует активировать в таких ситуациях:

  • на трассах с низким уровнем проходимости;
  • на резких схождениях и восхождениях;
  • при езде по песку и другой рыхлой местности;
  • при поездках по высоким снежным заторам или ледяному напылению.

Такое блокирование автомобиля предлагается производить по рекомендациям производителя не реже, чем 1 раз в семь дней, особенно в зимний период года.

Как отключить передний мост Нива Шевроле

Порядок затяжки ГБЦ на Ниве Шевроле

Заключение

Узел выключения моста – это надёжный и очень полезный функционал, которым пользуются многие владельцы автомобиля Нива Шевроле. Небольшим недостатком данной конструкции может на первый взгляд показаться ценник узла, но через 6-7 месяцев размеренной езды механизм полностью окупает себя благодаря сниженному потреблению топлива.

Однако, многие автолюбители не хотят участвовать в дополнительных затратах и полностью демонтируют передний вал. Но при принятии такого решения следует учитывать стандартные маршруты своих поездок, в том числе отсутствие передвижения по сложным трассам, где вам может понадобиться полный привод. Также не стоит забывать, что при этой процедуре будет повышенный износ определённых деталей автомобиля.

Поэтому каждый водитель самостоятельно принимает для себя решение – установить блок выключения моста или просто демонтировать кардан. Но эксперты рекомендуют блок отключения переднего привода как необходимое устройство в вашей Ниве Шевроле.



Автомобиль марки Нива Шевроле относится к семейству внедорожников. Поэтому для лучшего движения этого транспортного средства завод-изготовитель оборудует на его колесах дифференциалы. Что это за устройство? В чем заключаются его функции? Как выполняется блокировка дифференциала на Ниве Шевроле? Квалифицированные специалисты дают ответы на все поставленные вопросы в данной статье.

Функции дифференциального устройства Нивы Шевроле

Под автомобильным дифференциалом специалисты подразумевают механическую установку, в состав которой входит набор планетарных шестерен и валов. В функции дифференциала Нивы Шевроле относят распределение крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания транспортного средства до ведущих колес, установленные на одной оси. Благодаря этому колеса автомобиля крутятся с разной скоростью.

Возможность колес Нивы Шевроле крутиться с неодинаковой скоростью очень важна при осуществлении поворотных движений. Особенно когда одно колесо проходит по малому радиусу, а второе колесо, размещенное на этой же оси, – по большому радиусу. Если бы не было такого устройства, как межколесное дифференциальное устройство, то колеса транспортного средства пробуксовывали.

В результате подобного прокручивания автомобиль заносило бы в сторону, а покрышки быстрее изнашивались и теряли свои функциональные особенности.

При движении Нивы Шевроле по прямой трассе с постоянной скоростью межколесное дифференциальное устройство распределяет тягу от ДВС равномерно между всеми колесами. Значит, оба колеса ведущего типа будут вращаться с одинаковой скоростью. При пробуксовке какого-либо ведущего колеса дифференциал увеличит тяговое усилие именно на буксующем колесе. Стандартно на легковом автомобиле устанавливается один межколесный дифференциал на ведущем мосту. Для Нивы Шевроле предусмотрено три таких устройства, они установлены на:

  • переднем мосте;
  • заднем мосте;
  • в центре межосевого действия.

Центральное дифференциальное устройство необходимо, чтобы распределять крутящий момент к обоим мостам транспортного средства от двигателя внутреннего сгорания.

Блокирование дифференциала Нивы Шевроле



Так как Нива Шевроле относится к внедорожникам, то ей нужна возможность включения блокирования всех межколесных дифференциальных устройств. Это вызвано необходимостью увеличения проходимости транспортного средства в случае бездорожья.

Рассмотрим механизм блокирования дифференциального устройства на Ниве Шевроле:

  • при пробуксовывании одного из колес межколесный дифференциал передаст тяговое усилие к нему от двигателя внутреннего сгорания;
  • остальные колеса находятся в этот момент в состоянии покоя, потому что тяговая сила на них действовать не будет;
  • транспортное средство остановится.

Принудительное блокирование межколесного дифференциала нужно для того, чтобы максимально использовать тягу, передаваемую от автомобильного двигателя до ведущих колес. Благодаря действию составляющих компонентов дифференциала (это шестеренки, валы и муфта-блокиратор), между ведущими колесами произойдет жесткая связка. Именно поэтому крутящий момент будет равномерно распределяться между обоими автомобильными мостами – передним и задним. Таким образом, проходимость внедорожника Нивы Шевроле увеличится.

Как правильно использовать функции блокирования межколесного дифференциала на Ниве Шевроле



Специалисты при использовании блокировки дифференциала на Ниве Шевроле рекомендуют придерживаться нескольких правил.

Правило № 1 – специфика переключения раздаточной коробки на пониженные передачи. Такое переключение должно производиться в момент остановки транспортного средства.

Правило № 2 – включение процесса блокирования дифференциала. Это возможно только, когда автомобиль едет без остановок.

Правило № 3 – переход на пониженную передачу. Данное действие разрешается производить без остановки Нивы Шевроле.

Правило № 4 – обеспечение оптимальной работы межколесного дифференциала. Для этого потребуется водителю периодически совершать переключение на раздаточной коробке рычага дифференциального устройства. Периодичность – один раз в неделю (особенно в зимний сезон).

Режимы передач

Давайте разберем более подробно как пользоваться раздаткой на Ниве Шевроле. Она служит для переключения на пониженную передачу, а так же блокирует межосевой дифференциал, делать это можно одновременно. Для того чтобы включить пониженную передачу необходимо переключить рычаг в право вверх, для блокировки рычаг нужно потянуть влево до самого конца. Ручка имеет следующее обозначение:

  • Low(L)- понижение;
  • N-нейтральная;
  • High(H)- обычная, повышенная.

На рисунке ниже представлена схема работы трансмиссионных рычагов, КПП и раздаточной коробки:


Производить переключение в раздатке с понеженной на повышенную, можно во время движения. Для этого нужно дважды выжать сцепление.

Пониженная передача включается на скорости не больше 5 километров в час, или после полной остановки. Для того чтобы преодолеть крутой подъём, или при движении где имеется слабый грунт, чтобы скорость автомобиля была минимальная и при этом устойчивая, пониженную передачу нужно включать заранее. Например если вы едите по ровной дороге на второй или третей передаче, и перед вами появляется плохой участок дороги, нужно остановиться и переключиться на пониженную.

Как определить включена ли блокировка дифференциала на Ниве Шевроле

Определить, включена ли блокировка межколесного дифференциального устройства, можно, даже не покидая салона Нивы Шевроле. Рассмотрим, как это сделать:

Как видим, рычагом управления раздаточной коробки можно не только переключать ступени передач, но и управлять процессом блокирования межколесного дифференциального устройства. Это связано с тем, что блокировка автомобильного дифференциала выступает частью течения функционирования полноприводного механизма Нивы Шевроле. Включенная в нужный момент блокировка способствует беспрепятственному передвижению внедорожника в труднопроходимых дорожных условиях.

Не включается блокировка дифференциала на ниве шевроле

Для нивовода очень важно знать, как устроена трансмиссия Нивы, и еще важнее это знание правильно применять. Этой теме посвящен раздел Полный привод, в частности статья Привод Нивы, где есть в том числе и рекомендации, как лучше включать и выключать блокировку дифференциала раздатки, но без объяснения причин возникающих при этом проблем. Статья написана несколько лет назад. С тех пор появилось новое понимание проблемы и путей ее решения. Поэтому я задался целью подробнее описать процессы включения и выключения, не затрагивая вопросы о ситуациях, когда это необходимо делать.

Устройство дифференциала в раздатке

Достаточно подробно устройство раздатки рассмотрено в Иллюстрированном альбоме (Раздаточная коробка, ее привод и схема работы).

Рассмотрим устройство дифференциала и принцип его работы. Вот фрагмент из приведенной в альбоме схемы раздатки:


Передача крутящего момента и вращения от двигателя, а также дальнейшая их трансформация показана голубой и оранжевой линией. Линии две из-за того, что выше на этой схеме показано также переключение передач в раздатке.

Корпус дифференциала образован несколькими соединенными деталями, которые вращаются на подшипниках 16 и 36. С корпусом соединена ось сателлитов 26, на которой могут вращаться два сателлита 25, представляющие собой конические зубчатые шестерни. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с шестернями вала переднего привода (на схеме не обозначен) и вала заднего привода 24. Будем называть валы просто: передний и задний.

Момент и вращение поступают на корпус дифференциала с промежуточного вала раздатки через зубчатую передачу, вместе с корпусом вращается и ось сателлитов. Вращение и крутящий момент передаются сателлитами на шестерни валов. Здесь отметим важное обстоятельство: поскольку передаточные отношения от корпуса дифференциала к валам одинаковы, подаваемый на валы крутящий момент делится строго пополам

, 50/50. А вот вращаться валы могут с разной скоростью: если какой-то вал вращается медленнее, то сателлиты начинаю проворачиваться вокруг оси 26, отрабатывая эту разницу и заставляя другой вал вращаться быстрее. Поэтому скорость вращения корпуса дифференциала в точности равна средней скорости выходных валов (т .е. их полусумме). Крутящий момент по-прежнему делится поровну.

Теперь рассмотрим механизм блокировки дифференциала:

Передним рычагом в раздатке перемещается муфта блокировки дифференциала 5. Она постоянно находится в зацеплении с зубчатым венцом на корпусе дифференциала 6. При смещении муфты вперед (рычаг при этом движется назад), муфта входит в зацепление также и с зубчатым венцом 7 на переднем валу, т. е. соединяет два венца. Благодаря такому соединению скорость вращения дифференциала становится равной скорости вращения переднего вала. Сателлиты относительно шестерни переднего вала проворачиваться больше не могут и вынуждают задний вал вращаться с той же скоростью, т. е. дифференциал оказывается заблокированным.

Блокировка вполне может не включиться на стоящей машине из-за того, что зубья муфты 5 оказались против зубьев венца 7 и упираются в них, т. е. муфта не может переместиться. Чтобы включить блокировку нужно заставить дифференциал немного повернуться. Проще всего это сделать, поворачивая на небольшой скорости: передние колеса в повороте проходят больший путь, чем задние, и эта разница путей отрабатывается проворотом дифференциала относительно переднего вала. Если при этом тянуть рычаг блокировки на себя, то в момент, когда зубья венца окажутся против впадин в муфте, блокировка легко включится.

К сожалению, этот прием помогает не всегда. Вспоминаю, как на первой Нивке в 1999 году я еще мало что соображал в машинке. Блокировкой пользовался только при проезде на дачу. Там тогда были ой какие сложные последние 10 километров! Зимой поездок на дачу нет, соответственно, блокировку не включал совсем. А перед первой весенней поездкой в апреле спохватился — а она не включается. Ну совсем никак не включается! Позвонил в какой-то нивский сервис (телефон дал продавец на рынке). Позже выяснилось, что это был как раз НИИ КМ. Цену за ремонт назвали такую, что ненамного дороже было купить новую раздатку, что я и сделал, а прежнюю потом продал за полцены, пробег у нее был всего 45 тык.

Для себя я объясняю причину так. Корпус раздатки силуминовый, при зимней эксплуатации активно образуются окислы, причем объем окиси алюминия вдвое больше, чем у самого алюминиевого сплава. Окислы препятствуют перемещению штока, который толкает вилку муфты блокировки. После той истории я профилактически включаю и выключаю блокировку раз в неделю.

Но может быть и другая причина. Участник форума Артем

Ура! Я ее починил! Действительно — датчик включения блокировки был сильно прикручен и препятствовал блокировке дифференциала. Смотрите какая ямка образовалось на нем от попыток включить блокировку.

Подобрал шайбочку нужной толщины — и все заработало. Судя по конструкции узла — это может быть распространенной проблемой.

Фотография из этого постинга:

Участок, который нужно было пройти с включенной блокировкой, закончился, водитель толкает рычаг от себя — а она не выключается. Объяснение тоже простое: дифференциал пытается провернуться, но этому препятствует блокировка. Между муфтой и венцами, по которым она перемещается, возникает большое усилие, которое прижимает муфту к венцам, и сила трения между муфтой и венцами не дает муфте переместиться. Надо создать такие условия, чтобы это соединение разгрузилось. Как это сделать?

Рычаг включения блокировки межколесного дифференциала на Нива Шевроле

Все внедорожники отличаются от обычных автомобилей тем, что такие машины могут преодолевать любое препятствие на дороге, даже в том случае, когда дорога полностью отсутствует. Такую особенность эти автомобили получили из-за наличия в них полного привода, который может быть как постоянным, так и подключаемым.

Полный привод приводится в действие при помощи дифференциалов. Такой есть и у Нивы Шевроле.

Для чего предназначена блокировка?

В этом механизме присутствуют валы и шестерни. Предназначается дифференциал для распределения крутящего момента от двигателя к колёсам. В Ниве основными ведущими колёсами являются задние. При помощи дифференциала колёса могут крутиться с разной скоростью, например, при прохождении поворотов. В таком случае одно колесо проходит малый радиус, а другое – большой. Если бы не было дифференциала, то колёса станут пробуксовывать, что станет причиной повышенного износа резины.

Расположение рычага включения передач блокировки на Нива Шевроле

При движении по прямой дороге тяга от мотора распределяется между колёсами равномерно. Если одно колесо начинает пробуксовывать, например, на льду, то дифференциал передаёт больше усилия от двигателя именно на него. Такой механизм в основном устанавливают на ведущем мосту. У Нивы же он стоит на:

    Заднем и переднем мосту.

Видео о том как работает блокировка межколесного дифференциала на Нива Шевроле

Включение блокировки дифференциала

На Ниве Шевроле есть возможность включать одновременно все три дифференциала. Благодаря этому проходимость машины увеличивается в несколько раз при езде по бездорожью.

Принудительная блокировка заключается в том, что ведущие колёса объединяются между собой, в результате чего они могут вращаться с одинаковой скоростью. Благодаря блокировке, максимально будет использоваться тяговое усилие двигателя, и передаваться на колёса.

Шестерни дифференциала Нива Шевроле крупным планом

Если будет принудительно включён межосевой блокиратор, то тогда передние и задние мосты также жёстко связываются разом, что гарантирует равномерное распределение тяги ко всем четырём колёсам. Таким образом, проходимость автомобиля будет увеличена в несколько раз, что делает Ниву Шевроле настоящим внедорожником.

Применение блокировки

Не все автомобили оснащаются блокираторами, а потому на бездорожье они будут уязвимыми. Шевроле в данном плане представляет собой уникальный автомобиль, который может двигаться как с одним приводом, так и с полным, что позволяет ему уверенно себя чувствовать даже на горных дорогах.

Рычаг управления дифференциалом Нива Шевроле

Для включения блокировки дифференциала тянем рычаг влево до конца

Принудительную блокировку следует включать в таких случаях:

  1. При преодолении сложных участков трассы. В таком случае блокировку следует включить заблаговременно, ещё до выезда на такой участок.
  2. На крутых подъёмах или склонах, когда возможна пробуксовка колеса.
  3. При движении по песку.
  4. При езде по снегу или льду.

Отключение блокировки

Когда Нива будет передвигаться по обычной дороге с ровным покрытием, то ей не потребуется включать блокировку всех колёс. Они будут нормально сцепляться с покрытием и не пробуксовывать, так как тяговое усилие от двигателя на них будет распределяться равномерно. По этой причине, когда машина будет двигаться по хорошей дороге, где колёса не будут пробуксовывать, использование дифференциала не потребуется.

Правила использования дифференциала

К ним относятся такие:

  1. Переключение раздатки надо проводить только тогда, когда автомобиль не движется.
  2. Включать дифференциал можно и при движении транспорта.
  3. Переходить на пониженную передачу можно при движении авто.
  4. Чтобы обеспечить продолжительную и бесперебойную работу дифференциала, надо периодически его включать, особенно в зимнее время. Делать это следует раз в 7 дней.

Месторасположения рычага переключения

В салоне Нива Шевроле между передними креслами находится два рычага. При помощи одного из них можно переключать передачи в КПП, а при помощи другого – управлять раздаткой.

Между сиденьями Нива Шевроле рычаги переключения передач и дифференциала

Рычаг переключения дифференциала

В основе раздаточной коробки лежит редуктор, состоящий из двух ступеней. Из него и выходит в салон рычаг управления. Передвигаться он может вперёд или назад. При этом он включает/выключает пониженную передачу. Если рычаг двигать влево или вправо, то он может включать/выключать блокировку дифференциала.

Рычаги и схема переключения КПП и раздатки Нива Шевроле

Схема переключения передач и раздатки

Понижающая передача: что она даёт?

Основной составляющей раздатки является понижающий редуктор. Если рычаг управления будет находиться в заднем положении, то число раздатки уменьшается и составляет 1.2 . Когда рычаг будет в переднем положении, то передаточное число увеличивается. Оно будет уже составлять 2.1 . Когда рычаг будет в нейтральном положении, то передаточное число равно 0 .

Дифференциал – неотъемлемая часть механизма полного привода в любом автомобиле. Использовать его рекомендуется только тогда, когда машина движется по бездорожью.

Раздатка Нивы, трудности с блокировкой решаются просто.

ремонт блокировки раздатки шевроле нива

Использование раздатки на ниве шевроле.

Раздатка НИВА. Управление рычагами Раздатки во всех режимах. Практика. Дифференциалы НИВЫ 1ч

Не работает блокировка в Ниве Шевроле! Ремонтируем!

Проверяем раздатку на Ниве: блокировку дифференциала и повышенную, пониженную передачи

как проверить раздатку на ниве при покупке || блокировку дифференциала и повышенную, пониженную

Как работает коробка передач Нива Шевроле, Раздатка Шевроле Нива

Включение межосевой блокировки на Ниве

Для нивовода очень важно знать, как устроена трансмиссия Нивы, и еще важнее это знание правильно применять. Этой теме посвящен раздел Полный привод, в частности статья Привод Нивы, где есть в том числе и рекомендации, как лучше включать и выключать блокировку дифференциала раздатки, но без объяснения причин возникающих при этом проблем. Статья написана несколько лет назад. С тех пор появилось новое понимание проблемы и путей ее решения. Поэтому я задался целью подробнее описать процессы включения и выключения, не затрагивая вопросы о ситуациях, когда это необходимо делать.

Устройство дифференциала в раздатке

Достаточно подробно устройство раздатки рассмотрено в Иллюстрированном альбоме (Раздаточная коробка, ее привод и схема работы).

Рассмотрим устройство дифференциала и принцип его работы. Вот фрагмент из приведенной в альбоме схемы раздатки:


Передача крутящего момента и вращения от двигателя, а также дальнейшая их трансформация показана голубой и оранжевой линией. Линии две из-за того, что выше на этой схеме показано также переключение передач в раздатке.

Корпус дифференциала образован несколькими соединенными деталями, которые вращаются на подшипниках 16 и 36. С корпусом соединена ось сателлитов 26, на которой могут вращаться два сателлита 25, представляющие собой конические зубчатые шестерни. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с шестернями вала переднего привода (на схеме не обозначен) и вала заднего привода 24. Будем называть валы просто: передний и задний.

Момент и вращение поступают на корпус дифференциала с промежуточного вала раздатки через зубчатую передачу, вместе с корпусом вращается и ось сателлитов. Вращение и крутящий момент передаются сателлитами на шестерни валов. Здесь отметим важное обстоятельство: поскольку передаточные отношения от корпуса дифференциала к валам одинаковы, подаваемый на валы крутящий момент делится строго пополам, 50/50. А вот вращаться валы могут с разной скоростью: если какой-то вал вращается медленнее, то сателлиты начинаю проворачиваться вокруг оси 26, отрабатывая эту разницу и заставляя другой вал вращаться быстрее. Поэтому скорость вращения корпуса дифференциала в точности равна средней скорости выходных валов (т .е. их полусумме). Крутящий момент по-прежнему делится поровну.

Теперь рассмотрим механизм блокировки дифференциала:



Передним рычагом в раздатке перемещается муфта блокировки дифференциала 5. Она постоянно находится в зацеплении с зубчатым венцом на корпусе дифференциала 6. При смещении муфты вперед (рычаг при этом движется назад), муфта входит в зацепление также и с зубчатым венцом 7 на переднем валу, т. е. соединяет два венца. Благодаря такому соединению скорость вращения дифференциала становится равной скорости вращения переднего вала. Сателлиты относительно шестерни переднего вала проворачиваться больше не могут и вынуждают задний вал вращаться с той же скоростью, т. е. дифференциал оказывается заблокированным.

Блокировка вполне может не включиться на стоящей машине из-за того, что зубья муфты 5 оказались против зубьев венца 7 и упираются в них, т. е. муфта не может переместиться. Чтобы включить блокировку нужно заставить дифференциал немного повернуться. Проще всего это сделать, поворачивая на небольшой скорости: передние колеса в повороте проходят больший путь, чем задние, и эта разница путей отрабатывается проворотом дифференциала относительно переднего вала. Если при этом тянуть рычаг блокировки на себя, то в момент, когда зубья венца окажутся против впадин в муфте, блокировка легко включится.

К сожалению, этот прием помогает не всегда. Вспоминаю, как на первой Нивке в 1999 году я еще мало что соображал в машинке. Блокировкой пользовался только при проезде на дачу. Там тогда были ой какие сложные последние 10 километров! Зимой поездок на дачу нет, соответственно, блокировку не включал совсем. А перед первой весенней поездкой в апреле спохватился – а она не включается. Ну совсем никак не включается! Позвонил в какой-то нивский сервис (телефон дал продавец на рынке). Позже выяснилось, что это был как раз НИИ КМ. Цену за ремонт назвали такую, что ненамного дороже было купить новую раздатку, что я и сделал, а прежнюю потом продал за полцены, пробег у нее был всего 45 тык.

Для себя я объясняю причину так. Корпус раздатки силуминовый, при зимней эксплуатации активно образуются окислы, причем объем окиси алюминия вдвое больше, чем у самого алюминиевого сплава. Окислы препятствуют перемещению штока, который толкает вилку муфты блокировки. После той истории я профилактически включаю и выключаю блокировку раз в неделю.

Ура! Я ее починил!
Действительно – датчик включения блокировки был сильно прикручен и препятствовал блокировке дифференциала. Смотрите какая ямка образовалось на нем от попыток включить блокировку.

Подобрал шайбочку нужной толщины – и все заработало. Судя по конструкции узла – это может быть распространенной проблемой.

Фотография из этого постинга:


Участок, который нужно было пройти с включенной блокировкой, закончился, водитель толкает рычаг от себя – а она не выключается. Объяснение тоже простое: дифференциал пытается провернуться, но этому препятствует блокировка. Между муфтой и венцами, по которым она перемещается, возникает большое усилие, которое прижимает муфту к венцам, и сила трения между муфтой и венцами не дает муфте переместиться. Надо создать такие условия, чтобы это соединение разгрузилось. Как это сделать?

Нередко можно услышать такой совет: медленно ехать по прямой, виляя рулем, и толкать от себя рычаг блокировки. Я сам давал подобные советы. Но когда писал статью, задумался: а зачем вилять рулем? При повороте в любую сторону задние колеса проходят меньший путь, значит, что при повороте вправо, что при повороте влево дифференциал будет проворачиваться в одну и ту же сторону. Т. е. такой прием может и не помочь выключить блокировку. И, кстати, я понял, почему на одних экземплярах Нивы блокировка выключается легко, а на других вырастает в просто гигантскую проблему.

Когда машина с заблокированным дифференциалом находится в повороте, задние колеса должны были бы идти по меньшему пути, но блокировка делает это невозможным. Из-за стремления провернуться дифференциал прижимает муфту к венцам, и это усилие прижима очень велико. Вся трансмиссия и колеса испытывают при этом значительные нагрузки, колеса начинают проскальзывать. И эти нагрузки тем больше, чем лучше сцепление протектора с поверхностью дороги.

Теперь опять представим дифференциал разблокированным. На рисунке (красная кривая) приведено изменение скорости проворота дифференциала относительно переднего вала:

Чем круче поворот, тем сильнее отстают задние колеса, и тем сильнее дифференциал отстает от переднего вала. При возвращении на прямой участок скорости валов уравниваются и отставание дифференциала становится равным нулю.

При включенной блокировке отставание задних колес невозможно, что проявляется в упомянутом выше усилии, зажимающем муфту и зубчатые венцы. Но в тот момент, когда машина закончила поворот и вышла на прямую (красная кривая достигла максимума), усилие между муфтой и зубцами может уменьшиться до нуля, и блокировка легко выключится.

Всегда ли она выключится ли?

Так, чтобы скорости вращения выходных валов раздатки при выключенной блокировке были в точности одинаковыми, не бывает практически никогда. Радиусы колес отличаются – пусть на доли миллиметров, но отличаются – поэтому на самом деле кривая может пойти либо выше, либо ниже.

Зеленая кривая соответствует ситуации, когда передние колеса чуть больше, чем задние. Из-за этого они вращаются немного медленнее. Если выключать раздатку при прямолинейном движении машины, то муфта будет зажата в противоположном направлении – дифференциал стремится вращаться быстрее, чем передний вал. Помочь в этой ситуации должно то самое виляние рулем, а еще лучше – просто небольшой поворот руля. т. е. смещение от максимума кривой к точкам, где кривая пересекает горизонтальную ось.

Более частая ситуация отображена на рисунке синей линией, когда задние колеса больше передних. Действительно, передние колеса изнашиваются быстрее задних. Во-первых, это управляющие колеса, во-вторых, передние дисковые тормоза эффективнее задних, что ускоряет износ передних колес. Еще один фактор: передние колеса нагружены сильнее: такова развесовка Нивы. Вследствие большей деформации уменьшается и радиус качения колеса. Длина окружности из-за большей нагрузки практически не меняется, но и дифференциалу, чтобы зажать муфту, достаточно минимальных различий в оборотах переднего и заднего вала. Получается, что при таком соотношении размеров колес кривая нигде не переходит через ноль, т. е. дифференциал просто невозможно выключить. И это совсем не редкая ситуация – очень часто звучат жалобы нивоводов, что блокировка не выключается.

Так что можно сделать в этой ситуации?

Первое, что приходит в голову: остановиться и поддомкратить одно из колес. После отрыва колеса от дороги внутреннее напряжение в трансмиссии исчезнет, и блокировка легко выключится. Сложно? Зато результат стопроцентный. Но, конечно, это очень неудобно.

Я задался вопросом: а что будет, если переключиться на задний ход? Нам нужно, чтобы вращение дифференциала относительно переднего вала поменяло свое направление. Будет ли это изменение? При этом нас в первую очередь интересует ситуация, когда задние колеса вращаются медленнее передних (синяя кривая). Мысленно выключаем блокировку и смотрим, как ведет себя дифференциал.

Движение вперед, оба вала и дифференциал вращаются по часовой стрелке, но задний – чуть медленнее. Значит, и дифференциал будет чуть-чуть отставать от переднего вала. Фактически это означает, что дифференциал вращается относительно переднего вала против часовой стрелки. Представили? Тогда представьте, как муфта, когда блокировка включена, прижимается к одним сторонам зубьев.

Движение задним ходом, оба вала и дифференциал вращаются против часовой стрелки, но задний (машина едет задними колесами вперед) чуть медленнее. Тогда и дифференциал чуть-чуть отстает от переднего вала. Фактически это означает, что дифференциал вращается относительно переднего вала по часовой стрелке. А нам это и надо! Для заблокированного дифференциала это означает, что муфта будет прижата к другим сторонам зубьев.

Значит, при изменении направления движения машины вперед-назад обязательно будет момент, когда муфта поменяет направление прижима. Поймайте этот момент – и блокировка легко выключится!

Нужно учесть еще один фактор. При движении с заблокированным дифференциалом механические напряжения в трансмиссии вызывают еще и деформацию покрышек, причем резина как бы запасает это усилие, подобно пружине. Из-за этого при изменении направления движения усилие, прижимающее муфту к венцам, может исчезнуть не сразу, а только после проезда нескольких десятков сантиметров или метров.

Вот подтверждение моих теоретических изысканий.

vzhik: "Недавно прокатился на Ниве, в которой раздатка была закисшая намертво. Блокировка включилась после нескольких минут долбежки рукой по рычагу. После этого выключаться она не захотела, и ехать было страшно – треск ШРУСов и лязг трансмиссии были слышны сквозь рев двигателя. Так вот, удалось выключить блокировку после того, как я с прямыми колесами прокатился вперед-назад пару раз. После этого все отключилось".

Vorobey: "У меня на старой ниве она без проблем выключалась только при движении задним ходом".

Barin: "Блокировка выключилась, как только проехал метров 10 назад".

ZanudA: ". выяснил – чтобы выключить блокировку надо проехать вперед, затем включить заднюю, потянуть рычаг выключения блокировки назад и отпустив сцепление – тронуться с места. Через некоторое время рычаг выскочит. Можно наоборот, проехав назад, начать трогаться вперед, выключая блокировку".

Azs: "Без проблем выключаю, сдавая помаленьку задом, желательно в горочку. Руль при этом не выворачиваю. Давление в колесах 1,8 спереди, 1,7 сзади".

При написании статьи я сначала обсудил изложенные сомнения и идеи по ЛС с несколькими форумчанами, затем выложил тезисы в форум. MasterHome, mouse733, ЛадаСпорт и Oleg! Хочу поблагодарить вас за ценное обсуждение.

1. Если блокировка не включилась сразу, при движении вперед немного поверните руль, подтягивая на себя рычаг блокировки.

2. Если блокировка не выключилась сразу, попробуйте выключить ее при прямолинейном движении, виляя рулем. Если выключения все-таки не произошло, остановитесь и сдайте немного назад, толкая вперед рычаг блокировки вперед.

3. Не забывайте переставлять колеса, хотя бы перед-зад по одной стороне.

4. Чтобы привод блокировки нормально работал, рекомендуется хотя бы раз в неделю включать и выключать раздатку. Особенно важно это зимой.


какие плюсы, минусы? что то будет расходыватся?


FakeHeader

Comments 16


Моста лешишся, редуктор на повороте разорвёт.


Шурин (у него тоже шнива) тут пару недель доездился с включенной блокировкой межосевого, шнива стала заднеприводная. Поехал на СТО, там сказали, ступица сломалась и еще какие-то детали. Около 6500 отдал за запчасти плюс работу.
Я ему говорю, ты зачем на блокировке ездил-то? — ну каша в городе была, вот и ездил.
Так что смотрите сами, совет не теоретический, а основанный на опыте шурина: блокировка дифференциала не для постоянной езды. Выехал — выключил.


Будет:
-плохая управляемость в крутых поворотах
-повышенный износ резины
-колоссальная нагрузка на трансмиссию(причем на всю: редуктора, раздатка и все что крутится…)
-немного повышенный расход бензина
Все это будет происходить только на асфальте и сухой твердой поверхности, на скользкой поверхности все вышеперечисленные последствия сильно уменьшаются. Поэтому езда по асфальту с включенным диффом сильно сократит ресурс твоей машины!


Блокировка будет расходоваться))


ненадо.плохо будет да и ехать неудобно


Циркуляция мощности — загугли. Ничего хорошего. Владельцы уазов мечтают о централтном дифе, а ты блокировать навсегда.


на асфальте может разорвать редуктор, полуось


Зато можно машину на ручник не ставить, выкрутил колеса вбок и уже не поедет, если поверхность не скользкая. Передача даже не нужна: два колеса враз не могут в повороте вращаться с одинаковой угловой скоростью.
На асфальте лайфхак работает данный, проверял)

а так идея бредовая. Все в инструкции по эксплуатации написано.


Годный совет. Только сначало надо ее включить, а потом выключить. А это удается не всегда с первого раза

Читайте также: