Подключение трубок делителя камаз

Обновлено: 05.07.2024

В этом видео показана регулировка механизма включения делителя КПП Камаз основанная на рекомендациях завода .

Меняем тросик крана делителя. Совсем не обязательно менять кран вместе с тросом или ставить евроручку, можно .

ДелительКамаз Помощь для развития канала, карта: Приват Банка: 4149 4978 6784 6489 Webmoney: WMR - КОШЕЛЁК .

Всем привет дорогие друзья вы на канале dimson на камаз сегодня в этом видео я покажу как поменять евро ручку кпп и.

Приветствую вас дорогие друзья сегодня расскажу о крайне управление делителем который находится у основания .

Друзья, представляю вашему вниманию переключение делителя без регулятора давления на Камазе 55111 Задавайте .

Больше диаметром но меньшей длиной а я здесь так треки ну он будет не ниже трубок на насос здесь он себе мешать .

Схема и переключение. Коробка передач Камаз. Рекомендации завода по переключению передач. Повышенные .

. система воздушная состоит из железных трубок со временем great влага попадает они начинают ржаветь и маленький .

Итак друзья значит всех приветствую значит опять поступил вот такой вопрос от человека мне рассказать о подключении .

Всем Мира и Добра. И да прибудет с Вами сила!! Для поддержки канала: Карта Сбербанка :5168 3708 3943 2816 Bukhar .

Схема пневматического привода переключения передач в делителе приведена на рис. 4.12. Включатель 1 делителя расположен у верхней головки рычага 2 Переключения передач. Верхнее положение включателя 1 соответствует включению высшей, а нижнее — низшей передачи в делителе.

В кране управления 3 находится золотник, соединенный тросом в оболочке с включателем 1. При включении низшей передачи (на рис. 4.1 % положение Н) этот золотник находится в верхнем положении. Сжатый воздух от редукционного клапана 4 через кран управления $ поступает к золотниковому устройству воздухораспределителя 6 в его полость Б. В результате золотник воздухораспределителя смещается влево и полость Г под поршнем силового цилиндра 5 соединяется с клапаном 7 включения делителя передач. Для включения передачи в делителе необходимо нажать на педаль

11 сцепления. При этом упор на толкателе привода сцепления нажмет на шток клапана 7 включения делителя, клапан откроется, и сжатый воздух от редукционного клапана 4 через клапан 7 поступит в полость Г под поршнем силового цилиндра 5. Поршень и соединенный с ним нижний конец рычага включения передачи в делителе переместятся вправо по схеме и включится низшая передача в делителе.

Для включения высшей передачи надо установить включатель 1 делителя в верхнее положение и нажать на педаль сцепления.


Рис. 4.12. Схема управления переключением передач делителе:
1 — включатель делителя; В — высшая передача Н — низшая передача 2 — рычаг переключения передач; 3— кран управления; 4- редукционные клапан; 5— силовой цилиндр; 6—воздухораспределительное устройство; 7— клапан включения делителя передач; 8 — упор; 9— гидропневматический цилиндр; 10— главный цилиндр; 11 — педаль сцеплении

Управление механизмом переключения передач дели­теля осуществляется пневмомеханиче­ской системой (рис.), которая состоит из редукционного клапана 4 давле­ния, крана 3 управления делителем, кла­пана 1 включения делителя и воздухопро­водов.

Воздух из пневмопривода тормозной системы автомобиля под давлением 620. 750 кПа подается на вход редукционного клапана 4, на выходе из которого под­держивается постоянное давление 395. 445 кПа. Давление регулируется про­кладками, установленными на корпус пру­жины.

Кран 3 управления делителем в зави­симости от положения золотника направ­ляет воздух, поступающий из редукцион­ного клапана, в одну из полостей под порш­нем воздухораспределителя 6 и переме­щает его золотник в одно из двух крайних положений, обеспечивая таким образом подачу воздуха в полость А или Б ци­линдра.

Предварительный выбор передачи в де­лителе производится перемещением рыча­га переключателя в положение В или Н.

Воздух из редукционного клапана 4 под поршень цилиндра поступает через клапан 1, который открывается в конце хода тол­кателя, т. е. при полностью выключенном сцеплении, упором 2, закрепленным на толкателе поршня пневмоусилителя привода сцепления.

На рис. переключатель находится в положении низшей передачи, шток крана 3 занимает верхнее положение, а сжатый воздух по верхнему трубопроводу подво­дится к воздухораспределителю 6 и пере­мещает золотник до конца влево, удержи­вая его в этом положении. При этом по­лость А силового цилиндра сообщается с подводящим трубопроводом, идущим от клапана 1 включения делителя, но сжа­тый воздух туда при включенном сцепле­нии не поступает.

Для подачи сжатого воздуха в полость А нужно нажать педаль сцепления. При этом упор, установленный на штоке привода сцепления, переместится и нажмет на шток клапана включения делителя. Сжатый воздух, подводимый к клапану включения от редукционного клапана 4, поступит к воздухораспределителю и далее в полость А. На приведенном рисунке сжа­тый воздух поступает в полость А силового цилиндра и не сдвигает поршень из край­него правого положения, сохраняя в преж­нем положении рычаг валика переключе­ния передач и включенную низшую пере­дачу в делителе.

Для включения высшей передачи дели­теля необходимо перевести переключатель в верхнее положение и нажать педаль сцепления, тогда поршень силового ци­линдра переместится и продвинет рычаг с валиком и вилкой в другое фиксирован­ное положение.


В коробках передач КАМАЗ 15-й модели (152 и 154) используется дополнительный одноступенчатый редуктор — делитель, который вдвое увеличивает общее количество передач. Управление делителем осуществляется пневматикой с помощью специального механизма — об этом механизме подробно рассказано в данной статье.

Особенности конструкции и работы коробок передач КАМАЗ

В грузовых автомобилях КАМАЗ в настоящее время устанавливается довольно большое число моделей коробок передач, которые при минимальных конструктивных отличиях обладают различными характеристиками:

  • Модельный ряд КПП 14 — модели 141, 142 и 144;
  • Модельный ряд КПП 15 — модели 152 и 154;
  • Модельный ряд КПП 16 — представлен одной моделью 161;
  • КПП производства ZF-КАМА — большое разнообразие МКПП моделей 6S, 9S и 16S, автоматизированные КП 12A и автоматические коробки 6H.


КПП 14 — это наиболее простые 5-ступенчатые трехходовые коробки передач с ручным управлением и синхронизаторами. Они устанавливаются главным образом на самосвалы и другие одиночные автомобили, эксплуатируемые без прицепов.

КПП 15 — это модернизированные КПП 14, к которым добавлен делитель. Благодаря использованию делителя количество передач удваивается (до 10 вперед и двух назад). Делитель – это одноступенчатый редуктор, построенный на одной паре обычных цилиндрических (обычно косозубых) шестерен, установленный между сцеплением и КП (фактически, он находится в колоколе сцепления, который выполнен заодно с корпусом КП). Делитель имеет пневмомеханическое управление, при необходимости включается прямая или понижающая передача, за счет чего и достигается удвоение общего числа скоростей КПП.

КПП ZF-КАМА — это широкий набор механических, автоматизированных и автоматических коробок передач, которые устанавливаются на все грузовые автомобили КАМАЗ и ряд автобусных шасси КАМАЗ, на которых строятся автобусы НефАЗ. На сегодняшний день производятся модельные ряды 6-ступенчатых МКПП и АКПП, 9-ти и 16-ступенчатые МКПП (с демультипликаторами), и 12-ступенчатые автоматизированные КП.

Очень широкое распространение имеют коробки модельного ряда 15 с делителем, который в общем случае имеет несложное устройство. Делитель собран на паре шестерен, установленных на валах. Шестерня первичного вала монтируется на подшипниках, шестерня вторичного вала жестко закреплена с помощью шпонки. При этом первичный вал делителя соосен первичному валу КП и они могут соединяться с помощью муфты синхронизатора. Промежуточные валы КП и делителя также находятся на одной оси и всегда жестко соединены друг с другом.

Включение прямой (или повышающей) и пониженной передач осуществляется с помощью муфты синхронизатора на первичном валу, она имеет два положения:

  • Переднее — в данном случае шестерня блокируется муфтой, вследствие чего крутящий момент от нее передается на шестерню промежуточного вала, а от него — непосредственно на вторичный вал КПП. Так включается пониженная передача;
  • Заднее — в этом случае муфта соединяет первичные валы делителя и КПП, одновременно освобождая шестерню делителя, в результате крутящий момент от сцепления по первичному валу редуктора делителя напрямую поступает на первичный вал КП без изменения.

Переключение скоростей в КПП и режимов делителя осуществляется различными органами управления, о которых нужно рассказать отдельно.

Схема управления КПП и делителем


Управление КП а/м КАМАЗ и расположенным в ней делителем — традиционное механическое. В КПП управление реализовано в виде механизма выбора передачи с тремя вилками, перемещающими синхронизаторы, привод механизма тоже механический, на основе традиционного рычага, выведенного в пол кабины. Механизм управления делителем (механизм переключения передач делителя, далее — МППД) включает в себя только одну вилку, она установлена на собственном валу, который выходит из корпуса коробки и с обратной стороны соединен с рычагом. Соединение вилки с муфтой — на сухарях, расположенных в канавке каретки синхронизатора.

Привод МППД — пневмомеханический, для переключения передач в нем используется сила сжатого воздуха, который отбирается из пневмосистемы грузовика. Система привода состоит из следующих компонентов:

  • Кран управления делителем. Золотникового типа, устанавливается на опоре рычага переключения передач КП (под полом кабины, доступ к нему — через специальный лючок). Имеет два фиксированных положения — понижающая и прямая передача. Золотник переводится в крайние положения с помощью рычажка (переключателя), установленного в верхней части рычага переключения передач КПП, и соединенного с золотником с помощью тросика;
  • Редукционный клапан. Обеспечивает отбор сжатого воздуха из пневмосистемы автомобиля и стравливание воздуха в случае чрезмерного роста давления. От клапана воздух подается на кран управления и клапан включения делителя — так образуется два контура пневматической системы управления делителем;
  • Клапан включения делителя. Обеспечивает подачу сжатого воздуха в механизм переключения передач делителя в моменты выключения сцепления (тем самым, обеспечивая включение и отключение понижающей передачи одновременно с переключением скоростей основной КП);
  • МППД. Включает в себя установленный в цилиндре поршень, шток которого соединен с рычагом, насаженным на валик вилки механизма управления делителем. При подаче сжатого воздуха поршень смещается в одну или другую сторону, обеспечивая перевод вилки и переключение делителя. Механизм устанавливается непосредственно на коробку передач;
  • Воздухораспределитель. Обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндр механизма переключения делителя с одной или другой стороны поршня, чем достигается его перемещение и переключение передач делителя. Воздухораспределитель монтируется непосредственно на корпус механизма, на него подается сжатый воздух от крана управления и клапана включения делителя, также в нем предусмотрен клапан для стравливания сжатого воздуха из цилиндра.

Основной компонент привода переключения передач делителя — МППД, выполненный в виде отдельного агрегата.

Конструкция и работа МППД

Механизм состоит из литого корпуса, в котором можно выделить три основных части:

  • Коробка под рычаг валика вилки — в этой коробке располагается рычаг и соединенная с ним часть штока поршня;
  • Герметичный цилиндр, в котором располагается поршень;
  • Цилиндр малого диаметра, соединяющий большой цилиндр с коробкой — здесь располагается шток поршня.

В нижней части к корпусу МППД крепится узел управления — воздухораспределитель. Он представляет собой трубку, в которой устанавливается золотник, обеспечивающий подачу сжатого воздуха над или под поршень. С обоих сторон золотника имеются поршни, располагающиеся в герметичных цилиндрах — с их помощью выполняется перемещение золотника при переводе переключения делителя на рычаге в то или иное положение. Золотник и поршни входят в разные контуры пневмосистемы управления делителем, поэтому они герметичны по отношению друг к другу.


Работает механизм следующим образом. При переводе переключателя на рычаге в нижнее положение (понижающая передача делителя) сжатый воздух из крана управления разделяется на два контура и подается:

  • В правый управляющий цилиндр воздухораспределителя;
  • На вход клапана включения делителя.

Под действием силы сжатого воздуха золотник распределителя переводится сдвигается влево, открывая доступ сжатого воздуха к левой полости цилиндра МППД. Однако в этот момент клапан включения делителя закрыт, поэтому переключения не происходит. При выжиме педали сцепления этот клапан открывается, и воздух под давлением через золотник подается в цилиндр — под его действием поршень смещается вправо, а его шток тянет рычаг, вследствие чего происходит включение понижающей или повышающей передачи делителя. В случае перевода переключателя делителя на рычаге вверх все процессы происходят в обратном порядке.

Механизм, на который сразу устанавливается воздухораспределитель, на пяти болтах (и через прокладку) крепится на левой по ходу движения автомобиля стороне корпуса КПП.

Вопросы ТО и ремонта механизма переключения передач делителя

Рассматриваемый агрегат не нуждается в специальном обслуживании, необходимо лишь периодически проверять и устанавливать рекомендуемый ход переключателя передач и зазор в клапане включения делителя. Порядок проведения этих операций прописан в инструкции по эксплуатации и ремонту грузовика. При этом важно помнить, что любые регулировки должны проводиться при нормальном давлении воздуха в пневматической системе и при правильно отрегулированном сцеплении.

При износе деталей механизма и их поломке целесообразна полная замена механизма в сборе (либо отдельно механизма и воздухораспределителя). После такой замены следует провести указанные выше регулировки, и если все выполнено верно, то автомобиль сразу же будет готов к эксплуатации.

Снижение подаваемого сжатого воздуха в определенном соотношении, а также быстрое растормаживания подключенных далее пневмобаллонов. Внешний вид и строение приведены на рисунках 238 и 239.

Сжатый воздух попадает в камеру через вывод 1 и сдвигает ступенчатый поршень (d) против направления действия нажимной пружины (а) вниз. Выпускной клапан (b) закрывается, впускной клапан (с) открывается. Сжатый воздух устремляется через вывод 2 к подключенным далее тормозным агрегатам.

Одновременно с этим, в камере растет давление, нагружающее нижнюю поверхность поршня (d). Как только давления, нагружающие нижнюю поверхность и меньшую верхнюю поверхность ступенчатого поршня (d) выравниваются, поршень поднимается, и впускной клапан (с) перекрывается. Отношение давлений затем соответствует отношению обеих рабочих поверхностей ступенчатого поршня.

Когда давление на выводе 1 падает, более высокое давление в камере В сдвигает ступенчаты поршень (d) вверх. Выпускной клапан (b) открывается, и через канал сброса 3 осуществляется полное или частичное — в соответствии с управляющим давлением — растормаживание подключенных далее тормозных агрегатов. Благодаря нажимной пружине (а), даже при отсутствии давления ступенчатый поршень находится в верхнем крайнем положении


Рисунок 238. Внешний вид, строение и условное обозначение


Рисунок 239. Габаритные размеры. Обозначения выводов: 1 — подача энергии; 2 — отбор энергии; 3 — канал сброса давления

4.2.4.2. Операции ремонта делителя


Проверка редукционного клапана делителя

Для проверки редукционного клапана делителя снимите клапан с коробки передач и установите на стенд, который должен быть оборудован пневмосистемой с давлением воздуха 588 — 686кПа (6 — 7 кгс/см²), которое подается на вход клапана. На выходе из клапана должен быть установлен манометр для контроля давления, обеспечивающий точность замера не менее 4,9кПа (0,05кгс/см²). Проверьте давление выходящего воздуха, которое должно быть 387 — 436кПа (3,95 — 4,4 кгс/см²). При несоответствии давления указанной величине снимите пломбу, выверните пробку 12 (рис.143) и, подбирая необходимое количество шайб 13, отрегулируйте клапан и запломбируйте.

Снятие и разборка крана управления делителем

Для снятия и разборки крана управления делителем при ремонте выверните болты крепления трех воздуховодов, отсоедините кран 1 управления делителем (см.рис.138) от кронштейна опоры 2, выверните винты крепления хомута троса к рычагу переключения передач, выньте резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, выверните винты крепления крышки переключателя крана управления, осторожно снимите крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на сохранность шариков, и отсоедините трос от рычага переключателя. Снимите кран управления делителем в сборе и разберите его.


При частичной разборке: выверните болты 2 (рис.144) крепления крышки 3 с тросом к корпусу 5 крана, промойте детали крана и смажьте рабочие поверхности деталей смазкой 158. Соберите кран управления. Смажьте трос, залив в оплетку троса с помощью масленки 10 — 15 г масла ТСп-15К. При обрыве троса кран полностью разберите и замените трос, для этого отсоедините трос крана с крышкой 3 в сборе, отверните накидную гайку 6 и вытяните трос с золотником в сборе из оплетки троса, далее отверните контргайку 1 (рис.145), выверните наконечник 3 троса из золотника 6. Изготовьте новый трос из винтового многожильного каната (сталь 65ГА ГОСТ 3062 — 80) диаметром 1,6 мм по размерам, указанным на рис.145, вставьте новый трос в золотник, вверните наконечник троса, обеспечив осевое перемещение троса относительно золотника 0,1 — 0,3 мм и надежно законтрите гайкой 1. Золотник 6 крана после сборки должен свободно вращаться относительно троса от руки. Соберите кран управления.


Проверка пневмосистемы на герметичность

При проверке пневмосистемы на герметичность определите место утечки воздуха на слух. Поочередно перемещая переключатель управления в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА или НИЗШАЯ ПЕРЕДАЧА, прослушайте воздухопроводы пневмосистемы управления делителем, а нажав педаль сцепления до упора, — воздухопроводы системы переключения делителя.
Обнаруженную утечку устраните подтягиванием болтов или заменой уплотнительных шайб и неисправных воздухопроводов.

Регулировка зацепления зубчатых муфт синхронизатора делителя передач


Регулирование зацепления зубчатых муфт синхронизатора делителя передач проводите при подведенном к пневмосистеме сжатом воздухе и нажатом до упора клапане включения делителя следующим образом:
— снимите пломбы, расконтрите и выверните два установочных винта 1 и 5 (рис. 146) на корпусе механизма переключения передач делителя и снимите крышку 3 смотрового люка;
— переместите золотник крана управления делителем в положение НИЗШАЯ ПЕРЕДАЧА и, вворачивая задний установочный винт 5 до соприкосновения с рычагом, доверните его еще на 1/4 оборота и законтрите контргайкой 4. При этом положении ведущий вал (при снятой коробке передач) должен проворачиваться от руки легко, без заеданий;
— переместите золотник крана управления делителем в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА и передним установочным винтом 1 отрегулируйте зацепление, как указано выше:
— через смотровой люк в корпусе механизма переключения передач делителя проверьте рабочий ход рычага до упора в установочные винты (16,5 — 19мм по центру отверстия в рычаге);
установочные винты 1 и 5 законтрите и запломбируйте.

Регулировка зазоров между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения

Для регулирования зазоров между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения делителя передач снимите крышку 6 (см. рис. 137), смотрового люка картера делителя. Расконтрите и выверните два болта крепления вилки механизма переключения передач в делителе так, чтобы валик 13 с укреплённым на нем рычагом 16 перемещался свободно в осевом направлении, снимите механизм переключения делителя.
Сцентрируйте ведущий вал 2 делителя специальным приспособлением, которое состоит из корпуса с центрирующим устройством и двух зажимных рычагов. Для этого центрирующий конус 9 (рис.147) вставьте во внутренний конус ведущего вала делителя, закрепив приспособление на картере делителя поворотом зажимных рычагов 11. Установочные штифты 3 при этом центрируют приспособление относительно поверхности В, обеспечив смещение оси вала не более 0,2мм.
Переместите вилку 14 (см.рис.137) вправо до упора сухаря 15 в каретку синхронизатора 7. Перемещая валик 18 с закрепленным на нем рычагом 16 вправо, обеспечьте зазор 0,3 — 0,6мм, для чего между привалочной плоскостью картера делителя под корпус механизма переключения передач и головкой рычага 16 поместите установочную пластину 2 (см.рис.147) толщиной 0,3 — 0,5мм. Переместите валик до упора головки рычага в пластину. Вверните и законтрите отгибными шайбами болты крепления вилки. Установите на место механизм переключения делителя передач и смотровую крышку 6 (см.рис.137).

Разборка делителя передач

Для разборки делителя передач:
— снимите крышку 6 смотрового люка (см. рис.137), крышки подшипников ведущего и промежуточного валов делителя;
— выньте ведущий вал 2 делителя, предварительно развернув его лыской на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежуточного вала, выньте синхронизатор, расстопорьте и выверните болты крепления упорной шайбой подшипника 12:
— выпрессуйте промежуточный вал 11 делителя из подшипника, выньте подшипник 12 из корпуса;
— выверните поданные болты крепления стакана заднего подшипника 10 промежуточного вала и снимите его вместе с подшипником;
— выньте промежуточный вал 11 делителя;
— расстопорьте и выверните два болта крепления вилки переключения передач;
— выньте валик 13 с рычагом 16 и извлеките вилку 14 из картера делителя.;

Управление делителем Камаз

Управление механизмом переключения передач дели­теля осуществляется пневмомеханиче­ской системой (рис.), которая состоит из редукционного клапана 4 давле­ния, крана 3 управления делителем, кла­пана 1 включения делителя и воздухопро­водов.

Воздух из пневмопривода тормозной системы автомобиля под давлением 620. 750 кПа подается на вход редукционного клапана 4, на выходе из которого под­держивается постоянное давление 395. 445 кПа. Давление регулируется про­кладками, установленными на корпус пру­жины.

Кран 3 управления делителем в зави­симости от положения золотника направ­ляет воздух, поступающий из редукцион­ного клапана, в одну из полостей под порш­нем воздухораспределителя 6 и переме­щает его золотник в одно из двух крайних положений, обеспечивая таким образом подачу воздуха в полость А или Б ци­линдра.

Предварительный выбор передачи в де­лителе производится перемещением рыча­га переключателя в положение В или Н.

Воздух из редукционного клапана 4 под поршень цилиндра поступает через клапан 1, который открывается в конце хода тол­кателя, т. е. при полностью выключенном сцеплении, упором 2, закрепленным на толкателе поршня пневмоусилителя привода сцепления.

На рис. переключатель находится в положении низшей передачи, шток крана 3 занимает верхнее положение, а сжатый воздух по верхнему трубопроводу подво­дится к воздухораспределителю 6 и пере­мещает золотник до конца влево, удержи­вая его в этом положении. При этом по­лость А силового цилиндра сообщается с подводящим трубопроводом, идущим от клапана 1 включения делителя, но сжа­тый воздух туда при включенном сцепле­нии не поступает.

Для подачи сжатого воздуха в полость А нужно нажать педаль сцепления. При этом упор, установленный на штоке привода сцепления, переместится и нажмет на шток клапана включения делителя. Сжатый воздух, подводимый к клапану включения от редукционного клапана 4, поступит к воздухораспределителю и далее в полость А. На приведенном рисунке сжа­тый воздух поступает в полость А силового цилиндра и не сдвигает поршень из край­него правого положения, сохраняя в преж­нем положении рычаг валика переключе­ния передач и включенную низшую пере­дачу в делителе.

Для включения высшей передачи дели­теля необходимо перевести переключатель в верхнее положение и нажать педаль сцепления, тогда поршень силового ци­линдра переместится и продвинет рычаг с валиком и вилкой в другое фиксирован­ное положение.

Регулировка делителя Камаз 5320


Регулировка делителя на автомобиле Камаз включает в себя:

  • Регулировка хода вилки синхронизатора
  • Свободный ход нажимной пластины на клапан включения делителя.
  • Регулировка тросика переключения делителя

Для чего служит делитель

Делитель это механический редуктор, который служит для повышения передаточных отношении передач основной КПП. То есть при включённой пониженной передаче, вращение первичного вала делителя передаётся непосредственно на первичный вал коробки передач.

Если переключить делитель на повышенную передачу вращение первичного вала передается на его промежуточный вал , который непосредственно соединен с промежуточным валом основной коробки переключения передач.Подобное переключение осуществляется при помощи синхронизатора.

Передачи в делителе переключаются синхронизатором, каретка которого перемещается поршнем пневматического цилиндра непосредственно через рычаг и вилку делителя. Пневматическая система управления делителем состоит из нескольких механизмов, с помощью которых происходит переключение передач в делителе.

Проблемы возникающие при работе делителя

В процессе эксплуатации , а зачастую и после ремонта, возникают проблемы с переключением передач делителя. Связано это в основном с неисправностями пневматической системы переключения передач. Особенно эти неисправности проявляются после ремонта. Когда мы устанавливаем новые запасные части, их сопрягаемые поверхности имеют шероховатости, и перемещаются друг относительно друга с усилием, поэтому очень важно чтобы пневматическая система была в исправном состоянии. Потому что в случае, если по какой то причине не хватит усилия для перемещения каретки синхронизатора из одного положения в другое, сухари на вилке переключения, в результате возникающего трения, расплавятся, и делитель выйдет из строя, придётся снова снимать КПП, для замены сухарей. Что бы этого не произошло необходимо проверить все элементы пневматической системы на исправное состояние и провести необходимые регулировки.

Принцип работы пневматической системы делителя

Принцип работы пневматической системы переключения передач заключается в следующем. Воздух под давлением 6.2- 7.5 кгс/см2 подаётся из пневматического привода тормозной системы в редукционный клапан, на выходе которого поддерживается постоянное давление воздуха величиной 3.9- 4.5 кгс/см 2.

Далее давление воздуха подаётся на кран управления делителем и клапан включения делителя. Кран управления делителем, переключатель которого расположен на рычаге переключения передач в кабине водителя, направляет давление воздуха в ту или другую полость воздухораспределителя.

Поршни находящиеся в этих полостях перемещают золотник в одну из двух крайних положений, в результате чего давление воздуха поступающее от клапана включения делителя, расположенного на корпусе делителя. Подаётся в ту или иную полость пневматического цилиндра, в результате чего происходит его перемещение.

Шток поршня входит в зацепление с рычагом переключения передачи.Который закреплен на валу с вилкой. Вилка перемещает синхронизатор.


Неисправности делителя Камаз

Кран управления делителем

Если КПП старого образца в смысле не евро, и кран управления делителем, начинает пропускать, воздух, то устранить это можно путем замены уплотнительных колечек на золотнике.

Но из за сильной выработки сопрягаемых поверхностей это к результату не приводит, возникает необходимость замены. При установке нового крана возникает проблема. Почему-то тросик, через который происходит управления краном, делают короче. Чем это необходимо. Кран в результате этого практически не поддаётся регулировке. Поэтому лучше всего приобрести кран нового образца аналог с евро. Адаптированный под старые КПП. С его установкой проблема снимается раз и на всегда.

Клапан включения делителя

Ремонт клапана включения делителя, как правило, не приводит к результату. И если он начал пропускать давление воздуха, поступающее на пневматический цилиндр, его лучше заменить на новый.


Механизм переключения передач


Возникают проблемы и в самом механизме переключения передач, а именно в воздухораспределителе.


В нем собирается конденсат из пневматической системы, в результате чего происходит образование ржавчины и налета грязи, поршеньки и золотник воздухораспределителя начинают клинить. Поэтому лучше сделать ревизию. Очистить воздухораспределитель от грязи и ржавчины, поменять уплотнительные кольца, смазать сопрягаемые поверхности. Сделать это не сложно.

Часто забиваются трубки подводящие воздух к механизмам пневматической системы управления. Это связано опять же с наличием конденсата в системе и образованием ржавчины, особенно если делитель с ремонта, после того как его промывают в каналах остаётся жидкость, которая образует ржавчину, и достаточно не большого её количества чтобы трубки забились и перестали пропускать воздух. Поэтому перед установкой необходимо тщательно прочищать и продувать все каналы. Помимо устранения неисправностей очень важно правильно отрегулировать делитель.

Регулировка делителя Камаз

Если параметры регулировок будут нарушены. Делитель неизбежно выйдет из строя. Переключение делителя должно происходить при выжатой корзине сцепления, в противном случае произойдет поломка синхронизатора. На штоке ПГУ имеется пластина, которой осуществляется нажатие на клапан включения делителя.

Нажатие клапана включения делителя

Пластина стянута двумя гайками при помощи, которых и происходит регулировка нажатия клапана включения делителя. Когда мы полностью выжимаем сцепление, пластина должна надавить на клапан таким образом, чтобы расстояние между ограничителем хода клапана и крышкой корпуса составляло 0,2-0,6 мм.

Отрегулировать можно и более грубо. Если шток ПГУ отпущен, то можно выставить расстояние от пластины до штока клапана примерно 1.5-2 см., но в этом случае необходимо убедиться, что пластина включает клапан, после того как выжато сцепление.

Регулировка ограничения хода рычага

Ещё одной очень важной регулировкой является регулировка ограничения хода рычага, расположенного на одном валу с вилкой переключения синхронизатора. Рычаг приводится в действие механизм переключения делителя. На его корпусе имеются два регулировочных винта. Их необходимо выкрутить.

Включить делитель в одном положении. После того как синхронизатор полностью включится подвести регулировочный винт до упора с рычагом, после этого провернуть винт еще на четверть оборота. То есть если мы не сделаем ограничение хода рычага, вилка после включения передачи будет постоянно давить на синхронизатор, и сухари в результате быстро сотрутся.

После того как положение регулировочного винта установлено, затягиваем контргайку. Затем переключаем делитель в другое положение и повторяем операцию со вторым винтом. Регулировка делителя Камаз необходимо производить после ремонта делителя. Так как нельзя допустить, чтобы синхронизатор включался не до конца, и включение клапана раньше чем выжато сцепление так же приведет к поломке.




Необходимо умело сочетать передачи делителя с передачами коробки передач. Приобретение навыков правильного подбора передач коробки и делителя позволяет значительно снизить расход топлива, повысить среднюю скорость движения, создать для работы двигателя более экономичный режим, повысить срок службы сцепления, тормозов, карданной передачи и ведущих мостов.

Переключение передач в делителе осуществляется перемещением переключателя крана управления, установленного в головке рычага переключения передач.

Для переключения передач в делителе следует переключатель крана управления перевести в верхнее или нижнее положение, что соответствует высшей или низшей передаче. Педаль сцепления выжать до упора и держать до полного включения передачи в делителе (примерно 0,6…0,8 с). При выжиме педали сцепления до упора открывается клапан включения делителя и происходит автоматическое переключение делителя на выбранную передачу. После этого плавно отпустить педаль сцепления.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Переключатель крана управления можно переместить в положение выбранной передачи заранее. После этого в нужный момент достаточно выжать педаль сцепления до упора.

При трогании автомобиля с места передачи в делителе выбираются в зависимости от дорожных условий и загруженности автомобиля.

Для разгона автомобиля до скорости 10… 11 м/с (30…40 км/ч) (т. е. до третьей-четвертой передачи) достаточно переключить передачу в основной коробке, не переключая передачу в делителе. Для разгона с третьей или четвертой передачи целесообразно использовать обе передачи делителя. Для этого при разгоне в тяжелых дорожных условиях рекомендуется следующая последовательность переключения: 1Н—2Н-—ЗН—4Н—4В—5Н—5В, при разгоне автомобиля по дороге с твердым покрытием — IB—2В—ЗВ—4Н— -5Н-5В.

Если при разгоне необходимо одновременно переключать передачи в основной коробке и делителе, то следует перевести переключатель крана управления делителем в положение Н, выжать педаль сцепления до упора и включить следующую, более высокую передачу в коробке передач, затем плавно отпустить педаль сцепления.

Если автомобиль движется при включенной низшей передаче делителя, а дорожное сопротивление увеличилось и требуется одновременно переключить передачи в коробке передач и делителе, следует перевести переключатель крана управления делителя в положение В, выжать педаль сцепления до упора и включить следующую, более низкую передачу в коробке передач, затем плавно отпустить педаль сцепления.

В коробках передач КАМАЗ 15-й модели (152 и 154) используется дополнительный одноступенчатый редуктор — делитель, который вдвое увеличивает общее количество передач. Управление делителем осуществляется пневматикой с помощью специального механизма — об этом механизме подробно рассказано в данной статье.

Особенности конструкции и работы коробок передач КАМАЗ

В грузовых автомобилях КАМАЗ в настоящее время устанавливается довольно большое число моделей коробок передач, которые при минимальных конструктивных отличиях обладают различными характеристиками:

  • Модельный ряд КПП 14 — модели 141, 142 и 144;
  • Модельный ряд КПП 15 — модели 152 и 154;
  • Модельный ряд КПП 16 — представлен одной моделью 161;
  • КПП производства ZF-КАМА — большое разнообразие МКПП моделей 6S, 9S и 16S, автоматизированные КП 12A и автоматические коробки 6H.

КПП 14 — это наиболее простые 5-ступенчатые трехходовые коробки передач с ручным управлением и синхронизаторами. Они устанавливаются главным образом на самосвалы и другие одиночные автомобили, эксплуатируемые без прицепов.

КПП 15 — это модернизированные КПП 14, к которым добавлен делитель. Благодаря использованию делителя количество передач удваивается (до 10 вперед и двух назад). Делитель – это одноступенчатый редуктор, построенный на одной паре обычных цилиндрических (обычно косозубых) шестерен, установленный между сцеплением и КП (фактически, он находится в колоколе сцепления, который выполнен заодно с корпусом КП). Делитель имеет пневмомеханическое управление, при необходимости включается прямая или понижающая передача, за счет чего и достигается удвоение общего числа скоростей КПП.

КПП ZF-КАМА — это широкий набор механических, автоматизированных и автоматических коробок передач, которые устанавливаются на все грузовые автомобили КАМАЗ и ряд автобусных шасси КАМАЗ, на которых строятся автобусы НефАЗ. На сегодняшний день производятся модельные ряды 6-ступенчатых МКПП и АКПП, 9-ти и 16-ступенчатые МКПП (с демультипликаторами), и 12-ступенчатые автоматизированные КП.

Для чего служит делитель

Делитель это механический редуктор, который служит для повышения передаточных отношении передач основной КПП. То есть при включённой пониженной передаче, вращение первичного вала делителя передаётся непосредственно на первичный вал коробки передач.

Если переключить делитель на повышенную передачу вращение первичного вала передается на его промежуточный вал , который непосредственно соединен с промежуточным валом основной коробки переключения передач.Подобное переключение осуществляется при помощи синхронизатора.

Передачи в делителе переключаются синхронизатором, каретка которого перемещается поршнем пневматического цилиндра непосредственно через рычаг и вилку делителя. Пневматическая система управления делителем состоит из нескольких механизмов, с помощью которых происходит переключение передач в делителе.

Схема управления КПП и делителем

Управление КП а/м КАМАЗ и расположенным в ней делителем — традиционное механическое. В КПП управление реализовано в виде механизма выбора передачи с тремя вилками, перемещающими синхронизаторы, привод механизма тоже механический, на основе традиционного рычага, выведенного в пол кабины. Механизм управления делителем (механизм переключения передач делителя, далее — МППД) включает в себя только одну вилку, она установлена на собственном валу, который выходит из корпуса коробки и с обратной стороны соединен с рычагом. Соединение вилки с муфтой — на сухарях, расположенных в канавке каретки синхронизатора.

Привод МППД — пневмомеханический, для переключения передач в нем используется сила сжатого воздуха, который отбирается из пневмосистемы грузовика. Система привода состоит из следующих компонентов:

  • Кран управления делителем. Золотникового типа, устанавливается на опоре рычага переключения передач КП (под полом кабины, доступ к нему — через специальный лючок). Имеет два фиксированных положения — понижающая и прямая передача. Золотник переводится в крайние положения с помощью рычажка (переключателя), установленного в верхней части рычага переключения передач КПП, и соединенного с золотником с помощью тросика;
  • Редукционный клапан. Обеспечивает отбор сжатого воздуха из пневмосистемы автомобиля и стравливание воздуха в случае чрезмерного роста давления. От клапана воздух подается на кран управления и клапан включения делителя — так образуется два контура пневматической системы управления делителем;
  • Клапан включения делителя. Обеспечивает подачу сжатого воздуха в механизм переключения передач делителя в моменты выключения сцепления (тем самым, обеспечивая включение и отключение понижающей передачи одновременно с переключением скоростей основной КП);
  • МППД. Включает в себя установленный в цилиндре поршень, шток которого соединен с рычагом, насаженным на валик вилки механизма управления делителем. При подаче сжатого воздуха поршень смещается в одну или другую сторону, обеспечивая перевод вилки и переключение делителя. Механизм устанавливается непосредственно на коробку передач;
  • Воздухораспределитель. Обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндр механизма переключения делителя с одной или другой стороны поршня, чем достигается его перемещение и переключение передач делителя. Воздухораспределитель монтируется непосредственно на корпус механизма, на него подается сжатый воздух от крана управления и клапана включения делителя, также в нем предусмотрен клапан для стравливания сжатого воздуха из цилиндра.

Основной компонент привода переключения передач делителя — МППД, выполненный в виде отдельного агрегата.

Коробка передач Камаз: устройство, делитель, схема переключения


Для автомобиля, механизм переключения передач – устройство, при отсутствии которого, эксплуатация немыслима. Если на легковом транспорте трансмиссия считается не простым агрегатом, то на тяжёлой технике из-за габаритов и веса, дела обстоят намного хуже. Поэтому коробка передач КамАЗ конструктивно сложное устройство, требующее навыков и умения при обращении и уходе.

Большинство зарубежных производителей устанавливают на тяжелой технике автоматическую трансмиссию. Создатели КамАЗ, с целью упростить конструкцию и повысить надёжность изделия, пошли по пути механического устройства. Схема коробки передач КамАЗ, увеличивает эффект использования транспортного средства. Простота и удобство, делают агрегат экономически выгодным.

Регулировка делителя Камаз

Если параметры регулировок будут нарушены. Делитель неизбежно выйдет из строя. Переключение делителя должно происходить при выжатой корзине сцепления, в противном случае произойдет поломка синхронизатора. На штоке ПГУ имеется пластина, которой осуществляется нажатие на клапан включения делителя.

Нажатие клапана включения делителя

Пластина стянута двумя гайками при помощи, которых и происходит регулировка нажатия клапана включения делителя. Когда мы полностью выжимаем сцепление, пластина должна надавить на клапан таким образом, чтобы расстояние между ограничителем хода клапана и крышкой корпуса составляло 0,2-0,6 мм.

Отрегулировать можно и более грубо. Если шток ПГУ отпущен, то можно выставить расстояние от пластины до штока клапана примерно 1.5-2 см., но в этом случае необходимо убедиться, что пластина включает клапан, после того как выжато сцепление.

Регулировка ограничения хода рычага

Ещё одной очень важной регулировкой является регулировка ограничения хода рычага, расположенного на одном валу с вилкой переключения синхронизатора. Рычаг приводится в действие механизм переключения делителя. На его корпусе имеются два регулировочных винта. Их необходимо выкрутить.

Включить делитель в одном положении. После того как синхронизатор полностью включится подвести регулировочный винт до упора с рычагом, после этого провернуть винт еще на четверть оборота. То есть если мы не сделаем ограничение хода рычага, вилка после включения передачи будет постоянно давить на синхронизатор, и сухари в результате быстро сотрутся.

После того как положение регулировочного винта установлено, затягиваем контргайку. Затем переключаем делитель в другое положение и повторяем операцию со вторым винтом. Регулировка делителя Камаз необходимо производить после ремонта делителя. Так как нельзя допустить, чтобы синхронизатор включался не до конца, и включение клапана раньше чем выжато сцепление так же приведет к поломке.

Неисправности делителя Камаз

Кран управления делителем

Если КПП старого образца в смысле не евро, и кран управления делителем, начинает пропускать, воздух, то устранить это можно путем замены уплотнительных колечек на золотнике.

Но из за сильной выработки сопрягаемых поверхностей это к результату не приводит, возникает необходимость замены. При установке нового крана возникает проблема. Почему-то тросик, через который происходит управления краном, делают короче. Чем это необходимо. Кран в результате этого практически не поддаётся регулировке. Поэтому лучше всего приобрести кран нового образца аналог с евро. Адаптированный под старые КПП. С его установкой проблема снимается раз и на всегда.

Клапан включения делителя

Ремонт клапана включения делителя, как правило, не приводит к результату. И если он начал пропускать давление воздуха, поступающее на пневматический цилиндр, его лучше заменить на новый.


Механизм переключения передач


Возникают проблемы и в самом механизме переключения передач, а именно в воздухораспределителе.


В нем собирается конденсат из пневматической системы, в результате чего происходит образование ржавчины и налета грязи, поршеньки и золотник воздухораспределителя начинают клинить. Поэтому лучше сделать ревизию. Очистить воздухораспределитель от грязи и ржавчины, поменять уплотнительные кольца, смазать сопрягаемые поверхности. Сделать это не сложно.

Часто забиваются трубки подводящие воздух к механизмам пневматической системы управления. Это связано опять же с наличием конденсата в системе и образованием ржавчины, особенно если делитель с ремонта, после того как его промывают в каналах остаётся жидкость, которая образует ржавчину, и достаточно не большого её количества чтобы трубки забились и перестали пропускать воздух. Поэтому перед установкой необходимо тщательно прочищать и продувать все каналы. Помимо устранения неисправностей очень важно правильно отрегулировать делитель.

Проблемы возникающие при работе делителя

В процессе эксплуатации , а зачастую и после ремонта, возникают проблемы с переключением передач делителя. Связано это в основном с неисправностями пневматической системы переключения передач. Особенно эти неисправности проявляются после ремонта. Когда мы устанавливаем новые запасные части, их сопрягаемые поверхности имеют шероховатости, и перемещаются друг относительно друга с усилием, поэтому очень важно чтобы пневматическая система была в исправном состоянии. Потому что в случае, если по какой то причине не хватит усилия для перемещения каретки синхронизатора из одного положения в другое, сухари на вилке переключения, в результате возникающего трения, расплавятся, и делитель выйдет из строя, придётся снова снимать КПП, для замены сухарей. Что бы этого не произошло необходимо проверить все элементы пневматической системы на исправное состояние и провести необходимые регулировки.

Читайте также: