Признаки износа задних тормозных колодок приора

Обновлено: 02.07.2024

Основные признаки износа тормозных колодок

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

При трении ухудшается состояние колодок. Продолжительность этого процесса зависит от стиля вождения: у приверженцев быстрой езды такие запчасти изнашиваются быстрее, у любителей ездить спокойно – медленнее.

В среднем рекомендуется проводить замену этой детали тормозной системы после каждых 10-12 тысяч километров пробега. Но иногда эта часть системы торможения автомобиля изнашивается намного быстрее. Именно для этого необходимо знать о том, какие существуют основные признаки износа тормозных колодок.

колодка износ

Косвенные свидетельства износа

Все свидетельства того, что эта деталь автомобиля приходит в непригодность, можно условно поделить на две группы: косвенные и непосредственные.

Косвенные признаки определить можно даже не выходя из салона автомобиля.

Когда основная часть этого материала истирается, приходя в степень непригодности, торможение еще присутствует, однако уже не такое эффективное, как нужно. При этом во время нажатия на педаль тормоза появляется скрежет, свист и прочие посторонние звуки.

скрипуны на колодках

Если же в них не имеется такого индикатора, посторонние звуки становятся основным признаком износа колодок системы торможения, когда они приходят к практически полной непригодности.

Еще одним важным свидетельством проблем со всей системой торможения является увеличение усилия, которое необходимо прилагать при нажатии на соответствующую педаль, а также значительное увеличение пути торможения.

педаль тормоза

Появление легкой вибрации и биения педали при нажатии является свидетельством попадания между самой колодкой и диском частиц грязи. Обычно это приводит к их быстрому разрушению. Но следует отметить, что подобное также могут появляться и в случае проблем с цилиндрами этой системы, изнашивании суппорта и ступицы.

Признаком износа только одной из тормозных колодок является занос авто в одну сторону во время осуществления торможения. При резкой остановке даже на сухом дорожном покрытии могут происходить заносы или даже раскручивание машины.

большой износ

Основным признаком последней стадии износа тормозных колодок является та ситуация, когда при отпускании педали она не возвращается в первоначальное положение. Это происходит как результат почти полного истирания фрикционной накладки: происходит сильный нагрев металла, что приводит к его прихватыванию до диска.

Следует отметить, что любое косвенное свидетельство износа части системы, обеспечивающей торможение, может также быть результатом выхода из строя какой-то другой детали: диска, ступицы и тому подобного.

ступица колеса

Точно определить общее состояние можно при визуальном осмотре – в процессе этого определяются непосредственные признаки износа тормозных колодок.

Непосредственные свидетельства износа

Чтобы не подвергать опасности автомобиль и водителя вместе с пассажирами, при обнаружении любого из вышесказанных признаков поломки этой автомобильной детали рекомендуется сразу же отправляться на СТО за профессиональной помощью. Там, проведя визуальный осмотр, специалисты смогут точно определить, требуется ли замена запчасти этой системы транспортного средства.

Но при необходимости визуальный осмотр можно провести и самостоятельно. В таком случае следует обратить внимание на внешний вид, ведь именно по нем можно определить признаки износа тормозных колодок. Среди них:

  • Снижение толщины фрикционной накладки до установленного производителем детали значения.

признаки износа

  • Механические дефекты фрикционной накладки – наличие трещин, впадин, сколов и тому подобных повреждений.
  • Снижение толщины диска этой системы ниже минимального значения. Этот показатель, как и толщины фрикционной накладки, измеряется микрометром.
  • Трещины на диске.
  • Наличие выступающего бортика на наружном крае детали.

наличие бортика

  • Присутствие сколов и глубоких повреждений на накладке и самом основании.
  • Перекос диска.
  • Наличие на дисках угольного налета, который является свидетельством начала разрушения поверхности.

Ну и, наконец, самый последний признак того, что тормозные колодки нуждаются в незамедлительной замене – наличие под колпаком колеса темного налета с вкраплениями металла. Это является следствием того, что фрикционные накладки полностью стерлись и началось истирание самого основания запчасти.

При наличии любого из вышесказанных свидетельств проблем с этими деталями следует незамедлительно проверить состояние всей системы торможения и при необходимости – провести их замену, поскольку от этого напрямую зависит безопасность водителя.

Как определить износ тормозных колодок

От качества тормозной системы авто зависит безопасность на дороге. Вот почему замена колодок или диагностика их состояния должна проводиться с определенной периодичностью. Вождение автомобиля всегда сопровождается двумя противоположными процессами: ускорением и торможением.

В зависимости от скорости, на которой водитель нажимает на педаль тормоза, и того, с какой частотой активируется система, зависит износ фрикционного материала. Каждый водитель в процессе эксплуатации транспортного средства должен проверять состояние тормозов своего авто, чтобы выявить проблемы или их предотвратить.

Как определить износ тормозных колодок

Рассмотрим, какая ситуация требует замены всех колодок, как определить, что материал уже выработался, и деталь скоро потеряет свою эффективность, а также на что может указывать характер износа накладок тормозных колодок.

Какие бывают признаки износа

Дополнительно рекомендуем ознакомиться с тем, что собой представляют колодки, и какие бывают виды этих элементов. Подробней об этом рассказывается отдельно.

Большинство производителей современных моделей машин рекомендуют менять колодки не позже, чем когда пробег составит около 10 тысяч километров. В этом интервале фрикционный материал сохраняет максимальную эффективность. Конечно, этот период также зависит и от качества сменных деталей, о чем указывает производитель продукции.

Если водитель использует размеренный стиль вождения, колодки могут отходить до 50 тысяч. Это обусловливается тем, что торможение редко происходит на высоких скоростях. Но если машина резко разгоняется и с такой же интенсивностью замедляется, то эти элементы будут изнашиваться гораздо быстрее. В этом случае они не отходят и пяти тысяч.

Как определить износ тормозных колодок

Прежде чем начинать разбираться с признаками износа, рекомендуем ближе познакомиться с тем, что такое тормозной суппорт, а также в чем заключается его работа. Об этом уже имеется отдельный обзор. Также стоит учесть, что бюджетный автомобиль имеет комбинированную тормозную систему. Передняя ось в нем оснащается дисковым типом, а задний тормоз имеет барабанный тип.

При резком торможении ощущается биение

Когда рабочий ресурс колодки заканчивается, фрикционная накладка начинает неравномерно изнашиваться. На этом этапе материал может трескаться, а в некоторых случаях от него могут даже откалываться небольшие частицы. Если такая колодка не будет заменена, усилие во время торможения будет вызывать биение детали.

Убедиться в том, действительно ли проблема постороннего шума и вибрации заключается в колодках, можно при подъезде к светофору или ж/д переезду. При нажатии на педаль тормоза водитель может обратить внимание на то, ощущается ли биение. Если нога убирается с педали, и этот эффект исчезает, значит, пора ехать на СТО и заменить комплект.

Как определить износ тормозных колодок

Чаще всего при критичном износе накладки тормозной диск будет контактировать с сигнальной пластиной. Когда автомобилист активирует тормоз, от колес в этом случае будет исходить постоянный громкий писк.

Тормозная система ведет себя неадекватно

Еще один сигнал, указывающий на сильный износ колодок, является изменение процесса торможения. В некоторых случаях машина замедляется слишком вяло (обычно при этом наблюдается увеличение хода педали). Хотя снижение эффективности торможения создает дискомфорт и увеличивает риск возникновения аварии, более серьезной ситуацией является резкий тормоз.

Как определить износ тормозных колодок

Причина такого поведения тормозов заключается в том, что фрикционный материал уже полностью износился, из-за чего диск контактирует уже с металлом колодки. Когда колесо резко блокируется, это рано или поздно обязательно приведет к столкновению транспортных средств. Помимо повышения риска возникновения аварии, эксплуатация износившихся до металла колодок приведет к выходу из строя основного элемента, закрепленного на ступице колеса (диск или барабан).

Хотя следующая проблема не относится к износу колодок, она часто неправильно диагностируется. Когда водитель замечает, что педаль стала сильно проваливаться при торможении, в первую очередь следует проверить тормозную жидкость в расширительном бачке ГТЦ. Часто этот признак свидетельствует о том, что в магистрали отсутствует или критически малый объем рабочей среды (подробно это вещество описывается здесь).

Тормозная пыль на колесных дисках с металлической стружкой

Так как тормозные колодки плохо видны из-за особенности строения некоторых колесных дисков, визуально сложно оценить их состояние. А в случае с барабанными аналогами без демонтажа колеса и разбора механизма это вообще невозможно сделать.

Однако существует один признак, который явно указывает на то, что расходники явно выработали свой ресурс. Для этого перед мойкой машины следует обратить внимание на состояние колесных дисков, а точнее на то, какого рода на них налет (откуда он появляется, если машина не ездит по грязи, можно прочитать в другой статье).

Как определить износ тормозных колодок

Если сажа на диске состоит из металлической стружки (налет будет не однородного серого цвета, а с блестящими частицами), это явный признак сильного износа накладки. Даже когда при этом тормоза не издают сильного писка, колодки нужно в кратчайший срок заменить, иначе будет происходить быстрый выход из строя диска или барабана.

Как определить износ колодок

Чтобы водитель смог своевременно определить, что колодки уже требуют замены, большинство производителей стремятся оборудовать свою продукцию специальными сигнализаторами. Большинство модификаций имеют внутренний элемент в виде изогнутой стальной пластины.

Когда толщина фрикционного слоя достигает критического значения, эта пластина начинает царапать по диску, от чего водитель слышит сильный звук каждый раз при нажатии на педаль. Однако этот элемент, а также электронный датчик не дают 100-процентно исчерпывающей информации о состоянии данных деталей.

Например, не каждый автомобиль, оснащенный электронным сенсором износа, имеют этот датчик на всех колесах. В некоторых случаях из-за неисправностей тормозов колодки на одном колесе могут износиться сильнее, чем на другом.

Как определить износ тормозных колодок

Более информативным будет индикатор, выполненный в виде фрикционного материала с вкраплением металлической стружки. Такие колодки даже при неравномерном износе сразу будут сигнализировать, когда по диску будут царапать металлические частицы.

В идеале лучше, чтобы автомобилист не полагался на эти сигнализаторы, а дополнительно визуально перепроверял, в каком состоянии находятся тормозные элементы. Например, некоторые автовладельцы выполняют визуальный осмотр при сезонной замене резины. Так как дисковая и барабанная системы имеют конструктивные отличия, процедура диагностики будет отличаться. Вот как выполняется каждая из них.

Как проверить износ передних колодок

Передний тормоз гораздо легче проверить. Для этого нужно демонтировать колесо, и замерить толщину накладки на колодке. В зависимости от модификации этого элемента критическим значением будет та толщина, которая ограничивается сигнальным слоем.

Также тормозная колодка имеет одну или несколько прорезей, через которые удаляется пыль при износе материала. Если этот элемент видно, значит, использование такой колодки еще допускается.

Как определить износ тормозных колодок

Попутно рекомендуется проверить, в каком состоянии будет находиться поршень и направляющие. Эти детали могут закиснуть и заблокироваться, из-за чего тормоз либо не сработает, либо заклинит. Чтобы предотвратить подобные ситуации, автопроизводители рекомендуют смазывать эти элементы. Подробно эта процедура описана здесь.

Как посмотреть износ барабанных колодок

Задний тормоз проверить гораздо сложнее, так как его исполнительные механизмы полностью закрыты корпусом барабана. Помимо того, что нужно снимать само колесо, автомобилисту потребуется частично разобрать механизм. Для этого нужно сныть крышку барабана. Только в этом случае можно провести визуальный осмотр колодок.

В автомобиле с комбинированной тормозной системой зачастую основная нагрузка приходится на переднюю ось. Благодаря этому задние тормоза имеют увеличенный рабочий ресурс, поэтому они не нуждаются в частой проверке, если этому нет особенной причины. Обычно интервал замены данных элементов будет находиться в пределах двух-трех замен передних колодок.

Как определить износ тормозных колодок

Некоторые современные барабанные системы оснащены специальным смотровым отверстием, что облегчает проверку толщины накладки. Минимальная толщина задней колодки не должна быть меньше полтора миллиметра. Однако снятие барабана позволяет также проверить работоспособность всего механизма, а также удалить пыль из него, поэтому лучше проводить именно такую диагностику.

Внутренняя часть барабана должна быть равномерно отшлифованной, потому что с ней постоянно контактирует колодка. Если на этой части видны следы ржавчины, значит, накладка неплотно прилегает к бортикам барабана.

Диагностика причины по износу

Чаще всего на всех колесах в машине колодки изнашиваются по-разному. Причем передняя ось во время торможения нагружается сильнее, так как кузов из-за инерции наклоняется вперед, а задняя ось разгружается. Если водитель использует резкое торможение, накладки износятся намного быстрее.

Многие современные модели оснащаются системой ESP (о том, как работает система курсовой стабилизации, рассказывается отдельно). Особенность этого устройства заключается в автоматическом подтормаживании, когда существует риск заноса авто. Хотя такая система обеспечивает безопасность и контроль транспортного средства, ее частое срабатывание приводит к износу отдельных колодок, и этот процесс невозможно контролировать. В противном случае приходится отключать устройство (как это делается, рассказано здесь).

Как определить износ тормозных колодок

Вот небольшой перечень того, по каким причинам возникает частый или неестественный износ колодок.

Клиновидный износ

Как определить износ тормозных колодок

Причинами такого эффекта может быть:

  1. Ошибки при установке колодок;
  2. Материал колодочных накладок плохого качества;
  3. Особенность устройства некоторых тормозных систем, например, тех, которые для улучшения работы оснащаются дополнительными суппортами;
  4. Скоба суппорта должна эффективно направлять деталь так, чтобы она одновременно прилегала к диску всеми частями. Это может не происходить из-за плохой затяжки крепежного болта;
  5. Нарушение правил затяжки крепежного болта скобы может привести к ее деформации;
  6. Неисправности в ходовой части авто, например, выработка в ступичном подшипнике, которая причиняет люфт (такое случается крайне редко);
  7. Закисание направляющих;
  8. В подшипнике на стойках (или стойке) погнулась ось.

Быстрый износ колодок

Как определить износ тормозных колодок

Ускоренная выработка материала может быть обусловлена следующими причинами:

  1. У колодки несоответствующий материал для конкретного автомобиля, например, слишком мягкий;
  2. Агрессивная езда;
  3. Машина оснащена системой ESP;
  4. Выработка на тормозном диске или на барабане;
  5. Неправильная настройка суппорта – колодка прижимается к поверхности диска или барабана;
  6. Машина долго простаивает.

Износ внутренней и внешней колодки

Внутренний элемент изнашивается из-за:

  1. Закисшего поршня;
  2. Сухих или поврежденных направляющих суппортов;
  3. Поломки суппорта.

Внешний элемент может изнашиваться по таким причинам:

  1. Закисли направляющие суппортов;
  2. Пропала смазка направляющих или износилась их поверхность;
  3. Конструкция суппорта деформирована.

Разный износ колодок

Колодки на отдельных колесах могут изнашиваться по-разному из-за:

Бывает так, что колодки неравномерно изнашиваются на одном колесе. Такое может происходить по следующим причинам:

  1. В комплекте могут быть разные по качеству колодки;
  2. Поршень суппорта закис.

Когда менять колодки

Если познания автомобилиста относительно работы тормозной системы – сплошная тьма, тогда для замены расходников в ней лучше довериться профессионалу. Обычно меняются колодки, когда материал уже износился до критического значения (при этом слышны характерные звуки сигнализаторов или срабатывает датчик износа на панели приборов). Второй случай – плановое техническое обслуживание автомобиля.

Большинство автомобилистов выполняют эту процедуру в первом случае. Если машина проходит небольшое расстояние за весь год, лучше было бы хотя бы раз в год проводить диагностику всего транспортного средства, которая будет составлять разные манипуляции, в том числе и проверку состояния колодок.

Как определить износ тормозных колодок

Допустимый износ колодок

Обычно стандарт, по которому определяется допустимый износ фрикционного материала, для всех автомобилей универсален. Минимальная толщина накладки должна быть в пределах от трех до двух миллиметров. На этом этапе их нужно менять. Причем при диагностике следует обращать внимание на самую тонкую часть колодки, если на ней наблюдается неравномерная выработка. Конечно, в этом случае нужно устранить причину, по которой накладка не полностью прилегает к поверхности диска.

Как определить износ тормозных колодок

Стоит отметить, что с увеличением тоннажа транспортного средства минимальная толщина колодок должна быть больше. Что касается внедорожников или кроссоверов, то этот параметр должен составлять 3,5-3,0 миллиметра. Для малолитражек и легковых авто допустимой толщиной считается величина до двух мм.

Независимо от того, пришли колодки в негодность или нет, ради безопасности на дороге рекомендуем все равно перепроверять, до какой степени они износились. Идеально для этого подходит процедура сезонной смены колес.

Вопросы и ответы:

Какой износ тормозных колодок допустим? Средним допустимым значением остаточного фрикционного материала в колодке является 2-3 миллиметра накладки. Но лучше менять колодки раньше, чтобы из-за неравномерного износа не повредился диск.

Как определить, что нужно менять тормозные колодки? На поворотах со стороны одного из колес (или всех) слышно биение (болтается колодка), а при торможении тормоза издают скрежет (в остатке фрикционного слоя добавляется металлическая стружка).

Что будет, если не менять тормозные колодки? Во-первых, такие колодки будут с каждым разом сильнее скрипеть во время торможения. Во-вторых, износившиеся колодки при торможении будут повреждать диск.


Почему задние колодки интенсивно изнашиваются?

замена задних тормозных колодок

Биение педали тормоза при торможении

Когда толщина фрикционного слоя на колодке подходит к критической, то процесс стирания накладки проходит неравномерно. На поверхности могут образовываться различные трещины, сколы. Все это приводит к повышенному шуму при торможении и вибрациям. Но нужно помнить, что подобный симптом может появиться и по причине чрезмерного износа барабана.

Неверная работа тормозной системы

Колодки оставляют пыль на барабане

Иногда даже опытные водители не могут определить по поведению автомобиля критически изношенные накладки. Поэтому следует обращать внимание на состояние барабанов – нужно вскрывать их и диагностировать. Если на рабочей части имеется налет металлической пыли, то это говорит о том, что фрикционная накладка давно закончилась и тормоз работает металлической основой.

Диагностика колодки

Оценить степень износа задней колодки можно по состоянию передней – она на подобной модели "АвтоВАЗа" изнашивается значительно быстрее, чем задняя. Для этого в механизме тормоза имеется специальное окно с резиновой заглушкой.

замена тормозных колодок приора

Для оценки состояния барабанов и колодок нужно снять заднее колесо и барабаны. На поверхности последних не должно быть никаких механических дефектов. Если износ рабочей поверхности довольно сильный, имеются глубокие борозды на, то деталь нужно менять.

Особенности

Первым делом снимают заднее колесо и фиксируют машину. Если в комплектации имеется антиблокировочная система, то задние тормоза имеют конструктивные особенности, и это нужно учитывать. На машине с ABS отключают датчик скорости колеса от тормозного щита. Это делают, чтобы не повредить датчик или проводку. Под барабаном имеется задающий диск датчика ABS. Как его демонтировать? Снимают датчик при помощи головки Е8.

замена задних тормозных приора

Замена задних колодок без ABS и с ABS

Затем сдавливают поршни заднего тормозного механизма. Это можно сделать двумя отвертками. Поршень следует утопить вовнутрь цилиндра с каждой из сторон. Для проведения подобной процедуры можно надавить на колодки отвертками. Последние удобно опереть на бурт тормозного щитка.

задних тормозных колодок приора

Затем при помощи отвертки выводят из зацепления крючок верхней стяжной пружины. Последняя будет соединена с колодкой. И после этого можно снять пружину. Верхние упоры колодок выводят из прорезей поршней и удаляют распорную планку. Аналогичные операции проводят и с нижней стяжной пружиной.

При помощи той же отвертки выводят из зацепления прижимную пружину. Она также соединена с колодкой. Теперь можно снять переднюю колодку. Если отпустить от задней колодки пружину, то можно будет снять и ее. Рычаг привода ручника можно вывести из отверстия наконечника троса. Затем можно перейти к установке новых деталей. Обязательно рекомендуется менять колодки только комплектом на левом и правом колесе. Всего меняются четыре накладки.

замена задних тормозных колодок приора

Особенности выбора колодок

замена задних колодок приора

Настройка стояночного тормоза

После замены колодок может понадобиться регулировка ручника. Настраивают его регулировочной гайкой. Полный ход стояночного тормоза должен составлять примерно 2-4 щелчка. Правильно настроенный ручник в опущенном состоянии не должен блокировать колеса. Они должны легко вращаться.

почему проваливается педаль тормоза

Исправность тормозной системы и состояние колодок напрямую влияют на качество торможения автомобиля, поэтому ездить на машине с неисправными тормозами нельзя. Это главное правило, которое должен знать каждый. Но чтобы своевременно менять элементы системы, необходимо знать, как определить износ тормозных колодок. Эти детали подвергаются большим нагрузкам при эксплуатации авто и менять их нужно вовремя, а не только после полного отказа системы торможения.

Производители тормозных колодок рекомендуют проводить замену каждые 10-15 тысяч километров, но диапазон может меняться в зависимости от определенных факторов. Поэтому так важно проводить профилактический осмотр элементов системы, чтобы выявить возможные неисправности. Подробнее о способах проверки износа тормозных колодок и пойдет речь в данной статье.

Почему они изнашиваются

Для протокола: в конструкцию тормозной колодки входит каркас и накладка, выполненная из фрикционного материала. При контакте с диском она постепенно изнашивается, из-за чего этот процесс является зоной повышенного внимания. На скорость износа влияют разные факторы, начиная с химического состава материала и качеством деталей, а заканчивая условиями эксплуатации.

Причины износа тормозных колодок

Причины износа тормозных колодок

Рассмотрим главные причины износа тормозных колодок:

  • вес автомобиля;
  • качество материалов, используемых при производстве;
  • климатические условия;
  • характер вождения (при спокойной езде накладки прослужат намного дольше);
  • загруженность автомобиля;
  • неисправность тормозных цилиндров.

Важно! Несмотря на установленные производителем ресурсы, неправильная эксплуатация автомобиля или воздействие вышеперечисленных факторов могут существенно повлиять на срок службы накладок.

Износ тормозных колодок передней колесной пары

Износ тормозных колодок передней колесной пары

Характерные признаки

Специалисты выделяют несколько основных признаков, по которым можно определить степень износа. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Признаки износа тормозных колодок

Признаки износа тормозных колодок

Появление стуков или других звуков

Когда ресурс накладки заканчивается, она начинает стираться неравномерно, из-за чего на поверхности фрикционного слоя могут появляться разные трещины или сколы. Изношенные тормозные колодки при контакте с диском издают биение и шум.

Появление стука при торможении

Появление стука при торможении

Увеличение тормозного пути

Опытные водители могут заметить, что при длительной эксплуатации колодок тормозной путь может увеличиваться, а педаль тормоза для остановки автомобиля приходится вдавливать сильнее.

Увеличение тормозного пути

Увеличение тормозного пути

Странная работа системы

Резкие или ослабленные тормоза могут свидетельствовать об утончении накладок. В первом случае колеса блокируются даже при незначительном нажатии на педаль. Объяснить это можно полным износом фрикционного материала, в результате чего колодка трется об диск металлической частью. Во втором случае, когда тормоза очень слабые, педаль опускается значительно ниже обычного, а система срабатывает не так интенсивно. В обоих случаях изношенные элементы нужно менять.

Тормоза ведут себя неадекватно

Тормоза ведут себя неадекватно

Появление стружки металла

Иногда для определения износа нужно просто посмотреть на колеса: появление равномерно-темного налета говорит о нормальном состоянии накладки, а металлических частиц – об их износе (они начинают царапать поверхность диска). В таком случае необходимо как можно скорее произвести замену.

Появление стружки на литье

Появление стружки на литье

На заметку! Диагностика накладок путем выявления стружки и пыли не применяется на авто, оснащенных вентилируемой тормозной системой. Подобная диагностика также неприменима к машинам на легкосплавных дисках.

Стружка металла на колесном диске

Стружка металла на колесном диске

Особенности диагностики

Основным методом определения состояния накладок был и всегда будет водитель. Только он сможет заметить даже незначительные отклонения в работе системы торможения, так как он привык к своему автомобилю. Неравномерный износ накладок приводит к тому, что колеса начинают тормозить с разной эффективностью.

как определить износ тормозных колодок

Как определить износ тормозных колодок

Колодка, подвергавшаяся более высоким механическим нагрузкам, покроется большим количеством сколов и трещин. Как результат, при торможении она издает много шума. Отсюда и стуки в колесах. С признаками износа все понятно, осталось теперь научиться диагностировать накладки в полевых условиях.

диагностика тормозных колодок

Диагностика тормозных колодок

Как определить степень износа

При наличии специального датчика определить степень износа очень просто – при стирании фрикционной накладки на приборной панели загорается лампочка. Это значит, что дальнейшая эксплуатация колодок нежелательна, поэтому их нужно поменять. Но практика показывает, что подобные датчики не всегда срабатывают правильно, к тому же не все автомобили ими оснащены. В таких случаях водитель может надеяться только на себя. Определить степень износа тормозных накладок можно двумя способами: со снятием колеса или без снятия. Рассмотрим каждый из методов отдельно.

Как установить износ тормозных колодок

Как установить износ тормозных колодок

Со снятием колеса

Периодическая проверка тормозных колодок на износ является важной составляющей обслуживания авто. Ниже приведена пошаговая инструкция проверки состояния накладок со снятием колеса.

Проверка колодок со снятием колеса

Проверка колодок со снятием колеса

Таблица. Проверка состояния тормозных колодок.

Шаги, фотоОписание действий
Шаг первый
Шаг первый
Поддомкратьте свой автомобиль с той стороны, где будет сниматься колесо. Перед этим машину поставьте на стояночный тормоз.
Шаг второй
Шаг второй
Открутите крепежные болты и снимите колесо. Крутить их нужно против часовой стрелки.
Шаг третий
Шаг третий
Осмотрите тормозной суппорт и найдите в нем специальное отверстие, через которое видно колодки.
Шаг четвертый
Шаг четвертый
Используя штангенциркуль, измерьте толщину тормозных колодок (смотрите на фото).
Шаг пятый
Шаг пятый
Если толщина тормозных накладок меньше допустимой нормы – замените их. После чего поставьте колесо на место.

Обратите внимание! Людям, проживающим в крупных городах, менять колодки приходится чаще, чем людям, обитающим в сельской местности. То же самое можно сказать о других деталях системы торможения.

Без снятия колеса

При наличии литых дисков диагностика накладок упрощается. В таком случае даже не нужно будет снимать колеса. Ниже приведена пошаговая инструкция данного процесса.

Проверка тормозных колодок без снятия колеса

Проверка тормозных колодок без снятия колеса

Шаг 1. Подготовьте штангенциркуль для измерения толщины колодки. В нашем случае используется электронный штангенциркуль – он более точный. Также вам может понадобиться маркер и пластиковая соломинка, на которой нужно ставить отметки. Хотя многие автомобилисты обходятся без нее.

Подготовьте штангенциркуль для работы Некоторые для измерения используют соломинку

Шаг 2. Вытащите глубинометр (внутренняя часть штангенциркуля). С его помощью будут проводиться дальнейшие измерения.

Используйте глубинометр

Используйте глубинометр

Шаг 3. Осмотрите тормозной суппорт – в его корпусе есть смотровое окошко, через которое можно будет измерить толщину колодки.

Найдите смотровое окошко в тормозном суппорте

Найдите смотровое окошко в тормозном суппорте

Шаг 4. Вставьте глубинометр в смотровое окошко до упора, как это показано на фото.

Вставьте штангенциркуль в смотровое окошко

Вставьте штангенциркуль в смотровое окошко

Шаг 5. Аккуратно прижмите штангенциркуль к наружной поверхности тормозной колодки.

Прижмите штангенциркуль к колодке

Прижмите штангенциркуль к колодке

Шаг 6. Вытащите штангенциркуль и ознакомьтесь с результатами измерений. Если толщина тормозной накладки меньше 5 мм, тогда нужно проводить замену элементов.

Изучите результаты измерений

Изучите результаты измерений

Важно! Размеры смотрового отверстия не всегда позволяют изучить состояние колодки, из-за чего провести измерения без снятия колеса невозможно. В таком случае необходим демонтаж колеса.

Советы и рекомендации

Чтобы предупредить преждевременный износ тормозных колодок, нужно соблюдать несколько простых правил.

  1. Не нажимайте педаль тормоза без необходимости. Многие автомобилисты разгоняются на небольших отрезках дороги, зная о том, что через 20-30 метров им придется тормозить. Это существенно уменьшает ресурс тормозных дисков и колодок.
  2. Выбирайте качественные запчасти. Не обязательно тратить большие деньги на оригинал, но и экономить на системе торможения тоже не стоит. Эксперты рекомендуют покупать диски и колодки от одного производителя.
  3. Проводите регулярные проверки состояния колодок и других элементов системы. Не обязательно это делать самому – вы можете обратиться за помощью к сотрудникам СТО.
  4. При выборе колодок отдавайте предпочтение деталям с индикатором износа. Они стоят немного дороже, чем обычные тормозные колодки, то наличие индикатора сильно облегчит процесс обслуживания.

Тормозная система – это важная составляющая автомобиля. Она отвечает за безопасность водителя и пассажиров, поэтому обслуживание и уход должны быть правильными. Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации, вы не только узнаете, как определить износ тормозных колодок, но и обеспечите надежную работу всей системы.

Читайте также: