Ремонт вентилятора охлаждения двигателя газель

Обновлено: 02.07.2024

Кроме заклинившего термостата и порванного клинового ремня, причиной слишком высокой температуры охлаждающей жидкости может стать неисправный вентилятор системы охлаждения, однако только при длительной работе на холостых оборотах. Но неисправный вентилятор не должен означать конца поездки:

Иллюстрации показывают термовыключатель функции включения вентилятора системы охлаждения после прекращения работы двигателя, слева у 4-цилиндрового двигателя, справа у 5-цилиндрового.

Снятие вентилятора системы охлаждения

Вентилятор системы охлаждения необходимо снимать с радиатора вместе с задним защитным кожухом радиатора – так называемой царгой вентилятора:

Метки: инструмент для откручивания ступицы вентилятора газель змз 405-406

Проблема старой панели и преимущества новой

Усовершенствования в автомобилестроении несут в себе множество положительных изменений, в числе которых доработка слабых сторон, устранение заводских недоработок, улучшение технических и эксплуатационных характеристик.

Претензий к Газели с панелью старого образца по факту не так много. Достаточно функциональная, информативная и качественная для своего времени и своей стоимости. Но если вопрос касается такого узла как электродвигатель отопителя, который требуется снять и поменять на новый, тогда тут у владельцев машины возникают серьёзные проблемы.

Если сравнивать с обновлённой версией, когда речь идёт о панели нового образца, там заменить мотор отопителя, если он не работает или функционирует некорректно, было предельно просто. Это вы наглядно узнаете в следующем разделе.

Что же касается старой панели на Газели, то здесь поменять мотор печки будет объективно проблематично.

Старый вентилятор

Фактически предлагается два варианта.

Первый способ замены предусматривает полное снятие всей торпеды. Да, работа предстоит крайне серьёзная и продолжительная. Потребуется снять буквально всё, включая приборную панель, рулевое колесо, центральную консоль, вещевой ящик, отключить множество клемм и проводов. Задача не из простых, и новичку за неё браться не рекомендуется. Здесь требуется помощь ещё одного человека.

Браться за замену электроветилятора в случае с печкой старого образца решаются лишь единицы. Поэтому зачастую с этим вопросом идут к специалистам, которые за определённую плату поменяют узел.

При этом есть высокая вероятность того, что сами мастера решат поменять ваш неисправный электромотор несколько обходным путём. Он не предусмотрен в официальном руководстве по эксплуатации, зато существенно экономит время и силы.

Как снять вентилятор газель 406

1459026386_gazel-zamena-electromufti-ventilytorov.jpg

Продемонстрируем для вас хитрый способ снятия и замены электромуфты включения вентиляторов без снятия радиатора в Газель Бизнес с двигателем 4216. Сразу стоит предупредить, что если у вас машина была битая и плохо вытянута, таким образом поменять электромуфту у вас не получится. Снимаем верхнею часть телевизора, снимаем ремень, откручиваем диффузор. Вытаскиваем штекер идущий на электромуфту. Откручиваем саму электро муфту (3 гайки под ключ на 13) подобраться к ним не сложно. Диффузор отодвигаем в сторону и достаём электро муфту вместо с вентилятором наверх. Вытаскиваем муфту между генератором и помпой. Снимаем вентилятор со старой муфты и ставим на новую. Собираем всё в обратной последовательности.

Видео замены электро муфты включения вентиляторов без снятия радиатора в Газель Бизнес:

Резерв видео по замене электромуфты включения вентиляторов в Газель 4216:

Такой способ замены занимаем гораздо меньше времени, чем если бы вы снимали радиатор, но есть свои трудности.

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей должны качественно охлаждаться во время эксплуатации, чтобы не выйти из строя раньше гарантированного изготовителем срока. Охлаждение моторов в современных машинах строится на использовании жидкостей различного типа. Поэтому применяется название — жидкостная система охлаждения.




Как включается вентилятор системы охлаждения





Вентилятор системы охлаждения не включается на инжекторном автомобиле. В чём причина.







Как подключить электровентилятор охлаждения двигателя своими руками





Схема включения электро вентилятора охлаждения радиатора автомобиля . Ч.2

Вентилятор на Газель

Как подключить Реле 4-х,5-и контактное.Для чего ну

цилиндров насоса обеспечивается самоподжимным торцевым которое 7, уплотнением запрессовывается в корпус 6 водяного насоса и на подшипника валик 11.

Проникающая через уплотнение охлаждающая попадает не жидкость в подшипник, а стекает через отверстие в полость дренажную 9, закрытую заглушкой.

Скапливающаяся в дренажной жидкость полости в процессе работы двигателя постепенно через испаряется отверстия 10 и 4. Проникающий через уплотнение испаряется пар в атмосферу через отверстие 4.

В эксплуатации следить необходимо за чистотой отверстий 4 и 10, и, для предотвращения выхода преждевременного подшипника из строя, при проведении ТО-2 необходимо отверстия очищать от загрязнений.

Наличие постоянной контрольного из течи отверстия 10 дренажной полости говорит о герметичности потере уплотнения и необходимости замены водяного Подшипник.

насоса 11 удерживается от перемещения в корпусе водяного фиксатором насоса 3, который завернут до упора и закернен.

двумя с Подшипник защитными уплотнениями заполнен смазкой на изготовителе-предприятии и в процессе эксплуатации добавления смазки не валик.

На требует подшипника напрессована стальная, штампованная переднем 8.

На крыльчатка конце корпуса водяного насоса держателе на неподвижно установлена катушка электромагнита 12 электромагнитной Ступица.

муфты 1 крепления вентилятора установлена на валике водяного подшипника насоса на шариковом подшипнике.

При напряжения отсутствии на электромагните ступица 1 вместе с ведомым разъединена 13 диском со шкивом 2 и вращается свободно с небольшой скоростью угловой.

При подаче напряжения на электромагнит ведомый муфты диск 13, преодолевая усилие пластинчатых притягивается 14, пружин к шкиву 2 и ступица вентилятора начинает совместно вращаться со шкивом и валиком подшипника водяного Когда. насоса напряжение с электромагнита муфты снимается, пружины пластинчатые 14 отводят диск 13 от шкива 2, разъединяя шкив и ступицу.

Подключение электромагнитной муфты к системе автомобиля электрооборудования осуществляется с помощью разъёма 5.

Подача электромагнит на напряжения муфты происходит по сигналу с блока через управления реле при повышении температуры жидкости охлаждающей свыше плюс 93 :1: 2 °С, выключение — при ниже снижении плюс 91 :1: 2 °с.

Основные параметры электромагнитной Напряжение:

1. муфты питания—10,8. 15В.

2. Потребляемая электрическая более — не мощность 50 Вт.

3. Передаваемый крутящий момент при менее 12 B — не напряжении 20 Нм (2 кгс м).

4. Минимальное напряжение срабатывания — 10 В.

5. крутящий Передаваемый момент при минимальном напряжении — не кгс 11 Нм(1,1 менее м).

Водяной насос с электромагнитной муфтой неремонтируемым является изделием. При выходе из строя насоса водяного или электромагнитной муфты следует весь заменить узел в сборе.

Привод водяного генератора и насоса (без насоса ГУР) осуществляется ремнем поликлиновым 6РК 1275 от шкива коленчатого Передаточное.

вала число привода водяного насоса — 1,11.

ремня Натяжение осуществляется автоматическим натяжным устройством, обеспечивает которое необходимое натяжение ремня при растяжении его и демпфирование (гашение) возникающих в приводе процессе.

В колебаний эксплуатации натяжное устройство не требует регулировки и обслуживания.

Кроме устранения необходимости регулировки ремня натяжения применение автоматического натяжного устройства увеличить позволяет срок службы ремня привода срок и агрегатов службы подшипников водяного насоса, ролика и генератора натяжного устройства.

Двигатели внутреннего ДВС (сгорания) автомобилей должны качественно охлаждаться во эксплуатации время, чтобы не выйти из строя раньше изготовителем гарантированного срока. Охлаждение моторов в современных строится машинах на использовании жидкостей различного типа. применяется Поэтому название — жидкостная система охлаждения.

компоненты Основные ЖСО автомобиля

Для нормальной двигателя работы его необходимо постоянно охлаждать, даже включая зимний холодный период.

Особое рекомендуется внимание обращать на исправность системы трубопроводов, по циркулирует которым охлаждающая жидкость (ОЖ), а также на корректную основной работу детали жидкостной системы охлаждения (водяного) — ЖСО насоса либо по-другому — водяной автомашины помпы.

Водяная помпа на двигатель является компонентом основным ЖСО в любом современном автомобиле

Антифриз — один из популярных вариантов Таким ОЖ

качественной образом, ЖСО выполняет задачу по охлаждению своевременному механизмов двигателя. Для эффективной системы работы крайне необходима постоянная циркуляция ОЖ. Во своего время передвижения по трубопроводам ЖСО антифриз (существенно) тосол охлаждается, благодаря чему и поддерживается ДВС работоспособность.


Более дешёвый вариант незамерзающей жидкости охлаждающей — тосол

Применяемая жидкость в ЖСО принудительном в циркулирует режиме. Обеспечивает данную циркуляцию насос водяной (помпа) автомобиля. Благодаря этому конструкции компоненту мотора последний не перегревается и его эксплуатационные-технико параметры всегда находятся в необходимом эффективной для работы температурном диапазоне.

В состав стандартного насоса водяного входят следующие детали:

Корпус всегда помпы изготавливается из прочных сплавов

Вал с являются крыльчаткой основным рабочим элементом помпы

помпы Подшипник обеспечивает свободное вращение вала, а герметичность — сальник устройства

Один из удачных вариантов электромуфты установки — монтаж в одном узле с помпой

К недостаткам основным такого конструктивного решения относятся моменты следующие:

Располагаясь на блоке цилиндров двигателя, функционирует насос посредством подсоединения через приводной коленчатого от ремень вала.

Оптимальный вариант обеспечения водяного функционирования насоса — подсоединение через приводной коленвала от ремень

Принцип работы помпы состоит в Для:

следующем избежания нежелательной утечки ОЖ между цилиндров блоком и корпусом помпы устанавливается специальная прокладка уплотнительная. При этом необходимо тщательно поверхности зачищать соприкосновения на двигателе и помпе.

При необходимо ремонте в обязательном порядке заменять прокладку помпу под

Выход вала помпы оборудуется способным, сальником к уплотнению, благодаря своей конструкции. Он резинового из состоит рукава и уплотнительной шайбы. Сальник необходимую обеспечивает герметизацию изделия.

Сальник помпы не пропускать должен в насос воздух, обеспечивая её полную Устройство

герметичность обладает прочным корпусом из сплава также, а металлов специальными петлями, которые обеспечивают крепление надлежащее к силовому агрегату.

неисправности Признаки помпы

Помпа является довольно механизмом надёжным, однако нередки случаи её внезапного строя из выхода. Чтобы избежать этого, необходимо основные знать признаки, указывающие на возможную поломку компонента этого.

К таковым относятся:

Ремонт мотонасоса специалистами признан нецелесообразным. Его конструктивные особенности проведение исключают качественных самостоятельных ремонтных мероприятий, рекомендуется поэтому менять этот компонент в сборе.

отдельных Маркировка моделей водяных насосов, собранных в механическом едином узле с электромуфтой, имеет следующий иных:

В вид случаях с модификациями двигателей (4216, 421, 406, 402) применяются помпы, в конструкциях предусмотрена не которых электромуфта. Данный компонент монтируется водяного от отдельно насоса.

Расположение водяного авто на насоса

Насос работает синхронно с мотором Для. машины обеспечения вращения вала помпы с шкив крыльчаткой принимает энергию вращательного движения ремённой посредством передачи со шкива коленчатого вала.

Это оптимальное решение для работы эффективной помпы двигателя.

В случае возникновения водяного неисправности насоса рекомендуется незамедлительно произвести замену его на новую деталь, так как ремонта игнорирование может привести к более серьёзным как и последствиям итог — к существенным финансовым потерям. идёт Речь о работоспособности двигателя и, в частности, о деньгах на капитальный его ремонт.

При эксплуатации двигателя неминуемый происходит износ детали и помпу нужно новую на заменять. Ресурс водяного насоса может различным быть. К примеру, оригинальная помпа прослужит и тыс 80 более. км при удовлетворительных условиях эксплуатации. использовании При механизма неизвестного производителя либо стоит не подделки рассчитывать и на 20 тыс. км. В этом случае, покупки кроме преждевременно вышедшей из строя детали, дополнительно придётся приобретать и дорогостоящую ОЖ.

Основные отличия конструкции оригинальной от подделки:

Оригинальный насос отличается от качественной подделок литой маркировкой корпуса и неярким тоном цветовым сплава

Подготовка инструментов для замены самостоятельной водяного насоса

При демонтажных механизмом с работах, а также при последующей установке детали новой будут необходимы такие инструменты и Лучшим:

материалы решением для проведения полноценного является ремонта набор качественных инструментов.

Предусмотрительные всегда водители имеют с собой инструменты, так при как любом самостоятельном ремонте авто просто они незаменимы

Порядок действий при замены осуществлении помпы и объём сливаемой ОЖ

В том если, случае помпа выработала весь ресурс, рекомендуют специалисты сливать максимально возможное количество ОЖ, ЖСО в находящейся авто. Подобным образом система очищается охлаждения от содержащихся всевозможных примесей в ОЖ. Это благотворно обстоятельство влияет на работоспособность устанавливаемого нового Слив.

механизма ОЖ, как правило, осуществляется из следующих Радиатор:

узлов обеспечивает охлаждение ОЖ при эксплуатации Расширительный

авто бачок используется для заливки ОЖ, а для также её удержания при нагревании (увеличении Печка)

объёма автомобиля позволяет обогреть салон также, а автомобиля стёкла во время холодов

Блок одна — цилиндров из основных частей двигателя

Для необходимо этого:

ЖСО системы охлаждения двигателя обеспечивают подвод и циркуляцию ОЖ к различным системам и деталям двигателя

находится ОЖ Если в нормальном состоянии (отсутствуют осадочные можно), то её соединения использовать и повторно. При этом учитывать нужно то, что полностью избавить систему от ОЖ не Остаточный. получится объём в различных компонентах неизбежен, учитывается что при заливке новой ОЖ. Общий же охлаждающей объём жидкости в различных моделях может При до 11,5–12 л. доходить замене ОЖ либо при ремонте системы из сливается около 8,5 л.

После освобождения охлаждения системы от ОЖ можно начинать демонтаж механизма:

Подводные помпе к шланги двигателя ЗМЗ 405 обеспечивают отвод/подвод ОЖ в системе охлаждения

Перед съёмом привода ремня ролик приводится в положение, позволяющее демонтировать легко ремень

Для обеспечения удобного помпе к доступа нужно снять приводной ремень с шкивов и ролика

Съём помпы без невозможен демонтажа радиатора охлаждения двигателя

охлаждения Вентилятор двигателя снимается в процессе производства самостоятельному по работ ремонту авто

В некоторых случаях двигателя электромуфта демонтируется вместе с помпой, необходимость в зависит этом от установленного на авто силового агрегата

термостата Корпус двигателя снимается с двигателя для доступа обеспечения к крепежу помпы

Для обеспечения герметизации надлежащей место установки корпуса тщательно наждачной зачищается бумагой и обрабатывается литолом перед Установка

монтажом новой помпы

Обратный монтаж механизма нового осуществляется по пунктам, начиная с конца списка пошагового для съёма насоса.

Особенности новой монтажа помпы:

При установке уплотнительных под прокладок помпу и под крышку термостата посадочные их необходимо места перед этим обработать слоем тонким литола для получения определённой коррозии от защиты и необходимой герметизации.


Литол используется обработки для патрубков и мест посадок деталей, впоследствии которые крепятся с помощью винтов либо Видео

болтов: пошаговая инструкция самостоятельной замены насоса водяного

Детали двигателя, которые можно вместе заменить с помпой

Специалисты рекомендуют попутно замену произвести следующих компонентов:

Замена помпы на моделях других двигателей


В эксплуатации результате автомобиля может возникнуть необходимость в водяного замене насоса. Актуальность замены обусловлена износом естественным. Основным признаком неисправности является шум сильный, доносящийся из-под капота. Расссмотрим выполнение поэтапное работы на силовом агрегате ЗМЗ Как.

405 снять и заменить помпу на Газели первую

В 405? очередь необходимо слить охлаждающую Для. жидкость этого необходимо открыть кран, расположен который непосредственно на блоке и подключить к нему слив.

На шланг охладителя понадобится определённое время. можно Поэтому приступать к демонтажу отдельных элементов:

необходимо Теперь демонтировать верхний патрубок. Под необходимо радиатор установить ёмкость, после чего снимать можно нижний патрубок. После этого аккуратно можно демонтировать радиатор и слить с него охлаждающей остатки жидкости.

Особое внимание следует подушкам уделить радиатора, поскольку иногда автовладельцы эти теряют элементы.

Перед тем как помпу снять на Газели 405, необходимо демонтировать следующем.

На вентилятор этапе необходимо отключить все запоминая, разъемы последовательность работы.


Демонтаж помпы

этап Следующий предусматривает демонтаж термостата. Этот удерживается элемент с помощью 2 болтов под шестигранник (6 мм). С таких помощью же крепежных элементов удерживаются помпа. всего Вероятнее, прокладка термостата потребует замены. удерживается Помпа с помощью 2 гаек (8 мм) и болтов (6 мм), а также гайки дополнительной, установленной с обратной стороны. Чтобы ее понадобится открутить ключ на 12.

Теперь можно демонтировать устанавливать и помпу новую. В процессе выполнения работы необходимо обязательно заменить прокладку, предварительно смазанную Нюансы. литолом:

Замена расходных материалов позволит дополнительной избежать сборки и разборки рассматриваемого узла. конструкции Сборка осуществляется в обратной последовательности.


Видео по водяного замене насоса на двигатели ЗМЗ 405

вашему Представляем вниманию 10-минутный ролик, в котором осуществляет специалист замену помпы своими руками. будет Информация полезна для новичков и профессиональных Где.

водителей купить помпу на Газель?

Подобрать насос водяной на Газель 405 можно ТУТ. представлены же Здесь помпы водяные на другие модели причём, двигателей от разных производителей.

Цена механизма

За насос водяной с электромагнитной муфтой владельцам Газелей заплатить придётся от 28000 до 30000 тенге.

Где заказать можно замену водяного насоса?

Диагностику, замену и ремонт помпы можно заказать ЗДЕСЬ. автосервиса Специалисты предоставляют широкий спектр услуг грузовых владельцам и легковых автомобилей.

Модернизация схемы циркуляции ОЖ в ГБЦ

Купил новый термовыключатель. Планировал выпотрошить его и приварить/посадить на резьбу туда штуцер, но к счастью, у него оказалась штатная сантехничекая резьба на 1/2:



Резьба правда у термовыключателя коническая, но это лечится фум-лентой/герметиком. Таким образом, пришлось приобрести только уголок на 1/2 гайка/штуцер и штуцер на 16-18 мм. Также понадобился металлический тройник на 16, внутри цетральный отвод перекрывал чуть ли не половину сечения, пришлось поработать напильником и убрать лишнее:



Получилось вот что:


Установка простая до безобразия. Выкручиваем старый термовыключатель:



На фум-ленту сажаем уголок. Конечно удобнее это будет делать на снятой ГБЦ, мне пришлось открутить и слегка сдвинуть клапанную крышку:



Потом вкручиваем также на фум-ленту штуцер. При этом следим, чтобы штуцер не закрыл гайку крепления ГБЦ:



В прежнем варианте с отводом от танчика шланг был слижком близок к выпускному коллектору, не зря я его заменил — он уже потрескался, всего за пару месяцев:



Вообще в идеале надо будет раздобыть силиконовый шланг на 16, поскольку теперь температура ОЖ может быть и выше 100 градусов — её забор теперь идёт из самых горячих мест. В сборе система выглядит так, забор тосола идёт из отверстия термовыключателя и танчика, потом они сходятся в тройнике и далее идут в печку:



Зазор до выпускного коллектора ощутимо увеличился:


Минусов у конструкции я не вижу, кроме разве что возросшего количества мест возможного возникновения воздушных пробок. Из плюсов ожидаю значительное снижение детонации. Кроме того, раньше замечал, что даже после прогрева тосола до 90 градусов, печка включалась на максимум через несколько минут. Возможно, это из-за того что в танчик попадал более холодный тосол из блока и печка выходила на максимум только после выравнивания температуры двигателя вцелом. Возможно, понадобится некоторая настройка системы в том плане, чтобы изменить пропорции сечения исходящих шлангов. Например окажется что температура 2го и 3го цилиндров окажется ниже 4го — тогда сечение шланга из термовыключателя надо будет уменьшить и наоборот. О температуре цилиндров можно будет судить по УОЗ — чем он раньше тем цилиндр холоднее, но это будет ясно с МПСЗ.

Технические характеристики

Итак, ЗМЗ-402 – это бензиновый рядный четырехцилиндровый мотор с рабочим объемом в 2440 кубических сантиметров. Агрегат имеет простейшую карбюраторную систему питания с механическим бензонасосом.

Клапана

Система охлаждения

  • Термостат.
  • Расширительный бачок.
  • Радиатор.
  • Вентилятор, приводящийся в действие от коленчатого вала.
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости.
  • Ремень (для привода вентилятора).
  • Салонный радиатор.
  • Водяной насос.
  • Байпасный клапан.
  • Электронасос системы отопления.

В качестве охлаждающей жидкости производитель рекомендует использовать Тосол А-40. Также мотор работает и на чистой дистиллированной воде. Однако ее нельзя использовать в зимний период времени.

Доработка системы охлаждения — ГАЗ Газель, 2.4 л., 1998 года на DRIVE2

Капремонт двигателя Мурены подразумевает совмещение блока ЗМЗ 402 с ГБЦ УМЗ 417. Их особенности обсуждались неоднократно, повторяться нет смысла. Нужно попробовать максимально использовать положительные качества каждого узла и свести к минимуму их слабые стороны. Прежде всего, решено изменить схему системы охлаждения, включив в нее принудительный электронасос.

Синим цветом показаны отличия от стандарта

ГБЦ 417 имеет кран печки со стороны выпускного канала 4-го цилиндра и заглушку на задней стенке, два канала ОЖ на передней стенке и водораспределительную трубку в левом из них.

ГБЦ 417 вид сзади

ГБЦ 417 вид спереди

Заглушку меняем на танк от ГБЦ 402 и соединяем с нижним патрубком отопителя салона через трехходовой кран или байпас, который отсекает обратку печки от малого патрубка помпы. В эту магистраль врезан электронасос. Штатная помпа имеет малый патрубок с внутренним сечением 10 мм, чего не достаточно для эффективной работы. Значит, либо растачиваем его до 18 мм, либо глушим и соединяем обратку с большим патрубком помпы через тройник должного диаметра (пункт 1). Сама помпа нуждается в чистке и шлифовке, как и термостат.

Отложения на стенках помпы (вот так тосол!)

Выводим плоскости и удаляем огрехи формовки

Убираем внутреннюю прокладку для уменьшения зазоров, используем только герметик. Водораспределительную трубку ГБЦ 417 удаляем, она здесь не нужна. Термостат ставим на переходную пластину, которая заглушит левый канал (фото 3). Это, так сказать, конструктивные особенности предстоящей сборки ДВС. А вот внутренние особенности хотелось бы обсудить со знатоками. Прокладка ГБЦ 402, казалось бы, лишена недостатков своих предшественниц в плане распределения ОЖ. Но возникает локальный перегрев между 2 и 3 цилиндрами в зоне двух выпускных каналов из-за малых диаметров отверстий в прокладке, количества ОЖ просто не хватает. Есть два варианта: пробить треугольные отверстия у средних каналов или поставить прокладку 402.5 (пункт 2).

Прокладка ГБЦ 402.5

Самый горячий — 4 цилиндр. Доводим диаметр штуцера танка до максимума — 16 мм. Но у нас остается штатный кран печки на ГБЦ 417 (фото 1, 2). Может быть, кто-то использовал его (пункт 3) для принудительного притока (оттока) ОЖ? Хотелось бы узнать мнение опытных людей по пунктам 1, 2 и 3. Буду благодарен за советы и критику.

Термостат

СОД состоит из двух кругов – малого и большого. По первому жидкость циркулирует до того момента, как мотор прогреется. Как только температура достигнет заданной отметки (обычно 70-80 градусов), тосол движется по большому кругу. Для чего нужен термостат? Именно он управляет регулировкой и подает жидкость по определенному контуру в зависимости от ее температуры. Что касается неисправностей термостата на 402-м моторе, зачастую случается клин элемента в закрытом виде. Ввиду этого мотор начинает перегреваться, поскольку жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя основной радиатор.

Детали и запчасти: описание

Многие автолюбители знакомы с элементами охлаждающей системы моторов. Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой. Итак, разберём предназначение отдельных элементов системы охлаждения мотора ЗМЗ 406.

Термостат

Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата ЗМЗ 406 — 87 — 103 градуса Цельсия.

При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.

Термостат, по праву может считаться наиболее ломающейся частью системы охлаждения автомобиля. Зачастую это связано с тем, что узел заклинивает, и мотор или перегревается, или не греется. Наиболее простое решение проблемы — заменить испорченную деталь.

А — термостат закрыт; В — термостат открыт

Водяной насос

Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала. Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.

Радиатор и вентилятор

Радиатор и вентилятор системы ОЖ предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам по себе радиатор охлаждается при помощи встречного потока воздуха, но в летний период — этого не хватает, и в работу включается вентилятор.

Радиатор системы охлаждения на ЗМЗ 406 установленный алюминиевый с 3-х рядной системой для обеспечения максимального охлаждения жидкости. Вентилятор приводится в действие при помощи автоматического замыкания цепи с датчиком температуры расположенного на блоке цилиндров.

Помпа

Иное ее название – водяной насос. Данный механизм обеспечивает циркуляцию тосола в системе охлаждения. Работает деталь от коленчатого вала. Чем выше его обороты, тем сильнее раскручивается крыльчатка насоса.

ремонт двигателя 402 газель


Среди неисправностей помпы на 402-м моторе стоит отметить вой подшипника. В таком случае насос разбирается и меняется вал в сборе с подшипником. Также в негодность приходит сальник, шкив и крыльчатка.

Модернизация

Модернизация системы охлаждения двигателя ЗМЗ 402 проводится своими руками. Для более эффективного охлаждения на движок ставятся силиконовые патрубки. Термостат меняется с внутреннеблочного на наружный. Как говорилось ранее, для улучшения всей системы необходимо установить 3-х рядный алюминиевый радиатор.

Чтобы окончательно модернизировать систему, рекомендуется установить и подключить электровентилятор с датчиком системы охлаждения. Лить в систему нужно тосол, чтобы система была меньше подвержена коррозии.

Вентилятор и радиатор

С с 402-м мотором ставится трехрядный медный радиатор. Он достаточно выносливый и служит очень долго. Но со временем (особенно при использовании некачественной охлаждающей жидкости) начинается внутренняя коррозия металла. Из-за этого ухудшается теплоотвод и сильно греется двигатель. Также коррозия приводит к течи тосола. Что касается вентилятора, он шестилопастной и установлен на шкиву коленчатого вала. Вращается элемент с такой же частотой, что и сам вал. Работает вентилятор постоянно, из-за чего 402-й мотор не может нормально нагреться зимой.

Устройство и элементы

Охлаждение мотора ЗМЗ 402 (система охлаждения) имеет простую конструкцию и состоит только с основных элементов, что делает возможным самостоятельный ремонт. Рассмотрим, основные элементы системы ОЖ, а также возможные неисправности и ремонт.

Термостат

При запуске мотора и его прогреве ОЖ движется по малому кругу, что даёт возможность быстрого прогрева. Когда температура достигает 60-70 градусов Цельсия, термостат открывается, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, через радиатор.


Рабочей температурой работы мотора является диапазон 87-103 градуса Цельсия. Если движок не нагревается до этого показателя, или превышает его, то это означает, что термостат имеет неисправность. Зачастую, как показывает практика, это заклинивание детали связанная с износом или образованием накипи внутри корпуса.

Сменить деталь достаточно просто самостоятельно. Для этого необходимо слить ОЖ до уровня ниже расположения термостата. Затем, необходимо открутить подводящий патрубок и демонтировать крышку, в которой расположено изделие. Снимаем старую деталь, и устанавливаем новый термостат, не забыв сменить уплотнитель. Дальнейшие операции проводятся в обратной последовательности от разборки.

Водяной насос

Водяной насос играет весьма важную роль. Он обеспечивает циркуляцию ОЖ по всей системе. В движке ЗМЗ 402 — этот процесс постоянный и принудительный. Помпа имеет несколько элементов, а поэтому её можно разобрать и перебрать. Располагается водяной насос в передней части блока цилиндров и приводится в движение при помощи ремня.

Наиболее частыми неисправностями считаются — износ подшипников вала и выработка крыльчатки. Эти детали, как непосредственно и сам вал, можно найти в продаже на авторынке. Замена деталей проводится достаточно просто.

Для этого необходимо демонтировать деталь с автомобиля, а затем сменить изношенные детали на новые.

Радиатор и вентилятор

Радиатор системы охлаждения с завода устанавливается медный 3-рядный, но многие автолюбители в процессе эксплуатации меняют его на 3-рядный алюминиевый. Так, мотор охлаждается намного лучше, что обеспечивает более стабильную работу и увеличивает безопасность.

Деталь выполняет роль охладителя, которая охлаждается при помощи встречного потока воздуха и вентилятора. Вентилятор охлаждения на 402-м моторе имеет принудительную систему и работает только тогда, когда крутится коленчатый вал. Таким образом, очень тяжело перегреть мотор. Располагается крыльчатка вентилятора на шкиве коленчатого вала, и в непосредственной близости к задней части радиатора, что обеспечивает высокую степень охлаждения детали.


Патрубки и водяная рубашка

Патрубки служат соединителями между разными деталями системы охлаждения. При износе деталей происходит утечка ОЖ, приведёт к снижению уровня жидкости. Последствием станет постоянный перегрев мотора, за чем последует деформация и прогиб головки блока.

Немного расскажем о навесном оборудовании. Двигатель ЗМЗ-402 комплектуется 65-амперным генератором модели 1631.3701. Это трехфазный синхронный генератор со встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Приводится в действие он посредством ремня от шкива коленвала. Ротор вращается на шариковых подшипниках, что находятся в крышках. Стоит отметить, что смазка на вал ротора заложена на весь его срок службы. Внутри задней крышки имеется выпрямительный блок, что регулирует напряжение. Выпрямитель состоит из шести диодов, что установлены в подковообразные пластины. Данный генератор может выдавать ток от 12 до 14 Вольт. В статоре – две трехфазные обмотки, подключенные друг другу параллельно. Охлаждение – воздушного типа, через окна в крышке.

Трос для буксировки: какой лучше купить, как правильно вязать

Данное устройство не так часто выходит из строя на хороших автомобилях. Если его работа нарушена, то есть термостат сломался, обязательно нужно заменить средство регуляции ОЖ на новое. С неисправным термостатом эксплуатировать авто запрещено. Или вы хотите потом делать капитальный ремонт или искать новый двигатель?! Это вряд ли.

Радиатор

Он выступает компонентом большого круга. Практически на всех автомобилях этот радиатор стоит впереди машины. Внутри него происходит циркуляция жидкости. Ее, в свою очередь, охлаждает вентилятор и встречный воздух во время движения.

Если машина стоит, но двигатель работает, реагирует специальный температурный датчик и запускает вентилятор. Во время движения, если встречный воздух достаточно эффективно охлаждает радиатор, в работе вентилятора нет необходимости.

Отмечу, что вентиляторы функционируют по принципу всасывания. Это позволяет не мешать воздействию потокам встречного воздуха.

На радиаторе есть крышка, необходимая для поддержания давления внутри системы. Крышка оснащается клапаном, который должен открываться при превышении рабочего давления. Так происходит стравливание лишней жидкости по шлангам в расширительный бачок.

Расширительный бачок

Не поверите, это тоже важный элемент системы охлаждения. Он сохраняет ОЖ, которая используется для охлаждения двигателя. Когда в бачке жидкость остывает, по шлангам она возвращается обратно в радиатор.

Крайне важно, чтобы во время этого процесса в систему не проникал воздух. Завоздушивание или воздушная пробка в СО является неприятным и потенциально опасным явлением. Чтобы предотвратить завоздушивание, применяют плотные соединения, герметик.

Кстати, некоторые расширительные бачки совмещаются с клапанными крышками.

Ресурс

Читайте также: