Отличие газ 69 от уаз 69

Обновлено: 07.07.2024

Умножить на три

Милицейские ГАЗ‑69 служили и во второй половине 1970‑х. Правда, в то десятилетие они сначала были светлого грязно-зеленого цвета, а потом, как того потребовал новый ГОСТ, стали желто-синими. Тот автомобиль, что сейчас передо мной, окрашен в ранний милицейский цвет — темно-синий.

Принцип салона ГАЗ‑69 — аскетизм и еще раз аскетизм. Но ведь крыша, электрические стеклоочистители и даже печка — имеются! Приборы ГАЗ‑69 — с наружной подсветкой. Вентиляторы в машины в те годы ставили довольно часто. Справа под торпедо — рация. Хозяйственные водители пристраивали на дверях самодельные карманы. Разумеется, для чего-нибудь самого нужного.

Принцип салона ГАЗ‑69 — аскетизм и еще раз аскетизм. Но ведь крыша, электрические стеклоочистители и даже печка — имеются! Приборы ГАЗ‑69 — с наружной подсветкой. Вентиляторы в машины в те годы ставили довольно часто. Справа под торпедо — рация. Хозяйственные водители пристраивали на дверях самодельные карманы. Разумеется, для чего-нибудь самого нужного.

По меркам начала 1950‑х, когда ГАЗ‑69 встал на горьковский конвейер, это был очень приличный, даже на фоне тогдашних импортных одноклассников, автомобиль. Он заметно отличался от машин времен войны — американского внедорожника Willys и ГАЗ‑67Б. Именно от этих моделей, разумеется, и отталкивались конструкторы. По сравнению с ГАЗ‑67 база ГАЗ‑69 выросла всего на 200 мм, а помещается в нем восемь человек — почти отделение (выпускали и так называемый командирский ГАЗ‑69А — четырехдверный, пятиместный). Мощность, по сравнению с мощностью мотора 67‑го, выросла не сильно — с 54 до 55 л.с., но ведь при рабочем объеме четырех цилиндров 2,1 литра вместо 3,3 литра у ГАЗ‑67. Появилась понижающая передача (пониженная — 2,78, верхний ряд — 1,15), машина обрела двери, которых был лишен стандартный 67‑й, и даже отопитель салона.

Стой! Кто едет?

Газик, на котором мы сейчас не быстро, но уверенно едем по вызову, замечателен тем, что не сделан из обычного, стандартного, как многие современные спецмашины. Настоящий милицейский автомобиль 1966 года выпуска чудом сохранился в поселке под Волгоградом. К слову, именно в год рождения этой машины, в 1966‑м, Министерство внутренних дел СССР преобразовали в Министерство охраны общественного порядка. Но уже в 1968‑м вернули прежнее, более привычное наименование.

Конечно, при реставрации этого ветерана пришлось поменять немало узлов и агрегатов, но основа — подлинная. Украшательства типа хромированных ободков фар и нештатной светлой кнопки звукового сигнала сделаны специально — и вполне в духе того времени. Тогда многие сентиментальные водители, в том числе и в погонах, украшали служебные автомобили подобным образом из особой к ним симпатии.

МЕТАМОРФОЗА НОМЕР 69

Горьковские и ульяновские массовые внедорожники в СССР знал каждый. Но существовали и менее известные версии, а также практически неизвестные.

Прототип самосвала УАЗ‑455 грузоподъемностью 500 кг сделали в Ульяновске в 1958 году. Существовал также опытный седельный тягач УАЗ‑456.

Прототип самосвала УАЗ‑455 грузоподъемностью 500 кг сделали в Ульяновске в 1958 году. Существовал также опытный седельный тягач УАЗ‑456.

На базе ГАЗ‑69 в небольших количествах делали уборочные автомобили, более компактные и юркие, чем машины на базе грузовиков.

На базе ГАЗ‑69 в небольших количествах делали уборочные автомобили, более компактные и юркие, чем машины на базе грузовиков.

В Исландии, куда, в частности, экспортировали ГАЗ‑69, строили собственные, довольно симпатичные закрытые кузовá.

В Исландии, куда, в частности, экспортировали ГАЗ‑69, строили собственные, довольно симпатичные закрытые кузовá.

Готов к труду и обороне

Но по тем временам всё это — мелочи, а управление газиком — обычная, будничная и даже, в общем-то, приятная работа. Ведь ехать в машине с жесткой крышей да с печкой, согласитесь, куда лучше, чем на мотоцикле с коляской, очень популярном в те годы милицейском транспорте. Так что трепещите, граждане нарушители, - вот-вот прибудем!

Жизнь не часто похожа на кино, скорее — редко. Но смотреть на этих киношных героев всё равно приятно.

А уж газик и вовсе не выдуманный, а вполне материальный — из металла, с добавлением резины, пластика и фанеры. Службу свою знает — на вызов, пусть и не космически стремительно, привез. Да и дружить с ним можно. Конечно, проявляя некую снисходительность. Но ведь это непременное условие нормальных отношений.

СЛУЖБА И ДРУЖБА

Расцвет служебной карьеры ГАЗ‑69 пришелся на 1960‑е годы, когда советский кинематограф создал несколько запоминающихся образов ­милиционеров, по-своему обаятельных. ­Фильмы о них смотрят до сих пор.

Герой труда

Разработку внедорожника, призванного сменить ГАЗ‑67Б, начали уже в 1946 году. Прототипы носили имя Труженик. Восьмиместный ГАЗ‑69 и пятиместный ГАЗ‑69А серийно выпускали в Горьком с 1952 года. По двигателю и трехступенчатой коробке передач автомобиль максимально унифицирован с Победой ГАЗ-М20.

С 1954 по 1972 год машины этого семейства производили в Ульяновске. На капоте была выштамповка УАЗ, однако в документах, официально, машины по-прежнему обозначали аббревиатурой ГАЗ. На часть экспортных автомобилей ставили 2,4‑литровые моторы мощностью 62 или 66 л.с.

На базе ГАЗ‑69 создали, в частности, прототипы ГАЗ‑69Б и ГАЗ‑19 (последний — с приводом лишь на задние колеса) с цельнометаллическим кузовом. Цельнометаллические машины под именем ТА‑24 в небольших количествах выпускали на базе отремонтированных 69‑х в Тарту. ГАЗ‑69 делали по лицензии в КНДР и Румынии.

Источник: журнал Офф-роуд Драйв №9 сентябрь 2008

На Горьковском автозаводе в 1950 – 1960-е годы все работы по новой армейской технике проводило секретное ОКБ спецмашин, где вся серийная продукция проходила строгую проверку на возможность ее использования в качестве базы будущих военных вездеходов.

Первой подвижной базой новой техники послужил простой армейский автомобиль ГАЗ-69, на основе которого была разработана серия опытных колесных и гусеничных машин с принципиально новыми видами съемных движителей, часто не имевших иностранных аналогов. Наиболее простым был ГАЗ-69, поставленный на четыре колеса с широкопрофильными арочными шинами. Его вариант имел только задние арочные движители и передние лыжи.

http://s7.uploads.ru/t/x1ZF7.jpg


Опытный вездеход ГАЗ-69 на арочных шинах (из архива И. Падерина)

http://s6.uploads.ru/t/E0LPs.jpg


ГАЗ-69 с задними арочными колесами и передними лыжами (из архива И. Падерина)

Самым же оригинальным стал вездеход с так называемыми фрезерными движителями — металлическими колесами с острыми лопатками, которые прорезали в снегу или ледяном насте узкие глубокие траншеи, достигая замерзшего грунта. В упрощенной версии две фрезы навешивали с обеих сторон кузова. На ГАЗ-69 монтировали также укороченные гусеничные движители с треугольным обводом резинометаллических лент.

http://s7.uploads.ru/t/mK8Zh.jpg


Снегоход с фрезерными движителями и опорными лыжами (из архива С. Вечкова)

http://s3.uploads.ru/t/IO7hV.jpg


Вездеход ГАЗ-69 с боковыми ведущими фрезами (из архива И. Падерина)

http://s3.uploads.ru/t/6TN7s.jpg


Автомобиль ГАЗ-69 на четырех ведущих гусеницах (из архива С. Вечкова)

В НАМИ в рамках секретных работ по высокоэластичным движителям на доработанном ГАЗ-69 базировались экспериментальные полугусеничные вездеходы с пневматическими гусеницами двух типов. Они привлекали военных высокой проходимостью по песчаной и заболоченной местности, плавностью и бесшумностью хода. Наиболее совершенным считался последний образец С-3МУ с эластичными бесшарнирными гусеницами и раздельными пневматическими траками. Все эти машины так и не вышли из опытной стадии и не оправдали надежд своих создателей.

http://s6.uploads.ru/t/tDx4N.jpg


Вездеход С-3МУ с пневматическими гусеницами (из архива А. Карасева)

Терпение и труд

Как проходили приемочные испытания ГАЗ-69

С поднятым тентом

http://se.uploads.ru/t/Dr3vW.jpg

Скоростные показатели определялись на четырех видах дорог: с твердым покрытием, грунтовых, на местности и на бездорожье. Наибольшие скорости за однодневный пробег составили 71, 50, 31 и 29 км/ч соответственно. С прицепом эти показатели падали незначительно. Средний расход топлива во время пробега составил 17,7 л на 100 км, а с прицепом — 22 л. Всего за время испытаний автомобили прошли 67 703 км и израсходовали 12 670 л бензина. Испытания показали, что наибольшая экономичность топлива достигается при движении со скоростью 30—45 км/ч.

На государственных испытаниях ГАЗ-69 пришлось преодолевать не только обычные подъемы, но и заросшие кустарником пригорки

Без заглохания двигателя

По булыжному шоссе

Резиновые коврики

За время испытаний не случилось ни одной серьезной поломки, да и список мелких не так уж велик. Больше всего нареканий вызвал стеклоочиститель. Его электромоторчик не тянул две щетки сразу — на время испытаний оставили по одной, — к тому же он перегревался и останавливался при работе. Рамка лобового стекла оказалась недостаточно жесткой, что привело к трещинам на самом стекле.

На двух машинах сломались стойки передних амортизаторов из-за недостаточной боковой свободы при взаимных перекосах мостов. За весь пробег две рессоры сломались, а на двух машинах задние просели из-за неправильно изготовленных болтов, упиравшихся в мосты и прогибавших рессоры стремянками.

Недостаточно прочными признали передние опоры двигателя — возникли трещины и отслаивания резины от арматуры. Приемная труба глушителя, проходившая слишком близко к кузову, нагревала пол до 70 градусов — ее потом отодвинули и ввели резиновые коврики.

http://s9.uploads.ru/t/GI1Zn.jpg

Оба кузова оказались прочными, а их дефекты — мелкими: отставание резиновых уплотнений, трещины в кронштейнах брызговиков передних крыльев и прогиб подножки у пятиместной машины.

Форсирование брода глубиной 0,6 м — эта отметка стала максимально возможной для уверенного преодоления водных преград

http://sh.uploads.ru/t/mTEDe.jpg


Восьмиместные ГАЗ-69 преодолевают высохшее русло ручья — рельефную преграду из перемешанного с камнями песка

http://sd.uploads.ru/t/CVQqX.jpg


Реки и броды ГАЗ-69 пересекал одинаково хорошо как с прицепом на крюке, так и без него, поднимаясь затем на крутые склоны берегов

http://sf.uploads.ru/t/Vv1Ni.jpg


Габариты автомобиля определялись заказчиком в тактико-технических требованиях. Для ГАЗ-69 длина/ширина/высота задавались 3865/1730/1950 мм. В результате за рамки вышла только высота кузова с поднятым тентом — она оказалась на 8 см выше требуемой. Причиной стал сам тент, так как высота по кулисе поднятого ветрового стекла вписалась в норму.

http://s4.uploads.ru/t/WuiPT.jpg


В лучшую сторону отличался клиренс — он задавался в 210 мм, а получился 220. Меньше стал радиус разворота по колее наружного переднего колеса — 6,0 м вместо требуемых 6,2. Колея и база с точностью совпали с заданными параметрами. В отличие от ГАЗ-69, модификация ГАЗ-69А не разрабатывалась исходя из требований Министерства обороны.

http://se.uploads.ru/t/LOEYB.jpg


По заводской классификации ГАЗ-69А проходил как ГАЗ-69-77. Последние две цифры обозначали индекс кузова по системе идентификации, заимствованной у компании Ford еще в 30-е годы.

http://s2.uploads.ru/t/i4jN0.jpg


Два автомобиля из четырех во время государственных испытаний тянули за собой прицеп ГАЗ-704 грузоподъемностью 500 кг. В армии ГАЗ-69 предстояло тягать 82-мм миномет или 45-мм пушку.

http://s1.uploads.ru/t/JglnY.jpg


ГАЗ-69 или же ГАЗ-69-76 вмещал шестерых человек, которые могли попасть в кузов не только через задний борт, но и через правую дверь. Ее сделали намного более широкой, чем левую.

На одном из автомобильных форумов в интернете недавно вспомнили легендарный советский автомобиль ГАЗ-69 и оказалось, что многие современные водители не могут его отличить от ГАЗ-69А. Один из автолюбителей, которому посчастливилось ездить на этих вариациях, объяснил разницу между ними.

Чем отличаются легендарные советские ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

ГАЗ-69 был предназначен для перевозки либо восьми человек, либо большого количества дополнительного груза - поэтому он оснащался двумя дверьми и двумя раздельными сиденьями спереди. При отсутствии багажа в заднем отделении автомобиля могли разместиться еще шесть человек на двух продольных лавках.

Комплектация ГАЗ-69А была ближе к сегодняшним внедорожникам: в кузове было четыре двери, а за водителем стоял полноценный поперечный диван, рассчитанный на трех пассажиров. Необходимо признать, что диван серьёзно сокращал объём багажного отделения.

Чем отличаются легендарные советские ГАЗ-69 и ГАЗ-69А 3

Дополнительно на заводе могли установить крепления на кузове для лопаты и топора, которые в таком случае шли в комплекте с автомобилем. Для холодных условий ГАЗ-69 оснащался предпусковым обогревателем, работающим от паяльной лампы.

Чем отличаются легендарные советские ГАЗ-69 и ГАЗ-69А 4

Восьмиместные модели для Министерства обороны или медиков оснащались специальными креплениями для носилок на переднем правом сиденье, которое в сложенном виде позволяло перевозить раненых с поля боя или больных в медицинские учреждения.

gazuaz12

Рассмотрим два советских автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 и УАЗ-469. Оба массово использовались в советской армии, трудились в колхозах и часто бывали в геологических экспедициях. Несмотря на то, что один из них пришел на замену другому, обе машины по своему уникальны и пользуются достаточной популярностью у современных любителей внедорожья.

ГАЗ-69

Внедорожник был создан в конце сороковых годов на основе опыта применения машин в Великую отечественную войну и начал серийно выпускаться в 50е года XX столетия. Имеет характерный для тех годов дизайн. Выпускался в двух вариантах: в пятиместном с более привычной современному человеку компоновкой с трехместным задним сидением и в восьмиместном варианте, где шесть человек размещались сзади автомобиля на продольных лавках. Имеет открытый кузов со съемным тентом. Всего за 20 лет было выпущено более 600 тысяч машин. ГАЗ-69 экспортировался почти в 60 стран. Массово использовался в народном хозяйстве.

ГАЗ-69

Двигатель машины бензиновый, объемом 2 л и мощностью 55 л.с. Коробка механическая трехступенчатая. Максимальная скорость 90 км/ч. Вместимость топливного бака 60 литров. Клиренс автомобиля 210 мм, углы свеса 45° передний и 35° задний, что в сочетании с полным приводом обеспечивает феноменальную проходимость.

Салон ГАЗ-69

УАЗ-469

Советский внедорожник, пришедший на смену ГАЗ-69. Выпускался с 70х годов XX столетия. Так же как и его предшественник массово использовался в армии и получил широкое распространение в народном хозяйстве. Кузов машины открытый со съемным брезентовым тентом. Двигатель бензиновый объемом 2,4 литра мощностью 75 л.с. Коробка передач механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3й и 4й передачах. Максимальная скорость УАЗа 120 км/ч. Суммарный объем двух баков 78 литров. Клиренс составляет 300 мм, у гражданской версии 469Б он поменьше — 220 мм.

УАЗ-469

В 80-е годы УАЗик был существенно модернизирован, например, коробка получила синхронизаторы для всех передач, появились более удобные подвесные педали тормоза и сцепления, ведущие мосты стали более надежными, а мощность двигателя увеличилась до 80 л.с.

Салон УАЗ-469

Что общего

Обе машины проектировались для одних и тех же целей и задач — возить личный состав и небольшие грузы по бездорожью в военных условиях. Обе машины с этими задачами справляются. От многих других джипов ГАЗ-69 и УАЗ-469 отличает их простота, доходящая до приминивизма, и неприхотливость. И тот, и другой автомобиль очень крепкие. И тот, и другой ремонтопригодны практически в любых условиях.

Недостатки у них тоже практически одинаковые. Они оба являются крайне некомфортными для повседневной езды по сравнению с легковыми машинами — очень шумные, в салонах пыльно, коробка передач без синхронизатора на первой передаче и т.д. Но там, где на них ездят, наверное комфорт не к чему. Оба автомобиля хороши для леса, для охоты или рыбалки.

Различия

По той причине, что УАЗ-469 появился на свет позднее и создавался уже с учетом эксплуатации ГАЗ-69, он является более современным. У автомобиля стал выше клиренс, увеличилась мощность двигателя, и как следствие — грузоподъемность, стала использоваться более современная коробка передач. Но при всем при этом многие современники УАЗик ругали за более сложный по сравнению с ГАЗом доступ к основным агрегатам при их ремонте. Связанно это было скорее с привычкой, чем с реальным положением дел.

Максимальная скорость движения у УАЗа намного выше, чем у ГАЗика. Расход топлива в среднем у УАЗа меньше — от 10 до 15 литров в зависимости от загруженности, против 14 литров на 100 км у ГАЗа. УАЗ более мягкий в движении.

ГАЗ-69 и УАЗ-469

Что лучше

Несмотря на большое количество сходств автомобили все же различаются. УАЗ обладает большей мощностью, ездит быстрее, обладает чуть большим комфортом, поэтому является более предпочтительным. Есть много аргументов в пользу того, что в тех местах, где эти два внедорожника применяются, никакой речи о максимальной скорости и об экономии топлива не идет, а комфорт в таких местах в обоих машинах кажется одинаковым. Но при этом у УАЗа не отнять его главного преимущества — доступность запасных частей. Большая часть именно рабочих ГАЗ-69, а не тех, которые находятся по музеям и в частных коллекциях, уже давно имеют замененные основные агрегаты, как раз по той причине, что оригинальных деталей уже давно не выпускается.

Конечно владелец знает, какая деталь от чего стоит, чем замена, и какой у него ресурс. Поэтому он с относительной легкостью может отремонтировать свой автомобиль. Но для нового владельца ремонт превратиться в гору неожиданных для открытий и не будет казаться столь тривиальным. В этом смысле, если стоит вопрос в том, какой из двух джипов взять для рыбалки, охоты или для поездки в лес, то однозначный ответ — УАЗик.

Но вот что не отнять у ГАЗа — это шарм машины 50х годов с его характерной формой капота и расположением колес по сторонам от машины. Для участия в различных мероприятиях армейской тематики, для фотосессий, парадов и редких выездов показать себя ГАЗ-69 как ретро-машина будет вне конкуренции.

Читайте также: