Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки ваз

Обновлено: 08.07.2024

Электронный блок управления задает режимы работы инжекторной системе питания, основываясь на показаниях множества датчиков. Так, он следит за положением коленвала, количеством подаваемого воздуха, составом отработанных газов. Также ЭБУ отслеживает и положение дросселя, что позволяет ему определять, сколько воздуха и бензина необходимо подать в цилиндры. За это непосредственно отвечает датчик положения дроссельной заслонки (аббр. – ДПДЗ).

датчик дроссельной заслонки

Назначение датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дросселя определяет угол положения заслонки дросселя и скорость его открытия. На основе этих данных ЭБУ формирует импульс, подающийся на форсунки. К примеру, при резком нажатии на педаль газа, благодаря показаниям ДПДЗ, ЭБУ увеличит длительность импульсов, идущих на форсунки, что обеспечит увеличенную подачу топлива, а также скорректирует угол зажигания.

Установлен он непосредственным на самом дроссельном узле и имеет жесткое соединение со штоком оси заслонки, что и позволяет датчику постоянно реагировать на изменение ее положения.

Виды и конструкция ДПДЗ

дроссельная заслонка

Схема дроссельной заслонки с механическим приводом:
1) патрубок подвода охлаждающей жидкости;
2) патрубок системы вентиляции картера;
3) патрубок отвода охлаждающей жидкости;
4) датчик положения дроссельной заслонки;
5) регулятор холостого хода;
6) патрубок системы улавливания паров бензина;
7) дроссельная заслонка.

Существует два типа датчика ПДЗ, которые используются на авто:

  1. контактный (потенциометр);
  2. бесконтактный (магниторезистивный).

Первый используется всем автопроизводителями, а второй продается отдельно и используется как альтернатива контактному элементу.

Любой потенциометр состоит из двух основных составляющих – ползунка (подвижный элемент) и резистивных дорожек, относительно которых осуществляется перемещение. Эти два элемента постоянно контактируют между собой.

контактный датчик

Принцип работы такого датчика дроссельной заслонки очень прост. Ползунок имеет жесткое соединение с осью заслонки. При нажатии на акселератор, заслонка открывается, что приводит к проворачиванию оси, при этом перемещается и бегунок из-за чего изменяется длина резистивных дорожек которые задействованы в электрической цепи.

устройство ДПДЗ

Устройство и принцип работы

А работает все так: при полностью закрытой заслонке, бегунок находится в крайнем положении, что обеспечивает на выходе минимальное напряжение – 0,5-0,7 В, поскольку в цепи задействован лишь небольшой участок дорожек. При нажатии на акселератор, заслонка начинает открываться, а бегунок перемещается, увеличивая длину резистивных дорожек, задействованных в цепи, из-за чего повышается сопротивление и прямо пропорционально ему – напряжение на выходе.

При полностью открытой заслонке – сопротивление максимально и показатель напряжения – тоже (4 В и выше). На все эти изменения напряжения и реагирует электронный блок.

Магниторезистивные ДПДЗ по конструкции несколько отличаются. Принцип его работы основан на изменении напряжения от воздействия магнитного поля. У такого датчика ПДЗ тоже присутствует бегунок, но он не контактирует с другой составной частью, у него установлен постоянный магнит. Второй же элемент датчика – электронный, и чувствительный к изменению магнитного поля, которое создает бегунок. То есть, работа такого достаточно проста – ось заслонки при открывании смещает бегунок, из-за чего магнитное поле тоже перемещается, а на это реагирует электронный элемент.

Магниторезистивные датчики дросселя являются более совершенными и реже ломаются, но и стоят они дороже обычных потенциометрических ДПДЗ. Но поскольку вторые – более распространены, то и в дальнейшем их и будем рассматривать.

Выход из строя и признаки неисправности датчика ПДЗ

Видео: Проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Ресурс датчика дросселя точно не установлен, он может отработать и 60 тыс. км пробега, а может уже создавать проблемы и через 5 тыс. км.

Существует несколько признаков, сигнализирующих о возникновении проблем с работой ДПДЗ:

Помимо этих признаков, на многих авто бортовой компьютер начинает выдавать сигнал ошибки, указывающий на неисправность датчика положения дроссельной заслонки.

Причиной всех этих явлений обычно становиться контактная пара – бегунок и дорожки. В некоторых случаях проблемы начинает создавать стертый резистивный слой дорожки в месте крайнего положения бегунка. В результате сопротивление на этом участке значительно возрастает, а вместе с ним и напряжение. И получается, что при закрытой заслонке на электронный блок поступает напряжение, значение которого соответствует полностью открытого дросселя.

Вторая причина выхода может возникать из-за контактных наконечников бегунка. При их повреждении они очень быстро начинают затирать резистивный слой дорожек.

Если возникает поломка в работе датчика ПДЗ электронный блок переходит на аварийную работу и для управления топливной системой перестает брать данные от этого датчика. В таком случае работа ЭБУ основывается на показаниях датчиков положения коленвала и массового расхода воздуха.

Проверка и замена

проверка датчика положения дроссельной заслонки

Отметим, что большинство признаков неисправности датчика положения дроссельной заслонки присущи и другим датчикам. Поэтому необходимо знать как правильно выявить, действительно ли причиной нарушения работы силовой установки является именно датчик дросселя.

Конечно, если есть сканер, то это не составит проблем. Подключили его, установили код ошибки, расшифровали его и установили, что неисправен ДПДЗ. Но не всегда под рукой имеется такое устройство.

Произвести проверку датчика заслонки можно при помощи обычного мультиметра, установленного на измерение напряжения. Работы по диагностике датчика дроссельной заслонки – несложные и сделать их может даже новичок.

Видео: Как проверить дпдз, проверяем по мануалу

Если датчик исправен, то после подключения щупа к необходимому выводу значение на дисплее должно снизиться до 0,5-0,7 В. Для дальнейшей проверки следует рукой плавно открыть дроссель. При этом напряжение на выводах должно возрастать, а при полностью открытой заслонке его значение должно установиться на уровне 4-5 В. После отпускания дросселя показания мультиметра должны снизиться.

Если эти условия замеров не соблюдаются, то ДПДЗ неисправен. Конструкция его неразборная, поэтому он ремонту не подлежит, а при его поломке он просто заменяется. Хотя все же некоторые пытаются произвести оценку состояния составных элементов, предварительно его разобрав.

Сделать диагностику можно аккуратно поддев и сняв верхнюю крышку, которая приклеена к корпусу. После этого получим доступ к пластине с резистивными дорожками, к которой припаяны выводы. Распаяв выводы, можно эту пластину извлечь и оценить состояние резистивного слоя дорожек и контактных наконечников бегунка. Но зачастую восстановить повреждения и затертости невозможно, поэтому и не стоит заморачиваться с разборкой этого элемента, а сразу приобрести новый для смены.

Для замены необходима только отвертка и новый датчик положения дросселя. Перед откручиваем двух болтов крепления следует отсоединить колодку с проводами, подходящими к нему. Затем выкручиваем крепежные элементы и извлекаем неисправный элемент, а на его место установить новый, проследив за тем, чтобы он плотно сел на шток оси. Фиксируем установленный датчик дросселя болтами и подсоединяем колодку.

Неисправности датчика дроссельной заслонки приводят к нестабильной работе двигателя автомобиля. Что ДПДЗ работает некорректно можно понять по таким признакам: нестабильные холостые, снижение динамики авто, повышенный расход топлива и другие подобные неприятности. Основной признак тому, что датчик положения дроссельной заслонки неисправен, являются скачущие обороты. А главной тому причиной — износ контактных дорожек датчика заслонки дросселя. Однако есть и ряд других.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки достаточно проста, и под силу даже начинающему автолюбителю. Для этого нужен лишь электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. При выходе датчика из строя ремонт его, чаще всего, невозможен, и это устройство просто меняют на новое.

Неисправности датчика дроссельной заслонки

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Перед тем как перейти к описанию симптомов поломки ДПДЗ, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе, на что влияет датчик положения дроссельной заслонки. Необходимо понимать, что основная функция указанного датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка. От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность двигателя, динамические характеристики машины. Информация от датчика попадает в электронный блок управления двигателем, и на ее основании компьютер посылает команды о количестве подаваемого топлива, угле опережения зажигания, что способствует образованию оптимальной топливовоздушной смеси.

Соответственно, неисправности датчика положения дроссельной заслонки выражаются в следующих внешних признаках:


Здесь же стоит отметить, что перечисленные выше признаки могут указывать и на проблемы с другими узлами двигателя, в частности, на неисправность дроссельной заслонки. Однако в процессе выполнения диагностики имеет смысл также проверить и датчик ДПДЗ.

Причины неисправности ДПДЗ

Существуют два типа датчиков положения дроссельной заслонки — контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). Чаще всего из строя выходят именно контактные датчики. Их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам. Со временем они изнашиваются, из-за чего датчик начинает выдавать некорректную информацию на ЭБУ. Итак, причинами поломки пленочно-резистивного датчика может быть:


  • Потеря контакта на ползунке. Это может быть вызвано как просто его физическим износом, так и обломком наконечника. Может попросту износиться резистивный слой, из-за чего также пропадает электрический контакт.
  • Не повышается линейное напряжение на выходе датчика. Такая ситуация может быть вызвана тем, что напыление основы стерлось практически до основания в том месте, где начинается движение ползунка.
  • Износ шестерен привода ползунка.
  • Обрыв проводов датчика. Это могут быть как питающие, так и сигнальные провода.
  • Возникновение короткого замыкания в электрической и/или сигнальной цепи датчика положения дроссельной заслонки.

Что касается магниторезистивных датчиков, то у них нет напыления из резистивных дорожек, поэтому его поломки сводятся, в основном, к обрыву проводов или возникновению в их цепи короткого замыкания. А методы проверки у одного и другого типа датчиков аналогичные.

В любом случае ремонт вышедшего из строя датчика вряд ли возможен, поэтому после выполнения диагностики необходимо попросту заменить его на новый. При этом желательно использовать бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки, поскольку такой агрегат имеет гораздо более длительный срок службы, хоть и стоит дороже.

Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки

Проверка ДПДЗ сама по себе несложная, и все что понадобится, это электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Итак, чтобы проверить неисправность ДПДЗ, необходимо действовать по приведенному далее алгоритму:


Ну и, конечно же, необходимо выполнить проверку с помощью диагностического прибора OBDII. Популярным сканером поддерживающим работу с большинством автомобилей является Scan Tool Pro Black Edition. Он поможет точно узнать номер ошибки и увидеть параметры работы дроссельной заслонки, а также определит, есть ли еще проблемы у автомобиля, возможно в других системах.

Коды ошибок 2135 и 0223


В диагностическом приложении сканер даст возможность увидеть данные идущие с датчика в реальном времени роботы. Двигая заслонку необходимо смотреть на показания в вольтах и процентах ее открытия. При исправном состоянии заслонки датчик должен выдавать плавные значения (без каких либо скачков) от 03, до 4,7В или 0 — 100% при полностью закрытой или открытой заслонке. Удобнее всего смотреть работу ДПДЗ в графическом виде. Резкие провалы будут говорить об износе резистивного слоя на дорожках датчика.

Заключение


Признаки неисправности датчика дроссельной заслонки или почему может отказать ДПДЗ

Статистика показывает, что часто проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки возникают на автомобилях ВАЗ 2114, 2110, 2112, Калина, Нива Шевроле, Приоры. Как правило, сигнализирует об этом код ошибки p0120, но не всегда (этот момент рассмотрен подробно ниже). Кстати, другие автомобили тоже не застрахованы от такой поломки.

Код p0120 означает, что в электрической цепи между ДПДЗ и ЭБУ есть проблема, но он не указывает на сбои в работе самого устройства. Поэтому дальше мы поговорим про признаки и причины неисправности ДПДЗ, которые характерны для всех машин с инжекторной системой питания.

На что влияет работа датчика положения дроссельной заслонки

ДПДЗ (другое название TPS) предназначен для определения угла положения дроссельной заслонки (устанавливается на ее оси) и передачи снятых показаний ЭБУ. Также он отслеживает скорость перемещения заслонки (при резком нажатии на педаль газа) и моменты, когда она находится в крайних положениях.

От этих показаний зависит многое — электронный блок управления, на основании полученных данных, формирует правильный угол опережения зажигания при определенных режимах работы двигателя, подает команды на подачу топлива в нужной дозировке. Все это влияет на формирование оптимальной топливно-воздушной смеси, а соответственно, и на мощностные показатели мотора.

Также, на основе полученных данных ЭБУ корректирует работу электронных систем: ABS, ESP, круиз-контроль, противопробуксовочная и других.

Основные признаки выхода из строя ДПДЗ

Другие признаки неисправности ДПДЗ:

  1. Плавающие обороты, на холостых машину сильно трясет или она глохнет. Резкий скачек оборотов до 2000 – 3000.
  2. Падает динамика авто, особенно при разгоне (провалы, рывки), буксировке, подъеме в гору, перевозки грузов, как говорят в народе, не тянет двигатель. Это же происходит по причине нестабильной работе АКПП, тут все взаимосвязано. Или, наоборот, при незначительном нажатии на педаль газа машина резко ускоряется.
  3. Повышенный расход топлива — проявляться сразу же после появления сбоев в работе датчика.
  4. При переходе на повышенную или пониженную передачи, включая и нейтральную, мотор глохнет.
  5. Переход работы машины в аварийный режим, частота вращения коленвала не превышает 1500 оборотов в минуту, так как заслона в таком режиме приоткрыта только на 6-7%.

Такие же признаки указывают и на неисправность дроссельной заслонки, состояние которой важно периодически проверять и при необходимости чистить.

Принцип работы ДПДЗ

Датчики положения дроссельной заслонки делятся на два типа: контактные и бесконтактные. По конструкции они разные, но методы их проверки одинаковые. Привод их может быть механическим или электрическим.

Первые механические (пленочно-резистивные или потенциометры) представляют собой ползунок с размещенными на нем контактами.

Дроссельная заслонка через привод и шестерню с валом меняя свое положение (угол наклона) перемещает по резисторным дорожкам ползунок. По напряжению от 0.7 до 4В (меняется по причине изменения сопротивления резисторных дорожек) ЭБУ понимает, где находится заслонка и корректирует подачу топлива.

Т.е. увеличение углового положения заслонки увеличивает значение напряжения постоянного тока и наоборот.

Когда водитель только включает зажигание ЭБУ получает данные от датчиков температуры о степени прогрева мотора. Исходя из этого дроссельная заслонка выставляется в предпусковое положение под определенным углом.

К примеру, на Лада Приора и Калина, где стоит два ДПДЗ (в автомобилях с электронным модулем дроссельного патрубка), в этот момент выходное сигнальное напряжение должно быть:

Для каждой марки авто эти показатели могут отличаться, но если рассматривать вышеуказанные модели, то дальше происходит следующее:

  1. Если после включения зажигания в течении 15 с. ничего не происходит (не выжимается педаль газа, не заводится мотор) ЭБУ отключает электропривод дросселя, а заслонка опускается до 7 %.
  2. Через 30 секунд после включения зажигания и бездействия водителя ЭБУ закрывает заслонку полностью с дальнейшем возвращением ее в предпусковое положение.

При этом сигнальное выходное напряжение равно:

  1. В первом случае 0,5-0,6В.
  2. Во втором — 2,7-2,8В.

В случае обрыва в цепи датчиков дроссельной заслонки ЭБУ отключает привод дросселя и записывает в память код ошибки.

Также на автомобилях с двумя ДПДЗ, как в случае с Лада Приора и Калина, их суммарное сигнальное выходное напряжение не должно превышать 3.2-3.4В.

Принцип работы бесконтактных (магниторезистивных ДПДЗ) основан на магнитно-резистивном эффекте – выходят из строя редко, по причине отсутствия трущихся друг о друга контактов. По этой причине они надежней и служат дольше, хотя и дороже контактных.

Распространенные причины неисправности – короткое замыкание в электрических цепях, обрыв проводки.

Причины неисправности контактных датчиков

Основная причина выхода из строя – износ резистивных дорожек, приводящий к полному или частичному разрыву электрической цепи. Это приводит к передачи неправильных данных ЭБУ.

Причины неисправности контактных датчиков:

  1. Износ резисторного слоя — приводит к потере электрического контакта. Это может произойти как в начале движения ползунка (характерно при пониженном напряжении на выходе датчика), так и на другом участке дорожек.
  2. Облом или износ наконечника.
  3. Износ приводных шестерен.
  4. Замыкание сигнальной или электрической цепей.
  5. Обрыв проводки, особенно это касается автомобилей ВАЗ, у которых провода не отличается надежностью.
  6. Окисление контактов и загрязнение разъемов.

Большинство причин диагностируется визуально после разбора устройства и с помощью мультиметра.

Что касается ошибки P2135, про которую упоминалось в предыдущем разделе, ее причины:

Диагностика неисправностей датчика дроссельной заслонки

Первое, что нужно понять, если датчик положения дроссельной заслонки вышел из строя, то ремонту он не подлежит, а меняется в сборе.

Диагностика производится мультиметром путем замера постоянного напряжения или сопротивления в цепи, также применяется сканер.

На начальном этапе проверки ДПДЗ для замеров показаний напряжения (питающего и сигнального) понадобиться мультиметр.

Датчик предназначен для определения угла, на который открылась дроссельная заслонка. Полученные данные датчик передает на блок управления двигателем, который обрабатывает этот сигнал.

Резисторный ДПДЗ



Резисторный ДПДЗ
Принцип работы датчика построен на обычном электрическом резисторе, который при повороте вокруг своей оси изменяет сопротивление. Данные передаваемые на ЭБУ основаны на сопротивлении. Такой принцип работы удешевляет производство датчика, но сказывается на его долговечности. При такой конструкции рабочая часть датчика, а именно его дорожки довольно быстро перетираются, что приводит к потере проводимости и, следовательно, к неисправности датчика.

Плюсом данного датчика является низка цена, но из-за его быстрой поломки она не оправдана.

Бесконтактный ДПДЗ



Бесконтактный ДПДЗ
Существуют еще один вид датчика – бесконтактный. Как правило, такой датчик стоит намного дороже, но долговечность его в несколько раз выше, чем у стандартного датчика.

Рекомендуется приобретать бесконтактный датчик, так как он имеет больше плюсов и более долговечен в сравнении с резисторным ДПДЗ.


Экспертиза датчиков положения дроссельной заслонки. Мильон терзаний

Что у датчиков внутри? Забегая вперед, скажем, что когда их вскрыли после испытаний, то оказалось, что один и тот же принцип работы (кольцевой магнит на эксцентрике плюс микросхема) каждый из трех заводов воплотил по-своему — на фото это хорошо видно. Какое решение лучше? Логично предположить, что именно то, которое заложено в датчиках-победителях. А победила на сей раз Калуга!

Калужские датчики в полном составе выдержали тяжелые испытания без единого замечания — такое в наших экспертизах бывает весьма редко. Как это часто случается, больше сказать про них нечего: работают и ладно, молодцы. Зато о проигравших можно говорить долго — из шести оставшихся датчиков до финиша в боевой готовности добрался лишь один. Поломки пружинных механизмов, отказ электроники, нелинейные характеристики — в общем, невесело. О причинах неудач пусть рассуждают производители — покупателям же при выборе подобных датчиков рекомендуем воспользоваться нашими выводами.

Признаки неисправности ДПДЗ


Если ДПДЗ ВАЗ 2110 сломался, на автомобиле появляются следующие признаки его поломки:

  • Повышенные обороты ХХ;
  • Самопроизвольное поднятие оборотов при запуске до 2500 об/мин;
  • Автомобиль самостоятельно глохнет при отпускании педали газа;
  • Увеличивается расход топлива;
  • Теряется мощность двигателя;
  • Усложняется запуск двигателя;

Типичные неисправности ДПДЗ и способы его проверки

Неисправности ДПДЗ

  1. Неустойчивая работа силового агрегата на холостых оборотах.
  2. Двигатель глохнет при резком сбросе оборотов с максимума до холостого хода.
  3. Двигатель не может достичь максимальной мощности.
  4. При движении автомобиля по ровной дороге с постоянным уровнем открытия дроссельной заслонки наблюдаются рывки.

Самым надежным способом проверки работоспособности ДПДЗ будет установка исправного прибора, взятого с другого автомобиля или на разборке.

Проверка

Проверку датчика можно осуществить с помощью мультиметра или с помощью диагностического сканера. Так как сканером обладают не все автолюбители, а мультиметр есть практически у каждого, то мы приведем пример диагностики с помощью мультиметра.

Проверку необходимо осуществлять при включенном зажигании. Для проведения диагностики понадобится две швейные иголочки или булавки.


  • Вставляем иголочки в контакт разъема
  • Выставляем на мультиметре придел измерения постоянного напряжения 20В.
  • Подключаем щупы мультиметра к иголкам.
  • Показания на приборе должны быть в пределах почти 6 Вольт. Если показания ниже или вовсе отсутствуют, то датчик неисправен.
  • Далее необходимо проверить целостность резистора. Для этого рукой поворачиваем дроссельную заслонку, показания на мультиметре должны уменьшаться и при полностью открытой заслонки должны быть равны примерно 4,5 Вольта.

Если показания скачут или пропадают, значит, датчик неисправен и требует замены.

Характеристика ДПДЗ

ДПДЗ можно охарактеризовать так:

  • фиксирует положение заслонки и передает данные на управляющий блок или бортовой компьютер;
  • преобразует значение угла положения дроссельной заслонки в электрический сигнал, сила которого меняется в зависимости от степени открытия заслонки.

Где находится устройство?

Это устройство располагается в моторном отсеке машины, прямо на дроссельной магистрали. Подключается контроллер к оси узла.



Место расположения ДПДЗ и РХХ

Конструкция ДПДЗ

По конструкции данный контроллер относится к классу резистивных датчиков, при этом:

  1. Внутри устройства устанавливается подвижный ползунок, предназначенный для перемещения по специальной дугообразной плоскости. Последняя обязательно должна быть совмещена с заслонкой.
  2. Когда водитель жмет на педаль газа, заслоночный узел открывается, а токосъемный элемент вращается по поверхности резистивного устройства. В результате на потенциометре изменяется параметр сопротивления.
  3. Механизм контроллера в зависимости от типа может включать в себя магниторезистивную часть. Такой вид датчиков содержит в структуре чувствительный элемент, на который ставится магнит, он связывается с валом контроллера. При этом между ним и резистором контакт отсутствует.

За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки?

При диагностике устройства следует знать, для чего нужен и на что влияет установленный клапан:

  1. Контроллер используется для передачи на микропроцессорный модуль информации о том, в каком состоянии находится пропускной элемент в конкретное время;
  2. Фактически представляет собой комбинацию двух резисторов — постоянного и переменного. Максимальное значение сопротивления этих устройств составляет около 8 Ом. При изменении положения заслонки меняется и этот параметр. Если она открыта, то величина напряжения на сигнальной части будет не менее 4 вольт. Когда заслонка максимально открыта, то показатель составит максимум 0,7 В.
  3. За изменением уровня напряжения следит микропроцессорный модуль, который осуществляет регулировку объема горючего. Топливо используется для образования топливо-воздушной смеси. Если ДПДЗ неисправный и система контроля работает некорректно, то объем воздуха будет больше либо меньше. Это станет причиной неправильной работы двигателя в целом, в некоторых случаях возможен его выход из строя.

Пользователь Руслан К подробно рассказал о том, для чего используется контроллер ДПДЗ и на что он влияет.

Технические параметры

Технические параметры датчика положения дроссельной заслонки:

  1. Напряжение для обеспечения питания контроллера поступает на два контакта устройства — первый и второй.
  2. Параметр сопротивления, появляющегося между этими выводами, варьируется в районе 1,8–2 кОм.
  3. Значение открытия до упора запертой заслонки составляет от 0 до 2%.
  4. Рабочий параметр напряжения, поступающего на второй и третий вывод при закрытой заслонке — от 0,25 до 0,65 вольта.
  5. Количество полных циклов включения ДПДЗ составляет не менее 1 миллиона.
  6. Рабочий параметр напряжения, подающегося на третий и второй контакты при полном дросселе, варьируется в диапазоне от 3,9 до 4,7 В.
  7. Для градуировочной характеристики зависимости напряжения от угла поворота применяются линейные свойства. Эта величина измеряется в промежутке от 0 до 100 градусов. Уровень напряжения составляет от 0,25 до 4,8 В. Параметр наклона данного свойства будет около 48 мВ.
  8. Рабочая зона датчика в линейной области варьируется в промежутке от 10 до 90 градусов. Наклон может составить до 39 мВ.

Принцип работы ДПДЗ

Принцип работы ДПДЗ таков:

  1. При работе двигателя на холостых оборотах заслонка полностью заперта, воздушный поток поступает в цилиндры силового агрегата по отдельному каналу. Уровень напряжения на выходе устройства составляет не более 0,5 вольта. Датчик отправляет сигнал на микропроцессор для подачи топлива, что способствует поддержанию холостого хода ДВС.
  2. При нажатии на педаль газа происходит перемещение ползунка контроллера по пленочной поверхности, обладающей резистивным напылением. В электроцепи, к которой подключен датчик, осуществяется снижение уровня сопротивления.
  3. Микропроцессорный модуль фиксирует увеличение параметра напряжения на линии. В соответствии с полученными данными производится расчет и подготовка объемов воздуха и топлива для формирования горючей смеси. После этого она подается в цилиндры. Максимально допустимая величина вольтажа при открытой заслонке составляет примерно 4,5 вольта.
  4. При резком нажатии на газ блок управления двигателем фиксирует скачок напряжения. В соответствии с этим в цилиндры ДВС подается порция обогащенной горючей смеси, чтобы улучшить динамический разгон машины.

Канал Starsauto подробно рассказал о принципе функционирования регулятора в авто.

Разновидности

Существует две разновидности ДПДЗ:

Контактный датчик положения дроссельной заслонки

Действие данного типа устройств основано на принципе реостата, потенциометра и переменного резистора. Контактные элементы датчика размещаются на специальных дорожках, число которых составляет от двух до шести. Когда они перемещаются, происходит изменение напряжения.

Основные достоинства контактного типа устройств:

  • простота конструкции;
  • возможность быстрой диагностики при выходе из строя.

Недостаток состоит в наличии постоянно трущихся элементов, которые быстро изнашиваются.

Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки

Особенности функционирования бесконтактного датчика положения дроссельной заслонки:

  1. Работа данного ДПДЗ построена на использовании эффекта Холла. Другими словами, в этой системе отсутствуют традиционные контакты.
  2. На месте подвижных контактов датчика расположен эллипсный постоянный магнит, а в корпусе находится интегральный датчик Холла. Он считывает изменения магнитного поля при перемещении магнита, и преобразует значение показаний в электрический сигнал.

Преимущества бесконтактного ДПДЗ:

  • отсутствие трущихся элементов;
  • возможность программирования;
  • продолжительный срок службы.

К недостаткам следует отнести сложность определения поломки. Если в работе устройства возникнут неполадки, их не получится выявить без специального оборудования.

Замена

Замена датчика производиться довольно просто. Для замены потребуется лишь крестовая отвертка и желания починить самостоятельно свой автомобиль.


  • С помощью отвертки откручиваем два винта крепления датчика


  • Снимаем датчик и устанавливаем новый в обратной последовательности

Какие неисправности датчика заслонки встречаются

Проблемными являются датчики контактного типа, срок службы которых на Ланосах не превышает 50 тысяч км пробега. Если на автомобиль установить не оригинальный элемент, то срок его службы вовсе не превышает 10-20 тысяч км пробега. Выделяют три основных вида неисправностей, встречаемых на устройствах контактного типа:

  1. Износ подвижного пленочного контакта
  2. Окисление контактов
  3. Износ крепежного соединения или его люфт

Схема подключения датчика заслонки

В ходе постоянного трения подвижного контакта с пленочным сопротивлением происходит износ металлического слоя. Срок службы детали зависит от качества изделия, а также стиля или характера вождения. Перед тем, как приступать к замене рассматриваемого элемента на автомобиле, следует первоначально провести его диагностику. Поводом для проведения проверки ДПДЗ на Ланосе являются разные факторы, о которых узнаем подробно в следующем разделе.

Типичные неполадки ДПДЗ

Неисправность датчика дроссельной заслонки можно определить по таким признакам как:

  • возрастание интенсивности оборотов при отключенной нагрузке;
  • ухудшение динамических показателей;
  • появление рывков при набирании скорости;
  • резкое останавливание мотора на нейтралке;
  • сигнальное оповещение лампочкой.

Кроме того существуют иные неисправности. Одной из самых частых является снижение толщины напыления основания в начальной части хода ползунка. Это не дает повышаться линейному уровню напряжения сигнала на выходе. Другая причинная связь может крыться в выходе из строя подвижного сердечника. Поломка какого-то одного наконечника способствует появлению большого количества задиров у основания. Как следствие, ломаются и другие, из-за чего происходит потеря контакта ползунка с резистивной частью.


Рекомендуем: Как отрегулировать клапана ВАЗ 2109

Далее нужно развернуть сектор для полного открытия заслонки. Затем опять следует перепроверить напряжение. Показатели должны быть не меньше 4 В. После этого надо включить зажигание, вынуть разъем. Опять померить сопротивление в месте контакта ползунка с одним из выводов. Прокручивая сектор, следить за показаниями мультиметра.

Передвижение стрелки должно осуществляться мягко и неспешно, поскольку толчки и резкие колебания указывают на поломку. Плавность функционирования прибора зависит от состояния пленочного резистора.

Датчик положения дроссельной заслонки бывает нескольких типов: пленко-резистивный и бесконтактный. Первый из них устанавливается заводом-производителем, второй автовладелец выбирает в процессе вождения и эксплуатирования машины. Длительность службы ДПДЗ может колебаться в зависимости от качества и соблюдения технологии при изготовлении прибора. Штатный агрегат можно не менять и 60 000 км, а иногда он требует замены и через 5 000 км.


Приобретая датчик дроссельной заслонки, цена зависит от выбора его типа:

  1. Пленочно-резистивные являются самыми часто покупаемыми в кругу автомобилистов из-за бюджетной цены, но их срок эксплуатации практически не выдерживает критики;
  2. Бесконтактные – при более высокой стоимости (почти в два раза) длительный срок использования покрывает все расходы. Качественная работа прибора обусловлена действием принципа магниторезистивности. При покупке следует знать, что этот тип прибора функционирует при напряжении постоянного тока, пропорциональном углу открывания заслонки дросселя в системе впрыскивания топлива электродвигателя.

Вал датчика вращается по направлению часовой стрелки со стороны заслонки. Гарантия эксплуатационного срока составляет 3 года. Резистивный датчик водители не ремонтируют, а меняют на бесконтактный – он, бесспорно, надежнее. В его конструкцию входят ротор и статор. На ротор магнитное поле не действует, ведь в его основании лежит магнит. Статор является деталью, достаточно чувствительной к электромагнитному полю. Его сборка связана с программированием, поэтому прибор данной категории часто служит для установки в узлы электроуправления.

Читайте также: