Когда мама вошла в комнату осколки вазы валялись на полу и дети пытались их собрать

Обновлено: 07.07.2024

Образец задания 15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Справочная информация

Запятая перед и ставится

  1. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

Запятая перед и не ставится

  1. Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

Не путай:
В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более.
Рассмотрим основные случаи подробнее.

I. Пунктуация при однородных членах предложения

Схема: о, о и о
2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)
2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о
3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о
4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о
5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)
2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:
В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:
Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.
(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)
К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.
(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

§1. Значение термина пунктуация
Термин пунктуация произошёл от латинского слова punctum – точка. У термина пунктуация два значения:
система знаков препинания
раздел языкознания, описывающий правила расстановки знаков препинания в письменной речи

Прикрепленные файлы: 1 файл

русская пунктуация. лекции.docx

4. Прямая речь разрывает речь автора:

(Если структура речи автора не требует знаков пунктуации, то после первой части ставится двоеточие, а перед второй – тире.)

(Если структура речи автора требует знаков препинания на месте разрыва, то после первой части ставится двоеточие, а перед второй – запятая.)

§2. Пунктуационное оформление диалога

Диалоги и полилоги (разговор нескольких лиц) в художественной литературе, публицистике, а точнее, в печатных изданиях оформляются без использования кавычек.

В начале реплик диалога ставится тире, например:

«Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать. Доктор подошёл к молодой женщине, державшей на руках толстую серую кошку, и спросил:

– Будьте добры, объясните, что здесь происходит? Почему народу так много, что за причина его волнения, и почему закрыты городские ворота?

– Гвардейцы не выпускают людей из города.

– Почему же их не выпускают?

– Чтобы они не помогли тем, которые уже вышли из города.

Отдельные реплики также могут быть оформлены с помощью тире:

«Когда он пришёл в себя, уже был вечер. Доктор посмотрел вокруг:

Если прямая речь сочетается с речью автора, то могут использоваться разные схемы расстановки знаков препинания. Пунктуация будет различаться в зависимости от взаимоположения прямой речи и речи автора. Но кавычки не нужны. Прямая речь отделяется с помощью тире.

1) Р.а.: - П.р. Например:

Потом он поворчал по поводу отломанных каблуков:

– Я и так невелик ростом, а теперь стану на вершок ниже. Или, может быть, на два вершка, потому что отломились два каблука? Нет, конечно, только на один вершок. (Ю. Олеша, Три толстяка)

2) – П.р., - р.а. Например:

– Караул! – кричал продавец, ни на что не надеясь и дрыгая ногами (Ю.Олеша, Три Толстяка).

3) Р.а.: - П.р.! - р.а. Например:

И вдруг гвардеец с разбитым носом сказал:

– Стой! – и поднял высоко факел (Ю.Олеша, Три Толстяка).

4) –П.р., - р.а. – П.р. Например:

– Перестаньте кричать! – рассердился он. – Разве можно так громко кричать!

То есть логика оформления прямой речи и речи автора сохраняется, но не используются кавычки. Вместо них в начале прямой речи всякий раз ставится тире.

Глава 15. Пунктуация при цитировании

Цитирование широко используется в сферах социокультурного общения, нормы которого предписывают тщательно оформлять цитаты.

1. Цитаты приводятся в кавычках, показывающих границы чужой речи. Например:

2. Если цитата вводится с помощью авторской речи, то она оформляется так же, как прямая речь, например:

3. Если в цитате есть пропуски, это отмечено многоточием , например:

Если в цитате уже есть многоточие, то при её сокращении используется многоточие в скобках.

4. Указание на источник, следующий после цитаты, даётся в скобках. Точка ставится после скобок.

Если цитата оканчивается не точкой, а многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то они ставятся перед кавычками.

5. Части фраз, слова или сочетания слов, цитируемые в составе предложения, требуют кавычек. Двоеточие перед ними не ставится. Исключение составляют высказывания со словами фраза, предложение, высказывание, мысль и др. под., например:

6. Стихотворные цитаты, если они приводятся с делением на строки, даются без кавычек. Имя автора приводится ниже. Например:

До тихого креста

Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга знаками препинания:

2) точкой с запятой,

1) Запятая – это самый распространённый знак. Он ставится перед сочинительными союзами, одиночными или повторяющимися.

Люди, умеющие веселиться, не имеют денег,1/ а люди, имеющие деньги, не умеют веселиться2 (Б. Шоу).

То Маша мечтала о театральном,1/ то её трясло от одной мысли о судьбе актрисы2.

Схема: То […]1, то […]2.

2) Точка с запятой может ставиться, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

Женщина хочет жить своей жизнью,1 /а мужчина – своей;2/ и каждый старается свести другого с правильного пути3 (Б. Шоу).

Схема: […],1 a […]; 2и […]3.

3) Тире может ставиться, если части содержат резкое противопоставление, передают резкую смену событий, например:

Лишь на мгновение зависла пауза – 1 /и вдруг раздался резкий крик2.

Знаки препинания не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.

безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.

Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения

§1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях

Знаки препинания ставятся

В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания:

2) точкой с запятой,

4) запятой и тире.

Если придаточное предложение находится внутри главного, то оно выделяется знаками препинания с двух сторон.

Когда дверь открылась1, /девочки тут же замолчали2.

(Главная часть 2 находится после придаточной 1.)

Девочки1, /когда дверь открылась2, /тут же замолчали1.

Схема: […, (когда…)2, …]1

(Придаточная часть 2 находится внутри главной1.)

1. Запятая – это самый распространённый знак. Он ставится перед подчинительными союзами.

Он мечтал1, /чтобы все были счастливы2.

Схема: […]1, чтобы (…)2.

2. Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами1; / если бы я не стремилась не обижать людей2,/ если бы не выбирала средств, идя к цели3,-/ то я была бы не я4.

Схема: (если бы…)1; (если бы…)2; (если бы…)3; [то…]4 .

3. Тире может ставиться в разных случаях, например если придаточная часть стоит перед главной:

Когда есть любовь 1/– праздник в душе2.

Схема: (когда…)1 – […]2.

(Придаточная часть1 находится перед главной2.)

4. Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них, например:

Когда на улице непогода1,/ когда свирепствует сильный ветер2,/ когда идёт злой, хлёсткий дождь3, -/ остаться дома – уже большое счастье4.

Схема: (когда…)1, (когда…)2, (когда…)3, - […]4

(Главная часть4 стоит в конце, ей предшествует несколько однородных придаточных 1, 2, 3.)

§2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными

1. В предложениях с несколькими придаточными запятые ставятся между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами, например:

Она не могла понять1, /что написано в инструкции2,/ как ей следовать3, /как всё сделать правильно и не ошибиться4.

Схема: […]1, (что…)2, (как…)3, (как…)4.

Понять1, / что написано в инструкции2,/ как ей следовать3,/ как всё сделать правильно и не ошибиться4,/ она не могла1.

Схема: […, (что…)2, (как…)3, (как…)4, …]1

(Придаточные части 2, 3, 4 находятся внутри главной части1.)

2. В сложноподчинённых предложениях со сложными союзами потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы запятая ставится:

перед союзом (нейтральный вариант оформления), например:

Я не собираюсь к ним в гости, потому что мне не хочется туда ехать.

(нейтральный вариант интонации: тон повышается на слове гости, потому что произносится слитно)

перед второй частью союза, если она выделена интонационно (при подчеркивании), например:

Я не собираюсь к ним в гости потому, что мне не хочется туда ехать.

(слово потому выделено повышением тона, после него пауза, произношение союза расчленено, вариант более эмоциональный)

§3. Случаи, когда запятая не ставится

Знаки препинания не ставятся:

1) между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо, например:

Она не могла понять1,/ что написано в инструкции2/ и как ею пользоваться3.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.

Запятая при однородных членах

Запятая нужна

Запятая не нужна

между однородными членами, не связанными союзами
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
[ ], [ ], [ ], [ ], [ ]

между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.
[ ], [ ] и [ ]

между однородными членами, связанными противительными союзамиа, но, да (в значениино), однако, зато
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.
[ ], [ ], [ ], но [ ]

между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.
[ ] и [ ]

между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительнымии, да (в значениии), ни… нии разделительнымиили, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то)
Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.
[ ], и [ ], и [ ], и [ ], и [ ]

в устойчивых сочетаниях
ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря и т.д

перед второй частью двойных союзовне только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, тои др
Сотрудники музея не только хранили коллекции, , но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
[ не только], [но и ], [ ], [ ]

Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами

между парными однородными членами, связанными союзами И и ИЛИ
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
[ ] и [ ], [ ] и [ ]


В сложносочиненном предложении между двумя грамматическими основами обычно ставится запятая. Природа просыпается, и люди готовятся к зиме.

Запятая в сложносочиненном предложении не нужна

В следующих ситуациях:

1. Если есть общий второстепенный член предложения

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

2. Если есть общее для частей вводное слово, словосочетание, или предложение, частица, обособленный член предложения (сравнительный оборот).

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
Да здравствует свет и скроется тьма

Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3
Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее

4. Если части сложносочинённого предложения являются:
1) вопросительными предложениями;

2) побудительными предложениями;


3) восклицательными предложениями;

4) назывными предложениями;

5)безличными предложениями,имеющими синонимичные слова в составе сказуемых

1) Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

2) Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
3)Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
4)Жара и духота. Холод и дождь.

5) Жарко и душно. Холодно и дождливо.


Примечания:
1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзоми ставится, если союз повторяется:

В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

2.Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится:

Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.);

Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.);

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно храниликоллекции, систематизировали, изучали их, организовываливыставки, публиковалинаучные статьи.

Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:

сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) ,например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовываливыставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно храниликоллекции и изучалиих, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

*Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.

безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.

Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

Обособление — способ смыслового выделения или уточнения. В письменной речи обособления выделяются запятыми. Обособляются только второстепенные члены предложения.

Читайте также: