Неисправности системы зажигания ваз 2105

Обновлено: 04.07.2024


Одним из важных элементов системы зажигания, необходимой для воспламенения рабочей горючей смеси в ДВС автомобиля является модуль зажигания (катушка зажигания). Катушка зажигания ВАЗ 2110 преобразовывает низковольтное напряжение в высоковольтное, благодаря чему создается искра на свечах зажигания.

Вполне очевидно, что при возникновении сбоев в работе зажигания, в первую очередь на работоспособность проверяют свечи, провода, колпачки, а потом и саму катушку зажигания.

Другими словами, нужно знать, как проверить модуль 2110 (катушку зажигания). Далее мы рассмотрим более подробно, что представляет собой и как проверить модуль зажигания, какие бывают неисправности и как их устранить.

Система зажигания ВАЗ 2105

Из чего состоит

  • генератор;
  • выключатель зажигания;
  • распределитель зажигания;
  • свечи зажигания;
  • катушка зажигания;
  • высоковольтные провода;
  • аккумуляторная батарея.



Схема системы зажигания ВАЗ 2105: 1 — генератор; 2 — выключатель зажигания; 3 — распределитель зажигания; 4 — кулачок прерывателя; 5 — свечи зажигания; 6 — катушка зажигания; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — высоковольтные провода

Неисправность любого из перечисленных устройств ведёт к появлению сбоёв в работе силовой установки.

Для чего нужна регулировка

Эксплуатация автомобиля с неправильно отрегулированным зажиганием является проблемой, о чём свидетельствуют следующие симптомы:

  • заливает свечи, что приводит к троению мотора;
  • снижается мощность;
  • теряется динамика;
  • увеличивается расход горючего;
  • двигатель перегревается;
  • на холостом ходу мотор работает нестабильно и др.

Двигатель троит — это когда один из цилиндров не работает, что сопровождается характерным звуком и нестабильной работой агрегата.

Перечисленные признаки указывают на то, что угол опережения зажигания выставлен неправильно и нуждается в регулировке. Однако эти симптомы могут свидетельствовать также о неполадках других элементов системы зажигания. Поэтому в каждом отдельно взятом случае требуется более детальное изучение возникшей проблемы.

Подготовительный этап

Чтобы выставить зажигание на автомобиле ВАЗ 2107, не требуется никаких специальных условий, операцию можно проделать как в гараже, так и на улице, в том числе и в зимний период. Для работы подготовьте такой комплект инструментов:

  • отвёртка плоская;
  • металлический щуп толщиной 0,35 мм;
  • ключ рожковый размером 13 мм;
  • автомобильная лампочка, рассчитанная на напряжение 12 В с припаянными к ней проводами;
  • ключ с длинной рукояткой, предназначенный для поворачивания коленчатого вала;
  • ключ для откручивания свечей.

ВВ провода

Высоковольтные провода (ВВ провода) системы зажигания предназначены для передачи импульсов высокого напряжения с катушки зажигания на свечи. Конструктивно такой кабель представляет собой металлический центральный проводник, покрытый слоем изоляции из ПВХ, резины либо полиэтилена, а также специальным слоем, повышающим стойкость провода к химическим воздействиям (топливо, масло). Сегодня большое распространение получили силиконовые ВВ провода, которые характеризуются высокой эластичностью при низких температурах. Такие кабели отлично работают в сырую погоду и не перегреваются.



Свечные провода обеспечивают соединение катушки зажигания, трамблёра и свечей

Неисправности

Возникновение неполадок со свечными проводами проявляется в виде нестабильной работы силового агрегата:

  • проблемный пуск мотора, особенно в сырую погоду;
  • перебои в работе силовой установки на средних и высоких оборотах;
  • при повреждении центрального проводника мотор глохнет;
  • мощность снижается;
  • расход топлива увеличивается.

Проблемы с ВВ проводами возникают в основном по причине старения. Со временем изоляционный слой покрывается мелкими трещинками, что обусловлено температурными перепадами в подкапотном пространстве. В результате через повреждённые участки появляется утечка тока: искра пробивает на массу и электроэнергии не хватает для нормального искрообразования. При скоплении на поверхности проводов и защитных колпачков грязи, увеличивается поверхностная проводимость изоляции, что приводит к появлению утечки тока. Кроме этого, утечка возможна и при окислении контактов кабеля, когда нарушается герметичность защитного колпачка, например, при его повреждении.



Одной из неисправностей высоковольтных проводов является обрыв

Как проверить

Прежде чем приступить к более детальной диагностике ВВ проводов, нужно осмотреть их на предмет повреждений, таких как трещины, переломы, надрывы защитных колпачков и т. п. После этого можно прибегнуть к одному из следующих способов:

  1. Использовать заведомо исправный кабель. Для этого поочерёдно отключаем ВВ провода, заменяя их запасным. Если стабильная работа мотора возобновится, то это укажет на повреждённый элемент.
  2. Дождаться тёмного времени суток. Когда наступит темнота, открываем капот и запускаем двигатель. В случае пробоя кабеля на неисправном элементе будет отчётливо заметна искра.
  3. Задействовать дополнительный провод. Для этого используем изолированный отрезок кабеля, зачистив оба конца. Один из них замыкаем на массу, вторым проводим по свечному проводу, особенно в местах изгибов и колпачков. Если высоковольтный кабель пробивает, то на проблемном участке между дополнительным проводом возникнет искра.
  4. Диагностика мультиметром. При помощи прибора определяем сопротивление кабелей, выбрав режим омметра. Отключив провода от катушки зажигания и трамблёра, замеряем поочерёдно сопротивление. У исправного провода показания должны составить около 5 кОм. При обрыве центральной жилы значения будут отсутствовать.

При выявлении любого рода неисправностей со свечными проводами, необходимо выполнить их замену, причём не только проблемного кабеля, а всего комплекта.

Видео: диагностика высоковольтных проводов

Какие поставить

Выбор ВВ проводов — мероприятие ответственное, поскольку они напрямую влияют на работоспособность силовой установки, а высокая цена далеко не всегда является показателем качества. Лучше всего предпочтение отдавать свечным проводам с медной центральной жилой. Сопротивление должно быть около 4 кОм. Провода с нулевым сопротивлением приводят к быстрому выгоранию центрального электрода свечи и её преждевременному выходу из строя. Внимание при выборе стоит обращать на таких производителей:

  • BERU;
  • NGK;
  • PARTS-MALL;
  • AMD;
  • Bremi;
  • Tesla Technics.



Сегодня предлагается большой выбор свечных проводов, но предпочтение лучше отдавать известным производителям

Проверка вторичных обмоток модуля

Для начала отсоединяем от него наконечники проводов. Если вы это уже сделали, то поместите его ровно перед собой. Затем осуществите установку прибора к правому верхнему и нижнему выходам и внимательно следите за показателями, которые через секунду выставит прибор.

После этого точно такие же действия совершаем с левым верхним и нижним выходами. Естественно, что показатели омметра должны измениться и составлять в идеале не менее 7 Ом.

Если хотя бы одна катушка не соответствует стандартам, то во избежание непредвиденных ситуаций с вашим ВАЗ 2107, советуем заменить весь модуль.

Контактный трамблёр

Трамблёр представляет собой устройство, посредством которого определяется момент образования искры. Кроме этого, механизм распределяет искру по цилиндрам мотора. Основными функциями, которые выполняет распределитель зажигания, являются:

  • прерывание низковольтной цепи системы зажигания;
  • распределение энергии между свечами.

Трамблёр ВАЗ 2105 состоит из следующих элементов: 1 — пружинный держатель крышки; 2 — вакуумный регулятор опережения зажигания; 3 — грузик; 4 — штуцер подвода разрежения; 5 — пружина; 6 — ротор (бегунок); 7 — крышка трамблёра; 8 — центральный электрод с клеммой для провода от катушки зажигания; 9 — боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания; 10 — центральный контакт ротора (бегунка); 11 — резистор; 12 — наружный контакт ротора; 13 — опорная пластина регулятора опережения зажигания; 14 — провод, соединяющий распределитель зажигания с выводом первичной обмотки катушки зажигания; 15 — контактная группа прерывателя; 16 — корпус трамблёра; 17 — конденсатор; 18 — валик трамблёра

Проверка

Как и любая деталь автомобиля, распределитель зажигания со временем изнашивается, что отражается на работе двигателя. Выражается это в проблематичном запуске, подёргиваниях, повышении расхода топлива, потере динамики. Поскольку такие признаки указывают в целом на проблемы с системой зажигания, прежде чем приступить к проверке трамблёра, нужно убедиться в исправности остальных элементов (свечи, провода). Основными деталями, от которых зависит образование и распределение искры, являются крышка и контактная группа, поэтому на их диагностике нужно остановиться в первую очередь.

Сперва следует осмотреть крышку рассматриваемого узла. При выявлении трещин деталь заменяют исправной. Подгоревшие контакты зачищают наждачкой.



Крышка распределителя не должна иметь трещин и сильно подгоревших контактов



При сильном износе контактов прерывателя их нужно заменить

Кроме этого, следует осмотреть бегунок распределителя и проверить мультиметром резистор: он должен иметь сопротивление 4–6 кОм.



Бегунок трамблёра не должен быть подгоревшим, а резистор должен иметь сопротивление 4–6 кОм

Регулировка зазора контактов

Зазор между контактами определяется в разомкнутом состоянии при помощи щупов. Регулировку проводят следующим образом:

  1. Снимаем крышку трамблёра и поворачиваем коленвал в положение, при котором зазор между контактами будет максимальным.
  2. С помощью щупа проверяем зазор, который должен быть в пределах 0,35–0,45 мм.



Зазор между контактами проверяем щупом



Вид на трамблёр сверху: 1 — подшипник подвижной пластины прерывателя; 2 — корпус маслёнки; 3 — винты крепления стойки с контактами прерывателя; 4 — винт клеммового зажима; 5- стопорная пластина подшипника; б — паз для перемещения стойки с контактами



После регулировки и проверки зазора необходимо затянуть регулировочный и крепёжные винты

Классика, семейство 2101-2107

Автомобили с установленными инжекторами (ВАЗ 2107), имеют модуль зажигания. Он крепится на блоке цилиндров силового агрегата авто. Деталь функционирует вместе с электронным блоком управления двигателя, а катушки зажигания входят в конструкцию всего модуля.

Используемый модуль зажигания – универсальная модель (устанавливается и на другие отечественные автомобили)

Для инжектора и в составе БСЗ используется катушка 027.3705 аналог 27.3705 (АТЭ-2).

Рабочая температура от -40° С до +85° С Величина сопротивления: первичной обмотки (0,45+0,05) Ом вторичной обмотки (5+0,5) кОм Напряжение питания 12 В Габаритные размеры 72х156 мм, маслонаполненная конструкция

Бесконтактный трамблёр

Бесконтактная система зажигания представляет собой модернизированную КСЗ. Основным её отличием является отсутствие контактной группы, вместо которой используется датчик Холла. Преимуществами такого распределителя являются:

  • нет необходимости периодической регулировки;
  • более надёжный запуск мотора;
  • снижение расхода топлива;
  • увеличение мощности.



Бесконтактный трамблёр считается более современным и надёжным устройством

Датчик Холла смонтирован на вал трамблёра. Конструктивно он состоит из постоянного магнита, в котором есть специальный экран с прорезями. Число прорезей, как правило, соответствует количеству цилиндров. Когда вал вращается, отверстия экрана проходят мимо магнита, вызывая изменения в его поле. Во время работы распределителя зажигания датчик считывает обороты вала, а полученные данные подаются на коммутатор, посредством которого сигнал преобразуется в ток.

Проверка

Проверка бесконтактного механизма повторяет те же действия, что и с контактной системой, исключая контактную группу. Кроме крышки и бегунка проблемы могут возникнуть с коммутатором. Основной признак, указывающий на проблемы именно с ним — отсутствие искры на свечах. Иногда искра может присутствовать, но очень слабая или периодически пропадать. Двигатель при этом работает с перебоями, глохнет на холостых оборотах, снижается мощность. Такие же проблемы могут возникать при неполадке датчика Холла.

Коммутатор

Самый простой способ проверки коммутатора — заменить его на заведомо исправный. Поскольку такая возможность есть далеко не всегда, возможен и другой вариант диагностики.



Одной из причин отсутствия искры на свечах может быть неисправный коммутатор

Перед началом проверки необходимо убедиться, что на катушку зажигания подаётся питание, датчик Холла находится в рабочем состоянии. Из инструментов понадобится контрольная лампа и стандартный набор ключей. Проверяем коммутатор в такой последовательности:

Видео: проверка коммутатора распределителя зажигания

Чтобы заменить устройство коммутации, достаточно отвернуть крепление к кузову, отсоединить разъём и на место нерабочей детали установить исправную.

Датчик Холла

Датчик находится внутри трамблёра, поэтому для доступа к нему придётся снять крышку.



Датчик Холла выходит из строя не очень часто, а если это произошло, то выявить неисправность можно по отсутствию искры

Проверить деталь можно несколькими способами:

  • заменить датчик заведомо исправным;
  • мультиметром проверить напряжение на выходе элемента, которое должно составлять 0,4–11 В;



Проверить датчик Холла можно мультиметром, подсоединив прибор на выход устройства

Возможные неисправности системы зажигания, их причины и способы устранения приведены ниже.

Возможные неисправности системы зажигания ВАЗ-2105

Возможные неисправности системы зажигания ВАЗ-2105

Возможные неисправности системы зажигания ВАЗ-2105

* Неисправности, относящиеся к бесконтактно-транзисторной системе зажигания.

Видео к материалу

ЭЛЕКТРОСХЕМЫ ВАЗ 2104 05 07 РАСПОЛОЖЕНИЕ КОНТАКТОВ 2020 Почему не включается электровентилятор (одна из причин).

Читайте также: