Миксолидийский лад что меняется

Обновлено: 19.05.2024

В средние века и Ренессанс эти 7 ладов были почти равноправны, а последние 400 лет в массовой музыке рулят мажор и минор, а остальные 5 диатоник встречаются заметно реже.

Вот как это всё выглядит в нотах и на гитарном грифе:

Натуральный минор (про остальные миноры в другой раз) получается, если сыграть белые клавиши от Ля до Ля (A B C D E F G A). Интервалы получаются ТПТТПТТ. Вот песня в натуральном миноре.

Jon Gomm — Passionflower — в интро типичные лидийские запилы. Дальше смещение в параллельный натуральный минор.

Steve Vai — The Riddle. Басист играет Ми ВСЮ песню, а Стив играет в основном в Ми лидийском ладу. Самая первая нота, которую играет Стив — как раз и есть повышенная четвёртая ступень.

Devin Townsend дико любит лидийский лад, например вот.

Миксолидийский лад

The Beatles — Tomorrow Never Knows. Здесь всего два аккорда — C и Bb/C и чисто миксолидийская мелодия.

The Rembrandts - I'll Be There For You (тема из сериала Друзья). Уже во вступлении мы слышим эту самую пониженную седьмую. Далее песня постоянно перемещается от миксолидийского лада к обычному мажору и обратно.

Здесь надо отметить, что модальные лады не обязательно встречаются в чистом виде. Музыка может плавать из одного лада в другой. Например, эта песня Дэвина Тауншенда начинается в ми-мажоре, потом в районе 1.55 начинаются прыжки между ним и ми-минором, а на 2:20 переходит в Ми лидийский лад, чтоб в 3:00 снова вернуться в ми-мажор.

Где обычно встречается: Британская и кельтская народная музыка, фанк, рок.
Вообще дорийский лад — это очень по фанку (опять берём гитару и перкуссивно играем Am7 и D9). Верный признак дорийского лада — минорный тонический аккорд и мажорная субдоминанта.

Вообще, я очень рекомендую как-нибудь взять и построить трезвучия от всех семи ступеней во всех семи ладах. Тогда вы лучше их поймёте и овладеете ещё одним способом их узнавания. Я проделаю это с дорийским ладом, а дальше вы уж сами.

1. Аккорд 1-й ступени состоит из 1, 3 и 5 ступеней: Ля, До, Ми (ля-минор).
2. Аккорд 2-й ступени состоит их 2, 4 и 6 ступеней (ну и так далее). Си, Ре, Фа-диез (Си-минор). В натуральном миноре было бы Си, Ре, Фа (си уменьшенный).
3. До, Ми, Соль (до мажор).
4. Ре, Фа-диез, Ля (ре мажор). В натуральном миноре был бы Ре минор. По этому аккорду чаще всего и узнаются дорийские мотивы. Слышим минор с мажорной субдоминантой — ага, вот оно!
5. Ми, Соль, Си (ми минор).
6. Фа-диез, Ля, До (фа-диез уменьшенный). В натуральном миноре тут был бы Фа-мажор.
7. Соль, Си, Ре (соль-мажор)

Примеры:
Scarborough Fair, древнеанглийская баллада.

Pink Floyd — Breathe (куплет). И вообще, эти два аккорда (i-IV) на альбоме The Dark Side of the Moon есть в нескольких песнях (а может, и во всех, не помню).

Chic — le freak. Классический фанковый пример.

Nickelback — How You Remind Me. В припеве типичная дорийская аккордовая прогрессия с мажорной субдоминантой (i-III-VII-IV), а в мелодии есть та самая повышенная шестая ступень.

Играем от Ми до Ми — E F G A B C D E. Транспонируем в Ля и получаем A Bb C D E F G A. Итак, фригийский лад отличается от натурального минора только пониженной второй ступенью

Где обычно встречается: Металл! Пониженная вторая — это по металлу :)

Играем от Си до Си — B C D E F G A B. Транспонируем в Ля: A Bb C D Eb F G A. Локрийский лад отличается от натурального минора пониженными второй и пятой ступенями.

Жду уточнений, вопросов и хороших музыкальных примеров, которые я мог упустить.

так. спасибо Дане за перепост и спасибо за популярную механику.
сразу оговорюсь, что я не музыкант ни разу и интересуюсь на довольно дилетантском уровне, так что прошу заранее пардону за тупые вопросы.

Совершенно верно. У этих пар точно такая же взаимосвязь, как и у мажора с минором.

Вопросы хорошие, кстати )

еще бы понять какова эта теоретическая взаимосвязь в практическом выражении, проявляется ли она в чем-то что можно "услышать"=)
а то со стороны пары странно выглядят:
мажор || минор,
индия || кельтика,
кантри || миталл
=)
для блюза кстати помимо минорной септимы еще характерна минорная терция, их обе-две вместе называют blue notes, но ренессансным ладоименователям он видимо не был известен.
хотя этот лад, что любопытно, как раз и получится параллелен ущербному локрийскому, если перекинуть его из минора с тоникой ля в мажор с тоникой до.
о сколько нам открытий чудных.

>для блюза кстати помимо минорной септимы еще характерна минорная терция, их обе-две вместе называют blue notes, но ренессансным ладоименователям он видимо не был известен.
хотя этот лад, что любопытно, как раз и получится параллелен ущербному локрийскому, если перекинуть его из минора с тоникой ля в мажор с тоникой до.


> минорная пентатоника (C Eb), к которой добавлена мажорная третья (C Eb E).
либо "мажор с пониженной третьей" - те же яйца в профиль)))
аналогично Bb минорная септима в пентатонике = пониженная (разжалованная:) седьмая из мажора.
пятая и шестая да, тоже понижаются, но третья с седьмой исчо чаще.

Могу, кстати, подкинуть настоящую загадку.

Ведь по идее, если начать отсчитывать квинты, начиная с тоники, то получится ряд До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си-Фа-диез, а собрав всё это в одну октаву получаем лидийский лад, который, стало быть, является первичным из всех (и существует весьма популярная теория, что так оно и есть).

Edited at 2013-11-22 10:13 am (UTC)

а то со стороны пары странно выглядят:
мажор || минор,
индия || кельтика,
кантри || миталл

Сорян за некрокоммент ) Надо было это тогда в пост добавить, но не пришло в голову.

Зачиталась!
Пять лет сольфеджио учила, а сейчас понадобилось - ничего не помню, как в темном лесу! Хоть какой-то просвет теперь появился.

Ernesto

Что-то я не совсем понимаю, где в пачке сигарет дорийский лад. Дорийский ля, я полагаю, имеется в виду. По-моему, это чистейший ми-минор.

Ещё хороший пример миксолидийского - вступление "Жертвы талого льда" Сплина.

Сплин послушал — да, есть такое.

Я бы, кстати, щас ещё два миксолидийских трэка добавил. В обоих электропоп, в обоих — чисто миксолидийский лад, с неподвижной гармонией. В обоих вокальной мелодии сильно задействованы основные миксолидийские ноты — мажорная третья ступень и минорная седьмая (III и bVII).

Раз уж тут такое разногласие, раскрою и продолжу свою мысль из предыдущего коммента:

Я ещё могу согласиться, что тут ладовая амбивалентность и конкретного центра нету. Но чистый ми-минор — не. Попробуйте на этом аккорде остановиться, разве чувствуется разрешение?

Вот смотрите. Есть песня с циклической прогрессией Am-C-D-Em. Это можно интерпретировать как 4-6-7-1 в Ми-миноре (как кажется вам). Можно интерпретировать это как 1-3-4-5 в Ре дорийском (как казалось мне). Как выбрать из этих интерпретаций правильную? И (забегая вперёд) всегда ли можно её выбрать?

У Адама Нили недавно было видео про песню Sweet Home Alabama в частности и про амбивалентность в аккордовых прогрессиях в целом. Напомню, там аккорды D-C-G-G. И конечно же, люди спорят, как эту прогрессию понимать — как 5-4-1-1 в Соль-мажоре или как 1-b7-4-4 в Ре Миксолидийском.

И Адам озвучивает мысль, которую надо всегда помнить при гармоническом анализе современной музыки. Это в классической/традиционной музыке аккордовые прогрессии имеют начало и конец (приходят от чего-то к чему-то), движутся по законам функциональной гармонии и как правило (не будем сейчас про модуляции) имеют отчётливый тональный центр, ясный финал в который всё разрешается.

продолжение в следующем комменте.

Если посмотреть на второй момент, то на альбоме Sweet Home Alabama заканчивается фэйдаутом, сохраняя неоднозначность. Но на концертах группа заканчивает песню на аккорде G. Это уже вроде бы аргумент в пользу соль-мажора, но не совсем. Во-первых, песня не обязана заканчиваться на тонике. Во-вторых, ничего не мешает сказать, что песня была в Ре миксолидийском, и только эта концовка поворачивается в сторону Соль-мажора.

В итоге, обе версии — и ваша, и изначальная моя — не выдерживают критики.

Но но это и не Ля Дорийский, конечно же. В Ля дорийском нота Ля имела бы гораздо большее значение в мелодии (а она тут только в одном месте, хоть и довольно важном). И нота До бы наверняка присутствовала в мелодии (а её нет вообще).

В этом уроке мы экспрессом пройдем семь новых ладов, которые вы сможете безболезненно применять вместо обычных мажора и минора.

Натуральные лады , они же диатонический лады , они же лады народной музыки — ладовые звукоряды, присущие традиционной или народной музыке.

Как правило, под натуральными ладами понимают 7 звукорядов, присущих традиционной европейской музыке. Этим звукорядам присвоили древнегреческие имена:

  1. Ионийский лад;
  2. Дорийский лад;
  3. Фригийский лад;
  4. Лидийский лад;
  5. Миксолидийский лад;
  6. Эолийский лад;
  7. Локрийский лад.

Ионийский лад вам прекрасно знаком — это натуральный мажор .
Эолийский лад вам также знаком — это натуральный минор . Выходит, из семи ладов нам осталось разобрать всего пять.

Эти лады вы можете вывести самостоятельно: чтобы сыграть дорийский лад, возьмите мажорную гамму, и сыграйте ее от ступени II. Таким образом, звукоряд будет тот же, но тоникой станет вторая ступень.

Аналогичным образом мы поступаем и с фригийским ладом (мажор от ступени III), лидийский ладом (мажор от ступени IV) и остальными.

Знать натуральные лады полезно не только для расширения кругозора: с их помощью можно визуализировать весь гитарный гриф. Пример на видео.

Разберем каждый из ладов в отдельности. Ионийский лад мы пропускаем (это натуральный мажор), и сразу переходим к дорийскому ладу.

Диатонические лады
Сегодня я расскажу, как много красок кроется в семи нотах.

Будет очень классно, если у вас есть музыкальный инструмент – пианино, миди-клавиатура, гитара, да хоть баян. Если же нет, сойдет какой-нибудь софт, где можно писать музыку.

Ниже я покажу 7 диатонических ладов.

Диатонический лад – лад, который может быть построен на ступенях натурального мажора.


Ионийский мажор (натуральный мажор)
Итак, садимся за музыкальный инструмент, или открываем пиано ролл вашей DAW, гитар про или что у вас есть, и вспоминаем предыдущий материал, где мы знакомились с ионийским ладом (натуральным мажором). Вот его строение:

https://annimon.com/ablogs/file1088/ionian_low.jpg


А так звучит мелодия, написанная в этом ладу (из предыдущей статьи):

Готово? Ок, идем дальше. Вспомним, как располагаются ноты ДО-мажорной гаммы на клавиатуре пианино:

https://annimon.com/ablogs/file1089/piano_low.jpg


А что, если принять за тонику третью ступень, ноту МИ? Тогда мы получим другой лад – фригийский минор .


Фригийский минор
Его устройство таково: полутон | тон | тон | тон | полутон | тон | тон .

frygian_minor.jpg


Как изменится настроение? Ведь ноты мы оставили те же, поменяли лишь тонику. Давайте сыграем сначала восходящую и нисходящую последовательность звуков фригийского минора, а затем послушаем мелодию в этом ладу:

frygian_minor.mp3
А изменилось оно глобально – вместо уверенности и твердости появилась легкая грусть, холод . Да, этот лад имеет холодное звучание из-за малой секунды между первой и второй ступенью.

Попробуйте сыграть/сочинить что-либо и в этом ладу.

* Мажор – просветленное, радостное
* Минор – помраченное, грустное


Дорийский минор
Теперь примем за тонику вторую ступень натурального мажора, и получим дорийский минор .

dorian_minor.jpg


Так он устроен: тон | полутон | тон | тон | тон | полутон | тон .

Послушаем, как он звучит:


Лидийский мажор
Он образуется от четвертой ступени натурального мажора, и имеет структуру:

тон | тон | тон | полутон | тон | тон | полутон

lydian_major.jpg


Звучит он так:

lydian_major.mp3
Имеет ярко выраженное мечтательное настроение из-за того, что начинается с трех тонов – таким образом, между тоникой и 4-й ступенью образуется увеличенная кварта (или, как ее еще называют, тритон). Сама по себе звучит она страшно, настолько страшно, что в средневековье была какое-то время запрещена. Однако в лидийском ладу она дает совсем другой эмоциональный окрас.


Миксолидийский мажор
Образуется от 5-й ступени натурального мажора, и имеет такое строение:

тон | тон | полутон | тон | тон | полутон | тон

myxolidanian_major.jpg


От натурального мажора он отличается лишь пониженной 7-й ступенью – т.е. тут между 7-й ступенью и тоникой расстояние 1 тон, а не полутон.

myxolidanian_major.mp3
Если ионийский лад больше выражает твердость и уверенность, чем радость, миксолидийский наоборот – больше выражает радость, чем уверенность.


Эолийский минор (натуральный минор)
Строится от 6-й ступени натурального мажора и имеет структуру:

тон | полутон | тон | тон | полутон | тон | тон

aeolian_minor.jpg


aeolian_minor.mp3
Есть в нем грусть, лиричность – в самый раз под музыку в натуральном миноре рассказывать какие-нибудь поучительные истории с плохим концом )


Локрийский лад
Он строится от 7-й ступени натурального мажора:

lokrian.jpg


Строение его таково: полутон | тон | тон | полутон | тон | тон | тон

В отличие от остальных диатонических ладов локрийский лад не имеет ни мажорного, ни минорного наклонения, т.к. его 1, 3 и 5 ступени образуют уменьшенное трезвучие (о трезвучиях расскажу ниже).

lokrian.mp3
По настроению он чем-то похож на фригийский лад из-за пониженной 2-й ступени. Однако не передает ощущение легкости, некого печального величия из-за пониженной 5-й ступени. Она окрашивает его в тяжелые, мрачные тона.


Параллельные лады
Каждый мажорный лад имеет параллельный минорный, тоника которого расположена терцией ниже. Вот эти лады:

* Ионийский мажор – Ионийский минор
* Лидийский мажор – Дорийский минор
* Миксолидийский мажор – Фригийский минор


Немного о трезвучиях (забегая вперед)
Хм… Да, забегу вперед – как вообще понять, мажорный лад, или минорный? И что такое трезвучие?

Википедия нам говорит:

Трезвучие – аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.

Что такое аккорд? Опять же, Википедия дает удобное определение:

Аккоорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo – согласовываю) – сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, взятых одновременно.

Надо обратить внимание на то, какое трезвучие будет образовывать 1, 3 и 5 ступень лада – мажорное или минорное.


* Если между 1й и 3й ступенью малая терция , а между 3й и 5й – большая , получится минорное трезвучие :

m3-b3.mp3
Тогда и лад будет минорный.


* Если же наоборот – между 1й и 3й ступенью большая терция , а между 3й и 5й малая , выйдет мажорное трезвучие :

b3-m3.mp3
В таком случае лад будет мажорным.

Также есть уменьшенное трезвучие , состоящее из двух малых терций:

m3-m3.mp3
И увеличенное трезвучие , состоящее из двух больших терций:

b3-b3.mp3
Для наглядности я сделал таблицу с трезвучиями.

triads.jpg

Эпилог
Сегодня мы познакомились с 7 диатоническими ладами:

1. Ионийский мажор (натуральный мажор)
2. Дорийский минор
3. Фригийский минор
4. Лидийский мажор
5. Миксолидийский мажор
6. Эолийский минор (натуральный минор)
7. Локрийский лад (без мажорного или минорного наклонения)

* Почти все диатонические лады имеют мажорную или минорную наклоненность.
* Каждый лад имеет свой эмоциональный оттенок.
* Каждый мажорный лад имеет параллельный себе минорный лад.
* Определить наклоненность лада можно, определив, какое трезвучие образует его 1, 3 и 5 ступени.

Традиционно термин лад (mode) трактуется в музыке как система звуковысотных отношений, звукоряд, объединенный центральным тоном или созвучием.

Окраска лада в первую очередь зависит от его наклонения – мажорного или минорного, обусловленного соответствующим интервалом большой либо малой терции между 1-й и 3-й ступенями звукоряда.

Эволюция лада включает в себя разрастание звукоряда от трихорда, тетрахорда к гексахорду, гамме. Отсюда и эволюция категории устоя: тоника как основной звук – интервал (октава, квинта или терция) – консонирующее трезвучие – диссонирующий аккорд – серия (в додекафонии).

Сущность лада

Древнегреческие лады

В ладовую систему Древней Греции входили шесть основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.

Лады в средневековой европейской музыке

Лады в средневековой европейской музыке переняли названия греческих. Семь основных ладов можно построить от семи основных ступеней диатонического звукоряда: ля, си, до, ре, ми, фа, соль.

Эолийский лад соответствует натуральному минору:

Лады. Эолийский-1

Локрийский — особый лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В основе – лежит уменьшённое трезвучие. Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом:

Лады. Локрийский-1

Ионийский лад соответствует натуральному мажору:

Лады. Ионийский-1

Дорийский лад соответствует натуральному минору с высокой шестой ступенью:

Лады. Дорийский-1

Фригийский лад соответствует натуральному минору с низкой второй ступенью:

Лады. Фригийский-1

Лидийский лад соответствует натуральному мажору с высокой четвёртой ступенью:

Лады. Лидийский-1

Миксолидийский лад соответствует натуральному мажору с низкой седьмой ступенью:

Лады. Миксолидийский-1

Гамма — замкнутый звукоряд в диапазоне одной или нескольких октав. Гамма семиступенного лада состоит из 2-х тетрахордов. Тетрахорд ( от греч . τετράχορδον – четы рёхструнный ) — четы рёхступенный звукоряд:

Тетрахорды-1

Пентатоника (от др.- греч. πέντε — пять и τόνος — тон) — бесполутоновая пятиступенная ладовая система (ангемитоника), все звуки которой могут быть расположены по восходящим чистым квинтам.

Пентатонический звукоряд имеет пять вариантов строения:

Пентатоника-1

В отличие от гамм семиступенных ладов, состоящих из 2-х тетрахордов, пентатоническая гамма состоит из двух трихордов.

Трихорд ( от греч . trixordos – трёхструнный ) трёхступенный бесполутоновый (ангемитоновый) звукоряд, характерный для пентатоники:

Трихорды-1

В европейской музыке последних столетий утвердились две контрастные ладовые системы — мажор и минор.

К 18 в. мажор приобрёл свой классический вид с опорой на три главных аккорда – Т, S, D, и стал доминирующим типом ладовой структуры. В конце. 19 в. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами и функциональной децентрализации. В современной музыке мажор существует как одна из основных звуковысотных систем.

В процессе развития музыкального искусства сформировались 3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим. Примерно с 17 века он стал основной разновидностью минорного лада.

Условно диатонические лады:

1) гармонический мажор с VI пониженной ступенью:

2) гармонический минор с VII повышенной ступенью;

3) дважды гармонический мажор с II и VI пониженными ступенями (арабский лад):

Лады Дважды гармонический мажор-1

4) Дважды гармонический минор с IV и VII повышенными ступенями (цыганская или венгерская гамма):

Лады. Дважды гармонический минор.-1

5) мелодический мажор с VI и VII пониженными ступенями;

6) мелодический минор с VI и VII повышенными ступенями

Ладовые системы нового времени

Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине 19 века.

В увеличенном ладу шесть звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное – любой звук можно заменить энгармонически:

Лады. Увеличенный лад-1

Лады Римского-корсакова тон-полутон-1

Лады Римского-корсакова полутон-тон-1

Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.

В итоге основная классификация ладов может быть представлена следующим образом:

1) ангемитоновые (бесполутоновые) лады;

2) диатонические средневековые лады;

3) условно диатонические лады;

4) искусственные (симметричные– термин Ю. Холопова) лады: увеличенный, уменьшённый, в т.ч. лады ограниченной транспозиции О. Мессиана.

Высотное положение лада называют тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор.

Квинтовый (или кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей:

circle_of_fifths_deluxe_4-svg

Обратите внимание, что тональности с 6-ю ключевыми знаками энгармонически равны: соль-бемоль мажор (Ges-dur)=фа-диез мажор (Fis-dur), а ми-бемоль минор (es-moll)=ре-диез минор (dis-moll).

1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. – М.,1978.

2. Берков В. Гармония. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 1. – М., 1973.

3. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1985.

4. Ц. Когоутек. Техника композиции в музыке XX века. Новые лады. М., 1976. С. 57.

5. Краузе Ф. Лекции по эстетике. // Музыкальная эстетика Германии XIX века. Том 1. – М., 1981.

6. Розеншильд К. История зарубежной музыки. М., 1973. С. 46.

7. Холопов Ю. Лад. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 3. – М., 1973.

Читайте также: