Неисправности электрооборудования ваз 2121

Обновлено: 05.07.2024

Как проверить, идет ли зарядка аккумулятора

Прежде чем искать неисправность в цепи заряда, необходимо выяснить, действительно ли эта самая недозарядка есть. Ведь проблема может быть:

  • в цепях индикации заряда;
  • в неисправном аккумуляторе.

Полезно! Для проверки используем вольтметр постоянного тока с пределом измерения 20 В или мультиметр (тестер). Подойдет как стрелочный, так и цифровой прибор. Точности обоих вполне будет достаточно.

Подключаем вольтметр или мультиметр, включенный в режим измерения постоянного напряжения на предел не ниже 20 В. Запускаем двигатель и поднимаем его обороты до 1 000 в минуту. Если вольтметр покажет напряжение в диапазоне 13.5-14.2 В, то зарядные цепи в порядке. Виной всему элементы индикации зарядки, вводящие нас в заблуждение, или аккумулятор.

В первом случае проверяем цепи контроля (их схемы и алгоритм проверки будут описаны ниже), во втором – тестируем АКБ, используя нагрузочную вилку.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Если напряжение выше положенного, то идет перезаряд, и опасности подвергаются как сама АКБ, так и электрические бортовые системы. Но о перезаряде мы сегодня говорить не будем, поскольку тема этой статьи – отсутствие заряда. Вот если напряжение ниже 13.5 В, то это наша проблема, ею мы и займемся.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Схема цепи заряда и типовые проблемы

ВАЗ 2121

Начнем с самых старших, поскольку возраст надо уважать. Взглянем на схему ниже.

Электрическая схема Нивы

На схеме цифрами обозначены:

  1. – аккумуляторная батарея;
  2. – генератор со встроенным выпрямительным мостом;
  3. – реле-регулятор;
  4. – выключатель (замок) зажигания;
  5. – предохранители в монтажном блоке;
  6. – контрольная лампа отсутствия зарядки;
  7. – реле контрольной лампы.

При включении замка зажигания напряжение с аккумуляторной батареи через предохранитель и нормально замкнутые контакты реле-регулятора напряжения поступает на обмотку возбуждения генератора. Реле-регулятор пока не срабатывает, поскольку напряжение в бортовой сети ниже нормы для зарядки. Одновременно с этим через второй предохранитель это же напряжение подается на узел контроля зарядки АКБ, собранный на электромагнитном реле с нормально замкнутыми контактами.

Теперь мы запускаем двигатель, генератор начинает вырабатывать напряжение, которое выпрямляется, заряжает АКБ и питает бортовую сеть. В это время в точке соединения обмоток, являющейся, по сути, нулевым проводом, устанавливается низкий потенциал относительно плюсового провода бортовой сети. Реле срабатывает и гасит контрольную лампу.

За уровнем напряжения с генератора следит реле-регулятор. Как только оно превысит критическое (14.2 В), сработает реле, его контакты разомкнутся и на обмотку возбуждения будет поступать пониженное напряжение, а значит, снизится и напряжение в бортовой сети. Станет ниже нормы (13.5 В), реле опять отпустит, и процесс повторится.

ВАЗ 21213, 21214, 2131, 2123

Теперь поговорим о других модификациях Нивы. Все четыре оставшиеся модификации автомобиля имеют одинаковую схему зарядки, изображенную на рисунке ниже.

Электрическая схема зарядки Нива Шевроле

На схеме цифрами обозначены:

  1. – аккумуляторная батарея;
  2. – генератор со встроенным выпрямителем и реле-регулятором;
  3. – комбинация приборов;
  4. – резистор;
  5. – диодный ключ;
  6. – контрольная лампа отсутствия зарядки;
  7. – предохранитель в монтажном блоке;
  8. – реле зажигания;
  9. – замок зажигания.

Схемы очень похожи, но различия все же есть. При включении зажигания напряжение с АКБ подается на реле зажигания, и оно срабатывает. Это же напряжение через нормально замкнутые контакты реле поступает на узел контроля зарядки и с него на реле-регулятор как начальное подмагничивание обмотки возбуждения. Дополнительно 12 В с АКБ подается на тот же реле-регулятор, встроенный в генератор. При этом лампа контроля зарядки горит, поскольку второй ее вывод через открытый диод и сопротивление небольшого (51 Ом) сопротивления соединен с массой.

Запускаем двигатель, генератор вращается. Созданное им напряжение через развязывающие дополнительные диоды (слева по схеме) поступает на управляющий вывод реле-регулятора. Ориентируясь на это напряжение, реле-регулятор управляет генератором, изменяя величину тока в обмотке возбуждения в ту или иную сторону таким образом, чтобы напряжение в бортовой сети оставалось на необходимом уровне.

Важно! Это же напряжение подается на катод диода контроля зарядки. Он запирается, и лампочка гаснет.

Ну а теперь поговорим о типовых неисправностях цепей зарядки и начнем, конечно, с ложной тревоги, которую может поднять лампа контроля зарядки.

Контрольная лампа

Почему эта лампочка может гореть в то время, когда зарядка идет? В ВАЗ 21213 причина одна – не подается напряжение с дополнительных диодов на узел контроля. Виной этому может быть обрыв провода, идущий с 61 клеммы генератора на 6 клемму узла комбинации прибора или загрязнение соединительных колодок. Осматриваем соединения, прозваниваем провод.

В ВАЗ 2121 причин ненамного больше:

  • неисправно реле контрольной лампы;
  • не подается напряжение (минусовое) с генератора на реле контроля.

Снимаем реле, подаем на его обмотку 12 В с АКБ и проверяем, срабатывает ли оно и отключаются ли контакты. Ну а проблемы с отсутствием минусового напряжения – все тот же обрыв провода, идущий от генератора к реле, или плохой контакт в колодках этой цепи. Вызваниваем, чистим клеммы.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что вышеперечисленные неисправности относятся к узлу контроля и никак не влияют на нормальную зарядку аккумуляторной батареи.

Растянулся или оборвался ремень

Плохое натяжение ремня характеризуется падением напряжения бортовой сети и своеобразным свистом при резком увеличении оборотов, особенно в сырую погоду. Лечится проблема довольно просто. Находим болт крепления генератора на натяжной планке. Ослабляем его, при помощи монтировки сдвигаем генератор до нормального натяжения ремня и затягиваем болт.

Болт, фиксирующий генератор на Ниве

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Проводка и соединения

Одно из самых слабых мест в схеме питания Нивы (да и любого другого автомобиля) – соединение силового провода с генератором. Устройство расположено низко и практически не защищено от воды и грязи. Даже если это соединение выглядит нормальным, имеет смысл его разобрать и осмотреть место контакта. Разбираем, осматриваем, при необходимости зачищаем, наносим токопроводящую смазку, собираем.

Наконечники силовых проводов

Следующее слабое место – соединение минусового провода АКБ с двигателем. Расположено оно не в самом удачном месте и постоянно в грязи. В результате соединение окисляется и хороший контакт пропадает. Делаем то же самое: разбираем, чистим, собираем.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Стоит также осмотреть наконечники на клеммах аккумуляторной батареи. Они могут быть окислены (белый налет) или болтаться. Чистим, наносим токопроводящую смазку, затягиваем.

Наконечник на клемме

В остальном же проводка и соединения на Нивах ведут себя вполне корректно, но это не значит, что все это будет стоять вечно. Не ленимся, осматриваем соединения, провода. При необходимости прозваниваем.

Проблемы с генератором

Самая распространенная неисправность этого узла – выработка щеток. На начальном этапе она проявляется периодическими скачками напряжения. Признак: периодически моргает лампа контроля зарядки на панели приборов – контрольной лампы зарядки АКБ, поскольку зарядка то есть, то ее нету.

На ВАЗ 2121 блок щеток крепится к генератору одним винтом и подключается к реле-регулятору при помощи ножевых клемм, состояние которых тоже очень желательно проверить.

Блок щеток генератора Нива

реле регулятор

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Если они в плохом состоянии, то меняем. Как заменить блок контактных колец, можно посмотреть на видео, размещенном ниже.

Замена блока контактных колец ротора генератора Нива

Следующая неисправность – выход из строя выпрямительных или дополнительных диодов. Для того чтобы их проверить, придется отключить все обмотки статора. Они соединяются с диодами при помощи наконечников под винт.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Для проверки диодов достаточно отключить обмотки, дополнительные диоды отпаивать не нужно. Они не будут мешать прозвонке выпрямительных диодов и сами отлично прозвонятся.

Ну и последняя неисправность – обрыв или пробой обмоток статора или ротора. Снимаем щетки, отключаем обмотки и прозваниваем их омметром на предмет обрыва и замыкания на корпус. Кроме обрыва и замыкания на корпус, возможно межвитковое замыкание. Без специального оборудования обнаружить короткозамкнутый виток невозможно, поэтому придется ограничиться только оценкой сопротивления и отсутствием связи с корпусом генератора.

На видео, размещенном ниже, можно посмотреть, как производится проверка обмотки возбуждения при помощи звуковой прозвонки.

Прозвонка обмотки возбуждения генератора

Реле-регулятор

Поломка реле-регулятора – нечастое явление, но тем не менее оно встречается чаще, чем выход из строя диодного моста. Особенно если регулятор механический (ВАЗ 2121). При такой неисправности генератор может вообще не давать зарядку, а может выдавать очень высокое (до 16 В), что чревато серьезными последствиями: аккумулятор кипит, бортовые системы горят.

Как было отмечено выше, на Ниве ВАЗ 2121 регулятор расположен в моторном отсеке отдельно от генератора. Найти его несложно – такую коробочку ни с чем не спутаешь, и расположена она практически на виду.

Реле-регулятор Нивы

В роли первого может выступать автомобильный аккумулятор, а второй можно легко собрать из той же автомобильной АКБ, подключив последовательно с ней дополнительный источник напряжением 3-5 В. Это может быть зарядное от мобильника, несколько пальчиковых батареек, соединенных последовательно, и т. д. Если у нас БП ноутбука на 19 В, то он подойдет как самостоятельный источник.

Еще нам понадобится автомобильная лампочка мощностью несколько ватт. К примеру, лампа габаритного света или указателя поворотов. Для проверки реле ВАЗ 2121 собираем следующую схему:

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Методика проверки следующая. Подаем на реле 12 В. Лампа должна загореться. Увеличиваем напряжение до 15-18 В – лампа погаснет. Если она не загорается вообще, то транзисторный ключ регулятора в обрыве. Если горит при обоих напряжениях, то ключ пробит. В любом случае реле придется заменить. Методика проверки реле для остальных моделей Нива точно такая же, а схема подключения источника питания и лампы приведена ниже.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Вот мы и разобрали возможные причины, по которым на нашей ВАЗ 2121 (21213, 21214, 2131, 2123) нет зарядки. Теперь мы сможем решить подобную проблему самостоятельно. В этом нет ничего сложного.

Спасибо, помогло! 27

Почему пропала зарядка на ВАЗ 2106 — типовые проблемы и неисправности

Почему пропала зарядка на ВАЗ 2107 – ищем и устраняем неисправности

Нет зарядки на Газели Бизнес — типовые неисправности

Проблемы с зарядкой аккумулятора и генератором на ВАЗ 2106-2107 — лампа горит, но зарядка есть

Парни, нужна помощь - заманал уже глюк.
При включении габаритного освещения (и только его) все стрелки приборов (масло, и температура) уходят вправо на 20-30%. В результате температура показывает перманентный перегрев, масло готово разорвать мотор и так далее. Машина при этом ведет себя совершенно нормально - не глохнет, поворотники и фары светят нормально. По схеме у цепи габаритов и прибора температуры общих ни плюсовых ни минусовых цепей нет. Где искать? Машина 2121. СХема есть. Тестер тоже. В электрике в принципе шарю. Статью про плохую массу перечитал 10 раз. Зачистил все что можно, и что нашел/увидел. Кто-то сталкивался? Лечил? Да, картина глюка одинаковая что при заведенном что при заглушенном двигателе.

Я вот про что подумал. . наверное этот трабл имеет отношение к бриборам, а точнее к их подсветке. Ведь когда включешь габариты, приборы подсвечиваются зелененьким таким светом. ))) Попробуй снять приборку, вытащить лампочки подсветки наличия бензина, темп-ры и давления масла (тоже кстати радовало меня когда при включении габаритов давление масла повышалось :-) ). и включи габариты. если стрелки останутся в нормальном положении, то что-то там. )))

Вопреки общему мнению скажу, что это не "масса". Такое поведение приборов свидетельствует о низком напряжении питания их. При включении габаритов, где-то в разъёме или блоке предохранителей, ввиду высокого переходного сопротивления падает напряжение. Копать преды или разъёмы. Искать где 13 Вольт превращаются в 8.

А на приборке напругу не пробовал мерить относительно ХОРОШЕЙ массы? Однозначно напряжения питания приборам не хватает, если стрелки вправо уходят. Не знаю схему 2121. Там через реле зажигания питалово идет или просто через контакты замка?

Поняно. Алгоритм поиска вощем-то простой. Взять цифровой тестер. Протянуть непосредственно от АКБ массу и плюс. Убедиться что на концах ровно столько же сколько и на клеммах АКБ. Сначала померить + на приборах относительно массы протянутой от АКБ. Если напруга похожа на напругу АКБ (ну там 2-3 десятые вольта не критично), то дело не в +. Если отличается на 2,3 вольта, то идти по цепочке и относительно массы АКБ искать место где происходит это падение напряжения. Возможно окислена контактная группа в замке зажигания. Если напруга на приборах относительно массы АКБ в норме, то исследуем "массу" на приборах. Для этого меряем напряжение между + протянутым от АКБ и массой на корпусе прибора. Если оно сильно отличается от напряжения АКБ - значит дело в плохой массе где-то. В простейшем случае пробуем прокинуть новый массовый провод к точке с заведомо хорошей "массой". Всё элементарно в общем.
Если дело в контактной группе замка, а замок менять не хочется, я бы посоветовал поставить реле зажигания. Причем поставить хорошее 70А реле от ГАЗели. В магазе называется реле стартера Волга 3110/ГАЗель.

Глюк в конструкции прибора не запрограммирован. Имею опыт общения с отечественной автоэлектрикой. Приборы и прочее везде практически одинаковы. Подобные глюки всегда лечились либо прокладкой нового провода "масса" на точно проверенную шпильку, либо плюсового провода, потому как искать в жгуте и извлекать оттуда плохой провод скучно и долго. Ваще метод дихотомии рулит. Сначала заменяешь одну половину неисправной проводки заведомо исправным проводом, если не помогло - тогда вторую. Нашел неисправную половину, опять пополам делишь и ищешь неисправную половину от половины и т.д. Обычно удется найти глюк после двух-трёх итераций.

Согласен, в ыходные имел след глюк из-за предов При разгоне начинала глохнуть машина, выключалось зажигание. Стоило только сбросить газ все работало нормально, проверка всех масс ничего не дала. Вылечилось заменой обеих колод предохранителей, они плохо держали преы и сами предохранители были чутка подокисленны.

Понятно, что масса, но где. Еще мысль: Про массу ты правильно подумал, но если статью читал и все подряд чистил-протягивал..
Хотя я б в первую голову полезла шевелить шпильку массы под приборкой, но если это не помогло - то даже не знаю.

Еще одна мысль. У меня одно время был глюк указателя температуры - он скакал иногда плюс-минус пару десятков градусов. Вылечилось это так. Снимаешь комбинацию приборов, переворачиваешь ее платой к себе и смотришь, как закреплены указатели. Если у тебя приборка того же типа, что у меня, то у каждого будет вокруг по три такие мелкие-мелкие гаечки. Вот эти гаечки от времени ослабевают - у меня руками даже докручивались. Затянула - глюк пропал.

Электрооборудование автомобиля Нива 2121, 21213, 21214. Аккумуляторная батарея, стартер, генератор, фары, задние фонари, печка, очистители и омыватели и пр.: устройство в картинках и схемах, как работает, основные неисправности и их самостоятельное устранение.

Особенности подключения стоп-сигналов (стопов) Нива 21214 инжектор

Стоп-сигналы автомобиля Нива 21214

Рассмотрим особенности подключения стоп-сигналов (стопов) автомобиля Нива 21214 с инжекторным двигателем 21214 и ЭБУ ЭСУД 21214-1411020-50 M 17.9.7 BOSCH.

Лампы и лампочки в электрооборудовании автомобиля Нива 21213

Лампы и лампочки Нива 21213

В электрооборудовании автомобиля Нива 21213 (карбюратор) применяется около десятка разновидностей ламп и лампочек.

Прикуриватель автомобиля Нива 21214 инжектор, схема подключения

Прикуриватель автомобиля Нива 21214 инжектор

В нижней части центральной консоли туннеля пола автомобиля Нива 21214 с инжекторным двигателем 1,7 л (21214) установлен прикуриватель.

Схема подключения указателя уровня топлива Нива 21213

Указатель уровня топлива в комбинации приборов Нива 21213

В комбинации приборов автомобиля Нива 21213 (карбюратор) остаток топлива в бензобаке наглядно показывает стрелочный указатель.

Схема подключения тахометра на автомобиле Нива 21213

Тахометр в комбинации приборов автомобиля Нива 21213

На примере автомобиля Нива 21213 (карбюратор) разберемся как подключен и как работает тахометр в комбинации приборов.

Прикуриватель автомобиля Нива 21213 схема подключения

Прикуриватель Нива 21213

В нижней части центральной консоли автомобиля Нива 21213 (карбюратор) установлен прикуриватель.

Схема подключения обогрева заднего стекла на Нива 21214 инжектор

Обогрев стекла задней двери автомобиля Нива 21214

На автомобиле Нива 21214 инжектор на стекло задней двери установлен элемент обогрева.

Схема подключения очистителей и омывателя фар Нива 21213

Автомобиль Нива 21213 с карбюраторным двигателем может быть оборудован очистителями и омывателем фар.

Схема подключения датчика уровня топлива на Нива 21213

ДУТ Нива 21213

Посмотрим как подключен датчик уровня топлива (ДУТ) и работающие с ним в паре стрелочный указатель уровня топлива и контрольная лампа резерва топлива в комбинации приборов на автомобиле Нива 21213 (карбюратор) до 2009 года выпуска.

Схема подключения омывателя стекла задней двери Нива 21213

Омыватель стекла задней двери Нива 21213

Автомобиль Нива 21213 оборудован омывателем задней двери.

Ближний и дальний свет фар Нива 21214 схема подключения

Фары Нива 21214

На автомобиле Нива 21214 с инжекторным двигателем 21214 (1,7 л) двухнитевые лампы ближнего и дальнего света установлены в передних фарах.

Схема подключения стартера автомобиля Нива 21214 инжектор

Стартер Нива 21214 инжектор

На автомобиль Нива 21214 с инжекторным двигателем 21214 1,7 л могут быть установлены стартера 21070-3708010-01, 21214-3708010-01, 5722.3708 и их аналоги разных производителей.

Устроство электрооборудования на автомобиле ВАЗ (Нива) 2121. Ремонт и обслуживание электрооборудования на ВАЗ 2121 своими руками.


Когда на Ниве пришел в неисправность стартер, его требуется заменить. Сегодня мы расскажем как выполнить замену стартера на ВАЗ 2121 своими руками в гаражных условиях. Нам понадобится: —


Читайте также: