Регулировка передних колодок ваз 2110

Обновлено: 02.07.2024

Когда требуется замена колодок и как определить степень их износа?

Срок службы колодок на автомобилях ВАЗ-2110 и производных его модификаций составляет, в среднем, 15–20 тысяч километров пробега для передних, и 40–50 тысяч — для задних. Тем не менее износ их прямо зависит от ряда факторов. Так, при городской езде степень износа выше, равно как и при эксплуатации в условиях пыльных дорог, когда велик риск попадания механических частиц на рабочие поверхности.

Основным признаком неисправности является появление характерного свиста во время торможения. Связано это с тем, что в конструкции колодки предусмотрены сигнальные полосы-индикаторы, и когда рабочая поверхность колодки истирается до критического минимума, полосы обнажаются и создают данный звук.

Наряду с этим неполадки могут выражаться в виде металлического скрежета в случае разрушения фрикционного слоя и обнажения металлического конструктива колодки. При этом на этапе торможения могут появляться вибрации и стуки, а также характерный скрип в зоне переднего колеса (либо заднего в случае прихода в негодность задних колодок). Иными словами, колодки свистят, гремят или стучат, выдавая неисправность.

Разница в старых и новых передних тормозных колодках ВАЗ

Разница в толщине старых и новых колодок

Необходимые инструменты, что поменять детали

Поменять колодки на ВАЗ-2110 своими силами не составляет особого труда при наличии базовых навыков. Для этого потребуются:

  • ключи на 13 и 17,
  • обычные кусачки,
  • домкрат для поднятия автомобиля.

Если меняются задние колодки, то в наборе должны быть:

Процесс замены передних тормозных колодок на ВАЗ 2110, 2111, 2112

Замена передних тормозных колодок ВАЗ 2110

Отгибаем стопорную пластину

Замена передних тормозных колодок ВАЗ 2110

Отворачиваем нижний крепёжный болт

Замена передних тормозных колодок ВАЗ 2110

Демонтируем болт и пластину

Замена передних тормозных колодок ВАЗ 2110

Поддеваем суппорт отвёрткой, чтобы открыть его

Замена передних тормозных колодок ВАЗ 2110

Вытаскиваем изношенные тормозные колодки

Замена передних тормозных колодок ВАЗ 2110

Замена передних тормозных колодок ВАЗ 2110

Замена передних тормозных колодок ВАЗ 2110

Процесс работы занимает порядка 30 минут для одного колеса и может быть выполнен с минимальными знаниями в сфере авторемонта.

Как менять передние своими руками: видео

Как заменить задние

Замена задних колодок на автомобилях серии ВАЗ-2110 и их производных несколько сложнее, поскольку они имеют барабанный тип. Работы по замене осуществляются следующим образом:

  1. Поддомкрачивается задняя часть автомобиля, после чего снимается колесо.
  2. Выкручиваются направляющие шпильки, расположенные на барабане (в случае закисания шпилек возможно снятие барабана вместе со ступицей после её откручивания).

Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2110

Работа проводится ключом на 12

Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2110

Лучше простукивать через деревянную проставку

Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2110

Либо с помощью монтажной лопатки

Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2110

Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2110

Шаг 7 Шаг 6 Шаг 5
Шаг 4 Шаг 3 Шаг 2
Шаг 1

Видео: Как снять и поставить задние тормозные колодки на десятке

Устранение возможных проблем при замене

Сложностей при замене тормозных колодок возникает сравнительно немного. Как правило, они связаны с закисанием болтов от воздействия ржавчины. Наиболее сильно коррозии подвержены элементы барабана — крепёжные шпильки. В случае возможных трудностей барабан снимается вместе со ступицей заднего колеса, а при откручивании шпилек допускается использовать проникающую смазку типа WD-40. Тем не менее при работе с тормозными механизмами использовать смазочные материалы следует крайне осторожно, не допуская их попадания на рабочую поверхность колодок или диска (в случае с передними колёсами). В противном случае эффективность работы тормозов может существенно снижаться вплоть до сильного проскальзывания между рабочими поверхностями колодки и накладок барабана либо диском.

Подводя итог, можно отметить простоту замены тормозных колодок на ВАЗ-2110. Процедура не требует специальных навыков и инструмента, её можно делать в обычном гараже без особых трудностей. Знание очерёдности операций при замене позволяет выполнить данную процедуру быстро и эффективно.


Симптомом износа тормозных колодок является скрежет металла при, особенно при торможении. Это ограничитель достаёт до диска и сигнализирует о том, что пора бы уже поменять колодки. Также причиной замены колодок может стать предыдущая установка некачественных колодок, которые издают неприятный шум при торможении и создают дискомфорт при езде. Далее рассмотрим замену передних и задних тормозных колодок.

Замена передних тормозных колодок ВАЗ-2110


Для замены тормозных колодок нам надо откинуть скобу, прикрывающую колодки. Для этого полностью выкручиваем верхний болт и ослабляем нижний болт, нижний нам нет необходимости полностью выкручивать, так как нам достаточно просто откинуть скобу, а не снимать её. Болты застопорены металлическими пластинами, которые надо отжать плоской отвёрткой.

Не пользуйтесь рожковыми ключами, они могут только слизать грани, что потом затруднит открутить болт. Пользуйтесь только накидными ключами или шестигранными головками.


Когда уже всё откручено, вынимаем тормозной шланг из посадочного места, потянув за него. Это позволит нормально отодвинуть скобу.


Когда отодвинули суппорт, мы увидим две колодки. На данном фото колодки вполне приличного размера, почти без выработки. Причина замены- колодки жутко скрипели.


Теперь вынимаем колодки по одной, просто потянув их вверх, суппорт не будет мешать.


Перед установкой новых колодок на ВАЗ 2110 надо почистить направляющие, в которые будут установлены новые колодки. Это можно сделать простой отвёрткой, щёткой по металлу, наждачкой или другим удобным способом, который позволит удалить всю грязь, ржавчину. После этого смажьте направляющие каким-нибудь солидолом, чтобы колодки нормально ходили и не закисали.


Теперь устанавливаем новые передние колодки, в данном случае были выбраны колодки фирмы Ferodo. Берите продукцию от ведущих производителей, чтобы потом не менять. До этого здесь стояли колодки неизвестного производителя, которые сразу же начали неприятно скрипеть при торможении, поэтому пришлось их выбросить и всё равно купить тормозные колодки от нормального производителя.


Теперь нужно вдавить суппорт, так как толщина новых колодок чуть больше, чем у старых. Можно использовать струбцину или специальный вжиматель суппортов.


Потом прикручиваем назад суппорт и фиксируем болты стопорными шайбами, фиксируем тормозной шланг.


Замена тормозных колодок ВАЗ-2110 видео инструкция

Замена задних тормозных колодок ВАЗ-2110

Сзади на десятке установлены барабанные тормозные колодки, что характерно для бюджетных автомобилей. Барабанные тормоза менять чуть сложнее, чем дисковые, это связано с тем, что из-за выработки в барабане его сложно снять, так как в паз от выработки непременно упрутся колодки и не позволят просто так слезть барабану.


Для снятия барабана спереди откручивают два болта, которые фиксируют барабан на ступице, а после этого начинаются пляски с кувалдой и деревянной проставкой.

В чём проблема барабанных тормозов- не узнаешь износ колодок, пока не снимешь барабан, и когда с колодки слетает фрикционная накладка, то колесо клинится.


Когда добрались до колодок, всё становится проще. Чтобы снять колодки, вытаскиваем все пружины, которые сжимают колодки. Их удобнее всего поддеть простой отвёрткой.


К одной из колодок будет крепиться трос ручника, он просто вставляется в паз на колодке. Вынимаем колодку из паза и ставим новую.

Собираем в обратном порядке, пружины лучше всего натягивать отвёрткой, они по ней очень хорошо скользят и прям влетают в посадочное отверстие.

устройство тормозной системы


На автомобиле применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, что обеспечивает высокую активную безопасность автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой – левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включены вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор 9 давления задних тормозов.

Стояночная тормозная система имеет привод на тормозные механизмы задних колес.


Корпус 24 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом 16. В корпусе клапана размещен шток 3 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 23 штока, поршень 15 корпуса клапана, клапан 21 в сборе, возвратные пружины 19 и 20 толкателя и клапана, воздушный фильтр 17, толкатель 18.

При нажатии на педаль перемещается толкатель 18, поршень 15, а вслед за ними и клапан 21 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 17, зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давление на диафрагму 12. За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 3, который действует на поршень главного цилиндра.

При отпущенной педали клапан 21 отходит от седла корпуса и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.

Привод регулятора давления


регулятор давления

Регулятор давления 1 (рисунок Привод регулятора давления) крепится к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 крепится двухплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединяется с кронштейном рычага задней подвески.

Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления. Этим самым регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора (смотрите тут).

В регуляторе имеется четыре камеры: А и D (рисунок Регулятор давления) соединяются с главным цилиндром, В – с левым, а С – с правым колесными цилиндрами задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза поршень 2 (смотрите рисунок Регулятор давления) поджат рычагом 5 (смотрите рисунок Привод регулятора давления) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (смотрите рисунок Регулятор давления), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.

При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит, и в приводе тормоза нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит, и в камере С будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (смотрите рисунок Привод регулятора давления) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, то есть момент касания головки поршня и уплотнителя 21 (смотрите рисунок Регулятор давления) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

Замена передних тормозных колодок на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

Замена передних тормозных колодок на ВАЗ

Тормозные колодки располагаются сзади и спереди на автомобиле, благодаря им осуществляется торможение. Передние колодки соприкасаются с тормозным диском, а задние с тормозным барабаном, возникает сильное трение, вынуждающее автомобиль остановиться. От качества и состояния колодок зависит быстро или медленно будет останавливаться автомобиль в экстренной ситуации.

Примечание!
Вам понадобятся следующие инструменты: отвертки, груша из резины, струбцина (утопить тормозной цилиндр во внутрь), металлическая щётка (очищать тормозной механизм от грязи) и спирт.

Месторасположение

На всех автомобилях, включая классику и семейства девяток, десяток и т.п. передние колодки находятся во внутренней части суппорта. Увидеть их представится возможным, сняв колесо. Если у вас литые или кованные диски большого диаметра, то увидеть детали возможно без снятия колеса. На фото ниже красными стрелками деталь представлена наглядно:

Стрелкой указаны колодки которые находятся внутри суппорта

Когда менять передние колодки?

  • В случае появления больших трещин (хотя даже маленькие глубокие трещины свидетельствуют о необходимости замены колодки).
  • Не допускается наличие на накладках колодок следов масла.
  • Накладки не должны быть менее 2 мм.

Примечание!
На нижнем фото красной стрелкой показана тормозная накладка, а синей показан корпус накладки, сделанный из металла. Совокупность этих деталей и называется колодка! Данная накладка, кстати, должна прочно стыковаться с корпусом, не должна болтаться или отходить. Обнаружив подобное, немедленно замените колодку на новую в вашем автомобиле.

Стрелками указана фрикционная накладка колодки и её основание

Следить за колодками, снимая их, – довольно трудоемко. Существует альтернативный метод проверки их на износ: во время торможения автомобиль издает скрежет металла и сильный шум – следовательно накладки стёрлись и пришла пора срочной замены колодок.

Примечание!
Автомобили десятого семейства оснащались датчиками износа тормозов: когда колодки стирались высвечивался индикатор на приборной панели. Электроник ане надежна – на 100% верить приборной панели не стоит. К тому же данный датчик располагается в тормозной системе автомобиля, а при езде она больше всего подвержена попаданию влаги, датчик быстро ржавеет и приходит в негодность. В общем, пользуйтесь зрением, слухом и наблюдательностью.

Процедура замены колодок на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112

Примечание!
Запомните, колодки необходимо менять комплектом: решив поменять передние с правой стороны, придется заменить и с левой. Иначе автомобиль будет неровно тормозить, возникнет повышенная опасность аварийной ситуации: при резком торможение автомобиль будет уносить в сторону от направления вашего движения.

Снятие

Извлечение тормозного шланга из кронштейна и разъёмы датчика износа тормозных колодок

Примечание!
Вы должны понимать, что датчик вмонтирован в колодку, поэтому старую колодку со старым датчиком лучше всего выбрасывать и покупать в автомагазине новую тормозную колодку с уже установленным на ней датчиком.

2) Чтобы вынуть датчик, необходимо залезть отверткой в отсоединенный разъем и нажать на усик, держащий провод внутри (фото 1). Надавив усик, станет возможным вынуть провод из разъёма и просунуть его через отверстие в держателе тормозного шланга (фото 2). Оставьте его висеть и приступайте к снятию непосредственно колодки.

Вынимание провода из разъёма который идёт от колодки

Примечание!
Разобравшись с проводкой, обязательно проверьте сколько у вас тормозной жидкости залито в тормозной бачок (на маленьком фото бачок указан стрелкой). Если жидкости до отметки MAX, то немного откачайте её с помощью резиновой груши, затем переберитесь к тормозным колодкам и отвёрткой отогните их (показано на большом фото ниже). Используйте отвёртку как рычаг и опирайтесь ею на тормозной диск, отодвигая колодку.

Отгибание колодок при помощи отвёртки и бачок с жидкость для тормозов

3) Отогните отвёрткой стопорную шайбочку (помечена красной стрелкой) и отверните нижний болт крепления нижней части суппорта (болт обозначен синей стрелкой).

Отгибание стопорной шайбы и болт направляющего пальца крепления нижней части скобы тормозного суппорта

Примечание!
Желательно предварительно очистить металлической щёточкой механизмы от грязи. Легче оттирать загрязнения, используя спирт (но ни в коем случае не бензин/дизельное топливо).

Очищение металлической щёткой всего тормозного суппорта от грязи

4) С помощью накидной головки и воротка или при обычного гаечного ключа, отверните нижний болт, крепящий суппорт, указанный красной стрелкой указан. Если направляющий палец проворачивается и вывернуть не получается, то берите в руки второй гаечный ключ и зажимайте направляющий палец, а основным откручивайте болт.

Выворачивание нижнего болта направляющего пальца крепления нижней части скобы тормозного суппорта

5) Откиньте скобу у суппорта вверх и снимите обе тормозные колодки, замените их новыми.

Снятие колодок со своего места где они установлены

Примечание!
Очистите поверхность, где они стояли, от грязи и ржавого налёта щёткой. ,Просмотрите тормозной элемент и убедитесь, что тормозная жидкость не капает.

Установка

Устанавливаются новые колодки в обратном снятию порядке. Необходимо будет утопить поршень в тормозной цилиндр, а иначе новые колодки просто не встанут на своё место. Возьмите струбцину и установите её как показано на рисунке. Между струбциной и непосредственно поршнем поставьте какую-нибудь проставку (маленькую дощечку) и после всех операций начните заворачивать струбцину, дождавшись пока поршень полностью не утопиться в цилиндр.

Утапливание при помощи струбцины и проставки, поршня в тормозной цилиндр

Примечание!
Не забудьте загнуть обратно стопорную шайбу, благодаря которой болт направляющего пальца не будет отворачиваться. После установки пару раз (2-4 раза) нажмите на педаль тормоза, чтобы поршни встали в рабочее положение и автомобиль оттормаживался нормально без каких-либо перебоев. ,Доведите количество тормозной жидкости в бачке до нормы. Учтите, новые колодки требуют притирки, поэтому километров 100 шибко сильно ездить и резко нажимать на педаль тормоза не рекомендуется, ездите плавно и аккуратно.

Если вы решите оставить старые колодки, тогда делайте на них фломастером пометки, необходимо строго устанавливать на те же места, не рекомендуется их переставлять между собой или ставить на разные стороны (например, с левой части автомобиля переносить колодки на правую часть) – это может привести к ухудшению тормозов.


Баян конечно, но что, скажите мне, не баян, если речь идет о наших любимых тазиках, которые на конвейере уже лет так "дцать", и столько же еще им там и оставаться? 😉 Новичкам может пригодиться.

В канун Нового года, ранее уже как-то засветившаяся в моем Мультибрендовом Сервисе © "Пятнашка" приехала с жалобой на пугающие звуки из задних тормозных механизмов. Предварительный диагноз "колодки в ноль" не подтвердился — дело обошлось банальной чисткой-смазкой всех внутренностей барабанов, после чего тазик уехал и благополучно катает (уже в тишине при торможении) и по сей день. А если кто туда еще не лазал, но собирается — я сделал подробный видеоотчет. Вашему вниманию. 🙂

Если же вкратце, то:

1) Откручиваем 2 винта крепления барабана.
2) "Аккуратно но сильно" обстучав барабан крест-накрест молотком через брусочек, снимаем его. Степень замороченности данного этапа зависит от таких факторов как условия эксплуатации машины, степень износа колодок, фактора подклинивания привода ручника и общей запущенности задних тормозных механизмов. 🙂

Вообще, по книжке, сначала нужно ослабить две гайки натяжения привода ручного тормоза — они находятся на уравнителе троса, под днищем (картинка). Соответственно, по завершении всех работ, затянуть обратно. Но на практике, если ручник исправно работает, а задние тормоза еще более-менее в адеквате, можно этот шаг пропустить, облегчив себе работу и значительно сэкономив время.


3) Снимаем (можно с одной стороны) стяжную пружину колодок, что под тормозным цилиндром. Используем плоскогубцы, отвертку, металлический крючок — короче, смекалка вам в помощь.


4) Таким же образом снимаем среднюю маленькую пружинку, удерживающую переднюю колодку посередине (пружинку задней колодки удобнее снимать после пункта "6"). Передняя колодка свободна — освобождаем ее от нижней пружины и вынимаем.
5) Извлекаем разжимную планку колодок (под верхней пружиной). Она несимметрична — запомните как стояла!


6) Расшплинтовываем и извлекаем ось рычага стояночного тормоза, снимаем рычаг. Снимаем среднюю пружинку. Задняя колодка свободна.


— При сборке обратите внимание на то, чтобы верхние и нижние внутренние "торцы" колодок попали в соответствующие пазы. Поршни тормозного цилиндра желательно максимально вдавить.
— Перед тем как надеть барабан, проследите, чтобы условная окружность колодок была параллельна окружности щитка. Дело в том, что вся конструкция, даже будучи собранной и зафиксированной пружинами, весьма вольно гуляет относительно геометрического центра щитка. Соответственно, если возник эксцентриситет щитка и условной окружности колодок — барабан не налезет. Ну вы поняли. )))

——
Надеюсь, кому-то будет полезно!

Метки: ваз, замена колодок, барабаные тормоза, ваз замена видео, задние колодки ваз

Комментарии 50


Как быстро снимать эти колодки, об этом тут в комментах уже написали.
Только вот можно ещё пару полезных советов сообщить:
1)Колодки держат мелкие пружинки, которые неохота растянуть (испортить), поэтому нужно сделать из проволоки крючок, которым эти пружинки можно подцепить и освободить колодки. Этим же крючком те пружинки ставятся назад при сборке.
2)А ещё, чтобы не топорщился рычаг ручника (и по нему не барабанили длинные колёсные болты) нужно максимально прижать рычаг к колодке. Некоторые напихивают для этого всякие шайбы на ось рычага (под шплинт), но это не особо помогает. Есть более простое и эффективное решение — пристукнуть молотком на наковальне рожки на распорной планке. Пристукнуть их так, чтобы они слегка согнулись и уменьшили паз в который входит колодка с рычагом. Уменьшить паз нужно настолько, чтобы планка надевалась на колодку с рычагом максимально плотно и рычаг не мог оттопыриться от колодки.
3)Иногда, когда геометрии не хватает для работы ручника, можно надеть на один из рожков распорной планки подходящую гроверную шайбу (кажисть на 12мм диаметром). Тогда рычаг ручника будет упираться в эту шайбу и рабочий ход рычага значительно увеличится.
4)А ещё, не сказали вроде, что при сборке тормозного механизма с новыми (более толстыми) колодками, нужно обязательно ослабить трос, отвести рычаг ручника максимально назад и вдавить поршеньки тормозного цилиндра (иначе барабан вряд ли налезет на колодки).

Читайте также: