Какой лад используется в джазе

Обновлено: 05.07.2024

  • K/Jazz
    • Логотипы значки
    • Игра под минус (соло)
    • Игра Антологии (минуса)
    • Игра под плюс
    • Уроки теории (курс лекций)
    • Курс Нахума Переферковича
    • Дополнительный курс
    • В рамках курса сольфеджио
    • Курс по импровизации
    • Джаз ноты для фортепиано
    • Ноты ф-но архив
    • Ф-но фактура джаза
    • Аудио примеры по ф-но фактуре джаза
    • Рекомендации по приобретению
    • Джаз ноты для саксофона
    • Ноты саксофон архив
    • Где заказать саксофон
    • Джаз ноты для контрабаса
    • Ноты для ударной установки
    • Электронные установки
    • Ноты для кларнета
    • Ноты & минусовки
    • Общая информация
    • Гаммы для кларнета
    • Этюды для кларнета
    • Покупка кларнета
    • Джаз ноты для трубы
    • Архив нот (brass)
    • Купить трубу
    • Джаз ноты баян (аккордеон)
    • Ноты для баяна архив
    • Аккомпанементы
    • Нотные наборы
    • Архив пользователей
    • Джаз ноты для гитары
    • Джаз ноты для скрипки
    • Муз. Инструменты
    • Детские кровати
    • Двухъярусные кровати
    • Домик для кота
    • Письменные столы
    • Валторна
    • Набор нот
    • Минус фонограммы vocal
    • Нотные листы A4
    • Донат

    Уроки

    Джазовые гаммы

    Данный урок посвящен этой теме именно благодаря многочисленным запросам пользователей, интересующихся именно гаммообразованием в джазе, а если точнее, джаз гаммами. Встречая ответ, подобный тому, что гамм джазовых, по сути, нет, и все можно найти в классике, некоторых авторитетных знатоков теории – хочу изложить свои наблюдения и соображения по данному конкретному вопросу. В этом имеет смысл разобраться. Данному предмету на нашем ресурсе посвящается достаточное количество материалов. И более того, скажем, в дальнейших планах имеются намерения осветить еще целый ряд джазовых ладов (гамм), в которых будем выделять звучащие, и в то же время конфликтные гаммы, ступени которых обходят основной тон и квинту, предполагающуюся в гармонии. Весь материал подразумевает только звучащие конструкции, логику которых следует изучать современным музыкантам. Обширная часть вопроса освящается в сервисе "Гармония сфер", где перечисляются звукоряды удаленных от лада аккордов.

    1. Блюзовые ступени в гаммообразовании
    2. Тейтумовские пассажи
    3. Конструктивные гаммы
    4. Гаммы, образующиеся из политональных аккордов (верхнего аккорда, на гармонии нижнего)
    5. Кадансовый отыгрыш (риффо- органный пункт)
    6. Проникновение мажора в минор
    7. Нестандартная группировка шестнадцатых (32-х)
    8. Принцип функциональной задержки
    9. Доминантовые звукоряды джаза

    Если я ушами и всем своим нутром отчетливо слышу характерные гаммообразования и осознанно отмечаю про себя, что эти гаммы встречаются именно в джазе (в классике их днем с огнем не сыщешь) – значит, они в джазе есть. И лично я с этим определился. А далее будем при помощи анализа определять их характерные свойства.

    Сноска: под гаммой подразумевается поступенное движение в одном направлении с охватом обоих тетрахордов (верхнего и нижнего) функционального лада.

    Блюзовые ступени в гаммообразовании.
    Весьма распространенный вариант – гаммообразные построения с использованием блюзовых ступеней лада. Более широко это можно обозначить как использование минорного лада на мажорной функции (а в большинстве случаев на малом мажорном септаккорде). Конфликт альтерированных и натуральных ступеней и рождает яркий джазовый спектр. Используется на всех функциях лада.

    Арт Тэйтум был выдающимся полуслепым пианистом, поражавшим своей неповторимой манерой игры, в которой особое место отводилось развернутым, отточенным пассажам, применявшимся, подчас, на новых для того времени гармониях, интересно противопоставлявшихся основному ладу. Пассажная техника его была настолько яркой и выразительной (а на мой взгляд – уж чересчур излишне), что ранний Питерсон долгое время болел тяготением к такой манере исполнения. К слову сказать (мое субъективное мнение), такого рода пассажность сильно разваливала форму, то и дело приводя к остановкам и дослушиванию, когда же все это доиграется; и как только начиналось движение вперед – вновь новый затяжной пассаж (часто при отсутствующей левой). И еще эти пассажи вываливались из времени (расширяли его), т.е. исполнялись в более медленном темпе. Тем не менее, все это звучало и звучит очень сочно, убедительно и виртуозно, говоря в пользу великого джазового музыканта. Общие же теденции сегодняшнего дня в музыке – говорят не в пользу виртуозности (и это хорошо).

    Конструктивные гаммы. Встречаются нечасто. В большинстве случаев на доминантовой функции, часто на малом мажорном септаккорде (+ на блюзовой тонике= V7). Имеются случаи использования на тонической функции. В мировой практике данным приемом совершенно владело небольшое количество музыкантов. Отечественному джазу – несвойственно (рад буду ошибиться). Примеры: Колтрейн, Гарланд, Келли.

    Принцип функциональной задержки. Относится, скорее, к современному свингу, чем к данному разделу. Первая доля (или даже две) такта исполняется в старой функции, и гамма, соответственно, тоже, а уже на последующие доли вступает следующая функция (с задержкой). Прием крайне редок, выразителен, сбивает с толку, звучит современно и очень авторитетно. Пример из произведений Билла Эванса (Келли – тоже владел). Хотя это можно отнести и не к гаммам, вообще, а к сдвигам или синкопам.

    Кадансовый отыгрыш. Если брать чисто джазовые темы, во многих из них смысловая (поэтическая, вокальная) строка заканчивается на несколько тактов раньше квадрата, где уместен кадансовый инструментальный отыгрыш (брэйк). Здесь можно смело употреблять пассаж (гамму) по тонической гармонии (либо блюзовой или другие варианты тонических ладов, например дорийский). Функциональная (гармоническая) подкладка будет, в большинстве случаев, состоять из нескольких аккордов, движущихся в тонику. И наша гамма очень неплохо заперечит с некоторыми функциями этого отыгрыша, вдобавок к тому, что будет создаваться множество диатонических напряжений в обычном порядке.

    Доминантовые звукоряды джаза. Взгляд на нетрадиционное гаммообразование применительно только к доминантам джаза. Тема широкая, поэтому освещается отдельно, хотя имеет точки пересечения с темами "проникновения мажора в минор и наоборот", "блюзовыми ступенями", "конструктивными звукорядами" и даже "политональными аккордами".

    Джазовые аккорды для фортепиано

    Строение джазовых аккордов заимствовано из профессиональной музыки. Они тесно переплетены с ритмом, мелодией и гармонией. Джаз представляет собой синтез музыкальных элементов американской, африканской и европейской культур. Он характеризуется сложнейшим способом передачи изолированных ритмических линейных отрезков и своей неповторимостью.

    Мелодия джаза очень многогранна. Джазовая гармония отличается своей тональностью и функциональностью. Гармоническая цепочка музыкальных фрагментов выстраивается с помощью аккордов.


    Основные типы

    В отличие от некоторых других инструментов джазового оркестра, ограничивающихся лишь воспроизведением отдельных нот, на пианино можно исполнять самые разнообразные аккорды. Их звуковой состав создаёт неповторимую атмосферу.


    Джазовые аккорды для фортепиано представляют собой сложнейшую систему. Помимо классического трезвучия, в джазе широко распространены сложные созвучия.

    Рассмотрим последовательность их образования.

    • При добавлении дополнительной терции к трезвучию получается септаккорд. В классической музыке он воспринимается как неустойчивый. В джазе септаккорд принимает устойчивость. Другие аккорды созданы на его базе с применением надстроек.
    • Добавление последующей терции превращает септаккорд в нонаккорд. Он содержит 4 терции, 3 квинты, 2 септимы, 3 трезвучия, 2 септаккорда и нону. Большой нонаккорд производит акустически правильное диссонирование. По этой причине его почти не применяют в классической школе.
    • Наложение сверху на нонаккорд ещё одной терции образует ундецимаккорд. Этот шеститонное созвучие построено из 5 терций.
    • Усложнить ундецимаккорд можно до терцдецимаккорда. Он состоит из 7 звуков. К нонаккорду добавляется сверху 2 терции. Самая верхняя нота отходит от основного тона на терцдециму, а предыдущая – на ундециму. Зачастую они сильно диссонируют.


    На гармонической аккордовой последовательности строятся ритмические рисунки и мелодия. Трёхаккордовой прогрессии характерна задержка мелодии на любой ноте гаммы. Совпадение 2 из 4 аккордов создаёт гармонический ритм. Обычно аккордовые прогрессии выбирают для осуществления задуманной мелодии. Они присущи популярной африканской музыке.

    Традиционно аккордовая последовательность обозначается римскими цифрами. Прогрессия II-V-I является часто используемым гармоническим оборотом в джазе.

    При невозможности отобразить всю гармоническую структуру музыкального произведения его легко расширяют.

    диатонические лады для начинающих

    Разбираемся в основах диатонических ладов и учимся различать их на слух.

    Мажорная гамма, которая является ионийским ладом, имеет характерное звучание благодаря своей последовательности интервалов: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (TTSTTTS). Изменяя этот порядок мы получаем остальные 6 ладов, каждый из которых отличается по своему звучанию и настроению.

    Если принять одну из 7 ступеней гаммы До-мажор за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:

    0.Modes

    Ионийский лад

    1ionianmode-650-80

    Дорийский лад

    2dorianmode-650-80

    Лад начинается со второй ноты мажорной гаммы, то есть вы играете гамму До-мажор начиная и заканчивая нотой Ре. Звучание минора можно назвать ярким, а самое частое использование данный лад находит в блюзе, джазе и роке.

    Фригийский лад

    3phrygianmode-650-80

    Начинается с третей ноты мажорной гаммы, то есть с Ми. Звучит экзотически, имея характерный испанский окрас. Очень часто используется в хэви-метале и других направлениях рок-музыки.

    Лидийский лад

    4lydianmode-650-80

    Начинается с четвертой ноты мажорной гаммы, а именно с ноты Фа. Часто используется в джазе и инструментальной рок-музыке, например, Стивом Ваем и Джо Сатриани.

    Миксолидийский лад

    5mixolydianmode-650-80

    Начинается с пятой ноты мажорной гаммы, то есть в нашем случае с ноты Соль. Широкое применение миксолидийскому ладу нашлось в кантри и роке.

    Эолийский лад

    6aeolianmode-650-80

    Начинается с звука Ля — шестой ноты мажорной гаммы. Также известен как натуральный минорный лад. Можно сказать, что ранний хард-рок и метал базируются на эолийском ладу.

    Локрийский лад

    7logrianmode-650-80

    Начинается с седьмой ноты мажорной гаммы — Си. Его нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, да и в целом локрийский лад является условно диатоническим, так как в его основе лежит уменьшенное трезвучие. Наименее редко встречающийся лад, однако, его иногда используют в хэви-метале и музыке в стиле фьюжн.

    Online-Школа Дмитрия Косинского

    Таблица аккордов и ладов .


    Таблица аккордов и ладов, арпеджио, которыми можно их обыгрывать.
    Материал доступен только пользователям VIP группы.

    Как Вы по ходу импровизации быстро определяете, какой гаммой обыгрывать тот или иной аккорд?


    Я занимаюсь джазовой гитарой сравнительно недавно, поэтому вопросы у меня возникают, по всей вероятности, "детские". Но буду Вам очень благодарен, если поясните, почему в этюде на " Girl from Ipanema " аккорд G7(-5) обыгрывается ре мелодическим минором,C7 -B-бемоль мелодическим минором, G b maj7 -арпеджио B b 7add9, Fmaj7 - мажорной пентатоникой С. Ну и т.д. И вообще, как Вы по ходу импровизации быстро определяете, какой гаммой обыгрывать тот или иной аккорд? Спасибо.

    Где можно позволить себя отпустить и обыгрывать гармонию горизонтально, а какие аккорды обязательно нужно подчеркнуть вертикально?


    При обыгрывании последовательностей. Часто начинаешь просто, как обезьянка, в лоб обыгрывать каждый аккорд. По началу это не плохо, но когда слушаешь мастеров, понимаешь, что там много пауз, пространства. Вопрос, где можно позволить себя отпустить и обыгрывать горизонтально, а какие аккорды обязательно нужно подчеркнуть вертикально.
    Пример: 2-5-1 обыгрываю каждый! аккорд арпеджио/гамма/лад. Потом, слышу Джо Пасса. "Я 2-5 не делю для себя на 2 аккорда, связка 2-5 для это доминанта ". То есть в аккорд второй ступени прицеливаться уже не надо, уже легче 5-1)). Начинаю размышлять дальше, значит и 1-6 тоже можно как 1 трактовать и 1-6-2-5 уже равняется 1-1-5-5??

    Лады , лады, лады. Или старые песни о главном

    Все глубоко вдохнули…… выдохнули….и вперед!

    Итак, семиступенные диатонические лады. Для начала перечислю их Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.

    Заметил, что у многих начинающих музыкантов присутствует определенная сумятица в голове относительно этой темы. На самом деле все намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

    Две блюзовые гаммы


    Это видео о том, как можно добиться характерного блюзового звучания в фразировке, используя не одну, а две блюзовые гаммы, минорную и мажорную.

    Импровизация на минорный аккорд.

    Импровизация на последовательность 2-5-1 ( в миноре).


    Последовательность 251 ( в данном случае в миноре), является одним из самых часто встречающихся гармонических оборотов в музыке. Умение обыгрывать такую последовательность, является одним из необходимых навыков в джазовой импровизации. В этом видео я рассказываю какими ладами можно обыгрывать эту последовательность. Приведенный в видео перечень ладов не является исчерпывающим, но это тот минимум, с которого можно начать обучение.

    P.S . Когда речь идет о ладах, которые можно использовать для обыгрывания тех или иных аккордов, подразумевается умение строить фразы в пределах определенного лада

    Blue bossa . Обыгрывание аккордовой последовательности.

    Блюзовая гамма,мажорная и минорная.

    Импровизация на последовательность 2-5-1 с помощью двух блюзовых гамм.

    Читайте также: