Какой шакл выбрать для нивы

Обновлено: 05.07.2024

понятно что для него нужны шаклы, а вот тут я застрял выбор у них большой, трос вроде на 10т, а самый крупный шакл на 6,5т
почитал по интернету, у всех как всегда разное мнение, к тому же крыпный шакл просто может не влезть в проушину,

поэтому обращаюсь к первоисточнику, машина фронтера спорт, какие шаклы выбрать так чтобы и не погнулись, и в проушины пролезали ?

понятно что для него нужны шаклы, а вот тут я застрял выбор у них большой, трос вроде на 10т, а самый крупный шакл на 6,5т
почитал по интернету, у всех как всегда разное мнение, к тому же крыпный шакл просто может не влезть в проушину,

поэтому обращаюсь к первоисточнику, машина фронтера спорт, какие шаклы выбрать так чтобы и не погнулись, и в проушины пролезали ?

Шаклы бери омегообразные, самые большие. У меня на 25 тонн. Омега не портит трос. Можно взять еще один потоньше на случай цепляния к чему то с тонким отверстием.

Скоба такелажная Д14. 68,90 р/шт у нас, в магазинах инструмента и крепежа. Китай вероятнее всего. Покупаю, пользую. Гнутся от рывков иногда. Выкидываю нах, еще покупаю. На Д16 не входят в проушину.

Скоба такелажная Д14. 68,90 р/шт у нас, в магазинах инструмента и крепежа. Китай вероятнее всего. Покупаю, пользую. Гнутся от рывков иногда. Выкидываю нах, еще покупаю. На Д16 не входят в проушину.


На ОМ эксплуатирую обычные шаклы с пальцем 16мм. 14мм рвет. 16 мм иногда подгибает, но это на предельных нагрузках.

Скоба такелажная Д14. 68,90 р/шт у нас, в магазинах инструмента и крепежа. Китай вероятнее всего. Покупаю, пользую. Гнутся от рывков иногда. Выкидываю нах, еще покупаю. На Д16 не входят в проушину.


Я использую омегу на 25 тонн. 11 лет уже. Ни гнется ничего. Гнутие само по себе чревато тем, что его можно не развинтить в полевых условиях. Палец перекорежит и привет. Так с тросом и поедешь дальше до болгарки

Трос всегда можно расплести, потом заплести новую петлю. Или нож наше всё, но это крайний случай. Никогда не видел гнутых шаклов, если не зекручивать до упора. Да и тогда они не гнутся, но заклинивают.

Трос всегда можно расплести, потом заплести новую петлю. Или нож наше всё, но это крайний случай.
Никогда не видел гнутых шаклов, если не зекручивать до упора. Да и тогда они не гнутся, но заклинивают.

Трос всегда можно расплести, потом заплести новую петлю. Или нож наше всё, но это крайний случай.
Никогда не видел гнутых шаклов, если не зекручивать до упора. Да и тогда они не гнутся, но заклинивают.

Стальной трос знаю как заплетать, но это хлопотно. Я писал про 3-х прядную верёвочку. С ней гораздо проще, приятней и безопаснее иметь дело.

Логотип

Софт-шакл свими руками Оценка: -
-
-
-
-

Простая серьга уже не пляшет? Обязательно надо новомодный СОФТ-ШАКЛ. Всегда держал в машине, когда ездил по бездорожью, серьги и карабины. Выручали на раз-два. Трос закрепить или удлинить пара секунд. Продают их в любом магазине крепежа или стройматериалов.

Немного покритикую. Фал 16 рассчитан на разрывную нагрузку около 2.5-3 тонн, вы из него извлекаете основной канат и оставляете наружную оплетку из которой плетете свою "штучку" которая выдержит дай бог 500кг. С такой нагрузкой в грязь лучше не лезть. Физику не обманешь.

Лично я возил 16й канат 7 метров, с одной стороны запасованная петля с другой простой конец.. Продернул в одну на другой завязал распускной узел и все. Поехалиииииии ))))

Немного покритикую. Фал 16 рассчитан на разрывную нагрузку около 2.5-3 тонн, вы из него извлекаете основной канат и оставляете наружную оплетку из которой плетете свою "штучку" которая выдержит дай бог 500кг. С такой нагрузкой в грязь лучше не лезть. Физику не обманешь.

Лично я возил 16й канат 7 метров, с одной стороны запасованная петля с другой простой конец.. Продернул в одну на другой завязал распускной узел и все. Поехалиииииии ))))

Не согласен. Фал 16 мм держит нагрузку 5500 кг.(есть паспорт)

Китайские согласен, а наши все паспорта пронумерованы и со своим номером, с отметкой об испытаниях.

Простая серьга уже не пляшет? Обязательно надо новомодный СОФТ-ШАКЛ. Всегда держал в машине, когда ездил по бездорожью, серьги и карабины. Выручали на раз-два. Трос закрепить или удлинить пара секунд. Продают их в любом магазине крепежа или стройматериалов.

В прошлом году меня буксировали по лесу. И при рывке на яме штатный стальной карабин покупного троса (кстати трос совсем не плохой!) разогнулся и пулей влетел мне в решетку радиатора, где и застрял. Ладно хоть радиатор не пробил!Речь не о том, что новое-модное, а просто удобнее присоединять в глубокой нише бампера, да и побезопаснее. Хотя, вкус - дело вкуса! Не стал бы вообще эту тему поднимать, только не могу найти кусок такого фала.

Для бездорожья нужно всё нештатное. У меня два тросса примерно 14 мм. по 6 метров, с огонами на конце. Огон это петля, по морскому. Петли заплетать отдавал в специализированную мастерскую где делают такелаж для подъёмных кранов. После изготовления испытывают. Серьги, в сечении по 20 мм. и карабины не менее по 10 мм. в сечении. Всегда крепил сразу 2 карабина. Ни разу не розогнулись и не вылетили. Таскали мой круизёр трёхосным уралом в грязи по самый бампер. А в крузаке почти 3 тонны, вместе с грузом.

Когда у меня была Т/Камри,застрял в гаражах,дергали,так подобный трос аккуратно свернулся при обрыве в адсорбере бампера.При покупке внедорожника купил самый большой трос что увидел в продаже,помоему на 30т..И теперь вытаскиваю им все что могу,не боясь обрыва с последующими последствиями.И меня им дергали трактором пару раз уже)))А эта петля может плохо удивить того кто будет Вас вытаскивать.Лучше что то из метала,с запасом прочности+хороший трос."Лентами из Ашана" перестал пользоватся после замены бампера на Камри.

Выбор хорошего троса-это отдельный вопрос. А для Шнивы (рестайл) вопрос закрепления этого хорошего троса из-за утопленных в бампер проушин не менее важен.
Те такелажные скобы, что в магазинах с крепежом продают заходят далеко не самые массивные и прочные, а Омега-образные шаклы, которые джиперы применяю, даже до 3т которые не пролазят. Китайские такелажные, если сравнивать с последними, вообще доверия не вызывают. Хотя за неимением лучшего, пока вожу с собой такие на Шниве. Как вариант в бампере вырезать нишу около проушины.
Преимущество мягкого шакла пожалуй в том, если и не выдержит нагрузки, то прилетев по машине последствия будут куда легче, чем если полетит кусок стального шакла. Если использовать тросогаситель, то вообще можно свести к нулю шанс прилета троса в авто.
Сам задумывался о софт-шакле. Но так и не довел до конца этот вопрос. Пока не припрет видимо)
Продают готовые варианты.
Что касается самоделки, то для изготовления берут синтетический (кевларовый) трос для лебедок. Вроде как прочность его выше обычного фала и более мягкий.
Трос можно найти метражом в продаже, ценник естественно выше, чем за фал.
Как вариант, можно подумать на счет совместно прикупить N-количество метров для изготовления.

Пусть 5,5, не спорю. Но без основного троса оплетка сколько выдержит?

Лично я возил 16й канат 7 метров, с одной стороны запасованная петля с другой простой конец.. Продернул в одну на другой завязал распускной узел и все. Поехалиииииии ))))

Я первый узел из видео вяжу распускается хорошо, главное чтоб кончик оставить за что вытягивать. Пару раз правда с отверткой ))) но ни разу не резал.

А петлю вот так запасовывал.. Только поглубже. чем на видео

Выбор хорошего троса-это отдельный вопрос. А для Шнивы (рестайл) вопрос закрепления этого хорошего троса из-за утопленных в бампер проушин не менее важен.
Те такелажные скобы, что в магазинах с крепежом продают заходят далеко не самые массивные и прочные, а Омега-образные шаклы, которые джиперы применяю, даже до 3т которые не пролазят. Китайские такелажные, если сравнивать с последними, вообще доверия не вызывают. Хотя за неимением лучшего, пока вожу с собой такие на Шниве. Как вариант в бампере вырезать нишу около проушины.
Преимущество мягкого шакла пожалуй в том, если и не выдержит нагрузки, то прилетев по машине последствия будут куда легче, чем если полетит кусок стального шакла. Если использовать тросогаситель, то вообще можно свести к нулю шанс прилета троса в авто.
Сам задумывался о софт-шакле. Но так и не довел до конца этот вопрос. Пока не припрет видимо)
Продают готовые варианты.
Что касается самоделки, то для изготовления берут синтетический (кевларовый) трос для лебедок. Вроде как прочность его выше обычного фала и более мягкий.
Трос можно найти метражом в продаже, ценник естественно выше, чем за фал.
Как вариант, можно подумать на счет совместно прикупить N-количество метров для изготовления.

Так что? Купим? По предоставленной информации в Дзержинске ест метражом. Я готов взять метров 10 диаметром 16 мм. К сожалению, сам не могу в Дзержинск съездить. Попросим коллег из Дзержинска! А уж в Нижнем встретимся!

Всем привет и благодарность за неравнодушие! В пятницу купил фал 16 мм и смастрячил пару софт-шаклов. Получилось! Если интересно, завтра выложу фото.
Еще раз всем спасибо!

Пусть 5,5, не спорю. Но без основного троса оплетка сколько выдержит?


Я первый узел из видео вяжу распускается хорошо, главное чтоб кончик оставить за что вытягивать. Пару раз правда с отверткой ))) но ни разу не резал.

А петлю вот так запасовывал.. Только поглубже. чем на видео

А Вы где такую верёвку нашли, как на втором видео?

Данные "веревки" продаются в отделах альпинистского снаряжения. В Нижнем Новгороде это магазины "Снаряжение" и "Red Fox". Узел как на видео альпинисты никогда не вяжут, поскольку замучаетесь развязывать. Вяжется "булинь" не затяжной. После работы под нагрузкой легко развязывается - это совет от профессионального промышленного альпиниста.

Данные "веревки" продаются в отделах альпинистского снаряжения. В Нижнем Новгороде это магазины "Снаряжение" и "Red Fox".

Альпинистских верёвок 16 мм и нагрузкой 4.5-5 тонн в этих магазинах никогда не встречал. Сормово, Эра и т.д.

Согласен - веревка "Лагуна" - 11мм (основная альпинистская) - 3260кгс.
Купите "Весту-11,5" - толщина всего 11,5мм - 4200кгс.

Маловато будет. Не выдерживают верёвки такого класса моего натиска. Имеем большие потери в виде заднего бампера.
Кстати. А какое плетение на "Весте-11,5", как на втором видео.

А в чем смысл изобретения велосипеда (софт (мягкого") шакла)? Вот проверенный постовщик, жалоб и нареканий, на моей памяти, на его продукцию не было.

В комментариях многие люди упоминали про динамические тросы, но оказалось что много автолюбителей не знает что это такое.

Итак, начнем с того, что буксировочные тросы можно разделить на две категории: для буксировки и для выдергивания машины, если та где-то застряла.

Разница в тросах заключается в том, что первая категория - статические тросы, вторая - динамические тросы, их еще называют рывковыми.

Я сам за свою водительскую карьеру много раз выдергивал автомобили из снегов, грязи, кюветов и пр. И многих автомобилистов объединяла одна общая вещь - трос, которым был укомплектован их автомобиль:

Небольшой ликбез по буксировочным тросам. Трос, Буксир, Буксировочный трос, Авто, Внедорожник, Длиннопост

Когда люди достают такой трос из багажника, я даже не пытаюсь им дергать, сразу говорю чтобы убирали, и достаю свой.

Запомните, все тросы (или почти все), которые так выглядят, или очень похоже (могут различаться цветом стропы, например) предназначены для буксировки автомобиля по обычной дороге. Как правило на этикетках гордо пишут что они рассчитаны на 3 или 5 тонн. Даже если и так то подразумевается статическая нагрузка.

Поэтому, если вы на своем автомобиле собираетесь ехать туда, где можете застрять и есть вероятность, что вас нужно будет выдергивать, приобретите себе динамический трос.
Его особенность заключается в том, что при рывке он немного растягивается, за счет чего гасит рывок, и увеличивает продолжительность тягового усилия (сказано грубо, но суть думаю понятна).
Нет ничего хуже, чем дергать машину стальным тросом, очень легко можно поломать автомобиль: повредить геометрию кузова или оторвать буксировочную петлю.

Не буду рекламировать каких-то производителей, но в гугле легко можно найти себе магазины, которые продают динамические тросы, (как правило, выполнены в виде строп-ленты), а если почитать форумы, то можно подобрать достаточно качественный вариант. Но я пошел по дешевому (для себя) пути.

В комментариях к выше упомянутому посту пользователь @Amar0k попросил рассказать про тот трос, который использую я.

Так как я занимаюсь промышленным альпинизмом, у меня всегда есть старая веревка, на которой уже нельзя работать, связано это как правило с тем, что она в некоторых местах повреждена и с тем, что она от интенсивного использования "задубела", то есть стала жесткой. Но для буксировочного троса такая веревка вполне сгодится.

Я сплел 3 веревки в один канат косичкой, и сделал две петли, методом заплетания свободных концов. Узлов избежал специально, т.к. любые узлы ослабляют веревку (альпинисты поймут).

Небольшой ликбез по буксировочным тросам. Трос, Буксир, Буксировочный трос, Авто, Внедорожник, Длиннопост

Выглядит он вот так, общая длина порядка 7 метров.

Небольшой ликбез по буксировочным тросам. Трос, Буксир, Буксировочный трос, Авто, Внедорожник, Длиннопост

Вот так выглядит петля.

Самое жесткое, что делал этим тросом - выдергивал шниву из проруби финского залива (человек решил по льду покататься). Я дергал один, настолько сильными рывками, что иногда аж машину подбрасывало. Рывки мягкие, никаких ударов нет и особых критических нагрузок на трансмиссию и ходовую часть из-за этого тоже нет.

И запомните, если вы присутствуете при процессе выдергивания чьей-то машины, отойдите на расстояние, большее чем длина буксировочного троса. Если он вдруг лопнет, то с огромной скоростью и силой полетит в сторону одного из автомобилей. Это может нанести очень серьезные травмы стоящему на пути человеку.

Всем удачной зимы, выбирайте правильные тросы, не насилуйте свои автомобили)

Статья опубликована в апрельском номере журнала "Полный Привод 4х4" 4/2005 под названием "Игры разума". Публикуется с согласия автора и редакции.

Реечный домкрат Hi-Lift Jack относится к разряду культовых предметов в среде поклонников off-road и полного привода и не нуждается в особом представлении. Все его достоинства хорошо известны, а наличие в багажнике автомобиля при выезде на природу вселяет надежду в душу владельца авто на благополучный исход мероприятия. О разных вариантах применения этого универсального инструмента было много написано, повторяться не стоит. Хочется рассказать о собственном опыте применительно к российскому автомобилю Нива.

Хранение HJ в НИВЕ


Рейка домкрата и ручка, лежат на полу багажника у проема задней двери, практически не выступая над порогом:


Поверх инструментов укладывается туристический коврик:


По ходу дела обнаружился еще один положительный эффект: подъемная машинка, завернутая в полиэтиленовый пакет и убранная в угол, не собирает мусор из багажника на подпружиненные пальцы, покрытые смазкой и не требует чистки и смазки перед использованием, что иногда бывало, когда домкрат хранился в собранном виде на полу.


Основание фиксируется на рейке штатной шпилькой или куском проволоки.

HJ как замена лебедки

Известно, что Hi-Lift Jack можно использовать в качестве лебедки, и в продаже есть специальные наборы для этого от производителя домкрата фирмы Bloomfield Manufacturing Co, Inc. Но вот цена…. Да и входят в этот набор только две короткие цепи, которыми необходимо перехватывать за тяговую цепь по мере вытягивания авто, а сама тяговая цепь в набор не входит, то есть её надо докупать дополнительно…

Самый главный элемент комплекта – тяговая цепь.

Хочется сразу отметить тот факт, что огромное количество цепей, которые можно найти на строительных рынках и в магазинах, не рассчитаны для работы с большими нагрузками. Например, характеристики оцинкованных цепей импортного производства общехозяйственного назначения, которые можно встретить на любом строительном рынке (выдержка из таблицы):

* - 6.4 – диаметр проволоки звена, мм, а 25.4 – шаг цепи, мм.

ОБРАЩАЮ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ: домкрат может развить усилие, превышающее разрывную нагрузку указанных цепей!

Поиск необходимых материалов и комплектующих привел на производственные фирмы, профессионально занимающиеся грузоподъемным оборудованием и материалами для такелажных работ.

Цепи высокопрочные (Класс 8), используются для изготовления цепных стропов и применяются в цепных талях в качестве тяговых и имеют следующие характеристики (выдержка из таблицы):


* где 6 – диаметр проволоки звена, мм, а 19 – шаг цепи, мм.

Обращаю внимание, что запас прочности для данной категории цепей принят равным 4, как и для других элементов грузоподъемного оборудования, таких как крюки, соединители для цепей, такелажные скобы и т. д.

Цепи класса 8 обязательно маркируются на звеньях:




Укоротители позволяют закрепиться за любое звено тяговой цепи, что позволяет выбрать слабину на цепи:



На конце цепи, для крепления к машине или к опоре необходимо закрепить крюк или такелажную скобу:



На другом конце цепи закреплен соединитель для цепи и такелажная скоба (шакл):


На крюках, скобах, соединителях для цепи и всех других элементах профессионального грузоподъемного такелажа указывается рабочая нагрузка:


Запас прочности для таких элементов обычно не менее 4-х.

Если на крюках, скобах и пр. отсутствуют данные производителя о допустимой нагрузке – делайте выводы сами.

Исходя из того, что в паспорте на Hi-Lift Jack указана рабочая нагрузка 2114 кГ (тестовая 3175 кГ), выбираем подходящую цепь и соответствующие ей такелажные элементы.

Для Нивы я выбрал цепь 6 х 19 (с разрывным усилием 4.48 Т).

Для другой машины и более экстремальных условий применения наверно будет оправдано приобретение более мощной цепи и соответствующих ей по размерам и грузоподъемности такелажных элементов.

Итак, имеем для варианта с крюком и 5-ти метровой цепью:


Цены на декабрь 2004 года.

Вес комплекта 5.1 кГ. Объем, занимаемый комплектом, можно примерно оценить по следующей фотографии:


Для удобства в работе с Hi-Lift Jack’ом в качестве лебедки можно порекомендовать использовать две цепи. Одна используется для крепления вершины домкрата к опоре и вторая – от клюва подъемной машинки домкрата до автомобиля. Обе цепи можно укорачивать до необходимой длины и легко подобрать удобную позицию для работы. Для крепления цепи к вершине домкрата можно использовать укоротитель и шакл, или крепить цепь, пропуская её через отверстие в верхней петле.

Из отрицательных моментов можно отметить, что вес и цена комплекта при использовании двух цепей также удваиваются.

При использовании домкрата в качестве лебедки с использованием цепи надо быть готовым к тому, что каждый раз, при ее укорачивании, 15-20 см хода домкрата будет теряться на холостой ход, и эффективное вытягивание будет составлять 60-70 см для домкрата с рейкой 48”.

Пробное затягивание Нивы на откос (последовательность: слева направо, сверху вниз):













1. Машину можно вытащить на откос с применением домкрата, на который она въехать не может или не хочет.
2. Процесс это не быстрый. Протягивание машины на длину одной цепи ~ 5/0 метра заняло около 1,5 часов и 7 или 8 укорачивания цепи.
3. Применение страховочного каната ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Домкрат Hi-Lift Jack с цепями - вещь удобная не только для вытягивания автомобиля из засады, но и может помочь в хозяйстве выполнить тяжелую работу. Например, им очень удобно извлекать из земли старые столбы от забора.



HJ тянем столб из земли 1-3.jpg

HJ и якорь для лебедки



Перевозка длинномера

Нива – автомобиль универсального применения, и летом в период дачного строительства, на него падает обязанность по доставке разных стройматериалов на дачу. Прицеп и багажник на крыше работают по полной программе. Но иногда возникает необходимость привезти несколько 6-ти метровых досок (труб, уголков или стержней арматуры), которые не лезут в прицеп по длине, а нанимать грузовой автомобиль из-за трёх-пяти досок не хочется. Сделать переднюю опору и погрузить доски на крышу – решение, которое лежит на поверхности, тем более что подобные конструкции встречаются в Internet и в литературе. Первая конструкция была изготовлена из водопроводных труб и стального профиля, которая крепилась к передней защите и зарекомендовала себя вполне работоспособной. Но возникла проблема – в багажнике добавились еще две стойки из труб и перекладина. Лежали они вместе с рейкой Hi-Lift Jack’а и поразительно близко соответствовали последней по длине. Решение пришло простое и понятное: вместо стоек - рейки от домкратов, вместо перекладины – ручка домкрата, она так же подошла по длине без какой либо доработки. Стойки крепятся к передней защите болтами М12 и между ними, устанавливается перекладина из ручки.


Вся конструкция стягивается резьбовой шпилькой М16 с гайками сквозь перекладину и отверстия в стойках:


Отверстия в рейке домкрата не круглые, поэтому на шпильке в местах сопряжения с рейкой сняты фаски:


Самый длинный груз, который мне довелось везти на этой конструкции – доски длиной 6.6 метра.



Приспособление для подъема Нивы за диск колеса


От нее же использовал и короткий кусок ленты, который закреплен на лебедке стяжки. Для снятия этого куска с лентой достаточно открутить болт, которым он закреплен. Таким образом, имеем кусок ленты длинной 30 см с петлями на концах и с крючком с одной стороны:


Второй крючок снимаем с длинной ленты стяжки и одеваем на свободную петлю. В результате имеем ленту с крючками на концах. Для крепления ленты к клюву подъемной машинки использовал широкую омега-образную скобу от буксирного троса:


Испытания проводил на той же Ниве-21213, т. к. Шеви-Нива пока только в планах, как на литых, так и на штатных дисках. Результат на фото:





Дополнение к этому параграфу от 27.06.07, автор Pilot:

Вот пришла идея использовать ненужные крюки + порванный на покатушках трос. Подгонял длину по месту, по колесу. Прошил все толстыми нитками. Получилась вот такая вещь:



Только надо постараться закреплять так, чтобы клюв джека не упирался в резину.

Поднимаем Ниву

Классическую Ниву можно поднимать Hi-Lift Jack’ом прямо за родные бампера. Бампер выдерживает такую нагрузку, но при этом деформируется нижняя кромка профиля, выполненного из легкого сплава. Если это не критично для пользователя, то появляется еще одно преимущество у такого способа: клюв подъемной машинки не скользит по мягкому профилю и домкрат лучше фиксируется. Домкрат лучше устанавливать под бампер в тех местах, где он крепится к трубам.

Если на машине установлена передняя защита (дуга), можно поднимать за нее, только предварительно надо посмотреть, из чего эта защита выполнена и каким образом закреплена к машине. Крепление должно быть надежным и выдерживать вес автомобиля. Сзади можно поднимать за кронштейн тягово-сцепного устройства.


Теперь машину можно Hi-Lift Jack’ом поднимать с любой стороны.



Подъем на скользком основании


Универсальная ручка

В моей машине кроме домкрата ездят две ручные лебедки РБС. По принципу действия они похожи на МТМ (механизмы тяговые монтажные), но выполнены без корпуса и при грузоподъемности в 1 тонну весьма компактны – под запасным колесом помещается две штуки вместе с дополнительными тросами. Недостаток у них один - нет штатной ручки, лишь короткий кусочек трубки в которую надо или вставлять ломик, или надевать подходящую трубу в качестве ручки. Использовать ручку от Hi-Lift Jack’а для работы с лебедкой без доработки было неудобно, так как сильно отличались диаметры ручки и трубки лебедки, и был большой люфт при работе ручкой как рычагом. Для более плотной посадки была изготовлена втулка:



Теперь одна ручка используется и для домкрата и для лебедки.

Ручка как подпорка

И последнее, самое востребованное использование ручки от Hi-Lift Jack’а в Ниве – поддержание полки багажника в открытом положении:


Полка багажника в поднятом положении ничем не фиксируется, и использовать ручку как подпорку оказалось вполне удобно, благо, что она всегда под рукой.

Читайте также: