Определите стихотворный размер утро туманное утро седое нивы печальные снегом покрытые

Обновлено: 08.07.2024

Мы знаем И. С. Тургенева как великолепного прозаика, но нам мало известно о нём, как о талантливом поэте. А ведь именно с лирики начал свой творческий путь Тургенев.

Одним из средств совершенствования речи обучающихся старших классов должно стать овладение умениями анализа текста.

Умение интерпретировать текст – это универсальное текстовое умение, которое востребовано на протяжении всей профессиональной деятельности человека. Следовательно, с учетом коммуникативной функции текста, главной задачей обучения интерпретационной деятельности становится вооружение школьников методикой анализа, т.е способами и приемами осмысления художественного текста.

Предпочтительными становятся интерактивные технологии, так как их использование в учебном процессе позволяет учителю, с одной стороны, при минимальном объеме времени получить положительные результаты в обучении школьников, а с другой стороны – осуществлять практическую ориентацию образовательного процесса. Путём собственного исследования обучающиеся шаг за шагом (поэтапно) осуществляли анализ поэтического текста, делали собственные выводы, которые позволили ответить на главные вопросы, поставленные в начале урока, создать собственные вторичные тексты (творческая работа).

Организация групповой формы работы позволяет вовлечь в активную деятельность каждого обучающегося, каждый вносит свой посильный вклад в общую работу группы: поиск дополнительного материала, подготовка слайдовой презентации, составление опорного конспекта, собственно исследовательская работа.
Использование информационных технологий даёт возможность разнообразить урок, сделать его более красочным, зримым, озвучить и показать дополнительный материал.

  • познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева;
  • выявить основные мотивы лирики, особенности поэтического слова писателя;
  • помочь учащимся понять причину драматизма и глубоких переживаний лирического героя любовной лирики И.С.Тургенева.
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.
  • портрет И.С.Тургенева;
  • записи романсов на стихи И.С.Тургенева;
  • иллюстрации пейзажных зарисовок;
  • слайдовая презентация.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала, направленного на актуализацию знаний обучающихся о творчестве И.С.Тургенева

1. Слово учителя:

2. Задания, направленные на мотивацию(в ходе выступления учащихся от групп остальные обучающиеся составляют тезисный конспект, в котором должны отразить основные мотивы лирики И.С.Тургенева, выделить особенности поэтического слова писателя)

3. Выступления обучающихся(проверка опережающего домашнего задания)

И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны, так тенисты
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,
Где пахнет конопелью да крапивой.
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами
И падает тяжелый, желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч.
Там хорошо.

3) Ученик: Любовная лирика Тургенева - это, в основном, строки, овеянные грустью, сожалением, тоской о прошедшей любви, об утраченных счастливых мгновеньях; это стихи, передающие горечь воспоминаний героя о неразделенной любви, осознание невозможности возврата к былому. В разработке этих романтических мотивов проявились вкусы и пристрастия Тургенева в области поэтической формы. Следование принципам поэтики романтизма выразилось в широком использовании художником приемов контраста, сравнения, сопоставления, повтора.

  • доминирующими в лирике Тургенева являются романтические мотивы: пейзажная, любовная лирика;
  • величие и простота русской природы передается поэтом с помощью простых лексических средств – прямых наименований предметов и действий, неброских, но выразительных эпитетов и сравнений;
  • основные принципы поэтики романтизма выразились в широком использовании писателем приемов контраста, сравнения, сопоставления, повтора.

5. Слово учителя:

  • Определите тему и основную идею стихотворения.
  • В чем заключается функциональное значение пейзажной зарисовки.
  • Выделите особенности композиционного построения.
  • В чем и как представлены реалии мира.
  • Особенности звуковой обработки и цветописи.
  • Как и с помощью чего раскрываются мысли и чувства лирического героя.

Во время обсуждения в группах, самостоятельную работу ведет специальная пара, которая занимается составлением опорного конспекта (по выводам и проектам групп) в виде слайдовой презентации. Эта презентация показывается в период выступления ребят.

Выступления учащихся (один представитель от группы) по вопросам заданий.

– Смысл стихотворения прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают будничные дела, он умиротворен, спокоен, мысли и воспоминания приходят как бы сами собой. Очень точно выразился здесь поэт: Нехотя вспомнишь и время былое.

– На это настраивает окружающая природа – замершая осень. Описанию картин природы посвящены две первые строки первой строфы и заключительная строка последней строфы. Но, обрамляя основную мысль стихотворения, эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.

– В этом стихотворении герою сопутствует утро (которое вечера мудреней), время, когда притупляется острота ощущений, рассудок преобладает над чувствами, человек способен к наиболее верной оценке событий и поступков. Утро, дорога, природа, отдаленность от происходившего – все это приводит к мудрому, взвешенному его пониманию героем: пониманию самоценности всех – каждого – мгновений жизни. Тургеневу удается показать такое движение мысли героя, выстраивая фрагменты воспоминаний по нарастающей. Поначалу это медленно наплывающие, размытые, почти нереальные картины. Замедленность заложена еще в двух первых строчках, поддерживается повторяющимся глаголом вспомнишь в сочетании с союзом и: вспомнишь и время, вспомнишь и лица. Во второй строфе волна воспоминаний нарастает – картины обретают живость, реальные очертания: вспомнишь …взгляды, …встречи, они становятся звучащими: вспомнишь …речи, …голоса звуки. Основная экспрессия, которая передает в данных строках мгновения расцвета чувств, сосредоточена в эпитетах. Это эмоциональные обильные страстные речи, интимно-приглушенные тихого голоса звуки любимые, выразительно-контрастные первые встречи, последние встречи. Это и воспринимающиеся в том же ряду, увиденные в неожиданном сближении взгляды – так жадно, так робко ловимые. Выразительность, многозначность эпитета сохраняется и во фрагменте, связанном с воспоминанием об угасшей любви: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной… Очень сложно определить, что хотел показать здесь Тургенев: страдание, сожаление, благодарность?

– И последняя картина тоже теряет конкретные, реальные очертания. А фраза Многое вспомнишь родное, далекое, соединяющая в себе все сказанное ранее и неожиданно-контрастно перекликающаяся с начальным Нехотя вспомнишь, приобретает обобщающий, ключевой смысл: то, что было, – каким бы оно ни было – это свое, родное, но неизбежно удаляющееся все дальше в прошлое.

– В стихотворении вообще нет местоимений, а центральный и по сути единственный глагол вспомнишь употреблен в обобщено-личной форме. Поэтому стихотворение воспринимается читателем и отстраненно, и как возможное в его жизни. Это монолог-размышление, не предназначенный никому конкретно и в то же время обращенный к любому.

– Строкой Многое вспомнишь родное, далекое завершается цепь воспоминаний героя, плавно замыкающаяся фразами Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Основной смысл двух деепричастных оборотов – в уточнении, дополнении сказанного ранее: они формируют своеобразный фон в виде отдельных реальностей мира настоящего, отодвинутого на время в сознании героя прошлым, но так неявно, почти беззвучно сопутствовавшего его воспоминаниям. Это и мерный аккомпанемент колес, переданный метафорически, – ропот колес непрестанный, то есть не громкий стук, шум, а что-то похожее на тихий, неясный говор. Это и небо широкое – последние слова стихотворения, возвращающие взор к первым его словам – утро туманное – и рождающие в сопоставлении с ними мысль о просветленности сознания героя, очищении его души после вновь прожитых мгновений прошлого.
Учитель: Молодцы! Зафиксируйте в тетради основные моменты, отмеченные в ваших выступлениях.

V. Вывод (по возможности формулируют обучающиеся).

Список литературы:

Замысел и история публикации

встреча с виардо

полина

В жизни автора была история, когда он был влюблен в сестру известного в то время революционера и философа Михаила Бакунина. И это стихотворение стало прощальной исповедью к этой прекрасной женщине — Татьяне Александровне. Но есть и другая версия, по которой считают, что эта прекрасное, нежное и лирическое стихотворное произведение Ивана Тургенева посвящено другой женщине. Ее имя Полина Виардо. История знакомства молодого писателя с этой очаровательной французской певицей очень проста и необычна.

В последний осенний месяц 1843 году Иван Сергеевич побывал в Петербурге, где однажды посетил оперный театр и на его сцене увидел прекрасную оперную певицу. Через какое-то время молодой писатель был приглашен в доме знакомых и там, у Демидовых, он опять встретился с Виардо. Такая женщина не могла не очаровать Ивана Тургенева. Полина была дочерью артистов, которые были известны не только в Испании, но и за пределами родной страны. Виардо и сама стала одной из самых известных женщин девятнадцатого столетия. Умная и одаренная певица была очень красива. Многие молодые люди были с ней только дружны, но и любили ее. Например, совсем юной девушке делал предложение известный драматург из Франции Мюссе. Конечно же, он сразу получил отказ.

туогенев

Ей признавались в любви многие поэты и писатели России. Каждый раз она покидала эту страну с множеством подарков. Но самое дорогое, что она приобрела в этой стране, стала любовь писателя Ивана Тургенева. Они вместе провели много счастливых дней, но роман их был в письмах и в тургеневских стихах. Эта любовь длилась сорок лет. Вот впечатления от расставания с любимой девушкой и случайное знакомство с новой прекрасной женщиной Полиной Виардо легли в основу этого замечательного тургеневского стихотворения.

содержание

Смысл тургеневского сюжета прозрачен и ясен: это воспоминания автора о былом. Лирический герой находится в дальней дороге, когда время тянется долго, скучно и однообразно. И это время, пока герой едет, дает возможность предаться воспоминаниям. Его сейчас не отвлекают какие-то простые, но постоянные будничные дела. Настроение у него умиротворенное и спокойное. И в такие минуты мысли в голову приходят сами, а вскоре начинают всплывать в памяти и воспоминания.

тест

На такие воспоминания о прошлом настраивает и природа, которая мелькает мимо. Вокруг осень: спокойствие, задумчивость, гармония. Описанию природы автор посвящает две первые строки первой стихотворной строфы, а затем еще и последнюю строку последней строфы. Она помогает подвести итог и закончить основную мысль всего стихотворения. Эти прекрасные картины позволяют создать необычную атмосферу некой философской созерцательности и обязательной погруженности в себя.

Это как раз позволяет памяти воспроизводить разные моменты из той жизни, которая уже была прожита. Поэтому-то и настроение всего тургеневского стихотворения ностальгическое и личное.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Художественные средства

утро туманное

выразительные средства

В первой тургеневской строке автор использует повторы и назывные предложения, причем их перечисления. Он пытается показать, что жизнь практически отсутствует, что это лишь только воспоминания в его голове. И такое явление помогает замедлить время, приглушить яркие краски. Первое предложение в этом эмоциональном тексте начинается с гласной буквы и обращает внимание, что в тексте их больше, чем согласных. Настроение героя определяется легко: оно немного сдержанное и немного сосредоточенное. Для его передачи автор использует серые и белые краски. Главное настроение всего тургеневского текста – это грусть. Например, утро непросто туманное, но и вот тут появляется прилагательное седое, то есть оно тускло – серое, а нивы, которые уже покрыты снегом, печальные.

Замедленность действия в тургеневском сюжете передается и при помощи сочетания глагола и союза и. Это отчетливо видно в первых стихотворных строчках. Но помогает передать основное настроение воспоминаний следующие выразительные средства:

✚ Антитеза. Например, автор использует следующие пары слов: робко – жадно, а если речь идет о встречах, то они первые - последние.

✚ Звукопись, которая помогает замедлить все действие. Так, в тургеневском сюжете гласные у и а очень протяжные, но только там, где используется в прилагательных двойная согласная н.

✚ Эпитеты, которые позволяют создать чувственность и эмоциональность всего произведения. Так, если разговор идет о речи, то они страстные и обильные, если звуки голоса, то только любимые и тихие. Например, улыбка с разлукой становится странной.

✚ Метафоры, которые в последних строчках помогаю создать образ дороги и езды. Так, ропот колес звучит у автора непрестанно.

Интересно и то, что в тургеневской стихотворной миниатюре совсем отсутствуют местоимения. Таким способом добивается необычное восприятие всего текста, которое теперь кажется читателю как некий монолог, в котором идет размышление, которое не имеет какого-то конкретного адресата, а оно обращено может быть к любому читателю или слушателю.

Заканчивается стихотворный текст деепричастными оборотами. Их в тексте всего два. Они помогают уточнить и дополнить все то, о чем было раннее сказано. Всего в тексте три предложения, но они помогают раскрыть и характер тургеневского героя, и показать всю историю его воспоминания. Для своего стихотворения Иван Тургенев выбрал трехсложный размер дактиль.

История романса

романс

Самым известным полюбившимся вариантом стала музыка Абаза. Но и здесь не обошлось без загадки. Все дело в том, что в семье Абаза все были музыкантами. Итак, Аркадий, Виктор и Владимир – все трое были композиторами. Известно, что они служили в гусарском полку в Царском Селе, были офицерами, отлично играли на гитаре, были увлечены пением цыган и сочиняли музыку. Причем могли делать это все вместе. Когда офицеры не имели возможности посещать светские мероприятия они занимали себя игрой на гитаре, и часто восторгались стихами, которые после положили на музыку.

По другой версии композитором этого романса на стихи Тургенева могла стать жена одного из этих офицеров. Юлия Федоровна была известной певицей и часто сочиняла музыку для своих романсов, которые потом и исполняла. Очень часто в своем доме она устраивала концерты, куда часто приглашался и Иван Тургенев.

Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

  • Иван Тургенев ~ Как хороши, как свежи были розы (+ Анализ) - 13.12.2021
  • Иван Тургенев ~ В дороге (Утро туманное, утро седое) (+ Анализ, видео) - 13.11.2021
  • Тургенев Иван Сергеевич ~ хронологическая таблица жизни и творчества писателя - 16.11.2020

Утро туманное зимнее, снег, туман

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Дата создания: 1843 г.

Ноябрь, первые заморозки

В произведении нет действия как такового – автор описывает свое внутреннее состояние, поэтому стихотворение актуально во все времена. В тексте огромное количество определений в виде прилагательных и причастий, усиливающих лирический характер произведения. Не случайно оно положено на музыку Эрастом Абазой и стало украшением русского искусства романса.

Туманное холодное утро

Течение мыслей в дороге особенное. Их не сбивают обычные, будничные дела. Воспоминания сами по себе всплывают образами в голове. Герой не препятствует этому и полностью отдается полету фантазии. Настроение умиротворенное и спокойное. Способствуют этому окружающие виды: задумчивость лесов, спокойное колыхание колосьев на ветру, однообразие проселочной дороги. Акцент на природе сделан в начале и в конце стихотворения, с нее начинается и заканчивается стих. Природа – это обрамление воспоминаний. Она помогает подвести итог и подчеркнуть главное.

Удивительно, как молодому человеку удалось передать мысли взрослого, умудренного опытом человека. Читатель погружается в эти воспоминания полностью, сопереживает ему. Автору удалось очень тонко совместить описание осенней природы и тоскливых воспоминаний героя. Они неотделимы друг от друга, помогают полностью раскрыть мысли автора и путника в его лице.

Иван Тургенев

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
№ 4 Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
№ 8 Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
№ 12 Глядя задумчиво в небо широкое.

Utro tumannoye, utro sedoye,
Nivy pechalnye, snegom pokrytye,
Nekhotya vspomnish i vremya byloye,
Vspomnish i litsa, davno pozabytye.

Vspomnish obilnye strastnye rechi,
Vzglyady, tak zhadno, tak robko lovimye,
Pervye vstrechi, posledniye vstrechi,
Tikhogo golosa zvuki lyubimye.

Vspomnish razluku s ulybkoyu strannoy,
Mnogoye vspomnish rodnoye dalekoye,
Slushaya ropot koles neprestanny,
Glyadya zadumchivo v nebo shirokoye.

Enhj nevfyyjt, enhj ctljt,
Ybds gtxfkmyst, cytujv gjrhsnst,
Yt[jnz dcgjvybim b dhtvz ,skjt,
Dcgjvybim b kbwf, lfdyj gjpf,snst/

Dcgjvybim j,bkmyst cnhfcnyst htxb,
Dpukzls, nfr ;flyj, nfr hj,rj kjdbvst,
Gthdst dcnhtxb, gjcktlybt dcnhtxb,
Nb[juj ujkjcf pderb k/,bvst/

Dcgjvybim hfpkere c eks,rj/ cnhfyyjq,
Vyjujt dcgjvybim hjlyjt lfktrjt,
Ckeifz hjgjn rjktc ytghtcnfyysq,
Ukzlz pflevxbdj d yt,j ibhjrjt/

Читайте также: