Сломался двигатель на газели

Обновлено: 02.07.2024

двигатель брал на разборке документов на него нет, люди сказали что двигатель можно не вписывать так как сейчас это не нужно по закону!
Вопрос. Можно ли снять машину с учёта, будут ли при сверки смотреть двигатель ведь отличие видно даже визуально?? , И если не получится, то что делать, ставить обратно 402ой?

С учета машина не снимается, проблема будет при постановке на учет у нового владельца. А на учет он ее не поставит

Ну такие все умные! Да двигатель запчасти, соответственно меняется на идентичный. Всё что отличается, требует внесения изменений в ПТС (связано с транспортным налогом) Не надо думать, что инспектор ГИБДД по осмотру бестолковый и не увидит отличие 402 двигателя от карб. 406.Поэтому продать авто можно, но новый владелец на учет не поставит его.


Наша компания занимается доставкой бутилированной воды. В штате — четыре десятка водителей и столько же экспедиторов, и у каждого из них есть собственное мнение по поводу этого автомобиля. Одна бутылка воды — это не тяжело, но вот сотня… В общем, машины грузятся по полной, а точнее — два раза по полной. Рейсы в основном по городу, но бывает и межгород.




Недостатки и поломки 406-го и 405-го



Такой сложный ремонт мы выполняем у официального дилера, но была пара случаев, когда делали собственными силами.

Замену колец начали с первого цилиндра. Все шло хорошо. На первых трех поршнях кольца были успешно заменены, шатуны установлены. Предстояло выполнить замену на четвертом (последнем) поршне. Но тут поджидал сюрприз — поршень оказался почти прогоревшим. Встала дилемма — разбирать все заново и менять все поршни либо заменить один. После консультаций с мотористом выяснилось, что один поршень (такого же размера) заменить можно, но из-за разности в весе поршней может произойти дисбаланс, и последствия для двигателя будут критичны.


На свой страх и риск заменили один поршень и уже мысленно попрощались с этим двигателем. Каково же было удивление — после сборки мотор не только пустился, но работал ровно, без посторонних шумов, стуков и сбоев, причем на разных оборотах.


Были мнения разных скептиков, что такой мотор долго не проходит, но он проработал у нас порядка трех лет и впоследствии перешел к другому владельцу.

405-й двигатель, а именно ЗМЗ 40524 и ЗМЗ 40524,10 (Евро-3), стали устанавливать с января 2008 года.


В целом моторы — продолжение концепции 406-х, но есть отличия. Блок также отлит из чугуна, и он взаимозаменяем с 406-м, но вот головка блока цилиндров уже имела не восемь, а 16 клапанов (по 4 на цилиндр). Это добавило мощности, но повлекло за собой и недостатки. Например, клапаны прогорали с завидной регулярностью, особенно когда двигатель работал на газе (а это 95% нашей эксплуатации). Так называемая перегородка между впускными и выпускными клапанами частенько трескалась, головку блока приходилось менять полностью. Цепь ГРМ, как и на предшественнике, подводила в самый ненужный момент, вытягивалась (это ощущалось по потере мощности), а бывало, и разрывалась. Ресурс 405-го сопоставим с 406-м и на практике составлял 200 000–300 000 км пробега.

Проблемы вызывало навесное оборудование. В первую очередь — злополучная помпа жидкостного охлаждения с электромагнитной муфтой.





Стартеры выходили из строя чаще, чем генераторы, видимо, в силу того, что нагрузка на стартер гораздо интенсивней. Поездки в городском режиме накладывают свой отпечаток. С заменой этих агрегатов на указанных двигателях не было никаких проблем. К частым поломкам, сопряженным с этими деталями, можно отнести обводной ролик натяжителя ремня. Ролик состоял из подшипника, запрессованного в пластиковую обойму.

Часто подшипник перегревался из-за мизерного количества смазки: заклинивал, да еще и плавилась пластиковая обойма ролика.


Сказ про вечно подтекающие прокладки


Ретроэкскурс в Ульяновск





КП, редукторы, карданные валы

Буквально пару абзацев про эти узлы и агрегаты. Как и двигатель, они также преподносили проблемы. Коробки переключения передач ломаются с завидной регулярностью. Неважно, какая из шестерен, валов или синхронизаторов — ломается все и вся. Минимизировать финансовые потери можно лишь оперативным вмешательством в агрегат. Стоит только захрустеть или завыть трущимся деталям КП — нужно срочно снимать, дефектовать и ремонтировать узел.


США+Китай = экономия


Расход топлива в среднем составлял 15 л/100 км, хотя бывали случаи, что показывал и 11 литров. И главное — двигатель не доставлял проблем поломками, позволил экономить на топливе (солярке) и забыть про газовые установки. Норма списания ГСМ на дизельные двигатели была 15 л/100 км, а у бензиновых (газомоторных) списывали почти по 30 л/100 км. Но тут стоит учесть, что газовая установка частенько выходила из строя (то газовая рампа барахлит, то электроклапан накроется, то мембрана в газовом редукторе порвется). Половину рабочего дня приходилось докатывать на бензине. Посчитав эту нехитрую математику, пришли к выводу, что эксплуатировать дизельные двигатели выгоднее, чем бензиновые.



Пробило прокладку головки блока на двигателе Cummins ISF 2.8, из расширительного бачка появилась вот такая субстанция. То, что вы видите оранжевое, должно быть антифризом

Но и тут возникли нюансы. Первые капризы преподнесла трубка слива масла из турбины. Из-за вибраций она часто трескалась и ломалась. Соответственно, герметичность системы смазки двигателя нарушалась и масло под давлением вытекало.


Если вовремя не среагировать на эту проблему, то можно попасть на дорогостоящий ремонт двигателя. Дефект носил массовый характер. И хотя он признавался гарантийным, запчастей не было, приходилось самим их покупать и привозить дилеру на установку. Со временем по этому поводу была объявлена отзывная кампания. Дилер устанавливал на эту трубку кронштейн (по гарантии) — чтобы снизить нагрузки на деталь.



Топливный фильтр в парафине — результат использования некачественного дизельного топлива. Слой парафина примерно 5 мм

Появлялась проблема и между интеркулером и радиатором.




Также часто бывало, что радиатор давал течь из-за высоких вибраций, и его приходилось варить, а то и просто глушить соты. Если замена неизбежна, то менялся этот узел только в комплекте, и цена его была порядка 20 000 рублей.

Пару строк стоит уделить и турбокомпрессору.

О турбокомпрессоре. На первой партии двигателей (2010–2013 гг.) тогда еще почти оригинального (читай китайского) Cummins проблем с турбиной не было никаких, моторы служили по 400 000 км без капремонта. С учетом моточасов и специфики эксплуатации это — феноменальный результат. Рабочий день у нас начинается в 7.00 и заканчивается в 23.00, почти без перерывов и выходных, автомобили почти всегда работают с перегрузом. КП, редукторы, карданные валы, да много что еще выходило из строя, а двигатели все работали.


Турбокомпрессор Holset. Устанавливался на первые двигатели Cummins ISF 2.8 в 2010–2013 гг. Эту деталь впоследствии решили поменять из-за большого люфта крыльчатки


А вот следующее поколение двигателей (Cummins ISF 2.8 Евро-4 с индексом S4129T, устанавливалось с 2013 года), бывало, ломалось, и по-крупному — то вкладыш провернет, то задиры появятся в цилиндрах, то сапунить начнет. Вот тут-то владелец этого двигателя и попадает на большие финансовые потери. Коленвал не шлифуется, блок цилиндров не растачивается. Конечно, появились умельцы, которые берутся шлифовать коленвал, подбирают вкладыши, гильзуют блок цилиндров, но как показывает практика — это ненадолго. Первый капитальный ремонт этого двигателя у нас обошелся в 200 000 рублей.










Частенько к нам в автосервис стал заезжать коммерческий транспорт, а именно автомобили ГАЗЕЛЬ и сегодняшний день не исключение. На пост диагностики заехала рабочая лошадка бортового типа с двигателем ЗМЗ 405.22 Евро-2. Хозяин автомобиля (а вернее уже третий хозяин) после его покупки заметил, что машинка ездит как-то не так. Обороты пляшут, как вздумается: то поднимаются, то опускаются. Лампочка чек моргает, как сумасшедшая, автомобиль дёргается и троит. В общем, машина живёт своей жизнью, и нужно что-то с этим делать :)

Газель змз 405.22

Первым делом как обычно подключаем диагностическое оборудования для проверки ошибок. И что мы видим? Ой-ой как тут их много. И больше всего нас заинтересовали следующие ошибки:

P0171 - Топливовоздушная смесь слишком бедная.
P0301 - Пропуски зажигания в 1ом цилиндре.

ошибки двигателя

Для понимания что происходит с двигателем, запускаем его и смотрим параметры (Рис.3). Нас заинтересовал показатель ADC_LAMUP(В) - напряжение лямбда зонда до каталитическго нейтрализатора.

типовые параметры двигателя газель

У нас этот параметр колеблется в районе 0.15. 0.30 вольт, что свидетельствует о бедной смеси. При перегазовках он начинает оживать, а двигатель явно подтраивает. Подозрение сразу падает на подсос воздуха. Но для начала начинаем проверку с высоковольтной части, и первым делом проверяем высоковольтные провода. Замеряем сопротивление проводов (рис.4). Сопротивление в норме, далее подключаем вместо свечи зажигания разрядник (рис.5) и запускаем тест исполнительных механизмов для того, чтобы проверить на сколько хорошая у нас искра.

сопротивление вв проводов

разрядник

В нашем случае модуль зажигания, высоковольтные провода, свечи - всё оказалось в порядке, так что приступаем к поиску подсоса воздуха. Скорее всего подсос идёт либо через впускной коллектор, либо через уплотнительные кольца форсунок, потому что такая проблема часто встречается. Как же это проверить, а вдруг датчик кислорода просто отработал свой срок службы и начинает показывать различную ерунду?

Для проверки нам понадобится баллончик обычного очистителя карбюратора. Распыляем его сначала на стык впускного коллектора и наблюдаем за работой двигателя и показаниями датчика кислорода. Ничего не меняется. Далее распыляем очиститель на каждую из форсунок и также смотрим за показаниями датчика кислорода. После проверки всех форсунок выясняется, что подсос воздуха идёт через уплотнительное кольцо первой форсунки. Оно пропускало воздух и после того, как мы слегка опрыскали форсунку, часть очистителя через негерметичное уплотнительное кольцо попало во впускной коллектор, обогатив тем самым смесь, и показания датчика кислорода начали выравниваться (рис.7)

показания датчика кислорода

Принимаем решение снять рампу форсунок, и проверить состояние уплотнительных колец (Рис.8).

уплониельные кольца

Не совсем по фотографии понятно, но кольца на форсунках буквально развалились. Только третье кольцо было более менее в хорошем состоянии. Ну что делать, меняем кольца на новые. Так как форсунки у нас уже снятые, то мы не поленились и проверили их на стенде. Форсунки оказалась в хорошем состоянии в отличае от колец. Видимо, предыдущий хозяин уже снимал форсунки и чистил, а вот колечки менять не стал и при установке рампы форсунок, кольцо на первой форсунке было повреждено. Отсюда и подсос воздуха. В общем, ставим форсунки с новыми кольцами на место и запускаем двигатель. И о чудо, машинка ожила, троение пропало. Подключаем сканер и смотрим параметры двигателя (Рис.9). С параметром ADC_LAMUP(В) опять творится что-то не ладное. Теперь датчик кислорода показывает нам богатую смесь.

типовые парамеры двигателя газель

Что же за ерунда такая? (Рис.10)

датчик кислорода (лямбда зонд) богатая смесь

Получается, что в начале было много воздуха, и датчик кислорода показывал бедную смесь, а теперь всё наоборот. Дополнительный воздух мы исключили, и по идее, датчик кислорода должен корректировать состав смеси, но по какой-то причине он это сделать не может, потому что теперь ему этого воздуха не хватает или много топлива поступает? Решаем произвести замер давления топлива на рампе (Рис.10).

замеряем давлениие топлива

Топливный манометр показывает давление почти 4 бар. Всё правильно? Да, правильно, если бы у нас был мотор змз 405.24 Евро-3, у которого на рампе форсунок отсутствует регулятор давления (т.к. он находится в самом топливном баке). А у нас мотор змз 405.22 Евро-2. у которого регулятор давления находится именно на рампе. Вот как он выглядит (Рис.11).

регулятор давления, клапан редукционный 406.1160000

Рабочее давление регулятора 300 кПа (3 бар). Такое давление должно быть в рампе с отключенным вакуумным шлангом. На холостых оборотах давление в топливной рампе будет примерно 2.5 бар. У нас получается, что со снятым шлангом, что с надетым давление всегда чётко 4 бар. Неисправен регулятор? Проверим. Подаём на регулятор давление, и он чётко держит 3 бар, а излишки стравливает. То есть регулятор исправный. Ломаем голову дальше. Получается, на рампу приходит давление с топливного насоса, который развивает давление до 6 бар., далее регулятор на топливной рампе снижает давление до 3-х бар, а излишки бензина стравливаются в обратку и стекают в бак. Значит, что-то блокирует стравливание излишек давления в бак. Возможно, пережало шланг или ещё что-то. Решаем скинуть шланг обратки напрямую в горловину топливного бака, и посмотреть что из этого получится (Рис.12).

топливный бак газель

Давление топлива пришло к нужным показаниям 2.5 бар на холостом ходу (Рис.13).

давление топлива

Какой из этого можно сделать вывод? Оказывается, предыдущий хозяин автомобиля поменял всю станцию в сборе с топливным насосом от другой модификации газели, а именно от мотора 405.24 евро-3 у которого как раз клапан на 4 бар находится в баке, он и препятствовал стравливанию давления.

Достаём станцию и убеждаемся в наших догадках (Рис.14).

топливная станция

Мы не стали менять станцию в сборе, а просто удалили этот клапан из топливной магистрали, для того чтобы излишки топлива сливались самотёком в бак. Но не достаточно просто удалить клапан, на его место нужно установить кусочек трубочки (Рис.15), чтобы топливо попадало непосредственно на дно бака, а не лилось сверху, создавая тем самым излишние пары бензина.

топливный насос

После всех манипуляций устанавливаем всё обратно и запускаем двигатель. Заработал как часы, всё чётко ровненько. Проверяем показания датчика кислорода (Рис.16).

датчик кислорода

Ну вот и всё, наша цель достигнута, и датчик кислорода заработал так, как и должен работать, показывая синусоиду. Какой можно сделать вывод? Если автомобиль ремонтируется у неквалифицированных специалистов, пусть это будет даже не иномарка, а обычная газель, то и тут можно наворотить столько всего, что потом неисправности придётся долго расхлёбывать.

WhatsApp

10 июля 2017 года в Приказ №1001 были внесены изменения, согласно которым двигатель среди многих автолюбителей закрепился как номерной агрегат. А после 7 октября 2018 года указанный документ вовсе утратил силу, а на смену ему пришёл обновлённый Приказ №399, который тоже стал впоследствии недействующим. Законную силу теперь имеют Федеральный закон О регистрации и изданное во исполнение его Постановление Правительства РФ №1764. И, если раньше замена двигателя требовала оформления в ГИБДД с документами о высвободившемся агрегате, то сегодня, на 2022 год, после замены — например, контрактного узла – вообще нужно регистрировать такие изменения в конструкции официально. Но всё не так сложно, как Вы подумали! Если модель и технические характеристики мотора такие же, то дело за малым.

Что за изменения?

Речь идёт о списке условий, на основании которых автомобиль не может быть поставлен на учёт в ГАИ. Если раньше основными требованиями были совпадение VIN-номеров на кузове и агрегатах, где такой номер выбивался при регистрации машины и указанных в документах, то на сегодня сверяются с внесёнными в документы номера двигателя, кузова, рамы и кабины.

Данный список условий содержится в статье 20 ФЗ О регистрации транспортных средств и предписывает буквально следующее в своей официальной трактовке:

1. Запрещается совершение регистрационных действий:
.
4) в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов;

Таким образом, двигатель на 2022 год не является номерным агрегатом, но при регистрации автомобиля номер мотора в обязательном порядке сверяется с указанными в документах.

Так нужно ли переоформлять замену двигателя?

Исходя из трактовки нового закона выше, можно извлечь 2 главных вывода:

  • так как номер двигателя записан в ПТС, а заменённый мотор имеет другой номер, то при проверке в ГИБДД этого документа обязаны отказать,
  • но если регданные этого агрегата подлежат изменению в документах, то в ГАИ обязаны просто записать новые данные.

По состоянию на 2022 год это именно так и работает, но только в том случае, если двигатель стоит такой же модели, мощности и с такими же иными характеристиками. При замене мотора на аналогичный по этим параметрам, вам при регистрационных действиях просто должны вписать новый номер в ПТС. Кроме того, обратите внимание, что обязанности у вас специально менять регистрационные данные после замены нет – это может сделать, например, новый владелец автомобиля после вашей продажи ему машины. И именно так на практике чаще всего и происходит.

Такое положение дел прямо диктует пункт 52 ППРФ №1764, который указывает, что:

  • если замена двигателя не была связана с изменением конструкции, то на основании простого осмотра на площадке данные нового агрегата вносятся в базу и документы на авто,
  • если же в результате замены формально есть признаки внесения изменения в конструкцию машины, то без экспертиз на соответствие безопасности таких изменений вам машину не переоформят.

Изменение конструкции в данном случае как раз происходит за счёт того, что вы ставите двигатель другой модели и/или отличных характеристик от вашей модели автомобиля. Причём, на практике 2022 года сотрудники ГИБДД отказывают в регистрации и в том случае, если, например, мотор ставился на вашу модель, но в вашей комплектации должен стоять совершенно другой по параметрам.

Юрий Панченко о внесении изменений в конструкцию при замене мотора

Существует еще одна возможность заменить двигатель на другой, не аналогичный ранее установленному, без регистрации внесения изменений в конструкции в ГАИ.

Все детали, из которых состоит автомобиль, перечислены в документе под названием "Каталог изделия". Ранее он назывался "Каталогом деталей и сборочных единиц". Перечисленные детали поступают на конвейер, и из них производится сборка автомобиля.

В каталоге могут быть приведены и двигатели, допустимые для установки на данную модель автомобиля. Если вы ставите на автомобиль мотор, упомянутый в Каталоге, то в силу п.77 регламента О безопасности колесных транспортных средств регистрировать в ГАИ замену двигателя как внесение изменений в конструкцию не нужно.

Как это проверяют сотрудники?

Всё очень просто. Номер двигателя, который выбит, как правило, на его блоке и, соответственно, указан в ПТС, содержит определённый набор букв и цифр. Возьмём для примера ниссановский знаменитый мотор-миллионник. На его корпусе будет выбит примерно следующее: VQ30DE999999.

При этом, данный код расшифровывается таким образом:

  • первые буквы и цифры означают модель – в нашем примере это VQ30DE (серия моторов VQ объёмом 3 литра, произведённая для Европы),
  • последние цифры (чаще всего без букв) – это уникальный серийный номер, в нашем примере – 999999.

Как видим, всё очень просто! Инспектор МРЭО ГИБДД на площадке смотрит, соответствует ли именно название модели агрегата указанному в ПТС. И возможен исход из 3 вариантов в данном сценарии:

  1. если совпадают и модель, и номер мотора, то на учёт поставят без каких-либо проблем,
  2. если модель совпадает, а номер другой, то сотрудник ГИБДД видит здесь признаки замены двигателя на аналогичный по модели и переоформляет машину с внесением нового номера в ПТС и базу данных,
  3. если же отличается даже модель мотора, то вам откажут в регистрационных действиях на законном основании.

По последнему варианту возможно проведение процедуры замены двигателя с внесением изменения в конструкцию автомобиля. Процесс этот долги и достаточно дорогой, но реальный для большинства "свапов".

Нужны ли документы на меняющийся мотор?

Всё очень просто! У любого двигателя, в том числе контрактного, ввезённого из-за рубежа, помимо его идентификационного номера, есть модель, которая указана на моторе. На 2022 год двигатели не высвобождают при утилизации – то есть нельзя получить справку на высвободившийся двигатель, даже если он вполне себе целый, при утилизации машины. Логично и то, что при замене двигателя на такой же не нужны никакие документы.

При этом, документы на двигатель не требуются при выполнении следующих условий:

  • новый двигатель совпадает по модели и всем характеристикам (Вы ставите такой же двигатель, который ставится на новую Вашу машину Вашей модификации);
  • номер мотора читаем (не стёрт, не заржавел);
  • двигатель не числится в розыске в ГИБДД.

Такое положение дел является возможным, благодаря тому же пункту 52 Постановления №1764.

То есть формально оформлять в ГИБДД замену двигателя не нужно. А, так как в ПТС числится номер старого мотора, то его обязаны заменить при любом регистрационно действии в дальнейшем: перерегистрации машины при её продаже и других.

Более того, в новом законе чётко предписан запрет требовать документы на новый агрегат (пункт 6 статьи 15 ФЗ О регистрации).

Дмитрий Тиковенко о документах для переоформления двигателя

Если документы на двигатель не требуется предоставлять при изменении номера агрегата в ПТС, это ещё не значит, что стоит покупать новый двигатель на словах, без каких-либо документов.

Один из пунктов одобрения нового двигателя в вашем авто – двигатель не числится в розыске ГИБДД. К сожалению, узнает об этом владелец автомобиля только в момент совершения регистрационных действий, то есть уже потратившись на переустановку самого мотора. В розыск он может попасть как до того, как его установили, так и после.

Порядок оформления замены двигателя в ГИБДД

Таким образом, инструкция для оформления в ГАИ замены контрактного или любого другого двигателя выглядит очень просто и состоит всего из 2 пунктов:

1. Вы меняете сам двигатель в сервисном центре.

2. После установки нового двигателя Вам не нужно никуда обращаться и вносить изменения в документы в МРЭО ГИБДД, равно как вносить изменения в ПТС. Такие изменения в паспорт ТС, а также в самой базе ГИБДД внесут при любых последующих регдействиях, когда в паспорт поставят отметку о замене двигателя. Стоимость внесения изменений в ПТС на 2022 год составляет всего 350 рублей (245 рублей через Госуслуги), которые потребуются на оплату госпошлины. Её нужно будет оплатить перед походом в ГАИ.

А вот свидетельство о регистрации транспортного средства менять не придётся, потому как в этот регистрационный документ с недавних пор не вносится номер двигателя.

Если мотор контрактный

Но если речь идёт о контрактном двигателе, ввезённом из-за границы, то, в ГИБДД после такой замены могут требовать таможенную декларацию, подтверждающую законность ввоза такого мотора на территорию РФ. Такое требование незаконно, но нередко практикуется в отделениях регистрации ГАИ.

В случае, если таковую требуют у Вас, то Ваша цель — получить письменный отказ (после написания письменного заявления, конечно же), после чего обращаться в суд для решения этой проблемы.

Но судебной практики по таким решениям практически нет. Именно поэтому в МРЭО ГИБДД на сегодняшний день по вопросу замены двигателя могут выдвигаться самые разные требования – от незаконных до абсурдных, и не только касательно контрактных моторов.

Также предлагаем ознакомиться с нашей специальной статьёй о замене двигателя на более мощный или с другими техническими характеристиками. В таких случаях Вам потребуется пройти весь формальный процесс официального внесения изменений в конструкцию авто.

Читайте также: