Надо ли возить с собой полис осаго в 2021

Обновлено: 03.07.2024

Штраф за отсутствие страховки (или если водитель не вписан в нее) сейчас не очень большой, однако скоро за это нарушение начнут массово наказывать при помощи камер видеонаблюдения. И тогда за один день можно будет получить сразу несколько штрафов.

Зачем покупать полис ОСАГО?

Ни один автомобилист, даже самый опытный, не застрахован от попадания в ДТП. Именно для этих целей законодатели создали полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Он нужен, чтобы защитить водителей от материальных затрат в случае ДТП.

Имеющий страховку ОСАГО виновник ДТП будет сам ремонтировать свой автомобиль, однако ему не придется тратить деньги на возмещение ущерба пострадавшему – это сделает страховая компания. Пострадавшая в ДТП сторона гарантировано получит страховое возмещение, и не придется взыскивать убытки с виновника аварии через суд (это в теории, а на практике иногда водители вынуждены судиться). Однако у страховки ОСАГО есть и ограничения. Максимально по ОСАГО можно получить на восстановление автомобиля до 400 тысяч рублей. Если ремонт обошелся дороже, то далее взыскивать средства надо уже с виновника аварии.

Если виновник ДТП не застрахован, придется либо мирно договариваться на месте, либо разрешать разногласия через суд. В таком случае самостоятельно оформлять аварию нельзя – требуется вызвать на место автоинспекцию. Виновнику выпишут штраф за отсутствие полиса при управлении транспортным средством, и составят протокол ДТП. Далее потерпевший обратится к экспертам за оценкой нанесенного виновником аварии ущерба, и подаст иск в суд.

Не имеющий ОСАГО виновник аварии понесет большие материальные убытки: заплатит штраф, выплатит ущерб потерпевшему, понесет расходы на экспертизу, юридическую защиту и судебные издержки. А потерпевшая сторона потратит время и нервы на судебные разбирательства.

При наличии ОСАГО у водителей авария оформляется быстро и без лишней нервотрепки. Но некоторые водители пренебрегают полисом, не желая тратиться на страховку, и надеются, что не попадут в ДТП. Штрафы за отсутствие ОСАГО их не пугают, так как они не слишком большие.

Наказание за езду без полиса ОСАГО, если забыл страховку дома

При наличии действующей страховки водитель, забывший полис дома, будет оштрафован на 500 рублей либо предупрежден по ч. 2 ст. 12.3 КоАП.

Автоинспектор сможет проверить по базе ОСАГО, покупал ли водитель страховку, и не просрочена ли она. Обычно на первый раз забывчивый автомобилист отделывается предупреждением.

Водители, купившие электронный полис, могут его не распечатывать на бумажный носитель, однако рекомендуем скачать страховку на телефон, чтобы в случае необходимости предъявить ее автоинспектору.

Штраф за управление автомобилем в непредусмотренный страховкой период

Для договоров ОСАГО максимальный срок – 1 год. Но есть ситуации, когда водитель не пользуется машиной круглогодично, и покупает страховку ОСАГО на меньший период – например, на полгода. Если срок действия полиса истек, то управлять автомобилем нельзя. Санкции последуют по ч. 1 ст. 12.37 КоАП – штраф в размере 500 рублей.

Наказание, если водитель не вписан в страховку ОСАГО

Если машиной управляют несколько водителей, все они должны быть указаны в полисе. Но случается, что ситуация вынуждает сесть за руль чужой машины, а полис ОСАГО переоформлять нет времени или возможности. Например, отдыхая на природе, водитель автомобиля получил травму, и не может управлять им. Друг, не вписанный в страховку ОСАГО, вынужден сесть за руль, чтобы доставить пострадавшего в больницу. И если вас на дороге остановит сотрудник ГИБДД, то он выпишет штраф 500 рублей за езду без страховки ОСАГО.

Штраф за отсутствие страховки в принципе

Однако штраф за отсутствие ОСАГО может быть и в размере 800 рублей. Такое наказание будет если: • в целях экономии водитель решил вообще не покупать страховку ОСАГО; • водитель не заметил, что срок действия полиса ОСАГО истек; • водитель полис ОСАГО купил, но он еще не начал действовать.

Как видите, за просроченную страховку и отсутствующий полис наказывают одинаково.

Каким будет повторный штраф за езду без действующего полиса ОСАГО?

В 2021 году повторный штраф за отсутствие ОСАГО равен первичному, то есть отдельное наказание не применяется. Если водитель не купил страховку, то он заплатит 800 рублей штрафа и в первом случае, и при повторной остановке инспектором.

Однако оштрафовать за езду без страховки ОСАГО могут столько раз, сколько остановят за сутки. То есть уже оштрафованный на одном посту ГИБДД водитель может проехать 30 км и получить штраф вновь. Таким образом, за день можно собрать штрафов за отсутствие ОСАГО на солидную сумму. Мало того, штрафовать скоро будут и при помощи камер видеофиксации!

Применяется ли скидка на штраф за отсутствие страховки ОСАГО?

Государство предоставляет водителю возможность внести оплату по назначенным ГИБДД штрафам с 50% скидкой в течение 20 дней с момента, как выписали постановление. Таким образом, размер штрафа за отсутствие страховки ОСАГО к оплате будет вдвое меньше – не 500 рублей, а 250, не 800 рублей, а 400.

Применяется ли эвакуация за отсутствующий полис ОСАГО?

В 2021 году не применяется эвакуация к машинам водителей, не имеющих страховки ОСАГО. Также автоинспектор не вправе снимать с автомобиля госномера и накладывать запрет на эксплуатацию. Водитель может быть только оштрафован, а иные меры наказания не правомерны.

Можно ли обжаловать штраф за езду без полиса ОСАГО?

Если водитель считает назначенный ему штраф неправомерным, у него есть 10 суток на обжалование. Но, прежде чем подавать жалобу на штраф, нужно иметь на это основания и доказательства своей невиновности. Обжалованию подлежат штрафы: • назначенные за отсутствующий полис, когда транспортное средство не требует обязательного страхования владельца. Подтвердить данный факт можно технической документацией транспортного средства. • когда инспектор не проверил наличие полиса ОСАГО у водителя по базе, и выписал наказание в 800 рублей вместо 500 рублей. • выписанные на только что приобретенный автомобиль в течение 10 суток с момента покупки, отведенных законом на оформление страховки ОСАГО. Этот факт легко подтвердить договором на покупку машины. • назначенные неправомерно по другим причинам.

Нужно ли проходить техосмотр при покупке полиса ОСАГО?

Есть и еще одна новость: после 1 марта 2022 года за отсутствие действующего техосмотра будут штрафовать на 2000 рублей! Так что техосмотр, видимо, все-таки придется проходить.

Увеличение штрафа за отсутствие ОСАГО

Также, еще в августе 2019 года вице-премьером Максимом Акимовым были названы сроки, когда штраф за отсутствие страховки водителям начнут выписывать дорожные камеры. Планировалось ввести автоматическую проверку полиса камерами еще с начала 2020 года. На сегодняшний день систему опробовали, и она успешно прошла испытания. Возможно, уже в этом году ее начнут внедрять в отдельных регионах, а после и по всей России.

Обязательный техосмотр для частного транспорта отменен: кому диагностическую карту придется получать, что будет со штрафом в 2 000 руб. и когда у страховщиков появится основание предъявить к водителю регресс при ДТП


Транспортный налог: в 2022-м водителей ждет неприятный сюрприз

Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2021 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря. Разбираемся в нюансах, которые важно знать каждому водителю.

Что такое техосмотр и почему его отменили

Техосмотр — это проверка технического состояния транспортных средств, включая автомобили и мотоциклы. [1] Специалисты проверяют транспорт на соответствие обязательным требованиям безопасности в соответствии с российскими и международными нормами. В отличие от техобслуживания на СТО или у автодилеров, специалисты не исправляют выявленные недостатки, а только указывают обнаруженные проблемы в диагностической карте.

В дальнейшем на основе этих данных автомобилист должен провести ремонт машины в любом удобном месте и вновь приехать на техосмотр — на это ему выделяют 10 дней. После ремонта специалист на станции техосмотра снова проверит машину. Если все недостатки устранены, собственнику выдадут диагностическую карту, подтверждающую полную исправность машины.

Техосмотр 29 декабря 2021 Что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. Страховщики все объяснили

Техосмотр 27 декабря 2021 Техосмотр 2022: проходить посоветовали всем, несмотря на отмену

Однако в июле 2021 года в МВД предложили правительству отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов. Глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что в ряде регионов не выполняются требования по обеспечению населения пунктами техосмотра. При этом он напомнил, что водители и так в любом случае обязаны содержать свои автомобили в исправном состоянии. Так, согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить исправность своего транспортного средства.

Позже глава Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев заявил, что обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.


В пояснительной записке авторы законопроекта об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования содержатся в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.

Кому нужно проходить техосмотр в 2022 году

В самом конце 2021 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство Госдума приняла в третьем чтении 24 декабря, после чего документ одобрил Совет Федерации.

Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:

  • в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
  • для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
  • для такси, автобусов и грузовиков.


Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. А вот для всех остальных процедуру перевели на добровольную основу. Это означает, что приехать на станцию техосмотра по желанию можно, однако совершенно необязательно. Стоимость техосмотра пока осталась прежней — в принятом законопроекте предложений по индексации тарифов для добровольной услуги нет. Возможно, скоро об этом расскажут в ФАС.

Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году

Техосмотр в обязательном порядке не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Однако такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях: собственники не должны с его помощью предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.

Какие будут штрафы за непройденный техосмотр

С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.

Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2022 году

Уже с 22 августа 2021 года автомобилисты получили право оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты.

Что будет, если пройти техосмотр добровольно


Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр

Предлагая идею МВД об отмене техосмотра, в ГИБДД посоветовали страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу. Также там посчитали возможным предлагать водителям скидку при уплате транспортного налога. Однако в налоговой службе на эту идею никак не отреагировали. А страховые компании предоставлять скидки на ОСАГО в обмен на прохождение техосмотра пока отказались — представители страхового сообщества считают, что такой документ никак не влияет на показатели аварийность.

Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра

Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.

После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.


В России вступили в силу поправки, согласно которым водителям разрешается предъявлять сотруднику ГИБДД электронный полис ОСАГО на смартфоне или другом электронном устройстве. Кроме того, можно будет предъявить его бумажную копию при проверке документов на дорогах.

Сотрудник ГИБДД сможет проверить действительность ОСАГО через автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Поправки к правилам дорожного движения разработало МВД России.

Лично мне не трудно распечатать бланк ОСАГО (так езжу уже с 2016 года) и положить его в бардачок. Но всякое бывает.

Штрафы за езду без ОСАГО в 2022 году – каким будет наказание, если полиса нет при себе или нет вообще

Оформленный полис ОСАГО – это один из трех документов, необходимых водителю при управлении транспортным средством, наравне с водительским удостоверением и СТС. Полис подтверждает, что гражданская ответственность водителя перед третьими лицами застрахована на случай ДТП по его вине. Если у водителя в момент управления автомобилем нет страховки, ему может грозить штраф, если его остановит сотрудник ГИБДД. Сколько придется заплатить, если полиса нет совсем или он забыт дома в 2022 году, и будут ли выписываться штрафы с камер наблюдения, расскажем в нашей статье.

Виды штрафов за отсутствие ОСАГО и их величина

Согласно статье 12.37 КоАП РФ, каждый водитель, который управляет транспортным средством и не имеет при этом полиса ОСАГО, считается нарушителем и будет на законных основаниях оштрафован сотрудником ГИБДД. За это нарушение полагается штраф – то есть, предупреждением инспектор не ограничится. Размер штрафа определяется в зависимости от причины отсутствия страховки – и составляет от 500 до 800 рублей в редакции КоАП РФ, действующей на конец 2021-го и начало 2022 года.

В КоАП четко указаны основные правонарушения, связанные с оформлением ОСАГО, за которые может быть выписан штраф.

Страховки нет вообще

Если автовладелец по каким-либо причинам не оформил страховой полис ОСАГО, и его во время движения остановил инспектор ГИБДД, тогда на месте будет составлен протокол о правонарушении с предписанием уплатить штраф в размере 800 рублей. За время движения его могут остановить несколько раз, и каждый раз за отсутствие полиса ему будет выписан новый штраф.

Кстати, в прошлом за отсутствие полиса ОСАГО инспектор мог снять номера с автомобиля – сейчас настолько жесткого наказания уже нет.

Полис оформлен, но его нет при себе

Если в момент остановки водителя для проверки документов у него нет при себе страхового полиса (вне зависимости от причин), но в принципе полис существует, то возможны 2 варианта развития событий:

  • Водитель может убедить инспектора обойтись предупреждением . В таком случае ему будет устно вынесено предупреждение без составления протокола. Инспектор может проверить наличие полиса по его номеру в собственной базе (по собственному желанию).
  • Инспектор составляет протокол , и выписывает водителю штраф в размере 500 рублей.

Что же касается электронных полисов (еОСАГО), то лучше всего иметь при себе распечатанную версию – в такой ситуации к водителю гарантированно не будет никаких претензий. При необходимости водитель может предъявить полис на телефоне или планшете, что тоже служит доказательством его наличия – тогда штрафа не будет.

Вообще, оформление электронного ОСАГО – это неплохой вариант упростить процедуру страхования. При наличии такой страховки водитель может даже обойтись серией и номером полиса ОСАГО – а инспектор проверит данные по своей системе.

Полис просрочен или не вступил в силу

Если полис был оформлен ранее, но его срок уже истек (даже на 1 день), то водитель получит штраф в размере 800 рублей. То же касается и ситуаций, когда полис был оформлен в последний момент, и еще не вступил в силу. По закону, оформленный полис ОСАГО начинает действовать не ранее чем через 3 дня после оформления (это нужно, чтобы избежать мошенничества – когда полис оформляется уже после ДТП).

Следовательно, оформлять или продлевать страховку нужно заблаговременно. И наличие на руках документа в данном случае не освобождает водителя от административной ответственности – штрафа в размере 800 рублей. Фактически будет считаться, что ответственность водителя не застрахована.

Выявлены ошибки в полисе

Если инспектор обнаружил в полисе ошибку – собственнику ТС грозит штраф 500 рублей. Следовательно, необходимо внимательно проверять документ перед подписанием, чтобы избежать неприятной ситуации. В дальнейшем можно будет обратиться с жалобой в страховую, но всегда работает негласное правило, что все документы перед подписанием нужно внимательно проверять.

А бывают ситуации, когда водитель покупает полис у мошенников – те оформляют ОСАГО на другие данные авто (например, двигатель меньшей мощности), а потом подставляют в готовый документ нужные данные. С точки зрения ГИБДД это полис с ошибками, а значит – 500 рублей штрафа.

Несоблюдение периода эксплуатации ТС

Если полис оформлен только на конкретный период (например, на 6 месяцев), то использование автомобиля в остальные периоды (в оставшиеся полгода) является прямым нарушением. За это водителю могут выписать штраф в размере 500 рублей – по факту в данный момент у него отсутствует страховка.

Водитель не вписан в полис

Если на автомобиль оформлена страховка, но на момент остановки инспектором ГИБДД за рулем окажется водитель, не вписанный в полис, то он получит штраф в размере 500 рублей. Существует миф, что если владелец транспортного средства сидит рядом с водителем, то штрафа удастся избежать – но это не так. Управлять автомобилем можно только тем, кто вписан в полис, или же имея полис без ограничения числа водителей (но он стоит ощутимо дороже).

Если же за руль сядет человек без прав вовсе, то штраф составит уже от 5 до 15 тысяч рублей, а собственнику транспортного средства в этом случае грозит штраф 3 тысяч рублей.

Как можно снизить штраф?

Поскольку езда без страховки – прямое нарушение закона, никаких льгот в привычном понимании тут быть не может. Но чтобы стимулировать водителей быстрее оплачивать штрафы, они получают скидку в размере 50%, если оплачивают штраф в течение 20 дней после составления протокола. Такой вид поощрения позволил увеличить число своевременно погашенных штрафов более чем в 2 раза.

А в новой редакции КоАП РФ планируется расширить такую скидку и на многие другие штрафы.

Чего не может сделать инспектор?

А отсутствие полиса у водителя при себе – не основание привлекать водителя к ответственности, как за его полное отсутствие. Водителю важно знать свои права и внимательно читать, что инспектор пишет в протоколе.

Фотофиксация езды без страховки или техосмотра

Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.

На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.

А с марта 2022 года планировалось по такой же схеме штрафовать водителей, которые выезжают на улицы на авто, не прошедших техосмотр. Но техосмотр вот-вот сделают добровольным (с 2022 года это уже должно заработать), а потому и статью в КоАП РФ депутаты планируют вскоре отменить.

Читайте также: