Ремонт блокировки нива 2121

Обновлено: 05.07.2024

Суть такая : Блокировка вроде включается, а лампочка не горит.
1. не горит лампочка
2. не включается до конца блокировка
3. То и другое
4. Ни то ни это, а что?

1. может быть.
2. -//-
3. -//-
4. Неисправен датчик включения блокировки.

Проверяй сначала включается ли блокировка, чтобы не делать лишних манипуляций, включи блокировку, поверни руль вправо или влево, проедь немного. Если после этого блокировка не выключается, значит она включена и работает. Затем проверь лампочку и датчик. По статистике чаще виноват датчик. Датчик расположен наверху раздатки, доступ сверху, через тонель коробки-раздатки. Снимается декоративная накладка, накладка рычагов раздатки, заглядываешь в отверстие в тонеле видишь два провода и датчик. Датчик такой же как и датчик заднего хода.

Включилась или нет блокировка, можно определить визуально. Рычаг исходно наклонен вперед на небольшой угол. При включении он на тот же угол должен наклониться назад. Если стоит вертикально - дифф не заблокирован.

Попробуй включить блокировку при медленном движении с покачиванием рулем. На будущее: стоит хотя бы раз в неделю включать-выключать блокировку, чтобы не закис привод ее включения. Когда-то на первой Ниве я вынужден был заменить раздатку: надо было ехать на дачу открывать дачный сезон (весна, распутица), а у меня блокировка не включается. В единственном нивском сервисе, который я тогда знал, заломили такую цену, что купить новую было ненамного дороже. Потом я получше узнал этот сервис - все известный НИИ КМ.

Алексей aka ALER.

1920см², MPSZ-II, ComeUp 6000s, KYB UltraSR, 95Ah, Беркут R20, лифт, ГП 4,3, Cooper STT PRO 31x10,5, СРПМ:VR 6кг, РЗМ: жёсткая

А меня немного другая проблема: блокировка вылетает при более-менее приличной нагрузке (не бездорожье естесственно).

ЗЫ: а сколько сейчас за переборку берут?

Чувствую, что придётся менять муфту блокировки и соответственно половинку корпуса дифференциала с зубьями блокировки.
Хотя вполне возможно отделаюсь заменой стопорной пружинки, для этого полная разборка не нужна.

Может дешевле б/у раздатку взять?

Подготовка внедорожников
Ремонт, доработка а/м Нива, Шевроле-Нива
Магазин офф-роуд аксессуаров

fanngorn Если немного углубить напильником выемку под стопорный шарик на штоке привода блокировки, то должно пропасть. Я до этого додумался после того, как поставил раздатку на место. Хотя в моём случае хватило и замены муфты блокировки. После этого я переключаю рычаги раздатки только после полной остановки машины.

Дифф. если и менять, то целиком (в смысле корпус), т.к. он балансируется в сборе. Кстати, поэтому надо метить половинки перед разборкой.

1920см², MPSZ-II, ComeUp 6000s, KYB UltraSR, 95Ah, Беркут R20, лифт, ГП 4,3, Cooper STT PRO 31x10,5, СРПМ:VR 6кг, РЗМ: жёсткая

А меня немного другая проблема: блокировка вылетает при более-менее приличной нагрузке (не бездорожье естесственно).

Ура, сегодня впервые увидел легендарный значек. какое это счастье когда проблема лишь в закисших проводах на датчике.

Этот фокус не проходит, проверено.

Всё дело в том, что блокировка включается на последних милиметрах хода рычага, поэтому в результате взаимных смещений рычагов пониженной и блокировки последняя всё-же вылетает.

Подготовка внедорожников
Ремонт, доработка а/м Нива, Шевроле-Нива
Магазин офф-роуд аксессуаров

Всё дело в том, что блокировка включается на последних милиметрах хода рычага, поэтому в результате взаимных смещений рычагов пониженной и блокировки последняя всё-же вылетает.

Попробуй включить блокировку при медленном движении с покачиванием рулем. На будущее: стоит хотя бы раз в неделю включать-выключать блокировку, чтобы не закис привод ее включения. Когда-то на первой Ниве я вынужден был заменить раздатку: надо было ехать на дачу открывать дачный сезон (весна, распутица), а у меня блокировка не включается. В единственном нивском сервисе, который я тогда знал, заломили такую цену, что купить новую было ненамного дороже. Потом я получше узнал этот сервис - все известный НИИ КМ.

Что делать, если всё-таки всё закисло?
Сколько может стоить переборка? Сложно ли её сделать самостоятельно?

Думаю, что несложно. Я этого не делал, но предполагаю, что достаточно снять переднюю крышку. А может, просто вывинтить датчик блокировки и продуть.

НИИ КМ - сервис-разводилово, ему посвящена отдельная статью в FAQ.

Алексей aka ALER.

Что делать, если всё-таки всё закисло?
Сколько может стоить переборка? Сложно ли её сделать самостоятельно?

Я перебирал раздатку. Там ничего сложного нет. Тем более если тебе не надо менять подшипники и шестерни - там кажется даже ее всю и разбирать не нужно.
Вобщем снимаешь ее и спокойно разбираешь. Инструкции есть в ФАК-е и в руководстве по ремонту - их достаточно. РК - очень простой агрегат. После разборки кстати скорее всего поймешь нюансы - почему она работает именно так как работает.

Кстати небольшое "усовершенствование", что-ли. Я, когда с купленной машиной возился, снимал пластиковое покрытие тоннеля коробки-раздатки. Меня удивила "шумоизоляция", закрывающая отверстие для рычагов раздатки. Тоненькая полоска поролона, приклеенная к пластмаске (на которой стоят резиновые гофры, натягивающиеся на рычаги, не знаю, как их по-научному) Естественно, при езде по более-менее мокрому все это хозяйство намокает, а шумоизоляция от него никакая вообще.
Я вырезал из туристического коврика (пенополиуретановый, кажется) "заплатку", которую и вставил в эту пластмассовую крышку, а под рычаги вырезал щели по длине хода. Результат - стало немного тише (а может, я желаемое принимаю за действительное ) плюс к этому исчез дребезг рычагов - они плотно сидят в щелях.


ВАЗ 2121, Нива – один из самых признанных внедорожников в мире. Несмотря на, без малого, сорокалетнюю историю и почти не изменившийся за это время внешний вид, автомобиль до сих пор востребован и имеет своего покупателя. Их прельщает неприхотливость автомобиля и его проходимость. Второе качество Ниве обеспечивает уникальная в своем роде трансмиссия с постоянно включенным полным приводом и возможности блокировки дифференциалов. Однако даже сами владельцы внедорожника не всегда правильно понимают назначение рычагов в салоне автомобиля. Поэтому короткий ликбез по раздатке, дифференциалам и блокировкам, будет совсем не лишним.

4

Немного о трансмиссии Нивы
Основными узлами трансмиссии ВАЗ 2121 и всех последующих модификаций являются:

  • Карданные валы;
  • Коробка передач;
  • Раздаточная коробка на два диапазона;
  • Передний и задний мост.

Первые два пункта понятны и особых вопросов не вызывают, а оставшиеся нужно рассмотреть немного подробнее.

Мосты Нивы

Основой любого ведущего моста является дифференциал. Без него автомобиль мог бы ехать только прямо. Дело в том, что при повороте левое и правое колесо проходят разное расстояние, и если они будут жестко насажены на ось – пробуксовки одного из них не избежать. Это не принимая во внимание того факта, что нагрузка на ось в этом случае превысит все пределы. Теоретически, на практике этого не происходит и именно благодаря дифференциалу. Он распределяет усилие таким образом, что всегда крутится только одно колесо.

3

Оно не является ведущим постоянно, как могло показаться, это было бы слишком просто. Тяговое усилие передается колесу, которое встречает меньшее сопротивление. Именно поэтому, когда машина стоит одним колесом на сухом асфальте, а другим на льду, то крутиться будет именно то, под которым находится скользкая поверхность.

Применительно к Ниве, дифференциалов у нее три. Два в переднем и заднем мостах, межколесные, и один, межосевой, в раздаточной коробке. Для чего он нужен? Это обратная сторона постоянного полного привода. Дело в том, что если обоим мостам передать одинаковое усилие, то машина сможет двигаться только прямолинейно. Чтобы она смогла поворачивать, тяговое усилие на мосты должно изменяться, по аналогии с колесами на каждом из них. Чем больше нагрузка на мост, тем меньше на нем должен быть крутящий момент. Иначе, при полном приводе поломок не избежать.

[stextbox ради нужно отметить, что существует множество внедорожников, в которых межосевой дифференциал отсутствует. Но не нужно забывать, что там привод не является постоянным, и включать его можно на непродолжительное время и только по льду или в грязи, чтобы колеса имели возможность пробуксовывать.[/stextbox]

Принудительная блокировка дифференциала на Ниву

Что такое блокировка дифференциала на ниву? Межосевой дифференциал – это хорошо. Но ведь могут сложиться условия, при которых вращаться будет всего одно колесо из четырех. Какой смысл в полном приводе? Тольяттинские конструкторы это предусмотрели. Нива снабжена принудительной блокировкой межосевого дифференциала. Это значит, что водитель, в случае необходимости может уровнять скорости обоих мостов. Таким образом, постоянно будут вращаться по одному колесу на разных осях, в результате проходимость машины значительно повышается. Но использовать принудительную блокировку можно только по бездорожью. Кстати, некоторые водители, не особо вникают в конструкцию Нивы и ошибочно считают что, переключая малый рычаг назад, они включают передний мост. Нет, эта ручка как раз и блокирует межосевой дифференциал.

1

Из соображений проходимости было бы очень хорошо, если бы, пусть непродолжительное время, вращались все 4-е колеса. В этом случае автомобиль немногим бы уступал трактору. Но Нива имеет, так называемый, свободный межколесный дифференциал, т. е. крутящий момент поочередно подается на одно из колес и принудительные блокировки на ниву не предусмотрена.

Более того, такой блокировки нет и у Шевроле-Нивы.

Принудительная блокировка межколесного дифференциала на Ниве

Вазовский внедорожник разрабатывался как автомобиль для села. В то время говорили, что дополнительные блокировки усложнят конструкцию, а значит, сделают ее более дорогой и менее надежной. Кроме того, Нива и без того обладает хорошей проходимостью. Это, наверное, правильно. Однако в стране, где процент дорог с твердым покрытием, от их общего числа, относительно небольшой, хочется большего.

Этим и воспользовались различные малые и большие предприятия, освоив выпуск дифференциалов с принудительной блокировкой. Сразу нужно отметить следующие. [stextbox на Ниву вместо штатных дифференциалов, механизмов с принудительной блокировкой, существенно повышает нагрузку на полуоси и раздаточную коробку, что может привести к их преждевременному выходу из строя. [/stextbox]Поэтому прежде чем переоборудовать автомобиль нужно все хорошо взвесить и обязательно проконсультироваться со специалистами.

2

И, тем не менее, раз такая переделка возможна, нужно и о ней сказать несколько слов. В настоящее время наибольшее распространение получили дифференциалы:

  1. С пневматическим подключением;
  2. С электрическим подключением;
  3. Самоблокирующиеся.

Коротко – достоинства и недостатки каждого из них.

Пневматическое подключение.

Блокировка колес осуществляется из салона с помощью сжатого воздуха. При этом к мосту автомобиля прокладывается силиконовый шланг. Устройство достаточно надежно, но требует дополнительного дорогостоящего оборудования. Комплект шлангов, компрессор и ресивер, по стоимости иногда превосходят сам дифференциал.

Электрическое подключение

Шестерня дифференциала блокируется за счет кулачкового механизма, который активируется с помощью электромагнитов. Устройство надёжно и не требует технического обслуживания. Минус – высокий потребляемый ток, предъявляет дополнительные требования к электрооборудованию.

Самоблокирующиеся механизмы

Принцип действия у них разный. Одни блокируются при малейшей пробуксовке, другие при увеличении нагрузки на колеса. Однако независимо от конструкций они не требуют участия человека, а потому популярны у владельцев внедорожников. Но основное их достоинство том, что они не имеют столь жесткой блокировки как все остальные виды, а значит, частично снимают с полуосей дополнительную нагрузку.

Видео: блокировки на ниву, цена

А также что такое блокировка дифференциала

Заключение

О блокировках Нивы все. Можно подвести краткий итог:

  • Для включения принудительной блокировки Нивы, передний маленький рычаг нужно подать назад;
  • Включать блокировку нужно непосредственно перед преодолением тяжелого участка дороги. Не рекомендуется пользоваться ей на дорогах с твердым покрытием.
  • Нива оснащена только межосевым дифференциалом, межколесный – отсутствует.
  • У Нивы-Шевроле рычаг управления блокировкой совмещен с рукояткой демультипликатора.
  • Установка на Ниву дифференциала с принудительной межколесной блокировкой, может существенно снизить срок службы некоторых деталей.

И последнее, при использовании блокировок, изменяется управляемость автомобилем, в частности увеличивается радиус поворота. Это нужно помнить для обеспечения безопасности.

Читайте также: