Монтажные блоки автомобилей ваз конструкция электрические схемы pdf

Обновлено: 05.07.2024

В сборник включены технологические инструкции по диагностике и ремонту узлов электрооборудования автомобилей ВАЗ. Показано устройство и принцип работы узлов и систем, технические характеристики, конструктивные особенности, электрические схемы. СОДЕРЖАНИЕ: Системы зажигания автомобилей ВАЗ - устройство, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей 5 Генераторы автомобилей ВАЗ - конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей 27 Стартеры автомобилей ВАЗ - конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей 39 Монтажные блоки автомобилей ВАЗ - конструкция, электрические схемы 52 Дополнительное оборудование ВАЗ - электрические схемы, устройство 85

* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.

Схема ВАЗ-2104 - электропроводка и блок предохранителей. На ранних моделях автомобилей 2104 блок предохранителей составляли ненадёжные пальчиковые предохранители. Эта проблема была в держателях предохранителей, выполненных из пружин. В месте плохого контакта устройств выделялось много тепла, способного расплавить корпус блока, держатели начинали шататься и не могли хорошо зажимать предохранители, что и послужило поводом замены монтажного блока более старого образца на новые, с элементами вилочного типа.

Предохранители автомобиля



Электросхемы автомобиля ВАЗ-2104


Схема ВАЗ-2104, для автомобилей ранних годов выпуска. От стандартной схемы ее отличают генератор Г-222, 10-ти контактный включатель аварийной сигнализации, 5-ти контактное реле указателей поворотов и аварийной сигнализации, датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра, колодка диагностики, лампа-индикатор обогрева заднего стекла непосредственно в выключателе, отсутствие контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора, двухпозиционный выключатель внешнего освещения и трехпозиционный подрулевой переключатель света.

1 - блок-фары;
2 - боковые указатели поворота;
3 - аккумуляторная батарея;
4 - реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
5 - электропневмоклапан карбюратора;
6 - датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра;
7 - микровыключатель карбюратора;
8 - генератор Г-222;
9 - моторедукторы очистителей фар*;
10 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя*;
11 - датчик включения электродвигателя вентилятора*;
12 - звуковые сигналы;
13 - распределитель зажигания;
14 - свечи зажигания;
15 - стартер;
16 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
17 - подкапотная лампа;
18 - датчик контрольной лампы давления масла;
19 - катушка зажигания;
20 - датчик уровня тормозной жидкости;
21 - моторедуктор очистителя ветрового стекла;
22 - блок управления электропневмоклапаном карбюратора;
23 - электродвигатель насоса омывателя фар*;
24 - электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла;
25 - колодка диагностики;
26 - выключатель стоп-сигнала;
27 - реле-прерыватель очистителя ветрового стекла;
28 - реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота;
29 - выключатель света заднего хода;
30 - штепсельная розетка для переносной лампы;
31 - прикуриватель;
32 - лампа освещения вещевого ящика;
33 - монтажный блок (вместо реле КЗ установлена перемычка);
34 - выключатели плафонов на стойках передних дверей;
35 - выключатели плафонов на стойках задних дверей;
36 - плафоны;
37 - выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
38 - переключатель очистителя и омывателя заднего стекла*;
39 - выключатель аварийной сигнализации;
40 - трехрычажный переключатель;
41 - выключатель зажигания;
42 - выключатель освещения приборов;
43 - выключатель наружного освещения;
44 - выключатель заднего противотуманного света;
45 - контрольная лампа давления масла;
46 - комбинация приборов;
47 - контрольная лампа резерва топлива;
48 - указатель уровня топлива;
49 - плафон освещения задней части салона;
50 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
51 - указатель температуры охлаждающей жидкости;
52 - реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза;
53 - блок контрольных ламп;
54 - контрольная лампа уровня тормозной жидкости;
55 - контрольная лампа заднего противотуманного света;
56 - контрольная лампа стояночного тормоза;
57 - вольтметр;
58 - спидометр;
59 - контрольная лампа наружного освещения;
60 - контрольная лампа указателей поворота;
61 - контрольная лампа дальнего света фар;
62 - переключатель вентилятора отопителя;
63 - выключатель обогрева заднего стекла с контрольной лампой включения*;
64 - электродвигатель вентилятора отопителя;
65 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
66 - электродвигатель насоса омывателя заднего стекла;
67 - задние фонари;
68 - моторедуктор очистителя заднего стекла*;
69 - колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла;
70 - фонари освещения номерного знака;
71 - датчик указателя уровня и резерва топлива.

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21047


1 - блок-фары;
2 - боковые указатели поворота;
3 - аккумуляторная батарея;
4 - реле включения стартера;
5 - электропневмоклапан карбюратора;
6 - микровыключатель карбюратора;
7 - генератор 37.3701;
8 - моторедукторы очистителей фар*;
9 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
10 - датчик включения электродвигателя вентилятора;
11 - звуковые сигналы;
12 - распределитель зажигания;
13 - свечи зажигания;
14 - стартер;
15 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
16 - подкапотная лампа;
17 - датчик сигнализатора недостаточного давления масла;
18 - катушка зажигания;
19 - датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
20 - моторедуктор очистителя ветрового стекла;
21 - блок управления электропневмоклапаном карбюратора;
22 - электродвигатель насоса омывателя фар*;
23 - электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла;
24 - выключатель света заднего хода;
25 - выключатель сигнала торможения;
26 - реле аварийной сигнализации и указателей поворота;
27 - реле очистителя ветрового стекла;
28 - монтажный блок;
29 - выключатели плафонов на стойках передних дверей;
30 - выключатели плафонов на стойках задних дверей;
31 - диод для проверки исправности лампы сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
32 - плафоны;
33 - выключатель сигнализатора стояночного тормоза;
34 - лампа сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
35 - блок сигнализаторов;
36 - штепсельная розетка для переносной лампы**;
37 - лампа освещения вещевого ящика;
38 - переключатель очистителя и омывателя стекла двери задка;
39 - выключатель аварийной сигнализации;
40 - трехрычажный переключатель;
41 - выключатель зажигания;
42 - реле зажигания;
43 - эконометр;
44 - комбинация приборов; 45 - выключатель сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора;
46 - лампа сигнализатора заряда аккумуляторной батареи;
47 - лампа сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора;
48 - лампа сигнализатора включения указателей поворота;
49 - спидометр;
50 - лампа сигнализатора резерва топлива;
51 - указатель уровня топлива;
52 - регулятор освещения приборов;
53 - часы;
54 - прикуриватель;
55 - предохранитель цепи противотуманного света;
56 - электродвигатель вентилятора отопителя;
57 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
58 - электродвигатель насоса омывателя стекла двери задка;
59 - выключатель заднего противотуманного света с сигнализатором включения;
60 - переключатель вентилятора отопителя;
61 - выключатель обогрева стекла двери задка с сигнализатором включения;
62-переключатель наружного освещения;
63 - вольтметр;
64-лампа сигнализатора включения наружного освещения;
65-лампа сигнализатора включения дальнего света фар;
66 - лампа сигнализатора недостаточного давления масла;
67 - лампа сигнализатора включения стояночного тормоза;
68 - тахометр;
69 - указатель температуры охлаждающей жидкости;
70 - задние фонари;
71 - колодки для подключения к элементу обогрева стекла двери задка;
72 - датчик указателя уровня и резерва топлива;
73 - плафон освещения задней части салона;
74 - фонари освещения номерного знака;
75 - моторедуктор очистителя стекла двери задка.

Схема системы впрыска ВАЗ


1 – электродвигатель вентилятора
системы охлаждения двигателя;
2 – монтажный блок;
3 – регулятор холостого хода;
4 – электронный блок управления;
5 – октан-потенциометр;
6 – свечи зажигания;
7 – модуль зажигания;
8 – датчик положения коленчатого вала;
9 – электробензонасос с датчиком уровня топлива;
10 – тахометр;
11 – контрольная лампа “CHECK ENGINE”;
12 – реле зажигания автомобиля;
13 – датчик скорости;
14 – колодка диагностики;
15 – форсунка;
16 – клапан продувки адсорбера;
17, 18, 19 – предохранители системы впрыска;
20 – реле зажигания системы впрыска;
21 – реле включения электробензонасоса;
22 – реле электроподогревателя впускной трубы;
23 – электроподогреватель впускной трубы;
24 – предохранитель подогревателя впускной трубы;
25 – датчик концентрации кислорода;
26 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
27 – датчик положения дроссельной заслонки;
28 – датчик температуры воздуха;
29 – датчик абсолютного давления;
А – к клемме “плюс” аккумуляторной батареи;
В – к клемме “15” выключателя зажигания;
Р4 – реле включения электродвигателя вентилятора.


1 - разъем контроллера;
2 - модуль зажигания;
3 - электромагнитный клапан продувки адсорбера;
4 - реле электровентилятора;
5 - реле электробензонасоса;
6 - главное реле;
7 - предохранитель на реле электробензонасоса;
8 - предохранитель, защищающий силовые цепи главного реле;
9 - предохранитель на цепь постоянного питания контроллера;
10 - диод;
11 -форсунки;
12 -регулятор холостого хода;
13 - датчик скорости;
14 - датчик концентрации кислорода;
15 - датчик положения дроссельной заслонки;
16 - датчик положения коленчатого вала;
17 - датчик температуры охлаждающей жидкости;
18 - датчик массового расхода воздуха;
Х1 - колодка диагностика;
Х2 - колодка соединения с системой электрооборудования автомобиля ВАЗ 2104.


Роясь в своем компе на предмет лишнего мусора, нашел электрические схемы семейства авто ВАЗ-2108 и т.д. Возможно кому-то из владельцев ВАЗ пригодятся и будет в помощь при устранении неисправностей или модернизации своих железных коней.
За сим откланяюсь!
Желаю всем удачи и счастливых дорог!














А — к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
В1, В2 — точки заземления жгута системы зажигания;
Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента
схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта
колодки. Условное обозначение "S26" или "SА" означает, что провод присоединяется к элементу
схемы под номером 26 или обозначенному буквой А через точку соединения, не показанную на
схеме.


Перечень элементов схемы электрических соединений ЭСУД ЕВРО-2 М7.9.7 а/м 21124:

A — к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
В1 — точка заземления жгута проводов катушек зажигания;
В2 — точка заземления жгута датчика уровня топлива;
В3, В4 — точки заземления жгута системы зажигания;
С — к стартеру;
D — к выключателю плафона освещения салона двери водителя.

Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки.


Назначение монтажного блока

Электрическую систему современного автомобиля нельзя назвать простой, и с каждым годом она становится все более сложной и менее понятной рядовому автолюбителю. Поэтому уже давно остро встал вопрос об упрощении обслуживания и ремонта электросистемы. Одним из путей решения этой задачи стал особый подход к компоновке определенных компонентов системы. В частности, оказалось удобным объединить в одном компактном блоке все (или большинство) реле и предохранителей — так появился монтажный блок, который сегодня есть в каждом автомобиле.

Монтажный блок — центральный модуль электрической системы автомобиля, в котором объединены элементы управления и защиты (реле и предохранители) основных электрических цепей и отдельных компонентов. Монтажный блок делает ненужной установку десятков реле в разных местах автомобиля, а также облегчает обслуживание и ремонт электросистемы — все реле и предохранители собраны в одном месте, поэтому найти среди них неисправные становится проще. А при необходимости можно просто-напросто заменить весь монтажный блок, и для этого не придется использовать паяльник, так как соединение блока с электросистемой производится с помощью унифицированных разъемов.

Таким образом, монтажный блок — один из ключевых компонентов электрической системы автомобиля. В блоке, как в центре управления, берут свое начала все основные автомобильные электрические цепи, и при обнаружении их неисправности первым делом необходимо проводить проверку монтажного блока — в большинстве случаев причина неисправности будет обнаружена именно в нем.

Блок монтажный ВАЗ-2108,2115 Н/О АВАР

Блок монтажный ВАЗ-2123 АВАР

Блок монтажный ВАЗ-2110 АВАР

Блок монтажный ВАЗ-2107 инжектор Н/О АВАР

Блок монтажный ВАЗ-21083 Н/О ТОЧМАШ

Блок монтажный ВАЗ-2107 Н/О АВАР

Блок монтажный ВАЗ-2105 Н/О АВАР

Устройство монтажного блока

Независимо от типа и применения, все монтажные блоки имеют принципиально одинаковое устройство. Типичный монтажный блок состоит из следующих компонентов:


Несколько слов нужно сказать об отдельных компонентах монтажного блока.

Плата. В блоках используется два типа плат для установки компонентов — традиционные платы из фольгированного стеклотекстолита для печатного монтажа и современные пластиковые платы для монтажа на разъемах. Пластик более дешев и прост в обработке, стеклотекстолитовые платы более надежны, но сегодня чаще можно встретить монтажные блоки, в которых все детали установлены на пластике с помощью специальных разъемов. Преимущество пластиковых плат заключается в том, что снять и установить реле или предохранитель можно буквально голыми руками, в то время как для ремонта блока с печатным монтажом придется использовать паяльник.

Предохранители. Еще не так давно в автомобилях повсеместно использовались цилиндрические предохранители с плавкими вставками, однако сегодня практически на всех машинах устанавливаются более удобные и надежные ножевые предохранители. Они выполнены в виде прямоугольного пластикового корпуса, внутри которого проложена плавкая вставка, в нижней части которого расположено два плоских (ножевого вида) контакта, вставляемых в разъемы. Также в автомобилях находят применение биметаллические предохранители многократного действия.

Реле. В монтажных блоках используется два основных типа реле, которые отличаются устройством и принципом работы:

  • Электромагнитные реле включения и выключения компонентов — обычные реле, контакты которых замыкаются и размыкаются при подаче и снятии управляющего напряжения;
  • Специализированные реле (реле времени, реле-прерыватели) — в данных реле встроен компактный электронный блок (собственно – реле времени), который с определенной периодичностью включает и выключает те или иные компоненты.

С помощью обычных реле включаются фары, стеклоподъемники, отопитель и другие компоненты автомобиля. Через специализированные реле подключены стеклоочистители, сигналы поворота, аварийная сигнализация и другие компоненты. Обычно назначение реле (а также его схема и назначение контактов) указано на его корпусе. Эта же информация (а также расположение и назначение предохранителей) дублируется на крышке монтажного блока, что минимизирует вероятность ошибки при обслуживании и ремонте.

В современных монтажных блоках предусмотрена еще одна деталь — специальный пластиковый пинцет-зажим для удобного извлечения и вставки ножевых предохранителей.

В целом, монтажный блок спроектирован и изготовлен таким образом, чтобы упростить его обслуживание и ремонт, и чтобы эта работа была доступна даже автомобилисту с минимальными знаниями в области электротехники.

Функции монтажного блока и его компонентов


Большинство цепей электрической системы любого транспортного средства имеют защиту от коротких замыканий и перегрузок в виде предохранителей, а включение и выключение практически всех электрических приборов производится с помощью реле. Все эти компоненты, как уже было сказано, собраны в монтажном блоке. Однако ряд цепей, в который протекают значительные токи, не имеют предохранителей — обычно это цепи пуска двигателя (зажигания) и заряда батареи (здесь ток достигает десятков и сотен ампер, что затрудняет защиту). Хотя сегодня во многих автомобилях предусмотрены мощные предохранители и для этих цепей.

Монтажный блок может содержать свыше десяти реле, в том числе реле включения стартера, контроля исправности ламп, включения ближнего и дальнего света фар (в некоторых автомобилях интегрированы с реле габаритных огней), противотуманных фар, стеклоочистителя (и дополнительно реле включения разных скоростей стеклоочистителя), очистителей фар, электрических стеклоподъемников, подогрева заднего стекла, звукового сигнала, вентилятора системы охлаждения, обогрева сидений, а также реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации.

Однако далеко не все виды реле имеются на каждом автомобиле. Например, обогрев передних сидений — это опция, поэтому и соответствующие реле устанавливаются опционально. То же относится к очистителям фар, противотуманным фарам и многим другим системам.

Что касается предохранителей, то они защищают все цепи, за описанными выше исключениями. Причем очень часто один предохранитель обеспечивает защиту сразу нескольких цепей (до десяти и более), в которых протекают одинаковые токи. Поэтому нередко из-за перегорания одного предохранителя в автомобиле перестает работать несколько систем или компонентов, контрольных ламп или приборов. Для опытного автомобилиста, знающего назначение каждого из предохранителей, такая ситуация может помочь диагностировать неисправность. А для рядового автомобилиста это может стать настоящей проблемой, трудно поддающейся объяснению.

Монтажные блоки — типы и применимость

Все монтажные блоки в зависимости от состава и назначения можно условно разделить на два типа:

  • Основной монтажный блок — имеется на каждом автомобиле, в нем находятся основные реле и предохранители;
  • Вспомогательный монтажный блок (блок предохранителей) — отдельный модуль, содержащий предохранители, а иногда и некоторые вспомогательные реле.

В очень многих автомобилях, в том числе и в отечественных, устанавливается только один монтажный блок, содержащий все реле и предохранители.

Нужно сказать о наиболее распространенных типах монтажных блоков, используемых на отечественных автомобилях ВАЗ. На сегодняшний день их довольно много:

Здесь приведено только краткое обозначение монтажных блоков, но блоки для различных модификаций автомобилей имеют различные цифровые индексы, в которых зашифрована основная информация.

Монтажные блоки автомобилей иностранного производства отличаются разнообразием и многочисленностью моделей, поэтому их здесь мы рассматривать не будем. Заметим лишь, что при ремонте или замене блока на иномарке необходимо обязательно уточнять каталожный номер данного компонента (или его отдельных деталей) для каждого конкретного автомобиля, его модификации и года выпуска.

Местоположение, снятие и установка монтажного блока

На сегодняшний день применяются четыре типа размещения монтажного блока в автомобиле:

Демонтаж и разборка монтажного блока производится одинаково независимо от его положения и типа:

  1. Снять верхнюю крышку с блока (обычно крепление крышки осуществляется с помощью пластиковых защелок, которые необходимо отжать);
  2. Отсоединить от блока все доступные жгуты проводов, при этом имеет смысл их промаркировать;
  3. Снять блок (обычно он монтируется с помощью болтов или винтов);
  4. Отсоединить жгуты проводов, расположенные в нижней части, которая стала доступна после снятия блока;
  5. Разобрать монтажный блок (снять нижнюю крышку, которая чаще всего держится на винтах).

На снятом и разобранном монтажном блоке можно производить проверку реле и предохранителей, а также целостность токопроводящих дорожек, контактов и т.д. Сборка и установка монтажного блока производится в обратном порядке.

Основные неисправности монтажного блока, их диагностика и ремонт

Любой опытный автомобилист и автоэлектрик при обнаружении неисправности в электрической системе автомобиля в первую очередь обращает внимание на монтажный блок — чаще всего неисправность связана с выходом из строя отдельных его компонентов. Возможны четыре основных неисправности монтажного блока:

  • Перегорание предохранителя;
  • Поломка реле;
  • Перегорание или иное повреждение токопроводящих дорожек (например, из-за коррозии);
  • Механическое повреждение и поломка контактов.

Предохранители. Наиболее частой причиной залезть в монтажный блок становится перегоревший предохранитель. Однако прежде чем менять предохранитель, необходимо выяснить причины его перегорания, нередко это происходит из-за поломки защищаемого компонента или короткого замыкания в защищаемой данным предохранителем цепи. Так что сначала нужно провести диагностику электрической цепи, при необходимости произвести ремонт, а уже затем ставить новый предохранитель.

Реле. Поломка реле диагностируется довольно просто: сначала нужно поменять предохранитель, а если это не помогло, то вставить между контактами реле проволочную перемычку — если после этого в цепи появляется ток (то есть, неисправность устраняется), то реле подлежит замене. В противном случае поломку искать необходимо в самой цепи. В современных монтажных блоках реле устанавливаются с помощью разъемов, не требующих пайки, поэтому ремонт можно провести легко и быстро.

Токопроводящие дорожки. Повреждения токопроводящих дорожек искать довольно трудно, так как они видны далеко не всегда. Такая неисправность устраняется только одним способом — припайкой проводника между ближайшими контактными точками, которые соединяла поврежденная дорожка. Это требует навыков пайки, современные блоки, полностью изготовленные из пластика, могут доставить неприятности и опытным электрикам, так как любое неосторожное движение паяльником приведет к частичному расплавлению пластика, что может потребовать более серьезного ремонта или даже замены всего монтажного блока.

Контакты. В типичном монтажном блоке десятки контактов, расположенных в разъемах реле и предохранителей, а также в разъемах подключения к электрической системе автомобиля. Поломку контакта, появление в нем коррозии или просто изменение его положения обнаружить непросто, трудно и устранить любую из этих неисправностей. Наиболее просто избавиться от коррозии или загрязнения, это можно сделать как с помощью ножа или наждачной бумаги, так и с помощью специальных средств. Просто и вернуть отошедший контакт на место, хотя иногда для этого может понадобиться пайка. А обломившийся контакт заменить не всегда возможно, иногда для этого придется много паять, поэтому в некоторых случаях проще купить новый монтажный блок.

Диагностика и устранение неисправностей монтажного блока, как и всей электрической системы автомобиля — дело для человека, не знакомого с основами электротехники, непростое, а иногда и вовсе невозможное. Поэтому лучшим решением будет обратиться в автосервис или к автоэлектрику, который быстро заставит автомобиль работать.

Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу

12 Ноября 2021 Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу

Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.

Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия

5 Октября 2021 Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия

Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.

Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника

29 Июля 2021 Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

Насос бочковый: простая перекачка технических жидкостей

22 Июля 2021 Насос бочковый: простая перекачка технических жидкостей

В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

Пассатижи и плоскогубцы: стальные универсалы

15 Июля 2021 Пассатижи и плоскогубцы: стальные универсалы

Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

Очиститель битума и следов насекомых: чистота и блеск автомобиля

20 Мая 2021 Очиститель битума и следов насекомых: чистота и блеск автомобиля

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Подушка на подголовник: комфорт и здоровье автомобилиста

11 Декабря 2020 Подушка на подголовник: комфорт и здоровье автомобилиста

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Читайте также: