Промывка системы охлаждения ваз 2101

Обновлено: 05.07.2024

Если замена охлаждающей жидкости производилась нерегулярно или в охлаждающей жидкости уменьшилась концент рация антифриза, то эффективность работы системы охлаждения будет уменьше на в связи с тем, что проходимость каналов и шлангов системы охлаждения уменьшится из-за образования на их стенках налета ржавчины, нагара или других осадков. В этом случае систему охлаждения необходимо промыть.

Радиатор необходимо промывать независимо от двигателя.

Для промывки радиатора слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения, затем отсоедините шланги от основания и верхнего бачка радиатора. Вставьте садовый шланг в верхний патрубок радиатора и пропускайте воду через радиатор, пока вода не будет выходить чистой из патрубка в основании радиатора. Если радиатор сильно загрязнен, промойте его с использованием специального чистящего средства. Также радиатор можно промыть в обратном направлении, вставляя садовый шланг в нижний патрубок радиатора.

Промывку двигателя осуществляйте следующим образом.

Модели 1,4 и 1,6 л кроме С16 NZ2

Модели С16 NZ2 1,8 и 2,0 л

Webmixer

По истечении срока действия авторских прав, в России этот срок равен 50-ти годам, произведение переходит в общественное достояние. Это обстоятельство позволяет свободно использовать произведение, соблюдая при этом личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на защиту от всякого искажения и право на защиту репутации автора — так как, эти права охраняются бессрочно.

© Автомануалы. Вся информация представленная на данном сайте является собственностью проекта, либо иных, указанных авторов.


Процесс периодической чистки труб и комплектующих системы охлаждения в двигателе называют промывкой. По сути промывка двигателя является такой же необходимой процедурой, как и своевременная замена масла и воздушных фильтров. Если вы вовремя не промоете систему охлаждения, то при очередной замене охлаждающей жидкости внутрь клапанов попадет накипь и грязь, которая скопилась на трубках. При этом в процессе эксплуатации автомобиля неизбежно забьются все каналы в радиаторе и патрубки. В результате может потребоваться замена помпы и регулировка ДПДЗ. В худшем случае вам придется менять всю систему охлаждения.

Как засоряется двигатель?

Многие из автовладельцев сталкиваются со следующей ситуацией – только что залитая в двигатель охлаждающая жидкость постепенно приобретает черный цвет. Связано это с тем, что при заливке чистая жидкость проходит по грязным трубкам радиатора, в результате чего меняет цвет и попутно засоряет оставшиеся чистые шланги и патрубки двигателя. В результате мощность двигателя падает до 10% и появляется характерный шум в радиаторе.

При этом нужно понимать, что радиатор загрязняется не только пылью, но и специфическими отложениями. Состав и структура этих отложений зависит от применяемого водителем охлаждающего раствора. В 90% случаев охлаждающая система заливается:

  • Водой. Причем до сих пор отдельные автолюбители заливают воду напрямую в радиатор. В летние месяцы это приводит к образованию накипи на трубках, что приводит к засорению всей системы в целом. Зимой вода в радиаторе превращается в кубики льда, что приводит движок в негодность.
  • Антифризом. Антифриз эффективно охлаждает двигатель (особенно в зимнее время), но при этом уже через 1-2 месяца начинается его постепенное разложение. Продукты распада попадают вместе с жидкостью во внутрь охлаждающей системы и засоряют патрубки.


Причины недостаточного охлаждения двигателя

  • Появление обширного налета на внутренней поверхности стенок магистралей и патрубков радиатора. Налет на трубках появляется в процессе окисления охлаждающей жидкости под воздействием постоянного перепада температур в двигателе. Так как появившийся налет в шлангах имеет низкие показатели теплопроводности, охлаждение двигателя не происходит. Теплообмен между двигателем и трубками с жидкостью сильно ограничивается, и тепло просто не проходит сквозь возникший слой накипи.
  • Загрязнение внутренних патрубков радиатора пылью и мелкими металлическими частицами. При появлении пыли в системе охлаждения теплообмен с двигателем полностью нарушается. В свою очередь, мелкие металлические частицы будут способствовать быстрому перегреву двигателя.
  • Появление воздушной пробки внутри системы. При образовании воздушной пробки в трубках охлаждающая жидкость не может полноценно циркулировать по всем магистралям.

Совет: если вы заметили, что двигатель на полном ходу вдруг глохнет, вероятно, проблема кроется в системе охлаждения двигателя.

В итоге, если вы не будете своими руками или в автосервисе проводить промывку системы охлаждения, через пару лет вам придется полностью заменить двигатель.

Как правильно промыть радиатор?

Промывка системы охлаждения в двигателе осуществляется следующими методами:

  • С помощью дистиллированной воды;
  • Используя подкисленную воду;
  • Применив специальные средства для промывки систем охлаждения.

Радиатор

Совет: выбирайте определенное средство для очистки радиатора в зависимости от состояния машины. Если трубки все забиты накипью, и даже ударная отвертка не помогает ее сбить, тогда используете специальные растворы из магазина.

При проведении работ своими руками следует соблюсти ряд требований:

  1. В зимнее время работы должны проводиться в теплом гараже, а летом – на свежем воздухе.
  2. Перед началом работ по очистке трубок и шлангов нужно слить весь антифриз.
  3. Если двигатель еще горячий, то необходимо дать ему возможность полностью остыть.
  4. Машина должна стоять на ровной поверхности.
  5. Для того чтобы защитить руки от соприкосновения с горячими элементами движка, обязательно оденьте защитные перчатки.
  6. Перед сливом старого антифриза обязательно установите под конструкцией радиатора небольшую емкость.
  7. Выверните все сливные пробки, и начните сливать антифриз сначала из двигателя, а затем слейте его с радиатора.

Трубки до и после промывки радиатора

Трубки до и после промывки радиатора

Промывка двигателя и радиатора дистиллированной водой

Самым недорогим, но при этом эффективным метод промывки системы при небольшом загрязнении трубок является дистиллированная вода. Весь процесс будет состоять из 3 этапов:

  1. Необходимо залить дистиллированную воду напрямую в корпус радиатора.
  2. Далее нужно завести автомобиль и дать ему проработать в режиме холостого хода в течение 15-25 минут.
  3. Затем обязательно заглушите машину и слейте всю воду из патрубков.

Эти этапы необходимо будет повторить несколько раз с интервалом в 20-30 минут. По окончании работ вода в системе охлаждения должна оставаться чистой. Чаще всего дистиллированную воду используют для промывки двигателя в недавно купленной машине либо при минимальных загрязнениях антифриза.


Промывка шлангов и трубок охлаждения в двигателе подкисленной водой

Если в слитой ранее охлаждающей жидкости вы обнаружили следы накипи или продуктов распада и коррозии, то для чистки системы воду необходимо “подкислить”. Для достижения поставленной задачи нужно будет своими руками приготовить небольшое количество слабокислого водного раствора. В состав жидкости входят образцы:

  • Лимонной кислоты;
  • Молочной кислоты;
  • Уксусной эссенции;
  • Каустической соды.

Процедура промывки состоит из следующих операций:

  • Приготавливаем слабокислый раствор из указанных ингредиентов и заливаем его в систему охлаждения.
  • Заводим двигатель и оставляем его работать в течение 15 минут.
  • Далее заглушаем движок, а жидкость из радиатора не сливаем. Для того чтобы отошла вся накипь, раствор должен впитаться в отложения (занимает это несколько часов).
  • Сливаем раствор подкисленной воды через 2-3 часа и повторяем указанные операции вновь.

Всего на промывку трубок и шлангов уходит порядка 5-7 часов. По окончании работ остаток подкисленного раствора необходимо удалить из радиатора с помощью промывки с использованием дистиллированной воды.

Достаточно потратить на данную процедуру день, и вы на долгое время избавитесь от накипи в радиаторе. Однако есть у этого метода свой недостаток – если вы добавите слишком большое количество кислоты, она впитается не только в накипь, но и в сами шланги. Впоследствии кислота просто разъест поверхность резиновых и пластиковых комплектующих двигателя, и их придется полностью менять.

Совет: после промывки системы охлаждения кислотным раствором обязательно проверьте давление в шинах автомобиля.

Промывка радиатора и двигателя при помощи покупных средств

Сейчас современные продукты химической промышленности могут эффективно устранить любую накипь и загрязнение, образовавшиеся в двигателе. Как правило, все покупные средства условно разделяются на 4 типа:

  • Средства на основе кислоты;
  • Щелочные и солевые растворы;
  • Двухкомпонентный раствор;
  • Нейтральные средства очистки.


Так как при охлаждении двигателя появляется накипь и разложившиеся продукты антифриза, система охлаждения должна очищаться либо только с помощью кислоты, либо только при помощи щелочей. Универсального средства для очистки не существует, ведь кислотные и щелочные растворы нейтрализуются между собой. Именно поэтому специальные покупные растворы выпускают либо на кислотном либо на щелочном основании.

Однако есть так называемый двухкомпонентный промывочный раствор, который действует на систему охлаждения в 2 этапа: сначала двигатель и радиатор промывается первым компонентом, затем с помощью второго. В свою очередь, нейтральные растворы основаны на работе катализаторов и имеют нейтральный показатель pH. Большинство нейтральных средств для очистки радиатора выпускаются заводом как своеобразная присадка к антифризу либо как специальный концентрат для охлаждающей жидкости.

Особенностью применения специальных покупных растворов является необходимость 1 раз залить их в бачок и не думать о состоянии охлаждающей системы на протяжении 1000-2000 км. Такие средства промывают все указанные выше загрязнения, при этом растворяют накипь и осадок до коллоидных состояний, которые не загрязняют мелкие трубки радиатора и патрубки на двигателе.

После прочистки системы охлаждения и заливки антифриза обязательно проверьте тормоза машины – возможно, вам понадобится также замена задних тормозных колодок на Калине, к примеру.

На улице холодно! Хочется побыстрее прогреть салон. Отопитель — на максимальную температуру, а из печки идет еле теплый воздух. В чем дело? Если термостат исправен, а в патрубках и шлангах нет воздушных пробок — значит, система охлаждения забита отложениями и нуждается в промывке.

Вот несколько советов, как это сделать самому, с минимальным риском для автомобиля и минимальными финансовыми затратами.

Способ 1. Дистиллированной водой (дешево, но малоэффективно)

Такая слабенькая промывка справится лишь с легким загрязнением.

Способ 2. Проточной водой (и только потом дистиллированной)

Сливаем старый антифриз. Под напором подаем водопроводную воду через сливное отверстие в радиаторе или блоке цилиндров. Выходить вода будет через открытую пробку радиатора или расширительного бачка — все зависит от конфигурации системы охлаждения. В некоторых случаях потребуется снять термостат.

Важно: советуем отдельно промыть радиатор отопителя, отсоединив от него подводящий и отводящий шланги. Подавать воду необходимо попеременно в оба отверстия.

Не бойтесь использовать водопроводную воду: если ее не нагревать, накипи на стенках системы охлаждения не будет.

Закончили промывку под напором? Теперь заливайте дистиллированную или, в крайнем случае, кипяченую воду и выполняйте все, что описано в способе №1.

Способ 3. С помощью насоса

Для этой цели лучше приобрести насос для перекачки охлаждающей жидкости от ГАЗели. Он продается в магазинах автозапчастей и стоит сравнительно недорого (примерно 1200 рублей).

Насос будет подавать воду из ведра, и потом она будет сливаться. При желании можно организовать промывку и по замкнутому кругу (в этом случае отложения придется отсеивать самодельным фильтром, например, из сложенных в несколько слоев капроновых чулок).

Насос от ГАЗели позволит организовать циркуляцию жидкости в системе без запуска двигателя, что особенно удобно в закрытых помещениях.

Насос от ГАЗели позволит организовать циркуляцию жидкости в системе без запуска двигателя, что особенно удобно в закрытых помещениях.

Способ 4. Установив топливный фильтр (будьте осторожны!)

Предупреждаем: при установке пластикового фильтра от карбюраторных машин рискуете в самый неподходящий момент остаться с закипевшим мотором. Дело в том, что термостойкость пластикового прозрачного фильтра недостаточна для современных высокотемпературных систем.

Можно поставить металлический фильтр от автомобилей с впрысковыми моторами (у них он располагается под днищем). Самые дешевые фильтры — от Самар и Приор.

Лить в них то кислоту (лимонную, молочную, уксусную), то щелочь (газированные напитки, каустическую соду) просто опасно. Ведь даже смешение двух несовместимых антифризов может вывести из строя двигатель, радиаторы (основной и отопителя) и даже коробку передач или интеркулер.

Как выбрать промывку?

Надежнее всего купить ту, что рекомендована производителем автомобиля. Или хотя бы такую, на этикетке которой указано, что металлам в системе охлаждения она не навредит.

Современные средства для промывки основаны не на кислотах и не на щелочах — у них нейтральный pH. А значит, они не агрессивны к металлическим деталям в системе охлаждения.

Промывки могут быть двухкомпонентными. Первый компонент очищает систему от окислов металлов, второй — от продуктов разложения старого антифриза.

Добавки заливают за пару тысяч километров до замены антифриза, и они успевают отмыть все загрязнения в системе, переводя их во взвешенное состояние. При замене антифриза грязь просто сливается вместе со старым.

Важно: Использовать фирменные промывки лучше согласно инструкции по применению. Но если есть подозрение на большое количество осадка в блоке цилиндров и радиаторах, можно предварительно промыть большим количеством воды под давлением (из водопровода или с помощью электронасоса).

Проще предотвратить, чем устранять

Заливайте правильный антифриз, вовремя меняйте его — и промывка системы изнутри не потребуется многие годы. А вот снаружи радиатор системы охлаждения промывайте как можно чаще. Особенно в межсезонье. Сделайте это сейчас — время для этого самое подходящее.

Система охлаждения двигателя имеет для автомобиля особое значение. Ведь она обеспечивает охлаждение двигателя за счет специальной охлаждающей жидкости. Время от времени систему следует мыть, но многие водители забывают о важности этой операции. Если не сделать это вовремя, грязь в радиаторе вызовет перегрев двигателя и увеличит расход антифриза.


Особенность конструкции радиатора состоит в том, что грязь скапливается не только снаружи, но и изнутри. Как промыть систему охлаждения своими руками?


Содержание

Удаление накипи в радиаторе

Одной из причин, по которой силовой агрегат может перегреться, является засорение системы различными отложениями и известковым налетом, нарушающих нормальную циркуляцию антифриза.


Разнообразие технологических приемов и инструментов для промывки системы охлаждения двигателя снижает риск возникновения этой проблемы.

  • При длительной эксплуатации транспортного средства на внутренних стенках элементов системы образуются солевые отложения, ржавчина и продукты разложения антифриза.
  • Перед промывкой системы важно определить степень загрязнения и убедиться в важности этого процесса. Чистку двигателя рекомендуется проводить примерно раз в два года.


Наличие известкового налета мешает нормальному процессу выделения тепла, а различные пробки из мусора не позволяют жидкости свободно циркулировать в системе. В результате производительность значительно снижается.










Так, народные и специальные средства для промывки системы охлаждения двигателя прекрасно справляются с различными осадочными образованиями. Они часто используются для восстановления работоспособности всех компонентов системы.

  1. Сначала необходимо слить охлаждающую жидкость из системы и разобрать патрубок.
  2. Для этого снимите шланг с основания радиатора и верхней части бачка.
  3. Как можно дальше промывать систему охлаждения? Поэтому садовый шланг необходимо вставить в шланг радиатора.
  4. Под давлением воды очистите внутреннюю часть элемента. Промывать нужно до тех пор, пока грязная вода не остановится на дне радиатора.










Теперь очищаем детали возле двигателя. Как промыть систему охлаждения ВАЗ? Для этого нам понадобится вода высокого давления и такой же садовый шланг. Последний вставляется в выход термостата.


Процесс аналогичен предыдущему и длится до тех пор, пока не начнет стекать чистая вода без грязи и отложений.


Перед тем, как промыть систему охлаждения, необходимо открыть вентиль отопления и снять с плиты все шланги. В одну из открытых штуцеров вставляем промывной садовый шланг и включаем головку. Весь процесс длится до тех пор, пока из второго отверстия не потечет чистая вода.


Правила слива старого тосола

Необходимо узнать несколько правил заливки и слива охлаждающей жидкости.

  • Антифриз заливается и сливается только после полного остывания двигателя.
  • Перед началом мытья проверьте крышку расширительного бачка. Он должен быть открытым.
  • Следует соблюдать правила безопасности. Поскольку добавки — это едкие химические вещества, работать с ними можно только в резиновых перчатках, чтобы не повредить кожу рук.


Рекомендации по удалению антифриза

Для слива охлаждающей жидкости можно приподнять переднюю часть машины, но жидкость можно отводить безопасно и с горизонтальным положением корпуса.


Помните, что антифриз не должен быть горячим. Снимите крышку бачка и под ДВС поставьте емкость, в которую будет стекать жидкость. Затем открутите пробку для слива смеси из блока цилиндров.

  1. Когда большая часть жидкости выльется, откручиваем снизу крышку радиатора. В этой части также нужно поставить емкость для слива. Затем следует промыть систему дистиллированной водой. По окончании всех операций необходимо снова затянуть все заглушки в автомобиле.
  2. После того как все отложения на стенках СОД растворятся и уйдут с дистиллированной водой наружу, необходимо долить в систему новый антифриз.
  3. Во избежание образования воздушных пробок процесс наполнения следует производить следующим образом. Для карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ослабьте хомут и снимите шланг, ведущий к нагревателю карбюратора.
  4. Если это инжекторный двигатель, то необходимо снять шланг форсунки для нагрева корпуса заслонки. После этого новый антифриз заливается в расширительный бачок и равномерно распределяется по системе. Разъемы внизу должны быть закрыты.


По мере того как антифриз закончится, даются небольшие рекомендации.


Это необходимо для этого, чтобы жидкость заполнила все клапаны в системе. Если уровень антифриза в расширительном бачке долгое время остается на одном уровне, это означает, что он полностью заполнен антифризом. Причем все шланги смонтированы обратно. Крышка расширительного бачка в это время только слегка закручена.















Это необходимо для того, чтобы система не создавала высокого давления. Если крышка прикручена полностью, в следующий раз открутить ее будет очень сложно, потому что антифриз вместе с воздухом расширяется и воздействует на все части СОД, включая ниппели. Продолжать движение автомобиля в этом случае невозможно.


Через несколько минут работы двигателя необходимо открутить крышку и снова посмотреть на уровень охлаждающей жидкости. Обычно он уменьшается, поэтому вам нужно добавить его до нормального уровня.


Как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения

Время от времени в системе двигателя могут образовываться воздушные пробки, которые мешают нормальному охлаждению двигателя.


Если этот способ не помог, вам необходимо сделать следующее:

  1. Снимаем воздуховоды, идущие к узлу дроссельной заслонки, что приводит к рециркуляции охлаждающей жидкости.
  2. Залейте антифриз в бак. В этот момент он должен покинуть патрубок. В таком случае подождите, пока жидкость не вытечет из шланга. Запустите двигатель, и пальцем подсоедините патрубок.
  3. Подождите, пока из шланга дроссельной заслонки не потечет антифриз.
  4. Закройте соединение. Затем удерживайте, пока охлаждающая жидкость не потечет из охлаждающей жидкости.
  5. Затяните хомут.


Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры 90 градусов.


Включите обогреватель. Если в салон попадал поток горячего воздуха, проблема с воздушной пробкой устранилась.

Читайте также: