Полумесяцы ваз 2101 когда ставили

Обновлено: 02.07.2024

Ваз 2101 первый автомобиль волжского автозавода и родоначальник всех классических моделей жигулей.

Сотрудничество с Fiat

Модель 2101 является усовершенствованной копией FIAT 124 который выпускался в Италии с 1966 года.

Fiat-124 Fiat-124 Интерьер Fiat-124

Специалисты НАМИ отдавали предпочтение другой перспективной модели — Fiat 128 с передним приводом, однако Итальянцы смогли убедить советских специалистов в неперспективности переднего привода.

Чтобы адаптировать автомобиль к условиям СССР, советские инженеры тестировали FIAT 124 на территории Дмитровского полигона и отправляли замечания в Италию.

Нужно сказать, что испытания действительно проводились масштабные! В период с июня 1966 по июль 1970 года было произведено испытание 9 серий и 35 образцов автомобилей, а их общий пробег составил более 2 млн. километров.

В ходе сотрудничества с итальянцами в конструкцию внесли свыше 800 изменений, в числе которых:

  • Двигатель с верхним расположением распредвала, а не нижним, как у FIAT, и увеличенным межцентровым расстоянием. Диаметр цилиндров с 73 мм увеличили до 76 мм, а ход поршня сократили с 71,5 до 66 мм. Результат – более приёмистый двигатель;
  • Задние дисковые тормоза заменили барабанными, что увеличило ресурс. (Итальянские колодки во время испытаний стирались уже к 2-3 тыс. км пробега);
  • Клиренс спереди увеличили с 164 до 175 мм;
  • Появилась буксировочная проушина.

Первые автомобиль Ваз-2101

В 14 часов 18 апреля 1970 года по главному конвейеру Волжского автозавода отправились первые 6 машин, сборка завершилась в ночь с 18 на 19 апреля. Были собраны 2 темно-синих автомобиля и 4 вишневого цвета.

Заготовки для кузова были привезены из Италии, другие комплектующие также поставлялись из-за границы.

Первую машину спускал с конвейера лично Бенито Гуидо Савоини — итальянский шеф-инструктор.

Первый собранный автомобиль Ваз-2101

В дальнейшем эти 6 автомобилей использовались для обучения, отработки технологии и других внутренних целей завода. Их судьба неизвестна.

Первый серийный автомобиль был собран 1 августа и хранится в музее ОАО АвтоВаз. Интересно, что ему присвоен номер кузова — 0000038, номер двигателя — 0000034, а табличка с номером для запчастей № 0000001.

1 августа 1970 года! Первый автомобиль серийной сборки. Первый серийный Ваз-2101 Первый серийный Ваз-2101 Первый серийный Ваз-2101

Кстати, в музее ОАО АвтоВАЗ, выставлен красный Ваз-2101 который стал первой машиной реализованной через торговую сеть 18 августа 1970 года.

После 19 лет эксплуатации владелец подарил автомобиль АвтоВАЗу и получил взамен другую машину.

Первый Ваз-2101 реализованный через торговую сеть 18 августа 1970 года

Якобы итальянская сборка

Так например в Польше с 1967 года производили Polski FIAT и на запчастях могла оказаться соответствующая символика.

Polski Fiat 125p Polski Fiat 125p

Объемы выпуска

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь автозавода, которая предназначена для выпуска 220 тыс. автомобилей в год.

16 июля 1971 года с главного конвейера сошел 100-тысячный автомобиль.

10 января 1972 года принята в эксплуатацию следующая очередь так же на 220 тыс. автомобилей.

Сборка автомобилей достигла 1 млн. уже к 21 декабря 1973 года, и 1,5 млн. в 1974 году, а в 1980 году было собрано 5 млн. автомобилей. Ни один из советских автопроизводителей не мог и мечтать о таких объемах выпуска. (Цифры приведены по трем автомобилям 2101, 2102 и 2103).

Производство Ваз 2101 стало большим шагом вперед для советского автомобилестроения, так как главной целью производства была автомобилизация населения СССР.

Автомобиль для среднего класса, довольно современный на тот момент и по доступной цене во многом превосходил модели Москвичей и пользовался большей популярностью.

Качество сборки

Во многом из-за массовости производства ухудшилось качество. На заводе стали отступать от утвержденной документации, применять другие материалы, технологии для некоторых этапов производства. Возможно, свою роль сыграла и культура — через проходную завода рабочие выносили всё, что могли.

Всё же, на тот момент, Волжский автозавод делал лучшие в СССР автомобили.

Недостатки

Еще одна особенность 2101 была в дворниках, одним движением их можно было снять, начались кражи, а купить новые дворники было проблематично, если вообще возможно.

Ранее выпускавшиеся автомобили в СССР оснащались гаечными ключами на 12 и 14, а в водительском наборе к ВАЗ 2101 был ключ на 13.

Впрочем, сейчас это сомнительные минусы, автомобиль всё равно стал массовым и самым популярным в СССР.

Экспорт

Нужно отметить, что без каких-либо значительных переделок ВАЗ 2101 выпускали в Испанском филиале концерна FIAT, под маркой SEAT – 124. Никаких дивидендов в пользу участников её проектирования в СССР не отчисляли, такого в Советском Союзе не предусмотрели в контракте. Кроме того, в Турции, по лицензии FIAT собирали Tofas Murat 124.

Seat 124 1971 года. Seat 124 1975 года. Вид сзади Tofas Murat 124 Интерьер Tofas Murat 124 Tofas Murat 124

ВАЗу же, согласно договору, запрещалось составлять конкуренцию для FIAT 124, однако, экспорт в Западную Европу начался в 1974 году, когда производство модели 124 было прекращено в пользу нового FIAT 131.

На экспорт автомобили шли под маркой Lada, а модель соответствовала объёму двигателя – 1200 (2101), 1200s (21013) и 1300 (21011).

Свыше 57 тыс. автомобилей Lada, были экспортированы в страны Социалистического содружества — ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Lada поставлялась в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию, Финляндию, Швецию, Египет и Нигерию. Праворульные модификации поставлялись в Японию, Великобританию и Австралию.

Окончание выпуска

Выпуск модели 2101 закончился в 1983 году, а модификация 21013 выпускалась еще 5 лет, до 1988 года.

Прозвище Копейка







Первый рестайлинг копейка пережила в 1974 году. Модернизированная модель получила индекс ВАЗ-21011 и отличалась новой решеткой радиатора, видоизмененной оптикой и другими бамперами с резиновыми накладками. В салоне появились более удобные сиденья и пепельница. Главной техническое отличие — 1,3-литровый двигатель мощностью 69 лошадиных сил. В 1977 году на заводе в Тольятти запустили сборку модификации ВАЗ-21013, которая при всех этих внешних изменениях комплектовалась менее мощным двигателем от стандартного ВАЗ-2101.



В 1976 году на базе серийного универсала ВАЗ-2102 инженеры волжского завода создали настоящий электрокар. Прототип проходил испытания как на полигоне, так и на дорогах общего пользования. В результате в 1980-х на заводе была выпущена первая опытно-промышленная партия электрических фургонов под индексом ВАЗ-2801. Кстати, без подзарядки машина могла проехать 130 километров — впечатляющий показатель для тех времен. Мощность силовой установки, куда входил электромотор и блок никель-цинковых аккумуляторных батарей весом 380 кг, составляла 35 лошадиных сил. Максимальная скорость фургона — 87 км в час.



В 1980 году к летней Олимпиаде в Москве свет должен был увидеть обновленный ВАЗ-2101. Над дизайном машины работал художник-конструктор Владиcлав Пашко. Автомобиль под названием ВАЗ-2101-80 планировали выпускать в кузовах седан и купе. Судя по сохранившимся изображениям, дизайн модели напоминал Fiat 128 Coupe. Однако дальше макетов и эскизов дело не пошло — ни один рабочий прототип модели выпущен не был.


История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

В общей сложности в конструкцию итальянского исходника было внесено свыше 800 изменений. ВАЗ-2101 отличался от FIAT-124 новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным расстоянием между цилиндров, что в будущем позволило неоднократно повышать литраж мотора. В сцеплении был увеличен наружный диаметр фрикционных накладок, а в коробке передач применены более надежные синхронизаторы.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Также была переработана передняя подвеска: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Трехрычажная задняя подвеска уступила место более прогрессивной пятиштанговой конструкции. По итогам суровых испытаний итальянской модели на полигоне и обычных дорогах Советского Союза, конструкторами был усилен кузов и увеличен дорожный просвет.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Производство

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

С 1970 по 1988 было изготовлено 4,8 миллиона LADA первой модели, включая модификации, а если быть точным, 4 846 900 автомобилей. И это была самая массовая модель за историю АВТОВАЗа, более того – за историю российского автопрома.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Бренд

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Экспорт

Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году - в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и за низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

В 1972 году автомобили LADA составили уже половину от общего числа советских экспортных поставок легковых автомобилей.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

В 2017 году чешские энтузиасты Филип Фогел и Петр Явурек совершили кругосветку на LADA 2101. За 10 месяцев они проехали 50 тысяч километров. Их автомобиль 1975 года сейчас хранится в музее АВТОВАЗа.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Сервис

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

В 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных СТО. В этот же период через спеццентры продавалось около 150 тысяч автомобилей в год – примерно половина от общего объема продаж.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Цифры и факты о ВАЗ-2101:

1967 – Началось строительство Волжского автозавода.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1968 – Стартовали испытания прототипов автомобиля.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1969 – Начался монтаж главного конвейера ВАЗа.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1970 – Выпущен первый ВАЗ-2101.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1970 – Собран 10-тысячный ВАЗ-2101.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1971 – Мощность завода увеличена до 220 тыс. автомобилей в год.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1974 – Собран миллионный ВАЗ-2101.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1975 – С конвейера автозавода сошел 2-миллионный автомобиль (ВАЗ-21011).

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1979 – Выпущен 5-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-2101.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1984 – Собран последний ВАЗ-2101.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1988 – Собран последний ВАЗ-21011.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Всего за период 1970-1988 гг. выпущено 4 846 900 ВАЗ-2101 и его модификаций. Сегодня на учете в России стоит около 400 тысяч таких автомобилей.

Рождение легенды

По легенде, инициатором строительства гигантского автомобильного завода стал председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, которого в скором времени поддержал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.


Выбор пал на Fiat сразу по нескольким причинам — во-первых, левое движение в Италии было одним из самых сильных в Европе; во-вторых, итальянский концерн предложил самые выгодные условия. К тому же в СССР учли тот факт, что Fiat-124 был признан европейскими экспертами автомобилем года.

Вернуть молодость

В коллекции новосибирского бизнесмена Сергея побывало 12 советских олдтаймеров — среди них есть сверкающий ВАЗ-21013 1985 года, восстановленный до заводского состояния. Эта модификация отличалась более удобными по форме передними сиденьями, а также наличием отражателей на фонарях и указателях поворота.








Коллекционер Эдуард стал обладателем ВАЗ-2101 по чистой случайности — знакомый сказал, что продает машину, которая 40 лет стояла на консервации. Автомобиль 1976 года выпуска оказался в идеальном состоянии с пробегом в 15 тысяч километров.




В багажнике — сумка с инструментами, которая поставлялась с оригинальной машиной, на сегодня это большая редкость. В первых партиях в наборе присутствовала спусковая рукоять, которой авто можно было относительно легко завести зимой.




Советская мечта





Каждое поколение коллекционирует машины времён молодости своих отцов

Придя утром на работу с распухшей от недосыпа головой, я прочитал новость и узнал: сосед - не просто хулиган. Он - инвестор!

МЕЧТЫ ОТЦОВ

Как же так - ещё недавно старые советские машины были первыми в очереди на свалку, а теперь их продают за сотни тысяч? Да за такие деньги можно нормальную иномарку взять!

- Каждое поколение коллекционирует машины времён молодости своих отцов. Это возвращает их в детство, когда папа был юным и ездил на таком автомобиле. Или мечтал о нём, но так и не смог купить. Дети воплощают в жизнь мечты своих родителей, это чистая психология, - объясняет Дмитрий Ломаков, директор Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов.

Советские машины стали стоить больше, чем новые

НЕ ВСЯКОЕ СТАРЬЕ - РЕТРОМОБИЛЬ

И вот вы открываете Авито и видите: такая же машина продается там за 500 (600, 800) тысяч рублей. Какая удача! Вы фотографируете свою красавицу в самых соблазнительных ракурсах и выставляете на сайт объявлений за такую же цену, ожидая, когда вам позвонит богатый простофиля и вывалит полмиллиона за вашу рухлядь, нежданно-негаданно оказавшуюся раритетом.

Спешим вас расстроить: не позвонит и не вывалит.

- Но почему за них просят сотни тысяч?

За минувший год автомобили в России подорожали на 10%. Подержанные - на 5%

Но это не означает, что на старых советских автомобилях нельзя заработать. Можно. Главное - понимать, что не всякая старая машина является исторической ценностью. Иногда это всего лишь старая машина.

- На ком лучше жениться: на девственнице из провинции или на проститутке с Ленинградского шоссе? - предлагает задуматься начинающим автоинвесторам Дмитрий Ломаков. - Вот и с советскими машинами так же. Чем меньше в неё влезали, чем ближе она к заводскому состоянию, тем выше она ценится.

- Надо использовать оригинальные запчасти - стёкла, бамперы, фары, колёсные диски и т. д. - иначе цена машины только упадёт. Новодел никому не нужен, - предупреждает Сергей Диогрик. - Мы ищем такие запчасти по всему миру, восстанавливаем по советским чертежам, многое находим в гаражах Тольятти - люди тащили их с завода и теперь они лежат у них без дела. Такой ремонт может стоить не одну сотню тысяч.

Если не развалятся, конечно.

СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ

Как заработать на советском авто

1. Чем ближе машина к первозданному состоянию, тем лучше. Если автомобиль много чинили, красили, покрывали лаком, за большие деньги его не продашь.

3. Высоко ценятся яркие машины с ярким салоном (но не одного цвета). Например, красный кузов с песочным салоном, оранжевый кузов с синим салоном и т. д.

5. Выбирая старую советскую машину на сайте объявлений, ориентируйтесь на самые низкие цены. За небольшие деньги у дедушки порой можно купить авто не хуже, чем за полмиллиона у перекупщика. Присмотритесь к машинам в небольших городах - там меньше перекупщиков и больше машин по адекватной цене.

6. И не забудьте: любая инвестиция - это риск. Никто не гарантирует, что подержанную машину удастся продать дороже, чем вы ее купили.

- Вкладывать деньги в старые машины я советую только в одном случае: если вы действительно любите автомобили, - говорит Дмитрий Ломаков. - Тогда вы не пожалеете о своей покупке, если не удастся ее выгодно продать. Настоящий мужчина может до старости играть в машинки и получать от этого удовольствие.

ШОК-ЦЕНА

Самые дорогие советские машины с сайтов объявлений*

ВАЗ-2101

Цена: 15 млн рублей

Год выпуска: 1972

Примечание продавца: "За 49 лет открывалась только водительская дверь и капот, все остальное под заводскими пломбами".

ГАЗ-24

Цена: 9 млн рублей

Год выпуска: 1975

Примечание продавца: "После реставрации и капитального ремонта двигателя"

Москвич-408

Цена: 1 млн рублей

Год выпуска: 1973

Пробег: 42000 км

Примечание продавца: "Доедет до Владивостока и обратно"

ЗАЗ-968

Цена: 1 млн рублей

Год выпуска: 1973

Пробег: 16900 км

Примечание продавца: "Советчики, умники и все особо одаренные - оставьте свои мысли при себе."

* Массовые модели конца 60-х - начала 70-х годов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

За необычное изобретение инженеры стали рекордсменами России (подробнее)

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: