Плавное включение вентилятора охлаждения ваз

Обновлено: 04.07.2024

Причины отказа вентилятора радиатора связаны с его электрической или механической частью. В результате при определенных условиях двигатель автомобиля начинает перегреваться.

На примере вентилятора радиатора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.

— Вышел из строя датчик вентилятора радиатора

На карбюраторных ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях датчик расположен на правом бачке радиатора. Его выход из строя – наиболее распространенная причина отказа вентилятора на радиаторе. Включаем зажигание. Замыкаем отрезком провода контакты датчика (провода с них при этом не снимаем). Если вентилятор заработал – неисправен датчик, нет – неисправна его электрическая цепь.

— Неисправна электрическая цепь датчика

Для диагностики неисправности цепи удобнее всего использовать ее схему.

Неисправности в цепи:

окислились контакты проводов на выводах датчика температуры;

перегорел предохранитель в монтажном блоке.

— Неисправен электродвигатель вентилятора на радиаторе системы охлаждения

Попросту сгорел или вышел из строя от старости. Заменяем новым или заведомо исправным.

— Механическое повреждение электродвигателя вентилятора или его рамки (лопасти задевают за погнутую рамку)

Примечания и дополнения

Еще статьи по системе охлаждения автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Постоянно работает вентилятор радиатора на ВАЗ 2108, 2109, 21099

Автомобили ВАЗ 2109 оснащаются инжекторными и карбюраторными двигателями, каждый из которых имеет систему охлаждения. Одним из важных элементов этой системы служит вентилятор.

Внешний вид устройства

Проверка

На двигателях ВАЗ 2109 рабочая температура составляет 90 градусов.

Если стрелка указателя пересекла отметку в 100 градусов, автомобиль следует немедленно остановить, заглушить мотор и ждать, пока силовой агрегат остынет. Не сделав этого, вам грозит капитальный, дорогостоящий ремонт мотора.

Мотор может перегреваться по разным причинам:

  • Вышел из строя термостат;
  • Забился радиатор;
  • Вышел из строя вентилятор радиатора;
  • Сломался датчик включения вентилятора;
  • Упал уровень ОЖ в системе;
  • Вышла из строя помпа;
  • Нарушилась целостность проводки в цепи вентилятора.

Все эти причины можно и нужно проверить, прежде чем покупать новые детали.

Приведем пример проверки вентилятора и датчика.

Объект проверки

Метод

Возьмите один провод длиной около метра. Желательно с двумя крокодилами на концах. Масса идет на вентилятор. Ваша задача — подать напрямую с аккумулятора напряжение на вентилятор. Подайте 12 Вольт на второй контакт вентилятора. Если он закрутился, все с ним в порядке. Если нет, придется менять

Датчик

Не спешите сразу менять вентилятор. Не редко проблема заключалась в датчике, реле, предохранителях или просто в нарушенной проводке. Первым делом проверим датчик, а также расскажем об особенностях его замены.

Датчик включения вентилятора располагается в нижней части радиатора. От него отходит пара проводов.

Точная проверка

Дабы не торопиться с выводами, специалисты сначала советуют проверить датчик на предмет работоспособности.

  1. Если вентилятор не хочет включаться по стандартной схеме, попробуйте замкнуть между собой провода, которые идут на датчик. Если вентилятор заработал, а датчик горячий, проблема кроется в нем. При горячем радиаторе во время проверки корпус датчика может оказаться теплым. Это говорит о том, что следует проверить состояние термостата и уровень ОЖ в бачке. Возможно, придется поменять и долить соответственно.
  2. Если после замыкания проводов вент не включается, звука сработавшего реле не наблюдается, проверьте состояние реле и предохранителя. Он под номером 4 в монтажном блоке.
  3. Замкнув провода, вентилятор не запустился, но сработало реле. Тут следует проверить предохранитель под номером 8.
  4. При произвольном запуске вента на холодном двигателе он долгое время не выключается, попробуйте отключить от датчика один проводок. Если вентилятор остановился, контакты датчика залипли. Если же вент продолжает крутить, залипание произошло на контактах управляющего реле.

Обнаружив, что регулятор вышел из строя, не остается ничего другого, кроме как поменять датчик активации вентилятора радиатора.

Замена датчика

Поменять датчик достаточно просто:

  • Выключите зажигание;
  • Слейте жидкость охлаждения из расширительного бачка;
  • От клеммной колодки датчика отключите пару проводов;
  • Гаечным ключом на 30 выкрутите регулятор со своего посадочного места. Прикладывать большое усилие не стоит, рискуете нарушить посадочное гнездо;
  • Следуя в обратной последовательности, поставьте новый датчик.

Можно поменять датчик без слива жидкости охлаждения. Для этого нужно быстро выкрутить старый регулятор и на его место вкрутить новый. Небольшая часть ОЖ выльется, но зато не придется долго ее сливать, а затем заливать обратно.

Плавное Включение Вентилятора Охлаждения Двигателя Своими Руками

В многочисленных автомобилях, когда температура мотора близка до критичной отметки, врубается вентилятор остывания радиатора. Однако конечно массу минусов резкого старта, которая отображается на электрике автомобиля. В особенности это касается российского автопрома. Ниже приведена схема в кустарных условиях реле плавного включения вентилятора остывания.

Плавное включение вентиллятора (схема включения).

И так то выше было сказано о минусах резкого включения, и которые мы минуем собрав схему реле плавного включения:1. Большая нагрузка на бортовую сеть (генератор, аккумулятор, проводка).4. Большая механическая нагрузка на подшипник на крепления электро вентилятора.3. Внедрение неоправданно огромного предохранителя. Пусковой ток электродвигателя 20. 30А исходя из модели, и изредка превосходит 4. 8А на ходу.

Устройство представляет из себя ШИМ генератор импульсов. ШИМ запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 с неизменной частотой и изменяющийся во времени шириной следования импульса. Время задается емкостью конденсатора С3. Дальше, эти импульсы подаются на драйвер массивного полевого транзистора который управляет нагрузкой на выходе устройства. Драйвер для IRF4905 собран на российском транзисторе КТ315. Время полного открытия затвора IRF4905 впрямую находится в зависимости от емкости конденсатора и скорости его заряда. Диодик на выходе служит для сглаживание оборотных выбросов электродвигателя. Как диодика я использовал диодную сборку Шоттки с общим катодом.

Полевик Р-канальный, потому что должен регулировать положительное напряжение. Вы могли бы использовать и N-канальный, но тогда бы пришлось переделывать всю проводку связанную с электроникой остывания. Что остается сделать нашему клиенту выводы на схемы указаны учитывая выходов контактов реле. Схема обычная и выполнена в SMD, потому удалось ее поместить на плате размером с авто реле. Некая часть схемы выполнена навесным, плотным монтажом, а другая на малеханькой печатной плате.

Плату я отрисовывал ЛУТом, всем известным, дальше травил хлорным железом. Здесь я много встречал людей у каких процесс травление занимает более 2-х часом, лично у меня это занимает 5-7 минут. Что существует, что бы протравить плату (не так уж важно какого размера) необходимо подогреть раствор до температуры 60-70 градусов,в этом случае необходимо самые почаще болтать текстолит в растворе, и временами ему посматривать. Сперва нужно достать реле. Оно а возможно рабочим так и нет, фактически нас это не интересует. Главное размер! Сейчас необходимо разобрать его и аккуратненько извлечь внутренности, оставив выходные клеммы.

Должно получится приблизительно следущее

Если мы отрезали нашему клиенту остается ненадобное, займемся навесным монтажом. Подвесная часть, будет вся правая часть схема, что остается сделать нашему клиенту что выходит с 3 ножки NE555. Почему нельзя спаять нашему клиенту остается на плате? Потому что, ни в длину ни по ширине оно не влезет. Это относиться только к стандартному (по размерам) реле.

Плавный пуск электродвигателя охлаждения радиатора

Подвесная часть практически завершена. Сейчас приступим к самой плате. У меня вышло так, что пришлось обрезать готовую плату до подходящих размеров, так-как транзистор и диоды были вынесены за границы платы. Сама плата, которая выложена в завершение статьи, имеет полный размер по причине того, что бы ее было можно подогнать по размерам.

Сейчас впаиваем обрезанную плату в реле.

Осталось допаять перемычки можно перебегать к креплению радиатора (через изоляционную прокладку) и обрезанию крышки реле.

Фактически устройство готово. Осталось покрыть его лаком по другому залить канифолью. Хотя если реле будет стоять под приборной панелью, то вскрытие лаком есть вариант исключить. После конечной сборки устройство не просит опции, подходит к хоть каким (по мощности) электродвигателям, потому что имеет наибольший ток в 74А! Это все же автомобиль, обязан быть 200% припас по мощности. Чтоб ничего не работало в пике собственных черт. IRF4905 достаточно дешевенький, всераспространенный, заморочек с его приобретением появиться не должно.

Плавный запуск вентилятора.

И на этом все. Фото готового устройства.

Вентилятор

Если проблема кроется в вентиляторе охлаждения инжектора или карбюратора, тогда вам предстоит снять его. Вполне возможно отремонтировать агрегат, заменив электромотор или крыльчатку.

Схема с кожухом, радиатором, вентилятором и крыльчаткой

Чтобы снять вент, выполните следующие операции:

  • Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи;
  • Рассоедините колодки проводов. Одна из них крепится на кожухе вентилятора;
  • Возьмите гаечный ключ, открутите пару соединительных болтов. Они фиксируют кожух вента на левом бачка;
  • Далее открутите еще одну нижнюю гайку, удерживающую кожух устройства;
  • Теперь вам потребуется удлинитель с накидной головкой, чтобы открутить правую гайку сверху, которая крепит кожух вента на радиаторе;
  • Остается немного — открутить прижимную пластину вентилятора. Для этого снимается пара левых гаек;
  • Вручную снимите прижимную пластину;
  • Демонтируйте теперь вентилятор вместе с кожухом.

Модернизация

Если вы хотите усовершенствовать работу своего вентилятора радиатора на ВАЗ 2109, предлагаем соответствующую инструкцию.

Для модернизации вам потребуется установить второй датчик и несколько переделать систему.

  1. Штатный датчик включения будет отвечать за работу вента на максимальной скорости.
  2. Дополнительный датчик будет включать пониженную скорость. Его устанавливают в верхней части охладительной системы.

Теперь конкретнее о том, как все это организовать.

  1. Возьмите термодатчик, температура срабатывания которого аналогична штатному регулятору.
  2. Установите его в верхнем патрубке, подходящем к радиатору.
  3. Чтобы монтировать элемент, потребуется пара шайб и гайка. Обязательно смажьте шайбу герметиком, чтобы через отверстие установки не возникали утечки.
  4. Купите резистор для установки на вентиляторе печки. Он имеет несколько выводов, потому при желании можно сделать несколько скоростей работы.
  5. Необходимо сделать дополнительную цепь управления. Через нее на обмотку мотора будет подаваться меньшее напряжение.
  6. За включение отвечает термодатчик, расположенный в верхней части охладительной системы.
  7. Управление лучше делать не на плюсе, а по массе.
  8. Работать система будет через кнопку в салоне. Слева от торпедо имеется решетка с двумя заглушками. Вырежьте одну из них и установите туда выключать на два режима. Можно взять регулятор включения печки от ВАЗ 2107.
  9. В первом положении будет включаться низкая частота, а во втором — максимальные обороты.
  10. Один общий провод подается к минусу.

Такая модернизация не предусмотрена конструкцией ВАЗ 2109. Это уже доработки автолюбителей. Потому установка второго датчика — сугубо под вашу личную ответственность.

Плавный пуск вентилятора охлаждения

Наконец-то появилась свободная минутка и я решил сделать очередное устройство для своего авто) Добрался я в этот раз до вентилятора системы охлаждения двигателя. В штатном варианте, когда включается ВСОД, происходит просадка напряжения бортовой сети. Когда я поставил сделанное устройство у меня получилось плавное нарастание тока в обмотке двигателя при его включении, исключив резкий скачок тока, а также провалов и резкой просадки напряжения бортовой сети

Работа устройства: При подаче напряжения 12в таймер с элементами обвязки (ШИМ) запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 ИС с постоянной частотой и изменяющийся во времени шириной следования импульса. Время задается емкостью конденсатора С1. Далее, эти импульсы подаются на затвор мощного полевого транзистора который управляет нагрузкой на выходе устройства. R3 строго 2Мом.

P.S. Данное устройство размещается максимально близко к вентилятору иначе могут образоваться помехи, которые будут мешать нормальной работе автомобиля.

Устройство ставил уже на несколько автомобилей, работает безупречно и безотказно. После сборки никакие дополнительные настройки не нужны, если всё сделано правильно, начинает работать сразу………………………

Плавное Включение Вентилятора Охлаждения Двигателя Своими Руками

Высокая нагрузка на бортовую сеть (генератор, аккумулятор, проводка).
4.
Высокая механическая нагрузка на подшипник при монтаже электровентилятора.
3.
Представляем тупо огромный предохранитель. Пусковой ток двигателя составляет 20,3 А на модели и иногда превышает 4,8 А на ходу.

Задача, которую я поставил, была: 1.

Используйте стандартную публикацию
2.
Не ставьте никаких дополнительных кнопок.
3.
В начале в этой модели машина — нет включите реле, чтобы включить вентилятор, чтобы его можно было заблокировать.

Устройство является генератором импульсов ШИМ. ШИМ запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 с постоянной частотой и шириной импульса, которая изменяется со временем. Время задается емкостью конденсатора C3. Затем эти импульсы поступают на драйвер массивного полевого транзистора, который контролирует нагрузку на выходе устройства. Драйвер для IRF4905 собран на русском транзисторе KT315. Время открытия затвора IRF4905 напрямую зависит от емкости конденсатора и скорости его заряда. Выходной диод используется для сглаживания обратной эмиссии двигателя. В качестве диода я использовал диодное соединение Шоттки с общим катодом.

Р-канал Полевик, потому что он должен регулировать положительное напряжение. Вы можете использовать N-канал, но тогда вам придется переделать всю проводку, связанную с охлаждающей электроникой. Что еще нужно сделать нашему клиенту, так это сделать выводы из релейных выходов. Схема проста и выполнена в SMD, так что вы можете разместить ее на печатной плате размером с автореле. Часть схемы смонтирована, плотно установлена, а другая на небольшой плате.


nsystems › Блог › ШИМ-контроллер вентилятора охлаждения двигателя ВАЗ(прототип)

Эта статья — 2 часть и логическое продолжение опыта разработки доступного адаптивного контроллера для охлаждения электровентилятора ВАЗ. (1 часть читаем по ссылке ) Первый опыт был направлен, прежде всего, на то, что бы понять и оценить собственные возможности в разработке микроконтроллерного устройства для решения наболевшей у всех темы перегрева либо же надоедливого щелканья и гула под капотом.

Схему и готовую печатную плату я решил разработать и оставить в общем доступе на облачном сервисе для проектировки электронных схем ()

Полный видеогайд по прошивке и настройке контроллера:

Скетч для ардуино так же прикреплен в архиве. Как прошивать адрдуино, в интернете — миллион видео. Подключайте правильно по схеме, соблюдая рекомендации, пропаяйте качественно все контакты, не забудьте об охлаждении транзистора, и всё будет стабильно работать!

Всем добра и удачи)

Варианты схем

Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).

Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.

Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.

Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.

Схема блока управления вентилятором VAG 357 919 506

FAQ VW Audi Skoda Seat

Блок управления вентилятором номер VAG: 357 919 506 устанавливался на автомобили: Volkswagen Passat B4 / Фольксваген Пассат Б4 (3A2) 1994 — 1997 Volkswagen Passat Variant B4 / Фольксваген Пассат Вариант Б4 (3A5) 1994 — 1997 Volkswagen Golf 3 / Фольксваген Гольф 3 (1H1, 1H5) 1992 — 1998 Volkswagen Vento / Фольксваген Венто (1H2) 1992 — 1998 Volkswagen Polo 3 / Фольксваген Поло 3 (6N1) 1995 — 2000 Volkswagen Corrado / Фольксваген Коррадо (509) 1988 — 1995

Если не запускается кондиционер или климат-контроль — частых причин две: либо мало фреона, либо неисправен блок управления вентилятором (БУВ).

Похоже у меня БУВ все таки накрылся. На разъеме радиатора замыкаю контакты 1-2, включается вентилятор на 1-ю скорость. Замыкаю 2-3 — ничего, даже релюха в БУВе не щелкает. Скорее всего отошла пайка в БУВ. Разбирается блок просто: вынимаете и выкручиваете все предохранители, снизу по периметру отковыриваете герметик и аккуратно, чтобы не сломать защёлки, снимете крышку. Плата там вся, как на ладони.

Нарыл схему подключения климатроника для своей машинки, а вместе с ним и БУВ разрисован

Ремонт блока управления вентилятором

Ремонт блока управления вентилятором

Ремонт блока управления вентилятором

Есть косячок на схемке один — термосвич S516 в реальной жизни нормально замкнут.

Также попалась распиновка БУВа, для Фольксваген Гольф 3 / Венто, но наш для Фольксваген Пассат Б4 точно такой же.

Ремонт блока управления вентилятором

Начал выяснять, куда у меня делась вторая скорость. Разобрал один из БУВов, вот он, вид со стороны платы. Откровенной холодной пайки нигде не наблюдается. Предохранители прикрутил и вставил на место для последующих тестов на машине.

Ремонт блока управления вентилятором

Это с одного боку. Слева направо, реле: 1-включение 2-й скорости вентилятора, 2-включение 3-й скорости вентилятора, 3-включение дополнительной помпы ОЖ.

Ремонт блока управления вентилятором

Это повернутый на 180 градусов. Слева реле включения соленоида муфты кондиционера.

Ремонт блока управления вентилятором

Отнес домой, хорошенько просмотрел, в результате прорисовалась вот такая вот история по включению второй скорости:

Ремонт блока управления вентилятором

То есть, вся эта хрень замучена исключительно для того, чтобы вторая скорость никоим образом не могла включиться при выключенном зажигании. Верней, чтобы она выключалась при выключении зажигания, если температура > 95-100 градусов.

Элементы пронумеровал вольно исключительно для этой картинки, работает это так: при включении зажигания через предохранитель №14 (у меня, на самой первой схеме выше он обозначен как №13) с шины 15 через контакт №7 разъёма Т10 БУВ через развязывающий диод VD1 напряжение бортсети через делители R1R2 и R3R4 (последний задает напряжение смещения 0,76В) попадает на базу транзистора Q1, который открывается, и при поступлении плюса от датчика на радиаторе с его контакта 3 на контакт БУВ Т10/7 включается вторая скорость.

Боюсь сглазить, но, кажись, коротыш нашелся довольно просто — колхозно присобаченная лампочка подсветки панели кулисы, будь она неладна. Крайний раз был на разборе в Пушкино, взял одну в запас как раз, но поставить всё недосуг было. Вот теперь и придётся…

Отрисовал боле-мене БУВ полностью, с номиналами пассивки, правда, типы всех диодов не до конца понятны, но что-то похожее на КД521, и один помощней, не удается прочесть, на обратной стороне платы стоит неудобно. Но — непринципиально. Один диод непонятен совсем. Похож на стабилитрон, но стоит именно как диод. На картинке обведен красным. По цветовой маркировке также не нашел, как его идентифицировать. Белая и зеленая полоски. Корпус стеклянный. Подсказали что скорее всего это smd диод. Корпус и тип MELF DO213AB

Ремонт блока управления вентилятором

Две другие обводки — это понятно, слева диод BAS21 (в голубом кружочке, маркировка JSp, корпус SOT23), в розовом — NPN-транзистор тоже в SOT23, также нашел его, щас не помню, записано на бумажке.

Решения схемотехнические, что применены — довольно угарные. В смысле, я угорал..

Нарисовал на досуге схемку БУВа.

Ремонт блока управления вентилятором

Схема афтеррана дополнительной помпы не мудрствуя лукаво реализована на специализированной микрухе U6049B, включенной один в один по схеме из даташита на нее (отличаются только номиналы времязадающей цепочки времени выбега на R4С4). Вообще, эта микруха была придумана для задания времени афтеррана карлссонов, но тут — для помпы сделано. Какая, в сущности, разница?

На контакт 10/7 приходит сигнал с контакта 3 датчика на радиаторе и включает вторую скорость. У меня нихрена не включает, датчик надо менять. А вот на контакт 10/2 приходит сигнал от датчика давления кондея первого уровня (5 атм, что ли, не запомнил). Вот он то у меня карлссон на 2-ю скорость и запускает. Даже, когда температура еще 60-70 по показометру. Про блокировку на выключенном зажигании на транзисторе VT4 писал выше. Ну и, третья скорость тупо запускается через контакт Т10/5 напрямую на обмотку реле с датчика на движке.

В общем, такая вот немудрёная схемотехника. Диоды 1N4150 написал от балды, но если и не они, то близкие. Напряжение стабилитрона VD6 написано у него на корпусе. Считать, что за диод VD7, не удалось, но не меньше, чем на 2А прямого тока. VD5 написал FR303 тоже произвольно, считать не получилось с корпуса, но 303-й точно подойдет по параметрам, если что. Остальные номиналы должны быть правильными. Нумерация элементов, естественно, от балды, по локализации функциональностей.

Может, пригодится кому это. Есть этот чертежик в Visio и его распечатка в pdf, но не уверен, что нужно, т.к. вероятность ошибки, хоть и незначительна, всё же имеется, неудобный блок для считывания, ежели его не ломать. Если надо кому — могу в личку скинуть, пишите на форум.

Продолжение и все обсуждения отчета здесь

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!Диагностика
Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю — посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто. С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

Плавный пуск вентилятора охлаждения | Каталог самоделок

О самодельных устройствах плавного пуска, построенных на принципах широкоимпульсной модуляции (ШИМ) сказано уже немало. Такие схемы ограничивают пусковые токи электродвигателей, обеспечивая более продолжительную их работу.Принципиальная электрическая схема реле плавного пуска на базе микроконтроллера PIC12F629 не должна вызвать затруднений при выполнении даже у тех, кто не имеет большого опыта в электронике.

IRF1010, которым управляет контроллер -мощный МОП-транзистор (MOSFET) N-канального типа с встроенным обратным диодом, использующийся для работы в ключевом режиме.Его цоколевка для корпуса ТО-220 показана ниже.

Вместо транзистора 2SC1815 возможно использовать 2N232, 2SC1000 или отечественный аналог КТ3102 А(Б). Эти транзисторы чаще всего выпускают в корпусе ТО-92 с цоколевкой, как на рисунке.

Так выглядят структурная схема расположения деталей на плате и сама плата со стороны дорожек:

Практическое применение микроконтроллеров имеет сравнительные достоинства. Основным таким преимуществом можно назвать возможность изготовления компактных печатных плат, что обуславливает комфортную установку.

В данном случае электронная плата рассчитана на размеры 23мм на 33 мм, чтопозволяет поместить его в корпус от стандартного реле поворотов классики.

В виду небольших габаритных размеров готового устройства можно удобно разместить его. Один из вариантов – на перекладине вентилятора охлаждения. Такой монтаж обеспечивает свободный доступ к установленному оборудованию.

Рекомендуется подключать устройство через дополнительный предохранитель, а запитываться устройство должно вместе с работой бензонасоса.

Проект построен в среде программирования Flowcode. Помимо стандартного плавного пуска, прошивка предусматривает и плавный останов вентилятора, что делает его еще более функциональным.Все необходимые файлы даны в прилагаемом архиве.

Причины отказа вентилятора радиатора связаны с его электрической или механической частью. В результате при определенных условиях двигатель автомобиля начинает перегреваться.

На примере вентилятора радиатора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.

— Вышел из строя датчик вентилятора радиатора

На карбюраторных ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях датчик расположен на правом бачке радиатора. Его выход из строя – наиболее распространенная причина отказа вентилятора на радиаторе. Включаем зажигание. Замыкаем отрезком провода контакты датчика (провода с них при этом не снимаем). Если вентилятор заработал – неисправен датчик, нет – неисправна его электрическая цепь.

— Неисправна электрическая цепь датчика

Для диагностики неисправности цепи удобнее всего использовать ее схему.

Неисправности в цепи:

окислились контакты проводов на выводах датчика температуры;

перегорел предохранитель в монтажном блоке.

— Неисправен электродвигатель вентилятора на радиаторе системы охлаждения

Попросту сгорел или вышел из строя от старости. Заменяем новым или заведомо исправным.

— Механическое повреждение электродвигателя вентилятора или его рамки (лопасти задевают за погнутую рамку)

Примечания и дополнения

Еще статьи по системе охлаждения автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Постоянно работает вентилятор радиатора на ВАЗ 2108, 2109, 21099

Автомобили ВАЗ 2109 оснащаются инжекторными и карбюраторными двигателями, каждый из которых имеет систему охлаждения. Одним из важных элементов этой системы служит вентилятор.

Внешний вид устройства

Проверка

На двигателях ВАЗ 2109 рабочая температура составляет 90 градусов.

Если стрелка указателя пересекла отметку в 100 градусов, автомобиль следует немедленно остановить, заглушить мотор и ждать, пока силовой агрегат остынет. Не сделав этого, вам грозит капитальный, дорогостоящий ремонт мотора.

Мотор может перегреваться по разным причинам:

  • Вышел из строя термостат;
  • Забился радиатор;
  • Вышел из строя вентилятор радиатора;
  • Сломался датчик включения вентилятора;
  • Упал уровень ОЖ в системе;
  • Вышла из строя помпа;
  • Нарушилась целостность проводки в цепи вентилятора.

Все эти причины можно и нужно проверить, прежде чем покупать новые детали.

Приведем пример проверки вентилятора и датчика.

Объект проверки

Метод

Возьмите один провод длиной около метра. Желательно с двумя крокодилами на концах. Масса идет на вентилятор. Ваша задача — подать напрямую с аккумулятора напряжение на вентилятор. Подайте 12 Вольт на второй контакт вентилятора. Если он закрутился, все с ним в порядке. Если нет, придется менять

Датчик

Не спешите сразу менять вентилятор. Не редко проблема заключалась в датчике, реле, предохранителях или просто в нарушенной проводке. Первым делом проверим датчик, а также расскажем об особенностях его замены.

Датчик включения вентилятора располагается в нижней части радиатора. От него отходит пара проводов.

Точная проверка

Дабы не торопиться с выводами, специалисты сначала советуют проверить датчик на предмет работоспособности.

  1. Если вентилятор не хочет включаться по стандартной схеме, попробуйте замкнуть между собой провода, которые идут на датчик. Если вентилятор заработал, а датчик горячий, проблема кроется в нем. При горячем радиаторе во время проверки корпус датчика может оказаться теплым. Это говорит о том, что следует проверить состояние термостата и уровень ОЖ в бачке. Возможно, придется поменять и долить соответственно.
  2. Если после замыкания проводов вент не включается, звука сработавшего реле не наблюдается, проверьте состояние реле и предохранителя. Он под номером 4 в монтажном блоке.
  3. Замкнув провода, вентилятор не запустился, но сработало реле. Тут следует проверить предохранитель под номером 8.
  4. При произвольном запуске вента на холодном двигателе он долгое время не выключается, попробуйте отключить от датчика один проводок. Если вентилятор остановился, контакты датчика залипли. Если же вент продолжает крутить, залипание произошло на контактах управляющего реле.

Обнаружив, что регулятор вышел из строя, не остается ничего другого, кроме как поменять датчик активации вентилятора радиатора.

Замена датчика

Поменять датчик достаточно просто:

  • Выключите зажигание;
  • Слейте жидкость охлаждения из расширительного бачка;
  • От клеммной колодки датчика отключите пару проводов;
  • Гаечным ключом на 30 выкрутите регулятор со своего посадочного места. Прикладывать большое усилие не стоит, рискуете нарушить посадочное гнездо;
  • Следуя в обратной последовательности, поставьте новый датчик.

Можно поменять датчик без слива жидкости охлаждения. Для этого нужно быстро выкрутить старый регулятор и на его место вкрутить новый. Небольшая часть ОЖ выльется, но зато не придется долго ее сливать, а затем заливать обратно.

Плавное Включение Вентилятора Охлаждения Двигателя Своими Руками

В многочисленных автомобилях, когда температура мотора близка до критичной отметки, врубается вентилятор остывания радиатора. Однако конечно массу минусов резкого старта, которая отображается на электрике автомобиля. В особенности это касается российского автопрома. Ниже приведена схема в кустарных условиях реле плавного включения вентилятора остывания.

Плавное включение вентиллятора (схема включения).

И так то выше было сказано о минусах резкого включения, и которые мы минуем собрав схему реле плавного включения:1. Большая нагрузка на бортовую сеть (генератор, аккумулятор, проводка).4. Большая механическая нагрузка на подшипник на крепления электро вентилятора.3. Внедрение неоправданно огромного предохранителя. Пусковой ток электродвигателя 20. 30А исходя из модели, и изредка превосходит 4. 8А на ходу.

Устройство представляет из себя ШИМ генератор импульсов. ШИМ запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 с неизменной частотой и изменяющийся во времени шириной следования импульса. Время задается емкостью конденсатора С3. Дальше, эти импульсы подаются на драйвер массивного полевого транзистора который управляет нагрузкой на выходе устройства. Драйвер для IRF4905 собран на российском транзисторе КТ315. Время полного открытия затвора IRF4905 впрямую находится в зависимости от емкости конденсатора и скорости его заряда. Диодик на выходе служит для сглаживание оборотных выбросов электродвигателя. Как диодика я использовал диодную сборку Шоттки с общим катодом.

Полевик Р-канальный, потому что должен регулировать положительное напряжение. Вы могли бы использовать и N-канальный, но тогда бы пришлось переделывать всю проводку связанную с электроникой остывания. Что остается сделать нашему клиенту выводы на схемы указаны учитывая выходов контактов реле. Схема обычная и выполнена в SMD, потому удалось ее поместить на плате размером с авто реле. Некая часть схемы выполнена навесным, плотным монтажом, а другая на малеханькой печатной плате.

Плату я отрисовывал ЛУТом, всем известным, дальше травил хлорным железом. Здесь я много встречал людей у каких процесс травление занимает более 2-х часом, лично у меня это занимает 5-7 минут. Что существует, что бы протравить плату (не так уж важно какого размера) необходимо подогреть раствор до температуры 60-70 градусов,в этом случае необходимо самые почаще болтать текстолит в растворе, и временами ему посматривать. Сперва нужно достать реле. Оно а возможно рабочим так и нет, фактически нас это не интересует. Главное размер! Сейчас необходимо разобрать его и аккуратненько извлечь внутренности, оставив выходные клеммы.

Должно получится приблизительно следущее

Если мы отрезали нашему клиенту остается ненадобное, займемся навесным монтажом. Подвесная часть, будет вся правая часть схема, что остается сделать нашему клиенту что выходит с 3 ножки NE555. Почему нельзя спаять нашему клиенту остается на плате? Потому что, ни в длину ни по ширине оно не влезет. Это относиться только к стандартному (по размерам) реле.

Плавный пуск электродвигателя охлаждения радиатора

Подвесная часть практически завершена. Сейчас приступим к самой плате. У меня вышло так, что пришлось обрезать готовую плату до подходящих размеров, так-как транзистор и диоды были вынесены за границы платы. Сама плата, которая выложена в завершение статьи, имеет полный размер по причине того, что бы ее было можно подогнать по размерам.

Сейчас впаиваем обрезанную плату в реле.

Осталось допаять перемычки можно перебегать к креплению радиатора (через изоляционную прокладку) и обрезанию крышки реле.

Фактически устройство готово. Осталось покрыть его лаком по другому залить канифолью. Хотя если реле будет стоять под приборной панелью, то вскрытие лаком есть вариант исключить. После конечной сборки устройство не просит опции, подходит к хоть каким (по мощности) электродвигателям, потому что имеет наибольший ток в 74А! Это все же автомобиль, обязан быть 200% припас по мощности. Чтоб ничего не работало в пике собственных черт. IRF4905 достаточно дешевенький, всераспространенный, заморочек с его приобретением появиться не должно.

Плавный запуск вентилятора.

И на этом все. Фото готового устройства.

Вентилятор

Если проблема кроется в вентиляторе охлаждения инжектора или карбюратора, тогда вам предстоит снять его. Вполне возможно отремонтировать агрегат, заменив электромотор или крыльчатку.

Схема с кожухом, радиатором, вентилятором и крыльчаткой

Чтобы снять вент, выполните следующие операции:

  • Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи;
  • Рассоедините колодки проводов. Одна из них крепится на кожухе вентилятора;
  • Возьмите гаечный ключ, открутите пару соединительных болтов. Они фиксируют кожух вента на левом бачка;
  • Далее открутите еще одну нижнюю гайку, удерживающую кожух устройства;
  • Теперь вам потребуется удлинитель с накидной головкой, чтобы открутить правую гайку сверху, которая крепит кожух вента на радиаторе;
  • Остается немного — открутить прижимную пластину вентилятора. Для этого снимается пара левых гаек;
  • Вручную снимите прижимную пластину;
  • Демонтируйте теперь вентилятор вместе с кожухом.

Модернизация

Если вы хотите усовершенствовать работу своего вентилятора радиатора на ВАЗ 2109, предлагаем соответствующую инструкцию.

Для модернизации вам потребуется установить второй датчик и несколько переделать систему.

  1. Штатный датчик включения будет отвечать за работу вента на максимальной скорости.
  2. Дополнительный датчик будет включать пониженную скорость. Его устанавливают в верхней части охладительной системы.

Теперь конкретнее о том, как все это организовать.

  1. Возьмите термодатчик, температура срабатывания которого аналогична штатному регулятору.
  2. Установите его в верхнем патрубке, подходящем к радиатору.
  3. Чтобы монтировать элемент, потребуется пара шайб и гайка. Обязательно смажьте шайбу герметиком, чтобы через отверстие установки не возникали утечки.
  4. Купите резистор для установки на вентиляторе печки. Он имеет несколько выводов, потому при желании можно сделать несколько скоростей работы.
  5. Необходимо сделать дополнительную цепь управления. Через нее на обмотку мотора будет подаваться меньшее напряжение.
  6. За включение отвечает термодатчик, расположенный в верхней части охладительной системы.
  7. Управление лучше делать не на плюсе, а по массе.
  8. Работать система будет через кнопку в салоне. Слева от торпедо имеется решетка с двумя заглушками. Вырежьте одну из них и установите туда выключать на два режима. Можно взять регулятор включения печки от ВАЗ 2107.
  9. В первом положении будет включаться низкая частота, а во втором — максимальные обороты.
  10. Один общий провод подается к минусу.

Такая модернизация не предусмотрена конструкцией ВАЗ 2109. Это уже доработки автолюбителей. Потому установка второго датчика — сугубо под вашу личную ответственность.

Плавный пуск вентилятора охлаждения

Наконец-то появилась свободная минутка и я решил сделать очередное устройство для своего авто) Добрался я в этот раз до вентилятора системы охлаждения двигателя. В штатном варианте, когда включается ВСОД, происходит просадка напряжения бортовой сети. Когда я поставил сделанное устройство у меня получилось плавное нарастание тока в обмотке двигателя при его включении, исключив резкий скачок тока, а также провалов и резкой просадки напряжения бортовой сети

Работа устройства: При подаче напряжения 12в таймер с элементами обвязки (ШИМ) запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 ИС с постоянной частотой и изменяющийся во времени шириной следования импульса. Время задается емкостью конденсатора С1. Далее, эти импульсы подаются на затвор мощного полевого транзистора который управляет нагрузкой на выходе устройства. R3 строго 2Мом.

P.S. Данное устройство размещается максимально близко к вентилятору иначе могут образоваться помехи, которые будут мешать нормальной работе автомобиля.

Устройство ставил уже на несколько автомобилей, работает безупречно и безотказно. После сборки никакие дополнительные настройки не нужны, если всё сделано правильно, начинает работать сразу………………………

Регулятор пуска вентилятора РПВ автомобилей LADA

Регулятор пуска вентилятора РПВ предназначен для повышения безопасности, уровня комфорта и продления срока службы электромеханического реле и вентилятора системы охлаждения двигателя. Регулятор легко устанавливается в штатную электропроводку автомобилей LADA. Возможна установка в автомобили других марок с напряжением бортовой сети 12 Вольт.

Описание работы прибора

При срабатывании электромеханического реле регулятор производит плавное включение вентилятора системы охлаждения двигателя, что значительно повышает его срок службы.

Регулятор устанавливается в разрыв цепи питания вентилятора и закрепляется в подходящем месте.

Читайте также: