Какое художественное средство выразительности использует автор когда волнуется желтеющая нива

Обновлено: 07.07.2024

Большая часть стихотворения — пейзажная зарисовка. Гармония природы подчёркивает разлад в душе лирического героя. Красота природы даёт надежду на воссоединение с природой и людьми:

И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога …

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: единение человека с природой.
⦁ Идея: описан путь от души к мирозданию, к ощущению Бога, который присутствует в красоте мира и в душе человека.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: смутный сон, час златой, румяным вечером, ландыш серебристый и др.

⦁ Олицетворения: ландыш кивает головой, прячется в саду малиновая слива, волнуется желтеющая нива.

⦁ Метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

Первая, вторая и третья строфы — это всё придаточные предложения времени, причины и условия (когда), которые раскрывают значение одного главного предложения. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части изображены картины природы — каждая строфа начинается со слова когда.

Во второй части описаны чувства лирического героя — они возникают тогда. Изображая природу , поэт рисует не одну, а несколько поэтических взаимосвязанных картин.

Изображая любимые пейзажи, поэт рассказывает о бесконечно обновляющейся природе — о разных временах года. Это и осень (желтеющая нива), и весна (свежий лес; ландыш серебристый), и лето (малиновая слива). Стихотворение богато художественно-выразительными средствами.

Поэтические эпитеты создают атмосферу лирической таинственности (тень сладостная; румяный вечер; смутный сон; таинственная сага). Лермонтов использует характерные для его творчества цветовые эпитеты (желтеющая нива; малиновая слива; зе лёный листок).

Из художественных средств поэт использует также анафору (И счастье я могу постигнуть на земле, / и в небесах я вижу Бога … ). В первой строфе дана широкая пейзажная панорама: поле, лес, сад.

Затем поэт суживает художественное пространство, остаются только слива, куст, ландыш. Но потом пространство снова расширяется — оно вместе с бегущим студёным ключом прорывается за горизонты:

Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он …

Художественное пространство становится бесконечным. Эта картина — кульминация стихотворения. В заключительном четверостишии поэт говорит о чувствах своего лирического героя.

Ощущение покоя, безмятежного счастья, гармоничности мира даёт лирическому герою природа. И эта сопричастность с природным миром позволяет поэту сказать:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога …

Первая строфа стихотворения — шестистопный ямб, во второй и третьей строфе чередуются шестистопный и пятистопный ямб, последняя строфа — шестистопный ямб, но последняя строка укорочена (четырёхстопный ямб). Лермонтов использует перекрёстную и кольцевую (в последней строфе) рифмы.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива” отражена идея, что человек может обрести счастье и приблизиться к Богу, только в гармонии с природой. Полный и краткий анализ “Когда волнуется желтеющая нива” по плану пригодится для подготовки к уроку литературы в 7 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Когда волнуется желтеющая нива.

Тема – связь природы с духовным становлением человека.

Композиция – период, состоящий из 4 строф. Три строфы – описание природы глазами лирического героя, последняя строфа – философское размышление.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, в последней строфе – рифмовка кольцевая.

Эпитеты – свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”.

Олицетворение – “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”.

История создания

В 1837 году после написания стихотворения “Смерть поэта”, посвящённого гибели А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов был заключён под стражу на время расследования дела и принятия решения по нему. В петербургской тюрьме были созданы чудесные строки стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива”. Поэт писал его угольками на бумаге, в которой заворачивали пищу. Именно там, в заключении, он прочувствовал всю прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не всем доступным свободным миром природы.

Объёмный образ пейзажей, относящихся к разным временам года, подчёркивает то, что написанное было не результатом наблюдения за подобной картиной, а замыслом, созревшим в воображении автора. В 1840 году было опубликовано в сборнике стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического героя. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.

Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора, передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.

Композиция

Стихотворение представляет собой четыре строфы (по 4 стиха в каждой), объединённых синтаксически в одно предложение – период. Это делает его особенно динамичным. Зависимые части предложения – это всё стихотворение за исключением последней строфы. Они ведут в результату, философскому признанию лирического героя о том, что происходит в его душе, когда “волнуется нива” , “кивает ландыш” , “лепечет сагу ключ” . Все три первые строфы начинаются со слова “когда” , последнее четверостишие – “тогда” , которое подчёркивается анафорой во втором стихе (Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе,— и счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога).

В первых трёх четверостишиях автор рисует волнующие картины природы, в последней строфе – внутренний мир лирического героя.
Стихотворение написано шестистопным ямбом (в последнем стихе 4 стопы), иногда они “теряются” из-за длинных слов, это создаёт особый ритм и стих, характерный для многих стихотворений Лермонтова.

Это лирическое стихотворение пейзажного характера с философским обобщением в последней строфе. Его нельзя считать просто пейзажным, из-за присутствия в последней строфе основной мысли, выражено философской направленности. К только философской лирике стихотворение также отнести нельзя, оно содержит полноправный пейзажный сюжет, прекрасный по своему содержанию.

Средства выразительности

В произведении Лермонтова много ярких эпитетов ( “свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край” ) чем оно заметно выделяется среди остальных стихотворений этого периода. Очень живо предстают перед читателем картины, описанные автором, благодаря его художественной “щедрости”. Стихотворение полно олицетворений: “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет” .

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Вариант 1

Лермонтову пришлось поплатиться за свое творчество, так как в стихотворении были отражены политические взгляды поэта. История рассказывает о том, как сидя в тюрьме до ссылки, Лермонтов написал стихотворение, в котором говориться о природе. Причем стихотворение написано так, что в каждой строчке, в каждом слове чувствуется свобода. Интересный факт: в тюрьме у поэта не могло быть пера и бумаги-он писал обгоревшими спичками на обертке от еды.

Пусть в стихотворении и говорится о природе, но философская мысль тут присутствует, и достаточно глубокая. Поэт говорит о том, что природа способна принести умиротворение, она успокаивает. Находясь в природе, человек отходит от проблем, он познает что-то большее, чем то, что его окружает.

В природе человек чувствует себя по-настоящему счастливым. Хотя некоторые могут отнести стихотворение к лирике пейзажа, важно знать, что стихотворение является и философской лирикой.

Стихотворение также несет в себе смысл о том, что природа толкает человека на размышления о чем-то великом. Она является тем самым поводом, который позволяет человеку выйти наконец за рамки сознания, обыденного.

Вариант 2

Данная поэтическая миниатюра по форме представляет собой одно сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. В первых трёх четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя.

Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

- Как вы поняли, о чем данное стихотворение М.Ю. Лермонтова? (о красоте и величии природы)

- Почему именно в последней строке произведения говорится о Боге? (Бога можно увидеть в небесах, если научишься постигать тайны и красоты природы.)

- Где, по мнению поэта, возможна гармония и красота? (в природе)

Вариант 3

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано лирикой и описанием природы, больше всего в жизни он любил бывать на Кавказе.

Не имея при себе письменных принадлежностей, Лермонтов создает свое последнее лирическое стихотворение на обрывке бумаги обгоревшими спичками и сажей, вкладывает всю душу в описание великолепия родного края. Именно воспоминания о природе и ее красоте помогают поэту выдержать трудности.

Стихотворение написано сложным предложением в 4 строфы, что не очень характерно для поэта, с указаниями времени, фактора и состояния души. Он писал свое произведение единым порывом, спеша высказать всю чувства и переживания, тоску по свободе и несправедливость ситуации. Поэт вступает в разговор с божественным началом, понимает суть существования, именно это творение гениального поэта-лирика считают совершенством его творчества.

Описание природы наполнено эпитетами: румяный вечер, мирный край, ландыш серебристый, таинственная сага, малиновая слива, эти и другие обороты показывают, как хорошо он чувствовал красоту родного края.

Вариант 1

История создания

Структура стихотворения

Стихотворение имеет особое строение. Четыре строфы написаны одним сложным предложением с тремя придаточными времени, причины и условия. Таким способом произведению придается особая целостность, напевность. Создается впечатление, что это стихотворение автором создавалось на одном дыхании.

Будто поэт так спешил поделиться своими мыслями, эмоциями, переживаниями с окружающими, что уделять внимание знакам препинания просто не было времени. В конце произведения стоит многоточие, означающее безмерность стремлений души, бесконечность.

Анализ содержания

Особым способом изображается контакт человека с природой в каждой строфе.

1 строфа – человек видит природу.

2 строфа – устанавливается контакт с природой.

В стихотворении прослеживается отвлеченность персонажа от людей, его одиночество, безысходность, которые отступают лишь на короткое время, давая автору забыться. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.

В первых трех строфах герою раскрывается мир. В последнем четверостишие становится ясно, что он пришел к осознанию себя и бога. Таким образом, вырисовывается основная тема стихотворения – роль природы в духовном становлении человека.

Анализ средств художественной выразительности

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Вариант 2

Литературное направление, жанр

Лермонтов традиционно считается поэтом-романтиком, в момент написания стихотворения ему 24 года. Лирический герой одинок, отрезан от мира людей. Он вступает в диалог с природой как с божественным замыслом, в этом диалоге находит и себя, и Бога.

Тема, основная мысль и композиция

Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу. Но ещё глубже понять замысел Лермонтова можно, зная историю написания стихотворения. Сидя в тюрьме, Лермонтов как никогда раньше осознал счастье свободы, ведь только она даёт возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго. Всё стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй – наклоняется, в третьей — уносится вместе с ключом в далёкий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное – в небеса. Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.

Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрёстную рифмовку, а четвёртая – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.

Вариант 3

Здесь, без чернил и бумаги, было создано одно из последних лирических произведений поэта. Пером стали спички, печная сажа и вино. Бумагой стала обёртка, в которую его камердинер заворачивал еду.

Главная тема стихотворения

Как поэт обратился именно к этой теме? По воспоминаниям современников, Лермонтов был скептиком и смотрел на многие вещи вполне трезво и реально. Он прекрасно понимал, старые основы общественного строя уходят в прошлое, но общество к кардинальным изменениям не готово. Живой пример — восстание на Сенатской площади. Народ, за освобождение которого выступили декабристы, не поддержал их.

Поэт знал, что он сам не увидит перемен при своей жизни, а ситуация, между тем, только усугублялась. Осознавая своё бессилие, он всё чаще впадал в депрессивное состояние. Он понимал, что таких героев, как декабристы, уже не будет, стихами поднять кого-то на борьбу с самодержавием он не сможет, а мириться со сложившимся положением не хотел.

Структурный анализ стихотворения

Большая часть произведения является зарисовкой пейзажа и создаёт ощущение умиротворения, спокойствия и благополучия.Природа — повод поразмышлять о себе, о Боге. Как правило, главная мысль даётся в заключении. И смысл её в том, что созерцание природы делает человека счастливым и приближает к Богу. Стих написан катренами, то есть разностопным, но, в большей степени, шестистопным ямбом.

Используются длинные слова, которые нарушают ритмичность ямба. Всё произведение наполнено движением. Лишь заключительная, короткая строчка четырёхстопного ямба прекращает движение, так как мысль логически закончена. Красота и гармония природы успокаивают душевное смятение героя, удаляют тревожность в душе. Приводит в стройный порядок все мысли, чувства. И душа его устремляется к Богу.

Вариант 1

Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек, то в последние годы жизни к этой теме автор обращался достаточно редко. Лермонтова больше занимали общественные и политические вопросы, за что он был признан смутьяном и сыскал славу поэта, который своими произведениями вредит царскому режиму.

Следует отметить, что в свои 24 года Михаил Лермонтов слыл скептиком и реалистом, который прекрасно понимал, что прежние устои общества полностью себя изжили. Однако поэт осознавал также и тот факт, что само общество еще не готово к переменам. Примером тому являлось восстание декабристов, которое было жестоко подавлено из-за того, что народ не поддержал горстку дворян, выступивших за отмену крепостного права и свержение самодержавия.

Поэтому Лермонтов прекрасно понимал, что при его жизни в России вряд ли что-то изменится, и ситуация будет лишь ухудшаться, углубляя пропасть между сословиями. Именно поэтому, чувствуя свое бессилие и невозможность хоть что-нибудь изменить, поэт в последние годы жизни очень часто пребывал в скверном расположении духа. Он знал, что своими стихами не сможет вдохновить светлые умы отечества на повторение подвига декабристов, но и мириться с окружающей действительностью был не в состоянии.

Поэтому и не утруждал себя такими пустяками, как разбивка фраз на предложения. Более того, подобная структура стихотворения придает ему особую целостность и мелодичность, которая свойственна многим песням с образным и ярким содержанием. Именно такие произведения очень часто встречаются в русском народном фольклоре, который с детства знал и любил поэт.

Вариант 2

Кажется, что Лермонтов торопится передать свои переживания, волнения и пишет строки на одном дыхании без дальнейших поправок. Интересный момент заметили и филологи, что строки не заканчиваются знаками препинания, будто на них не было времени. Стихотворение заканчивается многоточием, кажется, что Лермонтов что-то недосказал и оставил пищу для размышлений грядущим поколениям.

Вариант 3

Первая, вторая и третья строфы — это всё придаточные предложения времени, причины и условия (когда), которые раскрывают значение одного главного предложения. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части изображены картины природы — каждая строфа начинается со слова, когда.

Во второй части описаны чувства лирического героя — они возникают тогда. Изображая природу, поэт рисует не одну, а несколько поэтических взаимосвязанных картин.

Изображая любимые пейзажи, поэт рассказывает о бесконечно обновляющейся природе — о разных временах года. Это и осень (желтеющая нива), и весна (свежий лес; ландыш серебристый), и лето (малиновая слива). Стихотворение богато художественно-выразительными средствами.

Поэтические эпитеты создают атмосферу лирической таинственности (тень сладостная; румяный вечер; смутный сон; таинственная сага). Лермонтов использует характерные для его творчества цветовые эпитеты (желтеющая нива; малиновая слива; зелёный листок).

Из художественных средств поэт использует также анафору (И счастье я могу постигнуть на земле, / и в небесах я вижу Бога … ). В первой строфе дана широкая пейзажная панорама: поле, лес, сад.

Затем поэт суживает художественное пространство, остаются только слива, куст, ландыш. Но потом пространство снова расширяется — оно вместе с бегущим студёным ключом прорывается за горизонты:

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он …

Художественное пространство становится бесконечным. Эта картина — кульминация стихотворения. В заключительном четверостишии поэт говорит о чувствах своего лирического героя.

Ощущение покоя, безмятежного счастья, гармоничности мира даёт лирическому герою природа. И эта сопричастность с природным миром позволяет поэту сказать:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога …

Первая строфа стихотворения — шестистопный ямб, во второй и третьей строфе чередуются шестистопный и пятистопный ямб, последняя строфа — шестистопный ямб, но последняя строка

укорочена (четырёхстопный ямб). Лермонтов использует перекрёстную и кольцевую (в последней строфе) рифмы.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Таня Масян


Лучший ответ:


Зачетный Опарыш

Метафора-это средство художественной выразительности,основанное на скрытом сравнении и переносом значения с одного предмета или явления,на другой,через сходство или контраст значения слов.
Метафоры из стихотворения(основаны на скрытом сравнении):
"волнуется нива"-сходство нивы с волной;
"лес шумит"-переносное значение шумит;
”ключ играет"( по оврагу)-переносное значение играет;;
"погружая мысль "-переносное значение погружая;
"лепечет мне сагу"-переносное значение лепечет;
"смиряется тревога"-переносное значение смиряться ;
"расходятся морщины"( на челе)-переносное значение расходятся.
Олицетворения :
Ответ :
1.Волнуется желтеющая нива !
Нива не может волноваться
2.Прячется в саду малиновая слива .
3.Приветливо кивает головой .
Вроде все

Эпитеты :
1.Свежий лес
"желтеющая нива", "малиновая слива", "зеленый листок"; "сладостная тень""румяный вечер", "утра час златой", "ландыш серебристый" "студеный ключ" "смутный сон" "таинственная сага", "мирный край"




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: