Отличие лады от варшавянки

Обновлено: 05.07.2024

С появлением атомных подводных лодок (ПЛ) многие стали скептически высказываться о субмаринах, работающих на электро-дизельных двигателях. Несмотря на это такие подлодки до сих пор присутствуют на вооружении многих стран мира, включая ведущие державы.

Сохранение дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) как класса обусловлено несколькими недостатками атомоходов. Ключевыми выделяют излишний шум, радиационный фон и большие габариты, не позволяющие активно действовать на мелководье и в стесненных условиях.

История разработки

Несмотря на давние сроки строительство кораблей проекта 636 началось только с середины 1990-х. Основным заказчиком выступил Китай, две лодки были собраны для Алжира. Доработанную модель 636.1 собирали для Вьетнама и Алжира, рассматривалась вероятность поставок в Индию.

С 2010-ого начато строительство подлодок для ВМФ России, проект получил номер 636.3. В строй вступило уже 6 подлодок, седьмая будет принята в ноябре-декабре 2019, восьмая готовится к спуску на воду, еще две строятся.

Основные цели и задания

Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877

Конструктивно Варшавянка подводная лодка имеет немало сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их строение рассматривают одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодок и компоновка внутренних отсеков.

Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий

Корпус подводных лодок веретенообразный, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Количество забортных дыр (отверстий) сведено к минимуму. Это позволило добиться оптимальной обтекаемости и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной.

Шесть отсеков

  • носовой имеет три палубы, верхняя — торпедная, средняя — жилая и нижняя для размещения аккумуляторных батарей;
  • второй отсек командный, также делится на три палубы, сверху вниз размещены центральный пост, рубки радиста и штурмана, здесь же находятся все выдвижные устройства;
  • третий отсек жилой, две верхние палубы заняты помещениями для экипажа, нижняя — дополнительные аккумуляторы;
  • в четвертом отсеке находится дизель-генераторный двигатель;
  • пятый — электромоторный, отсюда также выпускается аварийный буй.

Кормовой отсек механико-технический. Здесь находятся электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.

Вооружение

  • торпедно-минные снаряды;
  • противокорабельные ракетные установки;
  • противовоздушная оборона.

Шесть торпедных аппаратов

Донные мины

Помимо запуска торпед подводная лодка может размещать донные мины. В боекомплекте их 24 штуки.

Технические характеристики

Водоизмещение

Дальность плавания

Глубина погружения

Движитель (дизельный)

  • два дизельных генератора 4-2ДЛ42М по 1000 кВт;
  • основной электродвигатель ПГ165 мощностью 5500 л. с.;
  • электродвигатель экономического хода мощностью ПГ166 190 л. с.;
  • два резервных двигателя ПГ168 по 102 л. с. каждый.

В качестве движителя используется один семилопастный низкооборотный винт. Подлодки проекта 636.3 считаются наиболее ходовыми. На них установлены более современные дизельные двигатели, что обеспечивает лучшую мощность и скорость хода.

Габариты и вес

  • длина по ватерлинии — 72,6 м;
  • наибольшая ширина подлодки — 9,9 м;
  • осадка по ватерлинии — 6,2 м.

Модификация для российского флота 636.3 имеет незначительные отличия, ее длина составляет 73,8 м. Вес подводных лодок соответствует их водоизмещению.

Достоинства и недостатки

Данные аспекты в сочетании с собственной дальностью обнаружения делает подводные лодки оптимальным выбором в борьбе с кораблями противника. В большинстве случаев именно нанесение первого удара и возможность уйти от ответного решает исход боя.

Прямых недостатков данного типа субмарин пока не выявлено. Есть определенные ограничения в огневой мощи, однако данные показатели не считаются критичными. Не выявлено недостатков и в ходе боевого применения подлодки.

Применение в боевых условиях и обеспечения дежурства

В конце статьи китайское издание задаётся вопросом: а сможет ли Китай превзойти Россию? Сроки постройки китайских подлодок в Китае принято секретить, но не так давно Китай выиграл право поставить версию своей НАПЛ проекта 041 в Таиланд, и теперь скрыть сроки постройки подлодок не удастся.

Субмарина Проекта 677

Подскажем китайскому изданию: они примерно равны среднемировым для лодок такого класса и составляют от 3-х до 4-х лет. И так это будет с тайскими подлодками.

Но не всё так просто.

Массовая экспортная подлодка

Проект 636 был в каком-то смысле прорывным. Во-первых, отечественные кораблестроители смогли добиться реально очень быстрых сроков строительства этих лодок. Во-вторых, это было сделано без ущерба для ТТХ – лодки получились по-настоящему хорошие. Для своего времени, конечно.

Это было тем более важно потому, что данный проект изначально предназначался на экспорт. Поэтому и строить их начали для китайцев. И действительно, экспортный потенциал у лодки оказался отличный.

Ещё шесть подлодок проекта 6363 построено для Черноморского флота ВМФ России, и столько же строится для Тихоокеанского флота.

И вот тут стоит задать простой вопрос — если лодка экспортная, то почему её строят для отечественного ВМФ?

Пока не состоявшийся прорыв

Однокорпусная конструкция.

Волны большой длинны, создаваемые различными источниками, дойдя до двухкорпусной лодки, заставляют её лёгкие внешние конструкции колебаться и отражать волну обратно в толщу воды, и такая отражённая волна подобно исходной распространяется очень далеко. В таких условиях низкая шумность ничего не даёт – лодка может вообще не издавать никаких звуков, но будет обнаружена за десятки километров. Однокорпусная жёсткая конструкция способна поглотить намного больше энергии волны, не отражая её обратно, и её заметность при таком виде поиска намного ниже.

Меньшие размеры.

Всё это далеко не единственные передовые особенности проекта 677. Новая Автоматизированная система боевого управления, новая электроника, менее шумные торпедные аппараты, принципиально новый ходовой электродвигатель на постоянных магнитах – если без подробностей, то эту технологию также можно использовать для снижения физических полей лодки и её заметности.

На беду проекта, в нашей стране шли 90-е годы.

Проблем с лодкой была масса. Большая часть информации закрыта, но известно, что с новой схемой электродвижения что-то пошло не так, многие новейшие системы просто не работают как надо, а самое главное – не получилась ВНЭУ. Её просто не смогли сделать, до сих пор. Недавняя новость о том, что её на этих лодках вообще не будет, а вместо неё будут литий-ионные батареи – из этой серии.

ДЭПЛ

На вновь строящихся подлодках вполне могли бы быть и бортовые гидроакустические антенны.

В результате совсем новые подлодки уже нуждаются в обширной модернизации. Впрочем, ВМФ не привыкать делать вид, что всё и так нормально.

Будет ли это сделано? Посмотрим. Поводов для пессимизма в этом случае нет, но и для оптимизма – тоже. А вот в то, что наконец-то будет решена проблема наличия полноценного телеуправления торпедами и введения в боекомплект достаточного количества 324-мм антиторпед, уже и не верится совсем. Но повторять надо всё равно.

А что там у китайцев?

НАПЛ проекта 041.

НАПЛ проекта 041.

Также известны работы китайцев по копированию систем управления оружием и другими системами подводных лодок западного образца, в основном Thales.

Искренне будем надеяться на то, что всё это будет делаться. Даже если скорость строительства подлодок при этом чуть-чуть подрастёт — до среднемировых значений, например.

Ведь реально боеспособные подводные силы для нас куда важнее, чем похвала китайской газеты за быструю постройку уже устаревших подлодок.

С появлением атомных подводных лодок (ПЛ) многие стали скептически высказываться о субмаринах, работающих на электро-дизельных двигателях. Несмотря на это такие подлодки до сих пор присутствуют на вооружении многих стран мира, включая ведущие державы.

Сохранение дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) как класса обусловлено несколькими недостатками атомоходов. Ключевыми выделяют излишний шум, радиационный фон и большие габариты, не позволяющие активно действовать на мелководье и в стесненных условиях.

История разработки

Несмотря на давние сроки строительство кораблей проекта 636 началось только с середины 1990-х. Основным заказчиком выступил Китай, две лодки были собраны для Алжира. Доработанную модель 636.1 собирали для Вьетнама и Алжира, рассматривалась вероятность поставок в Индию.

С 2010-ого начато строительство подлодок для ВМФ России, проект получил номер 636.3. В строй вступило уже 6 подлодок, седьмая будет принята в ноябре-декабре 2020, восьмая готовится к спуску на воду, еще две строятся.

Основные цели и задания

Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877

Конструктивно Варшавянка подводная лодка имеет немало сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их строение рассматривают одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодок и компоновка внутренних отсеков.

Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий

Корпус подводных лодок веретенообразный, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Количество забортных дыр (отверстий) сведено к минимуму. Это позволило добиться оптимальной обтекаемости и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной.

Шесть отсеков

  • носовой имеет три палубы, верхняя — торпедная, средняя — жилая и нижняя для размещения аккумуляторных батарей;
  • второй отсек командный, также делится на три палубы, сверху вниз размещены центральный пост, рубки радиста и штурмана, здесь же находятся все выдвижные устройства;
  • третий отсек жилой, две верхние палубы заняты помещениями для экипажа, нижняя — дополнительные аккумуляторы;
  • в четвертом отсеке находится дизель-генераторный двигатель;
  • пятый — электромоторный, отсюда также выпускается аварийный буй.

Кормовой отсек механико-технический. Здесь находятся электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.

Вооружение

  • торпедно-минные снаряды;
  • противокорабельные ракетные установки;
  • противовоздушная оборона.

Шесть торпедных аппаратов

Донные мины

Помимо запуска торпед подводная лодка может размещать донные мины. В боекомплекте их 24 штуки.

Технические характеристики

Водоизмещение

Дальность плавания

Глубина погружения

Движитель (дизельный)

  • два дизельных генератора 4-2ДЛ42М по 1000 кВт;
  • основной электродвигатель ПГ165 мощностью 5500 л. с.;
  • электродвигатель экономического хода мощностью ПГ166 190 л. с.;
  • два резервных двигателя ПГ168 по 102 л. с. каждый.

В качестве движителя используется один семилопастный низкооборотный винт. Подлодки проекта 636.3 считаются наиболее ходовыми. На них установлены более современные дизельные двигатели, что обеспечивает лучшую мощность и скорость хода.

Габариты и вес

  • длина по ватерлинии — 72,6 м;
  • наибольшая ширина подлодки — 9,9 м;
  • осадка по ватерлинии — 6,2 м.

Модификация для российского флота 636.3 имеет незначительные отличия, ее длина составляет 73,8 м. Вес подводных лодок соответствует их водоизмещению.

Достоинства и недостатки

Данные аспекты в сочетании с собственной дальностью обнаружения делает подводные лодки оптимальным выбором в борьбе с кораблями противника. В большинстве случаев именно нанесение первого удара и возможность уйти от ответного решает исход боя.

Прямых недостатков данного типа субмарин пока не выявлено. Есть определенные ограничения в огневой мощи, однако данные показатели не считаются критичными. Не выявлено недостатков и в ходе боевого применения подлодки.

Применение в боевых условиях и обеспечения дежурства

Характеристики субмарины данного проекта следующие:

  • Водоизмещение (т): 2700.
  • Длина (м): 85.
  • Ширина (м): 11,5.
  • Осадка (м): 7,2.
  • Скорость полного хода (узлов): 16.
  • Автономность (сут.): 40.
  • Экипаж (чел.): 62.
  • Силовая установка: дизельная.

Характеристики субмарин данного проекта следующие:

  • Водоизмещение (т): 2700.
  • Длина (м): 85.
  • Ширина (м): 11,5.
  • Осадка (м): 7,2.
  • Скорость полного хода (узлов): 16.
  • Автономность (сут.): 40.
  • Экипаж (чел.): 62
  • Силовая установка: дизельная.

Б-603

Б-265

Подлодки

История проекта

Еще в советское время специально для экспорта был разработан модифицированный проект 877ЭКМ, по которому в 1983-2000 гг. построили 18 субмарин. На основе этой модификации в середине 1990-х годов создана ДПЛ проекта 636. Субмарины этого типа строились начиная с 1996 г. для Китая (10 штук), Алжира (2) и Вьетнама (4; еще 2 находятся в постройке).

Однако из-за многочисленных проблем с их проектированием, строительством и испытаниями было принято решение построить для российского флота серию подводных лодок на базе проекта 636, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями.

История проекта

В сентябре 2011 г. был подписан контракт на постройку остальных пяти субмарин. Все шесть кораблей предназначены для Черноморского флота.

Такая форма позволяет уменьшить гидросопротивление и плыть быстрее. Кроме того, корпус такого вида дополнительно снижает шумность, т.к. трение минимально. В дополнение к этому всему, эта ПЛ минимально отражает эхолокационные сигналы благодаря особому покрытию.

Внешний вид

Как известно, конструкция лодки двух составная, в основе которой лежит легкий и прочный корпус. Пространство между ними заполнено цистернами главного балласта. На самом корпусе есть массивная рубка легкого типа для защиты выдвижных устройств и антенн. Находится она прямо над вторым отсеком лодки.

На носу лодки, который разделен на две палубы, расположены шахты торпедных аппаратов сверху и гидролокационная антенна, снизу, она служит для обнаружения целей. Двигаясь к корме, можно насчитать шесть отсеков.

После носовой части идут первые три отсека на три палубы.

В первом находятся торпедные аппараты на верхней палубе, в средней размещается часть экипажа, ведь одна из жилых палуб именно там. В самом низу стоят аккумуляторы.

Второй отсек можно расценивать как командный пункт, на его трех уровнях обустроены центральный пост, штурманская и радиорубка соответственно.

Третий отсек, с двумя жилыми палубами и помещением для аккумуляторов, является последним трехпалубным отсеком.

Тактико-технические характеристики

Тактико-технические характеристики, вооружение

ДПЛ проекта 06363 – двухкорпусная, одновальная и одновинтовая.

Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в “ближней” морской зоне.

  • длина субмарины составляет 73,8 м; ширина – 9,9 м, осадка – 6,2 м;
  • надводное водоизмещение – 2 тыс. 350 т, подводное – 3 тыс. 100 т;
  • максимальная глубина погружения – до 300 м;
  • надводная скорость – 17 узлов, подводная – до 20 узлов;
  • главная энергетическая установка – дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью около 5 тыс. 500 л. с. и два дизель-генератора 30ДГ мощностью в 1 тыс. 500 киловатт каждый);
  • автономность плавания – 45 суток;
  • экипаж – 52 человека.

Строящиеся для ВМФ России лодки данного типа модернизированы по сравнению с 636/636М: они получили современные комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. На вооружении лодок находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса “Калибр-ПЛ”. Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.

Вооружение

  • торпедно-минные снаряды;
  • противокорабельные ракетные установки;
  • противовоздушная оборона.

Шесть торпедных аппаратов

Вооружение

Донные мины

Помимо запуска торпед подводная лодка может размещать донные мины. В боекомплекте их 24 штуки.

Применение в боевых условиях и обеспечения дежурства

Читайте также: