Ремонт стартера газель своими руками

Обновлено: 03.07.2024

Благодаря тому, что пусковая мощность стартера более 1 кВт, обеспечивается быстрый запуск двигателя авто при любых погодных условиях. Но только в том случае, если стартерное устройство полностью исправно. Стоит заметить, что замена стартера Газели не является невыполнимой задачей даже для начинающего автолюбителя, главное, чтобы под рукой были все необходимые автомобильные инструменты.

Как выполнить замену стартера на Газели?

Вполне логично, что для начала нужно приобрести новый стартер. Опробованный и одобренный автолюбителями вариант – это редукторный стартер. Рекомендуем и Вам выбирать именно его.

Осуществив покупку нового устройства, можете приступать к демонтажу старого стартера. Последовательность действий при замене стартера на ГАЗели ЗМЗ 402, 405 и 406 можно описать таким образом:

1. Выключив зажигание, снимите клемму "минус" аккумулятора.

2. Сдвинув резиновый чехол, открутите гайку, прикрепляющую наконечник провода к выводу стартерного втягивающего реле, ключом “на 8”.

3. Ключом “на 13” отверните гайку крепежа провода "плюс" аккумулятора к выводу стартера.

4. Головкой “на 14” с помощью карданного шарнира с удлинителем отверните и извлеките два болта, прикрепляющие стартер к картеру сцепления. Если автомобиль стоит не на смотровой яме, то болты можно отвернуть ключом, но это будет менее удобно.

5. Можно вынимать стартер. Для того, чтобы сделать это более удобно, можете отвернуть две гайки крепления крана отопителя к брызговику и отодвинуть его.

Устанавливайте новый стартер ГАЗели ЗМЗ 405, ЗМЗ 406 и ЗМЗ 402, действуя в обратной последовательности.

Управление осуществляется за счет специального втягивающего реле. Все проблемы, возникающие в процессе эксплуатации стартера на данном авто, типичны. Процесс замены узла на новое не вызывает обычно никаких затруднений.

Стартер

Если по какой-то причине стартер не крутит, не щелкает втягивающее – необходимо будет внимательно изучить проводку. Это позволит избежать различных проблем в дальнейшем. Особенно сложно доставить транспортное средство такого габарита до СТО эвакуатором. Так как транспортировка грузовиков 3 т и более обходится на порядок дороже, чем обычных легковых автомобилей.

Чаще всего причинами неисправности становятся:

  • неисправность редукторного узла – изнашивается втулка, бендикс;
  • выходят из строя магнитные щетки;
  • ломается втягивающее реле;
  • отсутствует контакт.

Стартер

Для этого понадобится демонтировать стартер, разобрать его и установить новый бендикс. Нужно отметить – выбор следует делать с учетом количества шлицов и мест под крепление. Нередко требуется просто заменить магнитные щетки. Стоимость их обычно колеблется в пределах нескольких сотен рублей. Но для проведения ремонта обязательно потребуется снять стартер.

Важно следить за контактной площадкой щеток. При наличии большого количества окиси, ржавчины – необходимо хорошо её прочистить. Наличие оксида на поверхности часто становится причиной неправильно работы устройства. Желательно при разборе хорошо смазать редуктор – это существенно продлит срок его непрерывной эксплуатации.

Стартер

Ещё одно слабое место любого стартера – это втягивающее реле. Оно осуществляет управление устройством. При подаче питания возникает зацепление между бендиксом и маховиком двигателя. Если стартер крутит, но втягивающее не щелкает – то необходимо проверить его работоспособность. Сделать это сравнительно просто: достаточно подать питание с АКБ напрямую на управляющие контакты реле. Если же реле щелкает, срабатывает – присутствует обрыв контакта между замком зажигания, АКБ и самим втягивающим.

Необходимо будет аккуратно, внимательно изучить схему проводки. Зачистить и протянуть все контакты. Процесс данный имеет свои нюансы и тонкости. Использовать для чистки контактов необходимо специальные составы. Применять WD-40 будет нежелательно. Так как она может просто ухудшить контакт.

Оригинальные детали и их аналоги: что лучше

Если было установлено, что стартер по какой-то причине все же вышел из строя – необходимо поставить новый. Процесс данный имеет свои особенности. Сегодня в продаже имеется обширный выбор различных деталей. Все их можно разделить на 2 основные категории:

Первые отличаются высоким качеством. Но цена их обычно на порядок выше, чем аналогов. В то же время существует много производителей зарекомендовавших себя с положительной стороны. Причем качество производимой ими продукции ничуть не ниже. Стоит при недостатке бюджета сделать выбор в пользу недорогого аналога. Но при наличии средств – желательно приобретать оригинал.

Оригинальные стартеры для двигателей Cummins ISF:

Наименование производителяНапряжение и мощностьАртикулСтоимость, рублей
PRESTOLITE12 В
2.5 кВт
529557652669695311304От 7 800

Присутствует множество качественных аналогов. С положительной стороны зарекомендовали себя следующие производители:

При выборе важно заранее проверить совместимость конкретной модели стартера и установленного в автомобиль двигателя. Классическим считается мотор ЗМЗ. Но данная модель транспортного средства нередко оснащается зарубежными агрегатами. Этот момент следует обязательно учесть. Получить более подробную информацию о совместимости лучше всего у разработчика-производителя моторов.

Замена и установка

Сам стартер находится в достаточно просто доступном месте – в отличие от аналогичного оборудования на других транспортных средствах. Именно это и позволяет свести количество затрачиваемого времени на демонтаж до минимума. Лучше всего заранее ознакомиться с процессом снятия на фото. Алгоритм включает основные этапы:

  • необходимо отсоединить силовые контакты с аккумуляторной батареи;
  • при помощи головки на 10 с 12ю гранями либо специальной звездочки следует открутить болты крепления;

Болты

  • далее нужно открутить силовой провод – для этого требуется ключ на 13;
  • стартер аккуратно наклоняется в сторону бампера и вытаскивается со своего посадочного места.

Стартер

Важно аккуратно отсоединять контакты – их повреждение приведет к серьезным затруднениям. Нужно отметить, что процесс установки осуществляется в строго обратном порядке. Для этого достаточно будет установить новый стартер, закрутить на место крепящие его болты. Клеммы аккуратно устанавливаются на свои посадочные места.

Обычно все гайки снабжаются специальной пометкой с завода. При установке сборщиком затяжка осуществляется данамометрическим ключом. Необходимо избегать перетяжки – в противном случае резьба будет сорвана. Как следствие – обратная установка, сборка вызовет серьезные затруднения.



Комментарии: Избранное: 0

Шаг 1

2. Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоедините от него вывод обмоток стартера, сняв пружинную и две плоские шайбы.

3. Выверните три винта крепления тягового реле к крышке стартера со стороны привода и снимите тяговое реле, придерживая якорь.

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 2

Шаг 2

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 3

Шаг 3

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 4

Шаг 4

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 5

Шаг 5

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 6

Шаг 6

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 7

Шаг 7

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 8

Шаг 8

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 9

Шаг 9

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 10

Шаг 10

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 11

Шаг 11

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 12

Шаг 12

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 13

Шаг 13

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 14

Шаг 14

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 15

Шаг 15

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 16

Шаг 16

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 17

Шаг 17

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 18

Шаг 18

33. Проверьте состояние обмоток статора. Обмотка не должна иметь следов прогаров изоляции, а полюса статора – механических повреждений (трещин и т.п.).

34. Проверьте легкость перемещения якоря тягового реле стартера; омметром проверьте, замыкаются ли контактные болты контактной пластиной.

РАЗБОРКА, ДЕФЕКТОВКА И СБОРКА СТАРТЕРА 4216.3708, Шаг 19

Шаг 19

37. Если это необходимо, очистите мелкой шлифовальной шкуркой поверхность коллектора якоря. Обдуйте коллектор сжатым воздухом и промойте бензином или спиртом.

38. Смажьте шлицевую поверхность вала якоря, цапфы вала, шестерню муфты привода моторным маслом, а также подшипники (втулки) в крышках стартера.

39. После сборки проверьте штангенциркулем осевой зазор вала якоря стартера (переместив вал сначала в сторону коллектора, а потом в сторону привода и измерив при этом разность выступаний вала якоря из крышки со стороны привода). Зазор должен быть не более 0,5 мм.

Ремонт стартеров Газель

Стартер может обладать разной мощностью – она зависит исключительно от конкретной марки автомобиля и модификации его двигателя.

Так, чтобы беспроблемно запустить большинство современных бензиновых моторов, стартеру достаточно обладать мощностью в полтора киловатта, а вот для дизельных двигателей требуются стартеры гораздо большей мощности. Соответствие стартера классу автомобиля можно определить так: его мощности должно хватить, чтобы заставить вращаться коленчатый вал с частотой, как минимум, 5 тыс. об./мин. Соответственно, чем тяжелее коленчатый вал автомобиля, тем большей мощности стартер ему требуется. Мощность стартера большинства двигателей, устанавливаемых на Газели различных модификаций, составляет 1,75 кВт.

Возможные неисправности и ремонт стартеров газель

Все неисправности стартера, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации Газели, можно условно разделить на две категории: электрические и механические. К первым относятся:

  • неисправность (разрядка) аккумуляторной батареи автомобиля;
  • нарушение какого-либо из электрических контактов стартера;
  • нарушение целостности коллектора стартера или его загрязнение;
  • нарушение работы щеток (их загрязнение, недостаточно плотное прилегание к коллектору).

Если при повернутом в крайнее правое положение ключе зажигания стартер не срабатывает (что можно определить по отсутствию характерного гула работающего электромотора), то причина его неисправности, скорее всего, одна из выше перечисленных.

Ремонт стартеров Газель двигателя 405, 402 заключается в их разборке, тщательной промывке всех деталей, зачистке всех контактов и, в случае необходимости, замене износившихся элементов. После чего стартер собирается и мастер осуществляет регулировку мотора.

Важно: диагностика и ремонт стартера – не замена перегоревшей лампочки. Эти операции требуют от мастера высокой квалификации. Хоть напряжение тока в электрической цепи автомобиля и составляет всего 12В, сила его в работающем стартере достигает 5А. При этом опасным для человека считает уже ток силой в 1А. Поэтому, если вы не являетесь профессиональным электриком, работу по ремонту стартера следует доверить специалисту.

Кроме того, чтобы усилить его мощность, на моторах газелей последних модификаций установлен стартер с редуктором. Планетарный редуктор, конструкцию которого составляют нескольких цепляющихся друг за друга шестерен, вмонтирован непосредственно в корпус этого устройства. Редуктор многократно, до десяти раз, усиливает проходящее сквозь стартер напряжение, параллельно увеличивая и силу, с которой тот раскручивает коленвал.

Принцип работы механизма запуска двигателя Газели

Когда водитель осуществляет поворот ключа зажигания, переводя его в четвертое положение, происходит замыкание электрической цепи реле, отвечающего за запуск стартера, и стартер начинает производить запуск двигателя. Он начинает раскручиваться, заставляя при этом вращаться коленчатый вал автомобиля. После того, как двигатель начинает устойчиво работать самостоятельно и водитель отпускает ключ зажигания, тот автоматически переходит в третье положение, выключая стартер. Если по причине неисправности замка зажигания этого не происходит, теоретически, стартер должен быстро выйти из строя (ведь скорость вращения коленвала двигателя, работающего на холостых оборотах, почти вдвое превышает скорость стартера). Но на практике этого не происходит – об этом позаботились его конструкторы, снабдив стартер специальной муфтой, которая препятствует раскручиванию стартера коленвалом. Тем не менее, если возвратная пружина замка зажигания по каким-то причинам не сработала, ключ следует перевести в предпоследнее положение вручную: зачем раскручивать стартер без необходимости, приводя его к излишнему износу и вдобавок ко всему без надобности сажая аккумулятор (а потребляет стартер, ни много ни мало, 75А)?

Возможно ли запустить двигатель без стартера? Теоретически да – на первых автомобилях с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания этот элемент вообще отсутствовал.

По кинофильмам все мы прекрасно помним, как водители всяких студебеккеров и лорен-дитрихов, чтобы завести мотор, выходили из машины и, вставляя хитро изогнутую ручку под радиатор, раскручивали коленвал вручную. Механизмы ручного запуска ДВС предусмотрены, например, на ряде лодочных моторов и дизелях, предназначенных для выработки электрического тока – в них раскрутка коленвала осуществляется с помощью маховика, приводимого в движение намотанным на него тросом. Ручные механизмы запуска двигателя используются в тех моторах, где отсутствует аккумуляторная батарея. В современных автомобилях подобные механизмы отсутствуют.

Обслуживание стартера

Как и любой другой из агрегатов автомобиля, его стартер требует систематического осмотра и обслуживания. В первую очередь, это проверка всех его электрических контактов: на них не должно быть ни малейших загрязнений либо возникновения окиси, также они не должны быть разболтанными. Ухудшение электропроходимости контактов приводит к возникновению в них повышенного сопротивления, а, так как в процессе своей работы стартер дизельного двигателя потребляет ток большой силы, увеличение сопротивления в электроцепи станет причиной существенного снижения его мощности, которой может не хватить для проворота коленвала.

Важно: если по тем или иным причинам (повышение сопротивления в контактах и проводах ввиду их износа, снижению напряжения в аккумуляторной батарее) мощности стартера для запуска двигателя не хватает, попробуйте завести машину, выжав при этом педаль сцепления до упора. Тем самым вы освободите коленчатый вал от дополнительных нагрузок и уменьшите силу, необходимую для его вращения. Так же имеет смысл поступать и при запуске двигателя в холодное время года, когда застывшее масло препятствует вращению коленвала.

Так как, напомним, стартер представляет собой обыкновенный электромотор, то и все операции по его обслуживанию ничем не отличаются от обслуживания других электрических двигателей. Если вы заметили, что запуск двигателя вашей Газели стал осуществляться не столь резво, как раньше, то, скорее всего, причина тому кроется, скорее всего, в механизме стартера. Разобрав стартер, первым делом внимательно осмотрите его коллектор и щетки. Последние должны беспрепятственно перемещаться в щеткодержателях, выступая над ними не менее, чем на 5 мм. Если на коллекторе вы обнаружите загрязнения или окалину, коллектор можно очистить при помощи мелкой шкурки или пасты ГОИ. В ряде случаев требуется проточка коллектора стартера на токарном станке.

2. Очищаем наружную поверхность стартера от грязи.



5. Подсоединив один щуп омметра к корпусу, другой попеременно подсоединяем к выводам обмоток статора, проверяя отсутствие их замыкания на корпус.



При отсутствии замыкания омметр должен показывать сопротивление не меньше 10 кОм.

6. Подсоединив щупы омметра к выводам обмоток статора, проверяем их на обрыв.



Если сопротивление стремится к бесконечности, произошел обрыв обмотки.



При отсутствии замыкания омметр должен показывать сопротивление не меньше 10 кОм.

1. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем гайку и снимаем с контактного болта вывод обмотки статора.



2. Шлицевой отверткой отворачиваем три винта крепления тягового реле.



3. Снимаем тяговое реле со штоком и пружиной.



4. Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления кожуха вала якоря.



5. Снимаем кожух с прокладкой, стопорную шайбу А вала ротора и регулировочные шайбы Б.



6. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем две гайки крепления задней крышки стартера и снимаем ее.



7. Отсоединяем от корпуса переднюю крышку вместе со стяжными шпильками и якорем.



8. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем контрящую гайку эксцентриковой оси рычага привода.



9. Шлицевой отверткой отворачиваем ось рычага.



10. Вынимаем эксцентриковую ось рычага привода стартера.



11. Снимаем со стяжных шпилек корпуса якорь, выводя из зацепления с поводковым кольцом вилку рычага.



12. Оперев вал якоря на деревянную поверхность, подходящей оправкой спрессовываем ограничительное кольцо со стопорного кольца.



13. Поддев шлицевой отверткой, снимаем стопорное кольцо с вала.



14. Снимаем с вала якоря ограничительное кольцо, обгонную муфту с шестерней привода и перегородку корпуса А.



2. Смазываем моторным маслом опорные поверхности и шлицы вала якоря, шлицы ступицы обгонной муфты, втулки подшипников в крышках стартера и ось рычага привода. Поводковое кольцо ступицы обгонной муфты смазываем пластичной смазкой.

3. Устанавливаем на вал якоря перегородку и обгонную муфту с шестерней привода.

4. Надеваем на вал ограничительное кольцо хода шестерни так, чтобы меньший диаметр внутренней конусной поверхности кольца был обращен в сторону шестерни. Устанавливаем в проточку вала стопорное кольцо, обжимаем его и напрессовываем на него раздвижными пассатижами ограничительное кольцо, при необходимости утапливая стопорное кольцо в проточку шлицевой отверткой.



5. Далее собираем стартер в обратной последовательности.

7. Устанавливаем кожух.

8. Устанавливаем эксцентриковую ось рычага привода шестерни. Нажимая на рычаг, проверяем перемещение муфты. Валики рычага не должны выходить из пазов кольца. При необходимости регулируем положение рычага вращением оси. Ключом на 10 мм заворачиваем гайку, удерживая ось шлицевой отверткой от проворачивания.

9. Устанавливаем и подсоединяем тяговое реле.

Ремонт стартера 5722.3708

1. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем гайку крепления наконечника провода к выводу (контактному болту) тягового реле.



2. Снимаем наконечник провода с контактного болта тягового реле.



3. Торцовым ключом на 8 мм отворачиваем два болта крепления тягового реле.



4. Снимаем тяговое реле со стартера (при этом необходимо отсоединить серьгу сердечника реле от верхнего конца рычага привода).



Рекомендация

Проверьте легкость хода сердечника тягового реле. Подсоедините к выводам тягового реле омметр и, утапливая якорь до упора, убедитесь, что замыкаются контактные болты (электрическое сопротивление близко к нулю). Неисправное тяговое реле необходимо заменить.

5. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем две гайки стяжных шпилек.



6. Аккуратно отсоединив статор от передней крышки, снимаем статор со шпилек.



7. Снимаем центральную шестерню планетарного редуктора (иногда шестерня остается на валу якоря).



8. Поддевая шлицевой отверткой, поочередно снимаем три планетарные шестерни редуктора.



Рекомендация

Проверьте состояние планетарного редуктора. Игольчатые подшипники сателлитных шестерен должны быть не повреждены. На зубьях шестерен редуктора не должно быть сколов, задиров, следов коррозии и других повреждений. Необходимо заменить неисправные элементы редуктора (либо привод или стартер в сборе).

9. Отверткой упираясь в верхнюю часть передней крышки стартера, поддеваем опору рычага привода.



10. Извлекаем из крышки привод вместе с валом привода, рычагом привода, опорой рычага и внешней шестерней редуктора.



Рекомендация

Проверьте состояние привода. Привод должен свободно без заедания перемещаться по шлицам вала. Шестерня привода должна свободно приворачиваться только в одном направлении, не допустимы выкрашивание зубьев и сильные забоины на заходной части зубьев. Мелкие дефекты можно устранить алмазным надфилем или абразивным бруском. Необходимо заменить неисправный и сильно изношенный привод (либо стартер в сборе).

11. Молотком через рожковый ключ на 13 мм сбиваем кольцо ограничителя хода привода стартера (при этом под шестерню редуктора следует подложить деревянный брусок или кусок твердой резины).



12. Шлицевой отверткой извлекаем из проточки вала стопорное кольцо ограничителя хода привода и снимаем с вала стопорное кольцо и кольцо ограничителя хода.



13. Снимаем с вала привод в сборе с рычагом и муфтой.



14. Специальными разжимными щипцами снимаем стопорное кольцо муфты рычага привода.



15. Снимаем с привода (4) шайбу (2), муфту (5) в сборе с рычагом привода (3).



При замене только привода дальнейшую разборку стартера можно не производить.

16. Специальными разжимными щипцами снимаем стопорное кольцо (см. фото п. 17, поз. 6) опоры вала привода.



17. С вала привода (1) последовательно снимаем упорную шайбу (5), опору вала (4), уплотнительное резиновое кольцо (3) и внешнюю шестерню планетарного редуктора (2).



18. Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления щеточного узла к задней крышке стартера.



19. Снимаем заднюю крышку.



20. Поддев шлицевой отверткой, снимаем щеточный узел с коллектора якоря.



21. Снимаем переднюю опору вала якоря.



22. Снимаем с вала якоря упорную шайбу.



23. Преодолевая усилие магнитов, вынимаем якорь из статора.



24. Осматриваем коллектор и обмотки якоря.

Следы обугливания обмоток не допускаются – такой якорь необходимо заменить.

26. Заменяем изношенные щетки (высота от рабочей кромки до вывода равна или меньше 3,5 мм) и щетки, имеющие механические повреждения.

27. Промываем детали редуктора и привода уайт-спиритом или керосином.

Сборка стартера 5722.3708

Установить щеточный узел на коллектор якоря стартера можно с помощью специальной оправки или инструментальной головки подходящего размера и формы. В случаи их отсутствия установить щетки можно без этих приспособлений. Для этого:

1. Двумя винтами крепим щеточный узел к задней крышке стартера.

2. Смазываем конец вала якоря двумя каплями моторного масла.

3. Вставляем четыре щетки в соответствующие щеткодержатели. Не вставляя в щеткодержатели пружины щеток, надеваем щеточный узел на коллектор якоря.

4. Плоскогубцами с тонкими губками отгибаем наружные упоры пружин всех четырех щеток.



5. Вставляем в щеткодержатель пружину.



6. Удерживая пружину отверткой, плоскогубцами загибаем четыре упора пружины. Таким же способом устанавливаем остальные три пружины.



7. Вставляем в статор якорь стартера с надетыми на него щеточным узлом и задней крышкой (при этом необходимо придерживать якорь, чтобы его коллектор не вышел из зацепления со щеточным узлом).

Дальнейшую сборку стартера выполняем в последовательности обратной разборке. При этом на детали редуктора наносим пластичную смазку. Перед установкой привода окунаем его в моторное масло и даем маслу стечь. Втулки, в которых вращаются валы якоря и привода, а также винтовые шлицы привода смазываем моторным маслом.

8. Чтобы убедится в правильности сборки стартера перед установкой проверяем его работоспособность, как это показано в начале раздела.

Читайте также: