Плавный пуск вентилятора охлаждения газель

Обновлено: 04.07.2024

(093) 147 03 89 (044) 456 42 48

Почему желателен плавный пуск вентилятора?

Существует большое количество различных видов и типов вентиляторов. Они могут различаться конструкцией и устройством, способом применения, условиями работы, а так же техническими характеристиками и параметрами в зависимости от классификационных признаков (см.ниже).
Вентиляторы подобно центрифугам, имеют большую инерцию, требуя длительного времени разгона.
Прямой пуск вентилятора вызывает большую нагрузку на сеть. При прямом пуске и жесткой сети возникают большие нагрузки в кинематике (ременная и др. передачи), в подшипниках. Прямой пуск приводит к значительным перегрузкам электродвигателей вентиляторов из-за больших и продолжительных пусковых токов. Также может возникать проскальзывание в ременных передачах. В мощных вентиляторах и дымососах в связи с их большой инерционной нагрузкой используются электродвигатели, имеющие до пятикратного превышения мощности. В номинальном режиме работы нет необходимости в электродвигателе этой мощности /реактивную же мощность такой двигатель потребляет в полном соответствии со своими каталоговыми данными. Использование электродвигателей с избыточной мощностью приводит к преждевременному вытягиванию приводных ремней, провалам питающего напряжения в сети и циркулированию этой избыточной реактивной мощности в сети.

Вентиляторы являются механизмами с режимом длительной нагрузки с большим числом часов работы в году, поэтому нагрузка на валу приводного двигателя спокойная, перегрузок в установившемся режиме практически не возникает.
Вентиляторы являются механизмами, обладающими большим моментом инерции, что необходимо учитывать при расчете пусковых характеристик электроприводов.
Пуск вентилятора может производиться как при разгруженной машине ( закрыт направляющий аппарат), так и при нормальной работе на сеть. В первом случае максимальный момент при пуске равен примерно 0,5 номинального, во втором -номинальному. При пуске мощных вентиляторов с большим диаметром рабочего колеса обычно требуется ограничение ускорений при пуске во избежание появления чрезмерных динамических напряжений в лопатках рабочего колеса и резкого возрастания пускового тока.

Кроме улучшения энергетических характеристик, благодаря использованию плавного пуска вентиляторов, значительно изменяются эксплуатационные показатели:
- увеличивается межремонтный цикл из-за снижения механических нагрузок и смягчения пусковых режимов;
- легко выбирается необходимый технологический режим и обеспечивается параллельная работа вентиляторов;
- простота настройки: благодаря тому, что для настройки плавного пускателя достаточно задать уставки трех параметров – начальную крутизну повышения напряжения при пуске, крутизну спада напряжения при выключении и начальное значение напряжения, появляется возможность подбирать параметры плавного пускателя для решения самого широкого круга задач пуска воздуходувок, дымососов, аэраторов, зерносушильных установок и т.п.

Применение устройства плавного пуска исключает, или по крайней мере, уменьшает связанные со свойствами этого класса нагрузок проблемы.
Кроме этого, плавный пуск вентилятора обеспечивает:
• Увеличение срока службы муфты следствие уменьшения механических ударов.
• Уменьшение пускового тока позволяет осуществлять пуск мощных вентиляторов при ограничении максимально допустимой мощности.
• Защита от опрокидывания фазы позволяет исключить обратный ход вентилятора.

Плавный пуск вентиляторов, дымососов, воздуходувок, компрессоров обеспечивает безаварийный режим их работы и возможность отключения в том случае, когда нет необходимости их работы. Известно, что как пусковая коммутационная аппаратура, так и электродвигатель имеют ограниченное количество пусков. Это связано с описанными выше процессами. Использование устройств плавного пуска вентиляторных нагрузок позволяет осуществлять включение и отключение коммутационной аппаратуры и электродвигателя на нулевом напряжении, что многократно увеличивает их ресурс.


Плавный пуск и плавная остановка вентилятора охлаждения двигателя.
Данное устройство предназначена для плавного пуска и плавной остановки вентилятора охлаждения двигателя. В модуле используется ШИМ (PWM) технология, а управление микроконтроллерное. Для чего нужен плавный пуск вентилятора? При запуске вентилятора идёт очень большая нагрузка на аккумулятор и на автомобильную проводку, у некоторых доходит до того что плавится изоляция проводов и перегорает предохранитель, хочу отметить что такая нагрузка наблюдается на период выхода вентилятора на максимальные обороты, а потом вентилятор не потребляет так много энергии как в начале. А этот модуль помогает вентилятору выйти на оптимальный режим, при этом снимает нагрузку с системы энергоснабжения автомобиля.
Подключение модуля. Устройство подключается не в разрез проводу идущему к вентилятору а отдельно через предохранитель, пример подключения указан на рисунке. Можно подключать и в разрез провода вентилятора - но тогда не будет плавной остановки вентилятора. Модуль подключается к датчику температуры автомобиля, с датчика управляющий сигнал должен быть минус (или инвертировать через реле допустим). Есть разные прошивки (укажите необходимую при заказе): Версия V1- Для датчиков нормально закрытые (NC) - на таких датчиках минус присутствует когда двигатель холодный, а когда двигатель перегрелся - минус пропадает. Версия V2 - Для датчиков нормально открытые (NО) - на таких датчиках минус отсутствует когда двигатель холодный, а когда двигатель перегрелся - минус появляется.


При покупке Вы получите: Собранный модуль, инструкция.


Остальные модификации связаны с наличием\отсутствием впаянных проводов, толщиной силовых проводов (2.5 или 4 кв.мм.) и мощностью (360 или 520вт), типом разъема к вентилятору(российский или импортный), напряжением батареи 12В или 24В(грузовики).

Эта версия находится на текущей странице.

Это исполнение с разъемом для подсоединения проводов. Разъемы находятся внутри корпуса, чтобы грязь в них не попадала, для ввода проводов используется штуцер. Вся плата залита герметиком, за исключением контактов разъема для подключения проводов.

Провода в комплект не входят. Версия без проводов удобна тем, что силовые провода могут быть сделаны оптимальной длины "по месту". Штуцер предназначен для проводов до 4кв.мм., но на пределе возможны и 6кв.мм.

Эта версия находится в производстве с весны 2018года, имеет существенные улучшения в части электроники, реализуемых функций и программирования.

Эта версия находится на другой странице.

Это исполнение с разъемом для подсоединения проводов. Разъемы находятся внутри корпуса, чтобы грязь в них не попадала, для ввода проводов используется штуцер. Вся плата залита герметиком, за исключением контактов разъема для подключения проводов.

Провода в комплект не входят. Версия без проводов удобна тем, что силовые провода могут быть сделаны оптимальной длины "по месту". Штуцер предназначен для проводов до 4кв.мм., но на пределе возможны и 6кв.мм.

Исполнения на 24Вольта не будет.

Эта версия находится в производстве с весны 2018года, имеет существенные улучшения в части электроники, реализуемых функций и программирования.

Эта версия находится на текущей странице.

Эта версия находится на другой странице.

Эта мощная версия находится на текущей странице. Рекомендуется для ДВС более 3л.

Имеется заказное исполнение на 24Вольта.

Эта мощная версия находится на другой странице. Модель 2019г.

Назначение блока управления вентилятором (БУ ЭВСО)

Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля

Для каких машин предназначен БУ ЭВСО?

Преимущества:

  • автоматическая настройка температуры стабилизации без участия водителя;
  • простота перестройки температуры стабилизации;
  • контроль работы вентилятора системы охлаждения с помощью запрограммированных тестов;
  • контроль рабочих параметров системы охлаждения при запуске двигателя;
  • автоматическая защита от перегрузки по току свыше 30 А;
  • автоматическая защита от короткого замыкания по току свыше 50 А;
  • легкое встраивание в штатную систему охлаждения; , а не радиатора;
  • высокая надежность;
  • резервирование (штатная система охлаждения остается в качестве дублирующей).
  • для управления блоком не используются механические кнопки, управление бесконтактное, магнитное.

Преимущества при использовании блока управления вентилятором

    ;
  • снизить расход топлива;
  • увеличить срок службы (ресурс) двигателя автомобиля;
  • практически исключить шум от работы вентилятора; на бортовую сеть автомобиля.

Принцип работы блока управления вентилятором

Здесь никакого "открытия Америки" нет. Как и нет гигантского эффекта, он составляет в общем 15-30% по отношению к классической системе управления вентилятором.

Установка

Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля

Процедура установки БУ ЭВСО элементарна. Блок управления вентилятором имеет три жгута - силовой, жгут питания и жгут управления.

Силовой жгут имеет два разъема. От электровентилятора отсоединяется разъем штатной системы и подстыковывается к первому разъему силового жгута. Освободившийся разъем электровентилятора подсоединяется ко второму разъему силового жгута. Перепутать их не получится, они разные.

Жгут питания содержит два провода питания блока управления, плюсовой подключаются к аккумуляторной батарее через предохранитель.

Жгут управления содержит четыре тонких провода, назначение которых - получать информацию.

Для желающих точнее настроить температуру включения специально сделана дополнительная сервисная функция коррекции установленной температуры включения ЭВСО с малым шагом прямо на заведенном двигателе.

Более подробно со всеми аспектами работы БУ ЭВСО можно почитать на форуме и в разделе FAQ(слева в меню). Там же расположены и статьи по тематике управления электровентилятором.

Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-В 2013г. Назначение элементов
Герметичный Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-В 2013г. Схема подключения

Жгут управления содержит четыре провода, первый из которых крепится к массе (измерительная масса), второй подключается к штатному датчику температуры двигателя, третий используется в случае, если автомобиль укомплектован кондиционером, четвертый - при необходимости управлять вторым (или резервировать основной) электровентилятором или электропомпой. Разветвление на два контакта у провода датчика температуры удобно при использовании одноконтактного датчика и позволяет иметь разъемное соединение в этом месте. Для двухконтактного датчика ответвление можно отрезать и соединить отрезанную часть с сигнальным проводом датчика для получения тоже разъемного соединения.

Появились два новых входа - включение и выключение. На первый можно поставить кнопку на принудительный продув, на второй - кнопку "брод".

3. Каскадная, ведомый блок повторяет все действия ведущего.

4. С двумя датчиками, один на ДВС, второй может устанавливаться в другом месте и может быть как датчиком температуры, так и давления. Типовое применение - датчик температуры подкапотного пространства, в пробках вентилятор будет срабатывать не только по температуре ДВС, но и по перегреву воздуха под капотом.

Ниже приведены соответствующие схемы подключения.

Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г. Схема включения
Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г. Схема включения
Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г. Схема включения
Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г. Схема включения

Внешний вид Борея:

Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г.
Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г.
Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля

Подключение автономного датчика температуры

При желании можно врезать в контур циркуляции ОЖ дополнительный автономный датчик температуры (ДТ). В этом случае возникает проблема подачи питания датчика. Можно запитать его через дополнительный резистор 300 Ом от бортовой сети. Но в этом случае показания датчика будут зависеть от колебаний бортового напряжения. Лучшее решение - запитать датчик от стабилизированного источника питания. Это позволяет сделать блок "Борей-К". В нем питание ДТ подается от внутреннего стабилизатора. Стоит отметить, что если на машине есть штатные датчики, особенно двухконтактные, то лучше использовать их, а не устанавливать автономный датчик.

Первый тип с российским разъемом хорош тем, что если он не подходит по "пластмассе" к разъему вентилятора, то контакты можно извлечь из пластмассового корпуса и воткнуть по отдельности в разъем вентилятора, учитывая полярность. В автомобилях разных стран применяют разные разъемы, но внутренний тип контакта почти всегда один (размер 6.3мм), в том числе у вентиляторов "Бош" российского производства, а также "Шеви-Нивы" и "Калины".

Второй комплект проводов с разъемом Packard 12015987 (рисунок справа) подходит по "пластмассе" к большинству импортных вентиляторов, в том числе и вентиляторам "Бош" российского производства, а также к вентиляторам "Шеви-Нивы" и "Калины". Однако разобрать такой разъем уже не получится, контакты внутри специализированные и не подойдут к другому типу разъемов.

Повышенная мощность потребовала серьезного изменения внутренней платы. Если предыдущие версии использовали автоматизированный монтаж силовых элементов (первое фото ниже), то эта модель требует их ручного монтажа и пайки, что безусловно увеличивает ее себестоимость.

автоматизированный монтаж силовых элементов для СИЛИЧЪ-БОРЕЙ
Контроллер электровентилятора СИЛИЧЪ-БОРЕЙ-КВ4
Контроллер электровентилятора СИЛИЧЪ-БОРЕЙ-КВ4
Пайка в печи БОРЕЙ-КВ4

LED-шкала для индикации скорости вращения вентилятора

Доступна для заказа также на отдельной странице, там же более подробное описание.

Монтажный комплект реле

Монтажный комплект для СИЛИЧЪ-БОРЕЙ

Для этих случаев доступен к заказу монтажный комплект реле, в котором есть само реле, колодка и необходимые провода. Комплект укомплектован паспортом со схемами подключения и полной информацией для монтажа.

Дополнительные устройства.

Удобно часто измерять температуру внешними устройствами. Для этого мы пользуемся примитивным термометром и пирометром.

Термометр с индикатором, Китай. Его выносным термодатчиком можно измерить температуру радиатора, двигателя или любого другого объекта. После настройки Борея термометр можно поместить в салоне для измерения температуры воздуха или унести домой для измерения температуры аквариума. Безусловным преимуществом термометра является цена.

Пирометр, Китай. Позволяет измерять температуру бесконтактно в точке, подсвечиваемой лазером. Точность, конечно, меньше, чем у термометра с выносным датчиком, но зато удобно. Можно измерять температуры в автомобиле на двигателе, на трушихся деталях типа тормозных дисков или подшипников, дома искать щели в окнах и т.д.


Вместе с ромокабелем USB я приобрёл ещё одну полезную вещь — это регулятор пуска вентилятора системы охлаждения двигателя. Выглядит он очень просто — плата с распаянными на ней деталями и припаянные к ней провода с колодками на конце:

Регулятор пуска вентилятора системы охлаждения двигателя

Инструкция к регулятору пуска вентилятора системы охлаждения двигателя стр. 1

Инструкция к регулятору пуска вентилятора системы охлаждения двигателя стр. 2

Колодки на выводах у этого регулятора как раз соответствуют колодкам штатной проводки на классике, поэтому, его очень просто установить в разрыв штатной проводки на вентилятор охлаждения. Своё реле на вентилятор охлаждения я пока не поменял.

Регулятор плавного пуска вентилятора охлажения установленный на машине

Регулятор я подозреваю состоит их какого-либо микроконтроллера, который при срабатывании реле сначала включается сам, а потом с некоторой задержкой через полевой транзистор подаёт напряжение на вентилятор. Срезать термоусадку с регулятора я не рискнул, она на одной стороне очень хорошо запаяна, я подобное своими силами повторить не смогу, но его работа внешне выглядит именно так. После установки я снял небольшое видео:

Ну и также уже подошёл срок замены масла. Фильтр купил и установил от Лада-деталь

Масляный фильтр 2101 Лада-деталь

А вот масло залил Luxeo 10W-40 API SL, вместо залитого ранее Лукойл СУПЕР 5W-40 API SG.

Масло Luxeo 10W-40 API SL

Судя по спецификации API SL, новое масло должно быть получше чем лукойловское API SG. Конечно, скорее всего в нём пакет присадок будет пожиже, чем у какого-то фирменного, но меня это вполне устраивает. Я не собираюсь откатывать на нём 10-15 тысяч километров, обычно я менял его через 5-7 тысяч, а на такой пробег я думаю этого масла вполне хватит.

Варианты подключения электрического вентилятора на Газель.

Наличие нескольких каналов управления по температуре дает довольно широкие возможности для конструирования системы охлаждения.

Так же присылайте отзывы по работе установленных и испытанных схем охлаждения — они будут опубликованы на специальной страничке для облегчения выбора и для избежания ошибок теми, кто идет за нами.

Рекомендации по монтажу дополнительной проводки вентиляторов.

Схема 1. Один основной вентилятор.


Простейшая схема для подключения. В этом случае температура включения вентилятора определяется лягушкой или ЭБУ с 33 или 25 контакта. Вентилятор является основным и работает только на полную мощность.

Если вы установили на радиатор два вентилятора — то можно добавить аналогичную схему для обслуживания второго вентилятора, взяв сигнал управления со свободного вывода (лягушка, 33 или 25 контакт ЭБУ).

Этим будет обеспечена повышенная надежность системы охлаждения (при выходе из строя одного вентилятора другой оставшийся справится с охлаждением), а так же возможность включения вентиляторов при разных температурах (например с лягушки Вентилятор1 включается при 88 градусах, а с 33 контакта ЭБУ Вентилятор2 включается при 92 градусах). При одновременной работе двух вентиляторов будет двойная эффективность охлаждения — можно на Дакар ехать и смело буксовать.

Вариант 2. Последовательное подключение двух вентиляторов.


Так же простая схема на одном реле. В предыдущую схему последовательно первому добавляется еще один вентилятор. Именно такой вариант подключения на моей Газели. Вентиляторы включаются оба одновременно на пониженной скорости и вращаются примерно в 3-4 раза медленней чем обычный вентилятор (зависит от добавочного вентилятора — чем меньше его мощность, тем медленнее будут вращаться оба вентилятора).

Данная схема испытана на протяжении всего лета 2015 — при вращении двух вентиляторов на малой скорости проблем с перегревом не возникло ни разу. Правда замечу, что в жаркую погоду они вообще не выключались.

Несомненным плюсом включения вентиляторов на малой скорости является малый скачок тока в цепи при пуске, а так же в 2 и более раз меньшее потребление тока при работе, что не приводит к перегреву и выходу из строя моторов вентиляторов. Низкий уровень шума тоже радует.

Вариант 3. Двухскоростной вентилятор.


В этом случае используется схема с двумя последовательно включенными вентиляторами, которая обеспечивает плавное включение и охлаждение в мягком режиме с возможностью включения мощного режима. Первый уровень включения управляется реле 1 с контакта 33 ЭБУ. При необходимости включить систему охлаждения в мощном режиме на дополнительное реле 2 подается сигнал включения с контакта 25 ЭБУ (Управление реле кондиционера).

При этом основной вентилятор 2 из медленного вращения перейдет в быстрое вращение, а дополнительный вентилятор 1 перестанет вращаться.

При использовании двух аналогичных вентиляторов эта схема выигрыша по эффективности охлаждения не дает.

Правильней в этой схеме применить в качестве дополнительного вентилятор менее мощный, чем основной. Так же хороший результат даст применение вместо дополнительного вентилятора подходящего резистора (например типа резистора печки). Мощность можно оценить по сопротивлению обмотки вентилятора. Выбирайте дополнительный вентилятор или дополнительный резистор с сопротивлением 2-3 Ома на ток 5-7 Ампер.

В результате мы получаем плавный пуск вентилятора в режиме мягкого охлаждения на 30-50 процентах скорости вращения, а при необходимости будет включаться максимально мощный режим без резкого скачка тока в момент пуска, так как основной вентилятор уже вращается.

Данный вариант мной не опробован, но при удобном случае именно его я его поставлю на свою машину.

Для включения управляющих выводов 25 и 33 возможно будет необходимо перепрограммировать ЭБУ. О подготовке ЭБУ здесь…


Запарился думать о температуре, принудиловка временами не справляется, решил сделать электровенты, Приобрел новые нивовские за 2400р, 2 релюшки с колодками, датчик в радиатор 150р, пластины для крепления, провода 2,5 кв, гофру и тд.




Подключить сначала решил по отдельности, один от реле включения вентилятора, а второй от датчика в радиаторе, при пробном запуске вентилятор от мозгов заработал при 93,выключился при 90

А датчик в радиаторе на 87-82 не захотел срабатывать, грешил на датчик, этот сдал обратно в магаз, купил в другом уже на 92-87,поставил-не работает, купил тройник за 100р и врезал в верхний патрубок и о чудо!-второй вент заработал


(сначала стоял у головки), в итоге убрал дачик, поставил обратно крыльчатку на 6 лопастей без диффузора, а электровенты теперь работают вместе от мозгов 93-90 гр,когда принудиловка не справляется и выключаются по очереди с разницей в 3 секунды, теперь за температуру спокоен


Здарова мужики! Ну вот и наелась у меня эл. муфта вентилятора. сходил я в магазин посмотреть новую и о…ел, 4000р? Постоял почесал репу и пошел думать чем заменить, на просторах интернета увидел что люди ставят от нивы сдвоенные вентиляторы, и самое интересное что каждый крепит вентиляторы по своему)))). Поехал я на белую башню искать вентиляторы, купил за 2500р. + провода +фишки + волговский вариатор + релюшки + жиговский датчик температуры 87-92гр. короче итог 3500р.

Что потребуется.
1. Ключ на 8,10,12,13.
2. Бокорезы
3. Термоусадочная трубка
4. Реле стартера ГАЗ 70А
5. Реле стартера приора 50А
6. Кабель 2м. 2*2,5
7. Мамки 10шт.
8. Клемма с ухом 10шт.
9. Изолента
10. Гофра 8мм для кабеля.
11. Вариатор Волга 1шт.

Результат. Включается вентилятор на 92 выключается 87. Подключил все так чтобы вентиляторы стартовали плавно за счет волго вариатора, а через 1,5 секунды выходили на полную скорость поэтому выдает включение только контролька, так не ощущается, это нужно чтобы не было просадки по питанию. на ходу не включаются, на холостом пока стоишь включаются раз в 5 мин. Решение проблемы хорошее и может жить, место появилось под капотом за счет того что убрал муфту и кожух, теперь можно быстро менять ремни и тд. куда из-за пропеллера было не подлезть.
Очень большой плюс нет ужасного шума от эл. муфты + мощность не теряется. Всем советую.

Читайте также: