Открытие шлюзов на волге в 2021 году

Обновлено: 02.07.2024

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области ищет подрядчика для речных перевозок. Информация об этом опубликована на сайте госзакупок.

Стоимость контракта составит . Эти деньги подрядчику заплатят за работу речной переправы по трем направлениям в период с апреля по август .

— Первым заработает направление Самара — Рождествено. Запуск судов планируется . В Зольное и Винновку суда запустят с . Расписание окончательно еще не сформировано. Его будут корректировать в зависимости от погодных условий, — следует из документов закупки.

Стоимость билетов останется на прежнем уровне. Например, в поездка из Самары в Рождествено будет стоить . Но есть планы увеличить расценки в . Стоимость того же билета из Самары в Рождествено составит .

Кроме того, прорабатывается возможность альтернативной переправы. В Самарской области вновь заговорили о строительстве канатной дороги. По задумке, пройти она должна от Самары до Рождествено.

На Волжской ГЭС применен новый подход к реконструкции шлюза, позволяющий вдвое сократить простои. Специалисты выполняют замену сразу двух двустворчатых ворот - на действующем объекте высоконапорных гидросооружений такого прежде в стране не делали. Обычно сначала меняют пару ворот той части камеры, что выше по течению, а через полгода приступают к нижнему затвору. По такой технологии требуется остановка судоходства на 20 месяцев.

30-й шлюз будет выведен из судоходства не более десяти месяцев. Фото: Роман Мерзляков/РГ

Для установки ворот прибыл самоходный плавучий кран "Могучий", который способен поднимать объекты весом до 350 тонн. К работам привлекли водолазов. На верхнем бьефе замену уже произвели, сейчас делают на нижнем. Вторые ворота массивнее первых: 710 тонн против 450. После установки створов еще предстоит смонтировать навесное оборудование.

Фото: Николай Гернет

- Срок вывода из навигации сокращается до десяти месяцев, - говорит руководитель подрядной организации Евгений Егунов. - Мы выполняем полный комплекс работ: проектирование, изготовление, монтаж и сдача "под ключ" заказчику. Старые ворота утилизируют, а новые изготавливают в течение шести-восьми месяцев. 25 октября пришел из Астрахани кран, и ворота демонтировали. Еще нужно сделать вырубку бетона, обвес и уплотнение, достаточно сложные работы. Из-за наличия параллельного шлюза мы не лимитированы во времени. Но постараемся закончить в марте или апреле. У нас ведь есть и другие объекты в 2022 - 2023 году. Чем быстрее откроем шлюзование, тем раньше освободятся люди.

Та же компания параллельно делает проекты реконструкции двух шлюзов и дамбы Волго-Донского судоходного канала (ВДСК), еще два готовых документа проходят экспертизу. Там объем работ поменьше, но дополнительная сложность в том, что есть лишь один путь для прохождения судов. Все нужно сделать в межнавигационный период, с декабря по март. Тогда как на Волжской ГЭС у 30-го шлюза есть дублер - 31-й. Конечно, плавсредствам придется постоять в речной пробке, но все же возможность прохода через гидроузел сохраняется.

Стоимость контракта - 730 миллионов рублей. Она уже не увеличится, хотя после подписания произошло резкое подорожание металла, с 45 до 120 тысяч рублей за тонну. Но потом цена вновь пошла вниз.

- 30-й и 31-й шлюзы являются частью единой глубоководной системы, объединяющей пять морей. При строительстве этого объекта бетона ушло в полтора раза больше, чем на весь ВДСК. На двухкамерные гидротехнические сооружения приходится более пяти тысяч шлюзований в год. Перевозится шесть миллионов тонн грузов, - рассказывает руководитель администрации Волго-Донского бассейна внутренних водных путей Александр Глущенко. - Ввели объект в эксплуатацию в апреле 1959 года, поэтому металлоконструкции изношены. Это последние элементы, которые оставалось заменить. Не будет работать один из проходов - и весь судопропуск встанет. Это значимо для нас.

Фото: Илья Изотов/РГ

Замена ворот параллельного шлюза прошла еще в 1992 - 1993 году. Финансирование обеспечивает федеральный бюджет. Разрабатывается долгосрочный инвестиционный план до 2029 года, в него включат шлюзы ВДСК. Постепенно управление будут переводить с механического на электронное.

Строительство шлюзов началось в 1955 году. Глубина Волги со стороны водохранилища - 19 метров, а на нижнем бьефе - 4,4 метра. Полезная длина железобетонной камеры составляет 300, ширина - 30 метров. Два шлюза разделены акваторией среднего бьефа. Система питания шлюзов распределительная, то есть вода поступает через донные галереи с частичным боковым сбросом. Помимо пропуска теплоходов и барж, шлюзы могут использоваться для прохода рыбы на нерест, для этого между камерами размещена межшлюзовая ГЭС мощностью 22 мегаватта.

Реконструкция Городецких шлюзов поможет судоходству на Волге

История вопроса

Странно, казалось бы: нас ведь еще в школе на уроках экономической географии учили, что перевозки водным транспортом – самые дешевые!

– Проблема кроется во влиянии двух факторов, – поясняет кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Во-первых, Волга – не Амазонка и не Миссисипи, она половину года скована льдом. Во-вторых, сегодня грузовые теплоходы не могут проходить участок Городец – Нижний с полной коммерческой нагрузкой.

Дело в том, что отсутствие регулярных дноуглубительных работ в последние 30 лет привело к обмелению русла важнейшей водной артерии европейской части России.

Фактически Волга оказалась разорванной на две части именно в пределах нашего региона. И по этой причине Нижегородской области начали грозить крупные неприятности. В начале 2000-х предлагалась идея довести уровень Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 метров над уровнем моря (сейчас 65 метров). Руководство Чувашии вроде как не возражало против данной идеи, но на дыбы встали правительства Нижегородской области и Республики Марий Эл: проект грозил исчезновением большой площади земель сельскохозяйственного назначения в обоих регионах, подтоплением населенных пунктов и требовал дорогостоящих берегоукрепительных работ.

Ток – ваш, ход – наш

Что касается позиции властей региона, то она остается неизменной и преемственной, невзирая на смену губернаторов: обеспечить условия для нормального судоходства на Волге нужно, но решение инфраструктурной проблемы не должно ухудшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую ситуацию. Коль скоро возведение новой нитки шлюзов никак не скажется на гидрологическом режиме, значит, не уйдут под воду пойменные луга, не будут подтапливаться населенные пункты и подмываться берега.

– Вскоре будет оформлено протокольное решение, –подчеркнул Александр Пошивай. – Это, конечно, не решает тех задач, которые первоначально решал проект строительства Нижегородского низконапорного гидроузла, но все-таки это будет решение проблемы разделения Волги на две части.

Куда ж нам плыть?

По мнению заместителя министра транспорта России, улучшением транспортной связности регионов Большой Волги дело не ограничится.

В рамках концепции восстановления речных перевозок в правительстве и профильных ведомствах в настоящее время обсуждается тема создания единого оператора, задачей которого станет оперировать наиболее грузонапряженными участками российских рек.

– Это волне объяснимо, – рассказывает Василий Самыкин. – Такие федеральные округа европейской части страны, как Южный, Северо-Западный или Северо-Кавказский, имеют выход к морям, а у нас весь грузопоток шел только по внутренним водным путям. Именно поэтому так важно восстановить сквозное судоходство по Волге от Ярославля до Астрахани. В условиях укрепления экономических связей России с тем же Ираном волго-каспийский путь доставки грузов может оказаться востребованным хотя бы в силу низких тарифов.

Появится возможность заработать и на транзитной торговле между Европой и теми же республиками Каспийского бассейна: Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки



В документе сообщается, что в связи с благоприятными метеорологическими условиями и технической готовностью гидротехнических сооружений, а также обращениями от грузовладельцев, судоходных и стивидорных компаний, Росморречфлот считает возможным согласовать открытие навигации раньше срока. Речь идет об участке водного пути от р. Волга (подходной канал шлюза №1) до р. Дон (устье 132 канала (шлюз №15)) и начало судопропуска через шлюзы №№1-15, Николаевский и Константиновский гидроузлы с 24 марта 2020 года.

Волго-Донской канал, расположенный на территории Волгоградской области, соединяет реку Волга с рекой Дон. Канал берет свое начало в Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13. Также в состав канала входят два шлюза, расположенные на реке Дон: шлюз №14 и шлюз №15 в городе Волгодонск Ростовской области.

Читайте также: