Пгу камаз 5511 схема

Обновлено: 02.07.2024

Пневмогидравлический усилитель (ПГУ) входит в систему сцепления большинства автомобилей КАМАЗ. Этот механизм необходим, чтобы упростить нажатие педали, равномерно распределить усилие.

Без ПГУ длительная эксплуатация тяжелой техники становится невозможной. Сцепление приходится выжимать каждый раз, когда необходимо переключить передачу. За один рейс водитель делает сотни таких движений, поэтому крайне важно, чтобы на нажатие педали не тратилось много усилий.

Если ПГУ неисправен, водитель быстро утомляется. Как следствие – снижается безопасность вождения, требуется больше остановок для отдыха, страдает продуктивность труда, увеличиваются временные затраты на выполнение рейса. Пневмогидроусилитель был создан, чтобы упростить работу шофера. Система сцепления будет корректно работать и без него.

Конструкция ПГУ

В состав данного механизма входят следующие основные комплектующие:

Вспомогательные функции выполняют поршневой толкатель, предохранительный чехол, сливная пробка и другие элементы механизма.

Агрегат имеет достаточно компактные размеры и небольшой вес, поэтому его устанавливают на корпус сцепления. За счет выбора положения гайки на штоке возможна регулировка ПГУ в зависимости от особенностей машины.

Схема работы пневмогидроусилителя

Поэтапно рассмотрим, какие изменение происходят внутри механизма, когда водитель нажимает педаль сцепления в кабине:

  • из главного цилиндра подается тормозная жидкость, которая воздействует на поршень и гибкую мембрану;
  • за счет давления открывается выпускной клапан;
  • из ресивера сжатый воздух поступает через отверстие в полость силового цилиндра;
  • поршень перемещается, сжимает пружину и выдвигает толкатель;
  • толкатель воздействует на рычаг сцепления и выключает муфту;
  • когда педаль возвращается в исходное положение, происходит падение давления в системе;
  • поршень и диафрагма движутся в обратном направлении;
  • впускной клапан закрывается, силовой цилиндр оказывается не связанным с пневматической системой;
  • через выпускной клапан цилиндр сообщается с атмосферным выводом;
  • воздушная масса выталкивается из системы через выпускной клапан с помощью поршня и пружины;
  • рабочий шток смещается, освобождает рычаг муфты, включая сцепление (усилия передаются напрямую на первичный вал КПП).

Чтобы исключить вероятность заклинивания механизма в рабочем положении, шток имеет сферический наконечник. Именно он упирается в гнездо рычага, который выключает муфту. Насколько эффективно перемещается следящий поршень, зависит от давления тормозной жидкости в системе, поэтому его нужно регулярно проверять.

Наиболее распространенные ПГУ для КАМАЗ

В зависимости от модели и модификации машины, применяются пневмогидравлические усилители отечественного и зарубежного производства.

Одной из ранних модификаций является ПГУ 5320, который выпускается непосредственно на Камском автомобильном заводе. Он устанавливается на модели 4310, 43118 и другие. Его особенностью является вертикальное расположение основных элементов – цилиндра пневматической системы, следящего механизма.

Все новые модели техники, включая КАМАЗ 5460, 65117 и другие, комплектуются усилителем WABCO. Он также совместим с коробками серии 154, в том числе соответствующими стандартам Евро-4 и Евро-5. Данную деталь изготавливают на заводах в США. Она имеет более компактные габариты, а также содержит метки для оценки износа агрегата без снятия.

Отдельные разновидности WABCO существуют для коробок типа ZF, в том числе пятискоростных.

ПГУ, выполненные аналогично американским, производят также в Украине и Турции. На некоторых моделях КАМАЗ используются именно они. Такие устройства дешевле оригинальных, но имеют продолжительный ресурс работы и не уступают в эффективности.


На Камском автозаводе устанавливаются ПГУ как собственного производства, так и изготовленные американской компанией Wabco:

Типовая конструкция ПГУ производства Камского автозавода состоит из:

  • Пневмо- и гидропоршней;
  • Возвратного механизма пневмо- и гидропоршней;
  • Толкателей поршней;
  • Гайки регулировки;
  • Редукторного механизма с клапаном и крышкой;
  • Сёдла и пружины винта регулировки и диафрагмы;
  • Перепускной клапан.

ПГУ производства Камского автозавода разделено на три функциональные части:

  • Следящий механизм – отслеживает степень нажатия водителем педали сцепления. При достижении определённого уровня исполняющее устройство приводит в действие гидро- и пневмочасти ПГУ;
  • Исполняющий механизм – состоит из гидро- и пневмропоршня;
  • Механизм индикации износа – передает информацию водителю о фактическом состоянии ПГУ.

Конструкция ПГУ производства американской компании Wabco состоит из следующих элементов:

  • Стальной корпус гидравлической части;
  • Гидравлический поршень с манжетой;
  • Идентификатор и шайба механизма индикации износа;
  • Стальной корпус механизма индикации износа;
  • Возвратные пружины для гидравлического и пневматического поршней;
  • Пневмоцилиндр;
  • Труба дренажа гидравлической жидкости;
  • Шток;
  • Защитный чехол.

Механизм индикации износа действует следующим образом. По мере износа накладок поршень все больше задвигается в корпус пневмогидравлического устройства и выдвигает шток, у которого на конце закреплена шайба. Когда расстояние между корпусом ПГУ и шайбой превысил расстояние в 23 мм, значит, износ накладок или ведомого диска достиг критического уровня и их следует заменить.

Конструкция обоих ПГУ – и собственного производства КАМАЗ, и изготовленного компанией Wabco – позволяет водителю изменять точку сработки следящего устройства, а также степень усилия пневмо- и гидропоршней.

ПГУ сцепления на грузовиках КАМАЗ работает по следующему алгоритму:

  1. Водитель, нажимая педаль сцепления, сжимает жидкость в гидропоршне исполняющей части пневмогидравлического устройства.
  2. Из-за увеличившегося давления жидкости гидравлический поршень сдвигает шток.
  3. Поршень следящего устройства под действием штока смещает диафрагму, а та открывает перепускной клапан.
  4. Через открытый клапан поступает под давлением воздушный поток из пневмосистемы грузовика.
  5. Сжатый воздух давит на пневмопоршень и приводит его в движение.
  6. Усилия гидравлического и пневматического механизмов суммируются и включение передачи в трансмиссии происходит с наименьшими усилиями со стороны водителя.

При возвращении педали в свое верхнее положение, давление гидравлической жидкости снижается до своих нормальных значений. Возвратная пружина сдвигает гидропоршень в его нормальное положение. Перепускной клапан закрывается, и воздух перестает поступать из пневмосистемы грузовика. Давление в пневматическом трубопроводе ПГУ падает, и пневмопоршень также сдвигается на свое штатное место.

ПГУ на любых грузовиках постоянно и с большой частотой работает под большим давлением. Поэтому его состояние необходимо проверять при каждом техобслувании грузовика. При регулярном и правильном обслуживании пневмогидравлическое устройство прослужит от 5 до 10 лет в зависимости от интенсивности эксплуатации.

Во время технического обслуживания необходимо:

  • Осмотреть внешний корпус ПГУ. На нем не должно быть подтёков смазки и гидравлической жидкости;
  • Проверить прочность болтовых креплений ПГУ. При необходимости их жестко затянуть к несущей раме. Из-за резких ударов и вибраций постепенно нарушается герметичность уплотнителей и прокладок корпусов гидро- и пневмомеханизмов ПГУ;
  • При необходимости отрегулировать ход поршней следящего устройства. Регулировка производится с помощью сферической гайки. Чем меньше ход поршня, тем эффективнее работает ПГУ;
  • Долить гидравлическую жидкость;
  • Оценить расстояние контрольной шайбы от корпуса.

Если расстояние между контрольной шайбой и корпусом превысит 23 мм, тогда ПГУ следует снять со своего штатного места, разобрать и заменить накладки и ведомый диск.

При длительном сроке службы и из-за ошибок в эксплуатации у пневмогидравлического устройства могут случаться поломки разной степени сложности.

ПГУ КАМАЗ

Типичные неисправности ПГУ КАМАЗ:

  1. Разбухание уплотнительных резиновых колец или уплотнительных манжет. В результате поршень следящего устройства переклинивает.
  2. Нарушение работы перепускного клапана. В результате сжатый воздух из трубопровода пневмосистемы не поступает или создает недостаточное давление, чтобы сдвинуть поршень на необходимое расстояние.
  3. Нарушение герметичности уплотнителя штока или диафрагмы. В результате происходит завоздушивание гидросистемы.
  4. Клинение поршней происходит в результате нарушения целостности уплотнительных колец или манжет.

Признаки возникших неисправностей:

  1. В момент старта грузовика или при переключении скорости ПГУ ощутимо запаздывает.
  2. Педаль вначале выжимается с значительным трудом, но затем ее движение облегчается и уже мягко доходит к нижней точке.
  3. Появляется характерный треск при переключении скоростей.

Если у грузовика обнаружилась хотя бы одна из перечисленных неисправностей, тогда с грузовика необходимо снять ПГУ и осмотреть состояние его отдельных деталей и уплотнителей.

Ремонт ПГУ выполняется только в снятом положении. Перед снятием пневмогидравлического устройства необходимо выполнить следующие манипуляции:

  • Через перепускной клапан стравливается сжатый воздух;
  • Деактивируется сцепной механизм. Для этого снимается пружина, которая прижимает вилочный рычаг вала;
  • Удаляется с поверхности гидравлического контура смазочный материал;
  • Отсоединяются патрубки, соединяющиеся между собой гидравлический и пневматический поршни.

После этого пневмогидравлическое устройство откручивается со своего штатного места. Далее выполняется разборка ПГУ, оценка состояния его деталей. В первую очередь, оценивается состояние уплотнителей и поверхности цилиндров гидравлической и пневматической части, измеряется внутренний поперечник и сравнивается полученное расстояние со стандартными посадками и допусками.

После замены изношенных уплотнителей, манжет или установки нового ПГУ в сборе необходимо провести регулировку механизма сцепления грузовика. При регулировке следует учитывать следующие моменты:

  1. Свободный ход педали сцепления должен находиться в пределах 0,6-1,2 см. Люфт регулируется изменением расстоянием между верхним упором и толкателем ПГУ. Регулировка производится изменением длины эксцентрикового пальца. Он проворачивается до тех пор, пока свободный ход не окажется в пределах 6-12 мм. После этого эксцентриковый палец фиксируется корончатой гайкой.
  2. Выставляется оптимальная длина муфты сцепленного механизма. Она равна 3,2-4,0 мм. Для этого следует переместить вилочный рычаг вала к сферической гайке толкателя ПГУ. Рычаг необходимо переместить не более чем на 5 мм.
  3. Регулируется привод сцепления КАМАЗ. Для этого педаль сцепления выжимается до упора. Полное выключение механизма сцепления не происходит, если движение педали сцепления меньше 2,4 см. Если это расстояние меньше, значит, гидравлическая система сцепного механизма завоздушена. Из нее следует стравить воздух.

Если после этого по-прежнему сцепной механизм работает с заметными затруднениями, тогда следует отрегулировать работу нажимного диска и лапок корзины сцепления КАМАЗ. Но это для этого потребуется разобрать сцепной механизм.

Магазин RuMotors продает отдельные детали ПГУ и узлы в сборе для всей номенклатуры грузовиков КАМАЗ. В нашем каталоге присутствуют пневмогидравлические устройства производства Камского автозавода и американской фирмы Wabco. Так, у нас продаются:

  • Перепускные клапаны и резиновые кольца для него;
  • Пневмо- и гидропоршни;
  • Уплотнители и манжеты для следящего механизма;
  • Ведомые диски и накладки для них.

Мы активно сотрудничаем с крупными транспортными компаниями. Для них мы предлагаем:

  1. Оперативное формирование крупных оптовых заказов по количеству деталей и их артикулу.
  2. Предпродажная проверка всего перечня купленных деталей.
  3. Гибкая система скидок и возможность отсрочки оплаты для постоянных покупателей.
  4. Все запчасти зарубежного производства прошли сертификацию в российских сертификационных центрах.
  5. Гарантия качества. Мы проводим обязательную предпродажную проверку деталей и узлов в сборе.
  6. Оперативная доставка покупок в любой российский регион.

Если вам необходимы качественные оригинальные запчасти и узлы в сборе для грузовиков КАМАЗ, тогда их следует заказывать в магазине RuMotors.

Проще говоря, он отвечает за снижение прилагаемого усилия на педаль. Хоть сам пневмогидравлический усилитель и небольшого размера, но выполняет серьезную задачу – облегчает процесс вождения тяжелой машины. Если бы его не было, переключать передачи стало бы сложным процессом. Все последние модели ПГУ состоят из:

Как снять пгу на камазе

  • системы слежения;
  • исполнительного пневматического цилиндра;
  • индикатора степени износа накладок у ведомого диска.

В пневмогидравлический усилитель транспортируется давление жидкости, которая находится в главном цилиндре устройства. Оно в свою очередь принуждает работать гидравлические поршни и следящую систему. При снижении давления все возвращается в исходную позицию.

Причины поломки ПГУ

Как снять пгу на камазе

Первые признаки проблем с пневмогидравлическим усилителем

Новичкам в ремонте ПГУ КАМАЗ распознать первые сигналы неисправности в работе ПГУ порой сложно. Но вот небольшой перечень возможных ошибок в работе сцепления:

Если хоть один из вышесказанных симптомов присутствует, то срочно нужно искать и устранять неполадки блока пневмогидравлического усилителя.

Начинаем ремонт ПГУ КАМАЗ своими руками

Изучив все показатели поломки, вы пришли к решению провести ремонт самостоятельно? Тогда начинать нужно с разборки агрегата, цикл которой проводится строго в следующем порядке:

Как снять пгу на камазе

  1. Задний корпус пневмоусилителя крепится в тиски.
  2. Поочередно вывинчиваются болты с шайбами.
  3. Снимается крышка подвода воздуха.
  4. Из корпуса ПГУ вытаскивается клапан.
  5. Передний корпус в сборке с пневмопоршнем снимается.
  6. У мембраны и пневмопоршня удаляются пружины.
  7. Диафрагма снимается.
  8. Из заднего корпуса вытаскивается корпус уплотнения, упорное кольцо, следящий поршень и поршень выключения сцепления в сборе.
  9. Отвинчивается крышка с уплотнителем выпускного отверстия и перепускной клапан.
  10. Закрепленный ранее задний корпус освобождается из тисков.
  11. Вытаскивается стопорное кольцо.
  12. Снимаются конусы, шайбы и седло со стержня клапана.
  13. Вынимается уплотнительное кольцо с корпуса следящего поршня.
  14. Вынимается следящий поршень и с него снимаются остальные детали.
  15. Вытаскивается уплотнительное кольцо и пневматический поршень из переднего корпуса.
  16. С пневмопоршня снимается манжета.
  17. Вся снятые элементы прочищаются в нефтепродукте: керосин или бензин, обдуваются сжатым воздухом и подвергаются дефектовке.
  18. После качественного просмотра деталей и починки требуемых запчастей или их замены осуществляется сборка в обратном порядке.

Каким образом можно отрегулировать ПГУ КАМАЗ

Как снять пгу на камазе

Финишным этапом восстановления устройства является регулировка ПГУ КАМАЗ. Для этого необходимо обеспечить полный ход толкателя пневматического усилителя не меньше 25 мм. Потому как при низком показателе сцепление полностью отключается. Таким образом, полный ход толкателя тестируется нажатием педали сцепления с усилием до упора.

Если ход не на должном уровне, то повторно тестируется показатель жидкости в бачке основного цилиндра привода сцепления и свободный ход. Если обнаруживается необходимость, то удаляется воздух из гидросистемы. Чтобы ПГУ служило качественно и надежно, важно не забывать об его своевременном ремонте и техобслуживании.

Как снять пгу на камазе

Пневматический гидроусилитель рулевого управления на КамАЗе – важный механизм системы сцепления, который предназначен для уменьшения нагрузки на педаль, оказываемую водителем автомобиля. Как прокачать ПГУ на КамАЗе, чтобы восстановить функциональность системы сцепления? Данное устройство необходимо время от времени прокачивать, в том числе и во время регулировки сцепления. Узел подвергается серьезному давлению, следовательно, с ним часто возникают проблемы – например, посторонние шумы или треск, пробуксовка и т.д.

Что это за механизм

ПГУ – это гидравлический усилитель пневматического типа. Это устройство состоит из следующих конструктивных элементов:

  • поршня;
  • поршневого толкателя;
  • двух клапанов – впускного и перепускного;
  • системы впуска топливной жидкости;
  • комплексного уплотнителя;
  • пробки;
  • системы сжатия воздуха;
  • защитного чехла, предупреждающего риск повреждения конструкции усилителя;
  • сферической гайки и контргайки;
  • пружинного механизма;
  • диафрагмы;
  • редуктора.

Как снять пгу на камазе

Пневматический гидроусилитель обязательно должен время от времени прокачиваться. Это дает возможность системе сцепления работать так, как надо. Повышается уровень безопасности, ведь при нажатии на соответствующую педаль не происходит просадки или пробуксовки – очень опасных явлений.

Прокачка ПГУ актуальна для любых моделей и модификаций КамАЗ, например, 43114, 5511, 53501, 65117, 6520, 43118, 55111 и т.д.

Как работает усилитель

Суть действия ПГУ заключается в том, что этот механизм отключает систему сцепления, таким образом, нейтрализуя воздействие на нее значительного давления со стороны водителя. Когда человек нажимает на соответствующую педаль, топливная жидкость начинает давить на поршневую систему усилителя. Поршень опускается, вследствие чего открывается впускной клапан. В открывшееся отверстие под давлением устремляется воздушный поток, который достигает пневматического поршневого толкателя. Этот толкатель отводит вилку, вследствие чего происходит деактивация сцепления.

Как снять пгу на камазе

Прокачать ПГУ на КамАЗе ЕВРО актуально, если водитель отмечает недостаток давления в системе, из-за чего отключение сцепления происходит не сразу. Помимо таких негативных проявлений данной проблемы, как пробуксовка и увод педали, это так же может спровоцировать износ механизмов и деталей коробки передач.

Осмотр и проверочные работы

Изначально необходимо определить, нужна ли регулировка сцепления и его прокачка. Это можно понять по наличию или отсутствии утечки воздуха. Чем сильнее утечка, тем хуже работает пневматический гидроусилитель.

Проверить можно с помощью обычных нажатий на педаль (двигатель должен быть выключен). Если водитель слышит характерный свист, это говорит о сильной утечке. Если на звук определить ее не удалось, можно нанести мыльный раствор. Появление пузырьков будет свидетельствовать о нарушении работы системы сцепления.

Перед тем, как прокачать сцепление на КамАЗе, устройство ПГУ необходимо подтянуть болтами крепления. Так же желательно убедиться в том, что жидкости в бачке достаточно для обеспечения потребностей системы. Проверьте и то, что пружины, регулирующие движение соответствующих механизмов сцепления, не растянуты.

Порядок работ при прокачке

Прокачка сцепления КамАЗ 5320 или любой другой модификации будет актуальным только в том случае, если гидроусилитель пневматического типа находится в рабочем состоянии. Эту работу условно можно разделить на несколько основных этапов.

Регулировка свободного хода педали

В идеале ее свободный ход – не больше 1,5 см. Проверить его можно так: в пол под педалью упирается обычная линейка, после чего плавно давят на педаль, измеряя, сколько она прошла свободно, то есть, не соприкасаясь с поршнем.

Если показатель превышает установленную норму, значит, между механизмами есть зазор, которого быть не должно. Устранить его несложно, на примере модели 65115:

  • педаль должна находиться в самом верхнем положении, нажимать на нее не надо;
  • корончатая гайка ослабляется, чтобы освободить движение эксцентрикового пальца;
  • эксцентриковый палец аккуратно проворачивается, в результате чего существующий зазор уменьшается;
  • устанавливаем зазор в пределах 0,6-1,5 см, после чего обратно затягиваем гайку.

Как снять пгу на камазе

Регулировка свободного хода муфты

Дальнейшая прокачка сцепления на автомобиле КамАЗ 65115 – это проведение регулировочных работ, касающихся выжимной муфты. Деталь устанавливается для отключения сцепления. Величина его свободного хода должна находиться в пределах 3-4 мм. Этот показатель будет соответствовать аналогичному показателю хода вилки – он составляет примерно 4-5 мм. Изменение этих цифр требует немедленной регулировки.

  • вилка, которая деактивирует сцепление, отодвигается в сторону, а пружинный механизм извлекается;
  • ход рычага проверяется вручную;
  • восстановление нормального хода муфты осуществляется за счет регулировки вала сферической гайкой, которая является частью пневматического толкателя;
  • когда требуемый показатель достигнут, пружина устанавливается на место.

Регулировка полного хода толкателя поршня

Оптимальный показатель амплитуды движения поршневого толкателя на 5320 ЕВРО – не менее 2,5 см. Если он меньше, добиться качественного выключения сцепления не получится. Из-за этого и возникают характерные проблемы в процессе работы с этой системой, а также коробкой передач.

Проверить, насколько соответствует норме ход этого механизма, можно с помощью нажатия педали до упора. Если он недостаточный, значит, нужно проверить уровень жидкости в бачке, а также, еще раз заняться регулировкой свободного хода. Заключительный этап – это непосредственно прокачивание. Так же можете прочитать про Датчик скорости КамАЗ – Где находится и схема подключения.

Прокачка ПГУ на Камазе

Данную работу желательно выполнять вдвоем. Если человек опытный, он может все сделать и в одиночку. Прокачка сцепления КамАЗ начинается с тщательной очистки от пыли, грязи и жира резинового колпачка перепускного клапана. После этого на него надевается стандартный резиновый шланг. Второй конец этого шланга опускается в подходящую емкость, в которой уже находится рабочая жидкость. Емкость должна быть заполнена ею не более чем на треть.

Как снять пгу на камазе

Далее необходимо резко и быстро три-четыре раза нажать на педаль сцепления. В последний раз она не отпускается, а удерживается в нажатом положении. При этом необходимо немного открутить перепускной клапан. В этот момент жидкость внутри пневматического усилителя под давлением начнет вытекать в стеклянную емкость. Важно – о том, что в системе есть воздух, говорят характерные воздушные пузырьки.

Прокачать ПГУ на современном КамАЗе 65115 нужно несколько раз, пока пузырьков не станет вообще. После этого перепускной клапан закручивается, шланг отсоединяется, надевается резиновый колпачок. Обязательно доливается рабочая жидкость в бачок – ее уровень в нем не должен быть ниже 4 см от верхнего края.

Прокачать сцепление на КамАЗе можно и без стеклянного сосуда. В этом случае его роль играет обычный насос – жидкость заливается в него.

При правильном подходе и поэтапном выполнении работ, прокачка пневматического гидроусилителя руля на КамАЗе не отнимет много времени и завершится успешно.

Проще говоря, он отвечает за снижение прилагаемого усилия на педаль. Хоть сам пневмогидравлический усилитель и небольшого размера, но выполняет серьезную задачу – облегчает процесс вождения тяжелой машины. Если бы его не было, переключать передачи стало бы сложным процессом. Все последние модели ПГУ состоят из:


  • системы слежения;
  • исполнительного пневматического цилиндра;
  • индикатора степени износа накладок у ведомого диска.

В пневмогидравлический усилитель транспортируется давление жидкости, которая находится в главном цилиндре устройства. Оно в свою очередь принуждает работать гидравлические поршни и следящую систему. При снижении давления все возвращается в исходную позицию.

Причины поломки ПГУ


Первые признаки проблем с пневмогидравлическим усилителем

Новичкам в ремонте ПГУ КАМАЗ распознать первые сигналы неисправности в работе ПГУ порой сложно. Но вот небольшой перечень возможных ошибок в работе сцепления:

Если хоть один из вышесказанных симптомов присутствует, то срочно нужно искать и устранять неполадки блока пневмогидравлического усилителя.

Начинаем ремонт ПГУ КАМАЗ своими руками

Изучив все показатели поломки, вы пришли к решению провести ремонт самостоятельно? Тогда начинать нужно с разборки агрегата, цикл которой проводится строго в следующем порядке:


  1. Задний корпус пневмоусилителя крепится в тиски.
  2. Поочередно вывинчиваются болты с шайбами.
  3. Снимается крышка подвода воздуха.
  4. Из корпуса ПГУ вытаскивается клапан.
  5. Передний корпус в сборке с пневмопоршнем снимается.
  6. У мембраны и пневмопоршня удаляются пружины.
  7. Диафрагма снимается.
  8. Из заднего корпуса вытаскивается корпус уплотнения, упорное кольцо, следящий поршень и поршень выключения сцепления в сборе.
  9. Отвинчивается крышка с уплотнителем выпускного отверстия и перепускной клапан.
  10. Закрепленный ранее задний корпус освобождается из тисков.
  11. Вытаскивается стопорное кольцо.
  12. Снимаются конусы, шайбы и седло со стержня клапана.
  13. Вынимается уплотнительное кольцо с корпуса следящего поршня.
  14. Вынимается следящий поршень и с него снимаются остальные детали.
  15. Вытаскивается уплотнительное кольцо и пневматический поршень из переднего корпуса.
  16. С пневмопоршня снимается манжета.
  17. Вся снятые элементы прочищаются в нефтепродукте: керосин или бензин, обдуваются сжатым воздухом и подвергаются дефектовке.
  18. После качественного просмотра деталей и починки требуемых запчастей или их замены осуществляется сборка в обратном порядке.

Каким образом можно отрегулировать ПГУ КАМАЗ


Финишным этапом восстановления устройства является регулировка ПГУ КАМАЗ. Для этого необходимо обеспечить полный ход толкателя пневматического усилителя не меньше 25 мм. Потому как при низком показателе сцепление полностью отключается. Таким образом, полный ход толкателя тестируется нажатием педали сцепления с усилием до упора.

Если ход не на должном уровне, то повторно тестируется показатель жидкости в бачке основного цилиндра привода сцепления и свободный ход. Если обнаруживается необходимость, то удаляется воздух из гидросистемы. Чтобы ПГУ служило качественно и надежно, важно не забывать об его своевременном ремонте и техобслуживании.


Пневматический гидроусилитель рулевого управления на КамАЗе – важный механизм системы сцепления, который предназначен для уменьшения нагрузки на педаль, оказываемую водителем автомобиля. Как прокачать ПГУ на КамАЗе, чтобы восстановить функциональность системы сцепления? Данное устройство необходимо время от времени прокачивать, в том числе и во время регулировки сцепления. Узел подвергается серьезному давлению, следовательно, с ним часто возникают проблемы – например, посторонние шумы или треск, пробуксовка и т.д.

Что это за механизм

ПГУ – это гидравлический усилитель пневматического типа. Это устройство состоит из следующих конструктивных элементов:

  • поршня;
  • поршневого толкателя;
  • двух клапанов – впускного и перепускного;
  • системы впуска топливной жидкости;
  • комплексного уплотнителя;
  • пробки;
  • системы сжатия воздуха;
  • защитного чехла, предупреждающего риск повреждения конструкции усилителя;
  • сферической гайки и контргайки;
  • пружинного механизма;
  • диафрагмы;
  • редуктора.


Пневматический гидроусилитель обязательно должен время от времени прокачиваться. Это дает возможность системе сцепления работать так, как надо. Повышается уровень безопасности, ведь при нажатии на соответствующую педаль не происходит просадки или пробуксовки – очень опасных явлений.

Прокачка ПГУ актуальна для любых моделей и модификаций КамАЗ, например, 43114, 5511, 53501, 65117, 6520, 43118, 55111 и т.д.

Как работает усилитель

Суть действия ПГУ заключается в том, что этот механизм отключает систему сцепления, таким образом, нейтрализуя воздействие на нее значительного давления со стороны водителя. Когда человек нажимает на соответствующую педаль, топливная жидкость начинает давить на поршневую систему усилителя. Поршень опускается, вследствие чего открывается впускной клапан. В открывшееся отверстие под давлением устремляется воздушный поток, который достигает пневматического поршневого толкателя. Этот толкатель отводит вилку, вследствие чего происходит деактивация сцепления.


Прокачать ПГУ на КамАЗе ЕВРО актуально, если водитель отмечает недостаток давления в системе, из-за чего отключение сцепления происходит не сразу. Помимо таких негативных проявлений данной проблемы, как пробуксовка и увод педали, это так же может спровоцировать износ механизмов и деталей коробки передач.

Осмотр и проверочные работы

Изначально необходимо определить, нужна ли регулировка сцепления и его прокачка. Это можно понять по наличию или отсутствии утечки воздуха. Чем сильнее утечка, тем хуже работает пневматический гидроусилитель.

Проверить можно с помощью обычных нажатий на педаль (двигатель должен быть выключен). Если водитель слышит характерный свист, это говорит о сильной утечке. Если на звук определить ее не удалось, можно нанести мыльный раствор. Появление пузырьков будет свидетельствовать о нарушении работы системы сцепления.

Перед тем, как прокачать сцепление на КамАЗе, устройство ПГУ необходимо подтянуть болтами крепления. Так же желательно убедиться в том, что жидкости в бачке достаточно для обеспечения потребностей системы. Проверьте и то, что пружины, регулирующие движение соответствующих механизмов сцепления, не растянуты.

Порядок работ при прокачке

Прокачка сцепления КамАЗ 5320 или любой другой модификации будет актуальным только в том случае, если гидроусилитель пневматического типа находится в рабочем состоянии. Эту работу условно можно разделить на несколько основных этапов.

Регулировка свободного хода педали

В идеале ее свободный ход – не больше 1,5 см. Проверить его можно так: в пол под педалью упирается обычная линейка, после чего плавно давят на педаль, измеряя, сколько она прошла свободно, то есть, не соприкасаясь с поршнем.

Если показатель превышает установленную норму, значит, между механизмами есть зазор, которого быть не должно. Устранить его несложно, на примере модели 65115:

  • педаль должна находиться в самом верхнем положении, нажимать на нее не надо;
  • корончатая гайка ослабляется, чтобы освободить движение эксцентрикового пальца;
  • эксцентриковый палец аккуратно проворачивается, в результате чего существующий зазор уменьшается;
  • устанавливаем зазор в пределах 0,6-1,5 см, после чего обратно затягиваем гайку.


Регулировка свободного хода муфты

Дальнейшая прокачка сцепления на автомобиле КамАЗ 65115 – это проведение регулировочных работ, касающихся выжимной муфты. Деталь устанавливается для отключения сцепления. Величина его свободного хода должна находиться в пределах 3-4 мм. Этот показатель будет соответствовать аналогичному показателю хода вилки – он составляет примерно 4-5 мм. Изменение этих цифр требует немедленной регулировки.

  • вилка, которая деактивирует сцепление, отодвигается в сторону, а пружинный механизм извлекается;
  • ход рычага проверяется вручную;
  • восстановление нормального хода муфты осуществляется за счет регулировки вала сферической гайкой, которая является частью пневматического толкателя;
  • когда требуемый показатель достигнут, пружина устанавливается на место.

Регулировка полного хода толкателя поршня

Оптимальный показатель амплитуды движения поршневого толкателя на 5320 ЕВРО – не менее 2,5 см. Если он меньше, добиться качественного выключения сцепления не получится. Из-за этого и возникают характерные проблемы в процессе работы с этой системой, а также коробкой передач.

Проверить, насколько соответствует норме ход этого механизма, можно с помощью нажатия педали до упора. Если он недостаточный, значит, нужно проверить уровень жидкости в бачке, а также, еще раз заняться регулировкой свободного хода. Заключительный этап – это непосредственно прокачивание. Так же можете прочитать про Датчик скорости КамАЗ – Где находится и схема подключения.

Прокачка ПГУ на Камазе

Данную работу желательно выполнять вдвоем. Если человек опытный, он может все сделать и в одиночку. Прокачка сцепления КамАЗ начинается с тщательной очистки от пыли, грязи и жира резинового колпачка перепускного клапана. После этого на него надевается стандартный резиновый шланг. Второй конец этого шланга опускается в подходящую емкость, в которой уже находится рабочая жидкость. Емкость должна быть заполнена ею не более чем на треть.


Далее необходимо резко и быстро три-четыре раза нажать на педаль сцепления. В последний раз она не отпускается, а удерживается в нажатом положении. При этом необходимо немного открутить перепускной клапан. В этот момент жидкость внутри пневматического усилителя под давлением начнет вытекать в стеклянную емкость. Важно – о том, что в системе есть воздух, говорят характерные воздушные пузырьки.

Прокачать ПГУ на современном КамАЗе 65115 нужно несколько раз, пока пузырьков не станет вообще. После этого перепускной клапан закручивается, шланг отсоединяется, надевается резиновый колпачок. Обязательно доливается рабочая жидкость в бачок – ее уровень в нем не должен быть ниже 4 см от верхнего края.

Прокачать сцепление на КамАЗе можно и без стеклянного сосуда. В этом случае его роль играет обычный насос – жидкость заливается в него.

При правильном подходе и поэтапном выполнении работ, прокачка пневматического гидроусилителя руля на КамАЗе не отнимет много времени и завершится успешно.

Читайте также: