Люфт в шлицах кардана камаз

Обновлено: 04.07.2024

Собственно вопрос, недавно снял передний кардан. менять крестовины, а шлицевое соединение ни в какую не расшатать, как приваренное сидит, сегодня замочил в керосине, но интересно, если не получится вернуть подвижность шлицевому, насколько вредна будет установка такого кардана с фиксированной длинной? Полным приводом пользуюсь редко, это и послужило причиной закисания шлицевого.

насколько вредна будет установка такого кардана с фиксированной длинной? Полным приводом пользуюсь редко, это и послужило причиной закисания шлицевого.

ломает подшибнике враздатке и их крепёж в корпусе..

У меня тоже самое было несколько лет назад, ни в какую не расшевелить, в тот момент забил и поставил все обратно, потом забыл, прошло несколько лет пока все ок. ПП пользуюсь периодически, особенно зимой. Думаю из-за того, что передний мост стоит на рамео относительно жестко, поэтому и закисает шлицевое и поэтому наверное такой закисший кардан и ходит у меня уже долго

От крайности в крайность,на квадрате родной был раздолбаный,а с разборки прислали закисший,замачивал недолго в солярке,нагревал феном,легкими ударами молотка располовинил кардан.

Вставлю свою каплю дегтя. Разбирал 2 года назад передний кардан, там как бы внутри на шлицевом пленка. По ней кардан ходит ооочень туго. Еле выбил его оттуда с применением очень тяжких предметов. Когда разделил шлицевую - по дури вынул пленку. Когда вставил - появился ощутимый люфт типа болтанка. Хорошо был второй кардан. Просто отмочил и поставил на место. Передвигается монтировкой по шлицевой оооочень туго. За 2 года ничего не сломало и не люфтит. Я б не экспериментировал, отмочил и поставил с установленной длинной как есть - ездил же он до этого и ничего не ломало. Но это глубоко мое личное мнение.

Распространенные неисправности карданного вала


Неисправности карданного вала могут проявляться по-разному. Вибрация, удары из-под днища автомобиля, гул усиливающейся при наборе скорости – все это может быть связанно с неисправностью кардана. В зависимости от проявлений можно понять, что именно нуждается в ремонте.

Утечка масла в сочленении коробки и передней части карданного вала

Встречается на автомобилях со шлицевым соединением, расположенном в коробке или раздатке.

Тяжелые удары или стук сразу после включения коробки передач, вибрация при наборе скорости

  1. Наиболее распространённой причиной является неисправность крестовины карданного вала. При ее разрушении появляется сильный люфт и, как следствие - удары. Необходима замена крестовины.
  2. Ослабление затяжки болтов карданного вала. Внимательно осмотрите все болты и надежно затяните. Если болты не трогали ближайшее время, то проблема не в них.
  3. Сильно изношены подвижные шлицы карданного вала. Для устранения неисправности, производиться замена шлицов кардана.
  4. Сильный люфт в комплекте под подшипник. Обычно сопровождается частой заменой подшипника карданного вала. Лечиться установкой комплекта под опору.

Периодическое или постоянное наличие скрипа

  1. Заклинило крестовину карданного вала. Как правило, сопровождается наличием ржавых подтеков на крестовине. Шприцовка не поможет. Заклинивание означает, что произошла деформация подшипника стакана. Следующим этапом будет ее разрушение. Необходимо как можно быстрее заменить шарнир.
  2. Подклинивает Шрус кардана в рабочем диапазоне. Перебрать, внимательно осмотреть на наличие выработки и смазать, если не поможет - заменить.

Вибрация – как основная неисправность кардана

Прежде чем искать неисправности карданного вала, убедитесь в отсутствии дисбаланса на колесах.

Если вибрация карданного вала проявляется в определенном диапазоне скоростей (от 60 до 80 км/ч, от 90 до 120 км/ч) – это хорошая вибрация, которую устраняет балансировка карданного вала. Как правило, такого рода вибрация появляется после ремонта карданного вала: замены крестовины, подшипника, укорачивания и удлинения или разборкой-сборкой кардана не по заводским меткам.

  1. Нарушение плавности хода и люфты в крестовинах. Необходимо заменить изношенные шарниры.
  2. Попадания инородного тела (вплоть до песчинок) при установке кардана на мост, раздатку, коробку. Отчистить от грязи фланцы кардана и приемные фланцы на автомобиле.
  3. Люфт в подвижных шлицах или неподвижных шлицах (комплекте под опору) карданного вала. Необходима замена шлицевых соединений.
  4. Отрыв или крайняя степень коррозии балансировочных пластин. Осмотрите кардан, при отрыве пластины, очень хорошо видно место ее крепления. Устраняется балансировкой.
  5. Налипшая грязь на карданном вале. Очистите вал от грязи.
  6. Гнутая труба, вследствие механического удара при наезде на булыжник или бордюр. В некоторых случаях лечиться правкой трубы на гидравлическом прессе. В среднем, при деформации трубы более чем на 1,5 миллиметра меняется на новую.

Как удостовериться, что вибрация от кардана

  1. Если вибрация возникает на одних и тех же оборотах, но на разных передачах, то причина неисправности не в кардане, поскольку скорость его оборотов была разной.
  2. Если вибрация исчезает или уменьшается при работе на другой передаче при одних и тех же оборотах двигателя, то проверьте выше описанные возможные причины неисправности.

Звон в трубе карданного вала

  1. Отлетела крышка шлицов, препятствующая попаданию смазки в трубу. Необходимо разрезать кардан, и приварить крышку на место.
  2. Обрыв или отслоение опоры свинцового сердечника, установленного в трубе для компенсации дисбаланса. Только замена карданного вала.

Звон от карданного вала

Проверить посадку защитного пыльника опоры. Если болтается, выставить и прихватить сваркой.

Скребущий звук

  1. Износ подшипника карданного вала. Необходима замена подвесного подшипника.
  2. Износ подшипника в раздатке или коробке.

Как определить неисправность подвесного подшипника


Неисправность подшипника карданного вала определяется по характерному шуршащему звуку. Исправный подшипник при вращении практически не издает шум, вращается без усилия, плавно и без подклинивания.

Люфт кардана: причины и их устранение

Тяжелые удары, неприятный скрип, сильная вибрация при увеличении скорости, скребущие звуки, раздражающий вой привод, стук при включении коробки передач – это значит, что что-то не так с исправностью переднего карданного вала. Неисправность – это люфт кардана, который может мешать при движении машины. Что произошло? Рассказываем сегодня в нашей статье.

Причина люфта

В зависимости от того, что именно происходит в вашей машине, можно выделить несколько причин люфта. Рассмотрим причины некоторых неисправностей автомобиля.

Слышатся тяжёлые удары?
Стоит проверить крестовину карданного вала. Поскольку если она разрушилась, то появляются соответствующие звуки.
1. Осматриваем насколько сильно затянуты болты кардана.
2. Могут износиться подвижные шлицы карданного вала. Производим замену шлицов кардана!
3. Люфт может образоваться под подшипником. Такое происходит, если часто менять подшипник. Устанавливаем комплекс под опору!

Скрип при движении авто? Есть несколько причин этого:
1. Заклинить кардан может в случае, если есть ржавые потёки на нём. Если это происходит, значит, произошла деформация подшипника стакана. Меняем шарнир!
2. Если подклинивает шнур карданного вала, то необходимо его пересмотреть, смазать и устранить неприятные звуки.

Дисбаланс колёс может привести к вибрации кардана. Люфт может быть в шлицах, в крестовинах. Причиной вибрации может стать даже песчинка, которая попала в коробку, на мост или на раздатку. Также на кардан может налипнуть грязь, что может привести к неисправности автомобиля. Водитель может случайно наехать на лежащий на дороге булыжник. Это повлечет за собой повреждение карданной трубы.



Кардан это механизм, передающий вращение от коробки передач на редуктор заднего моста. Задача усложняется тем, что эти два механизма расположены в разных плоскостях по отношению друг к другу. Карданами оснащаются все модели автомобилей, задние колеса которых являются ведущими.

Кардан трансмиссии устанавливается вдоль выхлопной системы автомобиля и выглядит в виде длинной балки, идущей от коробки передач до заднего моста. Он оснащен минимум двумя крестовыми шарнирами (по одной с каждой стороны), а в узлах с небольшим смещением осей – одним.

Подобная передача используется также в системе рулевого управления авто. Шарнир соединяет рулевую колонку с расположенным в другой плоскости рулевым механизмом.


В сельскохозяйственной технике такое устройство используется для подсоединения дополнительного оборудования к валу отбора мощностей трактора.

Устройство карданного вала


В механизм кардана входят следующие элементы.

1. Центральный вал. Он выполнен из полой стальной трубы. Пустота необходима для облегчения конструкции. С одной стороны трубы имеются внутренние или наружные шлицы. Они необходимы для установки скользящей вилки. С другой стороны трубы приварена вилка шарнира.

2. Промежуточный вал. В многосекционных модификациях карданов используется один или несколько таких элементов. Они устанавливаются на заднеприводные авто для устранения вибрации, возникающей при вращении длинной трубы на больших оборотах. С обеих сторон на них закреплены неподвижные вилки шарниров. В спортивных машинах устанавливаются односекционные карданы.


3. Крестовина. Это элемент шарнира с наконечниками, внутри которых расположен игольчатый подшипник. Деталь устанавливается в проушины вилок. Она передает вращение от ведущей вилки к ведомой. Дополнительно они обеспечивают беспрепятственное вращение двух валов, угол наклона которых не превышает 20 градусов. В случае большей разницы устанавливают еще одну промежуточную секцию.


4. Подвесной подшипник. Он монтируется в крепление дополнительной секции. Данная деталь фиксирует и стабилизирует вращение промежуточного вала. Число этих подшипников идентично количеству промежуточных секций.


5. Скользящая вилка. Она вставляется в центральный вал. Когда автомобиль движется, расстояние между мостом и КПП из-за работы амортизаторов постоянно меняется. Если закрепить трубу намертво, на первой же кочке нужно будет менять какой-то узел (тот, который будет слабее всего). Это может быть обрыв крепления вала или выход из строя деталей моста. Скользящая вилка оснащена шлицами. В зависимости от модификации она или вставляется в центральный вал (внутри него сделаны соответствующие пазы), или надевается сверху трубы. Шлицы и пазы нужны, чтобы труба вращала шарнир.


6. Вилки шарнира. Они соединяют центральный вал с промежуточным. Аналогичную форму имеет вилка-фланец, только устанавливается она на месте крепления всего механизма спереди к КПП, а сзади – к редуктору моста.


7. Эластичная муфта. Эта деталь смягчает удары кардана при его смещении во время езды. Она устанавливается между фланцем выходного вала коробки и вилкой-фланцем центрального вала кардана.


Основные неисправности КВ и их проявление

Ниже приведены их возможные внешние проявления и указаны причины появления для каждого из признаков. Посторонний стук в агрегатах трансмиссии; в начале движения, резком разгоне или переключении скоростей КПП автомобиля. Может возникать в результате:

  1. Ослабления резьбовых соединений крепления фланцев и соединительной муфты карданной передачи;
  2. КВ в шлицевой части имеет сверхдопустимый зазор;
  3. Сверхдопустимый зазор, в подшипниках крестовины карданного вала.

Особого внимания требует крестовина карданного вала

. Именно крестовина является основным источников шума и скрежета в карданной передаче, и подлежит наиболее частой замене (менять рекомендуется каждых 10 тыс. км. пробега). Немного реже выходит из строя подвесной подшипник или может появится зазор в карданном шарнире.

Повышенный шум и вибрация автомобиля при движении. Причины могут быть следующие:

  • изгиб КВ;
  • не правильная установка КВ, при установке не соблюдены монтажные метки;
  • нарушен баланс валов;
  • разрушение или износ втулки (центрирующей) фланца промежуточной муфты или кольца (центрирующего) вала вторичного кпп;
  • сверхдопустимый зазор в подвесном подшипнике;
  • разрушение подвесной опоры КВ;
  • ослабление резьбового соединения поперечной опоры;
  • сверхдопустимый зазор в игольчатых подшипниках крестовины;
  • ослабла соединительная гайка вилки КП;
  • нет смазки в шлицах вала.

Вытекание смазки может происходить вследствие:

  1. разрушения сальникового уплотнения шлицевой части вала;
  2. повреждения сальникового уплотнения подшипников крестовин КП.

Основная причина быстрому выходу из строя карданного вала – дисбаланс

, нарушение баланса в несколько раз увеличивает нагрузка на детали кардана.

Какую функцию он выполняет?

Основная задача данного механизма это передача вращательных движений на оси, расположенные в разных плоскостях. Коробка передач расположена выше, чем мост задних колес автомобиля. Если установить прямую балку, из-за смещения осей она или сама сломается, или разобьет узлы коробки и моста.


Еще одна причина, по которой необходимо данное устройство, заключается в подвижности задней оси машины. Она закреплена на амортизаторах, которые при езде перемещаются вверх и вниз. При этом расстояние между коробкой и задним редуктором постоянно меняется. Скользящая вилка компенсирует такие перепады без потери крутящего момента.

Типы карданных передач

В основном большинство автомобилистов связывают понятие карданной передачи с работой трансмиссии заднеприводных машин. На самом деле она используется не только в этом узле авто. По аналогичному принципу работает рулевое управление и еще некоторые механизмы, которые соединяются с соседними под разным углом.

Существует 4 типа передач:

  1. асинхронные;
  2. синхронные;
  3. полукарданная гибкая;
  4. полукарданная жесткая.

Самый известный вид карданных передач – асинхронный. Основное применение – в трансмиссии. Еще она называется передача с шарниром неравных угловых скоростей. Такой механизм состоит из двух вилок, которые соединены крестовиной под прямым углом. Наконечники с игольчатым подшипником позволяют крестовине плавно перемещаться в соответствии с положением самих вилок.


Данный шарнир имеет одну особенность. Он передает неравномерный показатель крутящего момента. То есть скорость вращения подсоединенных валов периодически отличается (за полный оборот второстепенный вал два раза обгоняет и два раза отстает от главного). Для компенсации такой разницы используется еще один шарнир (на противоположной стороне трубы).

Как работает асинхронная передача, показано в видео:

Работа карданного вала. Work propeller shaft.

Синхронная передача оснащается ШРУСом. С данным устройством знакомы владельцы автомобилей с передним приводом. Шарнир равных угловых скоростей соединяет дифференциал со ступицей переднего колеса. Иногда данный им комплектуются трансмиссии более дорогих полноприводных авто. По сравнению с предыдущим типом синхронная передача менее шумная, но более дорогая в обслуживании. ШРУС обеспечивает одинаковую скорость вращения двух валов с углом наклона до 20 градусов.


Гибкая полукарданная передача предназначена для вращения двух валов, угол наклона которых не превышает 12 градусов.

В современной автомобильной промышленности жесткая полукарданная передача редко применяется. В ней шарнир передает крутящий момент при смещении угла наклона валов до двух процентов.

Существует также закрытый и открытый тип карданных передач. Отличаются они тем, что карданы первого типа помещаются в трубу и чаще состоят из одного шарнира (применяется в грузовых автомобилях)

Проверка состояния карданного вала

Проверить кардан следует в следующих случаях:

  • при разгоне появляется дополнительный шум;
  • появилась протечка масла возле КПП;
  • стук при включении передачи;
  • на скорости ощущается увеличенная вибрация, передающаяся на кузов.

Диагностику необходимо проводить, подняв автомобиль на подъемнике или при помощи домкратов (как подобрать подходящую модификацию, смотрите в отдельной статье). Важно, чтобы ведущие колеса при этом могли свободно вращаться.


Вот какие узлы следует проверить.

  • Крепление. Промежуточная опора и соединения фланцев должны быть затянуты при помощи болта с гроверной шайбой. В случае ее отсутствия гайка ослабится, что приведет к люфту и чрезмерной вибрации.
  • Эластичная муфта. Она часто выходит из строя, так как резиновая часть компенсирует осевые, радиальные и угловые смещения соединяемых деталей. Проверить наличие неисправности можно при помощи медленного проворачивания центрального вала (по ходу вращения и обратно). Резиновая часть муфты не должна быть разорванной инее люфтить на месте крепления болтов.
  • Скользящая вилка. Свободный поперечный ход в этом узле появляется из-за естественного износа шлицевого соединения. Если попытаться провернуть вал и муфту в противоположном направлении, и при этом наблюдается небольшой люфт между вилкой и валом, значит, этот узел необходимо заменить.
  • Подобная процедура проводится с шарнирами. Между проушинами вилок вставляется большая отвертка. Она играет роль рычага, с помощью которого пытаются провернуть вал то в одну, то в другую сторону. Если при раскачивании наблюдается люфт, крестовину нужно заменить.
  • Подшипник подвесного крепления. Его исправность можно проверить, взяв одной рукой вал перед ним, а другой – за ним и покачав в разные стороны. При этом промежуточная опора должна быть прочно зафиксирована. Если заметен люфт в подшипнике, то проблема решается его заменой.
  • Балансировка. Ее выполняют, если диагностика не выявила никаких неисправностей. Данную процедуру выполняют на специальном стенде.

Вот еще одно видео, в котором показано, как проверять карданный механизм:

Подозрительные звуки в районе кардана, вибрация и т.д.

Признаки и виды неисправностей

Чтобы устранить проблему, ее прежде всего необходимо выявить. Шлицевое соединение служит вполне солидный срок (в среднем 30-50 тысяч километров), долго не вызывая беспокойств, но ни одна деталь не вечна, и следует провести диагностику, если:

  • во время движения слышатся лишние шумы, стуки, неприятные звуки;
  • присутствуют рывки, вибрации в кардане;
  • при включенном полном приводе присутствует биение руля;
  • увеличился люфт рулевого колеса.

Изношенные шлицы раньше или позже полностью выведут из строя карданную передачу, что может привести к неблагоприятным последствиям и даже аварии. Чтобы избежать этого, необходимо вовремя получить качественный ремонт шлицевой кардана.

Проблемы со шлицевыми соединениями могут возникнуть следующие:



на валах;

ВНИМАНИЕ! Износ ускоряется действием сверхдопустимых крутящих моментов, динамических нагрузок, контакта ступицы с валом.
После того как были обнаружены неполадки, затягивать с их устранением не стоит и доверить эту процедуру лучше опытным мастерам.

Обслуживание карданного вала

По рекомендациям производителей обслуживание кардана проводится через 5 тысяч километров пробега. При этом необходимо проверять эластичную муфту и крестовины. В случае необходимости износившиеся части заменяют на новые. Шлицы скользящей вилки смазываются.


Если в машине установлен кардан с обслуживаемыми крестовинами, их тоже нужно смазать. Определяется такая модификация по наличию тавотницы в крестовинах кардана (отверстие для подсоединения масляного шприца).

Неисправности карданных валов

Так как данный механизм находится в постоянном движении, и он испытывает большие нагрузки, то и неисправности с ним встречаются довольно часто. Вот самые распространенные из них.

  • На валу кардана появилось масло. Необходимо обратить внимание на сальники КПП. Их необходимо периодически менять из-за естественного износа. Эластичные уплотнители со временем теряют свои свойства и между валом и сальником появляются небольшие щели. Если течь появилась в районе скользящей вилки, нужно проверить состояние шлицев. Если на них есть шероховатости, то вилку необходимо заменить.


  • Удары во время нагрузок на кардан обусловлены люфтом на соединениях. Если свободный ход появился в крестовинах или в подшипнике подвесного крепления, то эти детали меняются на новые. Вибрация может появляться из-за ослабления болтового соединения. В случае частого возникновения такой проблемы, следует проверить, установлен ли между гайкой и креплением гровер. Эта шайба не дает гайке отвинчиваться при постоянной вибрации.


  • Скрипы при нажатии на педаль акселератора. Необходимо проверить шарниры. Из-за постоянного контакта с влагой и грязью, крестовина может выйти из строя. Если игнорировать скрипы, крестовина заклинит и шарнир сломается.


    Самая распространенная неисправность карданного вала – вибрации. Но прежде чем приступать к ремонту механизма, сначала следует проверить ходовую часть. Нарушенная балансировка колес тоже приводит к появлению вибрации на высоких скоростях. Если этот эффект исчезает при переключении да другую передачу, то кардан здесь не при чем. Вот по каким причинам может возникнуть вибрация в кардане:
      неисправность балансировочных колец (коррозия или обрыв);

    Скрип постоянный или периодический

    Писк или скрип может быть постоянным или периодическим при нажатии на педаль газа. На хорошо прогретой машине может вовсе пропадать.

    • Заклинила крестовина карданного вала. Часто сопровождается вибрацией. Определить можно по наличию ржавых подтеков из-под сальника игольчатого подшипника крестовины. В этом случае поможет только замена крестовины, так-как игольчатый подшипник деформировал крестовину.
    • Износ подшипника промежуточной опоры карданного вала. Часто проявляется в холодную погоду. Требуется замена подшипника или опоры в сборе.

    Снятие и установка карданного вала


    Если возникла необходимость в замене карданного механизма или ремонте его узла, потребуется его снятие. Процедура проводится в такой последовательности:

    • откручиваются крепежные болты с фланцев заднего моста и карданного вала;
    • вал опускается вниз;
    • откручиваются болты резиновой муфты;
    • кардан отодвигается от КПП;
    • откручивается подвесное крепление.

    Отремонтированный или новый механизм устанавливается в обратной последовательности: подвесное, муфта, фланцы моста.

    В дополнительном видео упоминаются еще некоторые тонкости снятия и установки кардана:

    Карданный вал патриот | снятие и установка | замена фланца

    Кардан в автомобиле достаточно выносливый механизм, но и он нуждается в периодическом обслуживании. Водителю нужно быть внимательным к появлению посторонних звуков и вибраций. Игнорирование этих проблем приведет к поломке важных элементов трансмиссии.

    5 / 5 ( 1 голос )

    Проверка подвижного шлицевого соединения кардана

    Шлицевое соединение карданного вала выполнено с центрированием по наружному диаметру. Такая конструкция допускает максимальный боковой зазор 0,2 мм. Проверка бокового зазора не требуется. Карданный вал раздвинуть примерно на 45 мм и положить вилками на твёрдую опору (точки A и B на рис.).


    Индикаторную стойку закрепить рядом со сварным швом на трубе в точке С. Измерительный прибор расположить рядом со швом защитного кожуха шлицевого соединения кардана. Карданный вал слегка приподнять в центре тяжести таким образом, чтобы опорные поверхности A и B оставались свободными. Замерить отклонение стрелки измерительного прибора – максимально допустимое значение составляет 0,17 мм.

    Внешний осмотр деталей: Полностью разобрать карданный вал и проверить подвижное шлицевое соединение на наличие повреждений во внутренней и внешних областях шлицевой втулки и зубчатого профиля вала. Проверить защитный кожух шлицевого соединения на наличие повреждений

    Если осмотр показал, что никаких повреждений подвижного шлицевого соединения не выявлено, то следует повторно смазать детали подвижного шлицевого соединения и область уплотнения, а затем сдвинуть шлицевое соединение в исходное состояние.

    Внимание: Обратите внимание на расположение стрелок напротив друг друга!

    Читайте также: