Самая устойчивая ступень лада

Обновлено: 04.07.2024

В условиях определенного лада и конкретной тональности все интервалы подразделяются на две категории: устойчивые и неустойчивые.

Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (то есть звуков тонического трезвучия), все же остальные интервалы (в том числе и консонансы), включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, в целом являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивый интервал.

Ладовым разрешением называется перевод неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно производится на основе существующих в ладе секундовых и отчасти кварто-квинтовых тяготений.

Первые из них являются более универсальными, ибо все неустойчивые ступени находятся в секундовом соотношении с одной из устойчивых ступеней, при помощи же кварто-квинтовых тяготений могут разрешаться лишь неустойчивые интервалы, включающие в себя звуки доминанты (чаще всего) и субдоминанты (реже).

Техника ладового разрешения интервалов на основе секундовых тяготений такова:

1) Прежде всего надо определить тональности, в которых встречается данный интервал.

2) Если данный неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то при разрешении каждый из них должен плавно пойти по своему тяготению в ближайший (соседний) усточивый звук, в результате чего образуется устойчивый интервал, являющийся разрешением предыдущего неустойчивого интервала.

Одновременное движение обоих голосов может быть или параллельным, или противоположным, однако при этом следует избегать движения параллельными квинтами и октавами (или унисонами), которое не является образцом хорошего голосоведения и потому, как правило, неприемлемо:


можно нельзя


При прочих равных условиях желательно, чтобы в интервале разрешения достаточно ясно проявлялось ладовое наклонение.

Так, в нижеследующем примере первый вариант разрешения хотя и вполне правомерен, все же не дает четкого представления о ладовом наклонении, тогда как во втором варианте оно проступает, благодаря наличию тонической терции, совершенно определенно:

3) Если данный неустойчивый интервал содержит в себе лишь один неустойчивый звук, а другой будет являться устойчивым, то первый плавно перейдет (то есть разрешится) в ближайшую устойчивую ступень — в сторону своего тяготения, второй же останется на месте, что образует так называемое косвенное движение голосов:

C-dur



При выборе различных вариантов разрешения тех или иных интервалов в условиях определенного лада и конкретной тональности надо, разумеется, учитывать также и некоторые дополнительные обстоятельства:

а) полутоновое тяготение всегда ощущается острее целотонового, и поэтому такое разрешение (если только оно возможно в данном случае) всегда будет более убедительным;

б) при одинаковых интервальных соотношениях между неустойчивым звуком и окружающими его устойчивыми ступенями лада предпочтительнее производить разрешение в наиболее устойчивый звук — тонику (если, разумеется, он не занят другим голосом, или если такое разрешение достаточно ярко выявляет ладовое наклонение);

в) некоторые интервалы, как, например, секунды на V и VII ступенях лада, не могут быть разрешены на основе только ладовых тяготений, так как секунда в приму не разрешается — нельзя неустойчивый звук вести к унисону с неподвижным соседним голосом, ибо при этом не слышится переход одного звука в другой.

Для более полноценного разрешения этих секунд приходится прибегать к так называемому двойному разрешению, то есть к сочетанию сперва акустического, а затем — ладового разрешения интервалов:

нельзя можно: акустич нельзя можно акустич.


г) в равной мере не следует допускать непосредственного разрешения септимы в октаву, так как эти интервалы являются, соответственно, обращениями секунды и примы.

Разрешение некоторых септим в тонику производится чаще всего опосредованным путем — через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям доминанты или субдоминанты:


4) Если секундовые тяготения имеют явно выраженное мелодическое происхождение, то кварто-квинтовые тяготения основаны, главным образом, на ладогармонических функциональных связях: это — тяготение основных звуков доминанты и (в несколько меньшей степени) субдоминанты непосредственно к тонике.

Пятая ступень лада (доминанта), являющаяся по своей природе устойчивым звуком, входящим в состав тонического трезвучия, будучи взятой вместе с какой-либо неустойчивой ступенью, тоже начинает звучать неустойчиво, ибо любой интервал, содержащий в себе хотя бы один неустойчивый звук, будет неустойчив в целом.

Поскольку же ближайшее окружение V ступени образуют неустойчивые звуки, то разрешаться она может только скачком (на кварту вверх или квинту вниз) непосредственно в тонику (I ступень) — наиболее устойчивый из всех устойчивых звуков лада:


Субдоминанта (IV ступень лада) хотя и окружена с обеих сторон устойчивыми ступенями, однако сохраняет при этом свое функциональное подчинение тонике, на основании чего и может быть разрешена скачком непосредственно в тонику (I ступень):


Впрочем, разрешение на основе кварто-квинтовых тяготений гораздо более типично для доминанты, нежели для субдоминанты.


Разумеется, в творческой практике композиторов (особенно современных) встречаются и более свободные и разнообразные варианты разрешений интервалов, но они выходят за рамки учебного курса теории музыки и потому специально здесь не рассматриваются.

Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.

Ступени лада

Девушка играет на скрипке

В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.

Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.

Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:

  • Седьмая – вторая – первая.
  • Вторая – четвертая – третья.
  • Четвертая – шестая – пятая.

Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как “лад” и “тональность”.

Развитие слуха 103: Ладотональный слух

Пакет Стандарт — Курс и бонусы Пакет VIP также включает в себя курс Интервалы и Гармоническое Ухо

Главные ступени лада

Такое название они получили из-за наибольшей весомости звучания в музыкальных произведениях. Отсюда и главенство этих ступеней в общей музыкальной иерархии. Приоритету способствует их удаленность от тоники на квинту (вниз, либо вверх). А квинта второй обертон в обертоновом ряду (сразу после октавы), т.е. в тонике уже прослушивается доминанта, а в субдоминанте — тоника.

Трезвучия, построенные от этих ступеней всегда могут составить основу аккомпанемента любой диатонической мелодии.

Помимо того, их трезвучия в мажоре будут мажорными, а в натуральном миноре — минорными. Совместно с цифровым обозначением I, IV, V у них имеется еще специфическое буквенное обозначение T, S, D. В классической музыке все аккорды относятся к тонической, субдоминантовой или доминантовой группам.



Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же,…


Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…

Что такое лад

Профессиональный пианист

Лад – система устойчивых и тяготеющих в них неустойчивых звуков и созвучий, дающая точные сведения о звуковысотном (интервальном) расстоянии между всеми ступенями ладового звукоряда.

Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.

В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.

Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:

  • большая секунда;
  • малая;
  • три больших;
  • малая.
  • большая секунда;
  • малая;
  • две большие;
  • малая;
  • малая терция;
  • малая секунда.

Основные ступени лада: T – тоника (1-я ступень), S – субдоминанта (4-я ступень), и D – доминанта (5-я ступень).

Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).

Также существует понятие “производных” звуков, в октаве их всего пять – это ступени, к которым добавляется знак альтерации (бемоль или диез).

В ладотональной музыкальной системе существует понятие “устойчивости” и “неустойчивости” ступеней.

Устойчивые – первая, третья и пятая ступени лада.

Ступени – звуки, из которых состоит лад. Их всего семь. В нотном письме обозначаются латинскими цифрами – от I до VII.

Существуют две системы обозначения нот – буквенная и слоговая. Они сформировались в эпоху Средневековья. Более известным является слоговое обозначение: do-re-mi-fa-sol-la-si, основанное на первых слогах католического песнопения XI в.

Тональности

Урок вокала

Тональность – лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.

Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:

Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор – нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре – один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака – фа и до диез и т. д.

По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор – знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор – один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре – си и ми бемоли и т. д.

Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво.

Что такое устойчивые ступени в гамме?

Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII). Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени.

Какие ступени лада устойчивые?

Так, нота C (до) в тональности C-dur (до мажор) является первой ступенью, а, например, в тональности В-dur (си-бемоль мажор) — второй и т. п. I, III и V ступени (тоника, медианта и доминанта соответственно) называются устойчивыми ступенями лада; II, IV, VI и VII — побочными.

Сколько в ладу неустойчивых ступеней?

Лад – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней. I, III, V ступени – устойчивые, II – IV – VI - VII ступени – неустойчивые.

Чем отличаются устойчивые ступени от неустойчивых?

Что такое устойчивые ступени в сольфеджио?

Ступени и их тяготение

Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. . Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Что такое тональность звука?

Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда.

Что такое вводные ступени в музыке?

7. Вводные звуки – это звуки, которые окружают тонику, её соседи сверху и снизу – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.

Какие знаки в тональности фа мажор?

Фа мажор (F-dur) — мажорная тональность с тоникой фа. Имеет один бемоль при ключе — си.

Какие ступени лада являются побочными?

Трезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно; II, III, VI и VII — называются побочными, потому что "имеют в ладу второстепенное значение".

Как называется самая устойчивая ступень лада?

Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. . Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило).

Какие ступени в гамме главные?

Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

Сколько ступеней звукоряда?

Основными называются семь ступеней музыкальной системы (звукоряда), которым даны самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Они соответствуют белым клавишам фортепиано. 12.

Как подписать ступени в музыке?

I (VIII). Каждая ступень имеет своѐ название: I - тоника II – нисходящий вводный звук III – медианта IV – субдоминанта V – доминанта VI – субмедианта VII – восходящий вводный звук АКЦЕНТ (ударение) - это выделенный в музыке звук. СИЛЬНАЯ ДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).

Лад в музыке — это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.
В системе этого рода есть звуки, используемые как опора — устойчивые звуки. Главный устойчивый звук системы называется ТОНИКОЙ. Устойчивость звуков проявляется тогда, когда им противопоставлены другие звуки с иными свойствами, т.е. НЕУСТОЙЧИВЫЕ. Это звуки системы, в которых выражается незавершенность музыкальной мысли.

Тяготением называется ожидание перехода какого-либо звука лада в другой его звук. Сам же переход на основе тяготения называется разрешением.


Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Главные ступени лада

Такое название они получили из-за наибольшей весомости звучания в музыкальных произведениях. Отсюда и главенство этих ступеней в общей музыкальной иерархии. Приоритету способствует их удаленность от тоники на квинту (вниз, либо вверх). А квинта второй обертон в обертоновом ряду (сразу после октавы), т.е. в тонике уже прослушивается доминанта, а в субдоминанте — тоника.

Трезвучия, построенные от этих ступеней всегда могут составить основу аккомпанемента любой диатонической мелодии.

Помимо того, их трезвучия в мажоре будут мажорными, а в натуральном миноре — минорными. Совместно с цифровым обозначением I, IV, V у них имеется еще специфическое буквенное обозначение T, S, D. В классической музыке все аккорды относятся к тонической, субдоминантовой или доминантовой группам.


Начнём с того, что из себя представляет.

Гитара представляет собой один из самых универсальных.


Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения.

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же.


Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры.

Читайте также: