Проверка генератора мультиметром гранта

Обновлено: 05.07.2024

Именно генератор является главным источником энергии. Если он вышел из строя, на одном только аккумуляторе автомобиль долго проехать не сможет.

За корректную работу всех электрических систем в автомобиле отвечает генератор. Именно он является главным источником энергии. Если генератор вышел из строя, на одном только аккумуляторе автомобиль долго проехать не сможет.

Большинство автолюбителей не уделяют этому важнейшему элементу авто должного внимания. Тем не менее, очень важно следить за его состоянием и корректной работой. Ведь если что-то пойдет не так, пострадать может не только сам генератор, но и те системы, которые с ним связаны.

Проверить работоспособность генератора не составит большого труда и не отнимет много времени. И самое важное — поможет вовремя диагностировать возможные неисправности и предотвратить серьезные поломки, способные ударить по кошельку. Для самой простой проверки потребуется обычный мультиметр, который можно купить в большинстве специализированных магазинов.

Но начать стоит все же с проверки натяжения ремня генератора и состояния подшипников. Генератор при работе не должен издавать посторонних звуков и сильно нагреваться. Если от него идет сильный жар, это повод для беспокойства.

Если все хорошо, можно приступать к замерам. С помощью вольтметра нужно измерить напряжение на аккумуляторе при работающем на холостом ходу двигателе. Оно должно быть в диапазоне 12,5 — 12,8 В. Второй этап проверки предусматривает замер напряжения на примерно 2 000 об/мин. Если замеры показали приблизительно 13,5 — 14,5 В, то можно не волноваться — генератор в порядке.

Если же расхождения велики, то придется начать доскональную проверку различных элементов генератора. Вполне возможно, что из-за неисправности или износа одного из элементов вся система работает неправильно.

Полная проверка генератора производится в несколько этапов. Смотреть придется на регулятор напряжения, диодный мост, щетки и кольца генератора, ротор и статор. Сразу отметим, что для полной проверки потребуется мультиметр.

Проверка щеток генератора мультиметром

Полезные Советы

Невыполнение зарядки аккумулятора при поврежденном генераторе приводит к проблемам с запуском двигателя. Более опасны неисправности, связанные с чрезмерным током и напряжением при зарядке автомобильного аккумулятора. Многие водители запускают двигатель от донорской аккумуляторной батареи, а затем отсоединяют клеммы аккумуляторной батареи, чтобы зарядить собственный аккумулятор. В этот момент электрооборудование автомобиля питается от генератора.

При выходе из строя генератора напряжение в бортовой сети может превысить 17 В, что может стать причиной выхода из строя защитных стабилизаторов в блоке управления двигателем. В этом случае требуется дорогостоящий ремонт блока управления двигателем.

Причины и возможные последствия неисправности

Неисправность генератора может быть вызвана следующими причинами:

В течение дня уровень заряда аккумулятора может преодолевать расстояние от 30 до 50 км, при условии, что аккумулятор хорошо заряжен на момент выхода из строя.

В случае выхода из строя выходного каскада регулятора напряжения неисправность может быть вызвана увеличением выходного напряжения генератора до 17-20 В. Это вызывает перезарядку аккумулятора. При перезарядке электролит закипает. Если рядом с аккумулятором под капотом есть коррозия, проверьте генератор.

Если полярность батареи случайно поменяли (клеммы установлены с неправильной полярностью), диодный мост может выйти из строя. Обычно светодиоды разбиваются попарно в одном плече. Неисправный диод имеет сопротивление, близкое к нулю. Обмотка статора генератора затем работает в режиме короткого замыкания, сильно нагреваясь.

Через несколько минут работы двигателя перегреваются обмотки, под капотом автомобиля появляется запах горящих электропроводов. Чтобы избежать возгорания, заглушите двигатель, проверьте генератор.

Износ щетки приводит к постепенному отказу генератора. Сначала во время движения индикатор зарядки на приборной панели начинает мигать, а затем горит постоянно. На многих моделях генераторов щетки заменяются вместе срегулятор напряжения.

Короткое замыкание обмоток генератора может привести к значительному изменению выходных параметров, перегреву устройства.

Последовательность первоначальной проверки

Если мультиметр показывает менее 12,8 В, процесс зарядки либо не работает, либо зарядный ток очень низкий. Генератор работает в неправильном режиме. Если напряжение выше 14,8 В, аккумулятор слишком заряжен. Это может вызвать закипание электролита, повышение концентрации кислоты и повреждение пластин аккумулятора.

Чтобы контролировать напряжение на выходе генератора, подключите автомобильную лампу к разомкнутой цепи от вывода 30 на генераторе (точка соприкосновения с толстым проводом, ведущим к плюсовой клемме аккумулятора или стартера).

Затем подключите мультиметр в режиме = 20 В с красным щупом к выводу 30 генератора, а черный щуп к изолированному выводу на двигателе или кузове автомобиля. Запустить двигатель. Показания мультиметра не должны превышать 15,5 вольт при каждом нажатии педали акселератора. В противном случае продолжение работы генератора может быть опасным для электрической системы автомобиля.

При осмотре ремня генератора следует оценить степень натяжения. Упрощенно это можно сделать, нажав пальцем на ремешок.

Размер отклонения должен быть в пределах от 0,5 до 1 сантиметра. Заодно проверьте износ ремня. Генератор необходимо снять для ремонта, чтобы определить причину неисправности генератора.

Проверка узлов генератора

Проверка начинается с проверки работоспособности регулятора напряжения. Для этого регулятор разбирают с генератора и создают простую схему подключения.

Используйте лампочку любого автосалона в качестве лампочки. При исправном регуляторе напряжения 3 лампочка 6 не должна гореть на полную мощность. Когда мультиметр подключен параллельно лампочке (щетке), его показания должны находиться в пределах от 5,0 до 10,0 В. Если показания мультиметра выходят за эти пределы, регулятор необходимо заменить. Некоторые модели генераторов сконструированы таким образом, что регулятор можно заменить без демонтажа агрегата.

После этого необходимо проверить обмотку возбуждения генератора на отказ. Для этого установите мультиметр в режим измерения сопротивления 200 кОм. Датчики подключаются: черные к ламелям коллектора, красные к металлической части якоря. Сопротивление должно быть больше 100 кОм или больше верхнего предела измерения, как показано на рисунке.

Сопротивление между пластинами (обмотками ротора) обычно составляет 0,5 — 2 Ом.

Испытание статора начинается с попытки повредить обмотки. Для этого подключите красный щуп мультиметра к металлической части статора, а черный щуп к последовательным обмоткам.

Сопротивление должно быть выше верхнего предела измерения. Затем измеряются сопротивления между контактами обмоток. Они не могут отличаться более чем на 5%. Предел измерения мультиметра должен быть установлен на 200 Ом.

Если в обмотке произошел сбой в электросети, короткое замыкание в обмотке или разрыв цепи, ее необходимо заменить. Есть мастерские, которые занимаются перемоткой статоров и роторов.

В случае выхода из строя диода сопротивление во всех направлениях будет практически нулевым. Такой диод следует заменить. СложностьЗамена диодов основана на том, что диоды в генераторах не паяны, а сварены точечной сваркой для обеспечения надежного контакта в различных температурных условиях.

Генератор автомобильного генератора является неотъемлемой частью электрооборудования транспортного средства. При первых признаках неисправности проверьте ее мультиметром.

Генератор — это тип силовой установки, которая обеспечивает энергией все системы двигателя: питание, охлаждение и зажигание, поэтому его выход из строя неизбежно повлечет за собой другие неисправности. Чтобы не допустить поломок, диагностируйте их систематически, а если поломки не удалось избежать, немедленно ремонтируйте.

В этой статье мы расскажем о том, как проверить генератор на работоспособность, не прибегая к помощи специалистов. Но сначала давайте узнаем о симптомах его возможных неисправностей.

Основные признаки неисправности генератора

О том, что генератор вышел из строя или есть проблемы в его работе, укажут следующие признаки:

  • Постоянный красный световой индикатор батареи на приборной панели, указывающий, что генератор не заряжается или вырабатывает недостаточный ток;
  • аккумулятор постоянно разряжается;
  • неисправность электрических устройств (свето-сигнализация, мультимедиа, отопление и вентиляция) при работающем двигателе;
  • запах гари в салоне (моторном отсеке);
  • Перегрев статора генератора
  • Грохот (шорох, свист) генератора.

Появление таких симптомов — серьезный повод для постановки диагноза. Для этого необязательно обращаться в СТО, так как проверить генератор на работоспособность можно и самостоятельно, особенно если у вас есть хотя бы малейшие навыки эксплуатации автомобильного тестера. Но сначала поговорим о крупных трещинах.

Главные неисправности

Генератор может иметь как механические, так и электрические неисправности. К ним относятся:

  • выход из строя регулятора напряжения;
  • повреждение диодного моста (выпрямительного блока);
  • Короткое замыкание обмотки возбуждения ротора;
  • короткое замыкание в обмотке статора;
  • Износ кисти;
  • Изношенные подшипники.

Ниже мы обсудим, как самостоятельно проверить правильность работы генератора, исходя из симптомов и возможных неисправностей.

Проверка регулятора напряжения

Задача регулятора — стабилизировать генерируемое напряжение перед его подачей на бортовые цепи автомобиля, включая аккумулятор для зарядки. Самостоятельно определить его работоспособность можно иначе, чем проверяя зарядку генератора, а точнее величину подаваемого им напряжения на клеммы аккумулятора. В зависимости от марки и модели машины напряжение может составлять от 13,5 до 15,5 В. Поэтому перед проверкой работы генератора переменного тока для регулятора необходимо точно знать, какое напряжение он должен обеспечивать. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Как проверить генератор мультиметром? Для этого переключите прибор в режим вольтметра и при выключенном двигателе подсоедините его щупы к клеммам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность. Нормальное напряжение составляет 12-12,8 В. Затем запустите двигатель и повторите процедуру. Напряжение АКБ должно возрасти до 13,5-15,5 В. Только после этого регулятор можно считать исправным. Увеличение или уменьшение значения напряжения наоборот говорит о его повреждении.

Как проверить диодный мост генератора, не снимая его с автомобиля

Проверяем обмотку ротора

Распространенная неисправность автомобильного генератора — короткое замыкание обмоток. Это может произойти в результате внезапного скачка напряжения, попадания воды, износа щеток и т.д. Поскольку вы можете проверить генератор переменного тока на целостность его обмоток с помощью мультиметра, только при полном доступе к ним потребуется демонтировать весь узел. Мы не будем описывать этот процесс, поскольку он отличается от машины к машине. Перед проверкой снятого генератора переменного тока на наличие обмотки ротора его, конечно же, необходимо разобрать.

После снятия ротора находим на его валу контактные кольца. Их всего двое. Переведя мультиметр в режим омметра, подключите его щупы к этим кольцам. Устройство должно давать сопротивление в пределах 2-5 Ом. Это нормальные значения для хорошего ротора. Более высокое сопротивление указывает на плохой контакт между кольцами. В противном случае вероятно возникновение межвиткового короткого замыкания, когда показания прибора близки к нулю.

Как проверить генератор на работоспособность обмоток статора

Теперь перейдем к статору. Он имеет несколько обмоток, каждую из которых следует проверять отдельно. Однако перед этим необходимо отсоединить провода, соединяющие выводы обмотки с диодным мостом.

В режиме омметра подключите измерительные штыри мультиметра к клеммам каждой обмотки по очереди. Сопротивление рабочей обмотки должно быть примерно 0,2 Ом.

Затем измерьте сопротивление между общим (нулевым) выводом статора и выводом любой обмотки. Оно должно быть не менее 0,3 Ом.

Износ щеток генератора

Если генератор был разобран и разобран, стоит проверить состояние щеток. Они могут быть повреждены в результате длительного использования или в результате проблем, вызванных перекосом вала ротора. Если на щетках имеются признаки сильного износа, искажена их геометрическая форма, их необходимо заменить.

Износ подшипников генератора

Генератор автомобиля имеет два подшипника. Один из них закреплен на валу ротора, другой запрессован в центральную часть крышки. Жужжание, свист сбоку генератора при работающем двигателе — верный признак того, что один из подшипников вышел из строя. Сопутствующим признаком может быть нагрев корпуса генератора. Когда вы обнаружите эти симптомы, поторопитесь и замените подшипники. Несоблюдение этого правила приведет к перекосу вала ротора или его заклиниванию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вы можете проверить подшипники, сняв ремень генератора и проворачивая вал вручную. Если крыльчатка вращается легко, без рывков и люфта, подшипники продолжат работать. Если вращение затруднено или вал имеет люфт, без промедления замените подшипники.

Только два устройства позволяют функционировать системе зажигания автомобиля. Аккумулятор и генератор. Они действуют в тандеме, дополняя друг друга.

Каждое из этих устройств может в течение короткого времени работать отдельно от другого. Поврежденный генератор может работать некоторое время до того, как батарея разрядится.

Также искра зажигания может поддерживаться только генератором, но есть проблема с первым запуском двигателя — без аккумулятора коленчатый вал не будет вращаться.

Более того, слаженная работа будет прервана.регулятор напряжения.

Как проверить работоспособность генератора мультиметром?

Схема не очень сложная, состоит из резистора с определенным номиналом, диода и лампы.Правильная работа этого узла иногда зависит от качества пайки и окислов на контактах.Даже сопротивление катушки лампы учитывается при калибровке цепи управления.

Поэтому при замене лампочки на светодиодную часто она не светит должным образом.Здесь обычного мультиметра недостаточно, нужно подключить диагностический сканер с возможностью моделирования неисправностей.


Как всегда наиболее верным методом решения проблемы является, одновременно, наиболее радикальный. В данном случае подразумевается замена генератора 9402.3701 на более надежное и совершенное изделие, например, на 110 Амперный генератор фирмы Bosch. Подобная модернизация не требует внесения конструктивных изменений ипоможет на долгие годы избавиться от неполадок, связанных с электроснабжением, хотя следует признать, что такая доработка обойдется недешево.

В качестве превентивной меры можно несколько усовершенствовать систему генерирования энергии на Лада Гранта путем замены на ней явно неудачного кронштейна и, в данном случае, можно посоветовать установить кронштейн Лада Калина, имеющий в своем составе специальный ролик для регулировки натяжения ремня. Несмотря на свою внешнюю незначительность, такая простая доработка позволяет значительно продлить сроки службы подшипников генератора.

Впрочем, если есть желание и некоторые навыки практической работы, то вполне реально осуществить ремонт генератора Лада Гранта своими руками.

Регулятор напряжения генератора Лада Гранта – проверка и профилактика

Некорректная работа генератора автомобиля быстро разряжает АКБ, приводит к недостаточному освещению в салоне, снижает яркость приборной панели. О неисправности автомобильного генератора сигналит знак аварийного аккумулятора, поскольку батарея первой реагирует на отсутствие зарядки. Как проверить работает ли генератор, можно ли его отремонтировать или понадобится замена – далее обо всем в материале.

Генератор автомобиля

Генератор автомобиля

Зачем нужен генератор в машине

После того, как двигатель завелся, агрегат становится источником тока для бортовой сети, огней головной оптики и внутреннего освещения. Для запуска мотора требуется высокий ток, который обеспечивает АКБ. После запуска двигателя аккумулятор значительно разряжен, генератор обеспечивает подзарядку батареи. Если узел не исправен, батарея остается единственным источником питания. В таком режиме она может работать некоторое время, что позволит добраться до СТО или гаража.

Почему генератор выходит из строя

Чаще всего генератор выходит из строя из-за износа комплектующих. Большинство деталей автомобильного генератора не подлежат ремонту. После того, как подшипник или щетка отработали ресурс, требуется осмотр и их замена. К дополнительным причинам выхода из строя относят:

  • некачественные комплектующие;
  • коррозия после попадания на агрегат солевых реагентов с зимней дороги, масла и других агрессивных сред.

Все неисправности условно делятся на две группы.

Поломки механической части генератора:

  • Разрушение корпуса.
  • Заклинивание подшипника. Ротор в корпусе вращается на подшипниках, и со временем деталь разбивается. Попавшая влага и пыль провоцирует подклинивание, шток перестает вращаться. В 70 % случаев при заклинивании подшипника происходит растяжение или разрыв ремня.
  • Растяжение шкива.
  • Износ угольных щеток.
  • Генерация тока прекращается, если сгорела обмотка.
  • Пробой диода.
  • При неисправном реле АКБ не заряжается.

Как проверить генератор на машине, не снимая

Проверить генератор можно без демонтажа с автомобиля – например, диагностировать качество втулок (подшипников). Проверка проводится при неработающем двигателе. Снимите ремень и прокрутите рукой вал агрегата. Движение вала в подшипниках должно проходить без люфта, плавно, без рывков.

Проверка натяжения ремня генератора

Проверка натяжения ремня генератора

Проверка натяжения ремня генератора

Без демонтажа генератора проверяют ремень и его натяжение. На современных автомобилях используется автонатяжитель – узел автоматически подтягивает ремень, но, если шкив износился, и есть трещины, неисправность приведет к обрыву ремня. Это остановит генератор и может стать причиной поломки системы ГРМ. Если шкив натянут слабо, слышится характерный свист, вал генератора не вращается с нужной скоростью – это грозит тем, что АКБ не будет полноценно заряжаться.

Проверить подшипник на износ можно на слух. При нормально натянутом ремне после включения мотора слышится гул, свист в районе генератора. Это признак того, что в подшипнике выработана обойма. Причина – износ, попадание влаги, коррозия.

При неисправном реле регулятора на АКБ не поступает ток для подзарядки, но возможна и обратная проблема – перезарядка АКБ. При систематическом перезаряде батареи в аккумуляторе начинает выкипать электролит, первые признаки неисправного реле – белые потеки электролита на корпусе батареи. Для точной проверки используют мультиметр, которым проверяют напряжение на клеммах при заглушенном моторе – на исправном узле параметр должен находиться в пределах 12,5-12,7 В. Снятый генератор разбирают и проверяют главные узлы.

Как проверить работу генератора мультиметром

Проверка генератора мультиметром

Проверка генератора мультиметром

Проверка генератора мультиметром

Допускается увеличение напряжения на дисплее мультиметра до 14,8 В – такой показатель считается нормальным для современных автомобилей с большим количеством электронных узлов.

Чтобы проверить, не перезаряжет ли генератор АКБ, включают дальний свет, печку и переводят работу двигателя на средние обороты. При исправном генераторе увеличение вольтажа на дисплее мультиметра не происходит.

Проверка регулятора напряжения

Если при проверке входного напряжения на АКБ было определено, что уровень недостаточный, проверяется регулятор напряжения.

Проверка диодного моста

При прогаре диодов моста рекомендуется не ремонтировать деталь, а менять на новую. В 80% случаев диоды перегорают после прикуривания автомобиля.

Проверка диодного моста генератора

Проверка диодного моста генератора

Проверка диодного моста генератора

Второй диод на подкове имеет отрицательную полярность, поэтому при прикладывании плюсового щупа мультиметра к выходу диода, минусового щупа к основе подковы, сопротивление должно быть бесконечным, при установке черного щупа на диод, а красного на подкову в пределах 400-700 Ом. Каждый диод прозванивается отдельно.

Проверка обмотки

Проверка обмотки генератора

Проверка обмотки генератора

Проверка обмотки генератора

Перемотка медного провода нецелесообразна – дешевле поменять деталь, выбрав аналогичную с подходящими посадочными местами.

Проверить статор можно мультиметром, переведя его в режим омметра. Диагностика проводится на снятом агрегате, нормальным считается сопротивление обмотки между выводами в пределах 0,2 Ом, сопротивление между нулевым кабелем и обмоткой должно быть в пределах 0,3 Ом. Допустимая погрешность – 2%. Если при измерении сопротивление стремится к нулю, стартер не пригоден к использованию.

Как проверить снятый генератор

Узел снимают с автомобиля, если предварительные замеры напряжения показали критическое отклонение от нормального диапазона при заведенном и неактивном двигателе. На снятом агрегате проверяют коллектор. Для этого снимается регулятор напряжения и щеточный узел, пальцем проверяется область коллектора. Если ощущается шероховатость поверхности и выбоины, деталь меняют.

Снятый генератор проверяют мультиметром, аналогичным способом, как и на автомобиле или контрольной лампочкой.

Контрольная лампочка имеет два присоединенных провода: минус и плюс, при прикладывании проводив к клеммам генератора проверяют работоспособность ротора и регулятора напряжения.

Для проверки регулятора напряжения деталь подключают к источнику питания не менее 16 В. Минусовый провод от ИП подсоединяется к минусу регулятора, плюсовый к плюсу. Лампочка присоединяется проводами к выходам регулятора. При увеличении напряжения с источника питания на реле лампочка загорается в диапазоне 12 – 13 В. при увеличении напряжения до 14,5 лампа на исправном реле гаснет. Если источник питания подает напряжение выше 15 В, но контрольная лампа горит, реле неисправно.

Автомобильный генератор легко проверить только в том случае, если есть минимальные знания о порядке работы агрегата. Самостоятельно рекомендуется проверять общую исправность генератора через измерение поступающего напряжения на АКБ.

Если агрегат неисправен, лучше обратиться в мастерскую, где специалист быстро выявит неисправность и проведет замену.


Как проверить генератор автомобиля Как предотвратить выход из строя генератора, особенности и слабые места узлов.


Все способы проверки диодного моста генератора на ВАЗ своими руками Причины неисправности и методы проверки диодного моста в гаражных условиях.


Почему продолжает гореть лампа зарядки аккумулятора Описание причин горения лампочка зарядки аккумулятора, если зарядка есть, пути обнаружения неисправностей.


Восстанавливаем энергообеспечение: проверка и восстановление работы альтернатора Volkswagen Sharan Минивэн Volkswagen Sharan занимает достойное место в ряду вместительных семейных автомобилей. Простота конструкции вместе с немецким качеством обеспечивают надежность этого автобуса. Однако несоблюдение циклов регламентных работ по обслуживанию оборачиваются досадными поломками, зачастую требующими

29-01-2014, 15:58 0 Восстанавливаем энергообеспечение: проверка и восстановление работы альтернатора Volkswagen Sharan


Устройство и типы генераторов на автомобилях ВАЗ седьмой серии Одним из важнейших элементов в схеме электропитания автомобиля является генератор. На первый взгляд это довольно сложное устройство, но прочитав эту статью, разобраться в принципе его работы, будет не так уж и сложно. Генератор, это сложное устройство, требующее к себе бережного отношения.


Принципы установки генераторов на автомобилях Жигули Генератор - это сложное устройство, которое преобразует механическую энергию в электрическую, обеспечивающее питание всей электропроводки автомобиля и зарядку аккумулятора. Его подключение - важная составляющая часть установки. При неправильном подключении неизбежно повреждение важных узлов и

Читайте также: