Почему 1 лад на гитаре плохо звучит

Обновлено: 30.06.2024

Шаг — 1. Выясняем, откуда идет посторонний звук:

По личному опыту и по опыту своих знакомых-гитаристов, могу сразу вам подсказать на что следует обратить свое внимание.

1. На первые лады грифа.
Это когда зажатые на первых ладах струны дребезжат, а ближе к корпусу гитары уже звучат нормально. Причина — низкие или неровные лады (1,2). От сюда можно понять, что причина довольно серьезная, и если гитара недавно купленная, то брак заводской на лицо. А если старая, то скорее всего на первом и втором ладах уже появились выемки от многочисленного прижатия струн, тем самым лады фактически стерлись — понизились и струны при зажатии, извлечении звука задевают соседние лады.

2. На последние лады грифа.
Тут получается обратная ситуация. На первых ладах струны звучат чисто, а по мере приближения к корпусу появляется заметное дребезжание. Причина — маленький зазор между 12-м ладом и струнами. То бишь проблема в настройке анкера.

3. На сами струны.
Если не один из вышеописанных причин вами не найдены, то скорее всего дребезжат (звенят) открытые (не зажатые) струны или одна струна. А это уже проблема выбора подходящего комплекта струн, как правило по диаметру.

4. На колки.
Нередкая причина. Это когда дребезжат не сами струны а колки. Поэтому данная проблема следствие нарушения их правильной работы. Какой именно колок шумит, можно узнать так. Брянькаем на гитаре пр. рукой, а левой трогаем колки по очереди. На котором дребезг прекращается, тот и виновник торжества. =)

5. На корпус гитары.
В этом случае дребезжит материал из которого сделан корпус. Узнать это просто. Стучим слегка по корпусу. Если дребезг есть, значит оно самое. Причина — старая гитара, да и скорее всего падала не раз, после чего внутри барабана частично оторвалась деревянная рейка или что-то другое.

Шаг -2 . Устраняем причины:

2. Причина под цифрой 2 исправляется гораздо проще и легче. Для этого всего лишь нужно ослабить анкерный болт. Берем шестигранник или отвертку (смотря какой болт) и крутим — делая половина его оборота против часовой стрелки . Ждем 15 минут и измеряем зазор между 12 ладом и струнами (должен быть 4 мм). Это самый легкий и быстрый способ регулировки анкерного стержня гитары.

5. В этом случае, либо отдаем гитару мастеру либо снимаем струны и визуально ищем оторванную рейку и т.п. через резонаторное отверстие гитары, при этому постукивая слегка по ее корпусу. По звуку можно быстрее найти проблемное место. Находим ->клеим -> ждем сколько требует клей -> проверяем еще раз-> если все окей, то ставим струны на место.

В этой статье я расскажу вам о том, какие факторы определяют стройность гитары, объясню, что такое темперация и зачем она нужна. Покажу дополнительный способ темперации гитары, если настройка её тюнером вас не удовлетворяет. Текст на жёлтом не является исключительно историческим экскурсом. Он имеет прямое отношение к делу. Видеоуроки канала Теория музыки, возможно, будут понятны не всем. В таком случае пропустите всё отмеченное желтым, но узнайте в Википедии или на этом сайте, что такое обертоны.

Темперация

Гитара. Стройность музыкального инструмента

Титульный лист "Хорошо темперированного клавира" И.С. Баха. Впервые издано в 1801 г.

Возьмём хорошую акустическую гитару с новыми струнами и настроим её на слух, добиваясь чистого звучания интервалов между открытыми струнами. Продолжим настройку, добиваясь чистого звучания мажорных аккордов в первой позиции. Проверим высоту звучания открытых струн по тюнеру. Тюнер покажет, что все струны, кроме первой, базовой, настроены с погрешностями. Причина такого расхождения не в том, что у нас несовершенный слух. Напротив, приведённые к стандарту высоты звучания нот, которые отображает современный тюнер, не являются эталоном абсолютной чистоты. Прав наш слух, а не тюнер. Компромиссная высота, которую он нам подсказывает и ладовая разметка на грифе — результат 30-ти летнего труда китайского принца Чжу Цзай-юя, композиторов и музыковедов Средневековья и барокко.

Пифагорейский строй

Если мы построим всем известную гамму до-мажор, исходя из чистого звучания квинт на нашей гитаре, то мы получим высоту её нот в так называемом пифагорейском строе. Этой гаммой пользовались со времён Пифагора до 15-го века. Посмотрев это видео, вы узнаете, в чем его достоинства и недостатки.

Гамма, построенная из так называемых природно чистых квинт, приводит к конфликту обертонов при одновременном звучании некоторых из её ступеней. В видеоуроке наглядно показано, что такие проблемные созвучия у пифагорейской гаммы — терции. Несовершенство звучания терций в пифагорейском строе тем заметнее, чем сложнее музыка исполняемая в этом строе.

Чистый или средневековый строй

Джозеффо Царлино (1517 — 1590), итальянский композитор и музыкальный теоретик, предложил чистый строй. Высота нот в гамме этого строя определялась высотой обертонов звучащей струны. Извлекая флажолеты на струне гитары, теоретически мы могли бы получить все ступени этой гаммы.

Равномерно темперированный строй

Чтобы добиться замкнутости, понадобилось разбить ступени гаммы на математически равные промежутки, поступившись чистым звучанием интервалов. В этом случае фраза или аккорд, исполняемые в разных тональностях, сохраняли бы равную высотную взаимосвязь.

ладовая разметка грифа гитары

Современная ладовая разметка грифа - геометрическая прогрессия Чжу Цзай Юй

Китайский принц Чжу Цзай-юй (1536 — 1610), астроном и математик, лингвист и музыковед, смог разработать математическую теорию равномерно темперированного строя. Использовав геометрическую прогрессию, строящуюся на 12√2, он получил соответствующий интервальный коэффициент и ладовую разметку грифа. Именно ту, которой мы пользуемся и сейчас.

Темперация гитары

Гитара True Temperament

Разметка классической гитары True Temperament

Темперация гитары ладовой разметкой

Восприятие стройности интервала

Характерно сыгранная, неточно интонированная мелодия может быть воспринята как музыкальная вне аккомпанемента. Стройность — это чистота двух и более созвучий. Субъективное восприятие музыкальности и слитности определяют не только тоны, но и обертоны всех звуков созвучия. Обертоны звучащей струны являются чистыми ступенями гаммы для её основного тона. Из двух звуков любой высоты можно получить гармонично звучащий интервал при любом износе струн на любой гитаре. Именно появление третьего и более тонов в созвучии потребует согласовать высоту звучания всех обертонов.

Возьмём две одинаковых струны одной длины с одинаковой силой натяжения. Понизив натяжение одной из них, станем вновь повышать, добиваясь унисона. Слышно, что в момент натяжения колебания струн вступают между собой в фазовое взаимодействие. Помимо собственных их колебаний возникает новое колебание большой амплитуды, и частота его

Стройное звучание инструмента и оптимальная упругость резонатора

Всем известно, что гитару с новыми струнами настроить легче, чем с изношенными. Чем больше износ струн, тем труднее добиться чистых интервалов в разных позициях и тесситурах. Новые струны не деформированы, не загрязнены. Обертоны их звучат ясно даже если гитара не самая лучшая. Чем выше качество инструмента, тем реже придётся менять струны. Это говорит о том, что стройный инструмент — это резонатор, отзывчивый ко всем обертонам, в том числе и высокого порядка. Как показывает практика, отзывчивость эта определяется взаимоотношением масс в разных частях верхней деки гитары. В электрогитаре — формой резонатора, конфигурацией и местоположением его полостей.

Значительно понизив натяжение струн на акустической гитаре, мы получим колебания большой амплитуды. То есть увеличенную модель волнового процесса в упруго звучащей струне. Сопоставив пульсирующие колебания малоупругих струн с явственно волновым характером стройных многозвучий, можно предположить, что стройность —

это оптимальное соотношение фаз и частот множества колебаний. Почему же при одних и тех же струнах одна гитара звучит стройно, а другая нет? Потому, что стройный звук, слышимый нами, — это органическое единство колебаний струн и резонатора. Стройная гитара и есть доказательство того, что ладовая разметка, предложенная Чжу Цзай-юем, не требует темперации. Нужно лишь дать возможность ясно прозвучать всем тонам и обертонам струн как малой длины, так и большой. Для фортепьяно вопрос темперации стоит остро по той причине, что динамический диапазон и яркость звучания его гораздо шире, чем у гитары. Но профессионально настроенный рояль тоже является доказательством того, что стройность и богатое обертонами звучание — это результат правильно сконструированного резонатора.
Не факт, что громкая по тембру яркая гитара будет звучать стройно. Электрогитары, обладающие избыточной упругостью, звучат стройно и с изношенными струнами в одних случаях, в других же, криминально грешат даже после тщательной настройки мензуры и с новыми струнами.
Не думаю, что подробное описание конструкции стройного резонатора интересно широкому кругу читателей. Но основная идея его состоит в следующем. Любой резонатор — это механический упругий рычаг, приложенный к точке опоры струны. Если стройность (как и многие другие показатели музыкального звука), — это инерционное взаимодействие фазовых деформаций струн, то и рычаг должен, образно говоря, быть инерционен. Мало учитывать массу и упругость резонатора. Важно, как распределяется масса и упругость по отношению к его размеру.

Tunecatcher

Гитара — Martinez, дешёвая.

С недавних пор начали дребезжать струны после 9 лада до 12–13 где-то. В общем, невозможно играть, а менять гитару пока денег нет. Дело в грифе или может быть в струнах? Я вот как раз недавно поменял их.

dr_pavlic

Well-Known Member

Почисти струны +) и руки мой =)
а еще лучше посмотреть на прогиб. подкрутить анкер.
все что до 12 лада как правило - анкер.

White

New Member

Dmytro_ua

Well-Known Member
стремительный

frantick

Well-Known Member

Tunecatcher,

зазор между 12 ладом и струнами на акустике должен составлять 2-3 мм
если меньше и струны задевают об лады - необходимо поднять бридж (заменить пластмассовый порожек в бридже на более высокий, либо подложить под старый что нибудь)

можно прогиб грифа слегка увеличить путем ослабления анкера в грифе

DeZeD

Member

скорее всего проблема в анкере.отнеси мастеру или сам отстрой,в интернете есть подробные рекомендации=)

TESAURUS

Микола Пташников

проблема знакома до боли.
в акустике обычно гнёт гриф до вклейки в корпус, это обычно 12-14 лад, после гриф ровный.
если гриф прогнуло, то надо немного подкрутить анкер.

бывали случаи когда это не помогало - решение одно:
гитара зажимается в специальной приспособе, её суть чтобы сняв струны гриф остался в том же положении и с тем же изгибом, после вынимаются лады, вышлифовывается накладка, ставятся новые лады.

очень надеюсь, что у тебя до этого не дойдёт.
анкер подкрутить не сложно, обычно по часовой стрелки гриф выравнивает, против часовой гнёт (натяжением струн).

вставь ключ в анкерную гайку, зажми корпус гитары между ног и рукой потяни гриф чтобы струны почти легли на гриф (этим снимешь натяжение струн), другой рукой тем временем крутни на четверть или менее ключ.
прижми на первом и последнем ладу первую струну в центре прогиб должен быть примерно 0.2- 0.4 мм, проверь после на 6-ой. если ещё не так, крути анкер больше. но не забывай держать гриф (как я описал ранее) чтобы снимать натяжение струн.


Активная игра на гитаре загрязняет лады, даже если вы всегда моете руки перед едой игрой. Причиной возникновения грязи на ладах гитары является наш пот, появляющийся от наших рук. Выглядят такие лады отвратительно, да и грязь негативно влияет на древесину.

Лучшее средство для ухода за гитарным грифом с палисандровой накладкой — лимонное масло. Масло очистит древесину и впитается в нее, что обеспечит дополнительную защиту.

Как почистить гриф гитары?

Нанесите пару капель масла на все лады инструмента и дайте ему немного впитаться. Затем возьмите сухую тряпку и хорошо протрите каждый лад.

Дребезжат струны, как убрать дребезг на ладах с помощью шлифовки ладов

Шлифовка ладов нужна, если из-за частой игры на конкретных ладах (чаще всего на первых 3-5) эти самые лады изнашиваются, а другие лады – нет. И получается, что изношенные и подточенные лады располагаются ниже не изношенных, и при этом дребезжат струны на гитаре. Для устранения проблемы необходимо вручную полировать дальние лады. Но рано или поздно лады придется менять, так как они сточатся до основания.

Что делать, когда звенят или дребезжат струны на гитаре?

Наиболее часто дребезжание струн происходит при зажимании на конкретных ладах (на начальных позициях, до 12 лада, после 12 лада). Если вы услышали непривычный звон и призвуки при звукоизвлечении, то стоит разобраться в причинах проблемы. Иначе эта проблема со временем сделает игру на гитаре если не невозможной, то крайне неприятной и неудобной. Нередко дребезжат струны из-за неправильной настройкой анкера. Реже, если дребезг издает открытая струна на гитаре, это происходит из-за самих струн. Так или иначе, это механический дефект который необходимо устранить, если это возможно!

Дребезг может звучать не только при зажимании конкретных ладов, но и на конкретных струнах. Часто звенят именно толстые басовые струны, так как на них присутствует намотка.

Основные причины дребезжания кроются в настройке инструмента или его качестве изготовления. Первые проблемы: настройка бриджа, высота струн относительно грифа и (самая частая причина, почему струны на гитаре дребезжат) отсутствие должной настройки анкерного стержня. С проблемами, связанными с изначальным качеством инструмента, гитаристы сталкиваются значительно реже. Но решать их намного сложнее, и такие дефекты создают больше неудобств при игре на инструменте. Использование низкокачественных материалов и недобросовестная сборка гитары приводят к таким дефектам, как деформация элементов бриджа, деки гитары, верхнего порожка и ладов.

Обслуживание тремоло-системы (машинки, вибрато)

Протирайте тремоло-систему после каждой игры на гитаре. Самая большая угроза для тремоло — пот от рук, негативно сказывающийся на металлических частях системы.

Смажьте механизм ручки тремоло, чтобы избежать скр

Смажьте механизм ручки тремоло, чтобы избежать скрипа.

Без своевременной смазки, болты микро-подстройки будет сложно повернуть. Выкрутите их и капните немного машинного масла на резьбу.

Всегда проверяйте седла на предмет коррозии или трещин. Удалить коррозию помогут специальные средства или обыкновенная кока-кола. Положите седло в стакан с кока-колой или оберните ржавчину тряпкой, смоченной колой. Через сутки коррозия должна уйти. Если же седла потрескались, то их лучше заменить.

Читайте также: