Расположение патрубков системы охлаждения ваз 2110

Обновлено: 04.07.2024

Очень важно, чтобы в автомобиле ВАЗ 2110-2112 печка была в рабочем состоянии, поскольку она может пригодиться даже летом. Благополучно отъездив на автомобиле холодное время года, водитель в какой-то момент может заметить влажное пятно под машиной. По запаху несложно определить, что это охлаждающая жидкость (ОЖ).

Роль патрубков в печке ВАЗ

Отопительная система в машине работает автоматически, благодаря этому воздух в салон поступает нужной температуры с погрешностью около 2 градусов. Для соединения различных элементов между собой, где присутствует рабочая жидкость, используются патрубки. Специалисты рекомендуют владельцам ВАЗ 2110-2112 уделять патрубкам особое внимание и следить за их состоянием.

Неустраненные вовремя дефекты могут впоследствии отразиться на работе двигателя автомобиля. Также важно следить за состоянием хомутов, которые отвечают за герметичность.

  • Нижний патрубок служит подводом охлаждающей жидкости к радиатору. Здесь течет горячая ОЖ.
  • Верхний патрубок играет отводящую роль, охлаждённая жидкость отходит от радиатора отопителя.
  • Для насоса и термостата необходимы коротыши муфт.

При обнаружении неисправностей патрубков или подтеканий охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110-2112 профессионалы рекомендуют незамедлительно заменить неисправные элементы.

Поиск утечки

Выяснить причину такого положения вещей не всегда просто. Для этого водителю придется тщательно изучить ситуацию под капотом. Обычно можно заметить только мокрый поддон. В этом случае стоит посмотреть уровень охлаждающей жидкости в системе. Скорее всего, там явно убыло.

Порядок работ при замене патрубков отопителя

Работы следует производить при остывшем двигателе автомобиля, так как потребуется слить ОЖ.

Подготовка инструментов

Прежде чем приступить к выполнению работ, нужно подготовить необходимый инструмент:

  • отвертка на плюс;
  • трещётка;
  • удлинитель;
  • головки 13.8 и 7.

Демонтаж неисправных патрубков

Демонтаж неисправных патрубков

Для начала нужно снять воздушный патрубок, подходящий к дроссельной заслонке (если карбюратор – то воздушный фильтр).

Демонтаж неисправных патрубков

Снять щётки стеклоочистителя. Для этого нужно отвернуть две гайки на 13 и потянуть их вверх.

Демонтаж неисправных патрубков

Снять пыльник. Отвернуть пять винтов крепления, отодвинуть верхнюю часть и потянуть вверх.

Демонтаж неисправных патрубков

Снять жабо. Отвернуть боковые крепления жабо, показанные в пункте 2, и четыре прижимных винта, после чего просто поднять и убрать в сторону.

Демонтаж неисправных патрубков

Снять кожух печки. Кожух печки состоит из двух частей. Для начала снять левую часть кожуха – открутить два винта и снять три клипсы, отсоединить и вывести через левую сторону. После этого можно приступать к демонтажу правой части кожуха – открутить четыре винта и провод массы, отсоединить фишку с проводами и отщёлкнуть сверху две жестяные скобы, после этого вывести её так же, как и первую часть – через левую сторону.

Демонтаж неисправных патрубков

Снять заслонку. Чтобы снять заслонку, её нужно опустить в машине, это будет на горячем потоке воздуха, после отвернуть два винта крепления и снять.

Демонтаж неисправных патрубков

Слить ОЖ. Сначала нужно открутить заливную пробку, после этого открыть кран на радиаторе и отвернуть сливную пробку на блоке цилиндров.

Демонтаж неисправных патрубков

Демонтаж неисправных патрубков

Снять патрубки печи. Сначала отвернуть хомуты их крепления и потянуть – если не сходят, постараться провернуть.

Демонтаж неисправных патрубков

Демонтаж неисправных патрубков

После демонтажа старых патрубков можно приступать к установке новых.

Установка новых патрубков

Специалисты рекомендуют при замене патрубков на ВАЗ 2110-2112 менять и хомуты.

  1. Устанавливаются новые патрубки, которые выполняют отводящую и подводящую функцию.
  2. Остальные детали и узлы предстоит поставить на место в обратной последовательности.
  3. После установки и наполнения системы охлаждающей жидкостью важно проверить герметичность всех соединений – если заметны подтекания, то стоит затянуть их.

Процесс замены патрубков печки на ВАЗ 2110-2112 с двигателем 8 и 16 клапанов примерно одинаковый. Поэтому данная инструкция подойдет для машин с мотором нового и старого образца.

Заключение

После замены данных патрубков рекомендуется проверка остальных патрубков системы охлаждения.




Эффективно функционирующая система охлаждения на ВАЗ 2110 позволяет двигателю работать в оптимальном режиме, ни перегружаться, ни перегреваться. Но если наблюдается рост температуры мотора, тогда с системой охлаждения (СО) что-то произошло. Задача автовладельца — сделать все возможное для снижения нагрева.

Примечательно, что недогрев и перегрев опасны для мотора в равной степени. Дабы разобраться в особенностях ремонта СО, для начала следует узнать принцип ее работы.

Схема СОД

Итак, для начала рассмотрим, по какой схеме работает СОД в карбюраторных агрегатах. Система охлаждения ВАЗ-2110 жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией ОЖ.

Она герметичная, а данный фактор обеспечивается благодаря наличию клапанов. Последние расположены в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает высокое давление во всей системе при условии, что мотор достаточно нагрелся. Когда давление в СОД вырастает, открывается выпускной клапан. Впускной открывается, если давление опускается ниже, чем атмосферное.

схема системы охлаждения ваз 2110

Кроме бачка и клапанов, СОД также состоит из радиатора, соединительных шлангов, датчиков температуры ОЖ, электрического вентилятора, термостата и других устройств. Схема системы охлаждения ВАЗ-2110 довольно проста и надежна.










Особенности диагностики системы охлаждения: проверка герметичности

Герметичность накопителей, патрубков, шлангов, радиаторов – ключевое условие работоспособности системы. В автомобиле должно быть не менее 8 литров охладителя для обеспечения безопасного режима работы вне зависимости от того, инжектор или карбюратор установлен на машине. Если в контурах или магистралях имеются пробои, то они требуют оперативного устранения.

Рекомендуем также внимательно изучить статью нашего автора, в которой подробно описана система охлаждения ВАЗ 2107.

Самостоятельную диагностику проводят в несколько этапов.

  1. Осмотр корпуса радиатора: поиск на устройстве трещин, сколов, пробоев. Разгерметизация радиатора является самой частой причиной утечки ОЖ.
  2. Осмотр шлангов, патрубков, мест их сочленения. Нарушение целостности шлангов также стоит пресекать, чтобы избежать внезапных поломок в пути.
  3. Проверка состояния расширительного бачка. Бачок выходит из строя редко. Больше всего неудобств доставляет крышка. Электрические компоненты требуют особого внимания: проводка и контроллеры, расположенные на корпусе пробки. Корпус бачка довольно прочный, но может прохудиться из-за критического перегрева или фабричного брака.

Особенности диагностики системы охлаждения

При проверке герметичности обращайте внимание даже на самые мелкие подтёки.

Радиатор

Эта деталь обеспечивает охлаждение горячей жидкости, когда циркуляция проходит по большому кругу. Радиатор имеет трубчато-пластинчатую конструкцию, а изготовлен он из алюминия. На нем установлены два бачка из пластмассы.

шланги системы охлаждения ваз 2110

Здесь также расположены патрубки для прохождения охлаждающей смеси. Антифриз попадает в радиатор через верхний патрубок системы охлаждения ВАЗ-2110, а уходит дальше через нижний.

LiveInternetLiveInternet

—Музыка

—Рубрики

  • Психология (1)
  • детям (748)
  • мужчинам (28)
  • носки (141)
  • АНИМАЦИЯ (74)
  • астрология, календари (28)
  • Беременным (29)
  • бисер (47)
  • братья наши меньшие (21)
  • букет из конфет (95)
  • валяние (14)
  • всё из бумаги (172)
  • всё из пробок (7)
  • ВЯЗАНИЕ (412)
  • ГАДАНИЕ (19)
  • готовимся к празднику (207)
  • АКВАГРИМ (7)
  • Идеи дизайна. (67)
  • интересное и красивое (15)
  • карвинг (15)
  • компьютер,полезные программы (83)
  • костюмы (49)
  • красота и здоровье (383)
  • кухня (71)
  • ЛайфХак (14)
  • Мастер Класс (85)
  • МЕБЕЛЬ СВОИМИ РУКАМИ (117)
  • музыка (12)
  • Мыловарение (25)
  • мягкая игрушка (90)
  • НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫМ ВЕЩАМ (90)
  • обучалки (142)
  • оформление дневника (3)
  • оч. умелые ручки (182)
  • подарки (84)
  • ПОДУШКИ (65)
  • помощь (10)
  • Притчи,афоризмы (2)
  • прически (92)
  • РеМоНт СвОиМи РуКаМи (23)
  • РеЦеПтЫ (468)
  • ВыПечка (79)
  • заготовки на зиму (95)
  • салаты,канапе,бутерброды (131)
  • рисуем (81)
  • РУКОДЕЛИЕ (206)
  • садовый дизайн и просто дача (243)
  • свадьба (23)
  • Советы хозяйкам (156)
  • торты (147)
  • ТРАФАРЕТЫ (60)
  • узоры (37)
  • фотошоп (45)
  • холдный фарфор,лепка (134)
  • цветы (49)
  • ШИТЬЁ (230)
  • шторы (17)
  • юмор (11)

Принцип действия

Правильная и четкая работа системы охлаждения обеспечивается благодаря наличию электронных систем и ЭБУ. В более современных автомобилях работа СОД основана на современных математических алгоритмах и моделях. Однако система охлаждения ВАЗ-2110 этого лишена. Здесь все гораздо проще.

Пока жидкость еще холодная, при помощи помпы она закачивается в рубашку охлаждения двигателя. Когда ОЖ проходит по специальным каналам в ГБЦ, она нагревается. Дальше, после того как поток охлаждающей смеси закончит свой круг, она снова попадает в расширительный бачок. По такой схеме антифриз будет двигаться до тех пор, пока не нагреется до определенных температур. Среди автолюбителей этот круг называется малым.

Когда мотор достаточно горячий, система охлаждения двигателя ВАЗ-2110 прокачивает антифриз уже по большому кругу. Так охлаждающая смесь попадает непосредственно в двигатель. Когда она уже серьезно нагревается, через трубы и шланги она попадает в радиатор. Он обдувается воздухом при движении автомобиля, и ОЖ остывает.

Дальше смесь снова закачивается в рубашки охлаждения мотора с помощью помпы. Иногда случается так, что в радиаторе уже мало охладителя, а температуры поднимаются достаточно высоко. Тогда включается вентилятор. Вентилятор обдувает радиатор. А когда ОЖ остынет, вентилятор системы охлаждения ВАЗ-2110 отключается.

Если смесь сильно остывает, закрывается клапан термостата, циркуляция снова проходит по малому кругу.

Порядок выполнения работ

Всякая раба должна иметь свою последовательность. Тогда она может быть выполнена качественно.

Совет: Перед тем как слить охлаждающую жидкость необходимо дать двигателю остыть, иначе высокая температура будет и сливаемой жидкости.

  • Снимаются облицовка, накладка рамы на ветровом стекле, обивка шумоизоляции.
  • Снимается вентилятор обогревателя.
  • От корпуса печки отсоединяется хомут вакуумного шланга.
  • При помощи отвертки снимаются три пружинные скобы, которые крепят передний корпус воздухосборника отопителя.
  • Отворачиваются винты крепления переднего корпуса.
  • Снимается передний корпус.
  • Ослабляется затяжка хомутов и отсоединяются шланги от штуцеров.

Схема охлаждения в инжекторных моторах

Данная схема не имеет каких-либо принципиальных отличий от карбюраторной. Однако некоторые особенности имеются. Здесь другая конфигурация соединений, а также есть датчик в блоке цилиндров.

Основой охладителя является вода с этиленгликолем. Эта жидкость замерзает лишь при особенно низких температурах. Закипает при достаточно высоких температурах.

Как уже было сказано, охладитель двигается по малому кругу. Постепенно жидкость прогревается. При определенной точке нагрева срабатывают клапаны термостата, и ОЖ идет на большой круг. Это регулируется перепускными клапанами.

По малому кругу охладитель проходит через блок цилиндров. Отличием инжекторной системы является наличие дроссельной заслонки. Кстати, охладитель проходит также через нее.

Можно сделать вывод, что на автомобиле ВАЗ-2110 система охлаждения (инжектор) не имеет каких-то серьезных отличий от карбюраторного аналога.

Теперь поговорим об устранении этих неисправностей согласно озвученному списку.

Статья в тему: Тюнинг бампера ВАЗ 2110: накладки, обвесы, юбки

Ремонт СОД

Если при работе автомобиля наблюдается высокая температура ОЖ или же, наоборот, слишком низкая, если сильно шумит насос охлаждения инжектора, то это признаки неисправностей — автомобиль требует срочного ремонта.

Для начала нужно проверить уровень жидкости, а также исключить возможную утечку. Если она есть, ее следует устранить. Также могут быть повреждены шланги. Кроме того, может быть нарушена циркуляция ОЖ.

Для того чтобы решить проблемы с циркуляцией, может понадобиться автомобилю ВАЗ-2110 промывка системы охлаждения.

Промываем СОД своими руками

Чтобы сделать это, нужно лишь произвести стандартную замену ОЖ. Однако вместо жидкости нужно налить в систему обычной воды. Если есть желание, то добавьте в воду присадки для промывания. Также можно воспользоваться специальным, предназначенным для промывки составом.

Затем нужно завести мотор и дать ему немного поработать. После воду необходимо слить. Вместе с водой вытечет и грязь. Эту процедуру необходимо повторять до тех пор, пока СОД полностью не очистится.

Чтобы промыть систему полностью, необходимо очистить радиатор и двигатель. Если хотите промыть радиатор, нужно начинать с очистки сот. Для этого подойдет обычная мойка высокого давления. Это эффективный способ, однако нужно все делать аккуратно.

Лада 2109 Хочу быть GrandTurismo › Бортжурнал › Замена помпы и подводящей трубы помпы

Всем привет))
Не пройдя и 20 тысяч потекла помпа. Также заметил что течет антифриз в стыке подводящей трубы помпы и блока. Для тех кто не знает, он находится сзади блока, в самом неудобном месте переднеприводного семейства.

Помпа сначала текла не сильно, затем появилась река.

Выбрал время и приступил к замене. Аккуратно слил антифриз, пришлось придумывать целую систему. Снять все не составило труда. Когда снял шланг подогрева карбюратора, то увидел что он весь потрескавшийся и высохший. Странно что он еще не тек.

На помпе потек сальник и появился скрип при вращении. На подводящей трубе прогнила прокладка. В принципе можно было оставить старую трубу, но я сразу запасся новой.

Помпу взял фирмы Mstart. Честно говоря не разу не слышал о такой, но продавец уверял что хорошая. Сразу взял ролик какой-то там, ремень Continental Contitech, наслышан о его качестве.

на фото сверху сверху ремень Finwhale — прошел 23 тыс.км., посередине Goodyear — прошел неизвестно сколько, но больше 15 тыс.км., снизу новый Contitech

Очистил посадочные места от старых прокладок, долго провозился с посадочным трубы. Очень неудобно, пришлось поддомкратить машину и зачищать лежа под ней. Немножко оттер старые следы антифриза чтобы вдруг увидеть новую течь.

Пока фоткал все дело, в свете вспышки увидел запотевание впускного коллектора. Придется менять прокладку.

Прокладку новой трубы посадил на герметик. Ставить на место ее крайне неудобно. Пока наживлял еще 2 раза заново наносил герметик: он успевал высыхать, и натер мазоль на пальце. Затягивать тоже неудобно, кроме накидного ключа туда ничем не подлезешь.

Все собрал, поставил, затянул. Поменял шланг подогрева карбюратора. Залил антифриз. Все отлично. Все работает.

После этого проехал еще 1000 км. Все сухо, только видно что чуть съело ремень. Теперь гадаю почему он сползает. Скорее всего кривая помпа. Будем наблюдать.

Ну и по традиции — всем ровных дорог))

Чем отмывать?

Если после того, как вы промыли систему, вас все еще не устраивает ее работа, тогда это не засорение и нарушение циркуляции. Здесь может быть масса различных причин.

Итак, мы выяснили конструкционные особенности данной системы охлаждения. Чтобы не заниматься промывкой СОД слишком часто, необходимо с умом подходить к выбору ОЖ. А чтобы уберечь систему от засоров, можно воспользоваться фильтрами.

Стандартные патрубки со штуцерным разъемом

В случае наличия таких шлангов, работа по их демонтажу выполняется следующим образом:

Без системы охлаждения невозможно функционирование двигателя внутреннего сгорания. СОД служит для быстрого прогрева мотора до оптимальной температуры и отводит излишки тепла, не допуская перегрева силовой установки. На ВАЗ 2110 устанавливается стандартная СОД. Она отличается надёжностью, но если поломки случаются, с ремонтом или заменой затягивать нельзя. В противном случае неисправная система грозит быстрым износом деталей двигателя вплоть до его выхода из строя.

Схема охлаждения

Устройство и принцип работы СОД ВАЗ 2110

Схема системы отвода тепла, устанавливаемая на ВАЗ 2110, классическая для инжектора. В состав входят радиатор основной, отопитель, водяной насос, термостат, расширительный бачок, вентилятор принудительного охлаждения, датчик замера температуры, ЭБУ и несколько соединительных патрубков.

Радиатор

Радиатор на ВАЗ 2110 применяется в системе только во время движения антифриза по большому конуру – проходя через него, рабочая жидкость охлаждается. Обычно это алюминиевый корпус с трубками внутри и пластинами снаружи, также их называют сотами. Оснащается двумя пластиковыми бачками, разделенными стенками, через которые движется тосол. Когда открывается большой круг, ОЖ заходит в радиатор через верхний отвод, а выходом служит нижний.

Расширительный бачок

На расширительный бачок у ВАЗ 2110 устанавливается специальная клапанная крышка, которая отвечает за герметичность всей системы. Конструктивно состоит из впускного и выпускного клапанов.

По мере нагрева антифриза в СОД повышается давление, излишки которого стравливаются через клапан выпуска. При остывании двигателя давление снижается, и воздух запускается через впускной клапан.

Термостат

Термостат по своему назначению является перепускным механизмом, он перераспределяет поток тосола с малого на большой круг циркуляции. Когда запускается холодный мотор, жидкость начинает двигаться по малому контуру, не попадая в радиатор – по рубашке блока цилиндров, радиатору отопителя и подогреву дроссельного узла. При достижении температуры 87-90 градусов клапан термостата приоткрывается. Когда температура достигает 102 градусов, клапан открывается полностью, пропуская поток антифриза через радиатор перед двигателем.

Водяной насос

Циркуляция жидкости обеспечивается водяным насосом. Он имеет единый привод с механизмом ГРМ. Частой причиной обрыва ремня газораспределительного механизма является заклинившая помпа. Корпус чаще всего алюминиевый. На одном конце жёстко зафиксирован приводной зубчатый шкив, а на другом – пластиковая или алюминиевая крыльчатка.

На ВАЗ 2110 устанавливались разные двигатели – обладатели легендарного 124-го мотора могут не беспокоиться о встрече клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ, этого не произойдет. Другая ситуация у владельцев моторов 21120 – у них клапана гнет. Остаётся посоветовать почаще следить за состоянием помпы и при выявлении неисправностей незамедлительно проводить замену, так как деталь неремонтопригодная.

Вентилятор радиатора

Регулятором температуры охлаждающей жидкости служит не только радиатор и термостат, но и электровентилятор. Он имеет 4 лопасти из пластика и электродвигатель. Когда температура рабочей жидкости достигает 110 градусов, датчик включения вентилятора на ВАЗ 2110 посылает сигнал на электронный блок управления двигателем, который передает показания на реле – электроцепь замыкается, и включается электровентилятор. Он будет обдувать радиатор до тех пор, пока температура не опустится до 90-95 градусов.

Датчик ОЖ и радиатор печки

Датчик охлаждающей жидкости предназначен для контроля за изменениями температуры антифриза в двигателе. Находится он на блоке цилиндров и передаёт показания на ЭБУ. Не путайте его с датчиком температуры, который подает сигнал на панель приборов. Радиатор печки служит для обогрева салона теплым воздухом. Он интегрирован в систему охлаждения с помощью соединительных шлангов. Через него циркулирует антифриз непрерывно, так как он включен в малый круг циркуляции. Дроссельный узел имеет два патрубка: один служит для отвода излишков рабочей жидкости, а через другой подводится антифриз. Во втором патрубке также находится датчик, контролирующий температуру и уровень охлаждающей жидкости.

В более поздних моделях ВАЗ 2110 датчик вмонтирован в алюминиевый корпус дроссельного узла, а ёмкость расширительного бачка стала существенно больше.

Принцип работы СОД

Система охлаждения замкнута и работает всегда, никаких настроек не требуется. Антифриз заливается в расширительный бачок. Чаще всего в качестве охлаждающей жидкости используется тосол или другая ОЖ. Это раствор воды с этиленгликолем, благодаря которому жидкость не замерзает при отрицательных температурах. В системе охлаждения 10-ого семейства используется около 8 литров ОЖ, при необходимости ее нужно доливать. После достижения пробега в 75 000 км рекомендуется промывать систему и менять ОЖ. Принцип работы СОД условно можно разделить на несколько стадий:

  1. Циркуляция рабочей жидкости осуществляется благодаря центробежному насосу (помпе). Он интегрирован в блок цилиндров и приводится в действие ремнем привода ГРМ.
  2. Циркулируя по рубашке блока цилиндров, антифриз начинает греться от раскаленных в результате работы ДВС деталей. В это время расположенный тут же датчик измеряет температуру охлаждающей жидкости, которая движется только по малому контуру. Когда тосол нагревается до 90 градусов, клапан термостата приоткрывается, пропуская жидкость циркулировать по большому контуру. Это значит, что ОЖ начинает проходить через основной радиатор, где охлаждается и возвращается в систему – так происходит теплоотвод. Малый и большой контуры работают параллельно. После повышения температуры до 102 градусов циркуляция осуществляется только по большому кругу.

Жидкость в радиаторе охлаждается за счёт встречного потока воздуха во время движения автомобиля, но так происходит не всегда. Например, в пробках нет возможности охладить ОЖ потоком воздуха навстречу. В этом случае при нагреве тосола более 102 градусов датчик температуры отслеживает превышение рабочих значений и передает информацию контроллеру, который посылает сигнал на реле электровентилятора для запуска принудительного охлаждения.

Нагреваясь, жидкость увеличивается в объеме. Лишний антифриз возвращается через пароотводящий патрубок в расширительный бачок, а после остывания подается в систему.

Неисправности системы охлаждения и способы их устранения

Неполадок системы охлаждения может быть достаточно много. Связано это в большинстве случаев не столько с надёжностью СОД, сколько с низким качеством комплектующих. Типичные неисправности бывают следующие:

  • низкий уровень ОЖ в бачке из-за нарушенной герметичности соединений шлангов, повреждения бачка;
  • отсутствие давления в системе, вызванное вышедшим из строя водяным насосом;
  • перегрев жидкости из-за неработающего в нормальном режиме электровентилятора – неисправны электровентилятор, реле, датчик температуры;
  • выход из строя термостата – определить эту неисправность можно по двум признакам: либо ОЖ циркулирует только по большому кругу, либо только по малому, в результате двигатель не нагревается или перегревается.

Рекомендуется регулярно пользоваться режимом самодиагностики для своевременного выявления отклонений в температурном режиме и следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Утечка антифриза

Сначала следует проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Если он низкий, нужно осмотреть подкапотное пространство на предмет наличия подтёков. Обычно причина их появления в слабом соединении хомутов, повреждении радиатора или радиатора печки. Во всех случаях потребуется замена элементов.

Циркуляция тосола в системе

Чтобы проверить наличие давления в системе, следует открыть крышку расширительного бачка и посмотреть, как внутрь поступает тосол. Плохая циркуляция может стать следствием загрязнения СОД, в этом случае потребуется ее промывка. Другая причина заключается в выходе из строя помпы, но в этом случае гарантированно будет оборван ремень ГРМ, и последует дорогостоящий ремонт загнутых клапанов.

Двигатель перегревается

Причиной в большинстве случаев становится неисправный термостат. Для проверки нужно потрогать рукой нижний и верхний патрубки радиатора. Если верхний при рабочей температуре двигателя будет горячий, а нижний остаётся холодным, значит, термостат заклинил в закрытом положении.

Если он заклинит в открытом виде, двигатель будет долго прогреваться. Летом это не страшно, а зимой принесет массу неудобств. В обоих случаях термостат подлежит замене. Двигатель может перегреваться, если в системе есть воздушная пробка, или не работает электровентилятор. Также надо проверить радиатор – возможно, его соты забиты грязью.

Замена водяного насоса

Для удобства лучше снять и убрать в сторону адсорбер, не отсоединяя шлангов. Пластиковая накладка сверху на двигателе и защитный кожух привода ГРМ тоже нужно снять. Дальнейший алгоритм действий такой:

  1. Домкратом приподнять правую переднюю сторону, тем самым вывесить колесо, в дальнейшем это понадобится для установки меток.
  2. Колесо нужно снять, открутить гайку крепления шкива коленчатого вала и снять шкив.
  3. Ослабить гайки крепления роликов-натяжителей и снять ремень привода газораспределительного механизма.
  4. Вставить подходящий деревянный брусок между шестернями распредвалов, предотвратив их прокручивание.
  5. Открутить три крепежных болта, фиксирующих помпу, и снять насос.

Новая помпа устанавливается в обратном порядке, рекомендуется нанести на места соприкосновения с блоком небольшой слой силиконового герметика.

После завершения работы нужно долить охлаждающую жидкость и проверить работоспособность системы.

Замена радиатора

Следует сначала слить антифриз из системы, открутив сливную пробку в нижней части радиатора, предварительно подставив подходящую ёмкость. Далее нужно слить охлаждающую жидкость с рубашки блока. Дальнейшая работа проводится следующим образом:

  1. Снятие фишки проводов и отключение электровентилятора.
  2. Открутить два болта с левой стороны.
  3. Открутить две гайки сверху и болт внизу.
  4. Теперь можно снять радиатор вместе с электровентилятором, отсоединив предварительно нижний и верхний патрубок.

Новый радиатор устанавливается в обратной последовательности, рекомендуется поменять охлаждающую жидкость.

Замена термостата

Перед заменой термостата следует слить охлаждающую жидкость из радиатора и из блока цилиндров. Теперь нужно ослабить хомуты патрубков, подходящих к термостату и демонтировать его. Новое устройство устанавливается в обратной последовательности, рекомендуется заменить и хомуты.

Все эти работы, а также замена соединительных шлангов или радиатора отопителя могут осуществляться в гаражных условиях. Для этого не обязательно обращаться в автосервис. Замена помпы стоит не менее 800 рублей, термостата – 400-500, радиатора – 300-400. Суммы не такие большие, но и работа несложная. Делать своими руками или воспользоваться услугой СТО – каждый выбирает для себя сам.

Промывка системы охлаждения

В современных автомобилях в качестве охлаждающей жидкости используется антифриз или тосол. ОЖ рано или поздно начинает выкипать, а значит, в бачке снижается ее уровень. Раньше автолюбители доливали в систему дистиллированную воду, сейчас – антифриз той же марки. Охлаждающая жидкость отводит тепло от мотора и, проходя через радиатор, охлаждается для дальнейшей циркуляции. Тосол частично смазывает элементы и узлы системы охлаждения, защищая их от коррозии.

При значительном пробеге (более 75 000 км) без замены ОЖ она практически теряет все свои свойства, постепенно темнеет, изменяется ее запах. Такие симптомы свидетельствуют и о загрязнении СОД. В любом случае потребуется замена антифриза с предварительной промывкой. Если этого не сделать, свежая жидкость быстро загрязнится, и придется повторить процедуру.

Чистка или промывка системы охлаждения состоит из двух основных этапов. Сначала нужно снять радиатор и вручную очистить его соты в виде решетки от грязи и насекомых. Лучшим для этого инструментом будет автомобильная мойка высокого давления – направленная струя быстро выбьет из сот всю грязь. При этом чтобы не повредить мягкие алюминиевые пластины, нужно обрабатывать радиатор с расстояния не менее одного метра.

На следующем этапе можно приступить к промывке системы. Так не только очищают СОД от грязи, но и удаляют ржавчину и накипь (особенно, если использовалась вода). Промывание понадобится и после решения некоторых проблем с двигателем, когда в систему охлаждения попадают моторное масло и газы из камер сгорания, что также оказывает негативное воздействие на СОД. Для очистки используются специальные средства или обычная дистиллированная вода.

Перед началом процедуры следует слить весь старый антифриз с радиатора и с блока цилиндров. Чтобы ускорить процесс, открутите крышку расширительного бачка. При этом двигатель должен быть остывшим. Промывка проводится в несколько простых шагов:

  1. Закрутить все сливные пробки и залить в расширительный бачок дистиллированную воду или специальный раствор для промывки.
  2. Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 15-20 минут, пока температура не поднимется до рабочих значений вплоть до запуска принудительного охлаждения электровентилятором. Во время работы двигателя отопитель должен работать на обогрев с максимальными оборотами.

Если температура поднимается слишком быстро, или есть другие отклонения, это может свидетельствовать о наличии воздуха в системе. В этом случае нужно избавиться от воздушной пробки любым доступным способом. Потом можно заглушить двигатель и дать ему остыть, затем слить жидкость из системы.

При сильном загрязнении следует процедуру промывки повторить и продолжить до тех пор, пока не начнет сливаться чистая жидкость. После этого можно заливать антифриз.

Способы доработки СОД

Любой отечественный автомобиль не может считаться совершенством в техническом плане и ВАЗ 2110 – не исключение. Система охлаждения может работать лучше, если провести тюнинг:

  1. Установка термостата на 6 отверстий – температура охлаждающей жидкости поддерживается на стабильном уровне.
  2. Установить СОД от Лады Калина – антифриз будет прогреваться быстрее при отрицательных температурах, при этом давление снизится.
  3. Установка более производительного водяного насоса или монтаж дополнительной помпы – повышается скорость циркуляции антифриза.
  4. Замена электровентилятора на более мощный и не такой шумный – охлаждение проводится быстрее, можно отрегулировать запуск.
  5. Установка альтернативной прошивки ЭБУ – позволяет включать в работу электровентилятор при более низкой температуре.

Также следует использовать только качественный и проверенный антифриз или тосол, от этого зависит работоспособность и надёжность работы СОД. Система охлаждения на ВАЗ 2110 может и не самая идеальная в техническом плане, но она простая и надёжная, проблемы с ней возникают не так часто. Если своевременно менять расходные материалы, следить за уровнем антифриза и проверять систему на наличие неисправностей, можно быть уверенным в долгом сроке эксплуатации. Все работы по ремонту и замене могут проводиться самостоятельно, это не сложно. Исключение составляет лишь замена помпы, так как придется иметь дело с приводом ГРМ.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 отличается от системы охлаждения двигателя ВАЗ-2111 и ВАЗ2112 измененной схемой подсоединения шлангов радиатора отопителя, установкой термостата нового образца и расширительным бачком увеличенного размера

Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке не ставится.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.

Состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора с электровентилятором, термостата, насоса, расширительного бачка и соединительных шлангов.

Насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат в радиатор, где отдает тепло охлаждающему воздуху.

Движение жидкости через рубашку охлаждения и радиатор образует большой круг циркуляции, а движение жидкости по рубашке охлаждения двигателя, минуя радиатор, — малый круг циркуляции.

В систему охлаждения также включен радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла.

Жидкость через них циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата.

Особенности системы охлаждения двигателя ВАЗ-21124 автомобиля ВАЗ-2110

Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапаном, расположенным в крышке расширительного бачка.

Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе на горячем двигателе, за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери.

Он начинает открываться при давлении не менее 1,1 бар. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 бар (на остывающем двигателе).

Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Электровентилятор включается через реле по сигналу контроллера.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов.

В выпускном патрубке, рядом с корпусом термостата, установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера.

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала ремнем ГРМ. Корпус насоса алюминиевый.

Валик вращается в двухрядном подшипнике. Пластичная смазка в подшипнике заложена на весь срок службы.

Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка.

К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитсодержащей композиции, за которым находится сальник.

В корпусе насоса имеется контрольное отверстие для определения течи жидкости при выходе насоса из строя. Насос рекомендуется заменять в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.

Термостат имеет твердый термочувствительный элемент и два клапана, которые перераспределяют потоки охлаждающей жидкости.

На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает поток жидкости от радиатора, и жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя радиатор.

При температуре (85±2) °С клапаны термостата начинают перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор и перекрывая байпасный канал.

При температуре около (100±2) °С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается.

Почти вся жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор двигателя.

Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок.

Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок, проходящих сквозь охлаждающие пластины.

Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний.

Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводящего шланга.

На радиаторе установлен кожух с электровентилятором. В нижней части правого бачка находится сливная пробка.

Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.

Возможные неисправности системы охлаждения двигателя и способы устранения

Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:

- Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их посадки на патрубках. Подтекание жидкости из крана отопителя

Герметичность радиатора проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 2,0 бар (2,0 кг/см 2 )

Замените поврежденные детали.

Подтяните хомуты на шлангах

- Утечка жидкости через манжету (сальник) насоса охлаждающей жидкости

Замените насос в сборе

- Повреждена прокладка головки цилиндров. Дефект блока или головки цилиндров

При замене масла из картера выливается эмульсия с белесым оттенком.

Возможно появление обильного белого дыма из глушителя. Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя

Поврежденные детали замените.

Не используйте зимой воду в системе охлаждения, заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям

Двигатель долго прогревается до рабочей температуры

Замените неисправный термостат

- Низкая температура воздуха (ниже –15°С)

Утеплите двигатель: установите термошумоизоляционный материал под капотом, щитки перед радиатором.

Не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!

Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе):

- Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы впрыска или его цепях

Горит лампа "Check еngine". Датчик и цепи проверяются омметром

Неисправный датчик замените

- Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора

Неисправное реле замените

- Неисправен блок управления системы впрыска или его цепи

Проверьте блок или замените заведомо исправным

Замените неисправный блок

- Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора

При отсоединении клемм от выводов термовыключателя электровентилятор перестает работать

Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне):

Замените неисправный термостат

- Недостаточное количество охлаждающей жидкости

Уровень жидкости ниже метки на расширительном бачке.

На блоке системы контроля горит соответствующий индикатор

Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость

- Паровые пробки в системе охлаждения из-за негерметичности пробки расширительного бачка

Нанесите мыльную пену на пробку бачка, заглушите двигатель и сдавите руками шланги системы охлаждения.

Воздух не должен выходить из-под пробки

Замените пробку и/или бачок

- Много накипи в системе охлаждения

Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения

- Загрязнены ячейки радиатора

Промойте радиатор струей воды под давлением

- Неисправен насос охлаждающей жидкости

Замените изношенные детали или насос в сборе

- Не включается электровентилятор системы охлаждения

Замкните между собой контакты термовыключателя радиатора. Если вентилятор работает – неисправен датчик, если нет – электрические цепи или электродвигатель вентилятора (проверяются омметром).

Проверьте, подается ли напряжение 12 В на управляющий контакт реле электровентилятора. Если да, то неисправны реле или электродвигатель вентилятора, если нет – блок управления впрыском или его цепи

Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель, блок управления замените

- Недопустимо низкое октановое число бензина

Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем

- Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов

Осмотр после снятия головки двигателя

Устраните причину нагарообразования.

Применяйте масло рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью

Читайте также: